Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на формирование профессиональных компетенций социального работника, в сфере здравоохранения Казахстана'

Анализ факторов, влияющих на формирование профессиональных компетенций социального работника, в сфере здравоохранения Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турсынбекова Жазира Джумабековна

В статье проведен анализ некоторых факторов, влияющих на формирование профессиональных компетенций социального работника в сфере здравоохранения. Полученные данные в ходе исследования свидетельствовали о необходимости проведения комплексного анализа факторов, которые повлияли на текущее положение. В основе такого анализа лежит потребность разработки стратегии развития соответствующих профилей высшей школы для формирования профессиональных компетенций социального работника в сфере здравоохранения Республики Казахстан. Проведено разделение образовательных учреждений по профилям обучения с получением данных по подготовке специалистов «Социальная работа». Данные факторы и ограничения характерны и для стратегического анализа социальных процессов и объектов, что вызвано в обоих случаях возможными условиями нестабильности и изменчивости экономики, когда каждый субъект должен своевременно реагировать на изменения во внешней среде и быстро приспосабливаться к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Турсынбекова Жазира Джумабековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на формирование профессиональных компетенций социального работника, в сфере здравоохранения Казахстана»

SOCIOLOGICAL SCIENCES

ANALYSIS OF THE FACTORS AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKERS IN THE HEALTH SERVICE OF KAZAKHSTAN ^rsynbekova Zh. (Republic of Kazakhstan) АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА, В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА Турсынбекова Ж. Д. (Республика Казахстан)

Турсынбекова Жазира Джумабековна / Tursynbekova Zhazira - кандидат медицинских наук, докторант,

специальность: социальная работа, Национальная школа государственной политики Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан

Abstract: the article analyzes some of the factors affecting the formation of the professional competence of a social worker in health care. The findings of the study showed the need for a comprehensive analysis of the factors that have influenced the current position. The basis of this analysis is the need for a development strategy for the respective higher school profiles for the formation of professional competencies of social workers in the health sector of the Republic of Kazakhstan. A division of educational institutions for training profiles to obtain the data on the training "Social Work". These factors and constraints typical for strategic analysis of social processes and objects, which caused in both cases, the possible conditions of instability and volatility of the economy, when each subject has to react promptly to changes in the external environment and adapt quickly to them. Аннотация: в статье проведен анализ некоторых факторов, влияющих на формирование профессиональных компетенций социального работника в сфере здравоохранения. Полученные данные в ходе исследования свидетельствовали о необходимости проведения комплексного анализа факторов, которые повлияли на текущее положение. В основе такого анализа лежит потребность разработки стратегии развития соответствующих профилей высшей школы для формирования профессиональных компетенций социального работника в сфере здравоохранения Республики Казахстан. Проведено разделение образовательных учреждений по профилям обучения с получением данных по подготовке специалистов «Социальная работа». Данные факторы и ограничения характерны и для стратегического анализа социальных процессов и объектов, что вызвано в обоих случаях возможными условиями нестабильности и изменчивости экономики, когда каждый субъект должен своевременно реагировать на изменения во внешней среде и быстро приспосабливаться к ним.

Keywords: social worker, professional competence, health, the analysis of environmental factors. Ключевые слова: социальный работник, профессиональные компетенции, здравоохранение, анализ факторов внешней среды.

Основные постулаты «Европейской социальной хартии», защищающие социальные и экономические права человека, пересмотренной, и принятой в г. Страсбурге 03.05.1996 года, явились приоритетным направлением национальной политики системы социальной защиты населения Казахстана. В целях реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года, согласно Указа Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 735 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» (с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 18.12.03 г. N 1252), утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, согласно Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», который предопределяет в сфере социальной защиты населения укрепление социальной стабильности. Планируется, что к 2020 году удельный вес лиц, охваченных специальными социальными услугами, составит 100 % от числа нуждающихся.

Основываясь на приоритетности тотального охвата социальными услугами и актуальности улучшения качества здравоохранения, можно говорить о важности формирования направления развития институтов социальной работы Республики Казахстан, основанного на интеграции систем здравоохранения и социальной сферы (для охвата услугами 100% населения). Следует отметить, что такая интеграция отражена в системе подготовки будущих социальных работников, основана на подпункте 4 статьи 10 Закона Республики от 20 апреля 2015 года «О специальных социальных услугах», где утверждены стандарты

подготовки и повышения квалификации социальных работников, согласно Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2015 года № 220. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 мая 2015 года № 11089 «Об утверждении перечня специальностей социальных работников, стандартов их подготовки и повышения квалификации».

В данном контексте, объектами стратегического анализа становятся учреждения подготовки и повышения квалификации социальных работников. Так, на начало 2016 года в Республике Казахстан подготовку по специальности 6М090500 «Социальная работа» осуществляют 21 образовательное учреждение III-IV уровня аккредитации.

Анализ показал, что социальная работа и оказание населению услуг по повышению их уровня жизни, в том числе, оказание услуг по охране здоровья, не является профильным направлением ни в одном из представленных образовательных учреждений.

Несмотря на то, что представленное разделение образовательных учреждений является отчасти условным, так как большинство вузов не имеют ведущего профиля обучения, полученные данные все же свидетельствуют, что подготовка специалистов «Социальная работа» не предполагает наличие ведущих или вспомогательных кафедр медицинского направления. (Медицинская кафедра функционирует только в Казахском национальном вузе, по данным официальных сайтов вузов). В современных образовательных стандартах реализация стратегической национальной цели повышения качества здравоохранения через реализацию социальной функции государства по существу не отражена.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения комплексного анализа факторов, которые повлияли на текущее положение. В основе такого анализа лежит потребность разработки стратегии развития соответствующих профилей высшей школы для формирования профессиональных компетенций социального работника в сфере здравоохранения Республики Казахстан.

Исходным элементом процесса стратегического планирования экономического и социального развития вне зависимости от сферы планирования обязательно должна быть диагностика текущего состояния развития объекта. Результатом этого этапа является оценка ситуации в пределах мезосистемы (в системе образования представлена взаимосвязями локальной системы образования на уровне региона, области и т. д.) [1], выявление проблем и обоснование необходимости принятия определенных корректирующих мероприятий. Именно диагностика (анализ и оценка текущей ситуации) позволяет выявить внутренние преимущества и недостатки мезосистемы, очертить возможности и угрозы внешней среды при наличии такой информации, на основе которой может быть сформировано видение будущего ее развития, миссия и приоритетные направления, стратегические цели и задачи, необходимые для достижения определенных приоритетов [7].

В рамках классического стратегического анализа экономических субъектов отмечается, что «каждый субъект хозяйствования функционирует в условиях внешней и внутренней среды, которые определяют возможности и ограничения в его деятельности. В ходе своего функционирования предприятием осуществляется непрерывный процесс обмена с внешней средой, что является важным условием поддержания потенциала и выживания предприятия» [4].

Итак, понимая актуальность стратегического анализа системы формирования профессиональных компетенций социального работника в сфере здравоохранения для обеспечения эффективности его деятельности, представляется необходимым дальнейшее исследование данной тематики для выработки взвешенных стратегических решений. Вместе с тем, учет только внешней среды без идентификации проблемного поля внутри самой социальной службы является недостаточным, и данный аспект работы является объектом наших дальнейших исследований.

Литература

1. Бывшева М. В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования // Педагогическое образование в России, 2012. № 3. С. 28-32.

2. Веснин В. Р., Кафидов В. В. Стратегическое управление. СПб.: Питер, 2009. 157 с.

3. Дынкин А. А. Стратегический глобальный прогноз 2030. М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2011. С. 52.

4. КазаковаН. А. Современный стратегический анализ. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 189 с.

5. Магданов П. В. Современный подход к стратегическому планированию // Ars administrand., 2011. № 1. С. 17-18.

6. Платов В. Я., Золотарева С. Е., Платова О. В. Технология стратегического планирования и управления. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 213 с.

7. Ювица Н. В. Стратегическое планирование и государственный менеджмент Казахстана // Международный журнал экспериментального образования, 2015. № 3-2. С. 248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.