Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CURRENCY CONTROL / CURRENCY REGULATION / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алёшина Ю.С., Петреева Д.А.

В данной статье рассмотрен валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации, как составная часть экономической безопасности страны. Валютный контроль является составной частью системы валютного регулирования. У таможенных органов одним из самых актуальных вопросов является разработка эффективных механизмов противодействия незаконных схем вывоза капитала из страны и совершенствование валютного контроля в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF ECONOMIC SECURITY AND CURRENCY CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

This review considers currency control exercised by the customs authorities of the Russian Federation as an integral part of the country's economic security. Currency control is an integral part of the system of currency regulation. The customs authorities have one of the most pressing issues is the development of effective mechanisms to counter illegal schemes for the export of capital from the country and the improvement of currency control in general.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 339.56

Алёшина Ю.С. Петреева Д.А. студент 4 курса Институт Истории и Права научный руководитель: Гомон И.В.,

доцент

кафедра «Таможенное дело» Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского

Россия, г. Калуга

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в данной статье рассмотрен валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации, как составная часть экономической безопасности страны. Валютный контроль является составной частью системы валютного регулирования. У таможенных органов одним из самых актуальных вопросов является разработка эффективных механизмов противодействия незаконных схем вывоза капитала из страны и совершенствование валютного контроля в целом.

Ключевые слова: валютный контроль, валютное регулирование, экономическая безопасность.

Aleshina J.S., 4-year student Institute of History and Law Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky

Kaluga, Russia Petreeva D.A., 4-year student Institute of History and Law Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky

Kaluga, Russia Gomon I.V., scientific director PhD, associate Professor of Department "Customs affairs" Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky

Kaluga, Russia

THE ANALYSIS OF ECONOMIC SECURITY AND CURRENCY CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: This review considers currency control exercised by the customs authorities of the Russian Federation as an integral part of the country's economic security. Currency control is an integral part of the system of currency regulation. The customs authorities have one of the most pressing issues is the development of effective mechanisms to counter illegal schemes for the export of capital from the country and the improvement of currency control in general.

Keywords: currency control, currency regulation, economic security.

Бестоварный перевод фирмами валютной выручки по фиктивным импортным контрактам и не возврат на территорию Российской Федерации валюты в рыночной экономике является очень важным и проблемным вопросом.

Как итог, на счетах зарубежных банков накопилось большое количество денежных средств, которые по факту принадлежат российским фирмам. Таким образом, заметна тенденция увеличения нанесения ущерба экономической безопасности государству.

Актуальность статьи заключается в том, что экономические условия в РФ переходят на новый уровень внешнеэкономической деятельности предприятий, растет ответственность и ужесточаются наказания за нарушение валютного законодательства.

Одним из самых проблемных вопросов на сегодняшний день у таможенных органов - это утечка капитала из страны за рубеж, что является основополагающей в разработке новых и более эффективных механизмов противодействия таким незаконным схемам. Помимо этого, ведется работа по усовершенствованию валютного контроля в общем.

Функция по осуществлению валютного контроля на таможенном посту осуществляется сотрудниками, которые отвечают за осуществление соответствующего этапа таможенного декларирования.

Валютный контроль, проводимый таможенными органами в рамках своей компетенции, на данный момент решает такие задачи как: предотвращение оттока валютных средств из страны.

Из этого следует помнить, что состояние экономической безопасности государства оценивается объективной системой параметров, критериев, индикаторов экономического развития объекта, а также оценкой деятельностью ФТС России в системе валютного регулирования и валютного контроля определяющих пороговые значения успешного функционирования экономической системы.

За рамками этих значений система:

• теряет способность к динамическому росту и саморазвитию, конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках;

• становится объектом экспансии транснациональных корпораций;

• страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны, процветания коррупции.

Ряд макроэкономических показателей определяют качество обеспечения экономической безопасности (Таблица 1).

Таблица - 1 Динамика макроэкономических показателей, обеспечивающих экономическую безопасность

Показатели 2015г. 2016г. 2017г. 2017 г. в % к:

2015г. 2016г.

Объем валового внутреннего продукта 83 387,2 85 917,8 92 081,9 110,4 107,2

Внешнеторговый оборот 30 052,4 26 825 34 467,4 114,7 128,5

Экспорт 19 463,3 15 969,6 20 597,2 105,8 129

Импорт 10 363,2 10 855,3 13870,2 133,8 127,8

Сальдо торгового баланса 8 249,7 5 116,4 6 532,9 79,2 127,7

Уровень инвестиций в основной капитал 13 897,1 14 748,8 15 499,8 111,5 105,1

Затраты на оборону 3 400 3 800 2 800 82,4 73,7

Внешний долг 33 990 29 412,2 29 094,9 85,6 98,9

Затраты на научные исследования 914,7 943,8 935,8 102,3 99,2

Итого: 203 717,6 193 588,9 215 880,1 925,7 897,9

Источник: www.customs.ru

Данные таблицы показывают, что показатели, характеризующие уровень экономической безопасности России в 2017 г., составляют 215 880,1млрд. руб., что больше на 22 297,2 млрд. руб., чем в 2016 г. и на 12 162,5 млрд. руб., чем в 2015 г.

Относительно 2017 года объем ВВП к 2015 году вырос на 10,4%, в 2016 году показатель уменьшился на 7,2%, что показывает экономический рост 2015 года и его спад в 2016 году относительно 2017 года.

Улучшения положения России на международной арене в 2017 году, что показывает процесс спада в 2015 году на 14,7% и его рост в два раза в 2016 году (28,5%).

Нельзя оставлять без внимания такие важные показатели, как экспорт и импорт, потому что именно в этот период в сторону Российской Федерации вводились санкции, касающихся операций импорта и экспорта товаров на территорию РФ, что значительно уменьшает оборот иностранного капитала и снижает стоимость рубля. Что подтверждается процентными соотношениями, указанными в таблице.

Таможенными органами на постоянной основе осуществляется работа по оптимизации контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, а также ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.

В современных условиях большая часть правонарушений осуществляется физическими лицами 61%, на втором месте юридические лица 34%, на третьем должностные лица, доля которых в общей численности правонарушений составляет всего лишь 4%.

Ежегодно таможенные органы под руководством ФТС России осуществляют проверки соблюдения участниками внешнеэкономической

деятельности валютного законодательства, данные о которых представлены в таблице 2. [1]

Таблица - 2 Сведения о количестве проверок, возбужденных дел об АП и суммах по делам об АП по ст.15.25 КоАП РФ в динамике за 2015-2017 гг.

Показатели 2015г. 2016г. 2017г. 2017г. в % к

2015г. 2016г.

Количество проверок соблюдения валютного законодательства 4492 5100 9737 54 48

Сумма, администрируемая таможенными органами по результатам выявленных административных правонарушений 180 млрд. руб 165 млрд. руб. 81.5 млрд. руб 121 103

Источник: www.customs.ru

По данным таблицы, можно сделать следующие выводы: количество проверок соблюдения валютного законодательства в 2017 г. составило 9737 проверок, что на 48% больше по сравнению с 2016 годом и на 54% по сравнению с 2015 г.

В 2017 году уменьшилась сумма, администрируемая таможенными органами по результатам выявленных АП до 81,5млрд. руб., что на 103% меньше в сравнении с 2016 г. и на 121% в сравнении с 2015 г.

Таким образом, происходит совершенствование обеспечения экономической безопасности, поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение экономического роста

Также следует отметить, что в 2015 году ФТС России совместно с Центральным Банком РФ разработан механизм противодействия схемам вывода денежных средств из Российской Федерации, основанным на заявлении участниками ВЭД в декларациях на товары недостоверных сведений о товарах и их стоимости (в том числе с намеренным завышением цены товара), подлежащей оплате в пользу нерезидентов в соответствии с условиями внешнеторговых договоров.

В результате предпринятых мер объемы таких операций в 2017 году по сравнению с 2016 годом в 2 раза меньше по количеству декларируемых товаров (далее - ДТ) (с 182 до 94 ДТ), а по сравнению с 2015 годом почти в 4 раза, (с 366 до 94 ДТ). По стоимости заявленных в ДТ товаров в 2017 году с 2016 годом сократилось в 2 раза (с 9 млрд. рублей до 5 млрд. рублей), а по сравнению с 2015 годом в 34 раза (с 170 млрд.рублей до 5 млрд.рублей). [1]

Таким образом, объем операций по незаконному выводу денег из России за рубеж сократился. Несмотря на сокращение объемов операций в несколько раз, они по-прежнему под пристальным вниманием

подразделений Центральным Банком РФ, поскольку схемы постоянно совершенствуются, появляются новые.

ФТС России подготовлен проект соглашения об их информационном сотрудничестве и таможенных органов других стран при перемещении физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов за пределы своих границ. Проводится активная работа по заключению таких соглашений, в том числе со странами Европейского союза (далее - ЕС) и Латинской Америки.

В целях организации контроля за незаконными валютными операциями ФТС России подготовил проект, о соглашении взаимодействий между ФТС России и таможенными службами государств, которые не входят в союз, №870-Р, который был одобрен Правительством РФ 5 мая 2017 г. и регулирующий меры выявления и пресечения не законных финансовых операций совершаемых участниками внешней экономической деятельности. Данное соглашение заинтересовало часть государств входящих в состав ЕС, которые уже на сегодняшний день готовы его подписать. [2]

Проанализировав работы Федеральной Таможенной Службы России, проводящийся в последние годы, относящиеся к сфере валютного контроля и регулирования идет на уменьшение нарушений валютного законодательства, что говорит об эффективности новых схем по борьбе с вышеизложенными проблемными вопросами.

Для улучшения валютного контроля, Правительство Российской федерации, Центральный банк Российской федерации постоянно обновляют законодательные акты по валютному контролю и валютному регулированию. Органы по валютному регулированию:

• проверяют соблюдения участников внешнеэкономической деятельности валютного законодательства Российской Федерации и производят документальный контроль;

• ведут переговоры с целью заключения международных договоров, соглашений по вопросам организации и осуществления валютного контроля.

Из вышесказанного, валютное регулирование должно быть подчинено единой цели макроэкономического регулирования, а именно обеспечению устойчивого долгосрочного экономического роста и высоких жизненных стандартов и способствовать поддержанию долгосрочного устойчивого внешнего равновесия.

Использованные источники:

1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» за 2015-2017гг.

[http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemi d=1845]. - Режим доступа ФТС

2. Леонова О. В. Изменения в валютном законодательстве, затрагивающие участников внешнеторговой деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - №3. - 193 с.

3. Алексеев Н. Валютное регулирование и валютный контроль: об изъянах действующего законодательства // Рос. экон. журнал. - 2014г. - № 1, 230с.

УДК 342.9

Алиев К.С.-Х. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Параскевов И.Ф., к. э.н.

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения дискреционных полномочий в административно-правоприменительной практике. Проанализированы правовые основы антимонопольного регулирования. Выявлено, что для преодоления проблем реализации принципа правовой определенности должно учитывать дифференциацию дискреции.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, дискреционные полномочия, индивидуальное регулирование, контрактная система закупок, доминирующее положение.

Aliyev K.S.-H.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Paraskevov I.F.

Candidate of Economic Sciences, assistant professor The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk CURRENT PROBLEMS OF ESTABLISHMENT AND REALIZATION OF POWERS OF AUTHORITY IN THE SPHERE OF ANTIMONOPOLY REGULATION Abstract. In article questions of use of discretion in administrative and law-enforcement practice are considered. Legal bases of antimonopoly regulation are analysed. It is revealed that for overcoming problems of realization of the principle of legal definiteness has to consider differentiation of a diskretion.

Keywords: antitrust law, discretion, individual regulation, contract system of purchases, dominant position.

На сегодняшний день, достаточно остро стоит вопрос усмотрения или применения дискреционных полномочий в административно -правоприменительной практике. Данная тенденция вытекает из-за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.