Научная статья на тему 'Анализ факторов и условий развития объединенного бизнеса операторов фиксированной и подвижной связи'

Анализ факторов и условий развития объединенного бизнеса операторов фиксированной и подвижной связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕННЫЙ БИЗНЕС / КОНВЕРГЕНТНЫЕ РЕШЕНИЯ / ОПЕРАТОРЫ ФИКСИРОВАННОЙ И ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Т. А., Братанова О. В.

Развитие мирового рынка инфокоммуникационных услуг (ИКУ) происходит на фоне конвергенции услуг, технологий, сетей связи и информатики. В этих условиях потребитель может быть обеспечен всеми видами ИКУ, предоставляемых ему в едином технологическом решении одним поставщиком услуг. Простота и удобство такого варианта состоит в том, что в данном случае потребитель получает более выгодное и простое в использовании предложение из «одних рук», оплачивая единый счет за полный комплекс конвергентных услуг. Применяя конвергентные решения в своем бизнесе, операторы стремятся удовлетворить потребности клиентов в услугах, свойства которых сформированы требованиями информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов и условий развития объединенного бизнеса операторов фиксированной и подвижной связи»

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

на

н

ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА

Анализ факторов и условий развития объединенного бизнеса операторов

■ V V

фиксированной и подвижной связи

Т.А. КУЗОВКОВА,

проф., зав. кафедрой экономики связи МТУСИ

О.В. БРАТАНОВА,

аспирант кафедры экономики связи МТУСИ

Развитие мирового рынка инфокоммуникационных услуг (ИКУ) происходит на фоне конвергенции услуг, технологий, сетей связи и информатики.

В этих условиях потребитель может быть обеспечен всеми видами ИКУ, предоставляемых ему в едином технологическом решении одним поставщиком услуг. Простота и удобство такого варианта состоит в том, что в данном случае потребитель получает более выгодное и простое в использовании предложение из «одних рук», оплачивая единый счет за полный комплекс конвергентных услуг. Применяя конвергентные решения в своем бизнесе, операторы стремятся удовлетворить потребности клиентов в услугах, свойства которых сформированы требованиями информационного общества .

ля современного рынка ин-фокоммуникаций характерны следующие основные свойства: стремительное

развитие инновационных технологий и конвергенция услуг, наличие взаимозаменяемых услуг связи, насыщение рынка услуг подвижной и фиксированной связи, рост влияния сети Интернет на способы коммуникации потребителей, рост инфокоммуникационной составляющей в факторах производства товаров и услуг смежных секторов экономики.

Операторы фиксированной и подвижной связи ощущают влияние данных тенденций в виде напряженной конкурентной борьбы и финансовых про-

блем, которые вызывают неблагоприятные экономические последствия. Так, отчеты о деятельности операторов фиксированной связи свидетельствуют о снижении доходов от предоставления традиционных голосовых услуг и о потере доли наземных линий доступа пользователей к сетям. Согласно результатам проведенного iKS-Consulting исследования российского рынка, выручка от предоставления услуг голосовой связи фиксированных операторов в I кв. 2011 г. сократилась по сравнению с I кв. 2010 г. на 2%.

Основными причинами снижения доходов операторов фиксированной связи называют расширение абонент-

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

|—1

, I

— г-^ г"ы h И

□ пользователи, млн. чел ■ доход, млрд. долл. США

2004 2005

2006

2007

2008 2009

2010 Годы1

Рис. 1. Динамика роста числа абонентов и доходов от услуг РМС на мировом рынке

ской базы операторов подвижной связи и развитие сервисов VoIP. В свою очередь рынок услуг подвижной связи за последние годы демонстрирует замедление темпов роста базы частных абонентов и неуклонное снижение ARPU. При этом можно отметить активную деятельность операторов подвижной и фиксированной связи на рынках услуг передачи данных (ПД) и широкополосного доступа (ШПД) в частном и корпоративном сегментах.

В современных рыночных условиях приоритетным становится обеспечение инновационного характера развития бизнеса операторских компаний. Одним из наиболее рациональных способов такого бизнеса является слияние отдельных компаний и консолидация не только их финансовых средств, но и производственных возможностей. В результате такого подхода к организации бизнеса становится очевидным выгода от реструктуризации компаний и объединения активов в конкурентной борьбе.

Выявленные особенности услуг связи и информационных услуг [1, с. 126132] позволяют утверждать, что до эпохи конвергенции они являлись монопродуктом, а распределение производственных ресурсов было одномерным. В условиях конвергенции связи и информатики, распространения инфо-

52

ВЄКІ КАЧЕСТВА № 1/2 • 2012

.•••' 5 ..." QG

ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

Ч QG \ G

коммуникационных технологий (ИКТ), цифровых систем передачи информации по IP-протоколу процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт - мультиуслугой. Интенсивность сетевых ресурсов повышается за счет их использования не только собственниками сети, но и другими операторами. Конвергенция услуг, технологий, систем и сетей в области связи и информатики обуславливает необходимость применения конвергентных решений и в бизнесе.

Конвергенции фиксированной и мобильной связи

Одним из важнейших стратегических направлений развития операторов связи является концепция конвергенции фиксированной и мобильной связи - Fixed Mobile Convergence (FMC). Для клиента конвергентные решения FMC имеют как технологические преимущества (прямой дозвон с мобильного телефона на внутренний номер, широкий набор функций, удобный способ управления с помощью web-интерфейса), так и экономические (экономия за счет оптимальной маршрутизации трафика, а также возможности ограничения доступа - например, к междугородной и международной телефонной связи; выставление счетов за фиксированную и мобильную связь «в одном пакете», взаимодействие с одним менеджером по всем вопросам).

Согласно данным аналитических исследований, конвергентное решение FMC наиболее востребовано в компаниях банковского сектора, промышленной индустрии, в транспортных компаниях и гостиничном бизнесе - здесь до 80% клиентов подвижной связи пользуются услугой FMC [2, 5]. По оценкам компании IDC, исследовавшей мировой рынок телекоммуникационных услуг, в 2010 г. во всем мире услугами FMC пользовались 47 млн абонентов, а ежегодный доход операторов от их предоставления составлял 24 млрд долл. (рис. 1). В России такая услуга также ориентирована преимущественно на корпоративных клиентов.

Российские реалии

На российском рынке ИКУ наиболее значимые перемены связаны со сделками M&A между операторами подвижной связи «большой тройки» и компаниями, предоставляющими услуги фиксированной связи и имеющими развитую инфраструктуру для предоставления услуг ШПД. Приобретение активов компаний ОАО «Комстар-ОТС», ООО «СЦС Совинтел» и ЗАО «Синтерра» компания-

Оператор мобильной связи

Универсальный

оператор

федерального

уровня

Оператор фиксированной связи

Клиенты

Рост клиентской базы Пред/оставление услуг в частном, корпоративном, государственном и операторском секторах Реализация перекрестных продаж

Услуги

Предоставление единого пакета конвергентных услуг Создание инновационных сервисов и совершенствование обслуживания

География присутствия

• Увеличение географии присутствия в России, странах дальнего и ближнего зарубежья

• Выход на новые рынки

Диверсификация

Клиенты

Услуги

География

Управление рисками

Синергия

Экономия от масштаба

Взаимодополняющие

ресурсы

Экономия от

вертикальной

интеграции

Увеличение стоимости объединенной компанш

Рис. 2. Возможности компаний-операторов связи в результате объединения

ми ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон» соответственно позволило федеральным операторам подвижной связи развивать бизнес и создавать стоимость на следующих направлениях: конвергенция фиксированной и мобильной связи, доступ к сети Интернет, цифровое телевидение, услуги передачи данных, контент-сервисы. Наряду с этим операторы связи направляют усилия на развитие собственной инфраструктуры магистральных сетей.

За тенденцией конвергентного развития последовал и национальный оператор междугородной и международной связи ОАО «Ростелеком». В соответствии с программой развития компании до 2013 г. стратегическая задача ОАО «Ростелеком» заключается в «трансформации компании в лидирующего универсального оператора, оказывающего широкий комплекс телекоммуникационных и инфокоммуника-ционных услуг розничным потребителям, корпоративным клиентам и операторам на уровне международных стандартов на всей территории РФ и за ее пределами» [3]. Для достижения поставленной задачи компания будет использовать возможности органичного роста за счет собственных ресурсов, а также посредством проведения политики реструктуризации, а именно слияний и поглощений. Так, расходы на проведение сделок М&А, включенные в план реализации стратегии ОАО «Ростеле-

ком», варьируются в пределах от 30 до 46,7 млрд. руб. [3].

Возможности

универсального оператора

С развитием конвергентных решений по объединению бизнеса операторов фиксированной и подвижной связи можно наблюдать становление универсальных операторов федерального уровня, предоставляющих полный пакет ИКУ. Возможности такого оператора представлены на рис. 2.

Основные результаты объединения компаний и возможности стратегического развития объединенного бизнеса, обеспеченного консолидацией ресурсов и увеличением масштабов потребления услуг, состоят в развитии и оптимизации продуктовой линейки, создании комплексной системы обслуживания, поддержке и повышении лояльности клиентов, расширении географического присутствия за счет как строительства инфраструктуры, так и эффективного использования совместных сетей.

Благодаря слиянию объединенная компания получает быстрый доступ к масштабным рынкам предоставления ИКУ во всех четырех сегментах (частном, корпоративном, государственном и операторском), чего было бы трудно добиться компании-оператору, использующему лишь собственные возможности роста. На примере операто-

№ 1/2 • 2012 ВеК| КАЧЕСТВА

S3

Косвенная выгода Прямая выгода

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ааа ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА

на ..••• н

ж

ров подвижной связи «большой тройки» результатом объединения с операторами фиксированной связи является выход на корпоративный рынок, оптовая продажа каналов связи и оказание услуг другим операторам, а также доступ к быстрорастущему рынку ШПД в Интернет. Это позволяет такой компании получить синергетический эффект от объединения транспортной сети, повышения операционной эффективности и координации в области продаж.

Также важным аспектом развития объединенного бизнеса является возможность диверсификации деятельности в трех основных направлениях: клиенты, услуги, география присутствия. Диверсификация бизнеса по предоставляемым услугам (мобильная связь, фиксированная связь, цифровое ТВ, ШПД, услуги контента, услуги аренды приложений и аутсорсинга информационных компонентов) будет способствовать стабильности и росту доходов компании в условиях зрелости рынков услуг подвижной и фиксированной связи. Диверсификация по потребительским сегментам и географическому присутствию позволит прежде всего снизить вероятность возникновения рисков, зависящих от социальных и макроэкономических факторов, а также от нестабильности мировой и национальной экономик.

Наряду с очевидными выгодами конвергентного развития бизнеса операторов подвижной и фиксированной связи существующая специфика рынка конвергентных услуг тормозит рост дохо-

дов операторов, затрудняет полноценное развитие конкуренции и комплексное оказание услуг потребителям всех сегментов.

Ориентированность операторов на предоставление услуг в корпоративном секторе обусловлена их стремлением добиться в первую очередь роста АЯРи в секторе с наивысшим уровнем доходности, а также сложностями развития этих сервисов в частном секторе из-за их высокой цены, которая стала следствием несовершенства технологий и трудностей во взаимодействии операторов. Наличие такой ситуации в частном сегменте рынка услуг РМО позволяет рассматривать ее как потенциальную возможность роста доходов операторов объединенного бизнеса.

Национальные особенности конвергенции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная сложность в развитии РМО в России и СНГ связана с законодательным регулированием деятельности операторов подвижной и фиксированной связи, что создает ограничения при запуске совместных конвергентных услуг. Например, отсутствие закона о виртуальных операторах, об использовании оператором одного и того же номера для мобильного и фиксированного телефона. Кроме того, сама по себе услуга РМО в России в явном виде не лицензируется, да и существующая нормативная база допускает неоднозначное ее толкование [4].

Несовершенство нормативнозаконодательной базы в сфере новых

конвергентных услуг снижает уровень конкуренции и препятствует распространению услуг FMC. Несмотря на то что альтернативные операторы в силу оперативности своего менеджмента отреагировали на внедрение услуг FMC раньше, существует большая вероятность того, что крупные операторы подвижной связи в силах потеснить их в сегменте услуг FMC, предоставляя им доступ к сетям связи на дискриминационных условиях. Помимо этого, отчетливо прослеживается тенденция монополизации рынка инфоком-муникационных услуг универсальными операторами, образованными на базе операторов подвижной связи «большой тройки» и группы компаний ОАО «Связьинвест». ■

Литература

1. Кузовкова Т.А., Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития ин-фокоммуникаций. М.: Горячая Линия-Телеком, 2009. 224 с.

2. Статистические профили информационного общества, 2009 год, СНГ. Женева: МСЭ, 2009. 64 с.

3. Стратегия ОАО «Ростелеком» на 2009-2013 годы // www.rt.ru.

4. Шеповальников Д., Синча О. Конвергенция в сослагательном наклонении // Стандарт. 2008. № 04(63). С. 17-19.

5. Shaw S. Fixed mobile convergence: The past, present and future // http:// searchunifieldcommunications. techtarget.com.

НОВОСТИ NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS

INTEL и МГУ вновь приглашают ученых будущего

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и корпорация Ш объявили о проведении среди школьников старших классов стран СНГ третьего конкурса научно-технических работ «Ученые будущего». Конкурс проводится в рамках II Всероссийского Фестиваля науки и VII Фестиваля науки в г. Москве и направлен на развитие интереса к изучению точных и естественных наук в школе.

Конкурс «Ученые будущего» проводится в поддержку указа Президента «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» по семи направлениям: «Математика», «Химия, нанотехнологии и наноматериалы», «Информатика, программирование и информационно-телекоммуникационные системы», «Биология и науки о жизни», «Науки о Земле, рациональное природопользование», «Техника и инженерные науки», «Физика».

К участию в конкурсе приглашаются школьники 9-11 классов образовательных учреждений России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Заявку на участие в конкурсе можно подать до 15 сентября 2012 г. включительно на сайте www.intel.festivalnauki.ru.

Профессиональное жюри, состоящее из представителей ведущих вузов стран СНГ, МГУ имени М.В. Ломоносова и корпорации № определит участников очного финала конкурса «Ученые будущего», который пройдет 13 октя-

бря 2012 г. в Москве в рамках VII Фестиваля науки. Его победители будут соревноваться за право посетить в качестве гостя международный финал конкурса Intel® International Science and Engineering Fair® (Intel ISEF) в мае 2013 г. Intel ISEF - один из крупнейших и наиболее престижных международных конкурсов для школьников, финал которого ежегодно проходит в США.

Конкурс «Ученые будущего» призван не столько решить задачу отбора талантливых школьников, сколько заинтересовать ребят в продолжении научной деятельности, позволив на практике убедиться, что наука - это и интересно, и престижно. Победа в конкурсе «Ученые будущего» - это отличный способ познакомиться с удивительным и ярким событием - Intel ISEF - понаблюдать за его участниками и судьями для того, чтобы в следующем году увереннее пройти отбор на региональных этапах и вернуться на престижный смотр уже в составе российской сборной.

Отметим, что и корпорация Intel, и МГУ традиционно уделяют большое внимание вопросам научной подготовке школьника-исследователя. Именно поэтому неотъемлимой частью конкурса является конференция для преподавателей «Образовательная академия Intel», которая состоится 13 октября 2012 г. В ходе докладов и мастер-классов участники смогут больше узнать о различных образовательных методиках научной подготовки школьников, обменяться опытом и лучше понять специфику отбора победителей на конкурсах проектных работ благодаря беседам с представителями научного жюри этапов Intel ISEF в странах СНГ. ■

www.intel.ru/newsroom

54

ВЄК| КАЧЕСТВА № 1/2 • 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.