Информационные технологии
УДК 004.032; 004.054
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЫБОРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ
А.М. Нужный, Н.И. Гребенникова, А.В. Барабанов, А.В. Поваляев
В статье выполнен анализ факторов, влияющих на выбор РОМ-системы, рассматриваются методы решения задачи выбора РБМ, приводится пример выбора системы управления данными об изделии
Ключевые слова: управление данными об изделии, единое информационное пространство, РБМ
Создание единого информационного пространства (ЕИП) для современных предприятий, занимающихся проектированием и производством сложных технических изделий, в настоящее время стало насущной необходимостью. На фоне постоянного роста объемов и сложности проектно-конструкторской документации, повышение эффективности деятельности подобного рода предприятий возможно только при условии интеграции используемых автоматизированных систем.
В связи с этим задача выбора PDM-системы (Product Data Management), обеспечивающей интеграцию используемых на предприятии автоматизированных систем в ЕИП а также управление информацией об изделии в требуемом объеме [1]. Эта задача актуализируется в еще большей степени тем фактором, что в настоящее время в процессе проектирования используются, как правило,
CAD/CAM/CAE системы от различных производителей, что предполагает разработку методов и алгоритмов межсистемного обмена данными [2,3].
На Российском рынке САПР в настоящее время представлено более десятка активно внедряемых PDM-систем (Lotsia PDM PLUS, Teamcenter, Windchill, 1C-PDM, Search), причем каждый производитель CAD/CAM/CAE-систем сегодня считает своим долгом выпустить собственную систему управления данными об изделии. Естественно, эти системы в значительной мере различаются как функционалом, так и стоимостью, поэтому при выборе PDM-системы необходимо четко представлять, для решения каких задач она приобретается.
Нужный Александр Михайлович - ВГТУ, канд. техн. наук, доцент, тел. (473) 243 - 77 - 18
Гребенникова Наталия Ивановна - ВГТУ, канд техн. наук, доцент, тел. (473) 243 - 77 - 18
Барабанов Александр Владимирович - ВГТУ, канд. техн. наук, ст. преподаватель, e-mail: [email protected] Поваляев Анатолий Дмитриевич - ВГТУ, канд. физ.-мат. наук, проректор по научной работе и международным связям, тел. (473) 243-76-32
Распространенной ошибкой является приобретение «мощной» РБМ-системы, функционал которой значительно выходит за рамки решаемых задач. При этом затрачиваются большие материальные и интеллектуальные ресурсы, но предприятия используют не более 15% возможностей внедренной системы.
С другой стороны часто руководство предприятия опасается внедрять РБМ, инвестируя средства в технологии, эффективность которых заранее трудно оценить, хотя предприятие обладает достаточным уровнем автоматизации, квалифицированными инженерами-проектировщиками, нуждается и готово к внедрению РБМ-системы такого уровня.
Правильный выбор программного продукта позволяет значительно сократить финансовые затраты и сроки его внедрения.
Рассмотрим перечень функций РБМ-системы:
- управление хранением данных- все документы и данные хранятся в специально организованном хранилище данных, обеспечивающем их целостность, организацию доступа и осуществление поиска;
- управление составом изделия- обеспе-
чение нескольких вариантов представления электронного состава изделия (ЭСИ) - кон-
структорского, технологического, маркетингового, управление применяемостью компонентов изделия с помощью правил комплектации;
- управление процессами - возможность отслеживания всех операций, выполняемых пользователями с данными;
- система должна поддерживать различные классификаторы хранимой информации;
- система должна предоставлять функции формирования календарного плана работ и контроля его выполнения;
- вспомогательные функции обеспечивают взаимодействие РБМ-системы с другими программными средствами и пользователями. Система должна позволять производить «цифровую сборку» сложных изделий из трехмерных моделей, созданных различными организациями в разных САПР.
При выборе PDM-системы следует проанализировать, какие из этих функций должны выполняться при ее внедрении, определить бизнес-потребности предприятия и четко сформулировать набор бизнес-целей, преследуемых при внедрении системы. Помимо этого следует сформулировать ряд дополнительных требований, позволяющих произвести сравнение PDM-систем от разных производителей. Ниже приведен ряд наиболее общих требований:
- функциональная достаточность;
- поддержка аппаратно-программных платформ;
- возможность интеграции с САПР, ERP, CRM;
- возможность конфигурирования системы на существующих аппаратных средствах предприятия;
- возможность территориально распределенной работы;
- совместимость с существующими корпоративными стандартами;
- характеристики пользовательского интерфейса;
- поддержка технологий распределенных хранилищ данных;
- количество поддерживаемых пользователей;
- возможность быстрой настройки системы на задачи пользователей;
- качество поддержки и сопровождения со стороны поставщика;
- стоимость.
В настоящее время не разработано удовлетворительной и всеми признанной методики выбора PDM-системы. При сравнительном анализе PDM часто используется метод экспертных оценок (весовых коэффициентов), основанный на формировании списка возможностей системы; формировании оценки относительной важности каждой рассматриваемой возможности; проведении экспертного опроса; ранжировании сравниваемых систем.
Однако следует учитывать, что окончательные результаты ранжирования вряд ли можно рассматривать, как единственный решающий фактор выбора. При незначительном изменении весовых коэффициентов и субъективного мнения экспертов результаты ранжирования могут значительно измениться.
Оптимальным способом выбора PDM-системы можно было бы назвать проведение функционального теста, позволяющего оценить, как PDM-система будет работать в реальной производственной среде конкретного
предприятия. Однако, учитывая сложность внедрения систем и их стоимость, этот способ сложно реализовать на практике.
На основании вышесказанного попытаемся обосновать выбор PDM-системы для среднего российского предприятия (до 500 человек), занимающимся проектированием и производством сложных технических изделий. Проектно-технологический комплекс предприятия реализован в виде набора конструкторских (на платформе Autodesk Inventor) и расчетных (на базе программных продуктов ANSYS) модулей. Количество рабочих мест конструкторов не превышает 20 ед., общее количество лицензий ANSYS не превышает 10 ед. В качестве отдельных модулей ERP-системы (Enterprise Resource Planning) на предприятии используются пакеты программ фирмы «1С».
PDM -система предназначена для создания ЕИП для вышеперечисленных программных модулей и должна обеспечить выполнение следующих функций:
- ведение электронной структуры изделия;
- управление электронными документами;
- создание и редактирование исполнений;
- организация коллективной работы нескольких специалистов над проектами;
- создание и ведение защищенного электронного файлового архива;
- автоматизация учета и контроля архивных документов;
- разграничение прав доступа;
- автоматическое формирование и проверка актуальности извещений об изменениях;
- работа с ограничительным перечнем стандартных, прочих изделий и материалов.
В качестве вариантов PDM рассмотрим следующие программные продукты: Lotsia
PDM PLUS 5.10, Teamcenter 9.1, 1C-PDM, Autodesk Vault Professional 2013. Ниже приведена сводная таблица стоимости лицензий на эти программные продукты. Лицензия PDM устанавливается обычно на каждое рабочее место конструктора, технолога, работника архива, поэтому в последнем столбце таблицы приведена
стоимость пятнадцати лицензий. ______________________________________Таблица 1
Наименование Min цена (руб.) Max цена (руб.) Стоимость 15 лицензий ( тыс. руб.)
Teamcenter 9.1 300000 1500000 4500-22500
1C-PDM 80000 250000 1200-3750
Autodesk Vault Prof. 2013 32000 63000 480-945
Lotsia PDM PLUS 5.10 174000 350000 2610 - 5250
С учетом того, что конструкторские рабочие места реализованы на платформе Autodesk Inventor, в качестве PDM-системы естественно хотелось бы использовать программный продукт компании Autodesk, поскольку степень интеграции с конструкторской системой в значительной мере определяет удобство формирования электронной структуры изделия, которая является базой для построения ЕИП.
При минимальной цене Autodesk Vault Professional 2013 обеспечивает и минимум функций. Хотя Autodesk и позиционирует Vault как PDM-систему, на самом деле перечень ее возможностей ограничивается функционалом системы управления файлами проекта. Из перечня функций PDM-систем здесь реализованы лишь функция совместного хранения инженерных данных, проектной информации и документации, инструменты отслеживания изменений и организация совместной работы на ранних стадиях проектирования. Поэтому Autodesk Vault Professional 2013 можно исключить из рассмотрения в связи с функциональной недостаточностью.
Teamcenter 9.1 является одной из наиболее «мощных» систем на сегодняшний день. Рассмотрим основные модули TeamCenter.
Управление требованиями - реализовано в виде приложения Менеджер требований, позволяющего сделать требования, их разработку и определение отправной точкой проекта, однозначно связать требования с элементами конструкции, к которым они предъявлены.
Управление проектами и календарное планирование - предназначены для решения задач, связанных с планированием, организацией и управлением действиями, направленными на достижение поставленных целей при заданных ограничениях на использование ресурсов. Типовыми задачами, которые решаются в рамках данного направления, являются:
- разработка планов выполнения проектов, разработка структурной декомпозиции работ;
- планирование потребностей в ресурсах;
- формирование управленческих решений, связанных с корректировкой планов;
- формирование полного представления о видах и интенсивности нагрузок на рабочие группы, а также рисках для каждого конкретного проекта, связанных с невыполнением плана.
Управление процессами проектирования и данными об изделии. Teamcenter представляет несколько графических интерфейсов с пользователем: полнофункциональное клиентское приложение Полный/Толстый клиент; основанный на веб-технологиях тонкий или веб-
клиент; доступ к данным из приложений CAx и MS Office.
Управление инженерными данными в Teamcenter основано на концепции Мастер-модели, подразумевающей порождение всех данных об изделии на основе исходной модели, разработанной конструктором.
Управление данными о составах изделия реализовано в виде приложения Менеджер структуры, применяемого для создания, просмотра и изменения состава изделия. Менеджер структуры позволяет создавать единую универсальную структуру, состоящую из всех возможных компонентов, применяющихся в различных исполнениях.
Управление соответствием стандартам.
Teamcenter предоставляет следующие функции по управлению соответствием:
- фиксация и документирование нормативных требований;
- интеграция этих требований в принятые на предприятии процессы проектирования;
- отслеживание соответствия требований на всех этапах жизненного цикла изделия.
Управление документами и контентом -мощное средство разработки технической документации, предназначенное для выпуска:
- различных описаний и руководств;
- интерактивных и статических каталогов продукции и запасных частей;
- инструкций по эксплуатации и ремонту;
- прочей комплексной документации, требующей коллективной, параллельной разработки и нередкого частичного изменения.
Управление взаимоотношениями с поставщиками (SRM) - полностью интегрированное в систему Teamcenter, основанное на веб-технологии решение, позволяющее построить единое рабочее пространство для работы с поставщиками документации в рамках процессов КТПП, а также организовать информационную поддержку конструкторско-
технологических подразделений всех задействованных организаций.
Управление данными об электромеханической составляющей изделия - это объединенные в единое целое данные об электрике, электронике, встроенном программном обеспечении и физико-геометрических характеристиках изделия, представляющие его как единую электромеханическую систему.
Управление процессами технологической подготовки производства реализовано в виде программного комплекса, включающего инструментальные средства для решения ши-
рокого спектра задач, касающихся основных этапов ТПП:
- разработки технологических процессов;
- проектирования технологической оснастки и нестандартного оборудования;
- изготовления средств технологического оснащения;
- выверки и отладки запроектированной технологии и изготовленного технологического оснащения.
В состав этого комплекса помимо Teamcenter входят также Tecnomatix и NX, что позволяет повысить эффективность таких инженерных процессов как подготовка производства агрегатной и окончательной сборки, моделирование и разработка процессов изготовления изделий, моделирование и пусконаладка автоматизированных промышленных систем, их проверка и оптимизация, управление процессами производства и их оптимизация.
Управление расчетными данными - заключается в обеспечении работы расчетных подразделений в единой среде разработки изделия и обеспечении связи между конструкторскими и расчетными данными.
Teamcenter позволяет работать с данными, созданными в CAE-пакетах сторонних производителей. Кроме стандартной интеграции с NX Advanced Simulation и Femap (оба являются продуктами Siemens PLM Software, для корпоративного заказчика и среднего и малого бизнеса соответственно), модуль может работать с данными наиболее распространенных CAE-пакетов, таких как ANSYS, MSC.Nastran, Abaqus и др.
Эксплуатация, сервисное обслуживание и ремонт. Основными функциональными блоками, обеспечивающими это направление, являются:
- управление данными о техобслуживании, обеспечивающее единый источник данных об активах;
- планирование техобслуживания;
- выполнение обслуживания;
- управление материалами.
Отчеты и аналитика - реализованы в виде приложения Teamcenter Reporting & Analytics, которое включает инструменты генерации запросов и отчетов, а также средства оперативной аналитической обработки (OLAP). Поддерживается возможность пакетной генерации регламентных отчетов с последующей рассылкой по почте или публикации на вебсервер.
Анализ перечня модулей Teamcenter позволяет сделать следующие выводы:
- функциональные возможности системы значительно шире перечня функций, требуемых предприятием;
- несмотря на то, что система имеет модульную структуру, цена минимального набора модулей значительно превышает цены конкурирующих систем;
- для реализации управления процессами ТПП в полном объеме необходимо приобрести дополнительные дорогостоящие программные продукты (Tecnomatix, NX).
Также к вышесказанному следует добавить, что зарубежные САПР и PDM/PLM-системы, как правило, не учитывают стандартизированные в России ГОСТы на способы проектирования и производства.
Lotsia PDM PLUS - разработка Российской компании «Лоция Софт», является интегрированным решением, включающим средства управления составом изделия, защищенного электронного архива и автоматизации документооборота. В настоящее время эта разработка внедрена более чем на 900 предприятиях из 28 различных отраслей.
Программа не имеет привязки к какой-либо определенной CAD-системе, но поддерживает интеграцию в большой перечень САПР. Программа ориентирована на самостоятельное внедрение, открыта для собственных разработок, интегрирована с наиболее популярными офисными приложениями и предназначена для автоматизации следующих задач:
- проектная деятельность;
- машиностроение и приборостроение;
- управление конфигурациями изделий;
- сопровождение жизненного цикла изделий и документов;
- управленческий документооборот;
- организация совещаний;
- управление эксплуатацией и ремонтами;
- учёт отказов;
- обеспечение промышленной безопасности и учёта имущества;
- управление отношениями с клиентами;
- корпоративные рассылки.
Поскольку программа разработана в России, производители декларируют поддержку стандартов СПДС, ЕСКД (для механиков), отраслевых стандартов
Особенностью системы является излишняя ориентированность на нужды документооборота предприятия в ущерб реализации модулей формирования электронной структуры изделия (ЭСИ) и технологической подготовки предприятия. Это объясняется тем, что изначально про-
грамма создавалась как система документооборота.
В качестве недостатков для рассматриваемого примера внедрения необходимо отметить следующие факторы:
- недостаточная функциональность средств автоматизированного формирования ЭСИ по 3Б-моделям;
- недостаточная функциональность системы технологической подготовки производства;
- ориентированность на БИР-систему собственного производства (Ьо181а БИР) и отсутствие средств обмена данными с БИР от «1С»;
- излишняя сложность интерфейса конечного пользователя.
1С:РБМ Управление инженерными
данными - совместное решение фирм «1 С» и «Лрр1ш», предназначенное для управления ЭСИ (ГОСТ 2.053-2006), ведения файлового архива конструкторской и технологической документации, автоматизации учета подлинников и копий бумажного архива (ГОСТ 2.501-88), трудового и материального нормирования, формирования электронных извещений об изменении, разграничении прав доступа к данным.
Производитель декларирует поддержку системой следующего функционала:
- управление составом проектируемых изделий;
- совместная работа пользователей с проектной информацией;
- защита данных и специализация пользователей и групп, основанная на разделении прав доступа;
- управление электронным архивом конструкторско-технологической документации;
- многовариантное проектирование;
- возможность поиска деталей и узлов не только внутри чертежа, но и по проектам;
- многокритериальный поиск документов;
- автоматизированная нумерация деталей и документов;
- возможность просмотра чертежей различных графических форматов;
- учет поступления рабочей документации в архив;
- возможность проверки комплектности документации;
- редактирование документов прямо из системы;
- формирование спецификации и различных ведомостей по ГОСТ;
- формирование различных отчетов по результатам проектирования;
- ведение технологических маршрутов;
- возможность задания различных материальных и трудовых норм;
- учет материалов и оснастки;
- контроль номенклатуры используемых материалов;
- учет полуфабрикатов в точках технологических маршрутов.
Рассмотрим основные модули системы.
Управление структурой изделия. Редактор структуры изделия обеспечивает изменения состава компонентов изделия, построения электронной структуры изделия без исходных данных модели, создание и добавление в электронную структуру изделия элементов, отсутствующих в СЛБ-модели, таких как комплекты, прочие изделия, документы, варианты допустимых замен и т. д.
Сформированная конструктором в СЛБ-системе трехмерная модель позволяет произвести заполнение структуры изделия. Базовая часть 3Б-модели в системе размещается полностью автоматически с использованием соответствующего РЬМ-компонента. В процессе размещения выполняется разбор наименований сборок и деталей и автоматическое извлечение из них обозначений и наименований. Абсолютные пути в модели разрушаются, выполняется разбор всех имеющихся конфигураций и на основе всего этого создается ЭСИ, после чего все связанные файлы автоматически помещаются в «1С:РБМ». После формирования ЭСИ работа конструкторов осуществляется с единым хранилищем данных РБМ, из которого рабочую копию модели или ее части можно получить на локальное рабочее место. При редактировании модели есть возможность информирования об изменениях в элементах, вносимых другими пользователями.
Редактор исполнений позволяет быстро редактировать несколько исполнений в одном рабочем окне, что уменьшает вероятность возникновения ошибки. Чтобы можно было управлять разработкой изделия, выпускаемого в нескольких исполнениях, рекомендуется использовать построение ЭСИ, аналогичной по назначению групповым и базовым конструкторским документам по ГОСТ 2.113.
Электронный и бумажный архив документации в системе «1С:РБМ» является неотъемлемой частью работы пользователей с содержимым и с атрибутивной частью документов, электронным документооборотом, вер-сионированием документов, а также различного рода бизнес-процессами жизненного цикла документации.
Основной сущностью электронного архива является документ, содержащий атрибутивную информацию. К документу могут быть прикреплены файлы, организованные по иерархическому принципу папка-файл. Хранение и идентификация содержимого файлов в электронном хранилище выполняется по цифровым идентификационным кодам, т.е. по содержимому.
Система «1С:РБМ» предполагает использование службой технического архива предприятия. Для этого в системе предусмотрено рабочее место работника архива. «1С:РБМ» предоставляет инструменты для ведения учета и контроля архивных документов по ГОСТ 2.501.88 «Правила учета и хранения», позволяет вести картотеку бумажных документов для быстрого поиска и управления архивом.
Согласование и утверждение, изменение состояний. Для организации эффективного документооборота в системе предусмотрен ряд инструментов для автоматизации бизнес-процессов управления, в число которых входят процессы согласования-утверждения, а также бизнес-процессов изменения состояний.
Элементы и документы в системе наделены специализированными параметрами - Состояние и Стадия, которые отвечают за готовность документации на изделия к следующему по цепочке процессу и за указание фазы жизненного цикла изделия.
Управление справочными данными. Вид справочников в системе максимально приближен к структуре каталогов поставщиков. Классификаторы имеют иерархическую структуру папок и ресурсов - элементов, группирующих справочные данные. Иерархическое дерево предусматривает систему кодирования, при которой присвоение каждой ветви определенного кода позволяет на конечном этапе сформировать код у элемента, включающий всю иерархию групп, аналогично механизму классификатора ЕСКД.
Управление технологией изготовления.
Базовым понятием технологической подготовки производства в системе «1С:РБМ» является понятие электронной технологии изделия, которая представляет собой информационное описание процесса производства, включающее в себя описание всех процессов и средств, необходимых для изготовления изделия. В электронной технологии могут храниться эскизы, чертежи, рисунки, программы ЧПУ. Возможно представление общего дерева технологии на все изделие в целом.
Важная роль в управлении электронной технологией «1C:PDM» отведена маршрутам. Цеховой маршрут позволяет определить после -довательность участков, которую будет проходить изделие в процессе изготовления и является важнейшим средством для анализа производственного процесса. Наличие информации по комплектующим и потребляемым материалам в каждом пункте маршрута, обеспечиваемое правильным ведением цеховых маршрутов, фактически обозначает готовность данных для объемно-календарного планирования.
PLM-компоненты к CAD обеспечивают двухстороннюю интеграцию системы 1QPDM с различными САПР.
Нормирование. Система управления инженерными данными «1C:PDM» содержит встроенную среду для расчета трудовых норм и норм расхода материалов, осуществления инженерных расчетов. Нормирование в системе базируется на использовании нормировочных таблиц, содержащих наборы взаимозависимых между собой параметров расчета. Нормировочные таблицы, аналогичные таблицам, хранящимся на предприятиях в бумажном виде, являются универсальным механизмом для формирования справочных данных.
Немаловажным фактором при выборе системы является степень ее наполнения. В состав системы «1C:PDM» интегрирован инженерный справочник, включающий в себя следующую информацию:
- документы (ТУ, ОСТ, ГОСТ) на материалы и сортаменты (более 2000 наименований);
- марки материалов (более 7000 наименований);
- сортаменты материалов (более 600 наименований) а так же типоразмеры сортаментов (более 80000 вариантов);
- классификатор технологических операций по ГОСТ (около 1500 видов операций);
- металлорежущее оборудование (около 600 наименований с изображениями). Полные характеристики оборудования;
- средства технологического оснащения (более 9000 экземпляров.
Также в состав поставки входит справочник "Крепежные изделия", позволяющий формировать стандартные обозначения крепежных изделий, выпускаемых по ГОСТ, а также используемый для наполнения "Номенклатурных справочников", входящих в состав систем управления предприятием (ERP-системах).
Современная трехуровневая архитектура системы позволяет сохранять высокую производительность при значительном росте нагруз-
ки на систему и объемов обрабатываемых данных. Резервирование кластера серверов позволяет обеспечить высокую отказоустойчивость, а оптимизация быстродействия достигается за счет динамической балансировки нагрузки между кластерами. Использование СУБД мировых лидеров (MS SQL, Oracle Database и др.) позволяет обеспечивать высокую производительность системы и надежность хранения данных.
В пользу выбора «1C:PDM» для рассматриваемого предприятия свидетельствует также отсутствие необходимости интеграции системы с ERP-системами. Производителями предусмотрено объединение конфигураций
«1 С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием" и "1С:Предприятие 8. PDM Управление инженерными данными» в программно-методический комплекс
«1С:Машиностроение 8 ПРОФ», который представляет собой современную корпоративную информационную систему, объединяющую большее количество подразделений машиностроительного предприятия в единое информационное пространство, связывающую бизнес-процессы предприятия в одной высокотехнологичной информационной среде и позволяющую автоматизировать следующие функции: управление конструкторско-технологической подготовкой производства; управление производством; управление отношениями с поставщиками (SRM); управление отношениями с покупателями (CRM); управление закупками; правление складом (запасами); управление персоналом (HRM); управление продажами; управление договорами; управление документооборотом; управление финансами; управление качеством (по ISO 9000, ГОСТ Р ИСО 9000-2001); управление проектами (PMO); управление основными средствами и учет ремонтов; бизнес-анализ показателей деятельности предприятия.
Таким образом, итогом проведенного анализа является принятие решения о выборе системы «1С:РБМ» в качестве интегратора программно-аппаратных модулей современного машиностроительного предприятия. Это решение определено следующими фактами:
- функционал «1С:РБМ» наиболее точно удовлетворяет требованиям предприятия;
- «1С:РБМ» обеспечивает наилучшее соотношение цена/качество;
- «1С:РБМ» предоставляет лучшие возможности для дальнейшего развития системы в направлении интеграции с БИР-системой и создания полнофункциональной РЬМ-системы.
Работа выполнена по договору № 1450/30013 от 24 февраля между ОАО «Турбонасос» и ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет» в рамках проекта «Создание высокотехнологичного производства магистральных нефтяных насосов нового поколения с использованием методов многокритериальной оптимизации и уникальной экспериментальной ба-зы»(Постановление правительства Российской Федерации № 218 от 9.04.2010)
Литература
1. Сафронов, В. В. Анализ архитектуры развертывания РЬМ систем [Текст] / В. В. Сафронов, В. Ф. Барабанов, С. Л. Кенин // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2011. - Т. 7. - № 10. - С. 6973.
2. Проблемы трансляции графических данных СЛБ-систем [Текст] / С. Л. Кенин, В. Ф. Барабанов, А. М. Нужный, Н. И. Гребенникова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3-1. - С. 4-8.
3. Концептуальный подход к бесшовной интеграции управленческих систем [Текст] / В. В. Сафронов, В. Ф. Барабанов, С. Л. Кенин, В. М. Питолин // Системы управления и информационные технологии. - 2013. - Вып. 3(53). - С. 95-99.
Воронежский государственный технический университет
ANALYSIS OF FACTORS OF THE CHOICE OF SYSTEM DATA CONTROL
A.M. Nuzhny, N.I. Grebennikova, A.V. Barabanov, A.D. Povalyaev
In article the analysis of the factors influencing a choice of PDM-system is made, methods of the solution of a problem of a choice of PDM are considered, the example of a choice of a control system is given by data on a product
Key words: data control about a product, a common information space, PDM