Научная статья на тему 'Анализ эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с основными группами заинтересованных сторон'

Анализ эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с основными группами заинтересованных сторон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
903
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН / СТЕЙКХОЛДЕР-ОРГАНИЗАЦИЯ / PERFORMANCE EVALUATION / THE MUNICIPALITY / THE THEORY OF STAKEHOLDERS / STAKEHOLDER-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавренюк Кирилл Игоревич

Статья посвящена стратегическому анализу муниципального образования на основе теории заинтересованных сторон и одному из методов анализа эффективности взаимодействия муниципального образования с его группами заинтересованных сторон. Были выделены основные группы заинтересованных сторон для муниципального образования. Представлен метод оценки эффективности муниципального образования как стейкхолдер-организации и пример ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавренюк Кирилл Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency analysis between local authorities with key stakeholder groups

Article focuses on the strategic analysis of the municipal education based on stakeholder theory and one of the methods for analyzing the efficiency of interaction of municipalities with its stakeholder groups. Were identified key stakeholder groups for the municipality. The article presents a method for evaluating the effectiveness of the municipality as a Stakeholder-organization and an example of its use.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с основными группами заинтересованных сторон»

УДК 65.01

Лавренюк Кирилл Игоревич

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Анализ эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с основными группами заинтересованных сторон

Статья посвящена стратегическому анализу муниципального образования на основе теории заинтересованных сторон и одному из методов анализа эффективности взаимодействия муниципального образования с его группами заинтересованных сторон. Были выделены основные группы заинтересованных сторон для муниципального образования. Представлен метод оценки эффективности муниципального образования как стейкхолдер-организации и пример ее применения.

Ключевые слова и словосочетания: оценка эффективности, муниципальное образование, теория заинтересованных сторон, стейкхолдер-организация.

Развитие любой социально-экономической системы (в том числе муниципального образования) можно представить как процесс последовательного изменения ее состояний в пространстве возможных состояний. Таким образом, управление социально-экономической системой в самом общем случае предполагает определение траектории состояний системы (т.е. формирование цели и указание путей ее достижения) и удержание системы на этой траектории путем регулирования. При этом подразумевается, что в конечном (целевом) состоянии «качество» системы лучше, чем в исходном (начальном) состоянии. Одной из важнейших (хотя не единственной) характеристик качества экономической системы является ее эффективность. Таким образом, управление социально-экономической системой, в конечном итоге, связано с переводом ее из менее эффективного состояния в более эффективное.

Немаловажным критерием эффективности муниципального образования (МО) как социально-экономической системы, включающей в себя различные группы внешнего и внутреннего окружения (группы заинтересованных сторон), является степень достижения целей этих групп, находящихся в состоянии перманентного ресурсного обмена с МО.

В этой связи эффективность деятельности органов местного самоуправления в значительной степени определяется эффективностью их

взаимодействия с основными группами заинтересованных сторон (стейк-холдерами МО). В свою очередь, главной задачей анализа эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с основными группами заинтересованных сторон является оценка степени налаженности ресурсного потока между МО и группами заинтересованных сторон. При этом умение выстраивать отношения с данными группами, обеспечивающие МО доступ к лучшим ресурсам, является одной из главных управленческих компетенций сотрудников администрации МО.

Рассмотрим следующие категории и соответствующие показатели эффективности МО.

Под результативностью МО понимается степень достижения его целей в результате деятельности как системы всех групп заинтересованных сторон (ГЗС). Показатель результативности позволяет судить о соответствии ресурсной базы МО его целям.

Под эффективностью взаимодействия МО с ГЗС понимается степень соответствия полученных от группы ресурсов целям МО. Показатели эффективности ресурсного обмена МО со стейкхолдерами свидетельствуют о налаженности ресурсных отношений МО с каждой из групп.

Под индивидуальной эффективностью заинтересованной стороны МО понимается степень достижения ее целей в результате функционирования МО как системы всех стейкхолдеров. По показателям индивидуальной эффективности ресурсного обмена стейкхолдеров с МО можно судить, в отношении каких групп деятельность администрации МО является наиболее эффективной.

Под эффективностью МО понимается способность реализации заинтересованными сторонами своих целей в ходе достижения целей МО с учетом вклада каждой ГЗС. Показатель эффективности МО свидетельствует о степени достижения целей системы стейкхолдеров и представляет совокупную оценку индивидуальных эффективностей ГЗС [1].

Под актуальностью ресурса понимается значимость определенного ресурса для ГЗС на данный период времени.

В целом, предлагаемые показатели позволяют судить о степени налаженности ресурсного потока между МО и группами заинтересованных сторон.

Пусть между к-й ГЗС и МО существует ресурсный обмен, в котором можно выделить ^к ресурсов, получаемых МО, и ^ к ресурсов, получаемых ГЗС (к _ 1 п, п - количество ГЗС). Каждому ресурсу поставлены в соответствие две характеристики: важность с точки зрения вклада в ресурсную базу для достижения целей МО (ГЗС) и удовлетворенность МО (ГЗС) качеством и количеством получаемого ресурса. Обозначим их со-

к к п*к ответственно а' и х/ для /-го ресурса, получаемого МО, ' и Ху для

у-го ресурса, получаемого к-й ГЗС. Важность ресурсов будем измерять по

'к ,г ''к Ъ

Е ак = Е а') = 1

шкале от 0 до 1 так, чтобы ^ у-1 . Удовлетворенность полученным ресурсом будем измерять по шкале от 0 до 10 [2].

Индивидуальная эффективность к-ой ГЗС (ИЭ к) может быть рассчитана как:

''к

Ха'к-х'к

ИЭк = у-1__(1)

х

■^шах ,

где хшах - целевая удовлетворенность полученными ресурсами (здесь

Хшах = 10).

Эффективность взаимодействия МО с к-ой ГЗС (ЦЭ к) есть:

^к к а х

ЦЭк = >

(2)

Эффективность МО (Э) может быть рассчитана как:

п

Э = Е ^ X ИЭк, (3)

ч

к=1

где ^к - значимость к-й ГЗС (для МО с точки зрения ее целей).

Результативность МО (Р) может быть рассчитана как:

п

Р = Е ^ X ЦЭк. (4)

к=1

Актуальность /-го ресурса к-й ГЗС может быть рассчитана как:

а) = ак х(1 -х)). (5)

Актуальность у-го ресурса, получаемого МО от к-й ГЗС, может быть рассчитана следующим образом:

А) = а'к х(1 - х^к). (6)

Во вступлении С. Л. Байдакова к книге Д. Марсталла «Опыт города Шарлот. «Дорожная карта» преобразований и повышения эффективности системы городского управления» были выделены следующие ГЗС: жители, население страны (если речь идет о столичном городе), бизнес, мировое сообщество, законодательный и регулирующий органы, городские и местные органы власти, сервисные и обеспечивающие службы и организации, городские и муниципальные служащие [3].

хшах

По нашему мнению, для муниципальных образований возможно выделить шесть основных ГЗС:

1) «население» - это все люди, проживающие на территории муниципального образования и пользующиеся ресурсами района;

2) «гости МО» - данная группа важна для МО с развитым туристическим бизнесом;

3) «администрация МО» - часть населения МО, работающая в органах местного самоуправления на территории МО;

4) «соседние МО» - при реализации больших проектов у МО может не хватить ресурсов на его завершение, тогда МО может прибегнуть к помощи соседних МО;

5) «бизнес-сообщества» - включают в себя предприятия из разных секторов бизнес-среды, функционирующие на территории МО, такие, как промышленный сектор, сельскохозяйственный сектор, сектор бытового обслуживания и т.д.;

6) «областная (краевая) власть» - основной источник финансирования и контроля для МО.

Расчет эффективности существующего ресурсного обмена между МО и его стейкхолдерами представлен на примере Анучинского муниципального района Приморского края.

Для Анучинского муниципального района были выделены следующие группы заинтересованных сторон:

- «население» - это все люди, проживающие на территории муниципального образования и пользующиеся ресурсами района;

- «администрация МО» - часть населения МО, которая входит в органы местного самоуправления на территории МО;

- «сельское хозяйство» - организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность в сфере сельского хозяйства;

- «промышленность» - организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность в промышленной сфере;

- «краевая власть» - основной источник финансирования и контроля для МО.

В целом, предлагаемые показатели позволяют судить о степени налаженности ресурсного потока между МО и ее заинтересованными сторонами. Параметры индивидуальной эффективности ресурсного обмена МО показывают, в отношении каких групп деятельность компании является наиболее эффективной. Показатели целевой эффективности ресурсного обмена МО со стейкхолдерами свидетельствуют о налаженности ресурсных отношений с каждой из групп. Показатель результативности позволяет судить о соответствии ресурсной базы МО ее целям. Показатель эффективности МО свидетельствует о степени достижения целей системы стейкхолдеров.

В таблицах 1 и 2 приведены результаты экспертной оценки ресурсного обмена между Анучинским муниципальным районом (АМР) и его ГЗС.

Таблица 1

Экспертная оценка ресурсов, получаемых ГЗС от АМР

№ Ресурсы, получаемые ГЗС от Важность Удовлетворенность Актуальность

п/п АМР ресурса полученным ре-

для ГЗС сурсом

1. Группа «Население»

1.1 Коммунальные услуги 0,15 3 1,05

1.2 Услуги здравоохранения 0,14 3 0,98

1.3 Досуг 0,08 4 0,48

1.4 Услуги образования 0,12 6 0,48

1.5 Услуги безопасности 0,1 5 0,5

1.6 Условия для создания рабочих мест 0,16 5 0,8

1.7 Благоустройство 0,08 5 0,4

1.8 Дорожная сеть 0,12 6 0,48

1.9 Посредничество при решении вопросов 0,05 7 0,15

2. Группа «Сельское хозяйство»

2.1 Земельный ресурс 0,33 6 1,32

2.2 Коммунальные услуги 0,11 4 0,66

2.3 Налоговые льготы 0,22 3 1,32

2.4 Участие в программе краевого финансирования 0,09 4 0,54

2.5 Услуги по сбыту продукции 0,25 4 1,5

3. Группа «Промышленность»

3.1 Природные ресурсы 0,29 4 1,74

3.2 Налоговые льготы 0,20 4 1,2

3.3 Участие в программе краевого финансирования 0,1 3 0,7

3.4 Коммунальные услуги 0,16 3 1,12

3.5 Квоты 0,25 6 1,0

4. Группа «Краевая власть»

4.1 Занятость населения 0,27 3 1,89

4.2 Налоги 0,43 6 1,72

4.3 Проекты по программе краевого финансирования 0,3 4 1,8

5. Группа «Администрация района»

5.1 Заработная плата 0,35 5 1,75

5.2 Комфортные условия труда 0,27 6 1,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.3 Социальный статус 0,22 5 1,1

5.4 Моральное удовлетворение от работы 0,16 4 0,96

Источник: сост. авт.

Таблица 2

Экспертная оценка ресурсов, получаемых АМР от ГЗС

№ Ресурсы, получаемые АМР Важность Удовлетворенность Актуальность

п/п от ГЗС ресурса полученным

для АМР ресурсом

1. Группа «Население»

1.1 Трудовые ресурсы 0,13 4 0,78

1.2 Занятость населения 0,33 3 2,31

1.3 Оплата ЖКХ 0,3 7 0,9

1.4 Общественное мнение 0,24 4 1,44

2. Группа «Сельское хозяйство»

2.1 Налоги 0,37 7 1,11

2.2 Проекты по краевым программам 0,17 3 1,19

2.3 Продукция 0,33 8 0,66

2.4 Имидж экологически чистой 0,13 7 0,39

продукции

3. Группа «Промышленность»

3.1 Налоги 0,37 5 1,85

3.2 Проекты по краевым программам 0,17 2 1,36

3.3 Продукция 0,33 3 2,31

3.4 Технология производства 0,13 2 1,04

4. Группа «Краевая власть»

4.1 Дотации 0,23 7 0,69

4.2 Финансовая поддержка 0,31 4 1,86

4.3 Целевые программы 0,21 5 1,05

4.4 Юридические услуги 0,08 3 0,64

4.5 Материально-техническое обес- 0,17 3 1,19

печение

5. Группа «Администрация района»

5.1 Управленческие ресурсы 0,4 7 1,2

5.2 Отработанные часы 0,17 5 0,85

5.3 Корпоративная культура 0,13 2 1,04

5.4 Компетенции сотрудников 0,3 5 1,5

Источник: сост. авт.

Наиболее актуальный ресурс, получаемый группой «Населения», -коммунальные услуги. В настоящее время ситуация в данной сфере постепенно улучшается: построен газопровод, подводится горячее водоснабжение, хотя неудовлетворенность данным ресурсом все еще достаточно высока, что говорит о низком качестве оказываемых услуг или их отсутствии.

Наиболее важным для группы «Сельское хозяйство» является земельный ресурс. Высокая оценка удовлетворенности данным ресурсом связана с тем, что АМР обладает большой площадью сельскохозяйственных земель, значительный процент которых в данный период не используется. Самый актуальный ресурс для группы «Сельское хозяйство» - услуги по

сбыту сельскохозяйственной продукции. Причиной этого является неразвитость процессов и форм сбыта сельскохозяйственной продукции.

Наиболее актуальным ресурсом, получаемым группой «Промышленность», являются природные ресурсы, имеющие высокую оценку важности при низкой оценке удовлетворенности. Это связано с тем, что на территории АМР недостаточная разработанность имеющихся месторождений природных ископаемых или полное отсутствие определенных категорий ресурсов.

Основные проблемы ресурсного взаимодействия района с «Краевой властью» связаны с низким процентом работающего населения.

Наиболее актуальным ресурсом для ГЗС «Администрация района» является заработная плата.

«Болевой» точкой в ресурсном обмене между МО и ГЗС «Население» является занятость населения.

Самые важные ресурсы, получаемые МО от «Сельского хозяйства» (налоги и продукция), имеют очень высокие оценки значимости, что связано со своевременными налоговыми выплатами и качеством производимой продукции. В то же время очень низкий процент организаций данной отрасли предоставляет проекты для участия в программах целевого финансирования, что обусловливает высокую актуальность соответствующего ресурса для АМР как традиционно сельскохозяйственного района.

«Болевые» точки в ресурсном обмене между АМР и группой «Промышленность» определяются низкими объемами производимой промышленной продукции.

Основной проблемой ресурсного взаимодействия района с «Краевой властью» выступает недостаточное финансирование со стороны краевых властей.

Наиболее актуальным ресурсом, получаемым МО от группы «Администрация района», является слабое привлечение молодых квалифицированных управленцев.

Таблица 3

Показатели эффективности АМР

ГЗС Индивидуальная эффективность Эффективность взаимодействия

Население 0,47 0,46

Сельское хозяйство 0,44 0,67

Промышленность 0,42 0,34

Краевая власть 0,46 0,49

Администрация района 0,51 0,54

Источник: сост. авт.

Далее на основании полученных данных рассчитываем показатели эффективности МО, в том числе показатели индивидуальной эффективности заинтересованных сторон, показатели целевой эффективности ресурсного обмена МО с каждой группой, эффективность и результативность МО (табл. 3).

По формулам 3 и 4 вычислим значения эффективности и результативности МО: Э = 0,46 и Р = 0,49.

При расчете показателей эффективности и результативности МО использовались весовые коэффициенты (коэффициенты значимости) ГЗС, определенные экспертно (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительная важность основных групп заинтересованных сторон

Анучинского МР

ГЗС Важность

Население 0,27

Краевая власть 0,22

Промышленность 0,2

Сельское хозяйство 0,18

Администрация района 0,13

Источник: сост. авт.

Близость численных значений эффективности и результативности АМР (несмотря на существенные различия между «вкладом» отдельных ГЗС и их индивидуальной эффективностью) свидетельствует о сбалансированности совокупного ресурсного потока между МО и его - стейкхолдерами.

В то же время обращает на себя внимание дисбаланс в ресурсном обмене АМР с группами «Сельское хозяйство» и «Промышленность». Это связано с тем, что группа «Сельское хозяйство» получает недостаточную поддержку от МО в области сбыта продукции, коммунальных услуг и налоговых льгот, в то время как ГЗС обеспечивает МО высококачественными продуктами и не имеет задолженностей по оплате налогов. Группа «Промышленность», наоборот, имеет серьезную поддержку со стороны МО в области налоговых льгот, предоставления доступа к природным ресурсам и выделения квот на них, но не реализовывает свой потенциал путем предоставления проектов для целевого финансирования и внедрения новых технологий промышленного производства.

1. Рахманова М.С. Разработка методов инновационного стратегического анализа вуза на основе теории заинтересованных сторон: дис. ... канд. экон. наук / М.С. Рахманова. - Владивосток, 2009. - 176 с.

2. Солодухин К. С. Инновационная технология стратегического анализа организации на основе теории заинтересованных сторон / К. С. Соло-духин, М.С. Рахманова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2009. - № 2. - С. 102 - 111.

3. Марсталл Д. Опыт города Шарлот. «Дорожная карта» преобразования и повышения эффективности системы городского управления / Д. Марсталл, Д. Боргсдорф, Э. Блайденберг и др.; пер. с англ. О. Савельева, вступ. ст. С.Л. Байдакова. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 304 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.