3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 656 с.
4. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с.
5. Янкевич В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: Российский и международный опыт / Н.Л. Безрукова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416 с.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ ФАКУЛЬТЕТА «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ» ГОУ ВПО «ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
© Герасименко Н.М.*, Якименко Е.В.*
Хабаровская государственная академия экономики и права,
г. Хабаровск
В статье рассматривается вопрос об источниках информации, из которых абитуриенты получают информацию о факультете и вопрос о их информационных предпочтениях, также разработаны рекомендации о выборе средств рекламы для повышения эффективности рекламной кампании факультета «Международные экономические отношения».
Одной из особенностей российского рынка образовательных услуг является всевозрастающая конкуренция учебных заведений за привлечение потенциальных студентов, причины этому:
1. появление многочисленных частных вузов;
2. открытие непрофильных специальностей, например, экономических в технических, гуманитарных вузах. Так, в Дальневосточном государственном университете путей сообщений г. Хабаровска институт экономики. Это вызвано сокращением спроса на технические специальности. Вузы вынуждены открывать те специальности, которые приносят доход, а именно экономические и гуманитарные;
3. в период 2005 - 2007 год количество абитуриентов ежегодно сокращалось примерно на 40 тыс. человек, что социологи объясняют демогра-
* Заведующая кафедрой Маркетинга и рекламы, канд. экон. наук, доцент
♦ Специальность «Маркетинг»
фическим кризисом в России, пришедшимся на конец 1980-х - начало 90-х годов [1].
Это привело к противоречиям между спросом и предложением на рынке образовательных услуг, между государственным и негосударственным образованием, между гуманитарными и техническими специальностями. Решить сложившиеся проблемы организации пытаются при помощи маркетинговых инструментов и в первую очередь для этого используют продвижение. Основные усилия в области продвижения приходятся на дни работы приемных комиссий.
Рекламой сегодня занимаются не только вузы в целом, но и факультеты вузов. Так, в хабаровской государственной академии экономики и права факультеты предлагают одинаковые специальности, что обостряет конкуренцию уже внутри вуза за привлечение абитуриентов. Поэтому отдельные факультеты занимаются продвижением своих специальностей.
В 2007 году факультет «Международные экономические отношения» организовал рекламную кампанию для привлечения абитуриентов на специальности: Мировая экономика, Коммерция, Маркетинг, Реклама, Связи с общественностью. Поскольку факультет планирует и в дальнейшем проводить рекламные кампании, необходимо провести анализ эффективности данной рекламной кампании и разработать рекомендации по выбору наиболее подходящих средств рекламы. Для анализа эффективности рекламы проведено маркетинговое исследование, которое по цели, исследование является описательным.
В ходе работы приемной комиссии абитуриенты, подававшие заявления на факультет «Международные экономические отношения» отвечали на вопрос об источниках информации, из которых была получена информация о факультете. На вопрос ответили 76 человек, что составило 6 % от подавших заявления. Этого достаточно для получения достоверных данных.
В ходе анализа полученных результатов были сделаны следующие выводы. Самым значимым для абитуриентов источником информации (рис. 1), при принятии решения о выборе специальности, стали советы друзей и родственников (63 %), а также родителей (28 %), это объясняется тем, что абитуриенты серьезно подходят к вопросу о своей будущей специальности. А поскольку человек реализуется во взаимодействии с другими людьми, которые оказывают значительное влияние на поведение человека, при помощи стандартов и ценностей, которые являются отправной точкой для мыслей и поступков людей, то мнение близких в вопросе выбора специальности для абитуриента очень важно.
Второй по значимости для выбора специальности источник информации - день открытых дверей академии (37 %). На данном мероприятии происходит непосредственный контакт абитуриента и сотрудников ака-
демии, разъясняется содержание, преимущества разных специальностей, что позволяет делать выбор в пользу определенного факультета и специальности.
Далее следуют - листовки, размещенные в школе (32 %). В связи с тем, что вопрос о поступлении является актуальным для выпускников школ, следовательно, любая информация, касающаяся этого вопроса, размещенная в школе, привлекает внимание и заставляет задуматься о своем выборе. В листовках распространяется информация о довузовской подготовке, которая проводится на кафедрах «Хабаровской государственной академии экономики и права». По статистике 30 % абитуриентов от поступивших в вуз, прошли обучение на курсах юного специалиста.
Сейчас Интернет активно используется школьниками, многие в графе другое (22 %) указали именно этот источник информации, из которого была получена информация о факультете, а также был указан специализированный журнал «Абитуриент-2007», его популярность среди выпускников школ очевидна в связи с его спецификой.
Далее по значимости источником информации о специальностях факультета явился день открытых дверей факультета (13 %), что позволяет делать выводы о положительном влиянии этого мероприятия на эффективность рекламной кампании факультета.
Наименее значимыми при выборе специальности оказались средства массовой информации. Так, рекламу в газете «ТОЗ» отметили 9 %, в бегущей строке на телевидении 7 %, рекламу на «Авторадио» 5 % и рекламу в газете «Из рук в руки» 2 %.
Рис. 1. Источники информации, из которых была получена информация о факультете
Таким образом, анализ источников показал, что некоммерческие источники информации являются наиболее значимыми для абитуриентов при выборе специальности, а коммерческие располагаются на последних местах.
Факультет «Международные Экономические Отношения» давал рекламу на «Авторадио», в газеты: «Комсомольская правда», «Работа сегодня», «Аргументы и факты» и «Тихоокеанская Звезда». Как видно из анализа источников, из которых абитуриенты получили информацию о факультете, выбор средств рекламы слабо связан с информационными предпочтениями абитуриентов. В ходе опросов было также выяснено, какие средства массовой информации, используются в качестве источников информации ими.
Наиболее популярным печатным изданием (рис. 3), которым респонденты пользуются для получения информации является газета «Аргументы и факты» (41 %), на втором месте газете «ТОЗ» (21 %) и немного отстает газета «Московский комсомолец» (18 %), такое распределение объясняется родом занятий и социальным статусом родителей абитуриента, так как в семьях еженедельную информационную прессу приобретают именно они.
Лидером среди абитуриентов в радиовещании является «Европа плюс» (61 %), так как она направлена на более молодую аудиторию именно в которую и попадают абитуриенты (рис. 2). Эти данные заставляют задуматься о необходимости корректировки рекламной кампании факультета, с целью повышения ее эффективности.
В целом следует отметить, что одновременно используются печатные издания «ТОЗ», «Аргументы и факты» и радиостанция «Европа плюс». Следовательно, необходимо выбрать одно из них, в целях экономии денежных средств.
Рис. 2. Распределение радиостан- Рис. 3. Распределение печатных ции по популярности, среди абиту- изданий по популярности, среди риентов абитуриентов
В связи с вышесказанным рекомендации, которые можно дать по изменению рекламной кампании факультета, выглядят следующим образом:
- Пустить рекламный ролик о наборе абитуриентов не на «Авторадио», а на радиостанции «Европа плюс», так как она нацелена на молодую аудиторию, в которую входят наши абитуриенты.
- Отдать предпочтение газете «Московский комсомолец», вместо газеты «Комсомольская правда».
- Исключить из списка печатных изданий, в которых содержится рекламное сообщение факультета «МЭО», газету «Работа сегодня».
- Обратить внимание на место расположения рекламного сообщения на странице или развороте газет.
- Уделить внимание рекламе дня открытых дверей факультета, помимо печатных изданий добавить рекламу на радиостанции «Европа плюс».
- Размещать листовки с рекламной информацией для абитуриентов в школах в начале учебного года.
- Обратить внимание на развивающуюся каждый день сеть Интернет.
Список литературы:
1. www.nius.ru.
МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ
© Полосков П.С.*, Полосков С.С/
Московский физико-технический институт (ГУ), г. Долгопрудный
Рассмотрены вопросы минимизации рисков при удовлетворении требований потребителей к качеству продукции или оказываемым услугам. Предложено минимизировать риски в рамках отдельного бизнес-процесса с эффективной системой их мониторинга и контроля.
Одной из актуальных социально-экономических задач, решение которой определяет эффективность работы предприятия в конкурентной среде, является удовлетворение разумных требований потребителей к качеству продукции или оказываемым услугам. Поскольку предприятие - открытая система, то необходимо учитывать влияние внешнего мира [1] на
* Аспирант кафедры «Системная интеграция и менеджмент»
♦ Студент факультета «Инновации и высокие технологии»