Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БИРОБИДЖАН'

АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БИРОБИДЖАН Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортное происшествие / травма / причины / анализ / смертность / транспорт / пешеход. / traffic accident / injury / causes / analysis / death / transport / pedestrian.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Крохалёва Светлана Ивановна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дорожно-транспортными происшествиями на территории города Биробиджан, рассмотрены причины аварий, причины дорожно-транспортного травматизма и смертность людей при ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRAFFIC ACCIDENTS IN THE CITY OF BIROBIDZHAN

The article deals with the issues related to road accidents in the city of Birobidzhan, examines the causes of accidents, causes of road traffic injuries and deaths in road accidents.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БИРОБИДЖАН»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ И СМЕЖНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 656.1.08 (571.621-21) С. И. Крохалёва

АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БИРОБИДЖАН

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дорожно-транспортными происшествиями на территории города Биробиджан, рассмотрены причины аварий, причины дорожно-транспортного травматизма и смертность людей при ДТП.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, травма, причины, анализ, смертность, транспорт, пешеход.

DOI: 10.24412/2227-1384-2024-154-9-14

Автомобильные аварии и катастрофы часто приводят к серьёзным последствиям, таким как травмы и гибель участников, а также материальный ущерб. Эффективная организация и технология аварийно-спасательных работ помогут минимизировать последствия аварий и способствовать повышению безопасности на дорогах.

Тема исследования актуальна и в контексте г. Биробиджан. Биробиджан является административным центром Еврейской автономной области в Российской Федерации. Учитывая климатические условия Дальневосточного региона (сильный снег, гололед, туманы), увеличивается риск аварий и катастроф на дорогах. Биробиджан как административный и культурный центр региона может иметь высокий уровень транспортного потока, особенно в периоды праздников или культурных мероприятий, что увеличивает вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Общеизвестно, что дорожно-транспортное происшествие — это возникшее в процессе движения любых механических транспортных средств и повлекшее за собой повреждение транспортных средств, телесные повреждения людей, гибель людей, материальный или иной ущерб, происшествие [3]. К механическим транспортным средствам от-

Крохалёва Светлана Ивановна — кандидат биологических наук, доцент, декан факультета экономики, экологии и права (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: kroha_si@mail.ru.

© Крохалёва С. И., 2024

9

носятся мопеды, велосипеды, электросамокаты с подвесными двигателями, автомобильный транспорт, мотороллеры, мотоциклы, трамваи, троллейбусы.

Все дорожно-транспортные происшествия делятся на следующие виды: наезд на неподвижные объекты, наезд на людей (пешехода), столкновение автомобилей, опрокидывание транспортного средства, наезд на препятствие, например, опору столба, моста, дерево, ограждение и т. п., наезд на стоящее транспортное средство или велосипедиста, наезд на животное или гужевой транспорт, падение пассажира, при этом пассажир выпадает из транспортного средства и получает травмы, прочие происшествия (сход трамвая с рельсов, падение перевозимого груза на людей и т. п.).

Основными причинами ДТП в большинстве случаев является намеренное или случайное нарушение правил дорожного движения (ПДД) как со стороны водителя, так и со стороны пешехода. Это могут быть: игнорирование правил перехода или проезда перекрёстка, несоблюдение скоростного режима передвижения, проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, выезд на встречную полосу. Вместе с тем существуют и другие причины дорожно-транспортных происшествий, такие как плохое техническое состояние транспортного средства (плохо настроенная тормозная система, не сработавшая подушка безопасности и др.), плохое качество дорожного покрытия, плохие условия погоды (туман, снег, гололёд, сильный дождь), употребление алкогольных напитков. Статистика показывает, что 37 % всех ДТП совершаются в алкогольном опьянении водителей. Общеизвестно, что алкоголь снижает скорость реакции, приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью) [5].

В последнее время частой причиной является общение водителя за рулём с помощью электронных гаджетов (разговор по телефону, просмотр социальных сетей, отправка сообщений и др.) — всё это снижает реакцию водителя на опасность в 6 — 10 раз.

В г. Биробиджан городской транспорт представлен 2 видами: автомобильным и железнодорожным. Вблизи города проходит федеральная автомобильная дорога Р-297 «Амур» Чита — Хабаровск. Функционируют два автодорожных и один железнодорожный мост через реку Бира. В 2007 г. завершено строительство объездной автодороги для транзитного автотранспорта.

Основная часть улично-дорожной сети носит крестообразную форму, состоящую из взаимно пересекающихся широтного и меридианаль-ного направлений. Сформированная сеть магистральных улиц и дорог развита в основном в направлении меридианальных (продольных) транспортных связей.

На территории муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО практически все дороги имеют двухполосное движение, по одной

10

стороне в каждую сторону. В основном, размер проезжих частей колеблется от 5 до 7,5 м, тротуаров — от 1,5 до 2,5 м и более [2].

Уровень автомобилизации муниципального образования растёт с каждым годом до 5 %. Общее количество автотранспорта на территории муниципального образования «Город Биробиджан» в 2020 году оценивается в 16 373 автотранспортных средств [1].

По данным УГИБДД МВД России по ЕАО, за период с 2015 по 2023 годы на территории муниципального образования «Город Биробиджан» зарегистрировано 628 ДТП. На рисунке 1 представлена общая статистика ДТП за период 2015 — 2023 годы [2; 4].

Как видно из рисунка, количество ДТП в городе имеет тенденцию то к снижению, то к увеличению. Так наибольшее количество аварий произошло в 2016, 2018, 2020 и 2023 годах (78, 77, 90 и 84 соответственно). В 2017 и 2019 году произошло наименьшее количество аварий за рассматриваемый период.

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

■ Количество зарегистрированных ДТП

Рис. 1. Количество зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий в г. Биробиджан за период 2015—2023 гг. (составлено автором)

На рисунке 2 представлено разделение аварий по видам происшествий. Как видно из рисунка, наибольшее количество аварий составляют наезд на пешехода и столкновение (43 % и 32 % соответственно), что требует повышенного внимания к безопасности пешеходов на дорогах. Столкновения транспортных средств чаще всего происходят при пересечении транспортных потоков. Другие виды аварий — наезд на велосипедиста, съезд с дороги, опрокидывание — случаются реже, но всё же представляют опасность для жизни всех участников движения.

11

32%

43%

5%

2°%

9°%

4%

I Наезд на пешехода I Опрокидывание I Съезд с дороги I Наезд на препятствие I Иной вид ДТП I Наезд на велосепидиста I Столкновение

Рис. 2. Разделение аварий по видам ДТП в 2023 году (составлено автором)

Основными причинами аварий на дорогах города выступают несоблюдение правил дорожного движения, всё нарастающее увеличение количество автотранспорта и протяжённость сети дорог, плохие погодные условия.

На рисунке 3 показано количество людей, пострадавших и погибших при дорожно-транспортном происшествии.

120 100 80 60 40 20

78

112

90

91

62

3 5

58

3

4

69 72

1 2 3

106

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 ■ Количество погибших в ДТП ■ Количество раненых в ДТП

Рис. 3. Динамика пострадавших и погибших при дорожно-транспортном травматизме

(составлено автором)

0

12

Как видно из рисунка, количество погибших при ДТП практически остаётся на одном уровне и составляет от 3 до 5 человек в год. Такие данные говорят о том, что применяемые меры к нарушителям дорожно-транспортного движения являются эффективными. Вместе с тем нужно отметить, что количество людей получивших травмы на дорогах города остаётся высоким: от 58 человек до 112 в год. За девять лет на дорогах города погибло 27 человек, что в среднем в год составляет 3 человека.

Таким образом, анализ статистических данных за девять лет показал, что наиболее частые причины ДТП в городе — наезд на пешехода и столкновение транспортных средств, что говорит о необходимости соблюдения ПДД как водителями, так и пешеходами. Для снижения количества происшествий на дорогах в городе необходимо совершенствование мер по обеспечению безопасности на дорогах, проведение постоянного мониторинга транспортных аварий, профилактической работы с участниками дорожного движения с целью разработки и внедрения эффективных мер по улучшению дорожной безопасности.

Список литературы

1. Биробиджан [Электронный ресурс] / / Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/birobidzhan-abccac (дата обращения: 14.03.2024).

2. Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) муниципального образования «город Биробиджан» Еврейской автономной области. URL: https://biradm.ru/msu/meriya/ struktura/upravleme-zhilishchno-kommunalnogo-khozyaystva/kompleksnaya-skhema-organizatsii-dorozhnogo-dvizhemya.php (дата обращения: 14.03.2024).

3. Руководство по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП» (утв. МЧС России). URL: https://base.garant.ru/72110774/ (дата обращения: 14.03.2024).

4. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения: статистика // Госавтоинспекция. URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 14.03.2024).

5. Семенова Т. Ю. Основные подходы к безопасности дорожного движения при дорожно-транспортных происшествиях / / Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 23 — 28. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 14.03.2024).

•Jc -Jc -Jc

Krohaleva Svetlana I.

ANALYSIS OF TRAFFIC ACCIDENTS IN THE CITY OF BIROBIDZHAN

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article deals with the issues related to road accidents in the city of Birobidzhan, examines the causes of accidents, causes of road traffic injuries and deaths in road accidents.

Keywords: traffic accident, injury, causes, analysis, death, transport, pedestrian.

DOI: 10.24412/2227-1384-2024-154-9-14

13

References

1. Birobidzhan, Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya (Great Russian Encyclopedia). Available at: https://bigenc.ru/c/birobidzhan-abccac (accessed: 03/14/2024).

2. Kompleksnaya skhema organizatsii dorozhnogo dvizheniya (KSODD) munitsipal'nogo obrazovaniya «gorod Birobidzhan» Yevreyskoy avtonomnoy oblasti (Integrated scheme of traffic management (CSODD) of the municipal formation "city of Birobidzhan" of the Jewish Autonomous Region). Available at: https: / /biradm.ru/msu/meriya/ struktura/ upravlenie-zhilishchno-kommunalnogo-khozyaystva/kompleksnaya-skhema-organizatsii-dorozhnogo-dvizheniya.php (accessed: 03/14/2024).

3. Rukovodstvo po vedeniyu avariyno-spasatel'nykh rabot pri likvidatsii posledstviy dorozhno-transportnykh proisshestviy s komplektom «Tipovykh tekhnologicheskikh kart razborki transportnykh sredstv, deblokirovaniya i izvlecheniya postradavshikh pri likvidatsii posledstviy DTP» (Guidelines for conducting emergency rescue operations during liquidation of the consequences of road accidents with a set of "Typical technological maps for dismantling vehicles, unblocking and extracting victims during liquidation of the consequences of road accidents"), approved by the Ministry of Emergency Situations of Russia. Available at: https://base.garant.ru/72110774/ (accessed: 03/14/2024).

4. Information on road safety indicators: statistics [Svedeniya o pokazatelyakh sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: statistika], Gosavtoinspektsiya (State Traffic Inspectorate). Available at: http://stat.gibdd.ru (accessed: 03/14/2024).

5. Semenova T. YU. Basic approaches to road safety in case of road traffic accidents [Osnovnyye podkhody k bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya pri dorozhno-transportnykh proisshestviyakh], Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya, 2022,

no. 3, pp. 23 — 28. Available at: https://cyberleninka.ru/ (accessed: 03/14/2024).

* * *

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.