Научная статья на тему 'Анализ доходной части и пути пополнения бюджета региона (на примере республики Адыгея)'

Анализ доходной части и пути пополнения бюджета региона (на примере республики Адыгея) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1012
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / FINANCE / FINANCIAL RELATIONS / BUDGET / BUDGET PROCESS / BUDGET REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реунова Людмила Валерьевна, Соколова Маргарита Николаевна

В данной статье дана количественная оценка процесса формирования доходной части бюджета республики Адыгея, выявлены проблемы, мешающие росту доходной части бюджета и предложен ряд мер, позволяющих повысить наполняемость бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of income and ways of the budget replenishment of the region (the Republic of Adyghea)12Kuban Institute of Socioeconomics and Law

In this article a quantitative evaluation of the process of formation of the revenue of the budget of the Republic of Adyghea has been made, problems that impede the growth of budget revenues have been identified, and a number of measures to increase the replenishment of the budget have been proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ доходной части и пути пополнения бюджета региона (на примере республики Адыгея)»

УДК 336.14:353(470.621) ББК 65.9(2)26 Р-44

Реунова Людмила Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита финансово-экономического факультета ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет»,e-mail: reunova@rambler.ru;

Соколова Маргарита Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и управления персоналом заочного факультета Кубанского института социоэкономики и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений», e-mail: margu@rambler. ru.

АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ И ПУТИ ПОПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)

(рецензирована)

В данной статье дана количественная оценка процесса формирования доходной части бюджета республики Адыгея, выявлены проблемы, мешающие росту доходной части бюджета и предложен ряд мер, позволяющих повысить наполняемость бюджета.

Ключевые слова: финансы, финансовые отношения, бюджет, бюджетный процесс, доходы бюджета.

Reunova Lyudmila Valerjevna, Candidate of Economics, associate professor of the Department Finance and Credit of the Financial and Economic Faculty of FSBEIHPE "Maikop State Technological University», e-mail: reunova@rambler.ru;

Sokolova Margarita Nicholaevna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economics, Management and HR of the correspondence faculty of Kuban Institute of Socioeconomics and Law (branch) of Educational institution of trade unions of HPE "Academy of Labour and Social Affairs», e-mail: margu@rambler.ru.

ANALYSIS OF INCOME AND WAYS OF THE BUDGET REPLENISHMENT OF THE REGION (THE REPUBLIC OF ADYGHEA)

(Reviewed)

In this article a quantitative evaluation of the process offormation of the revenue of the budget of the Republic of Adyghea has been made, problems that impede the growth of budget revenues have been identified, and a number of measures to increase the replenishment of the budget have been proposed.

Keywords: finance, financial relations, budget, budget process, budget revenues.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социальноэкономическими процессами в обществе. Реализация финансовой политики как цель управления финансами осуществляется посредством государственного регулирования финансовых отношений (доходов, налогов, амортизации и др.).

Таким образом, объектами управления финансов являются виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплением и их использованием. Субъектами управления соответственно выступают организационные структуры, осуществляющие управление. Для государственных финансов это государственные и муниципальные органы, для финансов хозяйствующих субъектов - специальные службы, финансовый аппарат, для финансов домохозяйств - сами домохозяйства.

Количественная оценка процесса организации управления финансами выражается в объемах и пропорциях мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. Например, финансовые потоки, регулируемые государством, в странах с развитой рыночной экономикой составляют от 20 до 50% ВВП (в зависимости от доли социального фактора в экономической политике государств). Наиболее высока доля государства в использовании ВВП в странах с социально ориентированной экономикой.

Финансовая система является важнейшим объектом управления экономикой республики в сферах государственных финансов (бюджет и внебюджетные фонды), страхования, финансовых учреждений, организаций, предприятий.

Основная часть государственных финансов проходит через консолидированный бюджет республики, состоящий из республиканского бюджета и бюджетов городов и районов. По итогам ежегодной оценки Минфином России качества управления региональными финансами в 2011 г.

Адыгея вошла в число 23 субъектов с высоким качеством организации бюджетного процесса [4].

В Адыгее не было крупных финансовых заимствований и банковских кредитов, поэтому она находится в более выгодном положении, чем некоторые регионы.

Реформирование бюджетного процесса в Республике Адыгея началось в 2008 г. В период 2008-2010 гг. созданы правовые основы для внедрения в бюджетный процесс докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, государственных заданий, осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию с разделением бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств, сформирован и утвержден перечень государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Республики Адыгея за счёт средств республиканского бюджета, установлены требования к их качеству, определены процедуры проведения мониторинга потребности услуг и проведения оценки соответствия их качества, проведена подготовительная работа по реорганизации государственных учреждений Республики Адыгея в рамках реализации федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-Ф3 [1].

Однако посткризисная реальность состояния государственных финансов Республики Адыгеи показывает, что недостаточность доходной базы республиканского бюджета в условиях сокращения финансовой помощи Республике Адыгея из федерального бюджета и необходимость обеспечения исполнения принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств приводит к принятию республиканского бюджета с дефицитом и, как следствие, увеличению объёма государственного долга в 2010-2011 годах (таблица 1).

Таблица 1 - Доходы и расходы бюджета РА за 2010-2011 гг. (млн. руб.)

Наименование показателя 2010 г. 2011 г. Процент к 2010 г. 2012 год (утверждено) Процент к 2011 г.

Доходы, всего; 10334,0 10883,8 105,3 9084,8 83,5

в том числе:

- налоговые и неналоговые доходы 3181,6 4002,4 125,8 4712,3 117,7

- дотация на выравнивание 3514,9 3347,4 95,2 3318,1 99,1

Расходы, всего 10673,8 11155,9 104,5 9220,9 82,7

Дефицит (-) / профицит (+) -339,8 - 272,1 80,1 -136,2 -

Государственный долг 1017,9 1567,9 в 1,5 раза 870,7 -

Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты. Конечным результатом достижения данной цели является обеспечение сбалансированности республиканского бюджета в среднесрочной перспективе с учётом имеющихся реальных возможностей мобилизации доходов [5].

В рамках решения вышеуказанной задачи была создана республиканская межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с оплатой труда, соблюдением трудовых прав, а также отдельных вопросов реализации законодательства о налогах и сборах. Также специалисты Минфина РА с 2011 г. проводят выездные совещания в районах в целях выявления резервов для пополнения доходной части, актуализации налогооблагаемой базы.

В рамках разработанной республикой антикризисной Программы было внесено предложение по ускорению утверждения перечня предприятий регионального значения, претендующих на федеральную государственную поддержку. Этот список состоит из трёх предприятий: ЗАО «Картонтара», ОАО «Майкопский редукторный завод» и ОАО «Майкопский машиностроительный завод».

По данным ФНС по РА исполнение консолидированного бюджета за 2012 г. обеспечено на 105,4%. При прогнозе 7,2 млрд. руб. фактически налоговые и неналоговые доходы составили 7,6 млрд. руб. По сравнению с 2011 г. произошло увеличение доходов на 1,1 млрд. руб. или почти на 18%.

За последние годы республике переданы с федерального уровня социальные расходы (отдых детей, содержание ПТУ и т.д.) без источников финансирования, при этом три года подряд снижается дотация.

В структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета основной удельный вес составляет налог на доходы физических лиц (37,6% за 2011 г.). За 1 кв. 2012 г. поступление составило 536,9 млн. руб., что составляет 110,7% к 1 кварталу 2011 г. Задолженность по налогу выросла на 11,5 млн. руб. и на 1 апреля составила 63,3 млн. руб.

Проблема, которая существует по данному налогу, характерна для всей страны. Это выдача заработной платы в конвертах, т.е. уход от налогообложения. Есть еще рабочие места, где зарплата ниже минимальной, хотя по закону это запрещается. Кроме того, есть факты, когда даже в бюджетных учреждениях заработная плата выплачивается, а налог и страховые взносы на нее не перечисляются. Поэтому необходимо активизировать работу в данном направлении.

За 1 кв. 2012 г. поступления в консолидированный бюджет республики налога на прибыль

составили 338,3 млн. руб., рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года -105,2%. Однако существует проблема убыточных предприятий. Их руководители были заслушаны на комиссиях по легализации объектов налогообложения. В результате 89 из них представили уточненные декларации, в которых были уменьшены убытки на 307 млн. руб. После проверок убытки налогоплательщиков уменьшены на 70 млн. руб., доначислено налогов на сумму 5 млн. руб. Задолженность по налогу на 01.04.2012 г. составила 84,5 млн. руб.

Что касается акцизов на алкогольную продукцию, то сумма, поступающая в консолидированный бюджет РА, постепенно растет. И если в 2010 г. она составляла 216,8 млн. руб., то в 2011 г. - 300,4 млн. руб. За 1 кв. 2012 г. эта сумма составила 85,3 млн. руб., однако это больше связано с увеличением ставок налога. Одна из основных проблем отрасли - недозагрузка мощностей. Увеличение загрузки производственных мощностей алкогольной отрасли - один из основных резервов увеличения поступления акцизов.

Министерству экономического развития и торговли РА целесообразно разработать меры дальнейшего увеличения в торговой сети объёмов продаж местной продукции не только через крупные сетевые компании, но и через все магазины, расположенные на территории республики.

В 1 кв. 2012 г. в бюджеты различных уровней поступило 101,1 млн. руб. налога на имущество организации, что в 2 раза превышает уровень поступлений за соответствующий период 2011 г. По уплате налога на имущество организаций предоставлены льготы инвесторам, что способствует повышению инвестиционной привлекательности республики. Однако выпадающие доходы бюджета от этого составили в 2011 г. 62,7 млн. руб. В связи с этим профильному министерству и налоговой службе предложено взять на постоянный контроль вопросы окупаемости бизнес-проектов и выполнения условий инвестиционных соглашений.

В 1 кв. 2012 г. поступление транспортного налога составило 16,4 млн. руб., однако основные поступления налога ожидаются во втором полугодии. Задолженность по этому налогу на 01.04.2012 г. достигает 74,7 млн. руб. В этой ситуации необходимо применять весь комплекс мер по принудительному взиманию налоговой задолженности, постоянно проводить работу по уточнению базы данных для начисления налога. Кроме того, Управлению ГИБДД МВД по РА необходимо обратить пристальное внимание на то, что при регистрации транспортного средства занижается мощность, а налоговые ставки напрямую зависят от этой мощности. И это является резервом налоговых поступлений.

Что касается земельного налога, то за первый квартал этого года его объем составил 23 млн. руб., в задолженности на 1 апреля - 38,2 млн. руб. По состоянию на 1 января 2012 г. в базе данных числится 152,5 тыс. земельных участков, что на 30,1 тыс. больше, чем на 1 января 2011 г. Должна быть продолжена работа по выявлению паевых земель, не стоящих на кадастровом и налоговом учёте.

Налог на имущество физических лиц в 2011 г. поступил всего в сумме 7,5 млн. руб., так как в связи с внесением изменений в федеральное законодательство отменены авансовые платежи по уплате налога. За первый квартал этого года поступило 0,4 млн. руб., задолженность по налогу на 01.04.2012 г. - 10,6 млн. руб. Администрациям муниципальных образований необходимо активизировать разъяснительную работу с населением по оформлению объектов недвижимости.

За 1 кв. 2012 г. в бюджет поступило 4,5 млн. руб. налога на добычу полезных ископаемых, темп роста к 1 кв. 2011 г. - 171,5%. Однако 19 недропользователей не выполняют условия лицензионных соглашений, и стоит вопрос о досрочном прекращении права их пользования недрами. В этой ситуации, по словам министра, необходимо осуществлять постоянный контроль за фактически добываемыми, реализуемыми и декларируемыми в налоговых органах объемами добычи песчано-гравийной смеси и песка. А также выявлять факты сокрытия реальных объемов реализации и применять жесткие штрафные санкции.

Удельный вес налогов на совокупный доход в структуре налоговых и неналоговых доходов составляет 7,9%, в 1 кв. 2012 г. поступило 144 млн. руб., темп роста к январю - марту 2011 г. - 123,7%. Задолженность по налогу на 01.04.2012 г. составляет 91,7 млн. руб. Управлению ФНС по РА необходимо усилить контроль за налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы и осуществляющими деятельность в сфере строительства и оптовой торговли [3].

Таким образом, республике необходимо разработать определённый план мероприятий по увеличению доходной части республиканского бюджета, в который можно включить такие направления, как: активизация инвестиционной деятельности; выявление недропользователей, производящих добычу полезных ископаемых без лицензии; актуализация налогооблагаемой базы по транспортному налогу; анализ эффективности мер государственной поддержки, представляемых субъектам малого и среднего бизнеса; проверка соблюдения законодательства об оплате труда, её размере и своевременной выплате; координация мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании региональных и местных бюджетов, для чего необходимо уточнить все сведения об объектах недвижимого имущества, в том числе земельных, и их правообладателях.

Литература:

1. Высокое качество управления финансами [Электронный ресурс] // Советская Адыгея. 2012. 8 сент. URL: http://www.sov-adyg.ru/index.php?newsid=11764.

2. Глава Адыгеи провел расширенное заседание Кабинета Министров республики [Электронный ресурс] // Республика Адыгея: официальный интернет-сайт исполнительных органов государственной власти. URL: http://www.adygheya.ru/press/news/show/?newsid=5837.

3. Киселёв В. Требуются нестандартные подходы [Электронный ресурс] // Советская Адыгея. 2012. 29 мая. URL: http://www.sov-adyg.ru/mdex.php?newsid=9597. Загл. с экрана.

4. Мониторинг финансового положения и качества управления финансами субъектов РФ и

муниципальных образований. Результаты оценки качества управления региональными финансами в 2011 году. Рейтинг [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/ru/budget/regions/monitoring results/

monitoring_finance/index.php?id4=17138 (Загл. с экрана.)

5. Отчёт Министерства финансов Республики Адыгея о результатах деятельности за 2011 год и основные направления деятельности на 2012-2014 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin-adygeya.ru/upload/files/OtchetDROND11.zip. (Загл. с экрана).

References:

1. High quality of finance management [electronic resource] / Newspaper Soviet Adyghea. 08/09/2012. URL: http://www.sov-adyg.ru/index.php?newsid=11764. - Cap. from the screen.

2. The head of Adyghea held an enlarged meeting of the Cabinet of Ministers of the Republic [electronic resource] / The official website of the executive authorities of the Republic of Adyghea. URL: http://www.advsheva. ru/press/news/show/? Newsid = 5837. - Cap. from the screen.

3. Kiselev V. Innovative approaches required [electronic resource] / Newspaper Soviet Adyghea, 05/29/2012. URL: http://www.sov-adyg.ru/index.php?newsid=9597. - Cap. from the screen.

4. Monitoring of the financial position and the quality of the financial management of the RF subjects and municipalities. The results of measuring the quality of regional finance in 2011. Rating [electronic resource] // Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: http://www. minfin. ru/ common/ img/uploaded/files/fvr/Otsenka_kachestva/Otsenka_za_2011_god/Revting.pdf. - Cap. from the screen.

5. Report of the Ministry of Finance of the Republic of Adyghea on the results of operations for 2011 and key activities for 2012-2014 [electronic resource]. URL: http://www.minfin-adv2eva.ru/upload/ files/OtchetDROND11.zip. - Cap. from the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.