Научная статья на тему 'Анализ экологических и экономических рисков при строительстве и эксплуатации наиболее значимых трубопроводных систем'

Анализ экологических и экономических рисков при строительстве и эксплуатации наиболее значимых трубопроводных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Студеникина Л.А., Голыжникова Д.Ю.

На современном этапе экономического развития особую значимость приобретает эффективное освоение нефтегазовых ресурсов, в том числе за счет формирования оптимальной нефтегазовой трубопроводной инфраструктуры, в частности, путем совершенствования существующих объектов такой инфраструктуры, либо посредством строительства новых объектов. Проектирование и строительство новых объектов нефтегазовой инфраструктуры несет в себе различные потенциальные риски как экономического характера (инвестиционные риски), так и экологического характера, связанные с воздействием нефтегазовой инфраструктуры на территории ее потенциальных маршрутов (риск загрязнения питьевой воды в случае разлива нефтепродуктов и пр.). Указанное, предопределяет необходимость анализа экологических и экономических рисков при строительстве и эксплуатации наиболее значимых мировых трубопроводных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Студеникина Л.А., Голыжникова Д.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ экологических и экономических рисков при строительстве и эксплуатации наиболее значимых трубопроводных систем»

Анализ экологических и экономических рисков

при строительстве и эксплуатации наиболее значимых

трубопроводных систем

о ы

а

а

«

а б

Студеникина Людмила Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического управления ТЭК факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, las@gubkin.ru

Голыжникова Дарья Юрьевна

мл. научный сотрудник Лаборатории анализа и прогнозирования транспортно-логистических систем Института Народнохозяйственного Прогнозирования РАН (иНп РАН), dariagolyzhnikova@gmail.com

На современном этапе экономического развития особую значимость приобретает эффективное освоение нефтегазовых ресурсов, в том числе за счет формирования оптимальной нефтегазовой трубопроводной инфраструктуры, в частности, путем совершенствования существующих объектов такой инфраструктуры, либо посредством строительства новых объектов. Проектирование и строительство новых объектов нефтегазовой инфраструктуры несет в себе различные потенциальные риски как экономического характера (инвестиционные риски), так и экологического характера, связанные с воздействием нефтегазовой инфраструктуры на территории ее потенциальных маршрутов (риск загрязнения питьевой воды в случае разлива нефтепродуктов и пр.). Указанное, предопределяет необходимость анализа экологических и экономических рисков при строительстве и эксплуатации наиболее значимых мировых трубопроводных систем.

Ключевые слова: экологические риски, экономические риски, нефтегазовая инфраструктура, трубопроводный транспорт, строительство магистральных трубопроводов, эксплуатация магистральных трубопроводов.

Магистральные трубопроводы представляют собой сложные инженерные конструкции, эксплуатируемые в различных природно-климатических условиях - от районов Крайнего Севера до пустынь южных районов. Прокладка трубопроводов осуществляется под землей, на земле и под водой, а современные строительные технологии позволяют обеспечить долговечность и надежность трубопроводных системе в процессе эксплуатации.

Надежность и экологическая безопасность трубопроводов достигается за счет оптимального выбора трассы прокладки, своевременной диагностики проблемных участков трубопроводов, как при осуществлении строительства, так и в процессе дальнейшей эксплуатации. Экономическая эффективность проектов за счет продвижения российской нефти и газа на рынки стран может достигать сотни миллионов долларов. Однако, в действительности, как строительство объектов трубопроводной инфраструктуры, так и их дальнейшая эксплуатация могут нести в себе потенциальный экологический и экономический ущерб.

Так, например, после объявления 31 декабря 2005 года бывшим председателем правительства Российской Федерации Михаилом Фрадко-вым о том, что Российская Федерация построит самый длинный в мире нефтепровод (4188 километров) для транспортировки нефти с западных и центральных сибирских месторождений в Японское море, экологи сразу оценили потенциальный экологический ущерб от этого проекта ввиду его предлагаемого расположения: в самом центре биоразнообразия Российской Федерации - вблизи озера Байкал и в Амурском заливе вблизи Владивостока [12].

Экологические и экономические риски различаются в зависимости от сложности трубопроводной инфраструктуры, а также территории строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов, однако достаточно часто национальный интерес стран, получающих экономические выгоды от строительства объектов магистральной трубопроводной инфраструктуры,

ставится превыше таких рисков. В Российской Федерации на сегодняшний день реализуется государственная политика, направленная на сохранение уникальной природы российских территорий, при развитии экономического потенциала регионов. Поэтому строительство объектов трубопроводной инфраструктуры осуществляется в соответствии с необходимыми требованиями безопасности. Следует отметить, что за нарушение экологических и иных требований при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов предусматриваются различные виды юридической ответственности. Так, ст. 11.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] предусмотрена административная ответственность за нарушение правил при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. В свою очередь, если данное деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, а также двух или более лиц, то оно может быть квалифицировано в качестве уголовного преступления, предусмотренного ст. 269 Уголовного кодекса Российской Федерации[2].

Гражданско-правовая ответственность за нарушение экологических требований при осуществлении указанных видов деятельности в случае наличия последствий в виде вреда, причиненного окружающей среде, заключается в необходимости его компенсации в порядке, предусмотренном общими положениями гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации,[3] а также специальными нормами ст. ст. 77 - 79 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4].

Кроме того, в Российской Федерации предъявляются отдельные требования к проведению испытаний и обязательной государственной экологической экспертизы магистральной трубопроводной инфраструктуры перед началом ее промышленной эксплуатации. Согласно пункту 60 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 №520,[9] объекты линейной части опасных производственных объектов магистральных трубопроводов по завершении строительства должны быть испытаны на прочность и герметичность в соответствии с требованиями проектной документации / документации.

В соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», [5] Федеральным законом от

30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»,[6] Федеральным законом от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»,[7] а также Федеральным законом от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»[8] магистральная трубопроводная инфраструктура отнесена к объектам федерального уровня, по которым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Росприроднадзором), проводится обязательная экологическая экспертиза.

Таким образом, в настоящий момент в Российской Федерации при строительстве и эксплуатации магистральных трубопроводов и объектов инфраструктуры соблюдается баланс между экологическими и экономическими интересами страны. Экономические интересы страны определяются текущей динамикой развития мировой системы хозяйствования, целиком и полностью зависящей от нефти и газа, на которых построена мировая экономика. Нефтяная и газовая отрасли Российской Федерации обеспечивают потребности внутреннего рынка и исполнение многих международных обязательств, поэтому для транспортировки сырья в стране создаются сложнейшие инженерные сооружения - магистральные трубопроводные системы от мест добычи до пунктов перевалки и переработки.

Важным фактором развития российской неф-тепроводной системы является поиск новых рынков сбыта. Бурно развивающаяся экономика стран Азиатско-Тихоокеанского региона сделала этот рынок лакомым куском для всех поставщиков энергоносителей. Заинтересованность страны в новых потребителях вылилась в строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Первый 1100-километровый участок нефтепровода был запущен в 2009 году, а на момент 2018 года нефтепровод соединяет Тайшет (Иркутская область) с городом Сковородино на российско-китайской границе и далее идет до порта Козьмино в Приморском крае. В конце 2017 года был построен магистральный трубопровод, Заполярье -Пурпе - Самотлор, функционирующий в сложнейших северных условиях и связывающий с системой «Транснефти» новые месторождения на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе Мессояхскую группу «Газпром нефти».

Как уже было отмечено ранее, на территории Российской Федерации осуществляется строгий контроль за соблюдением экологических требований при строительстве магистральных трубопроводных систем, поэтому экологические риски от функционирования трубопроводных систем учитываются и минимизируются еще на этапе

О 55 I» £

55 П П Н

ы

а

s

«

а б

проектирования таких систем. В рамках настоящей статьи наибольшую актуальность представляет анализ экономических рисков при строительстве и эксплуатации наиболее значимых трубопроводных систем. Среди таких трубопроводных систем трубопровод Заполярье -Пурпе - Самотлор, который в перспективе позволит переориентировать экспорт российской нефти, дисбаланс которого сегодня смещен в сторону запада, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и создать предпосылки для дальнейшего освоения северных территорий, в том числе за счет их социального развития. Так, по официальным данным Министерства энергетики Российской Федерации реализация проекта позволит обеспечить свыше 10 тысяч рабочих мест в Ямало-Ненецком автономном округе.[10] Экономические риски классифицируются по различным основаниям, при этом, не существует универсального подхода к определению модели идентификации и классификации экономических рисков, что обусловлено наличием специфических свойств у каждого проекта по строительству магистральной трубопроводной системы, а также факторов, в том числе страновых, влияющих на особенности эксплуатации магистральной трубопроводной системы. Таким образом, перед оценкой рисков в девелоперских проектах важно определить и классифицировать риски.

Учитывая эксплуатационные особенности трубопровода Заполярье - Пурпе - Самотлор на наш взгляд наиболее значимыми экономическими рисками будут: риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта и осво-енческий риск.

Суровые климатические условия Арктики -сильные морозы и вьюги, движение льдов, полярная ночь существенно осложняют работу по добыче нефти в таком районе. Строительство магистральных трубопроводов и нефтегазовой инфраструктуры в Арктике обходится в 3 раза дороже, чем аналогичное строительство в обычных условиях. При этом, современные исследователи проблем нефти и газа, высказывают мнение о том, что «судьбу арктических проектов определяет спрос на углеводородное сырье. Так, если цены на нефть и газ будут слишком низкими, от добычи на арктическом шельфе придется отказаться, ввиду слишком высокой стоимости добычи» [11]. Таким образом, возникает риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта. По нашему мнению дальнейшую судьбу трубопровода Заполярье - Пур-пе - Самотлор определяет не только высокая стоимость добычи нефти, транспортируемой по такому трубопроводу, но и ее физико-химические свойства. Так, нефть, добываемая в Арктике, имеет сорт Arctic Oil (ARCO), такая

нефть достаточно тяжёлая по сравнению с традиционной российской экспортной нефтью, а также другими сортами нефти европейского региона и подходит только для глубокой переработки на сложных нефтеперабатывающих заводах Северо-Западной Европы, а точнее на заводах так называемого региона ARA (Амстердам - Роттердам - Антверпен), при этом страны Азиатско-Тихоокеанского региона, переориентация на которые лежала в основе строительства трубопроводных систем Заполярье - Пурпе -Самотлор и ВСТО, в настоящий момент не обладают достаточными технологиями по переработке российской арктической нефти [13]. Также, вызывает сомнения будущее спроса на российскую арктическую нефть со стороны имеющихся поставщиков. Несмотря на то, что в странах Европейского Союза (ЕС) нефть является преобладающим источником энергии, общая энергетическая политика ЕС направлена на сокращение выбросов углерода в атмосферу и развитие топливно-энергетического комплекса ведущих стран ЕС, ориентированного на глобальное внедрение возобновляемых источников энергии. Очевидно, что при таких условиях возможно появление негативного сценария эксплуатации трубопровода в связи с риском неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта.

Освоенческие риски при эксплуатации магистрального трубопровода Заполярье - Пурпе -Самотлор связаны с разработкой месторождений. Так, особые требования предъявляются и к выполнению работ в тяжелых арктических условиях. Для защиты существующей инфраструктуры на дне вырывают глубокие траншеи, а буровые установки укрепляют таким образом, чтобы они выдерживали натиск льдов. Кроме того, имеет свои ограничения и подводное обустройство месторождений не имеющее универсального решения. Так, в одних районах имеется возможность установки ледостойких платформ, а в других районах необходимо подводное обустройство и установка платформ без опоры на дно моря[11].

Среди других мировых государств мощной и разветвленной системой трубопроводов, которая сегодня получает новый импульс к развитию, обладают США и Канада, в которых рост объемов потребления нефти и ее добычи из битуминозных песков вызвали дефицит транспортных мощностей.

Одним из наиболее значимых проектов по строительству системы магистральных трубопроводов в Канаде является модернизация и прокладка дополнительных трубопроводов на уже имеющейся трубопроводной системе Kinder Morgan Trans Mountain. В настоящий момент процесс строительства трубопроводной системы сталкивается с растущим сопротивлением

населения страны, обеспокоенного климатическими и экологическими последствиями расширения трубопроводной инфраструктуры и ее воздействия на жизнь и здоровье коренных общин региона.

30 ноября 2016 года Федеральное правительство Канады представило на утверждение проект расширения Kinder Morgan Trans Mountain при условии, что компания Kinder Morgan соблюдет все 157 (или более) обязательных условий, установленных Национальным энергетическим Советом (NEB). Эти условия касаются потенциального воздействия на коренные общины, охраны местной дикой природы и компенсации выбросов парниковых газов во время строительства [15].

В настоящее время существует 17 отдельных судебных разбирательств против проекта расширения Kinder Morgan Trans Mountain [16]. Десять из них связаны с несоблюдением прав исконных народов, проживающих на территории прокладки магистральной трубопроводной сети.

Важно отметить, что прежний президент США Б. Обама еще в 2015 году отказал Kinder Morgan в необходимом трансграничном федеральном разрешении на модернизацию сети магистральных трубопроводов. Однако в марте 2017 компания получила соответствующее разрешение от Государственного департамента США [17].

В настоящий момент ситуация с реализацией проекта достаточно сложная и неоднозначная. Постоянные юридические спросы о целесообразности проекта и нарушении прав коренных народов не дают компании Kinder Morgan полноценно осуществлять строительство. Так, строительство трубопровода уже началось в Канаде и в штате Висконсине, однако его дальнейшее продвижение на Средний Запад США через штат Миннесоту невозможно ввиду отсутствия окончательного судебного решения по иску министерства торговли Миннесоты против расширения на том основании, что «серьезные экологические и социально-экономические риски и эффекты перевешивают выгоды общества» [18].

Заморозка строительства в рамках запланированного проекта чревата серьезными финансовыми проблемами, как для самой Канады, так и для компании Kinder Morgan. В июне 2017 года синдикат банков подписал кредитное соглашение с Kinder Morgan на выдачу кредита в рамках строительства трубопровода на сумму 4 млрд. долл. США. Кроме того, Kinder Morgan привлекла 1,7 млрд. фунтов стерлингов через IPO (публичный выпуск) акций в своих дочерних компаний. [19]

Анализ сложившейся ситуации в отношении канадского проекта позволяет однозначно ут-

верждать, что такая ситуация обусловлена противодействием со стороны исконных народов и племен, местных общин и землевладельцев, а также экологических групп.

Действительно, по мнению экспертов, предлагаемые проекты строительства трубопровода не имеют свободного, предварительного и осознанного согласия всех коренных народов и племен, расположенных вдоль предлагаемых маршрутов трубопровода или затронутых ими, как это предусмотрено в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов [27], кроме того, более 150 исконных народов и племен по всей Канаде и США подписали Договорный Альянс против расширения Kinder Morgan Trans Mountain [20]. Вышеназванные факторы создают проблемы не только с эксплуатационными рисками проекта, но и с его экономическими рисками. Кроме того, американские эксперты и аналитики достаточно скептически относятся к экономической целесообразности самого проекта Kinder Morgan Trans Mountain.

Идея расширения сети магистральных трубопроводов Kinder Morgan Trans Mountain возникала в 2010 году, когда анализ 27 проектов, проведенный американскими экспертами в области энергетики по транспортировке битуминозных песков через сеть наземного транспорта (преимущественно железнодорожного), показал, что 14 проанализированных проектов, включая проекты BP Sunrise и Shell's Carmon Creek, оказались экономически не выгодными из-за низкой цены на нефть и высоких дополнительных затрат на транспортные расходы [21]. В указанной ситуации развитие сети трубопроводного транспорта виделось единственным выходом из сложившейся проблемы.

Вместе с тем, несмотря на то, что запасы битуминозных песков колоссальны и из четырех тонн такого песка в результате крекинга обычно получают один баррель тяжелой нефти, рост спроса на такой источник энергии зависит от рыночных условий (в дополнение к инфраструктуре доступа к рынкам и отсутствию климатической политики), включая глобальный спрос на нефть в контексте альтернативных поставок по более низким ценам. В случае, если в обозримом будущем мировая цена на нефть будет держаться на уровне около 50-60 долл. США за баррель, производство нефти из новых месторождений битуминозных песков не будет расширяться независимо от наличия трубопроводной сети.

Однако, при ценах на нефть в диапазоне 65 -70 долл. США за баррель, новые трубопроводы могут быть решающим фактором в развитии месторождений битуминозных песков за счет спроса на нефть более дешевых, тяжелых марок.

О 55 I» £

55 П П

о ы

а

s

«

а б

С конца 2014 года цены на нефть резко упали и держались значительно ниже цены безубыточности, необходимой для развития новых проектов битуминозных песков. В результате канадская нефтяная промышленность не санкционировала строительство каких-либо крупных новых проектов, которые значительно увеличили бы общий объем поставок сырой нефти, доступной для экспорта из Канады [22].

Снижение спроса (как в глобальном масштабе, так и на ключевых рынках) ограничит рост производства в битуминозных песках, что в свою очередь обязательно ограничит спрос на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводом. В сентябре 2017 года вице-министр промышленности и информационных технологий Китая объявил, что Китай установит крайний срок для автопроизводителей в целях прекращения производства и продажи автомобилей на ископаемом топливе [23].

Указанное заявление вызвало серьезный резонанс в компании Kinder Morgan, которая представляла расширение магистральных трубопроводов Kinder Morgan Trans Mountain в качестве способа достижения быстро растущего китайского рынка [24].

Кроме явных экономических рисков, связанных с реализацией проекта строительства магистральной трубопроводной сети Kinder Morgan Trans Mountain, имеется также существенный риск негативного воздействия на окружающую среду при эксплуатации такого проекта, включая загрязнение питьевой воды. Анализ открытых данных управления безопасности трубопроводов и опасных материалов США (PHMSA) за период с 2010 по настоящее время показывает, что три компании, участвующие в реализации проекта строительства сети магистральных трубопроводов Kinder Morgan Trans Mountain, допустили 373 опасных события, связанных с разливом из своих трубопроводных сетей США [25]. Объем таких разливов исчислялся тысячами баррелей опасных жидкостей и разбавленного битума. Такие разливы в более крупных масштабах могут привести к образованию подземного шлейфа канцерогенных компонентов, таких, как бензол с потенциалом загрязнения миллиардов тонн воды [26]. Экологические риски для местного водоносного горизонта будут варьироваться в зависимости от местной геологии и высоты грунтовых вод в регионе, подверженном воздействию разлива.

Подводя итог, отметим, что трубопроводный транспорт предоставляет важнейшее преимущество как энергодобывающим компаниям, так и странам, являясь надежным средством для вывода на внутренние и внешние рынки ископаемых видов топлива, как из старых, так и из новых неиспользованных месторождений. Вме-

сте с тем, современные принципы ценообразования мировых цен на энергетические ресурсы и потенциальные экологические риски от эксплуатации магистральных трубопроводов не всегда делают использование такого вида транспорта эффективным и целесообразным для транспортировки энергетических ресурсов. Анализ конкретных современных проектов по строительству магистральных трубопроводов нефтегазовой инфраструктуры показал, что риски реализации и эксплуатации проектов определяются различными факторами, такими, как территориальное расположение магистрального трубопровода, региональное законодательное регулирование, принципы ценообразования для каждого проекта трубопроводного транспорта.

Литература

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 20.12.2017)// Российская газета, №256, 31.12.2001

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)// Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды»// Российская газета, № 6, 12.01.2002

Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об экологической экспертизе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)// Российская газета, №232, 30.11.1995

Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ", 04.12.1995, №49, ст. 4694

Федеральный закон от 17.12.1998 №191-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 21.12.1998, №51, ст. 6273

Федеральный закон от 31.07.1998 №155-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3833

Приказ Ростехнадзора от 06.11.2013 №520 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2013 N 30605)//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №1, 06.01.2014

Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. Режим доступа URL: http://minenergo.mosreg.ru/dokumenty/analitika_i_ otchety (20.06.2018 г.)

[Электронный ресурс] режим доступа URL: http://burneft.ru/archive/issues/2015-02/16 (дата обращения 14.05.2018 г.)

[Электронный ресурс] режим доступа URL: http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/rep ort/2005/11 /siberia-pacific-oil-pipeline.pdf (дата обращения 14.05.2018 г.)

Ходякова Е., Серов М. Газпром и Китай подписали газовый контракт [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.

ru/companies/news/26810681/rossiya-zhdet-avansa (дата обращения:14.05.2018 г.).

[Электронный ресурс] режим доступа URL: http://burneft.ru/archive/issues/2015-02/16 (дата обращения 14.05.2018 г.)

Justin Trudeau, Prime Minister of Canada. 2016. Canada News. Prime Minister Justin Trudeau's Pipeline Announcement. News. November 30. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: pm.gc.ca/eng/ news/2016/11/30/prime-minister-justin-trudeaus- pipeline-announcement (дата обращения: 14.05.2018 г.)

West Coast Environmental Law Association and TSLEIL- Waututh Nation Sacred Trust Initiative. 2017. Kinder Morgan Canada Limited: Brief on Legal Risks for Trans Mountain. May 29. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: www.wcel.org/sites/default/files/ publications/2017-05-kml-legalbrief-final.pdf. (дата обращения: 14.05.2018 г.)

US Department of State. 2017. Issuance of Presidential Permit to TransCanada for Keystone XL Pipeline. Media Note. March 24. [Электронный ресурс] Режим доступа URL:

https://www.state.gov/r/pa/prs/ ps/2017/03/269074.htm (дата обращения: 14.05.2018 г.)

Minnesota Commerce Department. 2017. After extensive review, Minnesota Commerce Department releases expert analysis and recommendation on the certificate of need for Enbridge's proposed Line 3 oil pipeline project. September 11. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: mn.gov/commerce/ media/news/?id=310848 (дата обращения: 14.05.2018 г.)

Bennett, N. 2017. Kinder Morgan IPO misses share price target. Business Vancouver. May 30. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: www.biv.com/ article/2017/5/kinder-morgan-ipo-misses-share- price-target/ (дата обращения: 14.05.2018 г.)

Treaty Alliance Against Tar Sands Expansion. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: www. treatyalliance.org/ (дата обращения: 14.05.2018 г.)

Greenpeace and Oil Change International. 2016. Flawed Fundamentals: BP's and Shell's Stalled Tar Sands Ambitions. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: www.greenpeace.org.uk/wp-content/ uploads/2017/06/FlawedFundamentalsTarSands.pd f (дата обращения: 14.05.2018 г.)

Stockman, L. 2017. Direct testimony. In the matter of the application of Transcanada Keystone pipeline.

priceofoil.org/content/uploads/2017/08/Lorne-Stockman-Expert-Testimony-KXL.pdf (дата обращения: 14.05.2018 г.)

Bloomberg Technology. 2017. China Fossil Fuel Deadline Shifts Focus to Electric Car Race. September 10. www.

bloomberg.com/news/articles/2017-09-10/china-s-fossil-fuel-deadline-shifts-focus-to-electric-car-race-j7fktx9z (дата обращения: 14.05.2018 г.)

Stockman, L. 2017 Direct testimony. In the Matter of the Application of Enbridge Energy, Limited Partnership, for a Certificate of Need for the Line 3 Replacement Project in Minnesota From the North Dakota Borderto the Wisconsin Border. http://priceofoil.org/content/ uploads/2017/10/2017-11-10-Stockman-Rebuttal- Testimony-

Final1.pdf(дата обращения: 14.05.2018 г.)

Greenpeace. 2017. Four Proposed Tar Sands Oil Pipelines Pose A Threat to Water Resources. August. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: www.greenpeace.org/usa/wp-

content/uploads/2017/08/TarSandsPipelineSpillRep ort.pdf (дата обращения: 14.05.2018 г.)

Mandel, J. 2017. Pipeline fight returns to where it started: Water. EnergyWire. August 7. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: www.eenews.

net/energywire/2017/08/07/stories/1060058432 (дата обращения: 14.05.2018 г.)

The analysis of environmental and economic risks during the construction and operation of the most important pipeline systems Studenikina L.A., Golyzhnikova D.Yu.

Russian State University of Oil and Gas (National Research University) named after I.M. Gubkin, Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences (INP RAS) At the present stage of economic development, the effective development of oil and gas resources is of particular importance, including through the formation of optimal oil and gas pipeline infrastructure, in particular, by improving existing facilities of such infrastructure, or through the construction of new facilities. The design and construction of new oil and gas infrastructure carries a variety of potential risks of both economic nature (investment risks) and environmental nature associated with the impact of oil and gas infrastructure on the territory of its potential routes (the risk of contamination of drinking water in case of oil spill, etc.). This determines the need to analyze environmental and economic risks in the construction and operation of the world's most important pipeline systems. Key words: environmental risks, economic risks, oil and gas infrastructure, pipeline transport, construction of trunk pipelines, operation of trunk pipelines.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О R U

£

R

n

References

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of

12/30/2001 No. 195-FZ (as amended on 12/20/2017) // Rossiyskaya gazeta, No. 256, 12/31/2001

2. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 N

63-FZ (as amended on 04/23/2018, as amended on 04/25/2018) // Meeting of the Legislation of the Russian Federation, 06/17/1996, No. 25, art. 2954

3. Civil Code of the Russian Federation (part two) of January 26,

1996 No. 14-FZ (as amended on 05.23.2018) // Meeting of the Legislation of the Russian Federation, January 29, 1996, No. 5, art. 410

4. Federal Law of January 10, 2002 No. 7-FZ (as amended on

July 29, 2017) "On Environmental Protection" // Rossiyskaya Gazeta, No. 6, January 12, 2002

5. Federal Law of 23.11.1995 No. 174-FZ (as amended on 12/28/2017) "On Ecological Expertise" (as amended and added, entered into force on 01/01/2018) // Rossiyskaya gazeta, №232, 11/30/1995

6. Federal Law of 30.11.1995 No. 187-FZ (as amended on 05/02/2015) "On the Continental Shelf of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 04.12.1995, No. 49, Article 4694

7. Federal Law of December 17, 1998 No. 191-FZ (as amended

on 04/05/2016) "On the exclusive economic zone of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 12.21.1998, No. 51, Art. 6273

8. Federal Law of 31.07.1998 No. 155-FZ (as amended on 05.02.2018) "On the internal sea waters, the territorial sea and the adjacent zone of the Russian Federation" // Collection of the legislation of the Russian Federation, 03.08.1998, №31, Art. 3833

9. Order of Rostekhnadzor of 06.11.2013 No. 520 "On approval

of Federal norms and rules in the field of industrial safety" Safety rules for hazardous production facilities of main pipelines "(Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 12/16/2013 N 30605) // Bulletin of normative acts of federal executive bodies the authorities, №1, 01.06.2014

10. Official website of the Ministry of Energy of the Russian Federation. Access mode URL: http://minenergo.mosreg.ru/dokumenty/analitika_i_otchety (06/20/2018)

11. [Electronic resource] access mode URL: http://burneft.ru/archive/issues/2015-02/16 (access date 14.05.2018)

12. [Electronic resource] access mode URL: http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/2005/ 11/siberia-pacific-oil-pipeline.pdf (appeal date 14/05/2018)

13. Khodyakova E., Serov M. Gazprom and China signed a gas contract [Electronic resource]. URL: http: //www.vedomosti. ru / companies / news / 26810681 / rossiya-zhdet-avansa (appeal date: 05/14/2018).

14. [Electronic resource] access mode URL: http://burneft.ru/archive/issues/2015-02/16 (access date 14.05.2018)

Q U

a

15. Justin Trudeau, Prime Minister of Canada. 2016. Canada News. Prime Minister Justin Trudeau's Pipeline Announcement. News. November 30. [Electronic resource] Access mode URL: pm.gc.ca/eng/ news / 2016/11/30 / prime-minister-justin-trudeaus- pipeline-announcement (appeal date: 05/14/2018)

16. West Coast Environmental Law Association and TSLEIL-Waututh Nation Sacred Trust Initiative. 2017. Kinder Morgan Canada Limited: Brief on Legal Risks for Trans Mountain. May 29. [Electronic resource] Access mode URL: www.wcel.org/sites/default/files/publications / 2017-05- kml-legalbrief-final.pdf. (date of circulation: May 14, 2018)

17. US Department of State. 2017. Issue of Presidential Permit to Keystone XL Pipeline. Media Note. March 24. [Electronic resource] Access mode URL: https://www.state.gov/r/pa/prs/ ps / 2017/03 / 269074.htm (access date: 05/14/2018)

18. Minnesota Commerce Department. 2017. After extensive review, Enbridge's proposed Line 3 oil pipeline project. September 11. [Electronic resource] Access mode URL: mn.gov/commerce/ media / news /? Id = 310848 (access date: 05/14/2018)

19. Bennett, N. 2017. Kinder Morgan IPO misses share price target. Business Vancouver. May 30. [Electronic resource] Access mode URL: www.biv.com/ article / 2017/5 / kinder-morgan-ipo-misses-share-price-target / (access date: 05/14/2018)

20. Treaty Alliance Against Tar Sands Expansion. [Electronic resource] Access mode URL: www.treatyalliance.org/ (appeal date: May 14, 2018)

21. Greenpeace and Oil Change International. 2016. Flawed Fundamentals: BP's and Shell's Stalled Tar Sands Ambitions. [Electronic resource] Access mode URL: www.greenpeace.org.uk/wp-content/uploads / 2017/06 / FlawedFundamentalsTarSands.pdf (access date: 05/14/2018)

22. Stockman, L. 2017. Direct testimony. Transcanada Keystone pipeline. priceofoil.org/content/uploads/2017/08/Lorne-Stockman-Expert-Testimony-KXL.pdf (appeal date: 14/05/2018)

23. Bloomberg Technology. 2017. China Fossil Fuel Deadline Shifts Focus to Electric Car Race. September 10. www. bloomberg.com/news/articles/2017-09-10/china-s- fossil-fuel-deadline-shifts-focus-to-electric-car-race-j7fktx9z (circulation date: 14/05/2018)

24. Stockman, L. 2017 Direct testimony. In the Matter of the Application of Enbridge Energy, Limited Partnership, for a Certificate of Need for the Line 3 Replacement Project in Minnesota From the North Dakota Borderto the Wisconsin Border. http://priceofoil.org/content/ uploads/2017/10/2017-11-10-Stockman-Rebuttal- Testimony-Final1 ^^дата обращения: 14.05.2018 г.)

25. Greenpeace. 2017. Four Proposed Tar Sands Oil Pipelines Pose A Threat to Water Resources. August. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: www.greenpeace.org/usa/wp-content/uploads/2017/08/TarSandsPipelineSpillReport.pdf (дата обращения: 14.05.2018 г.)

26. Mandel, J. 2017. Pipeline fight returns to where it started: Water. EnergyWire. August 7. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: www.eenews. net/energywire/2017/08/07/stories/1060058432 (дата обращения: 14.05.2018 г.)

s

«

а б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.