Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ: ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА И САНКЦИОННЫХ МЕР'

АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ: ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА И САНКЦИОННЫХ МЕР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтический рынок / фармацевтическая отрасль / геополитический кризис / ёмкость рынка / pharmaceutical market / pharmaceutical industry / geopolitical crisis / market capacity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.Н. Субботина, Д.С. Трякин

В статье выявлены основные проблемы развития российского фармацевтического рынка в условиях геополитического кризиса 2022 г. Проанализированы основные показатели, характеризующие объём фармацевтического рынка, сделаны выводы о тенденциях изменения ёмкости фармрынка в разрезе основных сегментов. По результатам исследования сделан вывод о том, что благодаря своевременным мерам государственной поддержки фармацевтической отрасли санкционное давление не отразилось напрямую на лекарственном обеспечении населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET: THE IMPACT OF THE GEOPOLITICAL CRISIS AND SANCTIONS MEASURES

The article identifies the main problems of the development of the Russian pharmaceutical market in the context of the geopolitical crisis of 2022. The main indicators characterizing the volume of the pharmaceutical market are analyzed, conclusions are drawn about trends in the capacity of the pharmaceutical market in the context of the main segments. According to the results of the study, it was concluded that due to timely measures of state support for the pharmaceutical industry, the sanctions pressure did not directly affect the drug supply of the population.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ: ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА И САНКЦИОННЫХ МЕР»

АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ: ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА И САНКЦИОННЫХ МЕР

Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент Д.С. Трякин, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-12-4-211-214

Аннотация. В статье выявлены основные проблемы развития российского фармацевтического рынка в условиях геополитического кризиса 2022 г. Проанализированы основные показатели, характеризующие объём фармацевтического рынка, сделаны выводы о тенденциях изменения ёмкости фармрынка в разрезе основных сегментов. По результатам исследования сделан вывод о том, что благодаря своевременным мерам государственной поддержки фармацевтической отрасли санкционное давление не отразилось напрямую на лекарственном обеспечении населения.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармацевтическая отрасль, геополитический кризис, ёмкость рынка.

Фармацевтический рынок отличается своей социальной значимостью и напрямую влияет на обеспечение населения качественной фармацевтической продукцией и соответственно качество жизни населения [1].

В условиях геополитического кризиса 2022 г. фармацевтическая отрасль была вынуждена быстро решать логистические задачи, связанные с поиском альтернативных путей поставки медикаментов и применения новых решений в вопросах распределительной логистики [2].

Для поддержки фармацевтической отрасли со стороны государства были приняты законы и постановления для недопущения возможной дефектуры лекарственных препаратов из-за введения экономических санкций [3]. Так, было разрешено применение упрощённой схемы регистрации лекарственных препаратов, которые могут уйти с рынка; упрощён порядок внесения изменений в уже выданные регдосье; разрешён ввоз лекарственных препаратов и

иностранной упаковке до конца 2024 г.; разрешена регистрация иностранных инновационных ЛС без проведения клинических исследований в России при условии допуска отечественных инспекторов на производственные площадки.

Кроме нормативно-правовой поддержки фармацевтической отрасли был запущен механизм финансовой поддержки ключевым системообразующим фармацевтическим предприятиям, аптечным сетям и дистрибуторам, заключающийся в банковских гарантиях для проведения взаиморасчётов по контрактам на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий на условиях отсрочки платежа. В 2023 г. была утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2030 г., в соответствии с которой для достижения суверенитета отечественной фармацевтической промышленности необходимо увеличить выпуск существующих и наладить производство новых препаратов.

Рис. 1. Динамика объёма фармацевтического рынка за 2018-2022 гг.

На значения показателей развития фармрынка 2022 г., безусловно, повлияла санкционная политика и геополитический кризис: отмечался ажиотажный спрос на некоторые лекарственные препараты и, как следствие, повышение цен на них. Объём рынка в 2022 г. составил 2 573 млрд. рублей (рис. 1), что на 11,9% выше показателей предыдущего года, причем, если до этого драйвером выступали государственные закупки, то в 2022 г. наблюдался рост аптечных продаж.

В разрезе трёх основных сегментов фармацевтического рынка: государствен-

ного и коммерческого, представленного лекарственными препаратами (ЛП) и па-рафармацевтикой (ПФ), объём продаж демонстрирует устойчивый рост. Самый высокий темп отмечается в государственном сегменте, что обусловлено высокими объёмами государственных закупок в период пандемии [4]: за период 2018-2022 гг. объём увеличился вдвое и составил 896 млрд. уп., однако в 2022 г. доля государственного сегмента ЛП понизилась на 2% по сравнению с 2021 г. и составила 35%, но за период 2018-2022 гг. наблюдается прирост на 4,2% (рис. 2).

2500

о.

1000

500

1843 2041 2295

16S4 1128 1166 1350

992 1021 289 327

262 279

240

452 560 634 840 896

2018г. 2019г. 2020г. 2021г. 2022г.

государственный сегмент ЛП коммерческий сегмент ПФ I коммерческий сегмент ЛП

Рис. 2. Изменение ёмкости фармацевтического рынка за период 2018-2022 гг. в конечных

ценах потребления, млрд. руб.

Коммерческий сегмент парафармацев-тики за период 2018-2022 г. вырос на 36,2% (за последний год прирост составил 13,1%) и составил в 2022 г. 327 млрд. рублей, рост обеспечен за счёт увеличения продажи средств гигиены, изделий медицинского назначения и БАД [3]. Однако доля сегмента за этот период сократилась на 0,6% и составила 13%.

Увеличение доли коммерческого сегмента ЛП на 1% в 2022 г. обусловлена повышенным спросом на дорогостоящие импортные лекарства для системного использования на фоне проблем с логистикой и усилении санкционного воздействия, а также инфляционного влияния. Однако к концу 2022 г., со снятием ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции, во время которой произошло

изменение потребительского поведения [5; 6], спрос на несезонные препараты восстановился до пандемийного уровня. В це-

лом, доля данного сегмента за период 2018-2022 гг. снизилась на 3,6% и составила в 2022 г. 52%.

600С 500C 4000

1000

5563,6 5210,6

5219 5124 5002 4555 4477

158,2 948

195,4 854 175 841 845 550

2018г. 2019г. 2020г. 2021г. 2022г.

госпитальные закупки льготное лекарственное обеспечение ■ коммерческий сегмент ЛП

Рис. 3. Изменение ёмкости фармацевтического рынка за период 2018-2022 гг., млн. уп.

В 2022 г. ёмкость коммерческого сегмента ЛП составила 4,5 млрд. упаковок или 1350 млрд. рублей, причём заметен рост именно в стоимостном выражении, в 2022 г. он составил 15,7% по сравнению с

2021 г.

За период 2018-2022 гг. произошёл резкий спад объёма госпитальных закупок, причём именно в 2022 г. наблюдалось снижение на 35% по сравнению с показателями 2021 г. (рис. 3). Сегмент льготного лекарственного обеспечения демонстрирует стабильность и тенденцию к росту в

2022 г. Коммерческий сегмент лекарственных препаратов за период 20182022 гг. имеет устойчивую тенденцию к снижению объёмов продаж, в целом за этот период падение составило 14,2%. Однако в структуре продаж в 2022 г. коммерческий сегмент ЛП занимает 86% (в 2021 г. - 82%), сохраняя своё центральное место на российском фармацевтическом рынке. Таким образом, потребление препаратов за счёт собственных средств населения остаётся основной частью лекарственного обеспечения.

В 2022 г. на развитие аптечного рынка сильное влияние оказали внешние факторы и инфляционные процессы в стране. Так, ещё продолжалась пандемия (причем уровень заболевания в 2022 г. был выше, чем в 2021 г.: 11 млн. человек и 7 млн. человек соответственно), в марте 2022 г. был объявлен основной пакет санкций, повлиявший на ажиотажный спрос населения на лекарственные препараты. Однако к концу 2022 г., когда стало понятно, что лекарства не стали предметом санкционных мер, поведение потребителя стало более взвешенно: он не скупал практически все лекарства, приобретал только препараты, необходимые для регулярного использования.

Проведённый анализ фармацевтического рынка России показал, что санкции в отношении нашей страны не отразились напрямую на лекарственном обеспечении населения, а носили косвенный характер. Но учитывая продолжающееся санкцион-ное давление, ухудшение эпидемиологической ситуации в мире в 2023 г., для России важно развитие фармацевтического и лекарственного суверенитета.

Библиографический список

1. Сергеев Н.А. Перспективы повышения качества жизни пожилых граждан России / Н.А. Сергеев, Т.Н. Субботина // Актуальные проблемы активного долголетия и качества жизни пожилых людей: Сб. науч. трудов Второй региональной научно-практической конференции. - Калуга, 2020. - С. 201-206.

2. Субботина Т.Н. Совершенствование логистической деятельности предприятия для сохранения конкурентоспособности в условиях сильных санкционных ограничений: циф-ровизация логистических цепей / Т.Н. Субботина, Т.М. Васин // Modern Economy Success.

- 2022. - № 3. - С. 103-110.

3. Фармацевтический рынок России. Итоги 2022: аналитический отчёт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dsm.ru/ (дата обращения: 20.12.2023)

4. Чаусов Н.Ю. Государственные закупки: анализ эффективности и возможности совершенствования / Н.Ю. Чаусов, А.П. Россихин // Modern Economy Success. - 2021. - № 4.

- С. 121-125.

5. Медведева О.С. Влияние пандемии covid-19 на потребительское поведение и привычки людей / О.С. Медведева, О.А. Кожина // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2020. - № 5(31). - С. 15-20.

6. Медведева О.С. Способы воздействия на потребительское поведение / О.С. Медведева, Т.В. Кисиогло // Инновационная экономика и современный менеджмент.

- 2020. - № 2(28). - С. 16-21.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET: THE IMPACT OF THE GEOPOLITICAL CRISIS AND SANCTIONS MEASURES

T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor D.S. Tryakin, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article identifies the main problems of the development of the Russian pharmaceutical market in the context of the geopolitical crisis of2022. The main indicators characterizing the volume of the pharmaceutical market are analyzed, conclusions are drawn about trends in the capacity of the pharmaceutical market in the context of the main segments. According to the results of the study, it was concluded that due to timely measures of state support for the pharmaceutical industry, the sanctions pressure did not directly affect the drug supply of the population.

Keywords: pharmaceutical market, pharmaceutical industry, geopolitical crisis, market capacity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.