Научная статья на тему 'Анализ экономических составляющих осуществления государственного управления и регулирования в сфере телекоммуникаций в странах регионального содружества'

Анализ экономических составляющих осуществления государственного управления и регулирования в сфере телекоммуникаций в странах регионального содружества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / LAW / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / TARIFF POLICY / ТАРИФЫ / TARIFFS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / СФЕРА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ / PUBLIC ADMINISTRATION AND REGULATION IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS / ФОНД / FUND / ОТЧИСЛЕНИЯ / THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS / ASSIGNMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скибун А.Ж.

Экономические составляющие государственного управления и регулирования играют не последнюю роль в развитии сферы телекоммуникаций. Поэтому эффективность экономической составляющей влияния государства на сферу телекоммуникаций в первую очередь зависит от выбранной модели управления данной сферой со стороны государства и от соответствующих экономических инструментов (тарифы, инвестиции, финансирование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF ECONOMIC COMPONENTS OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC ADMINISTRATION AND REGULATION IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS IN THE COUNTRIES OF THE REGIONAL COMMONWEALTH

Economic components of public administration and regulation play an important role in development of the field of telecommunications. Therefore, the efficiency of economic component of the state influence in the field of telecommunications primarily depends on the management model chosen by the state in this field, as well as it depends on the relevant economic tools (tariffs, investments, financing).

Текст научной работы на тему «Анализ экономических составляющих осуществления государственного управления и регулирования в сфере телекоммуникаций в странах регионального содружества»

УДК 351

А.Ж. Скибун

соискатель,

кафедра информационной политики и технологий, Национальная академия государственного управления

при президенте Украины

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В СТРАНАХ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДРУЖЕСТВА

Аннотация. Экономические составляющие государственного управления и регулирования играют не последнюю роль в развитии сферы телекоммуникаций. Поэтому эффективность экономической составляющей влияния государства на сферу телекоммуникаций в первую очередь зависит от выбранной модели управления данной сферой со стороны государства и от соответствующих экономических инструментов (тарифы, инвестиции, финансирование).

Ключевые слова: закон, тарифная политика, тарифы, инвестиции, сфера телекоммуникаций, государственное управление и регулирование в сфере телекоммуникаций, фонд, отчисления.

А-Zh. Skybun, National Academy of Public Administration under the President of Ukraine

THE ANALYSIS OF ECONOMIC COMPONENTS OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC

ADMINISTRATION AND REGULATION IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS IN THE

COUNTRIES OF THE REGIONAL COMMONWEALTH

Abstract. Economic components of public administration and regulation play an important role in development of the field of telecommunications. Therefore, the efficiency of economic component of the state influence in the field of telecommunications primarily depends on the management model chosen by the state in this field, as well as it depends on the relevant economic tools (tariffs, investments, financing).

Keywords: the law, tariff policy, tariffs, investments, the field of telecommunications, public administration and regulation in the field of telecommunications, fund, assignments.

Процессы либерализации сферы телекоммуникаций, которые происходят в последние десятилетия, привели к кардинальному изменению структуры рынка телекоммуникаций, а именно к уменьшению сектора государственных предприятий и появлению значительного количества операторов и провайдеров телекоммуникаций различных форм собственности.

В связи с тем, что отдельные группы стран имеют разную «скорость» развития, для анализа были взяты страны, входившие в состав СССР и Болгария. Такой выбор можно считать оптимальным, учитывая то, что фактически в этих странах были одинаковые стартовые условия. Кроме того, эти страны входят в Региональное содружество в области связи (далее - страны РСС), которое также является региональной структурой Международного союза электросвязи.

Результатом данного исследования будет анализ экономических составляющих осуществления государственного управления и регулирования в сфере телекоммуникаций на примере базового законодательного поля в этой сфере экономики стран Регионального содружества в области связи.

Общие положения экономических составляющих осуществления государственного управления в сфере телекоммуникаций стран РСС представлены в таблице 1.

На основании полученных результатов можно констатировать следующее.

Основными рычагами управления и регулирования со стороны государства телекоммуникационных сетей общего пользования и телекоммуникационных услуг вы-

ступают инвестиции и проведение тарифной политики в сфере телекоммуникаций. В первую очередь - для возможности обеспечения универсальными телекоммуникационными услугами всех слоёв населения на всей территории государства. Данное положение присутствует во всех базовых законодательных актах в сфере телекоммуникаций. Кроме общих положений, представленных в таблице, существуют и национальные особенности в законодательных актах различных стран в сфере телекоммуникаций, которые будут рассмотрены ниже.

Таблица 1 - Общие положения экономических составляющих государственного управления в сфере телекоммуникаций стран РСС

Страна Базовый законода- Общие вопросы, отраженные в базовом законодательном

тельный акт сферы акте в сфере телекоммуникаций

телекоммуникаций Вопросы Вопросы Специальные Обеспечение

инвестиро- государст- источники универсаль-

вания венной тарифной политики (Фонды) ными телекоммуникационными услугами всех пользователей на всей территории

Азербайджан Закон «О теле- Есть, Есть, Есть, Есть,

коммуникациях» статья 47 статья 10 статья 31 статья 31

Армения Закон «Об элек- Есть, Есть, Есть, Есть,

тронной связи» статья 1 статья 27 статья 40 статья 40

Белоруссия Закон «Об элек- Есть, Есть, Есть, Есть,

тросвязи» статья 60 статья 14 статья 27 статья 52

Болгария Закон «Об элек- Есть, -- Есть, статьи Есть,

тронных коммуни- статья 19 202, 203 статья 182

кациях»

Казахстан Закон «О связи» Есть, Есть, Есть, Есть,

статья 29 статья 20 статья 34 статья 32

Киргизстан Закон «Об элек- Есть, Есть, -- Есть,

трической и поч- статья 4 статья 8 статья 13

товой связи»

Молдова Закон «Об элек- Есть, Есть, Есть, Есть,

тронных коммуни- статья 8 статьи 9 и статья 76 статья 66

кациях» 54

Российская Федеральный За- -- Есть, Есть, статьи Есть, статья

Федерация кон «О связи» статья 28 59, 60 57, 58

Таджикистан Закон «Об элек- Есть, Есть, -- Есть,

трической связи» статья 3 статья 10 статья 32

Туркмени- Закон «О связи» -- Есть, -- --

стан статья 25

Узбекистан Закон «О телекоммуникациях» -- Есть, статья 14 -- Есть, статья 13

Украина Закон «О теле- Есть, Есть, ста- Есть, Есть, статьи

коммуникациях» статья 30 тьи 66, 67 и 68 статья 64 62, 63

Республика Азербайджан. Положениями Закона Республики «О телекоммуникациях» определено, что расходы, предусмотренные органами государственного управления для развития материально-технической базы телекоммуникационных служб и структур телекоммуникационного направления, вносятся в состав бюджетных

средств, выделенных для этих органов (ст. 47 Закона).

Кроме того, положениями этого Закона определено, что решения по инвестиционному вкладу в развитие телекоммуникаций принимаются на основании соответствующих государственных программ и договоров в порядке, определенном законодательством [1, ст. 47]. Также положениями статьи 10 этого Закона определено, что тарифная политика осуществляется в рамках действующего законодательства [1, ст. 10].

Республика Армения. Положениями Закона Республики «Об электронной связи» определено, что стимулирование развития в области электронной связи обеспечивается путем поощрения экономически эффективных инвестиций в инфраструктуру и их использование с целью предоставления услуг электронной связи [11, ст. 1].

Вопросам регулирования тарифов в данном Законе уделено внимание отдельной 27 статьей. Положениями этой статьи установлено, что регулирующий орган регулирует тарифы только на универсальные услуги и не вправе регулировать тарифы на доступ в Интернет [11, ст. 27].

Республика Беларусь. Положениями Закона Республики «Об электросвязи» определено, что инвестиционная деятельность государства в области электросвязи осуществляется в соответствии с программами развития электросвязи [10, ст. 60], а регулирование тарифов на услуги электросвязи общего пользования осуществляется в соответствии с принятым законодательством [10, ст. 14].

Кроме того, положениями этого Закона на Совет Министров Республики возложены вопросы по определению перечня услуг электросвязи общего пользования, которые подлежат регулированию государством, и тарифов на их оказание. [10, ст. 14].

Республика Болгария. Положениями Закона Республики «Об электронных сообщениях» определено, что Государственное агентство по информационным технологиям и сообщениям проводит координацию и/или утверждение инвестиционных программ и проектов в соответствии с приоритетами в области информационного общества и коммуникации [3, ст. 16].

Республика Казахстан. Законом Республики «О связи» определено, что уполномоченным органом утверждаются тарифы (цены, ставки сбора) на универсальные услуги телекоммуникаций и в сферах естественных монополий в области телекоммуникаций и общедоступных услуг почтовой связи [9, ст. 20].

Кроме того, положениями этого Закона определено, что развитие сетей связи, обеспечивающих предоставление пользователям универсальных услуг телекоммуникаций, осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми Правительством (статья 29 Закона). Также положениями этого Закона определено, что инвестирование в развитие телекоммуникаций может осуществляться в рамках действующего законодательства [9, ст. 29].

Республика Кыргызстан. Положениями Закона Республики «Об электрической и почтовой связи» определено, что государственным органом осуществляется утверждении тарифов на услуги электрической и почтовой связи предприятий-монополистов [2, ст. 8]. В соответствии с положениями этого Закона, государственным органом осуществляются только мероприятия по привлечению иностранных инвестиций в сферу телекоммуникаций [2, ст. 4]. Что касается государственных инвестиций, то они законодательно не определены.

Республика Молдова. Положениями Закона Республики «Об электронных коммуникациях» определено, что государственным органом осуществляется регулирование тарифов и цен, применяемых на услуги электронных коммуникаций общего пользования, предоставляемых конечным пользователям - физическим лицам - поставщиками, имеющими значительное влияние на релевантном рынке фиксированной телефонной связи [12, ст. 9].

Кроме того, государственным органом осуществляется установление предельных тарифов и мер контроля на рост тарифов в предоставлении розничных услуг, а также установление мер контроля над розничными тарифами [12, ст. 54]. Относительно инвестиций положениями этого Закона определено, что государственным органом осуществляется поощрение эффективных инвестиций в инфраструктуру и в продвижение инноваций [12, ст. 8].

Российская Федерация. Федеральным Законом «О связи» определено, что тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию согласно законодательству Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень данных услуг и тарифы, которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством РФ. Тарифы на универсальные услуги связи также регулируются в соответствии с настоящим Законом [7, ст. 28].

Кроме того, положениями этого Закона определено, что государственное регулирование тарифов на услуги связи (за исключением регулирования тарифов на универсальные услуги связи) должно создавать условия, обеспечивающие операторам связи компенсацию экономически обоснованных затрат, связанных с предоставлением услуг связи, и возмещение обоснованной нормы прибыли от капитала (рентабельности), используемого при оказании услуг связи, тарифы на которые устанавливаются государством [7, ст. 28].

Республика Таджикистан. Законом Республики «Об электрической связи» определено, что регулирование тарифов и качества услуг сетей электрической связи осуществляется в соответствии с положениями настоящего Закона, а также утверждение тарифов на услуги электрической связи операторов электрической связи, занимающих доминирующее положение на рынке [6, ст. 10]. Что же касается вопросов инвестирования, государство оставило за собой право создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в области электрической связи [6, ст. 3].

Республика Туркменистан. Законом Республики «О связи» определено, что тарифы на услуги связи устанавливаются в соответствии с законодательством Туркменистана [4, ст. 25].

Республика Узбекистан. Положениями Закона Республики «О телекоммуникациях» определено, что тарифы на универсальные услуги телекоммуникаций регулируются специально уполномоченным органом в сфере телекоммуникаций - в установленном законодательством порядке и с учетом интересов пользователей [5, ст. 14].

Республика Украина. Положениями Закона Республики «О телекоммуникациях» определено, что инвестирование развития телекоммуникационных сетей общего пользования может осуществляться за счёт средств государственного и местных бюджетов - в случае, если эти расходы предусмотрены соответствующими бюджетами. Государственное инвестирование развития телекоммуникационных сетей общего пользования осуществляется в порядке, установленном законодательством Украины, на основе Концепции развития телекоммуникаций Украины и соответствующих государственных программ и проектов.

Инвестирование развития телекоммуникационных сетей общего пользования из местных бюджетов осуществляется согласно планам развития соответствующих территорий по решению органов местного самоуправления [8, ст. 30]. Кроме того, положениями статьи 66 данного Закона определено, что государственному регулированию путем установления предельных или фиксированных тарифов подлежат:

- тарифы на общедоступные услуги;

- тарифы на предоставление в пользование каналов электросвязи операторов телекоммуникаций, с существенным рыночным преимуществом на рынках определенных телекоммуникационных услуг;

- расчетные таксы за услуги пропуска трафика к телекоммуникационным сетям операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынках определенных телекоммуникационных услуг;

- тарифы на предоставление в пользование кабельной канализации электросвязи операторов телекоммуникаций [8, ст. 66].

Выводы. Анализ экономических составляющих осуществления государственного управления и регулирования в сфере телекоммуникаций в странах регионального содружества показал следующее.

Во всех базовых законодательных актах в сфере телекоммуникаций стран РСС есть положения, которыми определены вопросы инвестирования и тарифов в сфере телекоммуникаций. Общей тенденцией этих положений является отсутствие в них конкретных перечней направлений инвестирования и их механизмов. Положения, касающиеся создания условий для привлечения инвестиций в сферу телекоммуникаций, законодательно закреплены в основном за государством. Касательно механизмов осуществления инвестирования со стороны государства, то это предусмотрено, как правило, в рамках программ, стратегий и концепций развития сферы телекоммуникаций (Азербайджан, Беларусь и Украина).

В части осуществления тарифной политики, за государством закреплены, в основном, общие вопросы регулирования тарифов на универсальные услуги (общедоступные телекоммуникационные услуги). Что же касается регулирования тарифов на другие услуги, то положениями базовых законов определены только рекомендации, согласно которым тарифы должны быть экономически обоснованными. Все остальные вопросы перенесены в положения подзаконных актов и других нормативных документов.

На взгляд автора, такой подход, с одной стороны, дает возможность производить деталировку и коррекцию прямо в этих нормативных документах, без каких-либо изменений в базовом Законе. Но, с другой стороны, отсутствие четких положений в Законе может приводить к частой смене «правил» игры и невозможности построения долгосрочных прогнозов со стороны частных инвесторов и операторов телекоммуникаций.

Общей чертой всех указанных государственных законов в сфере телекоммуникаций является отсутствие положений, которые бы определяли осуществление прямого финансирования сферы телекоммуникаций со стороны государства и жесткого регулирования тарифов на все телекоммуникационные услуги.

Список литературы:

1. О телекоммуникации [Электронный ресурс]: Закон Азербайджанской Республики // РСС. - URL: http://www.rcc.org.ru/index.php7option =com_content &view=article&id=673:zakony-az&catid=285&Itemid=1415.

2. Об электрической и почтовой связи [Электронный ресурс]: Закон Кыргызской Республики от 2 апреля 1998 № 31 // рСс. - URL: http://www.rcc.org.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=691:zakony-kg&catid=290& Itemid=1415.

3. Об электронных коммуникациях [Электронный ресурс]: Закон Республики Болгария № 41 от 22 мая 2007 года. - URL: http://www.esmis.government.bg /upload/docs/2012-01//Zakon_za_elektronnite

4. О связи: Закон Туркменистана от 20 декабря 1996 года // Ведомости Меджлиса Туркменистана. - 1996. - № 4. - Ст. 64.

5. О телекоммуникациях: Закон Республики Узбекистан от 20 августа 1999 г. № 822-I // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - 1999. - № 9. - Ст. 219.

6. Об электрической связи [Электронный ресурс]: Закон Республики Таджикистан от 10 мая 2002 г. № 56. -

URL: http://www.cipi.tj/index.php?option=com_content&view=

article&id=108%3A—q--q&catid=38%3A2010-06-09-03-27-46&Itemid=190&limitstart=2.

7. О связи: федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 28. - Ст. 2895.

8. О телекоммуникации: Закон Украины 18 ноября 2003 г. № 1280-IV // Ведомости Верховного Совета Украины. - 2004. - № 12. - Ст. 155.

9. О связи [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 г. № 567-II. - URL: http://online.zakon.kz/Document /?doc_id=1049207.

10. Об электросвязи: закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 45-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - № 196. - Ст. 2/1374.

11. Об электронной связи [Электронный ресурс]: Закон Республики Армения от 5 декабря 2009 г. № НО-207 // РСС. - URL: http://www.rcc.org.ru/index.php?option =com_content&view=article&id=678:zakony-m&catid=285&Itemid =1415.

12. Об электронных коммуникациях [Электронный ресурс]: Закон Республики Молдова от 15 ноября 2007 г. № 241 // РСС. - URL: http://www.registru.md/laws_ru/ .

13. Сайт Регионального содружества в области связи [Электронный ресурс] // РСС. - URL: http://www.rcc.org.ru/index.php?option=com_content&view =article&id=95&Itemid=310

14. Статистический сборник о деятельности Администраций связи в области связи и информатизации за 2011 год // Исполнительный комитет РСС. - Москва, 2012. - 115 с.

List of references:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The law on telecommunications of the Republic of Azerbaijan [Electronic resource] // RCC. -URL: http://www.rcc.org.ru/index.php?option =com_content &view=article&id=673:zakony-az&catid=285&Itemid=1415.

2. The law on electric and mail service of the Kyrgyz Republic, April 2, 1998 № 31 [Electronic resource] // RCC. - URL: http://www.rcc.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=691:zakony-kg&catid=290& Itemid=1415.

3. The law on electronic communications of the Republic of Bulgaria of May 22 2007 № 41 [Electronic resource]. - URL: http://www.esmis.government.bg /upload/docs/2012-01//Zakon_za_elektronnite

4. The law on communications of the Republic Turkmenistan of December 20, 1996 // Sheets of Majlis of Turkmenistan. - 1996. - № 4. - Ст. 64.

5. The law on telecommunications of the Republic of Uzbekistan of August 20, 1999 № 822-I // Sheets Oly Mazhlisa of the Republic of Uzbekistan. - 1999. - № 9. - Ст. 219.

6. The law on electronic communications of the Republic of Tajikistan of May 10, 2002 № 56 [Electronic resource]. - URL: http://www.cipi.tj /index.php ?option=com_content&view=article&id=108%3A—q--q&catid= 38%3A2010-06-09-03-27-46&Itemid=190&limitstart=2.

7. The law on communications: the Federal Law of July 7, 2003 № 126-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2003. - № 28. - Art. 2895.

8. The Law on telecommunications of Ukraine on November 18, 2003 № 1280-IV // Sheets of the Supreme Council of Ukraine. - 2004. - № 12. - Article 155.

9. The law on communication of the Republic of Kazakhstan of July 5, 2004 № 567-II [Electronic resource]. - URL: http://online.zakon.kz/Document /?doc_id=1049207.

10. The law on telecommunications of Republic of Belarus of July 19, 2005 № 45-З // National register of legal acts of Republic of Belarus. - 2005. - № 196. - Article 2/1374.

11. The law on electronic communications of the Republic of Armenia of December 5. 2009 № НО-207 [Electronic resource] // RCC. - URL: http://www.rcc.org.ru/index. php?option=com_content&view=article&id= 678:zakony-m&catid=285&Itemid =1415.

12. The law on electronic communications of the Republic of Moldova of November 15, 2007 г. № 241 [Electronic resource] // RCC. - URL: http://www.registru.md/laws_ru/ .

13. Site of the Regional commonwealth in the field of communication [Electronic resource] // RCC. - URL: http://www.rcc.org.ru/index.php?option=com_content&view =article&id=95&Itemid=310

14. The statistical collection on activity of Administrations of communication in the field of communication and informatization for 2011 // RCC Executive Committee. - Moscow, 2012. - 115 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.