Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
894
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ / РЕШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова Евгения Витальевна, Разумовский Денис Юрьевич, Разумовская Елена Александровна

В статье предпринимается попытка анализа факторов, влияющих на реализованные финансовые и потребительские решения, формирующие финансовое поведение людей. Указанный анализ основан на концепции классической экономической науки о рациональности экономических субъектов, руководствующихся логикой и анализом большого количества информации при принятии решений финансового характера. Отмечается, что поведенческая наука исходит из того, что в реальной жизни люди не всегда руководствуются принципами логики и здравого смысла. Представлены результаты опросов, касающихся распределения бюджета респондентов, а также сведения о кредитной нагрузке граждан России. В статье рассматриваются некоторые факторы, которые препятствуют принятию рациональных решений. Подчеркивается значимость развития поведенческих финансов в контексте потенциального прогнозирования поведенческих проявлений в периоды высокой социально-экономической волатильности. По результатам исследования выявлено, что на принятие и реализацию решений финансового характера во многом влияет выбор сберегательной и кредитной стратегии домохозяйства; обобщены социокультурные и психологические факторы, влияющие на формирование финансового поведения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ершова Евгения Витальевна, Разумовский Денис Юрьевич, Разумовская Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING FINANCIAL DECISIONMAKING

The article attempts to analyze the factors that influence the implemented financial and consumer decisions that shape the financial behavior of people. This analysis is based on the concept of classical economic science on the rationality of economic entities, guided by the logic and analysis of a large amount of information when making financial decisions. It is noted that behavioral science proceeds from the fact that in real life people are not always guided by the principles of logic and common sense. The results of surveys concerning the distribution of the respondents’ budget, as well as information on the credit burden of Russian citizens are presented. The article discusses some of the factors that hinder the adoption of rational decisions. The importance of the development of behavioral finance in the context of potential forecasting of behavioral manifestations during periods of high socio-economic volatility is emphasized. According to the results of the study, it was revealed that the choice of the savings and credit strategies of the household largely influences the adoption and implementation of financial decisions; summarized the socio-cultural and psychological factors affecting the formation of financial behavior of the population.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_2_2_26 УДК 330.18

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА

Ершова Евгения Витальевна,

магистрант кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, Россия, г. Екатеринбург, e-mail: ilovymysummer@weburg.me

Разумовский Денис Юрьевич,

ассистент кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, Россия, г. Екатеринбург; помощник директора, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (УИУ РАНХиГС), Россия, г. Екатеринбург, e-mail: jobs. mail35@gmail. com

Разумовская Елена Александровна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский федеральный университет, Россия, г. Екатеринбург; профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, Россия, г. Екатеринбург, e-mail: rasumovskaya.pochta@gmail.com

В статье предпринимается попытка анализа факторов, влияющих на реализованные финансовые и потребительские решения, формирующие финансовое поведение людей. Указанный анализ основан на концепции классической экономической науки о рациональности экономических субъектов, руководствующихся логикой и анализом большого количества информации при принятии решений финансового характера. Отмечается, что поведенческая наука исходит из того, что в реальной жизни люди не всегда руководствуются принципами логики и здравого смысла. Представлены результаты опросов, касающихся распределения бюджета респондентов, а также сведения о кредитной нагрузке граждан России. В статье рассматриваются некоторые факторы, которые препятствуют принятию рациональных решений. Подчеркивается значимость развития поведенческих финансов в контексте потенциального прогнозирования поведенческих проявлений в периоды высокой социально-экономической волатильности. По результатам исследования выявлено, что на принятие и реализацию решений финансового характера во многом влияет выбор сберегательной и кредитной стратегии домохозяйства; обобщены социокультурные и психологические факторы, влияющие на формирование финансового поведения населения.

Ключевые слова: поведенческие финансы; решения финансового характера; финансовая грамотность; финансовое поведение.

UDC 330.18

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING FINANCIAL DECISIONMAKING

Ershova Evgeniya Vitalievna,

Master's student of the Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg, e-mail: ilovymysummer@ weburg.me

Razumovsky Denis Yurievich,

Assistant of the Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg; Assistant Director, Ural Institute of Management - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (UIU RANEPA), Russia, Yekaterinburg, e-mail: jobs.mail35@gmail.com

Razumovskaya Elena Alexandrovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural Federal University, Russia, Yekaterinburg; Professor of the Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg, e-mail: rasumovskaya. pochta@gmail. com

The article attempts to analyze the factors that influence the implemented financial and consumer decisions that shape the financial behavior of people. This analysis is based on the concept of classical economic science on the rationality of economic entities, guided by the logic and analysis of a large amount of information when making financial decisions. It is noted that behavioral science proceeds from the fact that in real life people are not always guided by the principles of logic and common sense. The results of surveys concerning the distribution of the respondents' budget, as well as information on the credit burden of Russian citizens are presented. The article discusses some of the factors that hinder the adoption of rational decisions. The importance of the development of behavioral finance in the context of potential forecasting of behavioral manifestations during periods of high socio-economic volatility is emphasized. According to the results of the study, it was revealed that the choice of the savings and credit strategies of the household largely influences the adoption and implementation of financial decisions; summarized the socio-cultural and psychological factors affecting the formation of financial behavior of the population.

Keywords: behavioral finance; financial decisions; financial literacy; financial behavior.

Экономическая наука со времен А. Смита предполагала, что экономические субъекты принимают решения, основываясь на максимизации собственной выгоды и оценке различных рисков, то есть что субъект стремится вести себя рационально и логично. Однако экономические субъекты - это люди, обладающие психологическими и социальными особенностями. К психологическим особенностям относятся способность испытывать чувства и эмоции, формирование убеждений и принципов, проявление страхов и желаний, влияние прошлого опыта, к социальным - приверженность принятым в обществе нормам, культурным ценностям, традициям. Совокупность по разному сочетающихся особенностей ведет к тому, что человек далеко не всегда действует рационально, часто его решения иррациональны с позиции классической экономической науки.

Исследования, связанные с изучением поведения людей при принятии финансовых решений и влияющих на него факторов, изучаются поведенческими финансами, получившими развитие из поведенческой экономики. Поведенческая экономика изучает психологические особенности человеческо-

го поведения и на основе анализа стратегий принятия потребительских решений с целью их прогнозирования [2, с. 32]. Поведенческие финансы как раздел поведенческой экономики сосредоточен на тех же вопросах, но в области принятия решений финансового характера, то есть потребления услуг финансовых посредников, покупки финансовых продуктов, использования инструментов кредитования, страхования, инвестирования и др.

По результатам исследования Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (РАН), в 2015 г. 47 % участников опроса (табл. 1) сначала откладывали средства, а остаток расходовали на свои нужды. Однако в 2017 г. 46 % респондентов тратили все средства на текущие нужны, не сберегая (в 2015 г. - 15 %). Доля тех, кто сначала тратит, а затем оставшееся откладывает, остается неизменной (36 %). Показательно, что стратегию «тратить все средства и не делать накоплений» наиболее склонны выбирать экономически активные граждане 35-44 лет (51 %). Из этого можно сделать вывод, что люди проявляют осторожность в сберегательных стратегиях [8, с. 25].

Таблица 1 - Результаты исследования финансового поведения населения (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2019 г, составлено авторами)

Финансовое поведение населения 2015 г. 2017 г. 2019 г.

Сначала откладывают, остаток тратят 47 18 13

Тратят все и не откладывают 15 46 51

Сначала тратят, остаток откладывают 38 36 36

В 2020 г., по данным мониторинга финансового поведения населения, в связи с вынужденными ограничительными мерами на фоне эпидемиологических событий сберегательные стратегии населения были ориентированы на формирование накоплений,

«финансовой подушки». На рис. 1 представлены результаты опроса населения о сроках оплаты текущих потребностей домохозяйства накопленными средствами при потере ежемесячного дохода.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Основной

О' сновнои

Основной

|| Основж эй

Основно&сновной

Доля респондентов, указавших сроки, на которые можно жить при сформированных сбережениях

| < 1 месяца

2-6 месяцев

16-12 месяцев 11-3 года

3-5 лет >5 лет

Рисунок 1 - Результаты опроса населения о сроках оплаты текущих потребностей домохозяйства накопленными средствами при потере ежемесячного дохода (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2020 г., составлено авторами)

По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), собранным на основе информации 600 кредитных организаций, в 2018 г. было выпущено около 12,66 млн карт с общим лимитом 908,5 млрд руб. Средний лимит кредитной карты составил 63 тыс. руб. (на 37 % больше, чем в 2017 г.). Выдача потребительских кредитов в третьем квартале 2018 г. достигла рекордного уровня. За этот период россияне получили 4 млн кредитов на 729 млрд руб. Средний кредитный рейтинг составил 178 тыс. руб. (на 43 % больше, чем в 2017 г.) [8, с. 28].

По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, чем больше количество оформленных кредитов на одного гражданина, тем выше риск задержек по оплате обязательств. Выявлено, что среди граждан, имеющих один кредитный до-

говор, нарушают график выплат 20 %, имеющие три кредитных договора - 50 %, пять и более кредитных договоров - 70 % [8, с. 29]. Результаты опроса, проведенного среди населения с просрочкой выплат по кредитным договорам на три месяца и более, показали тесную связь этого явления с социально-демографическими характеристиками должников (материальным и семейным положением, уровнем образования, финансовой грамотностью, статусом занятости) и, как следствие, различными возможностями поиска способов погашения их долгов. Исследования Е. А. Раз -умовской и Г И. Гнездилова показали, что увеличение темпов роста кредитования физических лиц (рис. 2) стимулирует рост закре-дитованности населения и говорит о низком качестве личного финансового планирования населения или о его отсутствии [7, с. 110].

Рисунок 2 - Динамика темпов роста кредитования физических лиц в 2016-2020 гг. (Составлено авторами по информационно-аналитическим материалам Банка России)

Исходя из вышесказанного, был сделан вывод о том, что на принятие финансового решения во многом влияет выбор стратегии поведения домохозяйств. Финансовая стратегия домохозяйства включает себя выбор моделей сберегательного и кредитного поведения и их соотношения между собой. На качество финансового планирования и выбора моделей финансового поведения во многом влияет уровень грамотности членов домохозяйства. Финансовая грамотность - совокупность знаний и компетенций человека в управлении личным бюджетом; представление об основных экономических явлениях и процессах, их закономерностях, знание основных экономических терминов [8, с. 13]. Финансово грамотный человек стремится повысить свой доход, а свои расходы старается сделать оптимальными - получать достаточное количество благ за меньшую стоимость. Владея знаниями в сфере экономики и финансов, финансово грамотный человек будет более полно оценивать предложенные товары и услуги, в том числе финансовые (например, сможет оценить, когда кредит использовать выгоднее, чем накопление) [9, с. 6]. Из всего этого можно сделать вывод, что знания и компетенции финансово грамотного человека повышают вероятность принятия им рационального решения.

Авторами сформулирована гипотеза о том, что психологические и социокультурные факторы, рассматриваемые сторонниками поведенческой экономики, также оказывают влияние на финансовое поведение до-

мохозяйств. Основываясь на классических и современных экономико-социологических концепциях и исследованиях, авторами выявлены социокультурные и психологические факторы формирования финансового поведения домохозяйств.

В работе «Иметь или быть» Э. Фром подчеркивал, что стремление приобретать собственность, сохранять ее и приумножать, то есть извлекать прибыль, и владеющие собственностью люди становятся предметом восхищения и зависти как существа высшего порядка. Потребность в обладании собственностью выражается у людей в разной степени и состоит в стремлении индивида с помощью материального блага (предмета, вещи, товара) достигать определенных жизненных целей или испытывать чувство счастья, успеха, признания [6]. Люди, склонные к материализму, могут приравнивать обладание собственностью к главной цели своей жизни, смыслу жизни. Часто материалисты считают, что обладание вещью позволяет им изменить свой статус, выглядеть более успешно, они видят в этом удовлетворение потребности в признании, самореализации. Для них покупка дорогой вещи (даже с необходимостью переплаты) видится как единственный понятный и доступный способ изменения своего социального положения. При этом материализм не зависит от величины дохода, то есть люди с высоким доходом могут в меньшей степени склоняться к материализму, а люди с низким доходом - наоборот. Иными словами, на решение о покупке может в большей степени

влиять желание обладать вещью, независимо от ее стоимости и доступности при определенном уровне дохода. Можно сделать вывод о том, что подверженность к материализму повышает вероятность приятия иррационального решения.

Результаты исследования Д. Канемана и А. Тверски говорят о том, что восприятие информации человеком зависит от того, как подана эта информация. Такой эффект принято называть «фрейминг». Одна и та же по сути информация, но в разных формулировках и с разными смысловыми акцентами может по-разному восприниматься человеком [5, с. 32]. Такой метод может использоваться в рекламе товаров и услуг, в том числе финансовых, чтобы предложение звучало для потенциального потребителя более выгодно, склоняло их к покупке. Поведение человека, с которым сработал эффект фрейминга, с меньшей вероятностью будет рациональным.

В соответствии с теорией ограниченной рациональности Г Саймона человек стремится удовлетворить свои потребности, а не получить максимальную пользу от товара или услуги. Также условно можно разделить товары и услуги на две категории - доставляющие удовольствие и радость (гедонистические) и приносящие пользу, необходимые (утилитарные) [4]. Первая категория товаров и услуг связана с получением позитивных эмоций, часто эти товары служат для развлечений и веселья, не несут практической пользы (в этом плане, их можно считать ненужными), такие покупки совершаются импульсивно. Импульсивность покупки может быть обусловлена как личными желаниями или эмоциональным состоянием индивида, так и условиями внешней среды. Продавец товара или услуги может побудить покупателя совершить покупку сейчас, импульсно, пока покупатель испытывает эмоции и не начинает взвешивать это решение с позиции разума и логики. Также импульсные покупки чаще возникают на фоне стихийных бедствий, катастроф, экономических кризисов и при прочих стрессовых ситуациях. Важно заметить, что ситуация импульсивной покупки почти полностью отстраняет человека от экономической рациональности, что повышает вероятность иррационального решения. Выбор утилитарных товаров вызван основными

потребностями человека и стремлением их удовлетворить, чаще приобретаются после оценки предложений на рынке, сравнения с аналогичными продуктами. Как правило, именно эта категория товаров и услуг будет чаще приобретаться в кредит, потому что выгода от таких вещей воспринимается человеком как более долгая, по сравнению с первой категорией [4]. Потребность в обладании вещью и удовлетворении потребности сейчас важнее, поэтому человек готов заплатить больше (например, за использование кредитных денег). К таким товарам можно отнести покупку автомобиля, бытовой техники, смартфона, компьютера. Это обусловливает снижение вероятности принятия рационального решения.

Одним из факторов можно считать денежную иллюзию, предложенную Дж. М. Кейн-сом в начале XX в. Это явление выражается в том, что человек при оценке денег воспринимает их номинальную стоимость, а не их реальную покупательскую способность [1, с. 55]. Например, человеку кажется более дорогим потратить большую сумму сейчас, чем платить небольшими частями в течение какого-то периода времени. При этом человек способен оценить оба способа оплаты с математической точки зрения и понимать, что процент за использование кредитных денег увеличивает стоимость покупки, однако несколько меньших платежей все равно будут выглядеть более дешевыми, чем вся сумма сразу. Это заблуждение снижает вероятность принятия рационального финансового решения.

Исследования группы ученых (И. Дж. Эма-нуель, П. А. Убель, Дж. Б. Кесслер, Г Мейер, Р. У. Мюллер, А. С. Навате, П. Пател, Р. Перл, М. Б. Розенталь, Л. Сакс, А. П. Сен, П. Шер-ман, К. Дж. Волп) показывают, что люди реагируют на немедленные поощрения чаще, чем на отсроченные стимулы. Авторы считают, что на поведение и решения человека влияет восприятие времени [7]. Наибольшее удовлетворение от покупки товара или получения услуги человек испытывает в самой краткосрочной перспективе, отсроченная покупка будет приносить меньше радости, так как люди склонны выбирать текущие выгоды, а не будущие. Это повышает вероятность того, что человек предпочтет взять в кредит вещь сегодня, чем накопить и приобрести ее

в будущем. Возникновение чувства радости снижает вероятность принятия рационального решения.

Люди склонны делать выбор на основании своего прошлого опыта и отработанной модели поведения [3]. Так, если человек рос в семье, где чаще всего брали кредиты на покупки, или если он сам часто пользовался таким способом, то он с большей вероятностью поступит так снова. Справедливо также то, что человек, который никогда не пользовался кредитованием, с меньшей вероятностью воспользуется им без объективной причины. Повторение прошлого иррационального опыта характерно при принятии любых решений, требующих оценки и выбора стратегии. Также для человека от бесплатного использования блага (вещи, услуги, функции, денег) сложно перейти к платному, ведь количество и качество потребляемого блага остается на том же уровне, а вот издержки по его использованию - увеличиваются.

Одним из факторов, влияющих на решение о покупке дорогостоящей вещи или использования кредита, является не столько текущее финансовое положение человека, сколько история формирования его дохода [3, с. 27]. Деньги, полученные с меньшими временными и трудовыми затратами, индивидом будут восприниматься как имеющие меньшую стоимость. В таком случае товар будет сопоставляться в большей степени с потраченными усилиями, чем с номинальной стоимостью денег.

Факторов, влияющих на принятие решения индивидом, в каждом уникальном случае может быть огромное множество, они изменяются не только в зависимости от самой ситуации, но и от индивида, его текущего состояния, мыслей, эмоций. Описанные в статье факторы являются наиболее общими для поведения большинства людей, обусловленные особенностями психики человека. Это подтверждает гипотезу о том, что рассматриваемый в классической экономической теории человек, обладающий точной памятью, имеющий устойчивые и упорядоченные предпочтения, способный точно оценивать вероятности возникновения рисков, определять вероятность выигрыша (выгоды) и проигрыша (убытка) и на основании этого из множества вариантов выбирать наиболее оптимальный - это только субъект совер-

шенной экономической модели. Модель, отвечающую реальному поведению человека, построить почти невозможно в силу ограниченной возможности обработки информации человеком: многие факторы, влияющие на экономическое поведение человека, практически неизмеримы и не могут быть точно прогнозируемыми. Однако выделение общих закономерностей, определение фокальных точек в финансовом поведении и принятии решений многих домохозяйств возможны.

В ходе ряда исследований было выявлено, что люди в большей степени опираются на социальные правила и нормы морали, принятые в обществе, чем на максимизацию собственной выгоды, что в классической теории принято считать основной причиной рациональности поведения [7, с. 56]. Это затрудняет процесс принятия решения, так как, с одной стороны, индивид учитывает свои собственные риски потери (но учесть их все же он не сможет ввиду ограниченности обработки информации), а с другой - ориентируется на поведение других людей, склонен поступать так же, как поступает большинство. В связи с этим человек может принимать не самые эффективные и не рациональные решения, систематически ошибаться и действовать шаблонно, действовать под влиянием эмоционального состояния, его решения могут противоречить собственным целям и предпочтениям.

Большинство теорий поведенческой экономики построены на знаниях о работе психики, психологии человека и бихевиоризме. Ключевой особенностью этой науки является то, что на основании эмпирических исследований можно сделать более точные предсказания стратегии поведения большинства людей, а также изучить влияние социальных и психологических факторов на него. Ирраци -ональное поведение особенно ярко проявляется в ситуациях неопределенности и риска, в которых происходит вся экономическая, ин -вестиционная и финансовая деятельность. Влиянию выявленных субъективных факторов подвержены абсолютно все, независимо от профессиональной подготовки, сферы деятельности и опыта работы. Возможность объяснения причин нерационального поведения экономических субъектов и инвесторов позволяет предупреждать возможные перепады на рынках, в том числе финансо-

вых. Учет выявленных поведенческих факто- эффективность финансовой стратегии и так-ров финансирования существенно повысит тики участников рынка.

Список литературы _

1. Баганов, В. Ю. Основные аспекты принятия решений в условиях неопределенности / В. Ю. Баганов // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - № 27 (2). - C. 54-58. - URL : https://cyberleninka. ru/article/n/osnovnye-aspekty-prinyatiya-resheniy-v-usloviyah-neopredelennosti (дата обращения: 01.03.2021).

2. Власов, А. В. Поведенческая экономика как новая область исследования в экономической науке / А. В. Власов, Г С. Гаибов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017. - № 23. -C. 31-40. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/povedencheskaya-ekonomika-kak-novaya-oblast-issledovaniya-v-ekonomicheskoy-nauke (дата обращения: 01.03.2021).

3. Дрогобыцкий, И. Н. Поведенческая экономика: сущность и этапы становления / И. Н. Дрогобыцкий // Журнал Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - № 106. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ povedencheskaya-ekonomika-suschnost-i-etapy-stanovleniya (дата обращения: 01.03.2021).

4. Киселев, Д. А. Поведенческие аспекты принятия решение об использовании экономическими агентами инструментов кредитования / Д. А. Киселев // Электронный научный журнал «Вектор экономики». - 2019. - № 5. -URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=38304929 (дата обращения: 01.03.2021).

5. Колесникова, Т. Н. Влияние когнитивных искажений на поведение экономических агентов / Т. Н. Колесникова // Вестник СГСЭУ. - 2019. - № 75 (1). - C. 31-35. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kognitivnyh-iskazheniyna-povedenie-ekonomicheskih-agentov (дата обращения: 01.03.2021).

6. Поведенческая экономика / И. Д. Эмануэль, П. А. Убель, Д. Б. Кесслер // Вестник ВШОУЗ. - 2018. - № 2. -URL : https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/povedencheskaya-ekonomika/ (дата обращения: 01.03.2021).

7. Разумовская, Е. А. Персональное финансовое планирование домохозяйств в сложных экономических условиях / Е. А. Разумовская, И. С. Гнездилов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - № 11 (1). C. 108-114. -URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42804026 (дата обращения: 01.03.2021).

8. Финансовое поведение населения. Мониторинг. 2019 / под ред. А. В. Ярашевой. - Москва : ИСЭПН РАН, 2019. - 91 с.

9. Razumovskaya, E. A. Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth / Е. А. Razumovskaya, D. U. Razumovsky // Advances in Economics, Business and Management Research, volume 138 2nd International Scientific and Practical Conference (MTDE 2020). - P. 425-430.

References_

1. Baganov V.Yu. Osnovny'e aspekty' prinyatiya reshenij v usloviyax neoprede-lennosti, Azimut nauchnyx issledovanij: e'konomika i upravlenie, 2019, no. 27 (2), pp. 54-58. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-prinyatiya-resheniy-v-usloviyah-neopredelennosti (data obrashheniya: 01.03.2021).

2. Vlasov A.V., Gaibov G.S. Povedencheskaya e'konomika kak novaya oblast' issle-dovaniya v e'konomicheskoj nauke, Modeli, sistemy, seti v e'konomike, texnike, prirode i obshhestve, 2017, no. 23, pp. 31-40. URL :https://cyberleninka.ru/ article/n/povedencheskaya-ekonomika-kak-novaya-oblast-issledovaniya-v-ekonomicheskoy-nauke (data obrashheniya: 01.03.2021).

3. Drogoby'czkij I.N. Povedencheskaya e'konomika: sushhnost' i e'tapy' stanovleniya, Zhurnal Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment, 2018, no. 106. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/povedencheskaya-ekonomika-suschnost-i-etapy-stanovleniya (data obrashheniya: 01.03.2021).

4. Kiselev D.A. Povedencheskie aspekty' prinyatiya reshenie ob ispol'zovanii e'konomicheskimi agentami instrumentov kreditovaniya, E'lektronny'j nauchny'j zhurnal «Vektor e'konomiki», 2019, no. 5. URL : https://elibrary.ru/ item.asp?id=38304929 (data obrashheniya: 01.03.2021).

5. Kolesnikova T.N. Vliyanie kognitivny'x iskazhenij na povedenie e'konomiche-skix agentov, VestnikSGSEU, 2019, no. 75 (1), pp. 31-35. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kognitivnyh-iskazheniyna-povedenie-ekonomicheskih-agentov (data obrashheniya: 01.03.2021).

6. E'manue'l' I.D., Ubel P.A. ', Kessler D.B. Dzh. B. Povedencheskaya e'konomika, Vestnik VShOUZ, 2018, no. 2. URL : https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/povedencheskaya-ekonomika/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

7. Razumovskaya E.A., Gnezdilov I.S. Personal'noe finansovoe planirovanie domoxozyajstv v slozhny'x e'konomicheskix usloviyax, E'konomika: vchera, segodnya, zavtra, 2019, no. 11 (1), pp. 108-114. URL : https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42804026 (data obrashheniya: 01.03.2021).

8. Finansovoe povedenie naseleniya. Monitoring. 2019. / pod red. A. V. Yarashevoj. Moscow: ISE'PN RAN, 2019, 91 p.

9. Razumovskaya E. A., Razumovsky D.U. Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth, Advances in Economics, Business and Management Research, volume 138 2nd International Scientific and Practical Conference (MTDE 2020), pp. 425-430.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.