Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренний контроль / автоматизация управления / информационные потоки / информационные технологии / эффективность / финансовый результат / качество / медицинская помощь / internal control / management automation / information flows / information technology / efficiency / financial result / quality / medical care

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаповалова Марина Александровна, Зурнаджьянц Юлия Александровна, Кашкарова Ирина Алексеевна, Хаджаева Аделя Растямовна

При рассмотрении вопросов внедрения внутреннего контроля качества в медицинской организации особое внимание следует уделить модернизации системы ее управления, которая охватывает внутренние процессы по соответствующим структурным подразделениям, способствует обеспечению необходимыми ресурсами для достижения поставленных руководством целей. Эффективные управленческие решения строятся на системе внутреннего контроля, который возможен только при наличии достоверной информации, включающей в себя все аспекты деятельности медицинской организации. Однако не всегда объем и качество предоставляемой информации отвечают ожиданиям пользователей, так как не исключены ошибки, связанные с ее сбором и анализом. На основе проведенного исследования предложена система автоматизации управления медицинской организацией на основе информационных технологий, позволяющая более эффективно распределять информационные потоки между всеми заинтересованными пользователями, снизить трудоемкость заполнения бумажной документации, а также создающая возможность управления и контроля абсолютно всеми механизмами организации и обеспечения деятельности непосредственно самого учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаповалова Марина Александровна, Зурнаджьянц Юлия Александровна, Кашкарова Ирина Алексеевна, Хаджаева Аделя Растямовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF A MEDICAL ORGANIZATION, TAKING INTO ACCOUNT THE INTRODUCTION OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT PROCESS

Considering the issues of introducing internal quality control in a medical organization, special attention should be paid to the modernization of the management system itself, which covers internal processes, for the relevant structural units, contributes to the provision of the necessary resources to achieve the goals set by the management. Effective management decisions are based on an internal control system, which is possible only if reliable information is available, including all aspects of a medical organization's activities. But the volume and quality of the information provided does not always meet the expectations of users, because no one excludes errors associated with its collection and analysis. In this regard, we consider it particularly relevant to propose, on the basis of the study, a management automation system for a medical organization based on information technology, which allows more efficient distribution of information flows among all interested users, reduce the labor intensity of filling out paper documents, the ability to manage and control absolutely all organizational mechanisms and ensuring the activities of the institution itself.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ»

7. Kapranov S. V. Vliyaniye zagryazniteley atmosfernogo vozdukha na vozniknoveniye zabolevaniy organov dykhaniya u detey i podrostkov [The effects of air pollution of diseases of the respiratory organs for children and adolescents]. Meditsinskiy vestnik Yuga Rossii [Medical Herald of the South of Russia], 2017, no. 8(3), pp. 38-45.

8. Kolomin V. V. Sravnitel'nyy analiz zabolevayemosti detskogo naseleniya otdel'nymi ekologoobuslovlennymi patologiyami, kak podkhod k povysheniyu effektivnosti sotsial'no-gigiyenicheskogo monitoringa (na primere Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga) [A comparative analysis of the morbidity of the child population by certain environmentally-related pathologies as an approach to improving the effectiveness of socio-hygienic monitoring (for example, the North Caucasus Federal District)]. Materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii uchenykh i spet-sialistov Rospotrebnadzora «Aktual'nyye voprosy obespecheniya sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya» [Materials of the interregional scientific-practical conference of scientists and specialists of Rospotrebnadzor «Actual issues of ensuring the sanitary-epidemiological well-being of the population». 16 May 2019], Astrakhan', Astrakhan State Medical University, 2019, pp. 45-59.

9. Kolomin V. V. Otsenka riska vozniknoveniya u detey zabolevaniy, obuslovlennykh zagryazneniyem vozdush-noy sredy v Astrakhani [Risk assessment of the occurrence in children of diseases caused by air pollution in Astrakhan]. Astrakhanskiy meditsinskiy zhurnal [Astrakhan Medical Journal], 2015, vol. 10. no. 2, pp. 57-63.

10. Otsenka epidemiologicheskogo riska zdorov'yu na populyatsionnom urovne pri mediko-gigiyenicheskom ran-zhirovanii territoriy [Assessment of the epidemiological risk to health at the population level during medical and hygienic ranking of territories]. Posobiye dlya vrachey pod redaktsiyey akademika RAMN, professora A. I. Potapova [Manual for doctors edited by Academician of RAMS, Professor A. I. Potapov] M., 1999, 48 p.

11. Popova A. YU., Normativno-pravovyye i metodicheskiye aspekty integratsii sotsial'no-gigiyenicheskogo monitoringa i risk-oriyentirovannoy modeli nadzora [Regulatory-legal and methodical aspects of social-hygienic monitoring and risk-oriented surveillance model integration]. Analiz riska zdorov'yu [Health risk analysis], 2018, no. 1, pp. 4-12.

12. Risk-oriyentirovannaya model' kontrol'no-nadzornoy deyatel'nosti v sfere obespecheniya sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya. Klassifikatsiya khozyaystvuyushchikh sub"yektov, vidov deyatel'nosti i ob"yektov nadzora po potentsial'nomu risku prichineniya vreda zdorov'yu cheloveka dlya organizatsii planovykh kontrol'no-nadzornykh meropriyatiy [A risk-based model of control and surveillance activities in the field of ensuring sanitary and epidemiological well-being. Classification of business entities, types of activities and objects of supervision according to the potential risk of harm to human health for the organization of planned control and supervision measures]. Metodicheskiye rekomendatsii [Methodological recommendations]. M., Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being, 2017, 31 p.

13. Burgan O. , Smargiassi A., Perron S., Kosatsky T. Cardiovascular effects of sub-daily levels of ambient fine particles: a systematic review // Environmental Health. 2010, no. 9, pp. 26-32. doi: 10.1186/1476-069X-9-26.

14. Strak M., Janssen N. A. H., Godri K. J., Gosens I., Mudway I. S., Cassee F. R, Lebret E., Kelly F. J, Harrison R. M., Brunekreef B., Steenhof M., Hoek G. Respiratory health effects of airborne particulate matter: the role of particle size, composition, and oxidative potential: the RAPTES Project // Environmental Health Perspectives. 2012, no. 120 (8), pp. 1183-1189. doi: 10.1289/ehp.1104389.

15. Van den Hooven E. H., Kluizenaar Y. de, Pierik F. H., Hofman A., van Ratingen S. W. , Zandveld P. Y. J., Mackenbach J. P., Steegers E. A. P., Miedema H. M. E., Jaddoe V.W. V. Air pollution, blood pressure, and the risk of hypertensive complications during pregnancy: the generation R study // Hypertension. 2011, no. 57 (3), pp. 406-412. doi: 10.1161/HYPERTENSIONAHA. 110.164087.

14.02.03 - Общественное здоровье и здравоохранение (медицинские науки)

УДК 614.2:001.895:005.95 DOI 10.17021/2020.1.2.49.55

© М. А. Шаповалова, Ю. А. Зурнаджьянц, И. А. Кашкарова, А. Р. Хаджаева, 2020

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ

Шаповалова Марина Александровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-927-284-16-63, е-таП: mshap67@gmail.com.

Зурнаджьянц Юлия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования, ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел. 8-927-573-44-33, е-таН: julia.zur@yandex.ru.

Кашкарова Ирина Алексеевна, старший преподаватель кафедры экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования, ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел. 8-927-282-82-40, е-mail: irishakash-karova@mail.ru.

Хаджаева Аделя Растямовна, ассистент кафедры экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования, ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел. 8-927-661-00-16, е-mail: a.hadzhaeva@yandex.ru.

При рассмотрении вопросов внедрения внутреннего контроля качества в медицинской организации особое внимание следует уделить модернизации системы ее управления, которая охватывает внутренние процессы по соответствующим структурным подразделениям, способствует обеспечению необходимыми ресурсами для достижения поставленных руководством целей. Эффективные управленческие решения строятся на системе внутреннего контроля, который возможен только при наличии достоверной информации, включающей в себя все аспекты деятельности медицинской организации. Однако не всегда объем и качество предоставляемой информации отвечают ожиданиям пользователей, так как не исключены ошибки, связанные с ее сбором и анализом. На основе проведенного исследования предложена система автоматизации управления медицинской организацией на основе информационных технологий, позволяющая более эффективно распределять информационные потоки между всеми заинтересованными пользователями, снизить трудоемкость заполнения бумажной документации, а также создающая возможность управления и контроля абсолютно всеми механизмами организации и обеспечения деятельности непосредственно самого учреждения.

Ключевые слова: внутренний контроль, автоматизация управления, информационные потоки, информационные технологии, эффективность, финансовый результат, качество, медицинская помощь.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF A MEDICAL ORGANIZATION, TAKING INTO ACCOUNT THE INTRODUCTION OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES

IN THE MANAGEMENT PROCESS

Shapovalova Marina A., Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of Department, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel: 8-927-284-16-63, е-mail: mshap67@gmail.com.

Zurnadzh'yants Yuliya A., Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of Department, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel: 8-927-573-44-33, е-mail: julia.zur@yandex.ru.

Kashkarova Irina A., Senior lecturer of the department, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel: 8-927-282-82-40, е-mail: irishakashkarova@mail.ru.

Khadzhaeva Adelya R., Assistant of the department, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel: 8-927-661-00-16, е-mail: a.hadzhaeva@yandex.ru.

Considering the issues of introducing internal quality control in a medical organization, special attention should be paid to the modernization of the management system itself, which covers internal processes, for the relevant structural units, contributes to the provision of the necessary resources to achieve the goals set by the management. Effective management decisions are based on an internal control system, which is possible only if reliable information is available, including all aspects of a medical organization's activities. But the volume and quality of the information provided does not always meet the expectations of users, because no one excludes errors associated with its collection and analysis. In this regard, we consider it particularly relevant to propose, on the basis of the study, a management automation system for a medical organization based on information technology, which allows more efficient distribution of information flows among all interested users, reduce the labor intensity of filling out paper documents, the ability to manage and control absolutely all organizational mechanisms and ensuring the activities of the institution itself.

Key words: internal control, management automation, information flows, information technology, efficiency, financial result, quality, medical care.

Введение. Одной из наиболее сложных и многоаспектных проблем российского здравоохранения по-прежнему остается вопрос, связанный с повышением эффективности управления медицинской организацией. От его решения зависит выполнение стратегической цели системы здравоохранения: достижение и сохранение здоровья населения страны, повышение удовлетворенности населения в качественной медицинской помощи [4, 6, 8]. Формирование обозначенной проблемы и даже ее усугубление происходит в результате возрастающего влияния определенного набора факторов на работу лечеб-

ных учреждений, а также вследствие особенностей управления данными структурными составляющими системы здравоохранения. Управление организацией здравоохранения является довольно сложным процессом, который должен осуществляться с помощью основополагающих правил, совокупных требований законов, составляющих главные принципы управления, предполагающие выбор оптимальных решений на основе достоверной информации [8, 9, 10, 14]. Эффективные управленческие решения строятся на системе внутреннего контроля, который возможен только при наличии достоверной информации, включающей в себя все аспекты деятельности медицинской организации. Поэтому внедрение усовершенствованных, эффективных, базирующихся на информационных технологиях механизмов управления в систему внутреннего контроля качества медицинской помощи является актуальным вопросом в условиях современного рынка, предполагающего высокую конкуренцию в сфере медицинских услуг.

Цель: проанализировать и оценить эффективность деятельности медицинской организации вследствие внедрения и совершенствования информационных технологий в системе внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи (стоматологическая помощь).

Материалы и методы исследования. В статье нами были использованы методы экстраполяции и сравнения, методы статистического и экономического анализа, с учетом нормативных, методических и директивных материалов.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка эффективности функционирования любого хозяйствующего субъекта представляет собой комплексную задачу, решение которой в первую очередь подразумевает измерение уровня соотношения затрат субъекта и результатов его деятельности, а также хорошо налаженную систему внутреннего контроля [1, 10, 15, 16, 20]. Сложность заключается в существовании спектра разных понятий, характеризующих как результаты деятельности организации, так и перечень ее расходов. Зачастую в качестве результата деятельности рассматривают количественные показатели - выручку, прибыль, объем произведенной продукции или оказанных услуг. Расходы же определяются исходя из затрат, произведенных для достижения вышеуказанных результатов [2, 3, 5, 9].

Основными задачами стоматологической поликлиники являются:

• оказание квалифицированной консультативно-практической медицинской помощи населению Астраханской области по вопросам лечения заболеваний полости рта;

• координация научно-практической и образовательной деятельности и внедрение в практику работы стоматологических учреждений современных научно обоснованных методов лечения заболеваний полости рта;

• разработка предложений по организации деятельности учреждений, оказывающих стоматологическую помощь;

• анализ данных по эффективности используемых методик лечения, а также профилактика заболеваний полости рта, в том числе по зарубежным публикациям [7, 12, 13, 18].

Стоматологическая поликлиника осуществляет следующие виды деятельности: консультативно-диагностическая; лечебная; ортопедическая; санитарно-просветительская; консультативно-методическая; деятельность по повышению квалификации врачей-стоматологов по вопросам профилактики, клиники и лечения заболеваний полости рта; организация семинаров, конференций по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболеваний полости рта [11, 17, 19].

В ходе анализа механизмов организационно-управляющего обеспечения поликлиники выявлено, что в первую очередь для эффективной организации системы внутреннего контроля необходимо провести информатизацию и компьютеризацию деятельности учреждения, что позволит значительно улучшить качество предоставляемой стоматологической помощи.

Анализ рынка систем автоматизации управления стоматологическими центрами показал, что компьютерная программа «ШENT» наиболее эффективна с позиции как работы, так и затрат (табл. 1). Кроме того, выбор этой программы обусловлен наличием у нее более широкого функционала и высоким процентом использования стоматологическими клиниками.

Данный выбор был сделан в связи с наличием у программы «ШENT» более широкого функционала и высокого процента использования стоматологическими клиниками, таким образом, при внедрении данного программного обеспечения получит следующие возможности по управлению абсолютно всеми механизмами организационно -управляющего обеспечения учреждения.

Таблица 1

Сравнительный анализ программ по управлению механизмами стоматологических центров_

Наименование CRM Стоимость, руб. Описание программы

«Клиентская база» 800 000 Функционал программы: базовые возможности, амбулаторная карта, CRM, заработная плата, лаборатория, страховая компания, филиалы, материалы

«IDENT» 712 800 Модули: Базовый модуль, амбулаторная карта, CRM, страховая компания, филиалы, заработная плата, лаборатория, материалы, маркетинг.

«Dental 4Windows» 806 500 Программа предлагает следующие модули: Врач-анестезиолог, Врач-ортодонт, Врач-ортопед, Врач-терапевт, Заведующий производством, Зубной техник, Касса, Регистратура, Реестры, Рентген-лаборант, Склад, Справочники

Итак, для внедрения в работу стоматологической поликлиники «ШENT» следует не только приобрести программу, но и компьютеризировать работу всех врачей лечебного учреждения, обучить их, нанять системного администратора. Точный расчет прироста выручки от внедрения программы невозможен, поскольку на этот показатель влияет множество внешних и внутренних факторов. В связи с этим расчет эффекта от внедрения указанных мероприятий будет осуществлен исходя из ожидаемого процента прироста объемов реализации стоматологических услуг - 10 % (среднее значение прироста выручки по данным стоматологических учреждений, которые уже внедрили программу «IDENT»). В расчет принимаются доходы от выручки по основной деятельности, без учета бюджетных поступлений, которые по итогам 2019 г. составили 137 661 тыс. рублей. При этом ежемесячно при обслуживании программы «IDENT» будут осуществляться расходы на заработную плату системного администратора и техническую поддержку компании «Мой Софт» (табл. 2).

Таблица 2

Срок окупаемости затрат на внедрение программы «ГОENT» _в работу стоматологической поликлиники_

Наименование показателей 1-ый год 2-ой год 3-ий год

Предполагаемый доход от внедрения программы, тыс. руб. 13766,1 13766,1 13766,1

Затраты на разработку и внедрение, тыс. руб. - 4722,7 - 324 - 324

Сумма доходов за период, тыс. руб. 9043,4 13442,1 13442,1

Коэффициент дисконтирования 0,11 0,11 0,11

Дисконтный множитель 0,901 0,811 0,730

Сумма доходов и инвестиций дисконтирования (нарастающим), тыс. руб. 8148,1 10901,5 9812,7

Чистая текущая стоимость, тыс. руб. 8148,1 19049,6 28862,3

Таким образом, срок окупаемости программы «IDENT» составит менее 1 года. При этом показатели, отражающие финансовый результат при ее внедрении, не только существенно увеличатся в прогнозном периоде, но и будут иметь значительный экономический эффект в будущем, поскольку возрастет эффективность механизмов организационно-управляющего обеспечения медицинской организацией.

Как было указано выше, доходы в прогнозном периоде по сравнению с показателями 2019 года составят 164195,1 тыс. руб., что на 9 % больше 2019 года. Расходы учреждения также увеличатся, но всего на 4,7 %. Таким образом, финансовый результат в прогнозном периоде составит 58128,4 тыс. руб., что на 18,4 % больше, чем в 2019 году. Показатели совокупного финансового результата, который будет получен стоматологической поликлиникой после внедрения программы «IDENT» наглядно представлены на рисунке 1.

■ 2019 год Прогнозируемый период

180000

160000 -'

140000 120000 100000 80000 60000 40000 200000

Доходы Расходы

Рис. 1. Совокупный финансовый результат от внедрения программы «IDENT», тыс. руб

■ in

Финансовый Оплата труда

результат

Вышеприведенные данные свидетельствуют об увеличении эффективности работы всего учреждения в связи с внедрением программы «ШENT», подтверждением чего является рост показателя рентабельности на 2,8 % (рис. 2).

Прогнозирование роста показателя рентабельности в стоматолог

поликлинике, %

%

Рис. 2. Рост показателя рентабельности деятельности стоматологической поликлиники в результате внедрения программы «ГОENT»

Заключение. Показатели деятельности стоматологической поликлиники демонстрируют вполне успешное функционирование лечебного учреждения, отражением которого является рост финансового результата в трехлетнем периоде, а также наличие высокого уровня рентабельности основной деятельности медицинской организации. Оценка эффективности механизмов организационно-управляющего обеспечения также продемонстрировала довольно неплохие показатели. При этом выявлены и некоторые их недостатки, например, управление персоналом и лечебной деятельностью. Так, несмотря на значительный рост численности стоматологического персонала в 2019 г., количество посещений не увеличилось в той же пропорции. Кроме того, несколько снизилась эффективность предоставления стоматологической помощи пациентам медицинской организации.

Проведенное исследование позволяет предложить систему автоматизации управления медицинской организации на основе информационных технологий, позволяющую более эффективно распределять информационные потоки между всеми заинтересованными пользователями, снизить трудоемкость заполнения бумажной документации, предоставить возможность управления и контроля абсолютно всеми механизмами организации и обеспечения деятельности непосредственно самого учреждения.

В рамках совершенствования механизмов организационно-управляющего обеспечения работы стоматологической поликлиники предложено внедрить компьютерную программу «ШENT», которая позволит получить широкие возможности по управлению абсолютно всеми механизмами. Расчет эффективности данного внедрения показал, что при использовании программы «ШENT» в прогнозном периоде организация получит на 9,15 % больше дохода, что скажется на увеличении финансового результата на 18,42 %, в связи с чем рентабельность основной деятельности увеличится на 2,8 %. Если же говорить о социальном эффекте предложенного мероприятия, то, несомненно, уровень удовлетворения потребностей пациентов в получении стоматологической помощи также вырастет.

Список литературы

1. Артамонова, Г.В. Опыт использования современных принципов управления в повышении качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи / Г. В. Артамонова, Я. В. Данильченко, Т. С. Костомарова, Д.

B. Крючков, Н. В. Черкасс // Заместитель главного врача. - 2015. - № 1 (104). - С. 36-47.

2. Бояркина, Е. В. Применение автоматизированных программ в учреждениях здравоохранения / Е. В. Бо-яркина // Вестник магистратуры. - 2016. - № 11-3 (62). - С. 70-72.

3. Власова, О. В. Система оценки использования материально-технических ресурсов медицинской организации / О. В. Власова // Славянский форум. - 2019. - № 3 (25). - С. 118-124.

4. Данилова, Л. В. Повышение эффективности управления медицинской организацией с использованием медицинских информационных систем / Л. В. Данилова, С. Б. Чолоян // Врач-аспирант. - 2016. - Т. 74, № 1.1. -

C. 156-161.

5. Долинская, Ю. В. Применение информационных технологий в процессе управления несоответствиями и корректирующими действиями в медицинской организации / Ю. В. Долинская // Менеджмент качества. - 2017. -№ 4. - С. 284-295.

6. Корецкая, Л. Р. Стационарная медицинская помощь в неврологической практике как медико-экономическая проблема / Л. Р. Корецкая, М. А. Шаповалова // Альманах клинической медицины. - 2013. - № 29. - С. 52-55.

7. Корчагин, Е. Е. Использование информационных систем в здравоохранении / Е. Е. Корчагин, Н. В. Гор-деева, И. В. Демко, И. А. Соловьева, А. Ю. Крапошина, М. Г. Мамаева, Е. А. Вербицкая // Сибирское медицинское обозрение. - 2019. - № 3 (117). - С. 106-111.

8. Лапина, Л. М. Развитие информационного обеспечения как основа повышения эффективности управления в медицинской организации / Л. М. Лапина, С. М. Сердюковский // Комплексные проблемы сердечнососудистых заболеваний. - 2017. - Т.6, № 2. - С. 50-55.

9. Латуха, О. А. Проблема эффективности управления качеством в медицинской организации: международный аспект / О. А. Латуха // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -

2017. - Т. 7, № 1. - С. 230-245.

10. Линденбратен, А. Л. Методические подходы к оценке качества организации медицинской помощи / А. Л. Линденбратен // Здравоохранение. - 2015. - № 2. - С. 74-78.

11. Махнев, Д. А. Медицинская информационная система как универсальный инструмент повышения эффективности коммерческой деятельности современного лечебного учреждения / Д. А. Махнев, Н. М. Коржавчи-кова // Медицинский вестник Юга России. - 2017. - Т. 8, № 2. - С. 75-80.

12. Нестерова, С. М. Анализ моделей управления стоматологическими организациями / С. М. Нестерова, Н. А. Морозова, Е. Е. Воробьева, Л. А. Зюлькина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. -С. 133.

13. Папко, С. В. Оптимизация управления деятельностью стоматологической организации на основе методологии системного подхода / С. В. Папко, П. Е. Крайнюков, А. Я. Аве-тисян // Военно-медицинский журнал. -

2018. - Т. 339, № 10. - С. 10-14.

14. Репринцева, Е. В. Направления повышения эффективности деятельности медицинской организации / Е. В. Репринцева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 2-2. - С. 254-257.

15. Решетов, Д. Н. Повышение эффективности управления организациями здравоохранения на основе развития системы предоставления медицинских услуг / Д. Н. Решетов, О. В. Сертакова, С. А. Гусаренко // Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - № 18. - С. 145-155.

16. Смотрова, Т. И. Современные подходы к управлению и повышению экономической эффективности медицинской организации / Т. И. Смотрова, С. С. Попов // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2019. - № 6 (25). - С. 56-60.

17. Солонин, А. В. Повышение эффективности деятельности медицинской организации за счет применения современных технологий управления и внедрения систем менеджмента качества / А. В. Солонин // Менеджмент качества в медицине. - 2019. - № 1. - С. 96-99.

18. Хетагурова, А. К. Управление качеством в медицине: учебное пособие / А. К. Хетагурова, М. А. Шаповалова, Л. А. Огуль, И. А. Кашкарова, Н. В. Горелова // Астрахань, 2015. - 79 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Шаповалова, М. А. Финансирование многопрофильной больницы / М. А. Шаповалова, В. П. Анопко // Учётно-аналитические инструменты прогнозирования экономической безопасности инновационного развития территорий: мат-лы III Международной научной конференции (г. Астрахань, 9 апреля, 2010 г.). - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2011. - С. 182.

20. Radanovic, I. Opportunities for Use of Blockchain Technology in Medicine / I. Radanovic, R. Likic // Appl Health Econ Health Policy. - 2018. - October, 16(5). - Р. 583-590, doi: 10.1007/s40258-018-0412-8.

References

1. Artamonova G. V., Danil'chenko Ya. V., Kostomarova T. S., Kryuchkov D. V., Cherkass N. V. Opyt ispol'zovaniya sovremennykh printsipov upravleniya v povyshenii kachestva okazaniya vysokotekhnologichnoy med-itsinskoy pomoshchi [Experience in using modern management principles to improve the quality of high-tech medical care]. Zamestitel' glavnogo vracha [Deputy chief physician], 2015, no. 1 (104), pp. 36-47.

2. Boyarkina E. V. Primenenie avtomatizirovannykh programm v uchrezhdeniyakh zdravookhra-neniya [Application of automated programs in healthcare institutions]. Vestnik magistratury [Bulletin of the magistracy], 2016, no. 11-3 (62), pp. 70-72.

3. Vlasova O. V. Sistema otsenki ispol'zovaniya material'no-tekhnicheskikh resursov meditsinskoy organizatsii [System for evaluating the use of material and technical resources of a medical organization]. Slavyanskiy fo-rum [Slavic forum], 2019, no. 3 (25), pp. 118-124.

4. Danilova L. V., Choloyan S. B. Povyshenie effektivnosti upravleniya meditsinskoy organizatsiey s ispol'zovaniem meditsinskikh informatsionnykh sistem [Improving the efficiency of medical organization management using medical information systems]. Vrach-aspirant [The doctor-post-graduate student], 2016, vol. 74, no. 1.1, pp. 156-161.

5. Dolinskaya Yu. V. Primenenie informatsionnykh tekhnologiy v protsesse upravleniya nesootvetstviyami i korrektiruyushchimi deystviyami v meditsinskoy organizatsii [Application of information technologies in the process of managing nonconformities and corrective actions in a medical organization]. Menedzhment kachestva [Quality management], 2017, no. 4, pp. 284-295.

6. Koretskaya L. R., Shapovalova M. A. Statsionarnaya meditsinskaya pomoshch' v nevrologicheskoy praktike kak mediko-ekonomicheskaya problema [Inpatient medical care in neurological practice as a medical and economic problem]. Al'manakh klinicheskoy meditsiny [Almanac of clinical medicine], 2013, no. 29, pp. 52-55.

7. Korchagin E. E., Gordeeva N. V., Demko I. V., Solov'eva I. A., Kraposhina A. Yu., Mamaeva M. G., Verbit-skaya E. A. Ispol'zovanie informatsionnykh sistem v zdravookhranenii [Use of information systems in healthcare]. Sibir-skoe meditsinskoe obozrenie [Siberian medical review], 2019, no. 3 (117), pp. 106-111.

8. Lapina L. M., Serdyukovskiy S. M. Razvitie informatsionnogo obespecheniya kak osnova povysheniya effek-tivnosti upravleniya v meditsinskoy organizatsii [Development of information support as a basis for improving management efficiency in a medical organization]. Kompleksnye problemy serdechno-sosudistykh zabolevaniy [Complex problems of cardiovascular diseases], 2017, vol. 6, no. 2, pp. 50-55.

9. Latukha O. A. Problema effektivnosti upravleniya kachestvom v meditsinskoy organizatsii: mezhdunarodnyy aspekt [The problem of effective quality management in a medical organization: an international aspect]. Vestnik Novo-sibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk state pedagogical University], 2017, vol. 7, no. 1, pp. 230-245.

10. Lindenbraten A. L. Metodicheskie podkhody k otsenke kachestva organizatsii meditsinskoy pomoshchi [Methodological approaches to assessing the quality of medical care organization]. Zdravookhranenie [Healthcare], 2015, no. 2, pp. 74-78.

11. Makhnev D. A., Korzhavchikova N. M. Meditsinskaya informatsionnaya sistema kak universal'nyy instrument povysheniya effektivnosti kommercheskoy deyatel'nosti sovremen-nogo lechebnogo uchrezhdeniya [Medical information system as a universal tool for improving the efficiency of commercial activities of a modern medical institution]. Med-itsinskiy vestnik Yuga Rossii [Medical Bulletin of the South of Russia], 2017, vol. 8, no. 2, pp. 75-80.

12. Nesterova S. M., Morozova N. A., Vorob'eva E. E., Zyul'kina L. A. Analiz modeley upravleniya stomatolog-icheskimi organizatsiyami [Analysis of management models for dental organizations]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 6, p. 133.

13. Papko S. V., Kraynyukov P. E., Avetisyan A. Ya. Optimizatsiya upravleniya deyatel'nost'yu stomatolog-icheskoy organizatsii na osnove metodologii sistemnogo podkhoda [Optimization of management of the dental organization based on the methodology of a systematic approach]. Voenno-meditsinskiy zhurnal [Military medical journal], 2018, vol. 339, no. 10, pp. 10-14.

14. Reprintseva, E. V. Napravleniya povysheniya effektivnosti deyatel'nosti meditsinskoy organizatsii [Directions for improving the efficiency of a medical organization]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamen-tal'nykh issle-dovaniy [International journal of applied and fundamental research], 2017, no. 2-2, pp. 254-257.

15. Reshetov D. N., Sertakova O. V., Gusarenko S. A. Povyshenie effektivnosti upravleniya organizatsiyami zdra-vookhraneniya na osnove razvitiya sistemy predostavleniya meditsinskikh uslug [Improving the efficiency of management of healthcare organizations through the development of the system of providing medical services]. Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya [Economy and society: modern development models], 2017, no. 18, pp. 145-155.

16. Smotrova T. I., Popov S. S. Sovremennye podkhody k upravleniyu i povysheniyu ekonomicheskoy effek-tivnosti meditsinskoy organizatsii [Modern approaches to managing and improving the economic efficiency of a medical organization]. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt [Current problems and prospects of economic development: Russian and foreign experience], 2019, no. 6 (25), pp. 56-60.

17. Solonin A. V. Povyshenie effektivnosti deyatel'nosti meditsinskoy organizatsii za schet primeneniya sov-remennykh tekhnologiy upravleniya i vnedreniya sistem menedzhmenta kachestva [Improving the efficiency of a medical organization through the use of modern management technologies and the introduction of quality management systems]. Menedzhment kachestva v meditsine [Quality management in medicine], 2019, no. 1, pp. 96-99.

18. Khetagurova, A. K., Shapovalova, M. A., Ogul', L. A., Kashkarova, I. A., Gorelova, N. V. Upravlenie kachestvom v meditsine: uchebnoe posobie [Quality management in medicine: a textbook], Astrakhan', 2015.

19. Shapovalova M. A., Anopko V. P. Finansirovanie mnogoprofil'noy bol'nitsy [Multi-specialty hospital funding]. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Uchetno-analiticheskie instrumenty prognozirovaniya ekonomicheskoy bezopasnosti inno-vatsionnogo razvitiya territoriy» [Materials of the III International scientific conference In the collection: accounting and analytical tools for forecasting the economic security of innovative development of territories. April 9, 2010]. Astrakhan, 2010, p. 182.

20. Radanovic I, Likic R. Opportunities for Use of Blockchain Technology in Medicine. Appl Health Econ Health Policy, 2018, no. Oct, 16(5), pp. 583-590, doi: 10.1007/s40258-018-0412-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.