Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕНА / СРЕДНЯЯ ЦЕНА / РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ХЛЕБ / ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ЗЕРНО / УРОЖАЙ ЗЕРНА / КРИЗИС / РОСТ ЦЕН / ПРОГНОЗ / PRICE / CONSUMER PRICE / AVERAGE PRICE / MARKET / CONSUMER MARKET / BREAD / BAKERY PRODUCTS / FOOD / TRADE / RETAIL / ECONOMIC SANCTIONS / GRAIN / GRAIN HARVEST / CRISIS / PRICE INCREASE / FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Елена Александровна

Анализ динамики и прогнозирование потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия актуальны в связи с большим социально-экономическим значением соответствующего рынка. Цель статьи - выявить тенденции и представить прогноз изменения средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия на российском рынке. Анализ проведен на примере хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки высшего сорта и охватывает период с 1998 г. до июля 2019 г. Результаты показали, что увеличение цен на такие товары, начавшееся на российском потребительском рынке после введения западных экономических санкций и российских контрсанкций, в последующие годы замедлилось, что свидетельствует о том, что последствия кризиса 2015 г. были преодолены. Однако в первой половине 2019 г. рост цен вновь ускорился. При этом средний относительный прирост оказался на 4,1% ниже, чем в 2015 г. В долгосрочной периоде изменение средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия из муки высшего сорта соответствует уравнению регрессии второй степени. Согласно прогнозу, построенному на основе выявленного тренда, в 2021 г. средняя потребительская цена на такие товары возрастет на 23,1% относительно 2018 г. и составит 89,8 руб./кг. В 2020-2021 гг. темп роста средних потребительских цен составит около 106%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Майорова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND FORECASTING OF CONSUMER PRICES FOR BREAD AND BAKERY PRODUCTS

Analysis of the dynamics and forecasting of consumer prices for bread and bakery products are relevant in connection with the great socio-economic importance of the relevant market. The purpose of the article is to identify trends and present a forecast of changes in average consumer prices for bread and bakery products on the Russian market. The analysis was carried out on the example of bread and bakery products from premium wheat flour and covers the period from 1998 to July 2019. The results showed that the increase in prices for such goods that began on the Russian consumer market after the introduction of Western economic sanctions and Russian counter-sanctions subsequent years have slowed, indicating that the effects of the 2015 crisis have been overcome. However, in the first half of 2019, price growth accelerated again. At the same time, the average relative increase was 4.1% lower than in 2015. In the long term, the change in average consumer prices for bread and bakery products made from premium flour corresponds to the regression equation of the second degree. According to the forecast, built on the basis of the identified trend, in 2021 the average consumer price for such goods will increase by 23.1% compared to 2018 and amount to 89.8 rubles / kg. In 2020-2021 the growth rate of average consumer prices will be about 106%.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ»

Mayorova Elena Aleksandrovna ANALYSIS OF THE DYNAMICS .

economic sceinces

УДК 338.5

DOI: 10.26140/anie-2019-0804-0059

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

© 2019

AuthorlD: 717143 SPIN: 7179-7385 ResearcherlD: H-1698-2016 ORCID: 0000-0002-7698-5622 ScopusID: 56208986700

Майорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры торговой политики Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru) Аннотация. Анализ динамики и прогнозирование потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия актуальны в связи с большим социально-экономическим значением соответствующего рынка. Цель статьи - выявить тенденции и представить прогноз изменения средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия на российском рынке. Анализ проведен на примере хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки высшего сорта и охватывает период с 1998 г. до июля 2019 г. Результаты показали, что увеличение цен на такие товары, начавшееся на российском потребительском рынке после введения западных экономических санкций и российских контрсанкций, в последующие годы замедлилось, что свидетельствует о том, что последствия кризиса 2015 г. были преодолены. Однако в первой половине 2019 г. рост цен вновь ускорился. При этом средний относительный прирост оказался на 4,1% ниже, чем в 2015 г. В долгосрочной периоде изменение средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия из муки высшего сорта соответствует уравнению регрессии второй степени. Согласно прогнозу, построенному на основе выявленного тренда, в 2021 г. средняя потребительская цена на такие товары возрастет на 23,1% относительно 2018 г. и составит 89,8 руб./кг. В 2020-2021 гг. темп роста средних потребительских цен составит около 106%.

Ключевые слова: цена, потребительская цена, средняя цена, рынок, потребительский рынок, хлеб, хлебобулочные изделия, продукты питания, торговля, розничная торговля, экономические санкции, зерно, урожай зерна, кризис, рост цен, прогноз.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND FORECASTING OF CONSUMER PRICES FOR BREAD AND BAKERY PRODUCTS

© 2019

Mayorova Elena Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor of the basic department of trade policy Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyannyper., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru) Abstract. Analysis of the dynamics and forecasting of consumer prices for bread and bakery products are relevant in connection with the great socio-economic importance of the relevant market. The purpose of the article is to identify trends and present a forecast of changes in average consumer prices for bread and bakery products on the Russian market. The analysis was carried out on the example of bread and bakery products from premium wheat flour and covers the period from 1998 to July 2019. The results showed that the increase in prices for such goods that began on the Russian consumer market after the introduction of Western economic sanctions and Russian counter-sanctions subsequent years have slowed, indicating that the effects of the 2015 crisis have been overcome. However, in the first half of 2019, price growth accelerated again. At the same time, the average relative increase was 4.1% lower than in 2015. In the long term, the change in average consumer prices for bread and bakery products made from premium flour corresponds to the regression equation of the second degree. According to the forecast, built on the basis of the identified trend, in 2021 the average consumer price for such goods will increase by 23.1% compared to 2018 and amount to 89.8 rubles / kg. In 2020-2021 the growth rate of average consumer prices will be about 106%.

Keywords: price, consumer price, average price, market, consumer market, bread, bakery products, food, trade, retail, economic sanctions, grain, grain harvest, crisis, price increase, forecast.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Анализ динамики и прогнозирование потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия необходимы в связи с большим социально-экономическим значением соответствующего рынка. Хлеб и хлебобулочные изделия являются товарами повседневного спроса, которые формируют значительную часть потребления и необходимы для жизни населения. В настоящее время актуален вопрос о возможности роста цен на такие товары. Подобные опасения вызваны двумя причинами. Во-первых, по итогам 2018 г. в России значительно снизился урожай пшеницы, необходимой для изготовления хлеба. По данным Росстата [1], в 2018 г. российский урожай пшеницы составил на 16,2% меньше, чем в 2017 г. Во-вторых, после кризиса 2014 г. произошел резкий рост цен на потребительском рынке России в целом. Общая тенденция роста цен затронула в том числе социально значимые продукты питания.

Анализ последних исследований и публикаций, в

которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Различным тенденциям, характерным в последние годы для розничной торговли и потребительского рынка России, посвящены исследования В.А. Кишко, С.А. Малинина, А.Н. Майоровой [2], Л.А, Брагина, Т.В. Панкиной и А.Ф. Никишина [3], Е.Ю. Депутатовой и В.А. Баскакова [4], В.П. Куренковой [5], С.В. Панасенко, И.Б. Стукаловой и Т.А. Мазуниной [6], Г.Н. Чернухиной и Е.А. Красильниковой [7], О.С. Каращук [8], О.Р. Тюник и А.Ф. Никишина [9] и др. Материалы, представленные в научных статьях указанных авторов, позволяют сформировать ясное представление о состоянии и развитии розничного рынка России, а также факторов, влияющих на изменение потребительских цен. Проблемы формирования и роста цен на российском потребительском рынке анализировались А.В. Бойковой [10], Г.Г. Ивановым, Л.А. Ефимовской и В.К. Крышталёвым [11], Т.Н. Парамоновой и Т.И. Урясьевой [12], И.А. Рамазановым [13] и др. В своих работах перечисленные

экономические науки

Майорова Елена Александровна АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ...

ученые, в том числе, рассмотрели возможности государственного регулирование цен на социально значимые товары и детально проанализировали изменения потребительских цен после введения в 2014 г. западных и ответных российских санкций.

Цены (как производителей, так и розничных торговых организаций) на хлеб и хлебобулочные изделия явились объектом ряда недавних исследований. Н.Н. Калинин [14], Ф.А. Курбангалеева [15] рассмотрели особенности ценообразования в хлебопекарной промышленности. О.В. Бельская, И.Н. Лукьянова и Н.В. Петрова [16] сделали вывод о том, что ценовой фактор является главным среди всех факторов, влияющих на объемы производства хлебобулочных изделий. И.Ф. Суханова, М.Ю. Лявина и М.И. Алиев [17], А.И. Латышева [18], Е.Л. Фишер и Е.В. Девицкая [19] проанализировали региональные аспекты рассматриваемой темы. Л.Н. Онохова [20] изучила современное состояние российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в целом. Несмотря на высокий научный интерес к ценам на хлеб и хлебобулочные изделия, остаются дискуссионными вопросы изменения потребительских цен на такие товары.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи - выявить тенденции и представить прогноз изменения потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия на российском рынке.

Постановка задания. Достижение поставленной цели предполагает решение двух взаимосвязанных соответствующих ей задач. Во-первых, основываясь на ежемесячных изменениях потребительских цен и с учетом снижения производства зерна необходимо оценить возможности роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия в краткосрочном периоде. Во-вторых, следует выявить долгосрочный тренд изменения потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия и на его основе составить прогноз на последующие годы.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Анализ изменения потребительских цен проведен на примере хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки высшего сорта. Исходными данными послужили средние по Российской Федерации потребительские цены на указанные изделия, опубликованные Росстатом [1]. Работа выполнена в продолжение более раннего исследования [21] с учетом новейших данных, которые изменили тенденции, наблюдавшиеся до 2019 г. Во-первых, были рассмотрены ежемесячные изменения средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия на российском рынке за период с начала 2013 г. до июля 2019 г. Во-вторых, исследовано изменение средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия в долгосрочном периоде (с 1998 г. по 2018 г.), в том числе с использованием программы Excel построено уравнение регрессии, соответствующее тренду, и на его составлен прогноз цен до 2021 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В последние годы наиболее резкое увеличение средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта произошло в 2015 г. и явилось последствием изменения политической и экономической ситуации 2014 г. Впоследствии (2016-2018 гг.) рост цен замедлился, однако не прекратился. На рисунке 1 видно, что в конце 2018 г. и в первой половине 2019 г. средние потребительские цены на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта снова увеличивались более значительно, чем в 2016 г. и в большей части 2018 г. Однако темп роста цен в этот период не достиг значений 2014 г.: в первой половине 2019 г. цены на хлеб и хлебобулочные изделия из муки высшего сорта увеличивались в среднем на 7,3% ежемесячно, в то время как в течение 2015 г. средний

прирост составлял 11,4%.

Рисунок 1 - Изменение средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта, руб. за кг (построено автором по данным Росстата [1])

Повышение цен на хлеб и хлебобулочные изделия в 2019 г. связывают в первую очередь с сокращением производства зерна. Как было сказано ранее, в 2018 г. в России было собрано на 16,2% (или на 13,69 млн тонн) меньше зерна, чем годом ранее. Предполагается, что снижение производства зерна способствует повышению цен на него, что в свою очередь приводит в росту цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Вместе с тем урожай 2018 г. считать низким - несмотря на снижение относительно 2017 г., он превышает средние российские сборы зерна за последние 10 лет.

В долгосрочном периоде средние потребительские цены на хлеб и хлебобулочные изделия из муки высшего сорта повышаются. Наиболее резкое увеличение произошло в кризисные 2008 г. и 2015 г. Изменение цен соответствует уравнению регрессии второй степени (рисунок 2). Коэффициент детерминации, равный 0,9921, и исходный временной ряд из 21 значения позволяют составить прогноз, который можно признать достаточно достоверным. Согласно прогнозу, к 2021 г. средняя по России потребительская цена на хлеб и хлебобулочные изделия из муки высшего сорта возрастет на 23,1% относительно 2018 г. и составит 89,8 руб./кг. В 2020-2021 гг. темп роста средних потребительских цен составит около 106%.

Рисунок 2 - Изменение цен средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта в 1998-2018 гг. и прогноз до 2023 г., руб. за кг (построено автором по данным Росстата [1])

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Увеличение цен на потребительском рынке, в том числе социально значимых продуктов питания, в постсанкционный период отмечается, напри-

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4(29)

271

Mayorova Elena Aleksandrovna ANALYSIS OF THE DYNAMICS .

economic sceinces

мер, в работе [22]. Однако впоследствии в большинстве случаев делался вывод о том, что последовавший за кризисом рост цен удалось замедлить или же прекратить. В данном случае было обнаружено, что в первой половине 2019 г. рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия из муки высшего сорта вновь ускорился. Несмотря на логичные опасения увеличения цен на хлеб и хлебобулочные изделия в связи с сокращением объемов производства зерна, результаты исследований приводят к выводу, что этот фактор не является определяющим. Продолжение увеличения потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия в 2019 г. связывают с общероссийской тенденцией роста потребительских цен, вызванной девальвацией рубля и другими последствиями современной политической и экономической ситуации [23].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Анализ изменения средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия (из муки высшего сорта) привел к следующим результатам и выводам. Рост цен на такие товары, начавшийся на российском потребительском рынке после введения западных экономических санкций и российских контрсанкций, в последующие годы замедлился, что свидетельствует о том, что последствия кризиса 2015 г. были преодолены. Однако в первой половине 2019 г. рост цен вновь ускорился. При этом средний относительный прирост оказался на 4,1% ниже, чем в 2015 г. В долгосрочной периоде изменение средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия из муки высшего сорта соответствует уравнению регрессии второй степени. Согласно прогнозу, построенному на основе выявленного тренда, в 2021 г. средняя потребительская цена на такие товары возрастет на 23,1% относительно 2018 г. и составит 89,8 руб./кг. В 2020-2021 гг. темп роста средних потребительских цен составит около 106%.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Перспективными направлениями дальнейших исследований в рамках рассматриваемой тематики являются: выявление и анализ факторов, влияющих на формирование потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия, в том числе с построением соответствующих экономико-математических моделей; выявление способов и резервов сокращения расходов на всех стадиях производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий с целю оптимизации ценообразования; анализ цен на хлебобулочные изделия специализированного назначения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат). Официальный сайт. Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 23.08.2019)

2. Кишко В.А., Малинин С.А., Майорова А.Н. Стратегические аспекты развития торговли в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-2 (89). С. 159-163.

3. Брагин Л.А., Панкина Т.В., Никишин А.Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3493-3502.

4. Депутатова Е.Ю., Баскаков В.А. Факторы потребительского спроса в условиях экономической рецессии // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 639-643.

5. Куренкова В.П. Торговля России: регулирование и саморегулирование в условиях рынка // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1542-1556.

6. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли//Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 599-608.

7. Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 2 (62). С. 64-71.

8. Каращук О.С. Совершенствование государственного нормирования розничной торговой сети России //Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. № 6 (102). С. 152163.

9. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Развитие традиционной торговли в условиях Интернет экономики // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81). С. 589-592.

10. Бойкова А.В. Формирование ценовой политики торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3

(92). С. 636-638.

11. Иванов Г.Г., Ефимовская Л.А., Крышталев В.К. Возможности государственного регулирования цен на социально значимые товары //Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1717-1728.

12. Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И. Результаты мониторинга потребительских розничных цен на основные группы продовольственных товаров в 2015 году //Практический маркетинг. 2016. № 4 (230). С. 33-38.

13. Рамазанов И.А. Матричный метод исследования и прогнозирования цен потребительских товаров на основе традиций потребления //Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 1. С. 99-114.

14. Калинин Н.Н. Актуальные вопросы ценообразования в хлебобулочной промышленности //Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. № 7. С. 174-179.

15. Курбангалеева Ф.А. Особенности и проблемы ценообразования в предприятиях хлебопекарной промышленности // Российский электронный научный журнал. 2017. № 1 (23). С. 46-56.

16. Бельская О.В., Лукьянова И.Н., Петрова Н.В. Ценообразование на рынке хлебобулочной продукции // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 4. С. 49-52.

17. Суханова И.Ф., Лявина М.Ю., Алиев М.И. Актуальные проблемы ценообразования на региональном рынке зерна и хлебопродуктов в условиях импортозамещения // Аграрный научный журнал. 2016. № 1. С. 75-79.

18. Латышева А.И. Приоритеты цен в рамках зерновой региональной программы // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство.

2017. № 4 (16). С. 5.

19. Фишер Е.Л., Девицкая Е.В. Динамика розничных цен на хлеб и лекарства в 2013 - 2014 годах в Удмуртии и Татарстане // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3-4 (22). С. 115-117.

20. Онохова Л.Н. Современное состояние рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России //Мировая наука. 2017. № 4 (4). С. 99-102.

21. Mayorova E. (2019). Changes in Consumer Prices for Bread and Baked Goods in the Russian Federation. Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019, ISBN: 978-0-9998551-2-6, April 10-11, Granada, Spain, 809813.

22. Ramazanov I.A., Panasenko S.V. Paramonova T.N., Uryaseva,T.I., Kalugina S.A. (2018). Perception ofprice fluctuations in the context of consumption traditions and consumer expectations amid globalization of markets, Espacios, 39 (48), p. 17.

23. Шагайда Н., Узун В. Падение урожая зерновых в 2018 г.: есть ли основания для беспокойства? // Экономическое развитие России.

2018. Т. 25. № 9. С. 49-53.

Статья поступила в редакцию 14.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.