Научная статья на тему 'Анализ эсхатологических идей профессора МДА Осипова А. И'

Анализ эсхатологических идей профессора МДА Осипова А. И Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
551
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСХАТОЛОГИЯ / ESCHATOLOGY / ОСИПОВ А.И. / OSIPOV A.I. / ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ / ORTHODOX APOLOGIST / СВТ. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ / ST. GREGORY OF NYSSA / СТРАШНЫЙ СУД / СПАСЕНИЕ / SALVATION / JUDGEMENT OF GOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дуванов Д. С.

В статье анализируются эсхатологические идеи профессора МДА Алексея Ильича Осипова. Анализ основывается на работе профессора 2013г. «Из времени в вечность: посмертная жизнь». Предпринимается попытка систематизации идей А.И. Осипова об апокатастасисе. Приводится критика его взглядов рядом православных авторов. Делается вывод, что мнение А.И. Осипова по рассматриваемому вопросу расходится с позицией, официально утвержденной в Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дуванов Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the eschatological ideas of Osipov A.I., professor of the Moscow Theological Academy

In the article the eschatological ideas of Alexei Ilyich Osipov, Professor of the Moscow Theological Academy are analyzed. The analysis is based on the work of the Professor of 2013 by the name "From time to eternity: a life after death." An attempt of systematizing of A.I. Osipov ideas about apocatastasis is made. Criticism of his views by some Orthodox authors is shown. It is concluded that the opinion of A.I. Osipov on this problem does not coincide with the position approved by the Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Анализ эсхатологических идей профессора МДА Осипова А. И»

4. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. [Текст] - Миссионерский отдел Московского Патриархата, 2007.

5. Н.Н. Миклухо-Маклай. Собр. соч., тт. I-V. [Текст] - М.-Л., Издат-во АН СССР, 1950-1954

Раздел III

Научные статьи воспитанников семинарии Анализ эсхатологических идей профессора МДА Осипова А. И.

УДК 26/28

Дуванов Дмитрий Сергеевич, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород dsduvanov@mail .ru

Аннотация. В статье анализируются эсхатологические идеи профессора МДА Алексея Ильича Осипова. Анализ основывается на работе профессора 2013г. «Из времени в вечность: посмертная жизнь». Предпринимается попытка систематизации идей А.И. Осипова об апокатастасисе. Приводится критика его взглядов рядом православных авторов. Делается вывод, что мнение А.И. Осипова по рассматриваемому вопросу расходится с позицией, официально утвержденной в Православной Церкви.

Ключевые слова: эсхатология; Осипов А.И.; православный апологет; свт. Григорий Нисский; Страшный Суд; спасение.

Analysis of the eschatological ideas of Osipov A.I., professor of the Moscow

Theological Academy

Duvanov Dmitriy S., a student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod dsduvanov@mail .ru

Annotation. In the article the eschatological ideas of Alexei Ilyich Osipov, Professor of the Moscow Theological Academy are analyzed. The analysis is based on the work of the Professor of 2013 by the name "From time to eternity: a life after death." An attempt of systematizing of A.I. Osipov ideas about apocatastasis is made. Criticism of his views by some Orthodox authors is shown.

It is concluded that the opinion of A.I. Osipov on this problem does not coincide with the position approved by the Orthodox Church.

Key words: eschatology; Osipov A.I.; Orthodox apologist; St. Gregory of Nyssa; Judgement of God; salvation.

Эсхатология, учение о конце мира, является актуальной частью христианского вероучения еще со времени земной проповеди Спасителя. Алексей Ильич Осипов, православный апологет, известная в современной церковной среде личность, затрагивает в своих лекциях, книгах насущные для современных православных христиан темы. В конце 90-х годов XX века и начале XXI в. в своих лекциях и трудах он стал высказывать свои воззрения, в частности, по христианской эсхатологии, которые многие богословы характеризовали как спорные. Стали появляться многочисленные публикации, критическая литература по данной теме в сети Интернет и периодике. А. И. Осипова, в крайнем варианте, стали обвинять в ереси. Подобные высказывания были довольно многочисленны, что не могло ни привлекать внимание христианской общественности. Как и у любой публичной личности, творчество профессора подвергается скрупулезным оценкам и анализу. В результате такого анализа многие современные богословы обращают внимание на некоторые аспекты его богословствования. Таких поддающихся критике аспектов много, но разберем поближе один - учение Алексея Ильича о вечности адских мук.

В своей книге (книга составлена на основе его публичных лекций и ответов на вопросы слушателей)1 «Из времени в вечность: посмертная жизнь» 2013 года (11 издание) профессор в главе «Геенна» пишет (выделено автором): «Даже не ставится такой больной вопрос: как совместить христианское учение о Боге-Любви с учением, что эта Любовь дает жизнь тем, о которых знает, что они добровольно изберут зло и подвергнутся нескончаемым мучениям? Хотя совершенно ясно, что Любовь не может совершить подобного, что здесь что-то не то. Святой Исаак Сирин очень сильно сказал об этом: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге... Такой [...] клевещет на Него» [1, Беседа 39, §2]. «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил»1.

Профессор приводит в подтверждение своих слов цитаты: Лук. 12,47 -48, Рим. 5: 18, 1 Кор. 3; 13-15, 1Кор. 15,28, 2Кор. 5, 15, 1 Тим. 4,10, Тит.2 ,11. Прп. Исаака Сирина профессор цитирует (цитаты [1,2]) по изданию: Исаак

1 От издателя. (Осипов А.И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. - М., 2011.)

2 Осипов А.И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. - М., 2013, С. 41.

Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. — М.: 1998. Отдельно можно добавить, что в качестве аргументов в книге приводятся в том числе пространные выдержки из «новооткрытого» в 1983 г. Броком тома творений «прп. Исаака Сирина», вызвавшего серьезные недоумения и у богословов, и у православных читателей, точно выраженных известным патрологом: «Перед нами вполне сознательная попытка внедрить в Православие под покровом якобы «святоотеческих» мнения явно ошибочные и еретические» . Перевод книги сделан иеромонахом (сейчас митрополит) Иларионом (Алфеевым).

Профессором Осиповым утверждается известная парадигма относительно вечности последнего дня: «понятие вечности не означает бесконечности»4. Далее он пишет: «О том же писал и целый ряд Отцов - и совсем не в духе осужденного Пятым Вселенским Собором оригеновского апокатастасиса, говорящего о повторяющемся восстановлении всего бытия»5. И далее: «Вот, оказывается, почему существует геенна: не для возмездия, не для бесконечного наказания, а как последнее промыслительное средство любви Божией, Который взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Геенна уготована Богом не для бесконечных мучений человека, а для его спасения»!6

А. И. Осипов пишет, что «и состояние спасения может быть различным. Для одного оно со славой и честью за подвиг праведной жизни, другой хотя и спасется, но как бы из огня, поскольку всё им совершённое оказалось духовно бесплодным, скверным, бессмысленным - соломой, сгоревшей при первом же испытании огнем дня вечности (1 Кор. 3, 12)»7.

В главе «Что нас ждет на Страшном Суде» он повторяет ту же мысль: «Что означает этот Суд? Не подумаем, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж теперь, извините, - одна справедливость». Там же пишет о возвращении воли по воскресении тела: «Это возвращает человеку и волюк самоопределению, следовательно, и последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления - в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего суда - человек навсегда решает свою вечную участь...» . И далее «здесь перед лицом любви Божией каждый воскресший человек произнесет свое окончательное «да» или «нет» Богу»9.

В главе «Христос - спаситель всех человеков» он перечисляет отцов Церкви, которые якобы разделяли идеи апокатастасиса: «Святому Исааку Сирину, конечно же, повезло, что он живет не в наше время. Крепко бы ему сегодня досталось вместе со святыми Иустином Мучеником, Григорием

3Сидоров А.И. Проблемы творчества прп. Исаака Сирина. // Православное книжное обозрение. Нояб. 1998. -С. 5.

4 Осипов А.И. Из времени в вечность, С. 39.

5 Там же, С. 40.

6 Осипов А.И. Из времени в вечность, С 41.

7 Там же, С. 42.

8 Там же.

9 Там же, С 44.

Нисским, Афанасием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Ефремом Сириным, Амфилохием Иконийском, Епифанием Кипрским, Иоанном Дамаскиным, Максимом Исповедником, авторами многих стихир Октоиха и Миней и еще многими за их убеждение о возможности спасения нехристиан - из еретиков бы им не выбраться»10. И далее: «Совершенно очевидно, все эти их слова говорят с полной определенностью о том, что победою Христовою все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из ада. Все они, пройдя в нем огненный искус страстей, приняли и примут Спасителя, получат дар благодати Крещения, и, таким образом, став членами Церкви Христовой, спасутся»11. Следуя мысли А. И. Осипова, «другие святые одновременно говорят и о полном уничтожении ада, и о вечных муках грешников. Очевидно, это было вызвано соображениями духовной пользы конкретных слушателей»12.

Заключительный пассаж профессора понятен. Вот только зачем понадобилось перечислять других авторитетных отцов Церкви, которые не имели в своем наследии учения об апокатастасисе. «Таким образом, учение о полном и окончательном уничтожении вечности ада Воскресением Христовым, содержащееся в творениях святых Григория Нисского и [...] — это не частное мнение одного-двух Отцов, но учение столь же православно-

13

церковное, как и учение Отцов, утверждавших обратное» .

Итак, видим довольно ясное изложение позиции А. И. Осипова в вопросе об апокатастасисе. Попытаемся систематизировать его учение.

Профессор, подобно приверженцам этого учения в древности, считает, что учение Св. Писания о геенне, вечности адских мук употреблено чисто для педагогического эффекта внушения.

Считает, что понятие вечности еще не содержит в себе понятия бесконечности. Что под словом «вечность» в Св. Писании подразумевается конечный период времени.

Относит выражения «крещение огнем», «спасение как бы из огня» к идее очищения от грехов в геенне, с последующим избавление от ее огня и наследование Царства. В контексте высказанной парадигмы временности наказания, развивает мысль о всеобщем спасении (различными путями) и получении вожделенного наследства.

Считает, что на Страшном Суде происходит окончательное решение, выбор самим человеком своей дальнейшей участи в вечности. Что двери ада могут быть закрыты только изнутри, теми, кто в нем содержится. Основывает этот факт на собственном утверждении о восстановлении произволения человека и возможности уже посмертного покаяния по всеобщем воскресении.

10 Осипов А.И. Из времени в вечность, С. 44.

11 Там же.

12 Тамже, С. 50.

13Тамже, С. 51.

Считает возможным спасение вне Церкви, по крайней мере, вне ее видимых границ (вопрос о границах Церкви выходит за рамки этой работы), о спасении на других религиозных путях.

Основной аргумент, которым профессор делает попытку согласовать свое учение со Св. Преданием, - это то, что V Вселенский Собор не анафематствовал тот вариант апокатастасиса, который развивал, в частности, свт. Григорий Нисский. Действительно, в дошедших до нас Деяниях V Вселенского Собора не содержатся анафематствования Оригена и его последователей14. Вопрос о дошедших до нас анафематизмах относительно учения Оригена подробно разбирает в своей статье отец Георгий Максимов15.

В деяниях VI Вселенского собора содержится письмо свт. Софрония Иерусалимского к патриарху Сергию с исповеданием веры. Оно содержит перечисление анафематизмов, среди которых есть и анафема тем, которые «хотят, чтобы был конец наказанию» 16. Также изложение соборного решения имеется и в Номоканоне или Кормчей: «Пятый святой Вселенский Собор [...] анафематствовал и отверг злоумного Оригена [...] Евагрия и

17

Дидима, [...] ибо они [...] говорили, что будет конец мучению» . Следует обратить внимание на высокий авторитет этих текстов — один из них включен в деяния VI Вселенского Собора, другой представляет собой общепринятый и соборно утвержденный свод церковного права.

Вопрос об эсхатологии в древней Церкви был достаточно хорошо

18

разработан в работе митрополита Макария (Оксиюка) . Митрополит Макарий, используя множество источников, описывает развитие богословской мысли в вопросах эсхатологии, начиная от мужей апостольских и доводя этот анализ до V Вселенского собора. Тема работы Митрополита Макария - эсхатология Свт. Григория Нисского, на чем он и делает основной акцент в своей работе.

Опираясь на результаты проведенного митрополитом Макарием исследования, мы можем утверждать, что свт. Григорий действительно учил о всеобщем апокатастасисе, конце адских мук.

Священное Предание Церкви не оставляет места для спекуляций на имени свт. Григория Нисского. Не раз и не два святые отцы упоминали его заблуждение, и никто из них не сказал, что это допустимая версия учения о конечности адских мук. Приведем слова свт. Фотия Константинопольского: «То, что у святого Григория, епископа Нисского, сказано об апокатастасисе, Церковью не принимается»19.

14 Hefele Charles Joseph, bishop, History of the Councils of the Church vol. 4, Translated from the German, with the Author's approbation, and Edited by William R. Clark, prof. AGES Software Albany, OR USA Version 1.0 1997. P. 243-253

15 Максимов Г., диак. Пятый вселенский собор и осуждение оригенизма, статья, (Эл. ресурс) URL: http://www.pravoslavie.ru/put/63080.htm, (дата обращения 5.12.2014).

16 Деяния Вселенских Соборов. Т. VI. Казань, 1908. С. 155-156.

17 Кормчая (Номоканон). - СПб., 2011. С. 480-482.

18 Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского (Историко-догматическое исследование) (магистерская диссертация). М., 1999.

19Photius. Bibliotheque. Ed. R. Henry. Vol. IV. Paris, 1965. P. 291a. цит. по Максимов Георгий, Пятый вселенский собор и осуждение оригенизма.

Такие мнения профессора Осипова получают негативную оценку у многих православных авторов. По словам архимандрита Рафаила (Карелина),

богословские взгляды профессора Осипова А. И. вызывают «тревогу и

20

недоумение» . Создан в 2005 году сайт «Учение Осипова и Православие», посвященный критике многих идей профессора, в том числе не последнее место занимает на нем критика его эсхатологических воззрений.

Авторы размещенных на сайте статей обращаются в своей полемике к дошедшим до нас постановлениям Соборов, как, к примеру, в статьях: «Пятый Вселенский Собор и новый оригенизм» священника Даниила

Л 1

Сысоева , иеродиакона Кассиана (Янушева) «Пятый Вселенский Собор о

22

вечных мучениях» , «Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизма»

23

диакона Георгия Максимова ^«О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе)» священника Николая Баринова24.

Также авторы обращаются непосредственно к свидетельству святых отцов в следующих статьях: «О «двух линиях» святых отцов в вопросе об

25

апокатастасисе» свящ. Николай Баринов , «Вечны ли адские муки?» в 3-х частях, Юрий Максимов26, «О заблуждениях проф. А. И. Осипова в статье «Что нас ждет на Страшном Суде», опубликованной в журнале «Православная беседа» № 2, 2008 г.» , или «Богословский комментарий на статью профессора А. И. Осипова «Что нас ждет на Страшном суде?»

Л о

Православная беседа № 2, стр. 6 - 11» иеромонах Сергий Троицкий .

Критике подвергается также стиль аргументации профессора, методы его экзегетики.Затрагивают этот вопрос авторы статей «Как изменяется содержание книги «Посмертная жизнь» от издания к изданию?» Артем

29

Рыжов29, «Вопросы современного богословия — критика на лекции и статьи

20 Рафаил (Карелин), архимандрит. Какое согласие между Христом и... профессором А. И.Осиповым?. О догматических заблуждениях преподавателя МДАиС, статья. (Эл. ресурс) URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/noauthor2/contents.html(дата обращения 4.12.2014)

21 Сысоев Д., свящ. Пятый Вселенский Собор и новый оригенизм, статья, http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/05.html (дата обращения 5.12.2014).

22 Кассиан (Янушев), иеродиак. Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях, статья. (Эл. ресурс) URL: http://www.blagogon.ru/biblio/574/ (дата обращения 4.12.2014)

23 Максимов Г., диак. Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизма, статья. (Эл. ресурс) URL: http://www.pravoslavie.ru/put/63080.htm (дата обращения 5.12.2014)

24 Баринов Н., свящ. О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе), статья. (Эл. ресурс) Ч. 1: http://omiliya.ru/o-ereticheskom-uchenii-o-vseobshchem-spasenii, Ч. 2: URL: http://omiliya.ru/o-ereticheskom-uchenii-o-vceobschem-spasenii-2# edn14 (дата обращения 4.12.2014)

25 Баринов Н., свящ. О «двух линиях» святых отцов в вопросе об апокатастасисе, статья. (Эл. ресурс) URL: http://omiliya.ru/o-dvuh-liniyah-svyatih-otsov-v-voprose-ob-apokatastasise(дата обращения 4.12.2014)

26 Максимов Г. Вечны ли адские муки? Ч. 1, 2, 3, статья. (Эл. ресурс) URL: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/01.html, http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/02.html, http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/03.html (дата обращения 5.12.2014)

27 О заблуждениях проф. А. И. Осипова в статье «Что нас ждет на Страшном Суде», опубликованной в журнале «Православная беседа» № 2, 2008 г., статья. (Эл. ресурс) URL: http ://apolo get. spb. ru/ru/23 8. ЫшКдата обращения 5.12.2014)

28 Сергий (Троицкий). иеромон., Богословский комментарий на статью А. И. Осипова «Что нас ждет на страшном суде?» Православная беседа №2, стр. 6-11, статья. (Эл. ресурс) URL: http://apologet. spb.ru/ru/235.html(дата обращения 4.12.2014)

29 Рыжов А. Как изменяется содержание кнги «Посмертная жизнь от издания к изданию, статья. (Эл. ресурс) URL: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/20.html (дата обращения 4.12.2014)

проф. А. И. Осипова «Существует ли спасение вне Церкви и где границы

•5Л

Церкви?», редакция «Православного Апологета» .

Довольно обстоятельной, наиболее аргументированной, на мой взгляд, охватывающей многие моменты в учении профессора, является статья «Посмертная жизнь души (Заметки читателя). Заметки о приобретенной в монастырской лавке книге», размещенная 31 дек. 2012, в 23.58, в блоге LiveJournal, пользователя, зарегистрированного под именем

-5 1

«blagolyub» . Увы, более подробной информации об авторе найти не удалось.

О том, что подход к учению о воздаянии в Св. Писании, как чисто педагогическому приему, некорректен, пишет свт. Иоанн Златоуст: «Бог наказывает многих и в настоящей жизни, чтобы, если вы не поверите словам угрозы, то хотя бы поверили делам кары», —предупреждает святитель об опасности неверного разумения слов Господа32.

Пишет он и о неверном понимании временности геенны, что это -следствие милости, но совсем не в том смысле, в котором это преподносит профессор: «Бог, будучи бесстрастен, благотворит ли, наказывает ли, — одинаково благ: и угроза геенной доказывает Его благость не меньше, чем и обещание царствия. Как это? Объясню. Если бы Он не грозил геенной, если бы не приготовил наказания, многие не получили бы царствия... Таким образом, хотя геенна и противоположна царствию небесному, но то и другое ведет к одному концу, — спасению человеческому: это (царствие) привлекает к себе, а та (геенна) понуждает идти к нему же, и страхом

33

исправляет нерадивых»33.

О крещении огнем: «и последнее (крещение) — не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, инаказывающее бесконечно», — пишет прп. Иоанн Дамаскин34.

О мысли профессора про то, что «двери ада могут быть заперты только изнутри»: «если мы вернемся к Св. Писанию, то увидим, что Господь предупреждает об обратном, а именно, что многие восхотят отверсть двери и войти, будут стучаться, но не возмогут, и не потому, что сами (эти многие) запрут двери изнутри, а потому что Господь затворит оные: «сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» (Лк.13:24,25). Эти слова Писания недвусмысленно поясняет Св. Предание:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Вопросы современного богословия - критика на лекции и статьи проф. А. И. Осипова «Существует ли спасение вне Церкви и где границы Церкви?», редакция «Православного Апологета», статья. (Эл. ресурс) URL: http://apologet.spb.ru/ru/богословие/20-богословский-комментарий-к-лекциям-а-и-осипова/1052-sushchestvuet-li-spasenie-vne-tserkvi-i-gde-granitsy-tserkvi-o-lozhnoi-ekklesiologii-prof-a-i-osipova-izlozhennoi-v-ego -knige -iz-vremeni-v-vechno 8^дата обращения 4.12.2014)

31 Посмертная жизнь души (Заметки читателя), 31 дек 2012, в 23.58 Заметки о приобретенной в монастырской лавке книге. (Эл. ресурс) URL: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/posmert.html и http://blagolyub.livejournal.com/16795.html (дата обращения 4.12.2014)

32Иоанн Златоуст. свт. Слово 25-е «О будущем Суде» по blagolyub.livejournal

33Иоанн Златоуст, свт. О статуях. Беседа 7, 2, по blagolyub.livejournal

34Иоанн Дамаскин, прп. Точное Изложение Православной Веры. Кн.4. Гл. 9 по blagolyub.livejournal

156

«для ленивых и приходящих после часа обеда двери затворяются. Час же обеда что иное, как не жизнь настоящая?» (блж. Феофилакт Болгарскийна Лк. 13:25)35».

И подобных цитат множество у этого и других авторов. Эти высказывания св. отцов составляют неотъемлемую часть предания Церкви.

В целом, существует обширный материал критической литературы по данному вопросу, но сам профессор не вступает с приведенными авторами в открытую полемику и не выступает с защитой своего мнения. С другой стороны, он и не делает заявлений об опровержении своих мыслей, высказанных во многих лекциях и напечатанных в многотиражных изданиях, то есть вопрос не исчерпан и стороны полемики не приводят друг другу достаточных аргументов для ее прекращения.

Итак, имеем два различных мнения, одно из которых является официально утвержденным в Православной Церкви, другое — личная позиция некоторых авторов, в том числе Алексея Ильича Осипова. Нельзя не считаться с позицией, высказанной в Номоканоне, Деяниях нескольких Вселенских Соборов (так как постановления V и VI Вселенских Соборов утверждены последующими), это — Священное Предание, то, чем мы руководствуемся в пути ко спасению. Обратная позиция с ним не согласовывается, соответственно, мы можем либо «держать предания», либо же соглашаться с измышлениями Алексея Ильича, признавая за Преданием Церкви меньший авторитет в этом вопросе.

Святые отцы по-разному подходили к вопросу о согласовании веры и разума в познании Истины, но в одном они не расходились — одним разумом познать Истину невозможно. Рассматриваемая проблема, возможно, является именно попыткой исключительно разумом разрешить вопрос участия грешников после грядущего Суда.

Профессор считает свое мнение вполне церковным и публично проповедует его. На издательство книг профессора, содержащих его мнение в этом вопросе, есть благословение священноначалия. Многие авторы статей критики приводят достаточные аргументы для того, чтобы признать учение профессора Осипова ересью. Делаются попытки указать профессору на его ошибки. Но пока нет обратной связи, четкий диалог не налажен. Отсутствует и публичное высказывание твердой позиции по этому вопросу священноначалия.

Но, признав учение професора Осипова еретическим, как и учение об апокатастасисе святителя Григория Нисского, мы Алексея Ильича назвать еретиком, в собственном смысле слова, не можем, как и святителя Григория. Нет четкого осуждения его учения нашей церковной властью. Согласуясь со словами Спасителя, необходимо сказать об этом Церкви, а если и Церкви не послушает - тогда уже будет другой разговор. Церковь в этом конкретном

35 Посмертная жизнь души (Заметки читателя), 31 дек 2012, в 23.58 Заметки о приобретенной в монастырской лавке книге. (Эл. ресурс) URL: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/posmert.html и http://blagolyub.livejournal.com/16795.html (дата обращения 4.12.2014)

вопросе (об учении Алексея Ильича) еще не сказала свое слово. Соответственно, необходимо принять меры для увещевания профессора, или же меры по пресечению его проповеди этого учения под видом православного мнения. Для этого необходима четкая позиция священноначалия по данному вопросу и донесение этой позиции до профессора. Если такой позиции нет, то необходимо обсуждение данной ситуации в специально созданной для этого комиссии, так как вопрос, возможно, требует более глубокого изучения, более убедительной для профессора аргументации. К слову, в 2000 году Синодальная Богословская комиссия (далее СБК) рассмотрела богословские изыскания священника Георгия Кочеткова, которые, по мнению его прихожан, входили в противоречие с догматическим православным вероучением. Синодальная Богословская комиссия в своих выводах указала, что «теория о всеобщем спасении» осуждена на Вселенских Соборах, при этом СБК, несмотря на ссылки свящ. Георгия Кочеткова, не делает никаких оговорок по поводу того, что существует некий православный апокатастасис, основанный на мнении свят. Григория Нисского, а указала, что свящ. Георгий пренебрегает принципом «согласия отцов» и выбирает те мнения Святых Отцов, которые «не вполне созвучны суждениям церковно общепризнанным и которые распространения в Церкви никогда не имели» 36 . Возможно, неоходимо, последовав этому примеру, также создать комиссию по изучению мнения професора Осипова.

Был прецедент, когда мнение Алексея Ильича разошлось с мнением Церкви, во время комиссии по канонизации Царственных мучеников и блаженной Матроны. И, когда вопрос решился несогласно с мнением профессора, он на вопрос: «Изменилось ли Ваше отношение (к вопросу о канонизации Царской Семьи) после канонизации?» ответил: «Конечно

37

изменилось. Я смиряюсь перед соборным решением Церкви» . Таким образом, видим, что Алексей Ильич Осипов отреагировал на подобный факт как вполне православный человек и не противопоставляет свое мнение мнению Церкви.

Но, приходится признать, что это учение, являясь учением неправым, находит себе место в умах православних христиан, что не удивительно, так как это учение проповедует такой авторитетный ученый. А последствия распространения заблуждений внутри Церкви нам хорошо известны.

Литература

1. Вопросы современного богословия - критика на лекции и статьи проф. А. И. Осипова «Существует ли спасение вне Церкви и где границы

36 Рыжов А. Апокатастасис святителя Григория Нисского в оценке Синодальной Богословской комиссии, статья. (Эл. ресурс) URL: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/227_131.html?m=1 (дата обращения 4.12.2014)

37 Осипов А.И. Почему именно Православие - истинная вера? Лекция по основному богословию, прочитанная в Сретенском училище 6.09.2000. (Эл. ресурс) URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/ pochemu-imenno-pravoslavie-istinnaja-vera.html (дата обращения 22.11.2015)

Церкви?», редакция «Православного Апологета», статья. (Эл. ресурс) URL: http://apologet.spb.ru/ru/богословие/20-богословский-комментарий-к-лекциям-а-и-осипова/1052-sushchestvuet-li-spasenie-vne-tserkvi-i-gde-granitsy-tserkvi-o-lozhnoj-ekklesiologii-prof-a-i-osipova-izlozhennoj-v-ego-knige-iz-vremeni-v-vechnost(дата обращения 4.12.2014)

2. Баринов Н., свящ. О «двух линиях» святых отцов в вопросе об апокатастасисе, статья. (Эл. ресурс) URL: http://omiliya.ru/o-dvuh-liniyah-svyatih-otsov-v-voprose-ob-apokatastasise(дата обращения 4.12.2014)

3. Баринов Н., свящ. О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе), , статья. (Эл. ресурс) Ч. 1: http://omiliya.ru/o-ereticheskom-uchenii-o-vseobshchem-spasenii, Ч. 2: URL: http://omiliya.ru/o-ereticheskom-uchenii-o-vceobschem-spasenii-2#_edn14 (дата обращения 4.12.2014)

4. Деяния Вселенских Соборов. Т. VI. — Казань, 1908.

5. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное Изложение Православной Веры. Кн.4. Гл. 9 (Эл. книга).

6. Кассиан (Янушев), иеродиак. Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях, статья. (Эл. ресурс) URL: http://www.blagogon.ru/biblio/574/ (дата обращения 4.12.2014)

7. Кормчая (Номоканон). — СПб.:2011.

8. Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского (Историко-догматическое исследование) (магистерская диссертация). — М.: 1999.

9. Максимов Г., диак. Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизма, статья. (Эл. ресурс) URL: http://www.pravoslavie.ru/put/63080.htm (дата обращения 5.12.2014)

10. Максимов Г. Вечны ли адские муки? Ч. 1, 2, 3, статья. (Эл. ресурс) URL: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/01.html, http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/02.html, http: //www.uchenie-osipova.ru/2013/07/03. html (дата обращения 5.12.2014)

11. О заблуждениях проф. А. И. Осипова в статье «Что нас ждет на Страшном Суде», опубликованной в журнале «Православная беседа» № 2, 2008 г., статья. (Эл. ресурс) URL: http://apologet.spb.ru/ru/238.ЫтаКдата обращения 5.12.2014)

12. Осипов А. И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. — М.: 2011.

13. Осипов А И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. — М.: 2013.

14. Палестинский Патерик. Вып. 7: Житие преподобного Кириака Отшельника. — Спб.: 1899.

15. Посмертная жизнь души (Заметки читателя), 31 дек 2012, в 23.58 Заметки о приобретенной в монастырской лавке книге. (Эл. ресурс) URL: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/posmert.html и http: //blagolyub.livej ournal .com/ 16795.html(дата обращения 4.12.2014)

16. Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. — М.:2001.

17. Рафаил (Карелин), архимандрит. Какое согласие между Христом и... профессором А. И. Осиповым? О догматических заблуждениях преподавателя МДАиС, статья. (Эл. ресурс) URL: http : //lib. eparhia-saratov.ru/books/noauthor/noauthor2/contents.html(дата обращения 4.12.2014)

18. Сергий (Троицкий). Иеромон. Богословский комментарий на статью А. И. Осипова «Что нас ждет на страшном суде?» Православная беседа № 2, стр. 6-11, статья. (Эл. ресурс) URL: http://apologet.spb.ru/ru/235.html(дата обращения 4.12.2014)

19. Сидоров А. И. Проблемы творчества прп. Исаака Сирина. // Православное книжное обозрение. Нояб. 1998.

20. Сысоев Д., свящ. Пятый Вселенский Собор и новый оригенизм, статья. (Эл ресурс) URL: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/05.html (дата обращения 5.12.2014).

21. Рыжов А. Апокатастасис святителя Григория Нисского в оценке Синодальной Богословской комиссии, статья. (Эл. ресурс) URL: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/227_131 .html?m=1 (дата обращения 4.12.2014)

22. Рыжов А. Как изменяется содержание книги «Посмертная жизнь от издания к изданию, статья. (Эл. ресурс) URL: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/20.html (дата обращения 4.12.2014)

23. Hefele Charles Joseph, bishop, History of the Councils of the Church vol. 4, Translated from the German, with the Author's approbation, and Edited by William R. Clark, prof. AGES Software Albany, OR USA Version 1.0 1997.

Западные мультипликационные фильмы как угроза социального и православного воспитания детей

УДК 26/28

Сладков Александр Владимирович кандидат технических наук, научный сотрудник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью)

[email protected]

Жуков Павел Леонидович, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью)

Россия, г.Белгород rome_empire@mail .ru

Аннотация. В статье предпринимается попытка исследования влияния зарубежной мультипликационной продукции на развитие и психологию детей. Авторы предполагают наличие в западных мультфильмах

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.