УДК 330.12
М.М. МИТЮГИНА
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕГИОНЕ (на примере Приволжского федерального округа)*
Ключевые слова: общественные объединения, некоммерческие организации, качество жизни.
Рассмотрена необходимость развития общественных объединений в рамках обеспечения качества жизни населения региона, проведён анализ факторов, влияющих на уровень развития общественных объединений.
M.M. MITYUGINA
ANALYSIS OF THE FACTORS INFLUENCING THE LEVEL OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE REGION (AS AN EXAMPLE OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT)
Key words: public associations, non-profit organization, the quality of life.
Consider the need for the development of public associations in the delivery of quality of life in the region, an analysis of the factors affecting the level of public associations.
Общественные формирования являются основными структурными элементами гражданского общества, они играют существенную роль в решении задач по развитию институтов гражданского общества, демократизации власти, обеспечению социально-экономического развития регионов, способствуют повышению качества жизни населения во всех его составляющих: материальном, демографическом, нравственном, культурном и экологическом аспектах. Совершенствование взаимодействия государственных и общественных структур значительно повышает эффективность решения социальных и общественно значимых проблем региона, создаёт предпосылки для защиты прав и свобод граждан, развития региона на принципах гражданского общества.
Общественные объединения должны рассматриваться в качестве основного элемента системы управления качеством жизни, целью которого является своевременное и активное реагирование на стратегические и актуальные направления социально-экономического развития региона, особенно, на сложные и неоднозначные проявления, возникающие в процессах развития, что позволяет эффективно реализовывать масштабные социальные программы, проекты и мероприятия.
Следовательно, активизация потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций является одним из главных направлений деятельности региональных властей в рамках реализации социально-экономической политики. Рост числа зарегистрированных в регионе общественных объединений, создание необходимых условий для эффективной их работы будут способствовать формированию и распространению инновационной практики социального предпринимательства, позволяющего для решения социальных проблем дополнительно мобилизовать внебюджетные средства и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.
Таким образом, анализ факторов, влияющих на уровень развития общественных объединений, является важным условием обеспечения эффективной реализации социально-экономической политики региона.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, осуществляющего деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, на территории Чувашской Республики по состоянию на 04.09.2012 г. зарегистрировано 1404 некоммерческих организаций (НКО) [1]. Для того, чтобы оценить, насколько велика или мала данная цифра, проанализируем количество НКО по регионам Приволжского федерального округа (ПФО) (табл. 1).
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-12-21002 а/В).
Таблица 1
Число зарегистрированных некоммерческих организаций ПФО
№ п/п Регион Число зарегистрированных НКО по стоянию на 04.09.2012 г. [1] Число зарегистрированных НКО по стоянию на 01.01.2011 г. [1]
1. Республика Татарстан 5723 3782
2. Самарская область 5077 3343
3. Республика Башкортостан 4570 3474
4. Нижегородская область 4405 3162
5. Пермский край 4148 3626
6. Саратовская область 3122 1824
7. Оренбургская область 2705 1772
8. Кировская область 2100 1609
9. Удмуртская Республика 1898 1660
10. Пензенская область 1874 1394
11. Республика Мордовия 1424 1224
12. Чувашская Республика 1404 1252
13. Ульяновская область 1369 1100
14. Республика Марий Эл 780 672
По данным 2012 г., как видно из табл. 1, Чувашская Республика по количеству зарегистрированных НКО занимает 12-е место среди 14 регионов ПФО, число которых в республике на 75,47% ниже, чем в Республике Татарстан, но при этом на 80% выше, чем в республике Марий Эл, в которой зарегистрировано наименьшее число НКО среди всех регионов ПФО. Если сравнить регионы ПФО по темпу прироста числа зарегистрированных НКО, то получим, что максимальный темп прироста наблюдается в Саратовской области, в которой за рассматриваемый период количество зарегистрированных НКО увеличилось на 71,16%. Чувашская Республика по данному показателю занимает наихудшую среди регионов ПФО позицию, в которой темп прироста числа зарегистрированных НКО составил только 12,14%.
Если проранжировать регионы ПФО по коэффициенту Джини1 (табл. 2), то окажется, что в тех регионах ПФО, в которых зарегистрировано наибольшее количество НКО, также наблюдается и наиболее неравномерное распределение денежных доходов населения. Данная закономерность подходит для всех регионов ПФО, за исключением Ульяновской области, Республики Марий Эл и Республики Мордовия, в которых, несмотря на высокий уровень социального расслоения общества, число НКО наименьшее среди всех регионов ПФО.
Таким образом, проанализировав данные табл. 2, можно сделать вывод, что первым фактором, влияющим на уровень развития НКО, является уровень социального расслоения общества, т.е. с увеличением неравномерности распределения денежных доходов населения наблюдается увеличение числа зарегистрированных НКО (коэффициент корреляции между этими показателями равен 0,798). Это можно объяснить тем, что с увеличением разницы в доходах различных групп населения увеличивается и число групп людей, одни из которых хотят сохранить сложившуюся ситуацию в регионе, дающую им возможность получения самых высоких доходов, продолжить реформирование общества в выбранном курсе с целью преумножения своего материального достатка, другие, наоборот, хотят в корне изменить ситуацию в регионе с целью сокращения степени социального расслоения общества и выравнивания уровня доходов.
1 Коэффициент Джини характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов/заработной платы от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы/заработная плата [2].
Таблица 2
Ранжирование регионов ПФО по коэффициенту Джини (по данным за 2010 г.)
№ п/п Регион Коэффициент Джини [2] Число зарегистрированных НКО [1]
1. Самарская область 0,450 3343
2. Пермский край 0,431 3626
3. Республика Башкортостан 0,429 3474
4. Республика Татарстан 0,415 3782
5. Ульяновская область 0,394 1100
6. Нижегородская область 0,393 3162
7. Республика Марий Эл 0,387 672
8. Оренбургская область 0,383 1772
9. Пензенская область 0,379 1394
10. Саратовская область 0,377 1824
11. Республика Мордовия 0,373 1224
12. Удмуртская Республика 0,369 1660
13. Кировская область 0,367 1609
14. Чувашская Республика 0,366 1252
Уровень развития общественных организаций - это наглядный индикатор уровня социальной активности населения. Общественное, социальное направление является неотъемлемой частью стабильного общества. Именно осознание себя как части общества, поиск своего места в социуме спасает человека от ощущения ненужности, потерянности и одиночества, позволяет индивидууму чувствовать свою востребованность, что крайне важно в современном мире с всё более ускоряющимся темпом жизни.
В соответствии с иерархической моделью развития потребностей, предложенной основателем Американской ассоциации гуманистической психологии А. Маслоу, потребности принадлежности и причастности к коллективу и обществу, а также потребности признания и самореализации относятся к наивысшему уровню развития потребностей человека. Следовательно, социальная активность населения - это естественный результат планомерного развития общества. При этом, учитывая положения концепции А. Маслоу, необходимо отметить, что уровень социальной активности населения возрастает только при условии достаточного удовлетворения потребностей более низкого уровня, характеризующих уровень материального благосостояния населения. Исходя из этого, можно предположить, что чем больше уровень доходов населения в регионе, тем выше уровень социальной активности населения, а следовательно, выше уровень развития общественных объединений.
Для оценки данной гипотезы проанализируем влияние величины среднедушевых денежных доходов, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на численность зарегистрированных НКО (табл. 3).
Как видно из табл. 3, с увеличением уровня среднедушевых денежных доходов в регионе увеличивается и число зарегистрированных нКо. Коэффициент корреляции между данными показателями, равный 0,95, указывает на прямо пропорциональную зависимость числа НКО от среднедушевых денежных доходов. Аналогичная взаимосвязь наблюдается и между показателями среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и числа НКО, коэффициент корреляции между которыми равен 0,94.
Проанализировав взаимосвязь показателей числа НКО и уровня доходов населения региона, можно сделать вывод, что вторым фактором, влияющим на уровень развития общественных объединений, является уровень материального благосостояния населения региона, т.е. чем выше уровень доходов населения региона, тем выше социальная активность общества и, как следствие, выше уровень развития НКО.
Таблица 3
Влияние показателей материального благосостояния на число зарегистрированных НКО (по данным за 2010 г.)
Регион Число зарегистрированных НКО [1] Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб. [2] Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. [2]
Кировская область 1609 13 385 13 293
Нижегородская область 3162 16 358 16 328
Оренбургская область 1772 13 398 15 200
Пензенская область 1394 12 700 14 424
Пермский край 3626 19 422 17 438
Республика Башкортостан 3474 17 677 16 378
Республика Марий Эл 672 10 195 12 651
Республика Мордовия 1224 11 055 11 883
Республика Татарстан 3782 18 158 17 350
Самарская область 3343 20 279 16 479
Саратовская область 1824 11 961 14 554
Удмуртская Республика 1660 12 423 14 291
Ульяновская область 1100 12 905 13 339
Чувашская Республика 1252 10 885 13 004
Коэффициент корреляции числа зарегистрированных НКО с соответствующими показателями: 0,95 0,94
Общественные объединения создаются для решения социально значимых проблем в обществе. Одной из основных задач, которую решают НКО -это поддержка слоёв населения, нуждающихся в социальной защите. Следовательно, можно предположить, что число создаваемых НКО будет увеличиваться прямо пропорционально увеличению прослойки населения, нуждающейся в социальной защите.
Для доказательства данной гипотезы проанализируем влияние численности пенсионеров, состоящих на учёте в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, на число зарегистрированных НКО (табл. 4).
Таблица 4
Взаимосвязь показателей материального благосостояния и числа зарегистрированных НКО (по данным за 2010 г.)
Регион Число зарегистрированных НКО [1] Численность пенсионеров, состоящих на учёте в системе Пенсионного фонда РФ [2]
всего получающие пенсии по старости получающие пенсии по инвалидности
Кировская область 1609 421 731 351 361 28 290
Нижегородская область 3162 1 006 302 860 215 56 805
Оренбургская область 1772 579 828 448 895 41 537
Пензенская область 1394 422 957 347 968 21 775
Пермский край 3626 757 420 622 278 44 649
Республика Башкортостан 3474 1 056 374 855 688 53 539
Республика Марий Эл 672 190 252 148 637 16 662
Республика Мордовия 1224 247 714 199 554 21 044
Республика Татарстан 3782 1 029 916 841 902 77 213
Самарская область 3343 923 731 775 061 58 148
Саратовская область 1824 715 397 607 242 34 468
Удмуртская Республика 1660 410 645 334 377 24 373
Ульяновская область 1100 390 271 310 795 30 749
Чувашская Республика 1252 339 224 281 502 19 164
Коэффициент корреляции числа зарегистрированных НКО с соответствующими показателями: 0,93 0,93 0,91
Как видно из табл. 4, коэффициенты корреляции между показателем числа зарегистрированных НКО и показателями, характеризующими количествен-
ный состав пенсионеров, состоящих на учёте в системе Пенсионного фонда РФ, свыше 0,90, что указывает на наличие прямо пропорциональной зависимости между анализируемыми показателями. Следовательно, можно сказать, что в регионах, в которых наблюдается существенное увеличение численности пенсионеров, получающих пенсии по старости или по инвалидности , также вы -является прямо пропорциональное увеличение числа зарегистрированных НКО. Так, к примеру, в Чувашской Республике общая численность пенсионеров на 67,89% ниже, чем в Республике Башкортостан, в которой общая численность пенсионеров, состоящих на учёте в системе Пенсионного фонда РФ, составляет 1 056 374 чел., что является наибольшим значением среди всех регионов ПФО (табл. 4). При этом, если сравнить два данных региона по числу зарегистрированных НКО, то окажется, что в Чувашии их количество также ниже, чем в Башкирии, в среднем на 63,96%. Если проанализировать регионы ПФО по численности пенсионеров, получающих пенсии по инвалидности, то окажется, что в Чувашской Республике их количество в среднем на 75% ниже, чем в Республики Татарстан, в которой численность пенсионеров, получающих пенсии по инвалидности, максимальная по ПФО и составляет 77 213 чел. При этом в Чувашской Республике число зарегистрированных НКО также на 66,89% ниже, чем в Республике Татарстан (табл. 4).
Проанализировав данные табл. 4, можно сделать вывод, что в регионах ПФО наблюдается чётко прослеживаемая тенденция увеличения числа НКО в зависимости от роста численности социально уязвимых групп населения. Отмеченная закономерность положительно характеризует уровень социальной «отзывчивости» населения регионов ПФО, в связи с этим региональным органам власти необходимо продолжить развитие наметившихся тенденций и вести активную работу по стимулированию деятельности социально-ориентированных НКО посредством повышения правового сознания и правовой культуры населения, совершенствования нормативно-правовой базы добровольческой деятельности, оказания финансовой поддержки гражданских и общественных инициатив, а также предоставления общественным объединениям имущественной и информационной поддержки.
Таким образом, проанализировав факторы, влияющие на активизацию деятельности некоммерческих организаций, можно сделать вывод, что уровень развития общественных объединений напрямую зависит от уровня материального, культурного и духовного благосостояния населения региона. Наличие разветвлённой, эффективно функционирующей системы общественных организаций и движений является не только показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов, но и показателем высокого качества жизни населения региона.
Литература
1. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. 11Р1_:
http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx.
2. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 527 с.
МИТЮГИНА МАРИНА МИХАИЛОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MITYUGINA MARINA MIKHAYLOVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Management Quality and Competitiveness Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.