Научная статья на тему 'Анализ финансовой устойчивости страховой компании на основе качественных методов'

Анализ финансовой устойчивости страховой компании на основе качественных методов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПОКАЗАТЕЛЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСЫ / ОТКРЫТОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / МЕТОД / СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пенюгалова А.В., Аведисян Н.Н.

В статье рассмотрен пример определения финансовой устойчивости страховой организации. Предлагается система критериев и весов, которая опирается на открытые данные Федеральной службы страхового надзора. Авторы на примере трех компаний проверили свои предположения. Результаты проверки оправдывают валидность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансовой устойчивости страховой компании на основе качественных методов»

36 (78) - 2011

Финансовая устойчивость организации

УДК 336.6

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ

А. В. ПЕНЮГАЛОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономического анализа статистики и финансов Е-mail: penugalova@mail. ш Н. Н. АВЕДИСЯН, аспирант кафедры экономического анализа статистики и финансов Е-mail: avedisyan. natalya@yandex. ги Кубанский государственный университет

В статье рассмотрен пример определения финансовой устойчивости страховой организации. Предлагается система критериев и весов, которая опирается на открытые данные Федеральной службы страхового надзора.

Авторы на примере трех компаний проверили свои предположения. Результаты проверки оправдывают валидность разработанной методики.

Ключевые слова: система, показатель, устойчивость, финансы, открытость, информация, метод, страхование.

Система оценки сигнальных точек. Авторам удалось разработать экспресс-тест для определения уровня платежеспособности страховщика по косвенным признакам. Результаты теста не рассматриваются как абсолютно точные, однако общая тенденция по результатам проведения такого теста может быть эффективно выявлена.

В основу теста положены вероятности того, станет ли компания лидером или банкротом в зависимости от указанных факторов, а именно:

1) есть ли компания в реестре Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора);

2) приостанавливалась ли ранее лицензия (и по каким причинам);

3) город регистрации компании;

4) есть ли у страховщика интернет-сайт и насколько легко его найти:

— есть ли на сайте бухгалтерская отчетность организации и если да, то в каком объеме;

— есть ли на сайте ссылка на финансовые показатели деятельности компании;

5) организационно-правовая форма страховщика;

6) размер уставного капитала;

7) количество лицензий;

8) входит ли компании в двадцатку крупнейших;

9) надежность компании по оценкам независимых рейтинговых агентств;

10) дата начала работы компании.

Набор баллов для страховой компании в зависимости от того, соответствует она или нет тем или иным критериям, представлены в табл. 1. Конкретные баллы, например 0,12 для критерия «приостанавливалась ли ранее лицензия» по группе лидеров, по сути означают вероятность того, что страховщик, у которого ранее отзывалась лицензия, окажется

среди лидеров рынка. Каждая такая вероятность (балл) была определена исходя из фактических данных, собранных по группам лидеров и банкротов.

Вероятности были рассчитаны исходя из общего правила определения вероятности наступления того или иного события из числа всего множества возможных событий, составляющих в совокупности полную группу. Так, если подбрасывать кубик, то вероятность выпадения цифры 4 равно 1/6, аналогично, из 50 лидеров рынка у шести ранее отзывалась лицензия, т. е. 6/50 = 0,12.

Таким же образом были получены все основные баллы (см. табл. 1). Второстепенные данные, т. е. обратные события, были получены путем вычитания из единицы основной вероятности. Например, если у страховщика ранее приостанавливалась лицензия,

то его вероятность попадания в лидеры составляет 0,12, а если таких инцидентов ранее не происходило, то эта же вероятность составляет уже Р = 1 — 0,12 = = 0,88, т. е. гораздо выше, что полностью соответствует экономической интерпретации баллов.

Отдельно следует рассмотреть критерии «Размер уставного капитала» и «Количество лицензий».

Вероятности для подпунктов показателя «Размер уставного капитала» рассчитывалась по лидерам семи из 42 компаний, которые являются обладателями уставного капитала (УК) меньшего, чем меньшая граница интервала среднего отклонения от среднего значения УК. Таким образом, вероятность равна 7/42 = 0,14. Фактически, это означает, что если у компании уставный капитал менее 454 млн руб., то ее вероятность попасть в лидеры также крайне

Таблица 1

Система сигнальных точек на страховом рынке РФ

Показатель Лидеры Банкроты

Есть ли компания в реестре Росстрахнадзора 1 1

Нет компании в реестре Росстрахнадзора 0 0

Приостанавливалась ли ранее лицензия 0,12 0,64

Ранее лицензия не приостанавливалась 0,88 0,36

Город регистрации компании Москва 0,7 0,54

Город регистрации компании не Москва 0,3 0,46

Есть у страховщика интернет-сайт 0,96 0,88

Нет у страховщика интернет-сайта 0,04 0,12

Есть финансовые показатели на интернет-сайте 0,12 0,04

Нет финансовых показателей на интернет-сайте 0,88 0,96

Есть отчетность на интернет-сайте 0,72 0,56

Нет отчетности на интернет-сайте 0,28 0,44

Есть отчетность в динамике на интернет-сайте 0,68 0,44

Нет отчетности в динамике на интернет-сайте 0,32 0,56

Организационно-правовая форма страховщика ООО 0,38 0,72

Другая организационно-правовая форма страховщика (не ООО) 0,62 0,28

Размер уставного капитала, руб. 1 832 178 665 202 309 268

Размер уставного капитала выше большей границы 1 1

(для банкротов ниже меньшей)

Размер уставного капитала находится внутри интервала 0,83 0,78

Размер уставного капитала ниже меньшей границы интервала (для банкротов — выше большей границы) 0,14 0,07

Количество лицензий 16,74 9,22

Количество лицензий выше большей границы 1 1

(для банкротов ниже меньшей границы)

Количество лицензий находится внутри интервала 0,88 0,82

Количество лицензий ниже меньшей границы интервала 0,18 0,20

(для банкротов — выше большей границы)

Входит в пятьдесят крупнейших компаний + —

Не входит в пятьдесят крупнейших компаний 0 0

Есть оценка рейтингового агентства 0,7 —

Нет оценки рейтингового агентства 0,3 0

Число лет работы на российском рынке 16 —

Максимальная сумма баллов 10,14 7,86

Источник: составлено авторами.

низка и составляет всего 0,14. Если же страховщик попал в интервал среднего линейного отклонения, то его вероятность оказаться лидером (29 компаний из 50) составляет уже 0,14 + 29/50 = 0,83. Наконец, превышение большей границы — это максимальная вероятность в рамках показателя «Уставный капитал» попасть в лидеры. Если УК компании превышает 3 200 млн руб., то шансы на высокую финансовую устойчивость существенно выше, чем у того, кто обладает УК меньше 454 млн руб.

Одновременно по группе банкротов этот же механизм реализуется с точностью до наоборот. Компания с УК большим, чем большая граница интервала, получает минимальную вероятность оказаться банкротом (3 компании из 41, т. е. 3/41= = 0,07). Компании с капиталом, попавшим внутрь интервала среднего линейного отклонения, получают вероятность оказаться в банкротах, равную 0,7+ + 29/41 = 0,78. Наконец, максимальная вероятность лишиться лицензии у тех, кто оказался ниже меньшей границы, т. е. чей капитал составляет менее 59,5 млн руб., и она равняется единице.

Аналогично следует интерпретировать баллы по показателю «Количество лицензий». Показатели «Входит в двадцатку крупнейших» и «Число лет работы на российском рынке» принципиально отличаются от остальных тем, что не имеют обратных событий. Попадание компании в 50 наиболее успешных автоматически предполагает лидерство и, следовательно, максимальную по этому показателю вероятность оказаться в лидерах.

Безусловно, с учетом одинаковых вероятностей по группе лидеров и по банкротам этот показатель ничего не добавляет к математическому расчету итогового балла, тем не менее экономическая важность критерия столь высока, что решено было принять значение показателя в качественном виде. Как крайне благоприятное принимается «+», т. е. вероятность оказаться в лидерах увеличивается для лидеров, либо «—» для банкротов (т. е. вероятность оказаться банкротом уменьшается). Аналогично из-за отсутствия данных по рейтингам для страховщиков группы банкротов наличие такого показателя отрицательно сказывается на вероятности оказаться банкротом, поэтому условно принимается значение «—».

Наконец, последний показатель «Число лет работы на российском рынке» характеризуется как относительный. Чем больше его значение, тем это более благоприятно для финансовой устойчивости

страховщика. Среднее же число лет по страховщикам-лидерам составило 16 лет, интервал среднего линейного отклонения — от 11 до 20 лет.

Максимальная сумма баллов указывает на максимально возможную величину, характеризующую вероятность попадания в группу лидеров или банкротов. Именно этот показатель служит тем общим знаменателем, с которым сравниваются итоговые данные анализируемой компании.

У каждой группы этот знаменатель свой. Таким образом, если компания набрала 10 баллов по группе лидеров и пять баллов по банкротам, то вероятность этого страховщика оказаться в лидерах составляет 10/10,14 = 0,99, а в банкротах — 5/786= = 0,63. Выводом может служить предположение о том, что, несмотря на общую очень положительную тенденцию, у компании все же есть опасные стороны, свидетельствующие также о некоторой возможности потерять лицензию в ближайшие два года.

Поскольку приведение к общему знаменателю — последний шаг, целесообразно провести полный итоговый подсчет баллов с начала и получить результат по конкретной компании, что осуществляется в четыре этапа:

1) расчет суммы баллов по данным группы лидеров;

2) расчет суммы баллов по данным группы банкротов;

3) приведение обеих сумм к общему знаменателю;

4) абсолютное и относительное сравнение показателей.

Если на четвертом этапе показатель по группе лидеров окажется больше, чем по группе банкротов, то предприятие можно скорее назвать финансово устойчивым. Соответственно, превышение группы банкротов над лидерами указывает на общую негативную тенденцию.

Несмотря на довольно простую процедуру сравнения, важно также рассчитать относительное соотношение полученных вероятностей. Это связано с тем, что если вероятность по лидерам и по банкротам окажется примерно одинаковой, то точность бинарного вывода (лидер/банкрот) ставится под сомнение, и скорее следует говорить о том, что компания относится к середнячкам. Соответственно, чем больше разрыв между итогом, тем более уверенно можно делать вывод. Пример представлен в табл. 2.

Таблица 2

Пример результатов экспресс-анализа финансовой устойчивости страховой компании

Компания Лидеры Банкроты Разрыв Соотношение, %

Компания 1 0,8 0,5 0,3 60

Компания 2 0,7 0,62 0,08 12,9

В этом примере разрыв рассчитывается как разница между баллами по лидерам и банкротам, взятая по модулю. Вывод по предложенным в примере компаниям очевиден — более точный вывод возможен по Компании 1, тогда как лидерство Компании 2 оспаривается столь же высокой вероятностью банкротства (0,62), сколь и лидерства (0,7). Соотношение рассчитывается по формуле

Лидеры

Большее значение

Соотношение = -

Банкроты

Меньшее значение

Лидеры Банкроты

Поскольку соотношение максимально возможных баллов составляет 10,14/7,86 х 100 % — — 100 % ~ 30 %, примем отклонение от 20 до 30 % как достаточное для надежного отнесения компании к той или иной группе.

Рассмотрим все четыре этапа на примере. В качестве экспериментальных данных возьмем три компании из числа лидеров, банкротов и середнячков, а именно: ООО «СК «Согласие», ЗАО «СК «Петра» и ООО «Проминстрах» соответственно. По итогам I квартала 2011 г. ООО «СК «Согласие» занимает девятое место в топ-списке по сборам (без обязательного медицинского страхования), по данным ФССН [3], и, соответственно, является типичным представителем группы лидеров. ЗАО «СК «Петра» на дату проведения анализа (06.07.2011) находилась в состоянии приостановления лицензии [2], что послужило причиной выбора этой компании как финансово менее устойчивой, чем лидеры рынка. Наконец, ООО «Проминстрах» было выбрано как компания, занявшая 100-е место из числа лидеров рынка. В табл. 3 представлены результаты проверки и сопоставления этих страховщиков.

Наилучшие данные были получены по ООО «СК «Согласие». Вероятность попадания этой компании в лидеры действительно высока и составляет 0,81, тогда как вероятность оказаться в банкротах — 0,52. Учитывая соотношение (56,4 %), можно совершенно уверенно утверждать о том, что компания является финансово устойчивой и надежной для сотрудничества.

Основной вклад в эту оценку был сделан за счет соответствия таких критериев, как город регистрации (0,7), наличие сайта (0,96), наличие отчетности в динамике (0,72 и 0,68 соответственно), большой уставный капитал (1) и наличие большого количества лицензий (0,88). Кроме того, компания прошла процедуру присвоения рейтинга, что априори означает высокий уровень уверенности в своих силах и ее открытость.

В целом полученные результа-100% —100% ты отражают реальную ситуацию на рынке. Компания ООО «СК «Согласие» — одна из крупнейших и находится на девятом месте рейтинга страховщиков страны. Высокий процент относительного соотношения указывает на то, что компания финансово устойчива и находится в группе лидеров. Наличие отчетности в динамике говорит об открытости информации и уверенности, что данные баланса и отчета о прибылях и убытках сыграют положительную роль в оценке устойчивости компании. Страховщику фактически нечего скрывать, и он предоставляет партнерам возможность самостоятельно принять осознанное решение о дальнейшем сотрудничестве. Повысить результаты экспресс-теста могла бы другая организационно-правовая форма собственности компании, однако единичный неблагоприятный аспект перекрывается остальными положительными. Именно для устранения такого рода нестыковок компания оценивается по относительно большому количеству показателей, т. е. рассматриваются 14 критериев.

По второй компании — ЗАО «СК «Петра» — удалось определить общую тенденцию, а именно предрасположенность к отзыву лицензии. Вероятность стать банкротом (0,69) превысила вероятность лидерства (0,57), а процентное соотношение составило всего 20,50 %, т. е. общую тенденцию можно назвать устойчивой — компания действительно испытывает финансовые трудности, что подтверждается фактом приостановления лицензии.

Важно отметить, что все критерии, в рамках которых проводится экспресс-тест, обладают предсказательной силой, т. е. можно было бы полгода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7х"

5

Таблица 3

Экспресс-анализ финансовой устойчивости страховых компаний

е

п

0

1

=1 тз о

<т> сг

тз

<Т>

Е

<т>

X

Показатель Исходные данные ООО «СК «Согласие» ЗАО «СК «Петра» ООО «Проминстрах»

Лидеры Банкроты Лидеры Банкроты Лидеры Банкроты Лидеры Банкроты

Есть ли компания в реестре Росстрахнадзора 1 0 1 0 1 0 1 0

Нет компании в реестре Росстрахнадзора 0 1

Приостанавливалась ли ранее лицензия 0,12 0,64 0,12 0,64 0,12 0,64

Ранее лицензия не приостанавливалась 0,88 0,36 0,88 0,36

Город регистрации компании Москва 0,7 0,54 0,7 0,54 0,7 0,54

Город регистрации компании не Москва 0,3 0,46 0,3 0,46

Есть у страховщика интернет-сайт 0,96 0,88 0,96 0,88 0,96 0,88 0,96 0,88

Нет у страховщика интернет-сайта 0,04 0,12

Есть финансовые показатели на интернет-сайте 0,12 0,04 0,12 0,04

Нет финансовых показателей на интернет-сайте 0,88 0,96 0,88 0,96 0,88 0,96

Есть отчетность на интернет-сайте 0,72 0,56 0,72 0,56 0,72 0,56

Нет отчетности на интернет-сайте 0,28 0,44 0,28 0,44

Есть отчетность в динамике на интернет-сайте 0,68 0,44 0,68 0,44 0,68 0,44

Нет отчетности в динамике на интернет-сайте 0,32 0,56 0,32 0,56

Организационно-правовая форма страховщика ООО 0,38 0,72 0,38 0,72 0,38 0,72

Другая организационно-правовая форма страховщика (не ООО) 0,62 0,28 0,62 0,28

Размер уставного капитала,тыс. руб. 1 832 178,665 202 309,268 3 297 704 33 500 280 000

Размер уставного капитала находится внутри интервала 0,83 0,78 0,78

Размер уставного капитала ниже меньшей границы интервала ( для банкротов — выше большей границы) 0,14 0,07 0,07 0,14 0,14

Количество лицензий 16,74 9,22 21 15 17

Количество лицензий выше большей границы ( для банкротов — ниже меньшей границы) 1 1

Количество лицензий находится внутри интервала 0,88 0,74 0,88 0,88 0,88

Количество лицензий ниже меньшей границы интервала ( для банкротов — выше большей границы) 0,18 0,2 0,2 0,2 0,2

Входит в пятьдесят крупнейших компаний 1 0 1

Не входит в пятьдесят крупнейших компаний 0 +

Есть оценка рейтингового агентства 0,7 — 0,7 - 0,7 -

Нет оценки рейтингового агентства 0,3 0 0,3

Число лет работы на российском рынке 16 — 20 12 10

Максимальная сумма баллов 10,14 7,86 8,26 4,09 5,80 5,42 7,92 5,44

Вероятность 0,814595661 0,520759635 0,57227388 0,68956743 0,781346858 0,692174021

Разница 2,28 0,29 0,12 0,09

Соотношение, % 29,01 56,42 20,5 12,88

Ы

ст»

VI 00

м о

а>

03 О)

оз о

а1

ы О!

назад проанализировать ЗАО «СК «Петра» и получить тот же результат, который через пять месяцев подтвердился бы приостановлением лицензии и проблемами с финансовой устойчивостью. Для российского страхового рынка это, пожалуй, наиважнейшее свойство предлагаемого авторского экспресс-анализа перспективной финансовой устойчивости.

В настоящее время наиболее распространенным способом выбора страховщика является следование рекомендациям друзей или родственников либо же личный положительный опыт. Однако прошлый положительный опыт мало значим в контексте будущих отношений, необходимы более обоснованные критерии будущей оценки платежеспособности, поскольку договор страхования в большинстве случаев заключается сроком на один год и более.

Наконец, наименее точный результат был получен по нейтральной компании ООО «Проминстрах». В абсолютном выражении преобладает вероятность лидерства, однако процентное соотношение слишком мало, чтобы говорить об этом превосходстве уверенно. Скорее следует сделать вывод о том, что в целом компания финансово устойчива и общие тенденции на будущее положительны, однако небольшая разница между полученными результатами также заставляет потенциальных клиентов и партнеров компании внимательно отслеживать изменения, происходящие внутри ООО «Проминстрах».

Кроме того, наличие отчетности позволяет дополнить этот экспресс-анализ более глубокими расчетами по данным первой и второй форм бухгалтерской отчетности страховщика. По сути, проверка подтвердила реальное состояние дел: компания занимает последнее место в сотне лидеров, однако занимаемое место настораживает. Положительное впечатление складывается за счет открытости и наличия отчетности в динамике, большого количества лицензий (17) и небольшого, но достаточного уставного капитала, однако остальные показатели оставляют желать лучшего.

В целом разработанный экспресс-анализ на примере ООО «СК «Согласие», ЗАО «СК «Петра» и ООО «Проминстрах» оправдал себя и показал хорошие результаты благодаря ряду особенностей и преимуществ, заложенных в него авторами. К таким особенностям следует отнести:

— эффективность перспективной оценки;

— возможность ранжировать компании по рассчитанным вероятностям;

— учет веса каждого из критериев;

— результат подразумевает вероятностный подход;

— все критерии выверены, а гипотезы прошли статистическую проверку;

— большинство показателей составляет полную группу и потому возможна однозначная трактовка;

— возможность взаимосвязанной оценки баллов;

— доступность данных;

— отсутствие сложных расчетов или трудностей в интерпретации.

Эффективность перспективной оценки. Критерии экспресс-анализа обладают устойчивостью и слабой изменчивостью, благодаря чему их диагностирование позволяет делать надежный прогноз на ближайшие один — два года. Такое свойство показателей связано с их качественной характеристикой. Менеджмент организации складывается годами и проявляется либо как эффективный, либо — нет. Процедуры и механизмы работы, привычные для сотрудников, доводятся до автоматизма, и их не так-то просто изменить, а тем более изменить быстро. Топ-менеджмент страховой компании осознает, что дела идут не очень хорошо, и из года в год не обнародует отчетность на веб-ресурсе, отказывается от процедуры присуждения рейтинга.

Одновременно существенно увеличивать уставный капитал принципиально не из чего, и он остается на посредственном уровне. Если ранее уже происходили случаи приостановления лицензии, то это явно указывает на неполадки в тех самых сложившихся механизмах работы, которые предложенные критерии отражают. Развернуть сложившийся управленческий аппарат в другом направлении (более или менее эффективном) невозможно в одночасье, что и предполагает сильную предсказательную способность предложенных критериев.

Иначе говоря, с точки зрения качественных характеристик организация, подобно снежному кому, несется с горы и превращается в лавину. Снежок не может просто остановиться и внезапно полететь вверх по горе, поэтому он набирает мощь, что заканчивается либо отзывом/приостановлением лицензии, если выявленная тенденция негативна, либо лидерством на рынке, если предпосылки положительны.

Возможность ранжировать компании по рассчитанным вероятностям. Рассчитываемые вероятности попадания в ту или иную группу могут быть определены для нескольких или всех страховых

компаний России и, таким образом, проранжиро-ваны по вероятности попадания в число лидеров или банкротов. Это также своего рода рейтинг страховщиков, опирающийся на открытую информацию о качественной характеристике финансовой устойчивости компании.

При этом рейтинг будет состоять из двух составляющих: вероятности стать лидером и вероятности стать банкротом. В ряде случаев для определения места страховщика в рейтинге понадобится процентное соотношение, выступающее своего рода третейским судьей там, где вероятности пересекаются и не очевидно, какая из компаний более устойчива.

Учет веса каждого из критериев. Примечательной и крайне важной особенностью является учет веса каждого из критериев. Не всегда очевидно, какой из факторов играет более важную роль — город регистрации или организационно-правовая форма собственности.

Вероятности выступающими баллами в экспресс-анализе различаются по группе лидеров и банкротов. Чем больше это различие, тем более значим показатель. Веса опосредованно заложены в анализ и реализуются через систему подсчета баллов. Например, наименее значимый показатель — это наличие финансовых показателей на интернет-сайте. Разница в вероятностях по группам составляет 0,12 — 0,04 = 0,08. С одной стороны, это означает, что из 25 лидеров и 25 менее престижных, но все же лидирующих компаний примерно одинаковое количество характеризуется наличием финансовых показателей на сайте, а именно один и три соответственно для каждой группы и, следовательно, по этому признаку компании не особенно сильно различаются, а значит, и весомость данного фактора минимальна. В экспресс-анализ это заложено за счет небольшой разницы в 0,08, которая означает, что компания-лидер получит лишь на 0,08 баллов преимущества по сравнению с банкротом.

Совершенно иначе дело обстоит с критерием «Приостанавливалась ли ранее лицензия». Если она ранее приостанавливалась, то вероятность стать лидером оказывается всего 0,12, тогда как вероятность оказаться банкротом составляет 0,64. Учитывая то, что вероятность как явление изменяется в пределах от нуля до единицы, такой разброс действительно важен.

Сами же вероятности были получены исходя из того, что из числа лидеров только у шести ранее

приостанавливалось действие лицензии, тогда как среди банкротов это число достигло 32. Очевидно, этот критерий обладает большим весом, чем наличие финансовых показателей на сайте, что и отражает большой разброс вероятности (0,64 — 0,12 = =0,52). Таким образом, страховщик, у которого ранее отзывалась лицензия, получит больше баллов по банкротству и совсем немного по лидерству.

Результат подразумевает вероятностный подход. Итоговый результат, получаемый в виде двух чисел, характеризующих вероятность компании стать лидером рынка или потерять лицензию, очень легко интерпретировать и сравнивать между собой. Поскольку вероятность не может быть меньше нуля или больше единицы, результат сразу однозначно читается и не требует дальнейших сложных интерпретаций.

Все критерии выверены, а гипотезы прошли статистическую проверку. Другим преимуществом можно назвать статистическую обоснованность всех включенных в экспресс-тест качественных критериев финансовой устойчивости страховщика, доступ к которым является открытым и незатрудненным для любого пользователя сети Интернет. Проверка гипотезы о значимости каждого отдельно взятого критерия позволяет впоследствии делать статистически значимые выводы при использовании критериев в непосредственной практической работе. Это дает гарантию того, что усилия аналитика направлены только на оценку действительно важных показателей без потери времени на второстепенные или незначимые критерии.

Большинство показателей составляет полную группу. Все критерии составляют полную группу (исключение составляет только критерий «Дата начала работы компании»). Например, компания либо зарегистрирована в ФССН, либо нет, т. е. сумма вероятностей всегда составляет единицу. Это также означает, что при анализе компаний не возникает неожиданной ситуации, которую аналитик не сможет интерпретировать или разрешить.

Там, где критерий касается количественных факторов (уставный капитал и лицензии), вся совокупность была разбита на три части на основании статистических расчетов среднего линейного отклонения и составления промежутка наибольшей и наименьшей вероятности для каждой из групп страховщиков. Промежутки составляют полную группу, и сумма их вероятностей также равна единице. Экспресс-тест финансовой устойчивости

подразумевает четкие границы уставного капитала и количества лицензий, двоякая трактовка которых практически невозможна.

Возможность взаимосвязанной оценки баллов. Было бы большим недостатком оставить анализ на этапе приведения показателей к общему знаменателю, поскольку прямое превышение одного показателя над другим хотя и дает ответ на вопрос об общем состоянии финансовой устойчивости страховщика, тем не менее не позволяет оценить риски, неизбежно сопровождающие любую компанию.

Абсолютное и относительное сопоставление показателей по лидерам и банкротам позволяет получить более точную информацию о состоянии дел в организации. Чем больше разрыв, тем с большей точностью можно говорить о выявленных тенденциях и, соответственно, чем меньше разница, тем больше речь идет о смешанном состоянии, при котором компания находится где-то посередине, и для более полной ее оценки необходимо больше информации, например общий финансовый анализ отчетности за два — три года.

Доступность данных. Вся информация, необходимая для проведения экспресс-анализа, находится в открытом доступе в сети Интернет на сайтах ФССН и портала «Страхование сегодня» [1], а также необходимо потратить несколько минут на поиск сайта конкретной страховой компании. Вся информация и необходимые расчеты могут быть найдены за 10—15 мин в Интернете даже с помощью сотового телефона, что решает проблему выбора страховщика в повседневных бытовых ситуациях.

Отсутствие сложных расчетов или трудностей в интерпретации. Простота расчетов и ясность в понимании, как интерпретировать результаты, достигаются за счет максимальной предварительной авторской работы по отбору критериев, поиску информации; проведения расчетов, проверки статистических гипотез, подсчета вероятностей и пр.

Однако наравне с преимуществами следует отметить и ряд недостатков, присущих разработанному экспресс-тесту финансовой устойчивости страховщика:

- ограниченное количество исходных критериев;

- фактическое отсутствие абсолютной шкалы;

- отсутствие балансирующих критериев.

Каждый из представленных недостатков хотя

и может быть назван критическим, тем не менее

может быть объяснен. За каждым из них стоят обоснованное решение и причины, по которым недостаток не был учтен и исправлен. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Ограниченное количество исходных критериев. Критериев оценки страховой компании может быть действительно много: от объема сборов и доли на рынке до уровня профессионализма топ-менеджмента. Вполне вероятно, что существуют более сильные в прогнозном отношении критерии, не вошедшие в экспресс-анализ. Тем не менее имеющихся критериев достаточно, чтобы точно диагностировать финансовое положение компании и определить общую тенденцию дальнейшего развития. Целью экспресс-теста не является абсолютно точное определение уровня платежеспособности и финансовой устойчивости компании. Для характеристики страховщика важна общая картина — направление развития в сторону лидеров или банкротов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактическое отсутствие абсолютной шкалы. Какой бы банкротной компания ни была, она все равно наберет определенное количество баллов по группе лидеров и по группе банкротов. В идеале должна быть четкая абсолютная шкала, например от нуля до десяти, где 0 — однозначно не может стать лидером/банкротом, а 10 — точно входит в ту или иную группу.

Невозможность составить такую шкалу объясняется тем, что каждый из критериев, за исключением наличия рейтинговой оценки, неотделим от страховой компании. Страховщик не может не обладать уставным капиталом или не иметь организационно-правовой формы. В том или ином виде, но все показатели присущи организации и, следовательно, в совокупности составляют определенную вероятность лидерства или отзыва лицензии. В результате оказывается невозможным получить вероятность банкротства или лидерства, равную нулю.

Такая ситуация справедлива и с точки зрения экономической интерпретации — ни одна из компаний не может гарантированно стать лидером или банкротом, всегда есть определенный шанс избежать отзыва лицензии или, наоборот, потерять лидирующие позиции. Отсутствие фактической абсолютной наглядности замещается хорошей точностью определения общих тенденций и наличием дополнительных абсолютных и относительных показателей, характеризующих полученные вероятности во взаимосвязи

Отсутствие балансирующих критериев. Под балансирующими критериями понимаются такие, которые могли бы иметь отрицательную вероятность. Например, для группы банкротов присутствие компании в пятидесяти лидерах могло означать вероятность оказаться банкротом, равную не нулю, а например, минус единице. По сути, этот показатель с экономической точки зрения мог бы перекрыть негативное влияние таких критериев, как, например, отсутствие отчетности на сайте. За счет этого могло бы происходить выравнивание итогового показателя в меньшую сторону, тогда как при существующей модели любая характеристика по крайней мере не увеличивает вероятности оказаться лидером или банкротом, т. е. равна нулю. Отказ от отрицательных (балансирующих) критериев связан прежде всего с самой сутью вероятностных событий, которые не могут быть отрицательными.

Рассмотрев наиболее явные недостатки, можно сделать вывод о том, что их негативное влияние,

по сути либо нивелировано, либо учтено в том или ином виде, и каких-либо критических проблем в применении экспресс-анализа качественных характеристик страховщика выявлено не было. Это позволяет сделать вывод о том, что созданная методика экспресс-анализа финансовой устойчивости страховой компании на основе качественных методов оправдывает себя и выполняет функцию прогнозирования уровня устойчивости.

Список литературы

1. Интернет-портал «Страхование сегодня». URL: http://www. insur-info. ru/about_insur-today

2. О приостановлении действия лицензии на осуществление страхования закрытого акционерного общества «Страховая компания «Петра»: приказ ФСФР России от 07.06.2011 № 11-1378/пз-и.

3. URL: http://www. insur-info. ru/statistics/ analytics/?cNum=100&cNumCustom=100&period =2011.1&order=un01&region=0&dir=in&datatype=i tog&unAction=a05.

К

ents

SOBOLEV

МИРОВЫЕ ЗНАМЕНИТОСТИ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ РОССИИ!

12 ноября 2011 г. в киноконцертном зале "Пушкинский" (Москва, Пушкинская пл., 2) состоится величайшее событие в мире маркетинга

семинар Филипа Котлера "Маркетинг 3.0"

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» В программе семинара:

Сессия 1: Как сделать, чтобы Ваши бизнес-идеи осуществлялись:

* управление и маркетинг в эпоху неопределенности и турбулентности;

* почему традиционный маркетинг становится менее эффективным; почему его нужно изобретать заново;

* принятие нового определения маркетинга;

* почему Вы нуждаетесь в двух отделах маркетинга;

* вовлечение клиентов; как сделать, чтобы клиенты полюбили Вашу компанию.

* понимание различий между маркетинг 1.0, 2.0 и 3.0;

Сессия 2. Как искать новые мощные идеи и быть инновационным:

* инновации - это дополнительные Ваши возможности;

* строительство инновационной стратегии и системы управления;

* использование основных источников новых идей и инструментов для исследования потребителей.

Сессия 3.: Как улучшить силу бренда:

* бренд - больше, чем имя; способы измерения эффективности бренда;

* будьте внимательны: пузырь бренда;

* роль социальных медиа в формировании имиджа.

Дискуссия с участием трех директоров по маркетингу крупных компаний России. Модератор - Игорь Манн. За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (812) 309-06-95, +7 (499) 703-12-95 либо E-mail: info@sobolev-events.ru

http://sobolev-events. ru

10 ^ проблемы и решения

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.