Анализ эффективности деятельности субъектов РФ в области здравоохранения
Ксенофонтов Александр Семенович
к.ф.-м.н., доцент, доцент кафедры Компьютерных технологий и информационной безопасности института искусственного интеллекта и цифровых технологий Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. Бербекова, A_ksenofontov@mail.ru
Камалетдинов Анвар Шагизович
к.ф.-м.н., доцент, доцент Департамента математики, Финансового университета при Правительстве РФ, ASHKamaletdinov@fa.ru
Ксенофонтов Андрей Александрович
к.ф.-м.н., доцент, доцент Департамента менеджмента и инноваций, Финансового университета при Правительстве РФ, AAKsenofontov@fa.ru
В настоящее время мировая экономика функционирует в трудных условиях, в том числе, вызванных сложным международным положением и пандемией СОУЮ-19. Страны с развитой системой здравоохранения справляются с последствиями влияния вируса более эффективно. Пандемия затронула и наше государство. С различной степенью готовности отреагировали на распространение эпидемии регионы России. В работе проведена оценка экономический деятельности субъектов РФ в области здравоохранения. Предметом исследования выступили 85 регионов России, а объектом - вид экономической деятельности «Здравоохранение». Научные изыскания базируются на статистических методах исследований, в роли частно-научного метода использован индексный метод. Данные для анализа получены с порталов Федеральной налоговой службы РФ и Росстата. На основе проведенных исследований получено распределение субъектов федерации по индикатору «Здравоохранение». Установлены наиболее сильные и слабые регионы страны по рассматриваемому индикатору. Ключевые слова: государственное управление, статистика, экономика, налоги, индексный метод
В настоящее время мировая экономика функционирует в трудных условиях, в том числе, вызванных сложным международным положением и пандемией СОУЮ-19. Страны с развитой системой здравоохранения справляются с последствиями влияния вируса более эффективно. Пандемия затронула и наше государство. С различной степенью готовности отреагировали на распространение эпидемии регионы России. Субъекты с более развитой системой здравоохранения более эффективно справляются с влиянием вируса. В сложившейся обстановке успешно работающая система здравоохранения является основой экономической безопасности Российской Федерации в целом и ее регионов в частности.
Все отрасли народного хозяйства, функционирующие на территории нашей страны, распределены по видам экономической деятельности (ВЭД). Данное распределение представлено в Общероссийском классификаторе ВЭД (ОКВЭД) [4]. Укрупненно в классификаторе выделены четырнадцать экономических отраслей. Отдельно выделена «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (код - 1420). Исходя из выдвинутого выше тезиса, в статье будет изучено функционирование всех регионов России в области ВЭД 1420.
В соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности», утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст в редакции от 26.07.2022 [4] раздел «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» включает широкий спектр мероприятий - от медицинской помощи, которую обеспечивает обученный медицинский персонал в больницах и других организациях, а также деятельности по уходу по месту жительства охраны здоровья человека, до социальных услуг без привлечения специалистов в области здравоохранения. Раздел рассматривает: деятельность диагностических стационаров и больниц, общих или специализированных, хирургических, психиатрических и наркологических лечебниц, санаториев, профилакториев, частных медицинских лечебниц, интернатов, психиатрических клиник, центров реабилитации, лепрозориев и прочих организаций здравоохранения, которые имеют жилые помещения и проводят диагностику, обеспечивают лечение стационарных больных с любыми медицинскими показаниями.
Целью реализации исследований является анализ эффективности функционирования восьмидесяти пяти субъектов РФ в ВЭД «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг». Все субъекты федерации рассмотрены, как объект анализа, а ВЭД 1420 является предметом проводимых исследований. Специальными методами исследований явились статистические методы. В роли частнонаучного использован индексный метод. Данные для анализа представлены на сайтах Росстата [1] и Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ [2].
Проводимые далее расчёты будут основаны на данных о налоговых доходах (НД) и численности занятого
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
см см о см
о ш т
X
<
т О X X
населения (ЗН) по каждому субъекту РФ. Рассматриваемая информация представлена в статистических отчетах ФНС РФ [2] и сборниках Росстата [1]. Для сравнения исследования проведены для 2018 и 2020 гг. Применению индексного метода для анализа ситуации, сложившейся в региональной экономике, посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей. Авторами статьи был разработан относительный интегральный показатель интенсивности налоговых поступлений. В статье [3, с. 142] описано создание и прикладное использование предложенного показателя.
Введенный в работе [3] индикатор - это отношение суммарного НД к численности ЗН по любому из восьмидесяти пяти регионов. Так как ФНС РФ и Росстат представляют детализацию интересующих нас данных по ВЭД, то возможно создание четырнадцати групп индикаторов (каждая группа соответствует определенному ВЭД), содержащих восемьдесят пять субъектов в каждой. В нашем случае будет исследовано две группы: индикатор - 1010 (соответствует суммарному НД) и инди-катор-1420 (ВЭД «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг»).
Рассматривая индикатор-1010 в 2018 г., т.е. в благополучный допандемийный период, можно увидеть, что его значение варьирует от 30,86 в г. Москве до -11,74 в Республике Ингушетии. Размах вариации составил 42,60. Данные обстоятельства говорят об исключительно неравномерном расслоении экономического развития регионов страны. Нулевая отметка соответствует среднему значению показателя по стране. При этом выше нуля сосредоточены 28 регионов (стабильные лидеры), а ниже - 57 (аутсайдеры). Полученное распределение поможет разделить субъекты РФ на три укрупненных кластера. Можно выделить кластер субъектов опережающего развития, кластер субъектов среднего уровня развития и кластер отстающих в развитии субъектов.
Наиболее экономически развитыми субъектами являются: г. Москва (ранг - 1; значение индикатора 1010 -30, 86), Ямало-Ненецкий АО (2; 25,94), г. Санкт-Петербург (3; 24,22) и Ненецкий АО (4; 23,31). К субъектам, показывающим средний уровень развития по стране, можно отнести, например: Пермский край (20; 2,34); Хабаровский край (21; 1,60); Свердловскую область (22; 1,01); Республику Татарстан (23; 0,96298) и Краснодарский край (24; 0,87). Кластер отстающих в развитии субъектов замыкают: Чеченская Республика (84; -11,41) и Республика Ингушетия (ранг 85; -11,74).
Проведем оценку экономической активности деятельности субъектов по ВЭД 1420 «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг». Индика-тор-1420 может описать картину, отражающую степень развития предоставления медицинских услуг среди субъектов РФ. На основе проведенных расчётов была построена таблица 1. В ней представлены расчетные значения индикатора-1420 для всех регионов нашего государства.
Из таблицы 1 следует, что значение индикатора-1420 в 2018 г. варьирует от 3,65 в Чукотском АО до -1,00 в Республике Дагестан. Размах вариации составил 4,65. Данные говорят об относительно незначительном расслоении субъектов по рассматриваемому ВЭД и данное расслоение значительно меньше, чем по индикатору-1010. Выше значения среднего уровня расположены двадцать четыре, а ниже шестьдесят один субъект (таблица 2).
Таблица 1
Эффективность функционирования субъектов РФ в ВЭД 1420 «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» в 2018 г.
Ранг1420 Субъект РФ Инд. 1420 Ранг 1420 | Субъект РФ Инд. 1420 Ранг1420 | Субъект РФ Инд. 1420
1 Чукотский АО 3,65 30 Респ. Татарстан -0,12 59 Белгородская обл. -0,52
2 г. Москва 3,24 31 Пермский край -0,13 60 Воронежская обл. -0,53
3 Ненецкий АО 2,86 32 Респ. Бурятия -0,17 61 Респ. Мордовия -0,53
4 Ямало-Ненецкий АО 2,64 33 Забайкальск. край -0,18 62 Липецкая обл. -0,53
5 Ханты-Мансийск АО 2,57 34 Респ. Башкортостан -0,20 63 Оренбургская обл. -0,54
6 Камчатский край 2,19 35 Вологодская обл. -0,24 64 Астраханская обл. -0,55
7 Сахалинская обл. 2,18 36 Респ. Тыва -0,24 65 г.Севастополь -0,57
8 Магаданская обл. 2,00 37 Ярославская обл. -0,26 66 Чувашская Респ. -0,57
9 Респ. Саха-Якутия 1,51 38 Удмуртская Респ. -0,26 67 Тамбовская обл. -0,66
10 г. Санкт-Петербург 1,43 39 Респ. Крым -0,26 68 Костромская обл. -0,67
11 Московская обл. 1,28 40 Новгородская обл. -0,27 69 Алтайский край -0,67
12 Мурманская обл. 0,96 41 Челябинская обл. -0,27 70 Респ. Адыгея -0,67
13 Хабаровский край 0,56 42 Калужская обл. -0,27 71 Брянская обл. -0,68
14 Респ. Коми 0,34 43 Тульская обл. -0,29 72 Курганская обл. -0,69
15 Тюменская 0,31 44 Ростовская -0,35 73 Ивановская -0,71
обл. обл. обл.
16 Амурская обл. 0,26 45 Самарская обл. -0,35 74 Ульяновская обл. -0,72
17 Архангельская обл. 0,21 46 Нижегородская обл. -0,36 75 Кировская обл. -0,72
18 Ленинградская обл. 0,19 47 Ставропольск. край -0,36 76 Респ. Марий Эл -0,73
19 Свердловская обл. 0,10 48 Владимирская обл. -0,37 77 Саратовская обл. -0,77
20 Приморский край 0,09 49 Пензенская обл. -0,38 78 Респ. Калмыкия -0,78
21 Томская обл. 0,08 50 Тверская обл. -0,40 79 Орловская обл. -0,81
22 Иркутская обл. 0,03 51 Рязанская обл. -0,41 80 КБР -0,81
23 Респ. Карелия 0,03 52 Курская обл. -0,43 81 Респ. Ингушетия -0,86
24 Новосибирская обл. 0,01 53 Кемеровская обл. -0,43 82 РСО - Алания -0,88
25 Еврейская АО -0,02 54 Смоленская обл. -0,45 83 КЧР -0,91
26 Краснодарский край -0,04 55 Респ. Алтай -0,45 84 Чеченская Респ. -0,97
27 Калининградская обл. -0,04 56 Омская обл. -0,46 85 Респ. Дагестан -1,00
28 Красноярский край -0,09 57 Волгоградская обл. -0,51
29 Респ. Хакасия -0,11 58 Псковская обл. -0,51
/Источник: значения индикатора-1420 рассчитаны автором по данным [1;2]
По таблице 2 построим рисунок 1, визуально отображающий распределение регионов России по индика-тору-1420 в 2020 г. По оси абсцисс отложено значение индикатора-1420, а по оси ординат - ранги восьмидесяти пяти субъектов федерации. Нулевая отметка соответствует среднему уровню индикатора по стране.
Таблица 2
Налоговый доход и индикатор эффективности функционирования субъектов РФ в ВЭД 1420 «Деятельность в обла-
Ранг 1420 Субъект Центрального федерального округа 1420 -НД Индекс 1420 Ранг 1420| Субъект Центрального федерального округа 1420 -НД Индекс 1420
1 Чукотский АО 417 730 3,62 44 Удмуртская Республ. 2 731 824 -0,39
2 г. Москва 62 056 122 3,36 45 Республика Тыва 729 618 -0,40
3 Ямало-Ненецкий АО 3 234 785 3,12 46 Курская область 2 052 132 -0,43
4 Ненецкий АО 291 498 2,55 47 Кемеровская область 5 204 901 -0,44
5 Сахалинская область 3 348 253 2,46 48 Пензенская область 2 057 381 -0,45
6 Ханты-Ман-сийск.АО-Югра 9 533 045 2,34 49 Ростовская область 6 640 456 -0,45
7 Камчатский край 1 754 594 2,06 50 Тверская область 2 145 666 -0,46
8 Магаданская область 1 066 309 1,88 51 Волгоградская область 3 870 333 -0,46
9 Республика Саха (Якутия) 4 466 433 1,62 52 Нижегородская обл. 5 567 402 -0,47
10 Московская область 23 483 743 1,34 53 Рязанская область 1 846 279 -0,47
11 г. Санкт-Петербург 20 916 292 1,23 54 Ульяновская область 2 129 332 -0,48
12 Мурманская область 2 884 635 0,80 55 Омская область 3 587 128 -0,48
13 Хабаровский край 3 907 994 0,38 56 Псковская область 1 037 856 -0,49
14 Республика Коми 2 805 845 0,32 57 Белгородская область 2 675 808 -0,49
15 Амурская область 2 161 816 0,31 58 Воронежская область 4 088 261 -0,49
16 Свердловская область 10 316 534 0,27 59 Владимирская область 2 095 833 -0,49
17 Тюменская область 3 922 725 0,25 60 Республика Крым 3 846 509 -0,52
18 Приморский край 4 689 247 0,25 61 Астраханская область 1 907 602 -0,53
19 Архангельская область 3 138 338 0,22 62 Смоленская область 1 689 973 -0,53
20 Ленинградская область 3 187 791 0,20 63 Ставропольский край 4 971 873 -0,54
21 Республика Карелия 1 572 803 0,08 64 Липецкая область 1 952 583 -0,57
22 Томская область 2 541 964 0,07 65 Чувашская Республика 1 782 970 -0,57
23 Новосибирская область 5 998 454 0,02 66 Оренбургская область 3 147 804 -0,58
24 Красноярский край 7 560 345 0,01 67 Республика Калмыкия 448 993 -0,59
25 Иркутская область 5 712 862 -0,01 68 Саратовская область 4 015 383 -0,60
26 Еврейская АО 419 687 -0,06 69 Брянская область 1 740 884 -0,64
27 Республика Хакасия 1 125 823 -0,07 70 Курганская область 1 340 795 -0,64
28 Республика Бурятия 2 102 649 -0,09 71 Республика Мордовия 1 257 705 -0,66
29 Республика Алтай 520 182 -0,09 72 Алтайский край 3 777 421 -0,68
30 Калининградская область 2 128 305 -0,11 73 Орловская область 1 121 785 -0,71
31 Краснодарский край 13 336 646 -0,12 74 Кировская область 2 124 409 -0,71
32 Пермский край 4 696 866 -0,14 75 Тамбовская область 1 406 188 -0,71
33 Вологодская область 2 301 254 -0,16 76 Республика Адыгея 598 623 -0,72
34 Республика Башкортостан 7 350 501 -0,18 77 Республика Марий Эл 929 944 -0,72
35 Республика Татарстан 6 814 942 -0,18 78 Костромская область 937 085 -0,73
36 Челябинская область 6 758 544 -0,25 79 Республика СО Алания 955 567 -0,76
37 Забайкальский край 2 351 021 -0,26 80 Ивановская область 1 502 174 -0,77
38 Калужская область 1 728 993 -0,27 81 Карачаево-Черк. Респ. 540 390 -0,78
39 Новгородская область 1 091 848 -0,28 82 Чеченская Республика 1 434 293 -0,88
40 Тульская область 2 661 126 -0,30 83 Кабардино-Балк. Респ. 1 044 802 -0,89
41 Самарская область 6 255 481 -0,30 84 Республика Дагестан 2 921 004 -0,91
42 Ярославская область 2 548 425 -0,31 85 Республика Ингушетия 485 566 -0,92
43 г.Севастополь 778 074 -0,36
/Источник: значения индикатора-1420 рассчитаны автором по [1;2]
1 | Ранг субъ екта
■
\ ■ Деятель ность в обл асти здраво охранения
\
\
\
г ■■
5 йя
3
Л
*
\ 8
■
■ ■ ■ ■
-9— ■ ■ ■ ■
-2 -10 12 3 4
Индикатор 1420
Рисунок 1 - Распределение субъектов РФ по индикатору 1420 в 2020 г.
/Источник: распределение рассчитано автором на основе данных [1;2]
Как было показано выше, наиболее эффективно в рассматриваемом ВЭД функционирует Чукотский АО. Величина индикатора-1420 в данном округе составила в 2018 г. 3,65, а в 2020 г. величину 3,62. Для сокращения записи здесь и ниже эти данные будут записаны через знак наклонной черты: (3,65/3,62). Вторую позицию, с величиной показателя в (3,24/3,36), занял город федерального значения Москва. Далее следуют: Ямало-Ненецкий АО (величина индикатора-1420 - 2,86/3,12); Ханты-Мансийский АО (2,57/2,34); Камчатский край (2,19/2,06); Сахалинская область (2,18/2,46); Магаданская область (2,00/1,88); Респ. Саха-Якутия (1,51/1,62) и город Санкт-Петербург (1,43/1,23). Московская область с показателем 1,34 в 2020 г. опередила Санкт-Петербург с индикатора-1420 равным 1,23.
В Чукотском АО по ВЭД-1420 было собрано в 2018 г. 364 440 тысяч рублей НД, а в 2020 г. 417 730 тысяч рублей и было задействовано 2,1 тысяч человек. В г. Москве по рассматриваемому ВЭД было получено в 2018 г. 51 772 871 тысяч рублей НД и задействовано 321 тысяча человек, а в 2020 г. 62 056 122 тысяч рублей при занятости в 326,7 тысячу человек. В г. Санкт-Петербург
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
CN СЧ О
cs
О Ш
m
X
<
m о x
X
налоговые поступления по ВЭД-1420 составили 17 663 916/20 916 292 тысяч рублей, а ЗН - 164,6/180,3 тысяч человек.
Таким образом, в Чукотском АО Пандемия из-за малой концентрации и особенностей образа жизни трудоспособного населения на собираемости налога и инди-каторе-1420 практически не сказалась. В г. Москва при существенном повышении затрат на здравоохранение и, как следствие, собираемости соответственного налога эффективность функционирования оказалась стабильно высокой, а в г. Санкт-Петербург, несмотря на поступления средств и повысившуюся собираемость налога ВЭД-1420, эффективность функционирования (индикатор ВЭД 1420) понизился на 15%.
Наименьшее значение в 2018 г. данный показатель имел в Республике Дагестан (-1,00), а в 2020 г. в Республике Ингушетия, когда величина индикатора-1420 в регионе составила -0,92. В Республике Дагестан в рассматриваемом ВЭД было занято 69,6 тысяч ЗН, которые принесли 2 439 864 тысяч рублей НД. Незначительно лучшее положение имеют: Чеченская Республика (величина индикатора-1420 составляет -0,97/-0,88); Карачаево-Черкесская Республика (-0,91/-0,78); РСО-Алания (-0,88/-0,76); Республика Ингушетия (-0,86/-0,92); Кабардино-Балкарская Республика (-0,81/-0,89); Орловская область (-0,81/-0,71); Республика Калмыкия (-0,78/-0,59) и Саратовская область (-0,77/-0,60). Как видно, значительная часть отстающих субъектов за двухлетний период Пандемии существенно улучшили показатели по ВЭД-1420. Одновременно в кластере субъектов среднего уровня развития за этот срок индекс практически не изменился.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в работе проведен анализ эффективности деятельности всех регионов РФ по налоговому доходу в ВЭД «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг». На основе предложенного индикатора получено распределение восьмидесяти пяти субъектов по ВЭД 1420. Оценив результаты ВЭД 1420 в 2020 г., сделан вывод: стабильно и наиболее эффективно функционировали Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округи, где существует высочайший уровень собираемости налогов при минимальной плотности занятого населения. Также высокую эффективность деятельности имеет г. Москва. Наименее эффективно функционируют шесть северокавказских республик с высокой плотностью населения, Ивановская и Костромская области. Кроме того, приведенные многочисленные примеры позволяют сделать вывод: индекс ВЭД является хорошим инструментом диагностики и сравнительного анализа состояния регионов России.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - М.: Росстат, / Режим доступа: http://www.gks.ru, дата обращения: 21.09.2020).
2. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] - М.: ФНС России, 2005-2017 - Режим доступа: http://www.nalog.ru, дата обращения: 21.09.2020).
3. Ксенофонтов, А.А. Интегральный показатель интенсивности налоговых поступлений / А.А. Ксенофонтов, А.Ш. Камалетдинов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. -№2. -С.142-148.
4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1633 20/]
5. Ксенофонтов, А.А. Мониторинг социально-экономической деятельности регионов России / А.А. Ксенофонтов // Инновации и инвестиции. 2022. № 5. С. 249255.
6. Камалетдинов, А.Ш. Анализ эффективности функционирования вида экономической деятельности "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" / А.Ш. Камалетдинов, А.А. Ксенофонтов// Самоуправление. 2022. № 1 (129). С. 300-304.
7. Ксенофонтов, А.А. Анализ эффективности функционирования регионов России в отраслях сельского хозяйства / А.А. Ксенофонтов // Самоуправление. 2022. № 3 (131). С. 458-463.
8. Камалетдинов, А.Ш. Оценка равномерности экономического развития регионов России / А.Ш. Камалетдинов, А.А. Ксенофонтов // Самоуправление. 2021. № 1 (123). С. 248-252.
Analysis of the effectiveness of Russian Federation subjects in the field of healthcare
Ksenofontov A.S., Kamaletdinov A.Sh., Ksenofontov A.A. Kabardino-Balkarian State University, Financial University under the
Government of the Russian Federation JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
The global economy is currently operating under difficult conditions, including those caused by the difficult international situation and the COVID-19 pandemic. Countries with advanced health systems are coping more effectively with the effects of the virus. The pandemic has also affected our state. The regions of Russia reacted to the spread of the epidemic with varying degrees of readiness. The paper assesses the economic activity of the constituent entities of the Russian Federation in the field of healthcare. The subject of the study was 85 regions of Russia, and the object was the type of economic activity "Healthcare". Scientific research is based on statistical research methods; the index method is used as a private scientific method. Data for analysis were obtained from the portals of the Federal Tax Service of the Russian Federation and Rosstat. On the basis of the conducted studies, the distribution of subjects of the federation according to the indicator "Healthcare" was obtained. The strongest and weakest regions of the country according to the considered indicator are established. Keywords: public administration, statistics, economics, taxes, index method. References
1. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [E'lektronny'j resurs] -M.: Rosstat, / Rezhim dostupa: http://www.gks.ru, data obrashheniya: 21.09.2020).
2. Federalnaya nalogovaya sluzhba [E'lektronny'j resurs] - M.: FNS Rossii, 2005-2020 - Rezhim dostupa: http://www.nalog.ru, data obrashheniya: 21.09.2020).
3. Ksenofontov, A.A. Integral ny j pokazatel' intensivnosti nalogovy'x postuplenij / A.A. Ksenofontov, A.Sh. Kamaletdinov // Vestnik Universiteta (Gosudarstvenny'j universitet upravleniya). - 2014. -№2. -S.142-148.
4. Obshcherossijskij klassifikator vidov ekonomicheskoj deyatel'nosti. OK 029-2014 (KDES Red. 2) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_163320/]
5. Ksenofontov, A.A. Monitoring social'no-ekonomicheskoj deyatel'nosti regionov Rossii / A.A. Ksenofontov // Innovacii i investicii. 2022. № 5. S. 249-255.
6. Kamaletdinov, A.SH. Analiz effektivnosti funkcionirovaniya vida ekonomicheskoj deyatel'nosti "Deyatel'nost' gostinic i predpriyatij obshchestvennogo pitaniya" / A.SH. Kamaletdinov, A.A. Ksenofontov// Samoupravlenie. 2022. № 1 (129). S. 300-304.
7. Ksenofontov, A.A. Analiz effektivnosti funkcionirovaniya regionov Rossii v otraslyah sel'skogo hozyajstva / A.A. Ksenofontov // Samoupravlenie. 2022. № 3 (131). S. 458-463.
8. Kamaletdinov, A.SH. Ocenka ravnomernosti ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii / A.SH. Kamaletdinov, A.A. Ksenofontov // Samoupravlenie. 2021. № 1 (123). S. 248-252.