ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ 2020*66(1)
Социальные аспекты здоровья населения / Social aspects of Population Health '
30.03.2020 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-1-4 Фахретдинов В.В., Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Брынза Н.С.
ТРАВМАТИЗМ КАК КОМПОНЕНТ БЛОКА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНФОЦЕНТРА ПРИ ВНЕДРЕНИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В МЕДИЦИНСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, ОКАЗЫВАЮЩУЮ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Тюмень, Россия
Резюме
Актуальность. В настоящий момент активно формируется методологическая база оценки соответствия медицинских организаций определению «новой модели». Федеральным центром организации первичной медико-санитарной помощи Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России определены 22 критерия новой модели медицинской организации, среди которых одним из самых сложных для выполнения считается визуализация управления процессами через формирование информационных центров в медицинской организации.
Цель. Изучение возможности включения количественной и качественной оценки травматизма пациентов и сотрудников медицинских организаций в качестве критерия безопасности блока оперативного управления информационным центром при внедрении бережливого производства.
Материал и методы. В исследовании представлен систематический обзор частоты различных травмоопасных ситуаций в медицинских организациях
Российской Федерации и сложившаяся практика их учета. Рассмотрены возможные направления использования накопленного материала при создании информационных центров на принципах бережливого производства в системе здравоохранения. Было проанализировано 78 публикаций, преимущественно представленных в базе данных PubMed и EПbrary. Для статьи отобраны 33 публикации, в которых представлен контент-анализ, доказывающий необходимость создания системы оперативного учета травматизма в медицинских организациях.
Результаты. Для реализации эффективной программы профилактики травматизма в медицинской организации необходима качественная и реалистичная отчетность, которая помогла бы понять, с чего надо начинать изменения и что нужно сделать, чтобы снизить частоту травм. Только введение системы регистрации травм (частота, механизм, место возникновения, причины, последствия, ущерб) дает возможность реального понимания проблем. Информационный центр как инструмент бережливого производства визуализирует данные отчетности и повышает прозрачность и оперативность принятия управленческих решений.
Заключение. Данные, представленные в литературе, свидетельствуют, что включение в блок безопасности системы SQDCM информационного центра показателей травматизма пациентов и персонала медицинской организации, а также результатов специальной оценки безопасности среды, проводимой в рамках организации рабочих пространств и рабочих мест по методу 5С бережливого производства, будет способствовать формированию функционирующей, жизнеспособной и постоянно совершенствующейся системы анализа деятельности медицинской организации, управления процессами оказания медицинской помощи населению надлежащей безопасности.
Ключевые слова: бережливое производство; информационный центр; визуализация; система SQDCM; травматизм; падения; новая модель медицинской организации.
Контактная информация: Курмангулов Альберт Ахметович, e-mail: kurm angulovaa@tyum smu.ru
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Фахретдинов В.В., Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Брынза Н.С. Травматизм как компонент блока оперативного управления инфо-центра при внедрении бережливого производства в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь. Систематический обзор. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(1):4. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1131/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/20715021-2020-66-1-4
Fakhretdinov VV, Kurmangulov AA, Reshetnikova YS, Brynza NS
INJURY AS A COMPONENT OF OPERATIONAL MANAGEMENT UNIT OF THE INFORMATION CENTER WHEN IMPLEMENTING
LEAN PRODUCTION IN A MEDICAL ORGANIZATION PROVIDING PRIMARY HEALTH CARE. SYSTEMATIC REVIEW
Tyumen State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Tyumen, Russia
Abstract
Significance. At the moment, the methodological framework for assessing compliance of medical organizations with the definition of a "new model" is being actively developed. The Federal Center for Primary Care Organization of the Department of Organization of Health Care and Sanatorium Treatment of the Ministry of Health of the Russian Federation has identified 22 criteria for the new
model of medical organization, among which visualization of the process management through organization of information centers in a health care facility is considered one of the most difficult to implement.
Purpose. To study possibility of including quantitative and qualitative evaluation of injury among patients and employees of medical organizations as a safety criterion of the operational management unit of the information center when implementing lean production.
Material and Methods. The study presents a literature review of frequency of various traumatic situations in medical organizations in the Russian Federation and the established practice of their registration. Possible application of the accumulated material to create information centers on the principles of lean production in the healthcare system have been explored. A total of 78 publications were analyzed, mainly in the PubMed and E-library databases. 33 publications were selected for the article, containing content analysis substantiating development of the system of operational registration of injury in medical organizations.
Results. To implement an effective injury prevention program in a medical organization, high-quality and realistic reporting is required to help understand where to start making changes and what needs to be done to reduce the injury frequency. It is introduction of the injury registration system (frequency, mechanism, place of occurrence, causes, consequences, damage) that will allow for a real understanding of the problems. The information center as a lean production tool visualizes the reported data and increases transparency and efficiency of management decision making.
Conclusion. The literature data indicate that inclusion in the safety block of the SQDCM system of the information center of indicators of injury among patients and personnel of the medical organization, as well as results of a special environmental safety assessment conducted as part of the organization of work environment and workplaces using lean 5C method, will contribute to the formation of a functional,
viable and constantly improving system for analyzing performance of a medical organization and managing processes of safe care delivery to population.
Keywords: lean production, information center, visualization, SQDCM system, injury, fall, new model of medical organization
Correspondending autor: Kurmangulov Albert, e-mail: kurm angulovaa@tyum smu.ru Information about authors:
Fakhretdinov V.V., https://orcid.org/0000-0001-8375-8244 Kurmangulov A.A., https://orcid.org/0000-0003-0850-3422 Reshetnikova Y.S., https://orcid.org/0000-0001-6726-7103 Brynza N.S., https://orcid.org/0000-0001-5985-1780 Acknowledgments. The study had no sponsorship. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest. For citation: Fakhretdinov V.V., Kurmangulov A.A., Reshetnikova Y.S., Brynza N.S. Injury as a component of operational management unit of the information center when implementing lean production in a medical organization providing primary health care. Systematic review. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(1):4. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1131/30/lang.ru/ DOI: 10.21045/2071-50212020-66-1-4. (In Rus).
Введение
Общепризнано, что первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основным, наиболее доступным, экономически и социально приемлемым видом массовой медицинской помощи, обеспечивающим эффективность всей системы здравоохранения [1,2]. Оптимизация деятельности медицинских организаций (МО), оказывающих ПМСП, предполагает разработку новой организационно-функциональной модели управления.
С целью внедрения в повседневную практику МО технологий бережливого производства (lean-технологии), способствующих созданию пациент-ориентированной системы оказания медицинских услуг и благоприятной производственной среды МО, в октябре 2016 года по инициативе Управления по внутренней политике Администрации Президента РФ в трех субъектов (Ярославская область, Калининградская область, город федерального значения Севастополь) стартовал пилотный проект по совершенствованию системы оказания ПМСП «Бережливая поликлиника» [3]. Учитывая первые положительные результаты, с 2018 г. пилотный проект был развернут до Приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», который с 2019 г. влился в один из 8 федеральных проектов - «Развитие системы ПМСП» - в рамках национального проекта «Здравоохранение» [4].
В настоящий момент активно формируется методологическая база оценки соответствия МО определению «новой модели». Федеральным центром организации первичной медико-санитарной помощи Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела МЗ РФ определены 22 критерия новой модели МО, оказывающей ПМСП, структурированные в 9 блоков: управление потоками пациентов, качество пространства, управление запасами, стандартизация процессов, качество медицинской помощи, доступность медицинской помощи, вовлеченность персонала в улучшения процессов и эффективность использования оборудования. Формирование системы управления (Блок 8) предполагает визуализацию управления процессами через организацию в МО информационных центров (инфоцентров), которые являются примером реализации одного из основополагающих принципов бережливого производства -управления, максимально приближенного к месту создания ценности - Shop Floor Management (SFM).
Целью настоящей работы было изучение возможности включения оценки травматизма пациентов и сотрудников медицинских организаций в качестве критерия безопасности блока оперативного управления инфоцентром при внедрении бережливого производства на основе принципа SFM.
Материал и методы
Для отбора публикаций исследований в соответствии с обозначенной целью проведен систематический обзор литературы по следующим базам данных: eLibrary, Medline, Scopus, PubMed, The Cochrane Library и РИНЦ. Глубина поиска по временному параметру ограничивалась 15 годами. В качестве маркеров поиска были использованы такие ключевые слова, как «lean production», «lean health care», «lean medicine», «infocenter», «SQDCM», «visualization», «бережливое производство», «бережливая поликлиника», «бережливое здравоохранение», «новая модель медицинской организации». Было проанализировано 78 публикаций, преимущественно представленных в базе данных PubMed и eLibrary. Для статьи отобраны 33 публикации, в которых представлен контент-анализ, доказывающий необходимость создания системы оперативного учета травматизма в медицинских организациях.
Результаты
Принцип Shop Floor Management
Принцип SFM предполагает полную стандартизацию ролей и ответственности каждого участника процесса, ритмичные замеры параметров процессов [5]. Чем точнее стандартизованы роли и ответственность, тем лучше каждый сотрудник МО знает - что, когда, как и в какой ситуации он должен выполнять. Для поддержания стандартных ролей и ответственности в МО используется единый рабочий распорядок, который включает в себя все повторяющиеся в рамках оперативной работы действия руководителей на всех уровнях управления: совещания, обходы, отчеты, работу в специализированных группах, проектную деятельность, контроль исполнения поручений и другое. Преимуще-
ство организации работы по единому распорядку в рамках SFM состоит в том, что каждый руководитель всегда получает самую актуальную информацию, а каждый сотрудник максимально оперативно узнает о принятых руководителем решениях и приступает к их выполнению [6].
Следующий отличительный признак SFM - визуализация процесса управления через систему информационных центров, размещенных непосредственно в МО. В SFM максимально широко применяются возможности визуализации: информация оформляется в виде графиков и схем, набор информации стандартизован, объем ограничен. Благодаря этому обеспечивается возможность быстро понять и оценить состояние процессов, выявить проблемы и устранить причины их возникновения [7]. Показатели работы структурных подразделений МО становятся прозрачными, содержание совещаний стандартизуется: поиск отклонений и решение проблем, реализация принципа "Иди и смотри" в управлении процессами - сотрудники обсуждают оперативную информацию в режиме реального времени [8]. Доступность актуальной информации сплачивает коллектив в команды, руководитель получает возможность наделить исполнителей обязанностями, полномочиями и ответственностью. Для ускорения принятия решений цели предприятия выражаются через ключевые показатели эффективности процессов - key performance indicators (KPI), визуализируя которые в любой момент можно оценить, насколько структурное подразделение/МО отклоняется от составленного плана [9]. Важным и наиболее сложным этапом перехода МО на принцип SFM является выбор KPI, которые войдут в систему мониторинга в рамках оперативного управления инфоцентра. Показатели могут быть прямые и косвенные, количественные и качественные. Главное их свойство - они должны объективно оценивать работу МО/структурного подразделения.
Делая прозрачными показатели деятельности, SFM дает руководителю возможность быстро реагировать на возникшие проблемы, установить постоян-
но действующую обратную связь с сотрудниками, без искажения оперативно передавать и принимать актуальную информацию [10]. Открытость управления уже сама по себе делает персонал МО причастным к принятию решений, мотивирует его и вовлекает в работу по улучшению процессов. Руководителю остается лишь направлять эти улучшения в русло достижения стратегических целей предприятия. SFM, концентрируя внимание персонала на месте и процессе создания ценности, избавляет и руководителей, и работников от ненужных и неэффективных действий [11].
Система SQDCM
В настоящий момент не существует универсального шаблона создания инфоцентров. Каждая организация выстраивает свою систему управления. В менеджменте активно используется первоначально разработанной для британской автомобилестроительной отрасли система SQDCM. Название данной системы построено по мнемоническому правилу - первые буквы направлений оценки: safety, quality, delivery, cost, morale [12]. Однако у системы SQDCM существует несколько вариантов компоновки основных направлений: QCDF (quality, cost, delivery, flexibility), QDIP (quality, delivery, inventory, productivity), SQDCIPE (safety, quality, delivery, cost, inventory, productivity, environment), SQDC (safety, quality, delivery, customer) и др. [6,9,13]. Каждый из пяти компонентов системы SQDCM требует отдельного детального анализа с обсуждением критериев, показателей и индикаторов. В рамках настоящей работы мы проанализируем только один из показателей блока Safety (безопасность) системы SQDCM - травматизм пациентов и сотрудников МО.
Безопасные условия пребывания для пациентов и посетителей и условия работы для медицинского и обслуживающего персонала так же важны для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, как и хирургическая, эпидемиологическая, информационная или лекарственная безопасность. Важно, чтобы мероприятия по созданию и развитию безопасной среды для па-
циентов и медицинских работников были объединены с другими видами безопасности.
Травматизм как критерий оценки безопасности среды медицинской организации для пациентов
На пациента, посетителя и персонал МО во время нахождения в пределах медицинского учреждения воздействуют различные факторы окружающей среды: механические, химические, радиационные, электрические, термические, биологические, психоэмоциональные и другие [14]. С точки зрения безопасности медицинские учреждения любого профиля относятся к территории повышенного риска для здоровья человека [15]. При неблагоприятном для человека физическом воздействии, чаще всего - механической силы, возникают различные травмы - падения, удары, ранения.
Падение, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определяется как событие, в результате которого человек оказывается непреднамеренно лежащим на земле, полу или каком-либо другом более низком уровне [16]. Падения пациентов в МО являются серьезной социальной и экономической проблемой, так как могут нанести серьезный ущерб их здоровью, что соответственно приводит к увеличению продолжительности и стоимости лечения. Так, по данным Объединенной комиссии (Joint Commission), падения с тяжелыми исходами составляют около 5% всех непредвиденных ситуаций в лечебных учреждениях [17]. По данным из нескольких источников, чаще всего падения случаются в лечебных отделениях (52-82% всех падений): из них 37-50% - в палате (чаще, когда пациент идет в туалет), 8-25% - в ванной или душевой, 6-74% - на лестнице или в коридоре, в 8-16% случаев пациенты падают со стула [18].
Основным фактором, определяющим степень риска падения пациентов, является возраст, причем наибольший риск возникает у лиц старше 60 лет, когда происходит возрастное уменьшение физической силы и выносливости ввиду
снижения работоспособности мышц и, как следствие, увеличение мышечной слабости [16, 19]. Более того, воздействие внешних факторов уязвимости внешней среды увеличивает вероятность падения пожилых людей.
Профилактика травм как у пациентов, так и у медработников - одна из задач, стоящая перед управлением МО. Частота падений пациентов во многих странах принята как объективный показатель безопасной организации пространства и качества медицинской помощи в целом [20,21]. Наличие эффективной программы профилактики падения является обязательным требованием аккредитации МО по международным стандартам качества и безопасности медицинской деятельности [20,22].
К сожалению, в настоящее время риск падений пациентов рассматривается преимущественно в контексте оказания медицинской помощи в условиях стационара [19,22]. В то же время в МО амбулаторного звена в определенных структурных подразделениях риск падений пациентов может составлять не меньше, чем в стационарах. Например, в дневных стационарах поликлиник пациенты получают медицинскую помощь в основном в виде проведения внутривенных инфузий лекарственных препаратов. В шкале оценки риска падения по Морзе (Morse Fall Scale) сам факт внутривенного вливания является одним из 6 базисным критериев, оцениваемый таким же количеством баллов, как критерий «наличие падений в анамнезе» и выше критерия «нарушения функция ходьбы» [23]. Таким образом, наличие факта внутривенных трансфузий переводит пациента автоматически на следующий уровень риска, предполагающий внедрение стандартизированных вмешательств для профилактики падений (средний риск) либо специфических вмешательств, направленных на профилактику падений (высокий риск) [24]. Кроме того, к дополнительным факторам риска падений пациента в условиях дневного стационара относятся длительное горизонтальное положение с последующей вертикализацией (ортостатические обмороки), использование определенных лекарственных препаратов с гипотензивным эф-
фектом, пожилой возраст большинства пациентов дневного стационара. Другим примером структурного подразделения МО первичного звена, где возможем учет риска падений и случаев падения пациентов, является отделение медицинской реабилитации. В таких отделениях наблюдаются в большей степени постинсультные пациенты, которые проходят амбулаторный этап восстановительного лечения. Данной категории пациентов в связи с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения (головокружение, постуральная неустойчивость, шаткость при ходьбе, нарушение внимания) требуется особое отношение со стороны медицинских сотрудников МО и родственников пациентов.
Программа профилактики падений пациентов предполагает уровни ответственности для различных категорий персонала МО. Ответственность медицинских сестер заключается в ежедневных мероприятиях по профилактике падений, размещении пациентов с высоким риском падений на кроватях, находящихся в максимальной близости к посту медицинской сестры, незамедлительной реакции на вызовы пациентов, проведении инструктажа пациентов на предмет рисков падений, ознакомления пациентов с распорядком дня, организации рабочего пространства. Профилактика падений должна заключаться в регулярных аудитах безопасной среды; рациональной, безопасной, эргономичной планировки МО, обеспечения безопасности при планировке и организации пространства внутри помещений МО; безопасности и исправности систем жизнеобеспечения (освещение, состояние стен, полов); доступности и безопасности среды в МО для лиц с ограниченными возможностями [25].
Первичная оценка риска падения с определением индивидуальных факторов падения, выделение зон риска падения, всестороннее информирование пациентов и членов их семей и обучение профилактике падения, обучение медицинского персонала, в первую очередь, медицинских сестер, регистрация и анализ всех случаев падения являются важными компонентами программы профилактики падения, направленных на повышение безопасности пациентов в МО.
Крайне важно обеспечить эффективную коммуникацию между медицинским персоналом, пациентом и членами его семьи, создавая таким образом культуру безопасности пациентов.
Травматизм как критерий оценки безопасности среды медицинской организации для медицинского персонала
Труд в МО должен соответствовать основным положениям законодательства о труде в РФ, которые изложены в Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ. Кодекс определяет государственные нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда, обязанности работника в области охраны труда и порядок проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников. В то же время профессиональная деятельность в здравоохранении постоянно сопровождается рисками для медицинского персонала. Условия труда медицинских работников характеризуются комплексом факторов физической, химической и биологической природы, высокой напряженностью трудового процесса и зачастую значительными физическими нагрузками [26,27]. Отдельной категорией в науке по охране труда рассматривается вопрос производственного травматизма. Производственный травматизм - категория несчастных случаев (статья 227 ТК РФ), в результате которых сотрудники в процессе выполнения своих трудовых функций получают телесные повреждения.
По данным зарубежной статистики, риск получения работником профессиональных травм и повреждений, не приводящих к летальному исходу, в стационаре выше, чем в строительстве, на производстве, транспорте, при работе в коммунальных службах [28]. Л.В. Максименко приводит данные о том, что уровень профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемости медицинских работников в нашей стране занимает первое место среди профессий непроизводственной сферы [29]. Работники сферы здравоохранения ежегодно
получают свыше 4 тыс. производственных травм, в том числе 30-40 случаев травм со смертельным исходом [30].
Помимо того, что производственный травматизм в здравоохранении становится причиной длительной нетрудоспособности, текучести кадров и снижения мотивации к труду, он ведет к значительным издержкам, связанным с судебными процессами и лечением пострадавших сотрудников. Обеспечение безопасности сотрудников - крайне важная задача для организаций здравоохранения.
Основными направлениями функционирования системы охраны труда МО, как правило, являются: управление охраной труда; обучение и профессиональная подготовка работников в области охраны труда; предупреждение несчастных случаев и нарушения здоровья работников; контроль соблюдения нормативных требований охраны труда. В целях совершенствования охрана труда в МО руководство должно проводить анализ производственного травматизма. Показатели производственного травматизма (такие, как частота и тяжесть повреждений) важны для понимания сложившейся ситуации на предприятии. На основе этих конкретных данных можно сделать выводы и принять необходимые меры по исправлению сложившейся обстановки и исключению несчастных случаев в организации.
Кроме того в качестве оценки текущего уровня безопасности среди МО и риска травматизма среди медицинского персонала и пациентов может служить метод 5С бережливого производства. Результаты аудита рабочих пространств, рабочих мест и отдельных рабочих зон медицинского персонала на соответствие методу 5С может служить оценкой безопасности внутрибольничной среды [3]. Кроме того, внедрение метода 5С в МО способствует не только улучшению условий труда, но и повышает производительность труда, качества оказания медицинских услуг, вовлеченность сотрудников МО в процессы улучшения рабочего пространства и формирования «бережливого мышления» [31]. Опыт
применения метода 5С в системах здравоохранения разных стран демонстрирует существенные возможности совершенствования условий труда и безопасности нахождения в медицинских учреждениях на основе бережливого производства [32,33].
Заключение
Для реализации эффективной программы профилактики травматизма в МО в первую очередь нужна качественная и реалистичная отчетность, которая помогает понять, с чего надо начинать изменения и что нужно сделать, чтобы снизить частоту травм. Только введение системы регистрации травм (частота, механизм, место возникновения, причины травм) дает возможность реального понимания проблем. Инфоцентр как инструмент бережливого производства визуализирует данные проблемы и повышает прозрачность и оперативность принятия управленческих решений. Включение в блок безопасности системы SQDCM инфоцентра показателей травматизма пациентов и персонала МО, а также результатов специальной оценки безопасности среды, проводимой в рамках организации рабочих пространств и рабочих мест по методу 5С бережливого производства будет способствовать формированию функционирующей, жизнеспособной и постоянно совершенствующейся системы анализа деятельности МО, управления процессами оказания медицинской помощи населению надлежащей безопасности.
Библиография
1. Артемьев С.А., Ильин С.Н., Романова Ю.А. Бережливые технологии в кабинете врача: 5 шагов, как организовать рабочее пространство. Заместитель главного врача 2017; 8: 44-51.
2. Вергазова Э. Бережливая поликлиника. Неожиданные проблемы и как их решить. Заместитель главного врача 2018; 3: 14-25.
3. Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Фролова О.И., Брынза Н.С. Особенности внедрения метода 5S бережливого производства в систему
здравоохранения Российской Федерации. Кубанский научный медицинский вестник 2019; 26(2): 140-149.
4. Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Крошка Д.В. Возможности метода 5S бережливого производства при организации рабочего пространства в медицинской организации. Забайкальский медицинский вестник 2019; (2): 139-148.
5. Вумек Д. Бережливое обеспечение. Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс; 2006. 264 с.
6. Долгопятова Т.Г., Шиляева Е.В. Сетевые эффекты при внедрении системы бережливого производства. Управленец 2017; 68(4): 14-23.
7. Зеленцова А.В. Элементы системы управления проектом. Наука и мир 2015; 22(6): 106-108.
8. Удалов Ф.Е., Губанов Д.Н. Информационный аспект роста эффективности оперативного управления производством. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2012; 40(1): 101-103.
9. Матвеева Д.Р., Имамутдинова С.М. Некоторые результаты внедрения PSK. Интернаука 2016; 2(2-2): 38-40.
10.0но Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. М.: Изд-во ИКСИ; 2012. 192 с.
11.Такеда Х. Синхронизированное производство. Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований; 2008. 288 с.
12.Арженцов В.Ф., Гайворонская Т.В., Веселова Д.В. и др. Оценка эффективности метода "обучения действием" на "фабрике процессов" с целью применения философии, принципов и инструментов бережливого производства в медицинских организациях. Современные проблемы науки и образования 2019; (2): 1.
13.Павлов А.В., Иванова И.В., Жбанников П.С. Опыт использования симуляционных образовательных технологий при изучении вопросов бережливого производства в медицине: "фабрика процессов по LEAN-кли-ника". Дополнительное профессиональное образование в стране и мире 2018; 37(1): 10-13.
14.Неврычева Е.В., Жмеренецкий К.В., Ноздрина Н.С. Здоровье медицинских работников Здравоохранение Дальнего Востока 2016; 67(1): 7282.
15.Кондусова Ю.В., Крючкова А.В., Семынина Н.М., Князева А.М., Веневцева Н.В., Лямзина Е.В. Здоровьесберегающие технологии в деятельности медицинской сестры. Научный альманах 2016; 16(2-3): 76-80.
16.Сыздыкова А.М., Тургамбаева А.К., Букеева Ж.К. Анализ степени риска падения пациентов в стационарах по возрастному критерию. Клиническая медицина Казахстана 2014; 34(4): 77-79.
17.Oliver D., Daly F., Martin F.C., McMurdo M.E. Risk factors and risk assessment tools for falls in hospital in-patients: A systematic review. Age Ageing 2004; 33: 122-130.
18.Иванов И.В. Внутренний контроль лекарственной безопасности в медицинской организации. Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники 2018; (5): 64-67.
19.Ильина Е.С., Богова О.Т., Синицина И.И., Пузин С.Н., Сычев Д.А. Падения в стационаре у пациентов старческого возраста с сердечно-сосудистыми заболеваниями и полипрагмазией. Нервно-мышечные болезни 2018; 8(3): 19-27.
20.Кондратова Н., Александровский В., Азербаева А. Проверенные инструменты от клиник с сертификатами JCI, чтобы снизить число врачебных ошибок. Заместитель главного врача 2019; (9): 70-89.
21.Иванов С.В., Трофимова Е.Г. Синдром падений у пациентов офтальмологических отделений как самостоятельная медико-социальная проблема. Клинический опыт Двадцатки 2015; 25 (1): 22-27.
22.Старцева О.Н. Синдром падений в геронтологическом стационаре. Медицинская сестра 2016; (4): 40-42.
23.Лукьянченко П.П., Карибаева Б.Д., Кусумжанова Д.К., Мансурова Г.А. Внедрение системы качества и мониторинга сестринского ухода в больнице. Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей 2014; (4): 24-26.
24. Wong M.M., Pang P.F. Factors associated with falls in psychogeriatric inpatients and comparison of two fall risk assessment tools. East Asian Arch Psychiatry 2019; 29(1): 10-14.
25.Ахмадеева Л.Р., Харисова Э.М. Объективная оценка постуральной функции и профилактика падений. Саратовский научно-медицинский журнал 2016; 12(2): 250-253.
26.Стоянка П.П.Г. Медицинская эргономия как особенность безопасности трудовых процессов. Научные горизонты 2019; 24(8): 50-60.
27.Борисенко В., Петрова Т., Ермолаева Е.В. Профессиональные риски медицинской сестры. Бюллетень медицинских Интернет-конференций 2016; 6(1): 220.
28.Макарикова Т.И. Безопасность медицинских работников и профессиональный риск при контакте с кровью. Медицинская сестра 2012; (7): 30-33.
29.Максименко Л.В., Таджиева А.В. Безопасные условия труда в стоматологических организациях. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина 2013; (2): 96-102.
30.Бухтияров И.В., Измеров Н.Ф., Тихонова Г.И., Чуранова А.Н Производственный травматизм как критерий профессионального риска. Проблемы прогнозирования 2017; 164(5): 140-149.
31.Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Крошка Д.В. Возможности метода 5S бережливого производства при организации рабочего пространства в медицинской организации. Забайкальский медицинский вестник 2019; (2): 139-148.
32.Shogo Kanamori. Seydou Sow. Marcia C. Castro, Rui Matsuno, Akiko Tsuru, Masamine Jimba. Implementation of 5S management method for lean healthcare at a health center in Senegal: A qualitative study of staff perception. Glob Health Action 2015; 10(8): 3402.
33.Nazarali S., Rayat J., Salmonson H., Moss T., Mathura P., Damji K.F. The application of a "6S LEAN" initiative to improve workflow for emergency eye examination rooms. Send to Can. J Ophthalmol 2017; 52(5): 435-440.
References
1. Artem'ev S.A., Il'in S.N., Romanova Y.A. Berezhlivye tekhnologii v kabinete vracha: 5 shagov, kak organizovat' rabochee prostranstvo [Lean technologies in the doctor's office: 5 steps how to organize the workspace]. Zamestitel' glavnogo vracha 2017; 8: 44-51. (In Russian).
2. Vergazova Ye. Berezhlivaya poliklinika. Neozhidannye problemy i kak ikh reshit' [Lean Polyclinic. Unexpected problems and how to solve them]. Zamestitel' glavnogo vracha 2018; 3: 14-25. (In Russian).
3. Kurmangulov A.A., Reshetnikova Yu.S., Frolova O.I., Brynza N.S. Osobennosti vnedreniya metoda 5S berezhlivogo proizvodstva v sistemu zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii [Features of implementation of 5S lean management method in the healthcare system of the Russian Federation]. Kubanskiy nauchnyy meditsinskiy vestnik 2019; 26 (2): 140-149. (In Russian).
4. Kurmangulov A.A., Reshetnikova Yu.S., Kroshka D.V. Vozmozhnosti metoda 5S berezhlivogo proizvodstva pri organizatsii rabochego prostranstva v meditsinskoy organizatsii [The possibilities of 5S lean management method
when organizing a workspace in a medical facility]. Zabaykal'skiy meditsinskiy vestnik 2019; 2: 139-148. (In Russian).
5. Vumek D. Berezhlivoe obespechenie. Kak postroit' effektivnye i vzaimovygodnye otnosheniya mezhdu postavshchikami i potrebitelyami [Lean provision. How to build effective and mutually beneficial relationships between suppliers and consumers]. [Trans. from Eng]. Moscow: Al'pina Biznes Buks; 2006. 264 p. (In Russian).
6. Dolgopyatova T.G., Shilyaeva E.V. Setevye effekty pri vnedrenii sistemy berezhlivogo proizvodstva [Network effects when implementing a lean management system]. Upravlenets 2017; 4(68): 14-23. (In Russian).
7. Zelentsova A.V. Elementy sistemy upravleniya proektom [Elements of a project management system]. Nauka i Mir 2015; 6 (22): 106-108. (In Russian).
8. Udalov F.E., Gubanov D.N. Informatsionnyy aspekt rosta effektivnosti operativnogo upravleniya proizvodstvom [The informational aspect in the growth of operational production management efficiency]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta 2012; 1(40): 101-103. (In Russian).
9. Matveeva D.R., Imamutdinova S.M. Nekotorye rezul'taty vnedreniya PSK [Some results PSK implementation]. Internauka 2016; 2-2(2): 38-40. (In Russian).
10.0no T. Proizvodstvennaya sistema Toyoty: ukhodya ot massovogo proizvodstva [Toyota Production System: moving away from mass production]. Moscow: Izd-vo IKSI; 2012. 192 p. (In Russian).
11.Takeda H. Sinkhronizirovannoe proizvodstvo [Synchronized production]. [Transl. from Eng]. Moscow: Institut kompleksnykh strategicheskikh issledovaniy. 2008; 288 p. (In Russian).
12.Arzhentsov V.F., Gayvoronskaya T.V., Veselova D.V., et al. Otsenka effektivnosti metoda "obucheniya deystviem" na "fabrike protsessov" s tsel'yu primeneniya filosofii, printsipov i instrumentov berezhlivogo proizvodstva v
meditsinskikh organizatsiyakh [Efficiency evaluation of the method of "learning by action" at the "factory of processes" in order to apply the philosophy, principles and tools of lean management in health institutions]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya 2019; 2:1. (In Russian).
13.Pavlov A.V., Ivanova I.V., Zhbannikov P.S. Opyt ispol'zovaniya simulyatsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri izuchenii voprosov berezhlivogo proizvodstva v meditsine: "fabrika processov po LEANklinika" [Experience in the use of simulation educational technologies in the study of lean management in medicine: "factory processes according to the LEAN clinic."]. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire 2018; 1(37): 10-13. (In Russian).
14.Nevrycheva E.V., Zhmerenetskiy K.V., Nozdrina N.S. Zdorov'e meditsinskikh rabotnikov [Health of medical workers]. Zdravookhranenie Dal'nego Vostoka 2016; 1 (67): 72-82. (In Russian).
15.Kondusova Yu.V., Kryuchkova A.V., Semynina N.M., Knyazeva A.M., Venevtseva N.V., Lyamzina E.V. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v deyatel'nosti meditsinskoy sestry [Health-saving technologies in the activities of a nurse]. Nauchnyy al'manakh 2016; 2-3(16): S. 76-80. (In Russian).
16.Syzdykova A.M., Turgambaeva A.K., Bukeeva Zh.K. Analiz stepeni riska padeniya patsientov v statsionarakh po vozrastnomu kriteriyu [Analysis of the risk of patients falling in hospitals by the age criterion]. Klinicheskaya Meditsina Kazakhstana 2014; 4(34): 77-79. (In Russian).
17.Oliver, D., Daly, F., Martin, F.C., McMurdo, M. E. Risk factors and risk assessment tools for falls in hospital in-patients: A systematic review. AgeAgeing 2004; 33: 122-130.
18.Ivanov I.V. Vnutrenniy kontrol' lekarstvennoy bezopasnosti v meditsinskoy organizatsii [Internal control of drug safety in a medical institution]. Remedium. Zhurnal o rossiyskom rynke lekarstv i meditsinskoy tekhnike 2018; 5: 64-67. (In Russian).
19.Il'ina E.S., Bogova O.T., Sinitsina I.I., Puzin S.N., Sychev D.A. Padeniya v statsionare u patsientov starcheskogo vozrasta s serdechno-sosudistymi zabolevaniyami i polipragmaziey [Inpatient falls in senile patients with cardiovascular disease and polypharmacy]. Nervno-myshechnye bolezni 2018; 8(3): 19-27. (In Russian).
20.Kondratova N., Aleksandrovskiy V., Azerbaeva A. Proverennye instrumenty ot klinik s sertifikatami JCI, chtoby snizit' chislo vrachebnykh oshibok [Proven tools from clinics with JCI certificates to reduce medical errors]. Zamestitel' glavnogo vracha 2019; 9: 70-89. (In Russian).
21.Ivanov S.V., Trofimova E.G. Sindrom padeniy u patsientov oftal'mologicheskikh otdeleniy kak samostoyatel'naya mediko-sotsial'naya problema [Syndrome of falls in patients of ophthalmological departments as an independent medical and social problem]. Klinicheskiy opyt Dvadtsatki 2015; 1(25): 22-27. (In Russian).
22.Startseva O.N. Sindrom padeniy v gerontologicheskom statsionare [Syndrome of falls in a gerontological hospital]. Meditsinskaya sestra 2016; 4: 40-42. (In Russian).
23.Luk'yanchenko P.P., Karibaeva B.D., Kusumzhanova D.K., Mansurova G.A. Vnedrenie sistemy kachestva i monitoringa sestrinskogo ukhoda v bol'nitse [Implementation of a quality system and monitoring of nursing care in a hospital]. Vestnik Almatinskogo gosudarstvennogo instituta usovershenstvovaniya vrachey 2014; 4: 24-26. (In Russian).
24.Wong MM, Pang PF. Factors Associated with Falls in Psychogeriatric Inpatients and Comparison of Two Fall Risk Assessment Tools. East Asian Arch Psychiatry 2019; 29(1): 10-14.
25.Akhmadeeva L.R., Kharisova Ye.M. Ob''ektivnaya otsenka postural'noy funktsii i profilaktika padeniy [Objective assessment of postural function and prevention of falls]. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal 2016. 12(2): 250-253. (In Russian).
26.Stoyanka P.P.G. Meditsinskaya ergonomiya kak osobennost' bezopasnosti trudovykh protsessov [Medical ergonomics as a feature of labor safety]. Nauchnye gorizonty 2019; 8(24): 50-60. (In Russian).
27.Borisenko V., Petrova T., Ermolaeva E.V. Professional'nye riski meditsinskoy sestry [Occupational risks of a nurse]. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy 2016; 6(1): 220. (In Russian).
28.Makarikova T.I. Bezopasnost' meditsinskih rabotnikov i professional'nyy risk pri kontakte s krov'yu [Safety of medical personnel and occupational risk of exposure to blood]. Meditsinskaya sestra 2012; 7: 30-33. (In Russian).
29.Maksimenko L.V., Tadzhieva A.V. Bezopasnye usloviya truda v stomatologicheskikh organizatsiyakh [Safe working conditions in dental clinics]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Meditsina. 2013; 2: 96-102. (In Russian).
30.Bukhtiyarov I.V., Izmerov N.F., Tikhonova G.I., Churanova A.N. Proizvodstvennyy travmatizm kak kriteriy professional'nogo riska [Industrial injuries as a criterion of occupational risk]. Problemy prognozirovaniya 2017; 5(164): 140-149. (In Russian).
31.Kurmangulov A.A., Reshetnikova Yu.S., Kroshka D.V. Vozmozhnosti metoda 5S berezhlivogo proizvodstva pri organizatsii rabochego prostranstva v meditsinskoy organizatsii [The possibilities of the 5S lean manufacturing method when organizing a workspace in a medical institution]. Zabaykal'skiy meditsinskiy vestnik 2019; 2: 139-148. (In Russian).
32.Shogo Kanamori. Seydou Sow. Marcia C. Castro, Rui Matsuno, Akiko Tsuru, Masamine Jimba. Implementation of 5S management method for lean healthcare at a health center in Senegal: a qualitative study of staff perception. Glob Health Action 2015; 8(10):3402.
33.Nazarali S, Rayat J, Salmonson H, Moss T, Mathura P, Damji KF. The application of a "6S Lean" initiative to improve workflow for emergency eye examination rooms. Send to Can. J Ophthalmol 2017; 52(5): 435-440.
Дата поступления: 13.11.2019 г.