Научная статья на тему 'Анализ энергетического баланса и пищевого статуса детей 10-12 лет с различной степенью двигательной активности'

Анализ энергетического баланса и пищевого статуса детей 10-12 лет с различной степенью двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
307
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ENERGY BALANCE / ПИЩЕВОЙ СТАТУС / NUTRITIONAL STATUS / ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА / BASIC NUTRIENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лавриченко С.П., Артемьева Н.К., Лавриченко В.В.

Оценка энергетического обмена и пищевого статуса школьников с различной степенью двигательной активности позволила выявить значительный дисбаланс в рационах организованного питания детей. Предложенный комплексный метод анализа адекватности фактического питания обеспечит своевременное выявление индивидуальных алиментарных нарушений с целью их профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ENERGY BALANCE AND NUTRITIONAL STATUS OF CHILDREN AGED 10-12 YEARS WITH VARIOUS DEGREES OF MOTOR ACTIVITY

Evaluation of energy metabolism and nutritional status of schoolchildren with various degrees of physical activity allowed to reveal a significant disbalance in the ration of organized children's nourishment. The proposed integrated method for analyzing the adequacy of actual nourishment will provide timely detection of individual alimentary nutritional disorders in order to prevent them.

Текст научной работы на тему «Анализ энергетического баланса и пищевого статуса детей 10-12 лет с различной степенью двигательной активности»

4. Лувсан, Г. Очерки методов восточной рефлексотерапии. - Новосибирск: Наука. - 1992. - С. 20-50.

5. Талалаева Г. В., Лаврик, И. Г., Корнюхин, А. И. Экспресс-диагностика синдрома дезадаптации методом РОФЭС-диагностики: методические рекомендации для врачей, пси-

хологов и валеологов. - Изд. 2-ое, доп. - Екатеринбург: изд. Уральск. ун-та, 2001. - 66 с.

6. Фалев, А. И. Классическая методология традиционной китайской чжень-цзю терапии. - М.: Олимпия, - 1993. - 195 с.

ESTIMATION OF FUNCTIONAL CONDITION OF HIGHLY SKILLED SPORTSMEN WITH THE HELP OF CONTEMPORARY TECHNOLOGIES

V. Kalnitskaya, Assistant Professor, Candidate of Medical Sciences,

A. Pogrebnoy, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

The results of long-term investigations of somatic and psychoemotional level of highly skilled sportsmen's preparedness to training loadings competitions with the help of diagnostics of ERFEC are described in the article.

Key words: diagnostics of ERFEC (estimation registrar of functional and emotional condition); highly skilled sportsmen; adaptation potential; psychosomatic and psychoemotional preparedness.

УДК 796.01:577.01

АНАЛИЗ ЭНЕРгЕТИЧЕСКОгО БАЛАНСА И ПИЩЕБОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Кандидат биологических наук, доцент С. П. Лавриченко, доктор биологических наук, профессор Н. К. Артемьева, кандидат биологических наук, доцент В. В. Лавриченко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161.

Оценка энергетического обмена и пищевого статуса школьников с различной степенью двигательной активности позволила выявить значительный дисбаланс в рационах организованного питания детей. Предложенный комплексный метод анализа адекватности фактического питания обеспечит своевременное выявление индивидуальных алиментарных нарушений с целью их профилактики.

Ключевые слова: школьники; двигательная активность; энергетический баланс; пищевой статус; основные пищевые вещества.

№1 l 2013

введение. Двигательная активность ребенка стимулирует его всестороннее развитие, укрепляет здоровье, повышает работоспособность, формирует познавательный интерес к действительности, а также способствует повышению секреции пищеварительных соков. Анализ литературы позволяет заключить, что рациональный двигательный режим и занятия спортом ускоряют морфо-функциональное созревание организма, умственное развитие и повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, транспортной и буферной способности крови, улучшают состояние опорно-двигательного

29

аппарата, способствуют увеличению физической работоспособности детей. Ограничение двигательной активности изменяет состояние сократительного аппарата в направлении падения тонуса и силы мышц, возникает гипокинезия, которая влечет за собой целый ряд негативных последствий: снижение функциональных возможностей, работоспособности, увеличение массы тела и др. (Ю. А. Ершов, 2010; А. В. Масленников, 1999; А. Розенблюм, 2008). Наряду с оптимальной двигательной активностью школьников, не занимающихся спортом, и занятиями в секциях юных спортсменов, сбалансированное питание является одним из основных факторов, способствующих повышению физической подготовленности и спортивной работоспособности, обеспечивая необходимый уровень обмена веществ (Н. К. Артемьева, 2007). В современных экономических условиях, когда существенно изменилась структура питания населения России, становится необходимым изучение количественных и качественных характеристик фактического питания учащихся школ. При этом одной из актуальных задач функционального питания является определение обеспеченности растущего организма ребенка основными пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами) и своевременное выявление индивидуальных алиментарных нарушений с целью их профилактики.

Согласно общепринятой точке зрения, при организации рационального питания базовым показателем для всех последующих расчетов является величина энергетической стоимости пищевого рациона, которая должна полностью удовлетворять физические энергозатраты организма в условиях жизнедеятельности (Н. К. Артемьева, 2012; В. К. Велитченко, 1993; В. Я. Русин, 1988).

Методы и организация исследования. Пищевой статус школьников изучали в летне-осенний период. Было обследовано 280 рационов питания детей 10-12 лет, обучающихся в средней школе-гимназии, и детей такого же возраста, занимающихся футболом. Учащиеся находились в равных условиях: гимназисты отдыхали в школьном лагере, юные спортсмены пребывали на учебно-тренировочных сборах.

Оценка адекватности фактического питания детей проводилась с помощью анкетирования и анализа меню-раскладок. С целью хронометража суточного бюджета времени в течение 7 дней (включая выходные) были разработаны анкетно-опросные карты, в которых ежедневно (в течение суток с интервалом 30 минут) проводился хронометраж всех видов деятельности школьников. Дальнейшая работа с анкетами заключалась в дифференцировании всех отмеченных видов деятельности на специфическую (тренировки) и общую физическую подготовку, умственную работу, бытовую деятельность, пассивный отдых и сон.

Энергозатраты определялись расчетным методом с учетом энергетических коэффициентов физической активности. На основании суточных энергозатрат рассчитывались эталонные значения индивидуальных физиологических потребностей детей 10-12 лет в энергии и основных ингредиентах - белках, жирах, углеводах (А. Н. Мартинчик, 2006).

Результаты и их обсуждение. Проведенные расчеты энергетических затрат на различные виды деятельности позволили установить потребность в энергии, составляющую в среднем для школьников 1930 ккал, для юных спортсменов - 3090 ккал в сутки.

Результаты исследований энергетического обмена детей, не занимающихся спортом, показали, что наибольший удельный вес, как в суточном бюджете времени, так и в энергозатратах школьников (рисунок), составляют сон 36,1%, различные виды деятельности по интересам - 16,7%, пассивный отдых - 15,9%, умственная работа и быт - по 12,5%, занятия физкультурой -6,3%. Тогда как основные энергозатраты юных спортсменов приходились на учебно-тренировочную деятельность 37,5%, на сон - 33,7%, бытовую деятельность

- 12,5%, умственную работу - 9,4% и пассивный отдых

- 6,9%.

Суточный бюджет школьников отличался недостаточными затратами времени на активную двигательную деятельность, что привело к дефициту уровня двигательной активности в режиме дня, тогда как для юных спортсменов большая часть времени отводилась на тренировочные занятия, в связи с чем их средние

II Ш2 П3 Ш4 И5

II Ш2 □ Ш4 И5 Шб

9,40% б,90% 12,50%

ЗЗ,70%

16,70%

15,90%

36,10%

37,50%

12,50%

12,50% б,30%

а) юные спортсмены б) дети, не занимающиеся спортом

1 - сон; 2 - занятия физкультурой и спортом; 3 - бытовая деятельность; 4 - умственная деятельность, 5 - пассивный отдых, 6 - занятия по интересам.

Рисунок. Распределение суточного бюджета времени детей 10-12 лет с различным уровнем двигательной активности

30

№1 I 2013

суточные энергозатраты были на 60% выше. При этом тренировочные занятия юных спортсменов проводились в основном за счет времени, которое дети, не занимающиеся спортом, тратили на различные виды деятельности по интересам и на пассивный отдых.

Таким образом, изучение режима школьников, не занимающихся спортом, выявило дефицит двигательной активности в течение суток в среднем 22,2%, что можно отнести к состоянию гиподинамии. Последствиями гиподинамии на фоне несбалансированного питания могут быть патологические изменения белкового, жирового, углеводного и минерального обмена веществ, ослабление работы сердечно-сосудистой системы и других органов, нарушение соотношения процессов анаболизма, катаболизма и т. д. (Г. А. Апанасенко, 1989; Н. К. Артемьева, 2012).

Анализ энергетического баланса позволил констатировать, что для изучаемой возрастной группы учащихся калорийность рационов не соответствовала их энергозатратам (-9,4%), в то время как общая калорийность рационов 3-разового питания, с учетом дополнительного, юных спортсменов на 15% превышала энергетические затраты организма (таблица), что соответствует рекомендациям ведущих нутрициологов для детей, занимающихся спортом (Н. К. Артемьева, 2007; А. Розенблюм, 2008).

При изучении сбалансированности питания по основным пищевым веществам, в соответствии с физиологическими нормами для детей не-спортсменов и детей, занимающихся спортом, выявлен явно выраженный дисбаланс в соотношении белков, жиров и углеводов, которое составило 1 : 1,3 : 5,5 для школьников и 1 : 0,8 : 4,3 для юных спортсменов (вместо рекомендуемого 1 : 1 : 4 и 1 : 1 : 4,5 соответственно (К. С. Ладодо, 1997).

Содержание белков в рационах питания спортсме-

нов было завышено на +27,4%, при этом отмечено существенное превышение нормы потребления растительных белков (+70%) при недостатке животных (-4,6%). В питании учащихся гимназии дефицит общего количества белков составил -26,8%. В соотношении белков животного и растительного происхождения наблюдался ярко выраженный недостаток животных белков (-56,1%) на фоне избытка белков растительного происхождения (+16,8%). Характерным для питания юных спортсменов являлось избыточное количество жира (+14,0%), которое обеспечивалось, в основном, за счет жиров животного происхождения при значительном дефиците растительных (-48,0%). В рационах учащихся гимназии общее количество жиров соответствовало значениям физиологических норм, но соотношение растительных и животных жиров было нарушено в сторону преобладания растительных (+12,0%).

В углеводном компоненте суточных рационов юных спортсменов и школьников было обнаружено повышенное содержание простых углеводов (моно- и ди-сахаридов), которое более чем в 2 раза превышало нормы, разработанные Институтом питания РАМН. Такое потребление простых углеводов может вызвать состояние гипергликемии у детей, что значительно снизит функциональные возможности организма. В фактических рационах питания юных спортсменов наблюдалось недостаточное содержание клетчатки (-39,9%), в то время как количество крахмала соответствовало физиологическим нормам. В питании школьников обнаружен дефицит и клетчатки, и крахмала (-23,8% и -33,9% соответственно).

Заключение. Анализ пищевого статуса в условиях организованного питания детей с разным уровнем двигательной активности показал, что фактическое питание учащихся в условиях школьного лагеря и юных

Таблица

Пищевой статус детей 10-12 лет с разным уровнем двигательной активности

Основные пищевые вещества Юные спортсмены Не занимающиеся спортом

М+m , г % от N М+m , г % от N

Белки, г 125,8+6,9 +27,4 46,2+10,3 -26,8

Животные 56,1+3,3 -4,6 17,6+8,6 -56,1

Растительные 69,7+3,6 +70,0 28,6+5,5 + 16,8

Бж : Бр 45:55 60:40 38:62 60:40

Жиры, г 101,1+10,7 + 14,0 60,6+28,2 -1,1

Растительные 9,7+1,0 -48,0 19,4+12,2 + 12,5

Животные 91,4+9,7 + 13,8 41,2+22,1 -26,9

Жр : Жж 10:90 20:80 32:68 20:80

Углеводы, г 535,4+21,4 +34,8 254,4+41,8 +2,5

Крахмал 315,2+12,1 +5,9 123,2+22,9 -33,9

Простые углев. 208,4+8,6 + 106,0 122,1+45,7 + 151,3

Клетчатка 11,8+0,7 -39,9 9,1+4,9 -23,8

Кр:ПУ:Кл 59:39:2 75:20:5 48:48:4 75:20:5

Б : Ж : У 1:0,8:4,3 1:1:4,5 1:1,3:5,5 1:1:4

Энерг. ценность, ккал 3555 + 15,0% 1748 -9,4%

Отклонение от N «+» избыток; «-» дефицит.

№1 I 2013

31

спортсменов на учебно-тренировочных сборах не отвечало требованиям рационального и сбалансированного питания, хотя в энергетическом плане практически соответствовало индивидуальным энергозатратам. При построении суточных рационов не учитывалась химическая направленность продуктов питания, что привело к грубым нарушениям в соотношении белков, жиров и углеводов растительного и животного происхождения.

Таким образом, проанализировав энергетические затраты организма и пищевой статус детей 10-12 лет с разным уровнем двигательной активности, можно заключить, что при сохранении энергетического баланса юных спортсменов за счет того, что диетологи учебно-тренировочных сборов закладывают в меню продукты, отличающиеся высокой калорийностью, отмечались существенные нарушения сбалансированности белков, жиров и углеводов. Между тем питание в школьном лагере отличалось несколько заниженной энергетической ценностью рационов и дисбалансом их химического состава. При изучении структуры суточных наборов пищевых продуктов установлен высокий уровень потребления зерновых на фоне дефицита мясных и кисломолочных продуктов, рыбы, растительного масла и особенно овощей и зелени, что и привело к дисбалансу основных пищевых веществ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Апанасенко, Г. А. Здоров'я яке ми вибраем / Г. А. Апана-сенко. - Киев: т-во Знания, УРСР. - 1989. - 48 с.

2. Артемьева, Н. К. Биологические и педагогические основы подготовки юных футболистов / Н. К. Артемьева, В. В. Лав-риченко, В. Н. Середа. - Краснодар: КГУФКСТ, 2007. - 68 с.

3. Артемьева, Н. К. Рациональное питание: курс лекций / Н. К. Артемьева. - Краснодар: КГУФКСТ, 2012. - 95 с.

4. Велитченко, В. К. Физкультура без травм / В. К. Велитчен-ко. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.

5. Ершов, Ю. А. Общая биохимия и спорт: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Ершов. - М.: МГУ, 2010. - 368 с.

6. Ладодо, К. С. Основы рационального питания детей / К. С. Ладодо, В. Д. Отт, Е. М. Фатеева. - Киев: Здоровье, 1997. - 256 с.

7. Масленников, А. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / А. В. Масленников // Эргономические основы двигательной активности; материалы междунар. научной конф. - Рязань, 1999. - С. 8-9.

8. Мартинчик, А. К. Методические рекомендации по оценке количества потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания / А. Н. Мартинчик, А. К. Батурин, А. И. Феоктистова / Утверждены 26.02.06 г. НИИ питания РАМН.

9. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР // Вопросы питания. - 1992. - № 2. - С. 6-15.

10. Особенности адаптации к различным двигательным режимам / В. Я. Русин, В. В. Насолодин, Т. Н. Хрусталева, С. М. Воронин // Эколого-физиологические проблемы адаптации; матер. V Всесоюзного симпозиума. - М., 1988. - С. 192.

11. Розенблюм, А. Питание спортсменов / А. Розенблюм. -Киев: Олимпийская литература, 2008. - 535 с.

ANALYSIS OF ENERGY BALANCE AND NUTRITIONAL STATUS OF CHILDREN AGED 10-12 YEARS WITH VARIOUS DEGREES OF MOTOR ACTIVITY

S. Lavrichenko, Assistant Professor, Candidate of Biological Sciences, N. Artemieva, Professor, Doctor of Biological Sciences, V. Lavrichenko, Assistant Professor, Candidate of Biological Sciences, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

Evaluation of energy metabolism and nutritional status of schoolchildren with various degrees of physical activity allowed to reveal a significant disbalance in the ration of organized children's nourishment. The proposed integrated method for analyzing the adequacy of actual

nourishment will provide timely detection of individual alimentary nutritional disorders in order to prevent them.

Key words: schoolchildren; motor activity; energy balance; nutritional status; basic nutrients.

32

№1 l 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.