МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070
Рисунок 1 - Схема инновационной деятельности
Источники финансирования инновационной деятельности организаций, предприятий можно подразделить на внешние и внутренние:
Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.
Внутреннее финансирование инновационной деятельности предусматривает использование собственных средств организаций и предприятий. Сюда, прежде всего, входят часть прибыли и амортизационных отчислении, акционерный капитал предприятия.
Таким образом, на сегодняшний день инновационная деятельность - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия.
Список использованной литературы:
1. Емельянова О.В. Правовые основы регулирования инновационной деятельности корпораций // Управленческие технологии и модели модернизационных процессов в российской экономике: история и современность Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции под редакцией Кузьминой В.М.. 2015. С. 24-28.
2. Котлер, Ф. Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования: учебник / Ф. Котлер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 193 с.
3. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами / Ю.Н. Павлючук // Менеджмент в России и за рубежом. №4. 2011.
© Заикина М. С., 2016
УДК 336
Г.Р.Зарипова, магистрант 3 курса Финансовый университет при Правительстве РФ, уфимский филиал
Научный руководитель: Т.Н.Шашкова к.э.н, кафедра: - «Учет, анализ, аудит», Финансовый университет при Правительстве РФ, уфимский филиал
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В данной статье проведен анализ поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации, рассмотрен прогноз экономического развития на 2017-2019 гг.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
Ключевые слова
Налог на доходы физических лиц, консолидированный бюджет субъектов, налоговая база.
Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является одним из основных прямых налогов, уплачиваемых физическими лицами. Данный налог, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, - поступает в региональные и местные бюджеты. Его значимость весьма велика для бюджета Российской Федерации, для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ,
Налоговую базу по НДФЛ формируют все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом. Среди них государственные пособия (за исключением больничных), государственные пенсии и установленные законом компенсационные выплаты. В частности, налогом не облагаются компенсации, связанные с увольнением (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), и возмещение командировочных расходов. Так же не облагаются алименты, стипендии, доходы от продажи жилых домов, квартир, земельных участков, находящихся в собственности налогоплательщика 3 года и более если последние приобретены до 31 декабря 2015 г, с 1 января 2016 г. согласно новым, утвержденным законам, указанный период увеличился до 5 лет. [2].
Для того чтобы определить рост или снижение пополняемости консолидированного бюджета субъектов РФ, необходимо рассмотреть динамику поступления доходов по налогу на доходы физических лиц, представленную в таблице 1.
Таблица 1
Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации за 2013-2015 гг.*
Показатель 2013 2014 2015 Отклонение 2013 г. к 2015 г.
Абсолютное Относительное
Всего доходов, млрд. руб. 5959 6459 6907,8 +948,8 +115,9
НДФЛ, млрд. руб. 2498 2679 2806,5 +308,5 +112,3
Удельный вес в общей сумме поступлений налогов в бюджет, % 42 42 40,6 -1,4 -96,6
* Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1]
В 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. наблюдается положительная динамика: поступления увеличились на 948,8 млрд.руб. с 5959 до 6907,8 млрд. руб. (+115,9%), однако удельный вес НДФЛ в общей сумме поступлений налогов в бюджет уменьшился на 1,4% . Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны. Также имеет место тенденция роста налоговых поступлений НДФЛ, что оказывает положительное влияние на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства в целом.
Для того, чтобы определить, какое место занимает НДФЛ в налоговой системе РФ рассмотрим рисунок 1.
Консолидированные бюджеты субъектов РФ по видам доходов в 2016 году
6,2%
14,6%
37,8%
31,8%
8,8% 0,8%
Налог на прибыль Акцизы НДПИ НДФЛ
Имущественные налоги Остаьные налоги и сборы
Рисунок 1 - Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ по состоянию на 01.10.2016 г., %* *Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
Таблица 2
Консолидированные бюджеты субъектов РФ по состоянию на 01.10.2016 г.*
Показатель млрд.руб
Налог на прибыль организаций 1971,2
Акцизы 547,4
Налог на добычу полезных ископаемых 51,5
Налог на доходы физических лиц 2342,5
Имущественные налоги 903,9
Остальные налоги и сборы 383,8
*Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1].
Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за отчетный период имеет самую большую долю всех доходов и составляет практически их треть, а именно 37,8 % бюджетов субъектов или в денежном выражении 2342,5 млрд. руб. Налог на доходы физических лиц, являясь одним из основных источников доходов региональных и местных бюджетов и формируя их доходную базу более чем на 37 % оказывает значительное влияние на объемы доходной части соответствующего бюджета, а следовательно, на возможность осуществления расходов, направленных на социальное и экономическое развитие каждого отдельно взятого региона и страны в целом. Социально- экономическое развитие Российской Федерации во многом зависит от повышения производительности труда, роста реальной заработной платы, численности занятого населения, собираемости налогов и ряда других факторов. По итогам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: по всем рассмотренным показателям зафиксированы позитивные тенденции, поскольку за период с 2013 по 2015 гг. наблюдался не только устойчивый, но и положительный рост экономики, однако в настоящее время по состоянию на конец 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. наблюдается уменьшение удельного веса НДФЛ в общей сумме поступлений налогов в бюджет с 42 % в 2013 г. до 40,6 % в 2015г. на 01.10.2016 г. мы видим некоторое снижение поступления доходов, на которое негативным образом влияет нестабильная экономическая и геополитическая ситуация в стране. В России на сегодняшний день наблюдается тенденция трансформации системы обложения налогом на доходы физических лиц от фискальной к социальной: систематически совершенствуется механизм обложения НДФЛ. Однако изменения не оказывают существенного воздействия на общий размер налоговой обязанности отдельного налогоплательщика [4, с.57].
С целью составления прогноза поступлений от налога на доходы физических лиц в период с 2017 г. по 2019 г. рассмотрим прогнозы изменения основных экономических показателей, а также состояния экономики в целом на указанный период, в том числе разработанные Министерством экономического развития РФ. Прогноз социально-экономического развития рассматривает развитие российской экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций стороны ЕС и США, а также введения новых ответных санкций со стороны России. Прогноз разработан в составе трех основных вариантов - базового, "базового+" и целевого. Основные варианты прогноза базируются на предположении о продолжении антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков. Прогноз базируется на гипотезе о сохранении макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств. Прогноз разработан исходя из единой для всех вариантов гипотезы развития мировой экономики со среднегодовым темпом роста в 2016 году на уровне 2,9% и последующим ускорением роста до 3,3% в 2017 году и 3,6% - в 2018 - 2019 годах.
Базовый вариант разработан исходя из достаточно низкой траектории цен на нефть марки "Юралс": на уровне 41 доллара США за баррель в 2016 году и стабилизации на уровне 40 долларов США за баррель на протяжении всего прогнозного периода. Подобная оценка уровня цен на нефть является консервативной, так как она существенно ниже текущего консенсус-прогноза цен на нефть. Предполагается существенное увеличение объемов экспорта нефти - почти на 21 млн. тонн к 2019 году по сравнению с 2016 годом при одновременном увеличении доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 34,8% в ценах 2015
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
года. В условиях ограниченных финансовых возможностей и медленного восстановления экономики основные социальные параметры будут характеризоваться сдержанной динамикой, при этом предусматривается обязательное исполнение минимальных социальных обязательств государства. В этих условиях оборот розничной торговли также будет восстанавливаться умеренными темпами - до 1,8% в 2019 году. В условиях сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики инфляция снизится до 5,8% в 2016 году (в годовом исчислении), а по итогам 2017 года достигнет 4,0% и сохранится на этом уровне до конца прогнозного периода. К середине 2017 года ожидается стабилизация инвестиционной активности. В
2018 году рост инвестиций возобновится. Среднегодовой прирост инвестиций в 2018 - 2019 годах составит 1,3% и будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне сокращения государственных инвестиционных расходов. Чистый отток капитала увеличится с 18 млрд. долларов США в 2016 году до 25 млрд. долларов США к концу прогнозного периода. Подходы к бюджетной политике в целом консервативны и не отличаются по вариантам прогноза. Федеральный бюджет, по оценке Минэкономразвития России, будет дефицитным на протяжении всего периода 2016 - 2019 годов во всех вариантах прогноза. С целью финансирования дефицита потребуются использование средств бюджетных фондов, привлечение внутренних и внешних заимствований, приватизация государственного имущества.
В 2016 году падение ВВП замедлится до 0,6%, и уже к концу года в экономике предполагается переход от стагнации к восстановлению экономического роста. В 2017 году темп роста ВВП перейдет в положительную 5 96101640.doc область и составит 0,6%, в 2018 году темп роста ВВП повысится до 1,7%, в
2019 году - до 2,1 процента.
Вариант "базовый+" рассматривает развитие российской экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях и основывается на траектории умеренного роста цен на нефть "Юралс" до 48 долларов США за баррель в 2017 году, 52 доллара США за баррель в 2018 году и 55 долларов США за баррель в 2019 году. В социальной сфере данный вариант прогноза предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет восстанавливаться по мере ускорения роста доходов, а также за счет расширения потребительского кредитования. В 2019 году рост оборота розничной торговли повысится до 3,5%, объема платных услуг населению - до 2,8 процента.
Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Предполагается в среднесрочной перспективе выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности. В результате, оборот розничной торговли после умеренного роста на 1,5-2,3% в 2017 - 2018 годах ускорится до 5,3% в 2019 году. Инфляция достигнет уровня 3,9% по итогам 2018 года. В 2019 году инфляция сохранится на уровне 2018 года на фоне повышенного потребительского спроса.
Можно предположить, что в 2017-2019 гг. динамика поступлений от налога на доходы физических лиц будет характеризоваться спадом, темпы снижения роста поступлений от НДФЛ составят в среднем от 0,5 до 5 % в год, однако, если учитывать благоприятный прогноз, то поступления НДФЛ будут обеспечивать существенную часть доходов бюджетов и характеризоваться умеренным темпом роста. Основную долю поступлений от налога на доходы физических лиц по-прежнему будут обеспечивать доходы, облагаемые по ставке 13 %, преимущественно заработная плата. Ввиду вышесказанного, ни один из прогнозов не может быть достоверным и принят к рассмотрению, поскольку прогнозируемые тенденции далеки от истинных показателей и с учетом точки зрения многих российских и зарубежных экономистов о неизбежности кризиса, оптимистичный вариант развития в ближайшие годы маловероятен [3].
Несмотря на неутешительные прогнозы социально - экономического развития экономики нужно совершенствовать имеющуюся систему налогообложения и в целях повышения собираемости налога на доходы физических лиц необходимо:
1) активизировать работу налоговых органов с налоговыми агентами - работодателями с целью легализации скрытых доходов наемных работников;
2) рассмотреть поэтапное увеличение размеров налоговых вычетов;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
3) пересмотреть размер взносов в Пенсионный Фонд и предоставить льготы для отдельных категорий работодателей;
Список использованной литературы:
1. Информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства финансов РФ. Режим доступа : http://info.minfin.ru/
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - Режим доступа±йр://есопоту^оу.т/
4. Бублик Н.Д., Лукина И.И., Шашкова Т.Н. Организация налогового контроля: состояние и пути развития. Уфа: ВЗФЭИ, 2008 - С.314
© Зарипова Г.Р., 2016.
УДК 658.14
А.В.Звягинцева
студент 4 курса факультета финансы и кредит Кубанский государственный аграрный университет г. Краснодар, Российская Федерация О.А. Герасименко к.э.н., доцент кафедры «Финансы» Кубанский государственный аграрный университет
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В данной статье рассмотрены сущность и особенность оценки оптимальной структуры капитала, а также ее влияние на финансовое состояние организации. В ходе исследования были рассмотрены теоретические аспекты оптимизации структуры организации, а также проведен анализ структуры капитала организации. По завершению работы было выбрано оптимальное соотношение заемного капитала к собственному в анализируемой организации. Объектом исследования является структура капитала ОАО «Сад-Гигант».
Ключевые слова
Капитал; структура капитала; рентабельность.
Финансовое состояние организации зависит от многих факторов, как внешних (конкуренты, покупатели, экономика страны и другое), так и внутренних (перебои в производстве нарушение технологической или хозяйственной дисциплины). Чтобы улучшить финансовое состояние, организация использует разные методы оценки своей деятельности и структуры. К таким методам относится оптимизация структуры источников финансирования деятельности организации, то есть капитала, отраженного в пассиве баланса в форме собственного капитала и обязательств (заемных источников) [1, с. 338].
Для выявления оптимальной структуры капитала необходимо провести анализ соотношения заемного и собственного капитала в источниках финансирования деятельности организации. Для начала рассмотрим состав и структуру основных источников финансирования деятельности ОАО «Сад-Гигант» (таблица 1).