РЕ _ Рп + Рд + Рвн + Рмеж.
Сравнивая суммарные рейтинговые оценки одного предприятия с другим, как по социальной составляющей, так и по экономической. можно получить фактический уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия. В реальной практике определение экономического потенциала предприятий и его сравнительная оценка по отношению к другим предприятиям - сложная многокритериальная задача, требующая длительной отработки соответствующих индикаторов и показателей. Последние, в свою очередь, в значительной степени зависят от специализации предприятия, которая в последние годы претерпела серьезные изменения. Эта проблема требует специального рассмотрения и обоснования на основе большого числа проводимых расчетов.
Список литературы:
1. Путятина Л.М., Небиеридзе А.З. Методические аспекты оценки производственного потенциала машиностроительных предприятий в современных условиях // Экономика в промышленности. - 2012. - № 3. - С. 39-41.
2. Джамай Е.В., Зинченко А.С. Управление затратами предприятия машиностроения в современных финансовых условиях // Социально-экономические и гуманитарные исследования. - 2015. - № 7. - С. 110-113.
3. Путятина Л.М., Джамай Е.В., Лаврова Л.А. Основные аспекты разработки товарной политики машиностроительного предприятия как важного элемента его маркетинговой деятельности // Вестник МГОУ Серия «Экономика». - 2015. - № 1. - С. 58-61.
4. Путятина Л.М., Джамай Е.В., Тарасова Н.В. Структура и содержание управленческого анализа на предприятии в современных условиях // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». - 2014. - № 4. - С. 136-139.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПО БАЛАНСОВОМУ ОТЧЕТУ НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОГО ИПОТЕЧНОГО ФОНДА
© Тесленко И.Б.1, Королева Н.А.2
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Владимир
В статье представлен анализ финансовых коэффициентов, проведенный на примере Владимирского ипотечного фонда (ИНН: 3328445246),
1 Заведующий кафедрой БИиЭ, профессор.
2 Студент кафедры МиМ.
благодаря которому раскрывается информация о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта и перспективах его развития, необходимой для принятия решений заинтересованными пользователями отчетности.
Ключевые слова: оценка имущественного положения предприятия, показатели прибыли, анализ ликвидности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что проведение анализа по различным направлениям должно показать, насколько устойчиво функционирует предприятие. Данный аспект является принципиально важным при решении вопросов о выплате дивидендов, возможности расширения и развития бизнеса.
С помощью анализа баланса в организации можно получить информацию об имущественном и финансовом состоянии предприятия, то есть о его обеспеченности источниками для получения прибыли.
Отчет о прибылях и убытках позволяет дать оценку деловой активности организации за определенный период. В отличие от баланса, который дает представление о состоянии средств и их источниках в статике (на определенную дату), отчет о прибылях и убытках характеризует динамику хозяйственного процесса.
Хозяйственные средства действующей организации находятся в постоянном движении: капиталы, полученные у собственников или заимодавцев, инвестируются в производство; закупленные сырье и материалы потребляются в процессе изготовления продукции; готовые изделия реализуются потребителям, поступления платежей от которых пополняют денежные ресурсы организации. Цикл текущих операций постоянно воспроизводится. По сути, в отчете о прибылях и убытках деятельность организации рассматривается с двух сторон: с одной стороны, приводятся данные о доходах, с другой - о расходах, понесенных для получения этих доходов [1].
Под доходами понимается приток экономических выгод, который приводит к приросту собственного капитала организации, отличного от его увеличения за счет вкладов собственников (участников).
Под расходами следует понимать стоимость потребленных организацией ресурсов для получения экономических выгод (доходов). Разница между доходами и расходами образует финансовый результат: если доходы превышают расходы, то результатом является прибыль, в противоположном случае получается убыток. При этом финансовый результат обязательно влияет на величину собственного капитала организации.
Бухгалтерская, финансовая и налоговая отчетность, призванные отражать специфические цели и задачи, имеют свои преимущества и недостатки. У всех этих видов отчетности есть общий недостаток: выйдя из рамок шахматного бухгалтерского баланса, эти формы потеряли взаимосвязь между собой. При этом нарушилась их системность и информативность. Чтобы
сохранить эту системность, необходимо существенно преобразовать исходный баланс по следующим направлениям.
- Бухгалтерская отчетность (форма № 1) отражает изменения в активах и капитале за отчетный период исключительно на фиксировании остатков по счетам бухгалтерского учета. Большего при этом не требуется: обороты по счетам остаются вне поля зрения, взаимосвязь конкретного вида актива с конкретным видом капитала не анализируется, причины изменения валюты баланса не увязываются ни с доходом предприятия, ни с направлениями использования этого дохода. Вследствие этого бухгалтерский баланс всего лишь в сжатом виде констатирует что было и что стало, все хозяйственные операции при этом спрессованы.
- Финансовая отчетность (форма № 2) нацелена на развернутое отражение финансового результата от основной деятельности, внереализационных и прочих операций. При этом определение величины балансовой прибыли никак не увязывается с формами ее выражения: денежной и натурально-вещественной. Понятно, что если бы такое представление прибыли существовало в форме № 2, то были бы понятны и направления ее использования, и источники возникновения. Аналогичные рассуждения характерны и для таких категорий, как выручка, износ, заработная плата и налоги. Поэтому, несмотря на то, что финансовая отчетность представлена в стоимостном выражении, ее наполнение явно недостаточно для объективного понимания разделов формы вообще и финансового результата в частности [2].
- Налоговая отчетность предназначена для расчета налогов, неналоговых платежей и сборов в отчетном периоде. В этом смысле каждая из налоговых форм представляет собой отдельный раздел из шахматного баланса, поэтому взаимосвязь между балансом и налоговой отчетностью очевидна. Но при составлении налоговой отчетности не учитывается важнейшее обстоятельство: начисление налогов, как правило, проводится в натурально-вещественной форме, а их перечисление - исключительно в денежной. Разрыв между формами начисления налогов и их выплатой непосредственно отражается на финансово-экономическом состоянии предприятия. Ведь отсутствие денежных средств на выплату налогов при избытке источников на их выплату в натурально-вещественной форме толкает предприятие на получение заемных средств в денежной форме, что не способствует укреплению его устойчивости.
Таким образом, бухгалтерская, финансовая и налоговая отчетность, призванные отражать специфические цели и задачи, имеют свои преимущества и недостатки. Но у всех этих видов отчетности есть общий недостаток: выйдя из рамок шахматного бухгалтерского баланса, эти формы потеряли
взаимосвязь между собой. При этом нарушилась их системность и информативность. В целом вычленение каких-либо форм отчетности из единого шахматного баланса для анализа движения активов и капитала за отчетный период разрушает единую стройную систему, присущую бухгалтерскому балансу.
Следовательно, для того чтобы сохранить эту системность и в то же время сформировать бухгалтерскую, финансовую и налоговую отчетность, необходимо существенно преобразовать исходный шахматный бухгалтерский баланс [2].
Эти преобразования должны идти по следующим направлениям:
- Переход от бухгалтерских счетов к укрупненным объектам учета, сгруппированных по единым тематическим признакам (скажем, денежные средства, начисления, валовая выручка и другие).
- Определение стыковочных «узлов» между различными формами отчетности.
- Установление механизма взаимосвязи между общими элементами этих форм.
- Максимальное сохранение внутреннего содержания каждой формы при незначительных редакционных изменениях.
- Экономическое прочтение бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности в едином формате.
Результатом этих преобразований является аналитический документ, который обобщает в себе эти формы отчетности так, что индивидуальность каждой формы не меняется, а взаимосвязь между ними становится явной. При этом каждая форма отчетности отражается на фоне других форм, а раз так, то анализ, оценка и управление финансовой устойчивостью предприятия качество повышаются.
С другой стороны, отдельные элементы данного аналитического документа, входящие в состав этих форм, сразу получают тройное толкование - с точки зрения бухгалтерского, финансового и налогового учета. Если, например, речь идет о финансовом результате, то немаловажно знать его форму выражения, достаточность для покрытия оставшихся долгов и обязательств, а также возможности экономического роста и дальнейшего развития.
Несомненным преимуществом такой сводной формы является возможность экономического прочтения одновременно бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности. Фактически это дает следующее - если директору предприятия, а также руководителям других служб и подразделений будет понятна эта универсальная таблица с данными за отчетный период, то будет понятна и вся действующая отчетность, поскольку анализируется всего лишь один, но объемный по информации документ, а не десяток пусть важных, но разрозненных документов, налоговых расчетов и справок.
На примере Владимирского ипотечного фонда статистический баланс (А = П) на конец отчетного 2013 года составил 7029 тыс. руб., на конец 2014 года 7028 тыс. руб., на конец 2015 года 7087 тыс. руб. Таким образом, в период с 2014 по 2015 года суммарное имущество (А) возросло на 59 тыс. руб.: 7087 - 7028 = 59, на столько же возросла сумма источников формирования имущества организации [3].
В 2012 году показатель чистой прибыли Владимирского ипотечного фонда составил 822 тыс. руб. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка от реализации продукции равна себестоимости, то удается лишь возместить расходы на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. Так и произошло в 2013 году. Показатель прибыли резко уменьшился до 5 тыс. руб., на конец отчетного 2015 года показатель немного увеличился и составил 39 тыс. руб.
Рентабельность активов (return on assets, ROA) - финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Чтобы вычислить значение показателя воспользуемся формулой:
=ЧП,
СА
где ЧП - чистая прибыль (39 тыс. руб.), СА - стоимость активов (7087 тыс. руб.). Рентабельность активов составила 0,55 %, что ниже предельных порогов (< 5 %). Это свидетельствует о том, что сильно уменьшена результативность предприятия в создании прибыли с помощью активов. Соответственно, компания генерирует меньше дохода при большем уровне инвестиций.
Для того, чтобы рассчитать итоговое значение, необходимо воспользоваться формулой:
Ри = Чпр,
Спр
где Ппр - прибыль от продаж (4 тыс. руб.), Спр - себестоимость продаж (961 тыс. руб.).
Рентабельность составила 0,42 %, что ниже предельных порогов (< 2 %), Это свидетельствует о том, что на данный период деятельность предприятия является убыточной.
Для того, чтобы рассчитать рентабельность продукции, необходимо использовать формулу:
Рп=^пр, В
где В - выручка (965 тыс. руб.). Рентабельность продукции составила 0, 41 %.
По приведенным данным можно сделать вывод, что показатель рентабельности продукции является средним 0 % < рентабельность < 6 %. Для повышения рентабельности реализуемой продукции возможно снижать себестоимость продукции и повышать объемы продаж. Оба пути связаны с появлением дополнительных затрат, которые впоследствии повлияют на величину рентабельности [4].
Для того, чтобы более точно показать, как работает организация в условиях рынка и даль оценку деятельности, необходимо рассчитать основные коэффициенты ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности показывает соотношение оборотных активов (деньги, задолженность контрагентов, запасы), которые могут быть обращены в деньги относительно обязательств на ближайший год.
Коэффициент текущей ликвидности составил 1.9 что говорит о высокой финансовой устойчивости организации (> 1,5).
Значение коэффициента быстрой ликвидности показывает соотношение денег и других наиболее ликвидных оборотных активов (задолженность контрагентов), которые могут быть обращены в деньги относительно краткосрочных обязательств. Коэффициент быстрой ликвидности = 1.88. Высокая финансовая устойчивость (> 0.8). Значение коэффициента абсолютной ликвидности показывает долю кредиторской задолженности, которую можно погасить за счет имеющихся денежных средств.
Коэффициент абсолютной ликвидности = 0.03. Низкая финансовая устойчивость (< 0.05).
Проведя финансовый анализ Владимирского ипотечного фонда, необходимо дать оценку риска банкротства организации. Для этого воспользуемся моделью Альтмана для непроизводственных предприятий в прогнозировании банкротства предприятия за 1 год.
Z = 6.56 х xi +3.26х x2 + 6.72 х x3 + 1.05 х x4.
Необходимо подставить следующие значения
X1 = ОБк = 0 18 где ОБк - оборотный капитал, А - активы;
А ' '
X 2 = нер) = о, 006, где Пр(нер) - нераспределенная прибыль; А
X з = оп) = 0.007, где Пр(оп) - операционная прибыль; А
К
X4 = — = 89 859 где К - собственный капитал, О - обязательства. О
Таким образом, индекс Альтмана Z = 95.599.
Следовательно, финансовое состояние Владимирского ипотечного фонда устойчивое, вероятность банкротства низкая (> 2.6). Минимизация рисков возникновения несостоятельности является одним из приоритетных направлений в хозяйственной деятельности любой коммерческой организации. В противном случае предприятие, может не только нанести материальный ущерб контрагентам или участникам юридического лица, но, и упустить предполагаемую прибыль [5].
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Список литературы:
1. Илышева Н.Н. Анализ финансовой отчетности коммерческой организации: учебное пособие / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - ISBN 5-238-01075-3.
2. Селезнева Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации: учебное пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 583 с. - ISBN 978-5-238-01178-3.
3. Долгосрочная целевая программа «Социальная ипотека для жителей города Владимира на 2012-2018 годы» Раздел V
4. http://vladimir-city.ru/info/ipoteca/photo.php.
5. http://www.vse-obipoteke.ru/.
6. http://www.vse-obipoteke.ru/socialnaja_ipoteka_v_regionah/vladimirska-ja_oblast/postanovlenie_3602/.
МОТИВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
© Трошина Е.П.1
ФГБОУ ВПО Самарский государственный экономический университет,
г. Самара
В статье рассмотрены основные элементы мотивационного механизма организации и внутренние факторы, определяющие его особен-
1 Доцент кафедры Прикладного менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.