Анализ доходов и расходов Международного Олимпийского комитета
Analysis of revenues and expenses of the International Olympic Committee
Боталова А. И.
Студент 3 курса, экономический факультет, Пермский государственный научный исследовательский университет,
РФ, г. Пермь. e-mail: anast.botalova@yandex. ru
Botalova A.
3rd year student, faculty of economics, Perm state university, Russia, Perm. e-mail: anast.botalova@yandex. ru
Аннотация.
Одно из самых значимых спортивных мероприятий современного мира - Олимпийские игры. Крайне важным аспектом обеспечения качественного проведения соревнований является финансирование и маркетинг. Организационные комитеты и спортивные федерации могут сталкиваться с проблемами в этой сфере. Распоряжение огромными денежными суммами требует профессионального и внимательного отношения. На помощь приходит Международный олимпийский комитет и его Маркетинговая комиссия, которые разрабатывают маркетинговую программу, направленную на указание источников и путей расходования доходов от проведения Олимпиады. В статье проанализирована структура доходов МОК, а также пути расходования денежных средств.
Annotation.
One of the most significant sport events of the modern world is the Olympic Games. An extremely important aspect of ensuring the quality of the competition is financing and marketing. Organizational committees and sports federations may face problems in this area. Managing huge sums of money requires a professional and attentive attitude. The International Olympic Committee and its Marketing Commission come to the rescue, who are developing a marketing program aimed at indicating the sources and ways of spending income from the Olympics. The article analyzes the IOC revenue structure, as well as ways of spending money.
Ключевые слова: Олимпийские игры, Международный олимпийский комитет, маркетинг, доходы, расходы.
Key words: Olympic Games, International Olympic Committee, marketing, revenues, expenses.
Олимпийские игры - событие огромного масштаба, которое оказывает влияние на разные сферы жизни как страны-хозяйки, так и всего мира. Особый общественный интерес всегда вызывала финансовая сторона проведения Олимпиады. Для обеспечения высокого уровня этого мероприятия требуются значительные денежные вложение.
Решить эту проблему позволяет тщательное планирование финансирования и маркетинговой деятельности, которое осуществляет и страна-хозяйка, и Международный олимпийский комитет (МОК). Более того, МОК ежегодно выпускает специальный документ о маркетинговой политике, в котором представляет финансовую деятельность олимпийского движения, а именно: обзор олимпийского маркетинга, программу глобального олимпийского спонсорства (партнерства), структуру олимпийского вещания, информацию о продаже билетов на Олимпийские игры, правила олимпийского лицензирования, а также дополнительные факты о МОК и о последних и предстоящих играх Олимпиады. Олимпийские маркетинговые программы меняются и совершенствуются в течение каждого цикла, подчиняясь разным условиям и отражая соответствующие особенности.
Кроме того, существует Маркетинговая комиссия МОК, которая с помощью своих идей и рекомендаций должна обеспечить финансовую стабильность олимпийского движения. Перед Комиссией стоят определенные задачи:
• изучать возможные источники доходов МОК и олимпийского движения, обеспечивая при этом контроль над спортивным руководством;
• давать рекомендации Исполнительному совету МОК в отношении маркетинга и связанных с ним программ;
• осуществлять мониторинг реализации маркетинговых и смежных программ МОК и сообщать об этом Исполнительному совету МОК;
• изыскивать средства максимизации потенциальных выгод для олимпийского движения, доступных через сотрудничество с партнерами по маркетингу.
В наши дни Олимпийские игры стали одним из самых ярких и прибыльных событий спортивной индустрии. Маркетинговые программы МОК основываются на целях, позволяющих справедливо и эффективно распределить доход. К этим целям относится:
• распределение дохода между всеми участниками олимпийского движения и оказание финансовой поддержки спорта в развивающихся странах;
• развитие успешной деятельности Организационных комитетов Олимпийских игр;
• обеспечение причастности к Олимпийским играм максимально возможного количества людей во всем мире, главным образом через телетрансляции;
• защита и продвижение справедливости в соответствии с олимпийскими идеалами;
• создание и поддержание долгосрочных маркетинговых программ;
• получение поддержки олимпийских партнеров по маркетингу.
Доход МОК от Олимпиады формируется из различных источников:
• олимпийская программа спонсорства (партнерства);
• сотрудничество в области вещания;
• официальная программа МОК в сфере поставок и лицензирования;
Более того, Национальные олимпийские комитеты (НОК), Организационные комитеты и Международные федерации олимпийских видов спорта реализуют собственные коммерческие программы, в том числе получение денег от местных спонсоров, продажа билетов и лицензирование в принимающей стране.
По данным за 2013-2016 годы, наиболее прибыльными элементами маркетинговой деятельности МОК оказались продажа прав на трансляцию и программы глобального спонсорства (см. рис. 1). Олимпийские игры в Пхёнчхане транслировались более чем в 200 странах, а в текущей программе партнерства принимают участие 13 всемирно известных компаний (Coca-Cola, Alibaba, Atos, Bridgestone, Dow, GE, Intel, Omega, Panasonic, Procter & Gamble, Samsung, Toyota, Visa).
Права на трансляцию
Олимпийская программа партнерства
Другой доход Другие права
Рисунок 1. Источники доходов МОК (2013-2016), %
С каждым новым олимпийским циклом МОК получает все больше денег благодаря спонсорам и продаже вещательных прав, о чем указывает в своей программе (см. рис. 2). Это говорит, с одной стороны, о повышении интереса к спорту и здоровому образу жизни, что привлекает в эту сферу больше внимания, а с другой стороны об увеличении финансовой активности МОК. Он продает вещательные и другие права по все более высоким ценам и заключает многомиллионные спонсорские контракты.
6 000
5 000
4 000
3 000
2 000
1 000
279 1 251
579
1 845
663
2 232
866
2 570
950
3 850
1993-1996 1997-2000 2001-2004 2005-2008 2009-2012 ■ Права на трансляцию ■ Программа партнерства
1 003
4 157
2013-2016
0
Рисунок 2. Доход МОК от трансляций и программы партнерства, млн долл. США
Полученные средства открывают перед Олимпийским комитетом большие возможности, которыми он должен распорядиться в соответствии с олимпийскими ценностями. МОК расходует деньги на разные цели. Например, 90 % своих доходов распределяются среди различных участников олимпийского движения, с целью поддержки проведения Олимпийских игр и содействия развитию спорта во всем мире. Финансовую помощь от МОК получают:
• НОК, для помощи в поддержке собственных спортсменов на национальном и местном уровне;
• Международные спортивные федерации, для продвижения спорта во всем мире;
• отдельные спортсмены и тренеры, в рамках программы олимпийской солидарности;
• Организационные комитеты каждых Олимпийских игр;
• другие олимпийские движения и спортивные организации, способствующие развитию спорта во всем
мире;
• деятельность, проекты и программы МОК, направленные на поддержку проведения Игр и содействию развития спорта и олимпийского движения.
МОК также сохраняет 10 % своих доходов на оперативные и административные расходы по управлению олимпийским движением. [1] С учетом величины получаемых ресурсов, на эти 10 % приходится достаточно большая сумма. При чем налог комитет не платит, так как его штаб-квартира располагается в Швейцарии. У членов МОК нет заработной платы, но есть значительные привилегии (например, ^Б-обслуживание во время проведения Олимпиады). Иногда эти привилегии выходят за рамки разумного. Широкую известность получил скандал с Зимней Олимпиадой в 2002 г. (Солт-Лейк-Сити). Выяснилось, что некоторые члены МОК получили дорогие подарки, бесплатные путешествия, стипендии, пластические операции и рабочие для членов семьи. [4] Проводилось расследование, по итогам которого десять членов МОК были исключены, еще десять были наказаны. Это говорит о серьезной ответственности, которая лежит на МОК при распределении финансовых ресурсов.
Особую роль в использовании денежных средств играет программа олимпийской солидарности. Комиссия МОК по олимпийской солидарности создана для оказания помощи НОК — особенно тем, которые наиболее нуждаются в ней, чтобы иметь возможность осуществлять свои обязанности перед олимпийским движением.
Комиссия по олимпийской солидарности получает долю прав на вещание Олимпийских игр, которые принадлежат НОК, и перераспределяет эти средства путем создания специальных программ. [2] На 2017-2020 годы эта доля составляет 509 млн долл. США. Бюджет реализуется с помощью 21 международной и 5 континентальных программ. [1]
Одной из главных целей МОК является поддержка организации Олимпийских и Зимних Олимпийских игр. Комитет финансирует их с помощью части доходов, полученных благодаря соглашениям о трансляции и спонсорстве.
Летняя Олимпиада считается более масштабным и значимым событием, поэтому суммы, выделяемые на их поддержку, очень велики (см. рис. 3). В ней принимают участие почти все страны мира. К проведению летних соревнований нужно подготовить больше объектов и привлечь больше персонала. Интерес к этому мероприятию также гораздо выше, поэтому такие объемы финансирования понятны и закономерны.
1 531
1800 -
1600 -
1400 -
1200 -
1000 800 600 400 200 0 -
Афины 2004 Пекин 2008 Лондон 2012 Рио 2016
Рисунок 3. Финансовый вклад МОК в поддержку Олимпийских игр, млн долл. США
Зимние Олимпийские игры начали проводиться гораздо позже, поэтому интерес к ним со стороны зрителей не так велик (см. рис. 4). На играх Зимней Олимпиады присутствует меньше видов спорта и меньше участников (по сравнению с летней). МОК вкладывает меньшие денег в их поддержку, чем в летние, однако суммы с каждым годом увеличиваются.
1 374
1 250
965
552
561
900 -833
775
800 -
700 -
600
500 -
400
300 -
200 100 0 -
Солт-Лейк-Сити 2002 Турин 2006 Ванкувер 2010 Сочи 2014
Рисунок 4. Финансовый вклад МОК в поддержку Зимних Олимпийских игр, млн долл. США
Таким образом, сегодня спортивные мероприятия стали не только отличным развлечением или образом жизни, но и способом эффективного сотрудничества. В мире спорта маркетинг, продвижение и реклама являются основными инструментами для получения большой прибыли. [3] Коммерциализация спорта очевидна и с каждым годом только усиливается, поэтому нужно максимально эффективно использовать появляющиеся выгоды.
Одним из наиболее значимых действующих лиц в мире олимпийского спорта является Международный олимпийский комитет. Он генерирует основную часть дохода от проведения соревнований, который затем
распределяет в соответствии со своими целями и задачами. С каждым годом МОК оперирует все большими суммами, поэтому крайне важна прозрачность и справедливость его деятельности.
Список используемой литературы:
1. OLYMPIC MARKETING FACT FILE 2019 // Olympic games URL: https://www.olympic.org/documents/ioc-marketing-and-broadcasting (дата обращения: 03.09.2019).
2. Олимпийская солидарность // Портал МОК URL: https://www.olympic.org/atЫete365/ru/library/олимпийская-солидарность/ (дата обращения: 03.09.2019).
3. Marketing and Promotion of the Olympic Games // The Sport Journal URL: https://thesportjournal.org/article/marketing-and-promotion-of-the-olympic-games/ (дата обращения: 03.09.2019).
4. Финансовые секреты Олимпиады // Вести Экономика URL: https://www.vestifinance.ru/articles/15397 (дата обращения: 10.09.2019).