Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН - ЖЕРТВ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ'

АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН - ЖЕРТВ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / ЖЕНЩИНЫ / ПСИХОТИП ЖЕРТВЫ / ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конобеевская Ирина Михайловна

Статья посвящена анализу зарубежных исследований психологических факторов и особенностей виктимного поведения женщин в ситуациях домашнего насилия, рассматриваются предпосылки формирования виктимного поведения женщин, а также мотивы и проявления защитных психологических механизмов у женщин, подвергшихся домашнему насилию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EUROPEAN EXPERIENCE OF STUDYING THE PERSONALITY OF WOMEN VICTIMS OF DOMESTIC VIOLENCE

The article is devoted to the analysis of foreign studies of psychological factors and features of victim behavior of women in situations of domestic violence, the prerequisites for the formation of victim behavior of women, as well as the motives and manifestations of protective psychological mechanisms in women who have been subjected to domestic violence are considered.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН - ЖЕРТВ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ»

УДК 343.98

Конобеевская Ирина Михайловна, к.ю.н., доцент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов Konobeevskaya Irina Michailovna, Saratov State University, Saratov

АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН -

ЖЕРТВ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ANALYSIS OF THE EUROPEAN EXPERIENCE OF STUDYING THE PERSONALITY OF WOMEN VICTIMS OF DOMESTIC VIOLENCE

Аннотация: статья посвящена анализу зарубежных исследований психологических факторов и особенностей виктимного поведения женщин в ситуациях домашнего насилия, рассматриваются предпосылки формирования виктимного поведения женщин, а также мотивы и проявления защитных психологических механизмов у женщин, подвергшихся домашнему насилию.

Absrract: the article is devoted to the analysis of foreign studies of psychological factors and features of victim behavior of women in situations of domestic violence, the prerequisites for the formation of victim behavior of women, as well as the motives and manifestations of protective psychological mechanisms in women who have been subjected to domestic violence are considered.

Ключевые слова: домашнее насилие, женщины, психотип жертвы, выученная беспомощность, коррекция поведения.

Keywords: domestic violence, women, victim's psychotype, learned helplessness, behavior correction.

Тема домашнего насилия, насилия над женщинами является актуальной с середины ХХ века. Представители различных наук изучают данный вопрос, пытаясь ответить на вопрос: «Что заставляет женщину возвращаться вновь и вновь к партнеру, который применяет силу?» В настоящее время зарубежные исследования проблемы особенностей психики женщин, подвергшихся насилию, ведутся в рамках направлений, сформированных во время второй волны феминизма (90-е годы). В исследованиях продолжают разрабатываться теории, заложенные в работах А.Фишел,Б.Рейнерсон[12] (Fishel & Rynerson),которые утверждали ,что в результате домашнего насилия у женщин формируется «выученная беспомощность», которая понимается как психологическое состояние, при котором контроль за всё происходящее в жизни, женщина добровольно передает мужчине, верит, что у женщины в жизни нет прав и власти. По мнению исследователей, выученная беспомощность проявляется, прежде всего, в бессловесности и молчании. Исследователи указывают, на то, что «женщин учили, что они должны хранить молчание, чтобы избежать дальнейшего насилия»[4].

В своем исследовании А.Лейзенринг [10] сосредоточилась на изучении личности женщин, подвергшихся насилию и коррекции их поведения. В эмпирической части исследования было выявлено, что принявшие участие в исследовании женщины следовали одной из четырех распространенных моделей поведения и говорили о себе как о человеке, который страдает от вреда, который она не может контролировать; как человек, заслуживающий сочувствия и/или требующий каких-то действий против жертвы; как человек, виновный в своих переживаниях и как человек, который бессилен и слаб.

В ходе коррекционной работы с участницами исследования, им была предложена программа, направленная на формирование более широких прав и ответственности за свою жизнь. В своих попытках построить новую для себя идентичность, женщины оказывались зажатыми между понятиями виктимизации, свободы воли и ответственности.

Как показывает феминистское исследование Кронина (Cronin, 2015), посвященное осмыслению жизненного опыта у пожилых женщин, ценность восстановления «права голоса жертвы», преодоление бесправия и формирование активной личностной позиции очень велика. К.Кронин утверждает, что молчание - способ выживания на протяжении всего периода отношений, которое было обязательным условием существования женщины в

данном типе поведения. Автор, на основе длительных исследований приходит к выводу, что модель молчания, которую выбирают женщины, не зависит от их образовательного или социального статуса [5].

Значительное внимание в рамках данного направления уделяется исследованию «психотипа жертвы». Это понятие было введено для описания особенностей личности женщины, которые заставляют её оставаться в токсичных отношениях. Впервые такая точка зрения на проблему была представлена в исследовании Fishel & Ryerson (1998 [12]). Авторы утверждали, что формирование психотипа жертвы происходит таким же образом, как и формирование выученной беспомощности, когда повторяющееся насилие, контроль со стороны обидчика приводит к формированию у женщин установки на то, что изменить что-либо в жизни она сама не может, а у обидчика есть право на подобные поступки (Stoever, 2G13).

Дальнейшая разработка темы позволила рассмотреть данную проблему как модель привязанности и травматической связи, которые являются причинами того, что женщины не могли оторваться от своего партнера (Duley[6]; Gormley, McPherson-Halket, Mello, Pravder-Mirkin, Rosenthal [7]).

Роль семьи в формировании определенного типа женщин велика, так, согласно исследованию А.Ханнан, причиной того, что женщина остается в нездоровых отношениях является семья, в которой воспитывалась женщина. Заброшенные, зависимые от родителей, нелюбимые, испытывающие чувства вины и страха по отношению к своим родителям девочки в будущем становятся жертвами агрессивных партнеров [9].

К подобному выводу приходят А.Дулей, Г.Гормли, добавляя, что многие женщины не понимали того, что в между людьми могут быть иные отношения, кроме агрессивных [5], полагали, что это они были ответственны за привнесение насилия в их семьи путем вовлечения в отношения с самого начала.

Как правило, подобная травматическая связь формируется у женщин, которые в течение жизни испытывали проблемы как в детско-родительских отношениях, так и в формировании гармоничных межличностных отношений. Респондентки указывали на наличие чувств заброшенности, зависимости, отсутствия любви, но присутствие вины и страха. Эти жизненные модели приводили женщин к формированию установки, что совершаемое в их отношении насилие есть не вина того, кто совершает это, а вина самой женщины, следствие её недостатков, ситуации её жизни (Axsom, Rhatigan , Street [1]). Этот ярлык "жертвы" обесценивает сильные стороны женщин в отношениях и игнорирует их способность делать осознанный выбор (Collette [4]; Overstreet , Quinn [6]).

С.Мейер [11] обратил внимание на то, как происходит процесс принятия решения, каковы мотивы, которые заставляют женщин оставаться в оскорбительных отношениях. Исследование С.Мейера показало, что женщины оценивают риски, проблемы, которые могут возникнуть в связи с разрывом отношений (например, общие дети, их дальнейшая опека одним из родителей) часто приводят женщин к мысли о том, что разорвав жестокие отношения, они окажутся в еще более худшей жизненной ситуации, таким образом жизнь в ситуации насилия, жестокости со стороны партнера, становится для женщин единственным рациональным выбором, вытесняющим у женщин риски для их жизни (Brohl-Perelli, 2GG4; Mele, Roberts & Wolfer, 2GG8; Meyer, 2G12).

Развитие этой идеи получило в работах К. Куп-Гордон, С.Бартон и Л.Портер. Авторы поставили перед собой цель найти начало насилию, то ситуацию, которая явилась пусковым моментом формирования подобных отношений. Проведя ряд интервью, исследований личности женщин, а также изучив их социально-демографические особенности, выяснили, что всех их характеризует такая черта как «прощение», именно оно позволяет прогнозировать возвращение женщины вновь и вновь к партнеру. Прощение рассматривается коллективом авторов как ведущий мотив оставаться в токсичных отношениях.

Следующая группа исследований, проведенных среди женщин разных социокультурных групп очень похожи по результатам. S. Baloushah, N. Mohammadi, Z.Taghizadeh, A. Taha, F. Farnam.провели исследование среди женщин Палестины. Их работа «Научитесь жить с этим: жизненный опыт палестинских женщин, страдающих от насилия со стороны

интимного партнера [2]» посвящена исследованию внутреннего мира 11 женщин в возрасте от 19 до 51 года из региона Газа, которые были готовы принять участие и рассказать о своем опыте.

Основной метод исследования - интервьюирование, которое состояло как из общих вопросов, так и более конкретных ,описательных вопросов, затрагивающих внутренний мир женщины, её взаимоотношения с мужем.На протяжении всех интервью и после каждого вопроса или комментария исследователь давал интервьюируемым достаточно времени, чтобы они могли более тщательно обдумать и углубиться в детали своего жизненного опыта. Анализ данных позволили выделить четыре основных причины, по которым женщины оставались в подобных отношениях:

- «неспособность измениться к лучшему»,

- боязнь «не получить поддержку» со стороны семьи и близких,

- неспособность «не наслаждаться сексуальной жизнью» и

- «неспособность принимать решения».

Согласно результатам исследования, авторами сделан вывод, что из-за культурных, семейных и религиозных условий контекста, в котором проводилось исследование, участники должны были терпеть свою текущую жизнь и не могли изменить ее в настоящее время. Какую бы причину токсичных продолжения токсичных отношений не называли респон-дентки, их объединяет лейтмотив их жизни: «Научись жить с этим». Научиться жить с этим», что подразумевает принятие участниками их неприятной ситуации, потому что они не могли ее изменить.

Итак, проведенный нами анализ научных работ, посвященных исследованию личности женщин, подвергшихся насилию, позволяет сделать выводы о том, что исследования проводятся в едином русле:

- исследование формирования личности женщин-жертв;

- познавательная и поведенческая сферы, препятствующие критическому осмыслению жизненного пути и построению независимой от жизни;

- культивирование ценности семейных отношений в разных социальных и национальных группах, как «якоря» токсичных отношений в семье.

Список литературы:

1. Axsom, D., Rhatigan, D. Using the Investment Model to Understand Battered Women's Commitment to Abusive Relationships. Journal of Family Violence 21(2), 153-162. DOI: 10.1007/s10896-005-9013-z

2. Baloushah S, Mohammadi N, Taghizadeh Z, Taha A, Farnam F. Learn to live with it: Lived experience of Palestinian women suffering from intimate partner violence. J Family Med Prim Care 2019;8:2332-. Доступно по адресу: http://www.jfmpc.eom/text.asp72019/8/7/2332/ 263772.

3. Collette, A. (2019). Reclaiming "Victim" Through Untold Stories: An Analysis of the Personal Stories of Women Who Have Survived Violence. (Unpublished master's thesis). Marquette University, Milwaukee, Wisconsin.

4. Cordero, Annel, "Understanding Experiences of Female Survivors of Domestic Violence: Stories of Strength, Resilience, and Mechanisms that Assist in Leaving Violent Relationships" (2014). All Graduate Theses and Disser tations . 2165. https://digitalcommons.usu.edu/etd/2165

5. Cronin, V.L.. Silence Is Golden: Older Women's Voices and the Analysis Of Meaning Among Survivors of Domestic Violence. (Unpublished doctoral dissertation). Syracuse University, Syracuse, New York//https://surface.syr.edu/etd/19/

6. Duley, L. (2012). A Qualitative Phenomenological Study of the Lived Experiences of Women Remaining in Abusive Relationships (Doctoral dissertation). Retrieved from ProQuest Dissertations and Theses (AAT 3497881)

7. Gormley, K., McPherson-Halket, M., Mello, N., Pravder-Mirkin, M., & Rosenthal, L. (2014). Stay With or Leave the Abuser? The Effects of Domestic Violence Vicim's Decision on Attributions Made by Young Adults. Journal of Family Violence 29(1), 35-49. DOI 10.1007/ s10896-013-9555-4

8. Gormley, K., McPherson-Halket, M., Mello, N., Pravder-Mirkin, M., & Rosenthal, L. (2014). Stay With or Leave the Abuser? The Effects of Domestic Violence Vicim's Decision on Attributions Made by Young Adults. Journal of Family Violence 29(1), 35-49. DOI 10.1007/ s10896-013-9555-4

9. Hannan, A. (2015). Over her shoulder: What are women's relationship perceptions when there has been lived experience of domestic violence within that relationship?. Retrieved from http://ro.ecu.edu.au/theses_hons/239 https://stopdomesticviolence.com.au/archives/proceedings-std16.pdf

10. Leisenring, A. (2006). Confronting "Victim" Discourses: The Identity Work of Battered Women. Symbolic Interaction, 29(3), 307-330. https://doi.org/10.1525/si.2006.29.3.307// https://psycnet.apa.org/record/2006-20998-002

11. Meyer, S. Why women stay: A theoretical examination of rational choice and moral reasoning in the context of intimate partner violence. Australian & New Zealand Journal of Criminology 45(2), 179-193. DOI: 10.1177/0004865812443677

12. Rynerson, B. C., & Fishel, A. H. (1998). Domestic violence prevention training: Participant characteristics and treatment outcomes. Journal of Family Violence, 8(3), 253-266. https://doi.org/10.1007/BF00988771

УДК 347.6

Ксенофонтова Катерина Михайловна, старший преподаватель клинической психологии, философии и манусологии, ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии.Дизайн.Искусство)», Институт «Академия имени Маймонида», г.Москва Katerina Mikhailovna Ksenofontova, «Kosygin Russian STATE University (Technologies.Design.Art)», Institute «Maimonides Academy», Moscow

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РФ LEGAL PROBLEMS IN THE FIELD OF SURROGACY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: суррогатное материнство - вынашивание и рождение женщиной ребенка для другого лица или лиц, которые станут родителями ребенка после его рождения. Чаще всего генетический материал для формирования эмбриона предоставляется лицами, для которых вынашивается ребенок.

Abstract: surrogate motherhood is a woman carrying and giving birth to a child for another person or persons who will become the parents of the child after his birth. Most often, the genetic material for the formation of the embryo is provided by the persons for whom the child is carrying.

Ключевые слова: суррогатное материнство, репродуктивные права, договор суррогатного материнства.

Keywords: surrogacy, reproductive rights, surrogacy agreement.

В основном выделяют два вида суррогатного материнства: - «традиционное» -родство на биологическом уровне между женщиной, вынашивающей ребенка для другой пары, и этим ребенком. Предполагает зачатие с использованием генетического материала отца и яйцеклетки суррогатной матери. Здесь важно отметить, что в таком случае женщина, которая вынашивает ребенка, является его биологической мамой - «гестационное» - связь на генетическом уровне между суррогатной матерью и ребенком не имеется. Она просто вынашивает эмбрион биологических родителей заказчиков. В матку суррогатной матери вводят оплодотворенную яйцеклетку родителей. Этот метод является предпочтительным среди пар, ведь он позволяет иметь стопроцентную генетическую связь с ребенком [2]. В основном выделяют два вида суррогатного материнства: - «традиционное» - родство на биологическом уровне между женщиной, вынашивающей ребенка для другой пары, и этим ребенком. Предполагает зачатие с использованием генетического материала отца и яйцеклетки суррогатной матери. Здесь важно отметить, что в таком случае женщина, которая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.