Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на результативность подготовки персонала промышленных предприятий'

Анализ факторов, влияющих на результативность подготовки персонала промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1169
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА / ФАКТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TRAINING / FACTORS OF EFFECTIVENESS / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виштак Ольга Васильевна, Варгина Елена Владимировна

В современных условиях модернизации промышленности отмечается необходимость сохранения высококвалифицированных кадров на предприятиях, а также систематическое повышение их квалификации. Условия проведения подготовки и повышения квалификации персонала оказывают непосредственное влияние на образовательный процесс. В ходе проведенного анализа были выявлены факторы, влияющие на результативность подготовки персонала промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виштак Ольга Васильевна, Варгина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FACTORS INFLUENCING ON EFFECTIVENESS OF TRAINING PERSONNEL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

In modern conditions industrial upgrading is noted the necessity to maintain highly qualified personnel in enterprises, as well as systematic improvement of their skills. Terms of training and staff development have a direct impact on the educational process. In the course of analysis the factors influencing on the effectiveness of training personnel of industrial enterprises are identified.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на результативность подготовки персонала промышленных предприятий»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Виштак Ольга Васильевна

д-р пед. наук,

заведующий кафедрой информационных систем и технологий Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А.,

РФ, Саратовская область, г. Балаково E-mail: kafist2007@mail.ru

Варгина Елена Владимировна

аспирант кафедры информационных систем и технологий Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А.,

РФ, Саратовская область, г. Балаково E-mail: elena.vargina@mail.ru

ANALYSIS OF THE FACTORS INFLUENCING ON EFFECTIVENESS OF TRAINING PERSONNEL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Vishtak Olga

Doctor ofpedagogical sciences, head of the department of Information systems and technologies, Balakovo institute of equipment, technology and managements (branch) to Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,

Russia, Saratov region, Balakovo

Vargina Elena

postgraduate student of the department of Information systems and technologies, Balakovo institute of equipment, technology and managements (branch) to Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,

Russia, Saratov region, Balakovo

Виштак О.В, Варгина Е.В. Анализ факторов, влияющих на результативность подготовки персонала промышленных предприятий // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 3-4(14) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2056

АННОТАЦИЯ

В современных условиях модернизации промышленности отмечается необходимость сохранения высококвалифицированных кадров на предприятиях, а также систематическое повышение их квалификации. Условия проведения подготовки и повышения квалификации персонала оказывают непосредственное влияние на образовательный процесс. В ходе проведенного анализа были выявлены факторы, влияющие на результативность подготовки персонала промышленных предприятий.

ABSTRACT

In modern conditions industrial upgrading is noted the necessity to maintain highly qualified personnel in enterprises, as well as systematic improvement of their skills. Terms of training and staff development have a direct impact on the educational process. In the course of analysis the factors influencing on the effectiveness of training personnel of industrial enterprises are identified.

Ключевые слова: повышение квалификации, подготовка персонала, факторы результативности, дополнительное образование.

Keywords: professional development, training, factors of effectiveness, additional education.

В современных условиях коренная модернизация промышленности за счет внедрения наукоемких технологий и современного оборудования приводит к быстрому устареванию профессиональных знаний и навыков. Вот почему современное общество нуждается в техническом специалисте нового типа, обладающего развитыми социально значимыми компетенциями, способном нести ответственность за технологическую деятельность и принимать правильные решения в нестандартных производственных ситуациях [3]. В связи с этим отмечается необходимость совершенствования подготовки специалистов инженерно-технического профиля, включая новые

специальности в вузах, сохранение высококвалифицированных кадров на предприятиях, а также систематическое повышение их квалификации.

В Федеральном Законе об образовании в РФ введено понятие дополнительного образования как вида образования, направленного на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождающегося повышением уровня образования [5, с. 6]. Программы повышения квалификации

и программы профессиональной переподготовки нацелены на формирование профессионального мастерства и профессиональной культуры, изучение новых профессиональных компетентностей, сокращение разрыва теоретических и практических знаний персонала в связи с повышенными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

В настоящее время подготовка и повышение квалификации персонала промышленных предприятий осуществляется, как правило, либо без отрыва от производства, то есть непосредственно на предприятии, либо через вузовские факультеты повышения квалификации. В ходе проведенного анализа было выявлено, что условия проведения подготовки и повышения квалификации персонала оказывают непосредственное влияние на образовательный процесс и тем самым влияют на результативность процесса обучения.

При анализе ряда работ по этому вопросу было выявлено, что существуют факторы, влияющие на результативность подготовки и повышения квалификации персонала. Данные факторы были систематизированы и сведены в следующие группы:

• организационные факторы;

• дидактические факторы;

• учебно-методические факторы;

• финансовые факторы.

Г руппа организационных факторов включает те из них, которые оказывают влияние на процесс обучения при подготовке и повышении квалификации обучающихся. К данным факторам относятся следующие:

• организация образовательного процесса;

• учет производственных потребностей предприятия;

• мониторинг деятельности подразделения дополнительного образования.

Организация образовательного процесса регламентируется учебными

планами, в которых представлен состав учебных дисциплин, последовательность их изучения с учетом принципов дифференциации и вариативности.

Одним из главных факторов результативности повышения квалификации и подготовки персонала является мониторинг деятельности подразделения дополнительного образования, поскольку правильное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества обучения подразделения дополнительного образования обеспечивается путем проведения мониторинга образовательной деятельности [6]. Мониторинг образовательной деятельности является залогом эффективного обучения, поскольку дает непредвзятую оценку качества образования и возможность принятия своевременных решений по корректировке образовательного процесса [4].

Учет производственных потребностей предприятия включает в себя адаптацию обучающегося к рабочей атмосфере, понимание внутрифирменной специфики предприятия, сохранение и передачу стандартов управления, общения, корпоративной культуры предприятия, осознание обучающимися конкурентных преимуществ предприятия, а также развитие данных преимуществ и стимулы для развития каждого обучающегося и предприятия в целом.

В процессе исследования были выявлены факторы, которые в дальнейшем были отнесены к группе дидактических факторов. Группа дидактических факторов раскрывает процесс обучения персонала с учетом сущностных характеристик структурных и содержательных элементов процесса обучения.

• целенаправленное достижение конкретных результатов обучения персонала в соответствии с профессиональной деятельностью;

• эффективное сочетание практической и теоретической подготовок, построенные с учетом постоянного применения полученных знаний в процессе обучения;

• индивидуальный подход к обучающемуся;

• контроль преподавателей-инструкторов за учебной деятельностью обучающихся;

• построение образовательного процесса с применением информационных технологий;

• применение в процессе обучения оборудования, фактически используемого для производственных операций.

Повышение квалификации и переподготовка персонала направлены на приобретение обучающимися практических навыков, необходимых для выполнения должностных функций, углубление имеющейся квалификации, получение конкретных знаний по специализации и повышение результативности деятельности сотрудников предприятия. Поэтому одной из основных целей повышения квалификации и переподготовки персонала является целенаправленное достижение конкретных результатов обучения.

Важным дидактическим фактором в процессе обучения является индивидуальный подход, обеспечивающий правильный подход к обучающемуся, основанный на знании и учете конкретных его индивидуальных особенностей. Проблеме индивидуализации обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, И.А. Юрловской, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и другие. И.Э. Унт отмечает, что индивидуализация учитывает в процессе обучения индивидуальные особенности учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Применение индивидуализации обучения в преподавательской практике помогает сориентировать обучающегося на усиление мотивации и повышение эффективности усвоения знаний. Реализация индивидуального подхода помогает создать между преподавателем и обучающимся такую атмосферу

сотрудничества, которая будет способствовать улучшению качества воспринимаемой информации и выработке профессиональных навыков.

При организации повышения и подготовки персонала в условиях УТЦ предприятия традиционной формой обучения является обучение с преподавателем-инструктором, поскольку данная форма обучения является эффективной за счет прямой передачи информации. В обязанности инструктора входит обучение сотрудников предприятия, проходящих повышение квалификации, современным приемам выполнения производственных операций, осуществление контроля за обеспечением безопасных условий работы обучающихся и оснащением рабочих мест всем необходимым для выполнения работы. Также инструктор контролирует правильность выполнения рабочими технологических операций, качество и производительность их труда.

Процесс обучения персонала в условиях ФПК вуза строится на традиционной системе обучения, которая подразумевает, прежде всего, групповую организацию обучения. Однако при традиционном обучении, более ориентированном на память обучающихся, а не на мышление, порой объем сообщаемой информации может превышать возможности ее усвоения ими. Вот почему необходимо строить образовательный процесс с применением новых подходов к обучению, а именно с внедрением информационных технологий.

К учебно-методическим факторам, влияющим на результативность подготовки и повышения квалификации персонала, относятся следующие:

• методическая и дидактическая проработка материалов;

• наличие разнообразной учебной информации (средств обучения).

В ходе подготовки и повышения квалификации персонала необходимо учитывать непосредственное влияние методической деятельности преподавателя на результат обучения. Учитывая специфику содержания конкретной дисциплины, преподаватель в образовательной деятельности применяет различные приемы и методы для регулирования процесса формирования новых знаний, умений, навыков обучающихся.

Одним из главных компонентов дидактической системы обучения являются средства обучения, которые предоставляют преподавателю возможность увеличивать объем передаваемой учебной информации, оптимизировать процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшать восприятие изучаемых технических объектов [1; 2 и др.].

Ускорение процесса усвоения теоретического и практического материала, а именно приближение результатов учебного процесса к наиболее эффективным характеристикам, является главным дидактическим назначением средств обучения. При правильном применении в образовательном процессе средств обучения подготовка персонала становится более эффективной.

Также на результативность подготовки и повышения квалификации персонала оказывает влияние финансовые факторы, которые представляют собой следующие:

• финансовые расходы, связанные с содержанием учебного центра предприятия, профессорско-преподавательского, административного персонала, дополнительного помещения;

• ускорение адаптации новых сотрудников.

Финансовые ресурсы предприятия, затрачиваемые на корпоративное обучение и связанные с содержанием учебного центра, профессорскопреподавательского состава, административного персонала, достаточно велики и в некоторой степени являются «авансом», который вносит предприятие в свое последующее успешное развитие.

Персонал предприятия, прошедший подготовку и повышение квалификации, способен искать новые методы в работе, повышая тем самым эффективность предприятия в несколько раз. Тем не менее существует необходимость анализа эффективности корпоративного обучения, и в случае выявления неэффективности требуется вносить корректировку в направление финансовых потоков, направляя средства на образовательный проект, дающий максимальный и быстрый результат.

Анализ рассмотренных выше факторов показывает, что только правильное сочетание данных факторов позволит вывести подготовку персонала на новый уровень и скоординировать организацию обучения в условиях УТЦ предприятия или ФПК вуза на высоком дидактико-педагогическом уровне.

Список литературы:

1. Виштак О.В. Особенности формирования информационно-методического сопровождения дополнительного образования // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. — 2013. — № 2 (22). — с. 100—102.

2. Виштак О.В., Кондратов Д.В. Комплексный подход к созданию

электронных образовательных ресурсов // Universum: психология

и образование. — 2014. — № 2 (3) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/category/2-6 (дата

обращения: 10.02.2015).

3. Масленникова С.Ф. Активные методы обучения как эффективное средство профессиональной компетентности студентов вуза // Современные технологии профессионального образования: проблемы и перспективы. — 2014. — с. 47—51.

4. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128 с.

5. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

6. Ходакова Н.П., Виштак Н.М. Педагогический мониторинг как фактор

повышения результативности образовательного процесса // Universum: психология и образование. — 2014. — № 2 (3) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/category/2-6

(дата обращения: 10.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.