3. Кривошеев С.А., Девяткина И.А., Демина Н.Б. Аппликационные лекарственные формы: Пластыри: Учеб. пособие / Под. ред. В.А. Быкова. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 104 с.
5. Лосенкова С.О., Степанова Э.Ф., Новиков В.Е. Конструирование и биофармацевтические исследования трансдермальных пластырей с мексидо-лом // Вестник ВГУ. Серия: Химия, Биология, Фармация. -2009. - № 1. - С. 113-116.
6. Максименко О.О., Равикумар С., Андреев С.М. и др. Стабильность трансдермальных терапевтиче-
ских систем с индометацином // Химикофармацевтический журнал. - 2001. - Т. 35, № 10. -С. 53-55.
7. Мизина П.Г., Быков В.А. Чрескожное введение лекарственных средств: современные аппликационные лекарственные формы: Учебное пособие. -Самара, 2004. - 124 с.
8. Пат. ЯИ № 2266735 С2 7А61К9/70. Транс-дермальные терапевтические системы с повышенной стабильностью и способ их получения / Мюллер Вальтер. Опубл. 27.1205.
УДК 615.012
АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ОТИТОВ
© Панкратова О.Г., Спичак И.В.
Кафедра фармацевтической технологии, управления и экономики здравоохранения фармацевтического факультета Белгородского государственного университета, Белгород
E-mail: [email protected]
Представлены результаты маркетингового исследования российского и Белгородского фармацевтических рынков лекарственных средств для лечения отитов. Установлены основные показатели и тенденции развития ассортимента лекарственных средств. Определены стратегические возможности Белгородского фармацевтического рынка с целью оптимизации и рационализации фармацевтической помощи больным, страдающим отитом в регионе.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, отит, маркетинговое исследование, лекарственные средства.
ANALYSIS OF PHARMACEUTICAL MARKET MEDICINES FOR TREATMENTOF OTITIS
Pankratova O. G., Spichak I. V.
Department of Pharmaceutical Technology, Management & Economics of Health Care of the Pharmaceutical Faculty of the Belgorod State University, Belgorod
We researched Russian and regional pharmaceutical market of remedies for otitis. In our work we found inter-linkages and tendency of regional market development. It is very important to create strategy of pharmaceutical support in region, because the main target of our research is optimization of pharmaceutical assistance.
Keywords: pharmaceutical market, otitis, marketing research, remedies.
Патология уха является актуальной проблемой современной оториноларингологии. Данные статистики свидетельствуют о значительной распространенности отита, на долю которого приходится 25-30% от общего числа всех заболеваний ЛОР-органов [3]. Заболевания уха нередко приводят к угрожающим жизни осложнениям, часто являются причиной потери слуха и увеличения контингента лиц, страдающих тугоухостью [2]. По числу осложнений отит занимает 2-е место среди ЛОР-патологии [1].
В настоящее время на рынке лекарственных средств представлен большой спектр лекарственных препаратов, применяемых для лечения отита. Важным является изучение тенденций формирования российского и регионального фармацевтических рынков путем проведения маркетинговых исследований ассортимента данной группы препаратов.
Актуальность данного исследования подчеркивается наличием социального заказа Департамента здравоохранения и социального развития Белгородской области.
Целью исследования является анализ российского и регионального (Белгородская область) фармацевтических рынков лекарственных средств для лечения отитов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения исследования использованы справочники официальной информации о лекар-
ственных средствах: Видаль «Лекарственные
препараты в России», Регистр лекарственных средств России за 2004-2009 г.; прайс-листы ЗАО «СИА Интернейшнл-Белгород» и ЗАО ЦВ «Протек» г. Белгорода.
Методы исследования: контент-анализ, структурный, сравнительный, графический, методы маркетингового и математического анализов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для реализации поставленной цели сформирована концепция исследования, включающая три этапа: разработка макроконтура рынка препаратов, предназначенных для лечения отита; формирование микроконтура регионального рынка лекарств; определение стратегических возможностей регионального рынка лекарственных средств для лечения отита.
На первом этапе в ходе анализа официальных источников информации о препаратах сформирован информационный массив лекарственных средств для лечения отита, который включает 1765 лекарственных препаратов, 179 торговых наименований и 90 международных непатентованных наименований лекарственных средств из 8 фармакотерапевтических групп.
Структуру ассортимента по фармакотерапев-тическим группам согласно АТХ - классификации формируют преимущественно противомикробные средства для системного применения У) - 54,3%; на втором месте - средства, действующие на ре-
спираторную систему (Я) - 15,9%; далее следуют средства, действующие на органы чувств (8) -11,0%; дерматологические средства (Б) - 7,9%; средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат (М) - 6,7% и др.
В ходе детального внутригруппового анализа установлено, что среди противомикробных средств для системного применения доминируют цефалоспорины - 30,3%.
В ассортименте выявлены монокомпонентные и комбинированные препараты сложного состава. В общей структуре доминирующая часть принадлежит монокомпонентным лекарственным средствам - 85,5%, комбинированные составляют -14,5%.
В ходе сегментационного анализа по производственному признаку установлено преобладание доли лекарств российского производства -54,7%, остальные 45,3% - зарубежные препараты.
Выявлено, что препараты для лечения отита предлагают 55 российских фармацевтических фирм. Среди них первую рейтинговую позицию занимает Синтез АКО - 44,54%.
Анализ предложений ассортимента лекарственных средств по иностранным странам-производителям показал, что всего зарегистрированы предложения 31 зарубежной страны. Среди них первое место в рейтинге принадлежит Индии - 29,37%, второе - Словении - 9,79%, третье - Германии - 9,39% и пр.
Сегментирование ассортимента по виду лекарственной формы выявило, что доля твердых форм для лечения отита в общей структуре ассортимента составляет 79,6%, жидких - 13,5%, мягких - 5,4% и газообразных - 1,5%.
Среди твердых лекарственных форм доминируют таблетки - 51,2%, далее следуют порошки -34,5%, капсулы - 12,3% и гранулы - 2%.
Жидкие формы представлены преимущественно в виде растворов - 47,7%, на втором месте капли - 40,2%, на третьем месте сиропы -7,9%, далее следуют суспензии - 3,8% и эмульсии - 0,4%.
Среди мягких форм преобладают суппозитории - 38,9% и гели - 38,9%, далее следуют мази -13,7%, кремы - 7,4%, линименты - 1,1%.
Газообразные препараты выявлены, в основном, в виде спреев - 96,3%, и аэрозолей - 3,7%.
Осуществлен анализ динамики регистрации лекарственных средств, который позволил установить, что на российском рынке за анализируемые 2004-2009 гг. индекс обновления ассортимента составил 17,46%, что свидетельствует о тенденции развития данного сегмента.
Составлен макроконтур фармацевтического рынка препаратов, применяемых для лечения отита, который представлен, в основном, проти-вомикробными средствами для системного применения (54,3%), ведущую позицию среди которых занимают цефалоспорины - 30,3%. По производственному признаку преобладают препараты отечественного производства (54,7%), лидером является компания Синтез АКО - 44,54%. В общей структуре российского рынка доминируют монопрепараты - 85,5%. Изучаемый ассортимент в 79,6% случаев представлен твердыми лекарственными формами, преимущественно в виде таблеток - 51,2%. Индекс обновления составляет 17,46%.
На втором этапе в соответствии с концепцией исследования проведен анализ Белгородского фармацевтического рынка лекарственных средств, применяемых для лечения отита.
В ходе контент-анализа прайс-листов ЗАО «СИА Интернейшнл-Белгород» и ЗАО ЦВ «Протек» сформирован информационный массив, включающий 94 торговых наименований лекарственных средств.
Микроконтур регионального рынка лекарственных препаратов, в основном, формируется противомикробными средствами для системного применения - 49,50%, лидирующую позицию среди них занимают цефалоспорины - 28,5%, в большинстве случаев зарубежного производства (72%). Лидером среди отечественного производителя является компания Синтез АКО - 42%. Белгородский рынок представлен монопрепаратами (85,0%), в основном, в твердой лекарственной форме (62,2%), как правило, в виде таблеток -50%. Индекс обновления совпадает со значением российского рынка и составляет 17,46%.
Установлено, что ассортиментный контур регионального рынка входит в границы российского и аналогичен ему по основным параметрам (рис.).
Однако существует потенциал для расширения его границ с использованием имеющихся ресурсов.
На третьем этапе исследования с целью повышения продаж и укрепления позиций на локальном рынке лекарственных средств для лечения отита определены основные стратегические возможности развития регионального рынка. Так, в частности, к ним следует отнести: необходимость обновления ассортимента за счет инновационных лекарственных форм; расширение ассортимента лекарственных средств за счет включения поликомпонентных препаратов; увеличение ассортимента жидких лекарственных форм, как наиболее удобных для применения в детском