Научная статья на тему 'Анализ эффективности эксплуатационных показателей систем раннего предупреждения приближения к земле'

Анализ эффективности эксплуатационных показателей систем раннего предупреждения приближения к земле Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
305
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / СРППЗ / SAFETY / TAWS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Громнюк П.В., Коршуненко М.В., Утемишев Д.К.

В процессе обеспечения воздушного движения одной из важных задач является сигнализация приближения воздушного судна к земле. Именно эта система предназначена для своевременного предупреждения экипажа о попадании в ситуацию, развитие которой может привести к непреднамеренному столкновению самолета с земной или водной поверхностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEST THE EFFICIENCY OF OPERATIONAL INDICATORS OF EARLY WARNING SYSTEMS CLOSER TO THE GROUND

In the process of providing air traffic of one of the most important tasks is the security of an aircraft approaching to land. This system is designed for early warning of the crew gets into a situation, the development of which can lead to neprednomerennomu stloknoveniyu aircraft to land or water.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности эксплуатационных показателей систем раннего предупреждения приближения к земле»

Секция ««Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

УДК 629.7.058.6

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРИБЛИЖЕНИЯ К ЗЕМЛЕ

П. В. Громнюк, М. В. Коршуненко, Д. К. Утемишев Научный руководитель - В. М. Мусонов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: Gromnuk@mail.ru

В процессе обеспечения воздушного движения одной из важных задач является сигнализация приближения воздушного судна к земле. Именно эта система предназначена для своевременного предупреждения экипажа о попадании в ситуацию, развитие которой может привести к непреднамеренному столкновению самолета с земной или водной поверхностью.

Ключевые слова: безопасность полетов, СРППЗ.

TEST THE EFFICIENCY OF OPERATIONAL INDICATORS OF EARLY WARNING SYSTEMS CLOSER TO THE GROUND

P. V. Gromnyuk, M. V. Korshynenko, D. K. Utemishev Scientific Supervisor - V. M. Musonov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: Gromnuk@mail.ru

In the process of providing air traffic of one of the most important tasks is the security of an aircraft approaching to land. This system is designed for early warning of the crew gets into a situation, the development of which can lead to neprednomerennomu stloknoveniyu aircraft to land or water.

Keywords: safety, TAWS.

Российские операторы, работающие за рубежом столкнулись с проблемой: предписанная пунктом 5.76 ФАП 128 обязательность установки СРППЗ в один момент ограничила эксплуатацию всего парка российских вертолетов, уже сертифицированных по ППП, закрыв им дорогу к зарубежным контрактам. Фактически ущерб был нанесен конкурентным преимуществам и репутации самого российского парка вертолетов. Заказчики авиауслуг с использованием российской техники теперь вынуждены были выбирать ВС зарубежного производства, не имеющих ограничений по ППП.

• Цель научной статьи выявление наиболее оптимальной системы СРППЗ для воздушных судов типа Ми-8АМТ путем сравнительного анализа двух систем TTA-12 и Sandel ST3400H (см. рисунок).

В 70-х годах прошлого столетия была разработана система сигнализации опасной скорости сближения с землей (ССОС), которая позволила повысить безопасность полетов, выдавала сигнализацию об опасной ситуации в четырех режимах и обеспечивала в определенных ситуациях возможность ухода от наземного препятствия.

Режимы ССОС:

1. Чрезмерная скорость снижения.

2. Чрезмерная скорость сближения с земной поверхностью.

3. Недопустимая потеря высоты после взлета или при уходе на второй круг.

4. Полет вблизи земли не в посадочной конфигурации.

Система предупреждения приближения к земле СППЗ (GPWS) представляла собой модификацию системы ССОС и использовала дополнительные режимы.

Режимы СППЗ:

5. Превышение допустимого отклонения вниз от радиотехнической глиссады при заходе на посадку.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1

6. Превышение порогового значения разности геометрической и относительной барометрической высоты.

Следующим усовершенствованием систем предупреждения приближения земли (СППЗ) стало расширение функциональных возможностей за счет режимов раннего предупреждения приближения земли (РППЗ):

Режимы РППЗ:

7. Оценка рельефа местности в направлении полета.

8. Преждевременное снижение при заходе на посадку.

Новые режимы работы системы базировались на использовании информации от спутникового приемоизмерителя, бортовых датчиков первичной информации и баз данных рельефа местности, искусственных препятствий, данных ВПП.

Сегодня на первый план в этой области стала выдвигаться функция раннего предупреждения приближения к поверхности. За рубежом системы с этой функцией обозначаются как EGPWS (Enhanced Ground Proximity Warning System) - усовершенствованные системы предупреждения земли. EGPWS отличается наличием обширной встроенной базы данных о рельефе местности, что по оценке зарубежных специалистов является значительным шагом вперед по сравнению с обычными системами GPWS, которые работают на основе данных бортового радиовысотомера [1].

С технической точки зрения раннее предупреждение осуществляется путем вывода на экран дополнительно устанавливаемого в кабине пилотов устройства данных о высоте профиля местности, над которой пролетает самолет. Высотный профиль при этом вводится в вычислитель в виде базы данных, созданной на основе электронной карты местности. Таким образом, к традиционному высотомеру добавляется упреждающая поправка по высоте.

Что касается наших отечественных разработчиков бортового оборудования. Реальной системы с функцией оценки рельефа местности в направлении полета, которую можно сейчас приобрести, у них нет. Речь может идти только об изготовлении единичных экземпляров, и то на основании предварительного заказа, а времени для массового переоснащения уже не осталось [2].

Внешний вид индикатора системы Sandel ST3400H

Решением этой проблемы является создание современных полноценных бортовых систем. Идея заключается в том, что все системы навигации и пилотирования должны базироваться на бортовом компьютере-вычислителе, едином интерфейсе и едином программном обеспечении, составляя тем самым интегрированную бортовую систему. Этот комплекс должен стать логичным продолжением КСЦПНО - комплексной системы цифрового пилотажно-навигационного оборудования. Такой подход позволяет получить максимальную унификацию составных частей и, тем самым, высокую надежность борта и экономическую эффективность его производства [2].

Ещё одним решением является дальнейшее усовершенствование EGPWS путем объединения ее с TCAS, метеорадиолокатором RDR-4BX и навигационными РЛС в единую комплексную систему предотвращения критических ситуаций в полете. Такой бортовой комплекс, объединяющий в себе все системы, обеспечивающие безопасность полета, сможет немедленно предупреждать экипаж о любой надвигающейся опасности. Что во много раз сократит авиационные происшествия.

Двумя ключевыми проблемами при внедрении системы GPWS/СРПБЗ ТТА-12 для вертолетов взлетной массой свыше 5700 кг для коммерческих полетов по ППП в России, стали отсутствие про-

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

цедуры верификации данных по препятствиям и астрономическая стоимость продукта. Предложение Aviation Partners Group по этим двум позициям обладает завидной коммерческой и операционной адекватностью: с одной стороны, приемлемое по цене оборудование Sandel Avionics, с другой - отданный на аутсорсинг опытным компаниям сбор данных для актуальных баз по подстилающей поверхности.

Библиографические ссылки

1. Воробьев В. Г., Глухов В. В., Кадышыв И. К. Авиационные приборы, информационно-измерительные системы и комплексы. М. : Транспорт, 1992.

2. Верещака А. И., Олянюк П. В. Авиационное радиооборудование : учебник для вузов. М. : Транспорт, 1996.

© Громнюк П. В., Коршуненко М. В., Утемишев Д. К., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.