Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФЕМИНИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ ФИЛОСОФА ДИНАСТИИ МИН - ЛИ ЧЖИ'

АНАЛИЗ ФЕМИНИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ ФИЛОСОФА ДИНАСТИИ МИН - ЛИ ЧЖИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
223
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / НЕОКОНФУЦИАНСТВО / МИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЛИ ЧЖИ / ФЕМИНИЗМ В КИТАЕ / CHINESE PHYLOSOPHY / NEO-CONFUCIANISM / THINKERS OF THE MING DYNASTY / LI ZHI / CHINESE GENDER EQUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арчугова Анна Сергеевна

Данная статья посвящена анализу феминистских взглядов философа династии Мин -Ли Чжи. Ли Чжи был одним из первых философов в Китае отстаивавших права женщин. Ли Чжи не только решительно опровергал традиционную для Китая того времени точку зрения, что женщины не способны участвовать в дискуссиях на философские темы и не имеют права получать образование, но и доказывал свою теорию на практике, обучая женщин и обсуждая с ними вопросы этики и метафизики. Также в статье присутствует авторский перевод фрагментов эссе «Суждения о муже и жене» (Фу фу лунь) и «Письмо в ответ на [утверждение, будто] недалекие взгляды женщин [несовместимы с] изучением Пути-дао» (Да и нюй жэнь сюэ дао вэй дянь дуань шу), в которых нашли отражение основные идеи Ли Чжи о равенстве мужчин и женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LI ZHI: A FEMINISTIC VIEWS OF LATE-MING CHINA PHILOSOPHER

The paper contemplates feminist views of the philosopher of the Ming dynasty - Li Zhi. Li Zhi was one of the first philosophers in China to defend women's rights. Li Zhi not only strongly refuted the point of view, traditional for China at that time, that women were not able to participate in discussions on philosophical topics and did not have the right to receive education, but also proved his theory in practice, teaching women and discussing issues of ethics and metaphysics with them. The article also contains the author's translation of fragments of essays, which reflected Li Zhi's ideas about gender equality.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФЕМИНИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ ФИЛОСОФА ДИНАСТИИ МИН - ЛИ ЧЖИ»

Анализ феминистских взглядов философа династии Мин - Ли Чжи

Арчугова Анна Сергеевна,

ассистент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук (КИЯ ФГСН) Российского университета дружбы народов, archugova-as@rudn.ru

Данная статья посвящена анализу феминистских взглядов философа династии Мин -Ли Чжи. Ли Чжи был одним из первых философов в Китае отстаивавших права женщин. Ли Чжи не только решительно опровергал традиционную для Китая того времени точку зрения, что женщины не способны участвовать в дискуссиях на философские темы и не имеют права получать образование, но и доказывал свою теорию на практике, обучая женщин и обсуждая с ними вопросы этики и метафизики. Также в статье присутствует авторский перевод фрагментов эссе «Суждения о муже и жене» (Фу фу лунь) и «Письмо в ответ на [утверждение, будто] недалекие взгляды женщин [несовместимы с] изучением Пути-дао» (Да и нюй жэнь сюэ дао вэй дянь дуань шу), в которых нашли отражение основные идеи Ли Чжи о равенстве мужчин и женщин.

Ключевые слова и фразы: китайская философия; неоконфуцианство; минская философия; Ли Чжи; феминизм в Китае.

В традиционной китайской культуре тендерные отношения между мужчиной и женщиной заложены в фундаментальную модель всего сущего - Инь-Ян. «Книга перемен» заложила основу традиционной гендерной философии Китая. А более поздние поколения ученых продолжали разъяснять строки «Книги перемен». Это стало теоретическая основой для формирования таких этических норм, как «уважение к мужчине и презрение к женщине» (нан цзунь нюй бэй), «слушаться троих [отца, мужа, сына]; сочетать четыре добродетели [хранить свою честь, соблюдать нормы приличия, следить за своими речами и вести семейное хозяйство]» (саньцун сыдэ). Конфуций делил всех людей на тех, кто рожден «мудрецами» (шан чжи), к ним он относил, например, «благородного мужа» (цзюнь-цзы), и тех, кто рожден «глупцами» (ся юй), и писал -«Трудно иметь дело только с женщиной и мелким человеком» [1, Яо Хо: 25]. Таким образом, женщина была классифицирована как ся юй. Хань Фэй писал, что принцип мироздания состоит в том, что подданный служит властителю, сын служит отцу, а жена - мужу [6].

Устанавливая доминирующее положение мужчин, феодальная система лишала женщин возможности проявлять интеллект в социальной и общественной сферах. Женщины были прикованы к стенам дома. Практически все их жизненные ценности отражались в браке и семье. Женщины могли зависеть только от мужчин, у них не должно было быть независимого сознания и личности. С момента формирования феодальной этики и до середины династии Мин власть мужа продолжала укрепляться и расширяться. Чэн Хао и Чэн И писали,

что «женщина без таланта - добродетель». Во времена династии Мин неоконфуцианцы также придерживались мнения, что женщины недальновидны и не способны к обучению. В истории китайской этики Ли Чжи, прогрессивный мыслитель поздней династии Мин, был первым, кто яростно критиковал феодальную этику. Ли Чжи - один из первых конфуцианцев, серьезно отстаивающих гендерное равенство. Отношение к женщине стало одним из важнейших пунктов идеологии Ли Чжи. Взгляд Ли Чжи на положение женщин в обществе противоречит глубоко укоренившимся традиционным феодальным представлениям.

Эти идеи нашли отражение в эссе Ли Чжи «Суждения о муже и жене» (Фу фу лунь) и в «Письме в ответ на [утверждение, будто] недалекие взгляды женщин [несовместимы с] изучением Пути-дао» (Да и нюй жэнь сюэ дао вэй дянь дуань шу).

В эпоху, когда жил Ли Чжи, «Учение [братьев] Чэн» (чэн чжу сюэ) энергично продвигало принципы «три устоя и пять постоянств» (сань ган у чан) и «слушаться троих; сочетать четыре добродетели» (саньцун сыдэ), которые дискриминировали женщин и заключали их поведение в рамки феодальной этики.

Ли Чжи выступает против иерархической концепции отношений между полами, он настаивает на том, что отношения между полами должны иметь взаимодополняющий характер. Ли Чжи говорит, что природа мужчин и женщин одинакова в том смысле, что они равны в своих интеллектуальных и духовных возможностях.

В «Письме в ответ на [утверждение, будто] недалекие взгляды женщин [несовместимы с] изучением Пути-дао» он пишет: «Сказать, что среди людей есть мужчины и есть женщины - приемлемо, но разве можно сказать, что среди взглядов есть мужские и женские?» [2, с. 143].

Ли Чжи говорит о том, что мужчины и женщины обладают одинаковыми способностями, что есть женщины, чьи

взгляды выходят далеко за «пределы женской половины дома» (гуй гэ чжи цзянь). Он приводит в пример женщин, которые достигли почести среди обычных людей, среди писателей, ученых и правителей за свои труды. Эти женщины, хоть их было и немного, тем не менее, ничуть не уступали мужчинам в дальновидности. Например, И Цзян, которая входила в число самых известных министров во времена правления У-вана (1122-1115 до н.э.), Вэнь Му (мать чжоуского Вэнь-вана, отца первого правителя китайской династии Чжоу; Х11-Х1 вв. до н. э.), которая считалась одним из комментаторов «Эр нань» (разделы «Ши Цзина»: Чжоунань и Чжаонань), Сюэ Тао, чьими стихотворениями восхищался сам Юань Вэй-чжи (писатель и поэт эпохи Тан, автор «Повести об Инин»). Ли Чжи приводит в примеры исторических и современных ему женщин, чтобы показать, что во все времена были женщины, которые не уступали мужчинам ни в интеллектуальных, ни в духовных возможностях. Причиной того, что проявивших свой потенциал женщин так мало в том, что они социально ограничены в возможности развивать свои таланты.

Взгляды Ли Чжи на права мужчин и женщин также очевидно прослеживаются в его осуждении социально-политической практики, сужающей пространство, в котором женщины могут жить своей жизнью. Например, пишет Ли Чжи, запрет на повторный брак вдовам. Всем известно также, что высоко ценился поступок женщины, которая, пережив смерть своего мужа, совершала самоубийство. Подобные традиции упоминаются, например, в трудах выдающегося философа-неоконфуцианца Чжу Си: «Женщина рождена для того, чтобы служить другим, жена должна служить мужу и умереть вместе с ним» [7]. Один из основоположников «учения о принципе» (ли сюэ) Чэн И писал, что даже если вдова и ее дети будут умирать от голода, то пусть лучше умрут от голода, чем женщина нарушит супружескую верность [8]. Ли Чжи высмеивает

моральный запрет повторного брака. В своем эссе «Сыма Сян-жу» Ли Чжи восхищается поступком Чжо Вэнь-цзюнь. Рано овдовев, Вэнь-цзюнь жила вместе со своим богатым отцом, но однажды к ним на пир попал поэт Сыма Сян-жу. Сыма Сян-жу и Чжо Вэнь-цзюнь полюбили друг друга, сбежали из дома ее отца и открыли свой маленький кабачок, где жили и работали вместе. Но вскоре легкомысленный Сыма Сян-жу захотел взять себе наложницу. И Чжо Вэнь-цзюнь снова вопреки всем правилам решила бороться за себя и за свое счастье. Она написала стихотворение «Плач о седой голове» (бай тоу инь), в котором осуждала измены, многоженство, запрет на второй брак, обычай заключать брак через сватов и т.д. Ли Чжи высмеивал поступок отца Чжо Вэнь-цзюнь, который стыдился поступка своей дочери: «Вся Поднебесная до сих пор знает, что такая дочь, как дочь Чжо Вэнь-суна, должна была быть большой радостью для него. Чего он должен был стыдиться?» [4, с. 147-175].

«Женщины недальновидны и не в силах изучать Дао» [2, с. 143], - была точка зрения даосов, которая преобладала в то время. Считалось, что взгляды женщин примитивны, что им не должно быть дано право учиться, вступать в полемику с мужчинами, обсуждать вопросы философии. Ли Чжи указывал на причину женской недальновидности.

Женская социальная активность замыкалась во внутреннем дворе дома ее мужа, где она могла общаться только с другими женщинами. Ли Чжи считает, что женская недальновидность и мужская дальновидность - это результат разграничения социального пространства, да и пространства в целом, на мужское и женское: «Женщины не покидают внутренний двор [жилища], мужчины же подобны луку из тутового дерева и стрелам из стеблей полыни, стреляющих во все стороны. Взгляды есть недалекие и дальновидные, нечего и говорить» [там же].

Ли Чжи не только выступал против заточения женщин во «внутреннем

дворе», но и считал, что с женщинами, так же как и с мужчинами, можно обсуждать вопросы этики и метафизики. Он был одним из первых, кто стал привлекать женщин на свои лекции и даже практиковать дискуссии посредством писем, что стало причиной обвинения Ли Чжи в разврате.

Среди женщин, которые стали ученицами Ли Чжи, дочь Мачэн Мэй Хэнсян была самой выдающейся, Ли Чжи называл ее «переродившаяся в мужчину» (чу ши чжан фу). Также в своем труде «Первый сборник, созданный у заводи, с комментариями» (Чу тань цзи чжу) Ли Чжи выделил 25 исключительно талантливых женщин, сказав, что силой ума и дальновидностью эти женщин не уступают мужчинам, а даже превосходят их [5, с. 128].

Наиболее радикально свою позицию Ли Чжи изложил в эссе «Суждения о муже и жене» (Фу фу лунь). Основанием для равноправия мужчин и женщин у Ли Чжи стала теория приоритета бинарно-сти. Ли Чжи отвергает общепринятое положение «Дао дэ цзина», согласно которому «единое рождает два», концепцию Чжу Си о тождестве «единого» и Великого предела, тезис «Канона перемен» о рождении инь-ян (двоицы образов) из Великого предела. Ли Чжи провозглашает исходную двойствен-ность/бинарность единого и двух, принципа и пневмы, инь-ян и Великого предела, Великого предела и Беспредельного: «Вся тьма вещей в Поднебесной рождается из двух, а не из одного» [2, с. 251]. Символом двоичности наряду с вышеперечисленными явились муж и жена. Отношения между мужем и женой - олицетворение отношений между всеми вещами в Поднебесной: «Когда [отношения между] мужем и женой приведены в порядок/выверены, тогда и среди всей тьмы вещей нет таких, что не на своем месте» [там же].

Профеминистическая позиция Ли Чжи, как и многие другие его идеи, нашли отражение и в его собственной жизни. В стихотворении «Скорбь по любимому сыну» (ку гуй эр), написанном

после смерти одного из сыновей, Ли Чжи пишет, что жена его сына должна иметь возможность снова вступить в брак [3, с. 340].

Эта «еретическая» практика Ли Чжи вызывала у «ортодоксальных» защитников негодование. Они распространяли слухи, клеветали на моральное разложение и непристойное поведение Ли Чжи. Несмотря на это, Ли Чжи не боялся порицания со стороны защитников, и на протяжении всей своей жизни придерживаться своих собственных утверждений.

В консервативно настроенном китайском обществе это не могло не привести к неминуемым последствиям. «Еретическая» практика Ли Чжи вызывала у «ортодоксальных» защитников негодование. Они распространяли слухи, клеветали на моральное разложение и непристойное поведение Ли Чжи. Творчество Ли Чжи стало угрожать общественному спокойствию, в результате чего, начиная с 1590-х годов, Ли Чжи подвергся повсеместным преследованиям. А в 1602 году он был обвинен в аморальном поведении и в попытке дезинформировать людей своими неортодоксальными учениями. В возрасте 75 лет Ли Чжи был арестован и заключен в тюрьму недалеко от Пекина. В один из дней Ли Чжи попросил бритву, чтобы побриться, и перерезал себе горло. Спустя два дня Ли Чжи умер (06.05.1602 г.).

Для своего времени Ли Чжи представил поразительно прогрессивные взгляды на систему отношений между мужчиной и женщиной, и хотя его идеи не были приняты консервативным обществом Китая, но они посеяли сомнения в умах людей, это стало началом трансформации традиционного отношения к женщинам в китайской культуре.

Автором данной статьи выбрано эссе «Суждения о муже и жене» наиболее полно отражающее суть отношения Ли Чжи к равенству мужчин и женщин.

Литература

1. Лунь юй: Ян Хо (Беседы и суждения: Ян Хо), [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.confucius.org/lunyu/langz.htm (дата обращения: 15.10.2020)

2. Ли Чжи цюаньцзи чжу (Полное собрание сочинений Ли Чжи с комментариями). Ди 1-2 цэ: Фэнь шу чжу (Т. 12: Книга для сожжения с комментариями) / Чжан Цзянь-е, комментарии Чжан Дай, Пекин, 2010.

3. Ли Чжи цюаньцзи чжу (Полное собрание сочинений Ли Чжи с комментариями). Ди 3 цэ: Сюй фэнь шу чжу (Т. 3: Продолжение книги для сожжения с комментариями) / Чжан Цзянь-е, комментарии Чжан Лань, Пекин, 2010.

4. Ли Чжи цюаньцзи чжу (Полное собрание сочинений Ли Чжи с комментариями). Ди 4-8 цэ: Цан шу чжу (Т. 4-8: Книга для сокрытия с комментариями) / Чжан Цзянь-е, комментарии Чжан Фань, Пекин, 2010.

5. Ли Чжи цюаньцзи чжу (Полное собрание сочинений Ли Чжи с комментариями). Ди 12-13 цэ: Чу тань цзи чжу (Т. 12-13: Первый сборник, созданный у заводи, с комментариями) / Чжан Цзянь-е, комментарии Цзи Сю-цинь, Пекин, 2010.

6. Чэнь Ци-ю. Хань Фэй-цзы цзи ши («Хань Фэй-цзы» с собр. комментариев), т. 1-2. Шанхай, 1958

7. Чжу Си. Цзя ли (Семейные Церемонии), Шанхай, 2002

8. Чэн И. Хэнань Чэн ши и шу (Оставленные [после смерти] произведения господ Чэн из Хэнани), Шанхай, 1935, [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://baike.baidu.com/view/69995.htm (дата обращения: 15.10.2020)

Li Zhi: a feministic views of late-ming china

philosopher Archugova A.S.

Peoples' Friendship University of Russia The paper contemplates feminist views of the philosopher of the Ming dynasty - Li Zhi. Li Zhi was one of the first philosophers in China to defend women's rights. Li Zhi not only strongly refuted the point of view, traditional for China at that time, that women were not able to participate in discussions on philosophical topics and did not have the right

Ц гп::д. 1

to receive education, but also proved his theory in practice, teaching women and discussing issues of ethics and metaphysics with them. The article also contains the author's translation of fragments of essays, which reflected Li Zhi's ideas about gender equality.

Key words: Chinese phylosophy; Neo-confucianism; thinkers of the Ming dynasty; Li Zhi; chinese gender equality.

References

1. Lun Yu: Yang Huo (The Analects: Yang Huo), [Electronic resource]. URL: http://www.confucius.org/lunyu/langz.htm (accessed: 15.10.2020)

2. Li Zhi Quanji Zhu Di 1-2 ce: Fen shu zhu / Zhang Jianye, Zhang Dai Zhu, Beijing, 2010.

3. Li Zhi Quanji Zhu Di 3 ce: Xu fen shu zhu / Zhang Jianye, Zhang Dai Zhu, Beijing, 2010.

4. Li Zhi Quanji Zhu Di 4-8 ce: Cang shu zhu / Zhang Jianye, Zhang Dai Zhu, Beijing, 2010.

5. Li Zhi Quanji Zhu Di 12-13 ce: Chu tan ji zhu / Zhang Jianye, Ji Xuqin Zhu, Beijing, 2010.

6. Han Feizi ji shi, Volume 1-2, / Chen Qiyou, Shanghai, 1958

7. Zhu Xi. Jia li, Shanghai, 2002

8. Chen Yi. Henan Chen shi yi shu, Shanghai, 1935, [Electronic resource]. URL: http://baike.baidu.com/view/69995.htm (accessed:15.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.