развитию скоростной и силовой выносливости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова И.В. Оценка физического развития и функционального состояния студентов 1,11 курсов вуза / И.В. Богданова, Э.А. Чибриков С.А. Якушин // Наука на благо человечества : материалы Международной научной конференции молодых учёных, аспирантов и студентов. - Москва, 2018. - С. 192-200.
2. Блочная технология подготовки студентов технического вуза в беговых видах легкой атлетики / О.Г. Ковальчук, Л.Г. Костикова, Т.Ю, Белова, П.А. Скрипников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 160-165.
3. Марков, К.К. Скоростно-силовая подготовка спортсменов в современном спорте : монография / К.К. Марков. - Иркутск : Иркутский национальный исследовательский университет, 2019. - 164 с.
4. Шрам В.П. Методика развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов-спринтеров на начальном этапе специализации / В.П. Шрам, А.М. Раджабов, О.С. Раджабов // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности : материалы заседания круглого стола Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (2020-2021 учебный год). - Майкоп, 2021. - С. 154-156.
REFERENCES
1. Bogdanova, I.V., Chibrikov, E.A. and Yakushin, S.A. (2018), "Assessment of physical development and functional state of students of I, II courses of the university", Science for the benefit of mankind: materials of the International scientific conference of young scientists, graduate students and students, Moscow, pp. 192-200.
2. Kovalchuk, O.G., Kostikova, L.G., Belova T.Yu. and Skripnikov, P. A. (2021), "Block technology for training students of a technical university in cross-country athletics", Uchenye zapiski universi-teta im. P.F. Lesgaft, No. 5 (195). pp. 160-165.
3. Markov, K.K. (2019), Speed-strength training of athletes in modern sports: monograph, Irkutsk National Research University, Irkutsk.
4. Shram, V.P., Radjabov, A.M. and Radjabov, O.S. (2021), "Methods of development of speed-strength abilities in sprinters at the initial stage of specialization", Physical culture and sports, life safety. materials of the round table meeting of the Institute of Physical Culture and Judo of the Adyghe State University (2020-2021 academic year), Maykop, pp. 154-156.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.06.2022
УДК 796.412.2
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Павел Александрович Коненко, преподаватель, Надежда Валерьевна Морозова, преподаватель, Ирина Александровна Сударикова, старший преподаватель, Павел Александрович Сульдин, преподаватель, Сергей Владимирович Щуров, преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.
Лобачевского, Нижний Новгород
Аннотация
Требования к физическому развитию юных гимнасток в последние годы заметно повышается и требует внедрения новых комплексов средств и методик. Цель исследования: выявить эффективность применения комплекса нестандартных тренировочных упражнений для развития равновесия в художественной гимнастике. В исследовании принимали участие 30 гимнасток занимающихся в начальной группе подготовки. В работе были применены сравнительный педагогический эксперимент, контрольное тестирование, достоверность полученных результатов была
проверена математическими методами (Т-критерий Стьюдента). В экспериментальной группе был применён разработанный комплекс упражнений с использованием балансировочных подушек, эластичных лент, диска здоровья, также проводились занятия в бассейне. Эффективность внедренной методики подтверждается более высоким приростом показателей контрольного тестирования в экспериментальной группе, так в пробе Ромберга динамика результатов выше на 3,3 сек, в пробе Ярицкого на 3,5 сек а в равновесии «Ласточка» на 3,3 сек. Полученные результаты указывают на положительное влияние разнообразия тренировочных средств даже на этапах начальной подготовки, применение дополнительного оборудования позволяет улучшить показатели статического и динамического равновесия юных спортсменок.
Ключевые слова: статическое равновесие, динамическое равновесие, балансировочные платформы, нестандартные средства физической подготовки, художественная гимнастика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p184-187
ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF THE USE OF NON-STANDARD TRAINING TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF BALANCE IN RHYTHMIC GYMNASTICS
Pavel Alexandrovich Konenko, the teacher, Nadezhda Valeryevna Morozova, the teacher, Irina Alexandrovna Sudarikova, the senior teacher, Pavel Alexandrovich Suldin, the teacher, Sergey Vladimirovich Shchurov, the teacher, N.I. Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod
Abstract
The requirements for the physical development of young gymnasts have been noticeably increasing in recent years and require the introduction of new complexes of tools and techniques. The purpose of the study: to identify the effectiveness of the use of a set of non-standard training exercises for the development of balance in rhythmic gymnastics. The study involved 30 gymnasts engaged in the initial training group. The comparative pedagogical experiment, control testing were used in the work, the reliability of the results obtained was verified by mathematical methods (Student's T-criterion). In the experimental group, a developed set of exercises was applied using balancing pillows, elastic bands, a health disk, and classes were also held in the pool. The effectiveness of the implemented methodology is confirmed by a higher increase in the indicators of control testing in the experimental group, so in the Romberg sample, the dynamics of results is higher by 3.3 seconds, in the Yaritsky sample by 3.5 seconds, and in the "Swallow" equilibrium by 3.3 seconds. The results obtained indicate the positive impact of a variety of training tools even at the stages of initial training, the use of additional equipment allows improving the indicators of static and dynamic balance of young athletes.
Keywords: static equilibrium, dynamic equilibrium, balancing platforms, non-standard means of physical training, rhythmic gymnastics.
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетие уровень развития художественной гимнастики продолжает расти, конкуренция обостряется. Большую долю соревновательных и тренировочных элементов в художественной гимнастике занимают равновесия, пируэты, прыжки с поворотами, гимнастка должна сохранять баланс при выполнении многокомпонентных технических связок и танцевальных шагов. Также стоит отметить все большее омоложение и высочайший уровень сложности даже на начальном этапе подготовки [1]. Традиционные средства спортивной тренировки не гарантируют опережающего эффекта развития. Именно поэтому все более актуально становится применение нестандартных средств и технологий обучения для более быстрого формирования различных навыков.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогический сравнительный эксперимент, метод контрольных испытаний, метод математической статистики (Т-критерий Стьюдента). Исследование проводилось на базе МБУ ФОК «Арена» в г. Семенов с сентября 2020 по март 2021 года. В исследова-
нии приняли участие 30 спортсменок, обучающихся в группе начальной подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ теоретического материала показал, что наиболее эффективными средствами развития статического и динамического равновесия являются: упражнения вращательного характера; упражнения с отключением зрительного анализатора (выполнение равновесий с закрытыми глазами); упражнения на неустойчивой опоре; упражнения с затрудняющими условиями выполнения равновесия [2].
На основе изученных данных был разработан комплекс упражнений с применением нестандартного оборудования, общая характеристика представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Общая характеристика упражнений с нестандартным оборудованием
Оборудование Упражнения
1 Диск «Здоровье», Вращения: на двух ногах (в разных направл.), в пассе, в «ласточке»
2 Латексная лента Равновесия: переднее, «ласточка», боковое, «кольцо», планше
3 Балансировочная подушка Равновесия(выполнение с открытыми и закрытыми глазами): боковое, «Кольцо», «Парус», пассе, «Ласточка»
4 Плавательная доска (занятие на воде) Равновесия: переднее и заднее с опорой на доску
Перед внедрением экспериментальной методики было проведено предварительное контрольное тестирование контрольной и экспериментальной групп, результаты которого показывают на минимальное отличие между показателями в сформированных группах. Экспериментальная методика применялась на протяжении пяти месяцев, занятия проводились 3 раза в неделю с продолжительностью 1 час 30 минут. Результаты контрольного тестирования приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты предварительного и итогового контрольного тестирования(сек)
Проба Яроцкого Проба Ромберга Равновесие «Ласточка»
до после до после до после
Контрольная группа 42,1 45,4 10,8 13,2 7,1 9,7
Экспериментальная группа 42,2 49, 1 10,8 16,5 7,2 13
Также достоверность результатов педагогического эксперимента была проверена с помощью критерия ^Стьюдента. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ показателей после эксперимента с помощью критерия ЬСтьюдента
Контрольные тесты Группы Статистические показатели
Х±т t Р
Проба Ромберга Контрольная 13,2±0,44 4,944 <0,05 (достоверно)
Экспериментальная 16,5±0,5
Проба Яроцкого Контрольная 45,4±0,97 2,873 <0,05 (достоверно)
Экспериментальная 49,1±0,85
Равновесие «Ласточка» Контрольная 9,7±0,39 4,107 <0,05 (достоверно)
Экспериментальная 13±0,69
Данные результаты указывают на повышение уровня способности к сохранению равновесия у спортсменок, как контрольной, так и экспериментальной групп, однако у гимнасток экспериментальной группы результаты заметно выше, чем в контрольной группе. Из таблицы 3 хорошо видна разница в показателях исследуемых групп, так среднестатистический прирост результатов по пробе Ромберга в экспериментальной группе выше на 3.3 сек, в пробе Ярицкого результат выше на 3.5 сек, а равновесие «Ласточка» гимнасткам экспериментальной методики удалось удержать на 3.3 сек дольше, что говорит об эффективности применяемого комплекса упражнений с использованием нестандартных средств спортивной тренировки.
ВЫВОДЫ
Из выше сказанного следует, что проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о том, что разработанная экспериментальная методика с применением
нестандартных тренировочных средств оказывает положительное влияние и позволяет эффективно повысить уровень развития статического и динамического равновесия в художественной гимнастике.
В учебно-тренировочном процессе рекомендуется:
- уже на начальном этапе включать упражнения с нестандартным оборудованием;
- применять широкий диапазон нестандартных средств, которые обеспечивают расширение двигательного опыта и создают дополнительные «помехи», дистабилизиру-ющие факторы, стимулирующие укрепление стабилизирующих систем и координации;
- введение упражнений следует производить постепенно и по мере усвоения, применять усложняющие приемы: уменьшать площадь опоры, выполнять упражнения с закрытыми глазами и в разных положениях и т. д.;
- применять упражнения для развития равновесия рекомендуется в конце основной части учебно-тренировочного занятия, чередуя применение традиционных средств и упражнений с нестандартным оборудованием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валяева И.С. Профессиональная подготовка и инновационное мышление тренеров по художественной гимнастике / И.С. Валяева // Молодой ученый. - 2020. - №. 11. - С. 203-206.
2. Даянова А. Р. Формирование вестибулярной устойчивости у хоккеистов 12-13 лет / А.Р. Даянова, Е.И. Яшина, А.М. Банников // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - №. 2. - С. 67-73.
3. Динамическая позная устойчивость высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в игровых видах спорта / А.С. Тришин, Е.М. Бердичевская, Е.С. Тришин, А.М. Пантелеева // Журнал медико-биологических исследований. - 2020. - Т. 8, №. 4. - С. 401-408.
REFERENCES
1. Valyaeva, I.S. (2020), "Professional training and innovative thinking of rhythmic gymnastics coaches", Young scientist, Vol. 4, No. 11, pp. 203-206.
2. Dayanova, A.R., Yashina, E.I. and Bannikov, A.M. (2020), "Formation of vestibular stability in hockey players aged 12-13", Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport, Vol. 5 No. 2, pp. 67-73.
3. Trishin, A.S., Berdichevskaya, E.M., Trishin, E.S. and Panteleeva A.M. (2020), "Dynamic postural stability of highly qualified athletes specializing in game sports", Biomedical Research, Vol. 8. No 4, pp. 401-408.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.06.2022
УДК 796.03
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД
Анастасия Михайловна Кораблина, преподаватель, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж; Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж; Андрей Владимирович Андреев, кандидат технических наук, доцент, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж; Иван Владимирович Битюцких, кандидат педагогических наук, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Аннотация
Цель - разработка и экспериментальное обоснование тактических комбинаций, направленных на повышение технико-тактической подготовленности игроков студенческой сборной команды