Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА'

АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / АНАЛИЗ / ПРОБЛЕМЫ / ФУНКЦИИ / НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Текеева З.Н.

В данной статье определена роль института местного самоуправления в социально-экономическом развитии территорий. Рассмотрены основные проблемы, препятствующие эффективному выполнению возложенных на органы местного самоуправления функции полномочий. Обследования, проведенные на основе письменных и устных опросов различных слоев населения, свидетельствуют, что основная масса респондентов недооценивает важность местного самоуправления для преодоления кризиса и социально-экономического развития страны, поэтому исследование данной темы актуально в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА»

УДК 330

З.Н. Текеева

АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

В данной статье определена роль института местного самоуправления в социально-экономическом развитии территорий. Рассмотрены основные проблемы, препятствующие эффективному выполнению возложенных на органы местного самоуправления функции полномочий. Обследования, проведенные на основе письменных и устных опросов различных слоев населения, свидетельствуют, что основная масса респондентов недооценивает важность местного самоуправления для преодоления кризиса и социально-экономического развития страны, поэтому исследование данной темы актуально в настоящее время.

Ключевые слова: местное самоуправление, социально-экономическое развитие, факторы, анализ, проблемы, функции, население.

Местное самоуправление относится к числу главных факторов социально-экономического развития общества. Причем, как показывают реалии современной жизни, значение этого института постепенно повышается, поскольку с его помощью достигается комплексность подхода к решению той или иной задачи. Именно от эффективности местного самоуправления, без преувеличения, зависит настоящее и будущее страны, так как в недрах этого института содержится потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в российском обществе, а также резервы роста устойчивости и конкурентоспособности территорий, снижения уровня межрегиональной дифференциации. Все это обусловливает актуальность изучения проблем становления и развития местного самоуправления и повышенный интерес к ней российских исследователей. Данной проблематике посвящен ряд работ отечественных ученых, в числе которых Е.Г. Анимица, С.Д. Валентей, Л.А. Велихов, В.А. Гневко, Б.М. Гринчель, В.А. Ильин, В.Л. Макаров, В.Е. Рохчин, А.И. Татаркин, Т.Я. Хабриева и др.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что местное самоуправление в его истинном значении в стране пока только формируется. Его исторические традиции возрождаются в новых условиях, при этом преодолевается ряд проблем организационного, правового, экономического характера. Поэтому не случайно так остро, как никогда, стоит вопрос о выборе наиболее эффективных форм самоорганизации и самоуправления населения на местах. Ведь помимо того, что местное самоуправление играет значимую роль в обеспечении благосостояния населения и оказании общественных услуг, на него возлагается задача создания институтов, способствующих повышению темпов и устойчивости экономического роста, а также конкурентоспособности территорий и, следовательно, страны в целом. Местное самоуправление -одна из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Являясь публичной властью, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает гражданам защиту интересов, которые обусловлены совместным проживанием на определённой территории и неизбежным взаимодействием. Основными аргументами в пользу развития и укрепления местного самоуправления как института власти выступают:

1.Эффективность в решении местных задач благодаря способу формирования власти и знанию местной специфики.

2.Ответственность руководителя перед избравшим его населением.

3. Близость к населению, адресность и конкретность характера власти.

4.Государственное значение, определяемое местом этого института в структуре властных отношений в России.

Главные принципы современной системы местного самоуправления следующие:

-местное самоуправление - власть, деятельность которой регулируется законом;

© Текеева З.Н., 2016.

Научный руководитель: Байрамукова Елена Исмаиловна - кандидат экономических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 8(59). T.II.

-обязательным для местного самоуправления является наличие выборных органов;

-местное самоуправление обладает собственной компетенцией, в пределах которой эта власть самостоятельна;

-для осуществления своих полномочий местное самоуправление должно быть обеспечено собственными ресурсами[1,с.7]

Одной из главных задач муниципальной власти является создание экономической базы, предоставляющей возможность органам местного самоуправления эффективно выполнять возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, социально-экономическому развитию территории.

Как показывает зарубежный опыт, в местной финансово-экономической политике всё большее значение приобретают направления, предполагающие создание условий для развития предпринимательства [2, с. 96]. Деятельность органов местного самоуправления при этом может носить прямой или косвенный характер.

Первое направление предполагает непосредственное участие, а именно:

• собственную предпринимательскую производственно-хозяйственную деятельность (например, создание муниципальных предприятий по оказанию услуг населению по обработке приусадебных участков, уборке урожая, закупке сельхозпродукции; формирование сети заготовительных, сбытовых, перерабатывающих кооперативов и др.);

• создание совместных организаций для управления развитием различных сфер муниципального хозяйства (частно-муниципальное партнёрство); зависимости от источника привлечения средств они могут быть с участием местного капитала или привлечением инвесторов со стороны.

Второе подразумевает, что органами местного самоуправления формируются условия для развития существующих и создания новых организаций и предприятий, т.е.:

• поддержка малого и среднего предпринимательства; это наиболее быстро реализуемые инвестиционные проекты, требующие относительно небольших первоначальных капиталовложений;

• развитие экономической самозанятости населения, в первую очередь предприятий, основанных преимущественно на труде членов семьи; это может быть занятость населения на индивидуальных подворьях (особенно в сельских поселениях);

• привлечение экономических субъектов на данную территорию для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности.

Вместе с тем роль органов местного самоуправления не сводится только к формированию экономических основ территории, не менее важным направлением их деятельности является обеспечение условий для жизнедеятельности населения. Именно с этой функцией муниципальных властей связано их участие в переходе страны на инновационный путь развития, так как создание повсеместной высокоорганизованной среды - одно из главных условий этого процесса.

Отсутствие у органов местного самоуправления возможности эффективно решать вопросы социально-экономического развития муниципальных образований объясняется нерешённостью ряда проблем, наиболее значимыми среди которых, по мнению руководителей администраций, являются недостаточность финансовых ресурсов, несовершенство законодательной базы, касающейся вопросов функционирования и развития муниципальной власти, неэффективное взаимодействие с органами государственной власти, недостаточность объектов имущества, противоречивость системы разграничения полномочий и пассивность местного населения [3, с. 128].

Изменить сложившуюся ситуацию могла бы консолидация усилий представителей органов власти, бизнеса и населения. В связи с этим повышение эффективности взаимодействия между указанными субъектами становится одним из важнейших направлений деятельности местных администраций. Так, например, органами власти осуществляется немало мероприятий, способствующих вовлечению жителей в решение экономических и социальных проблем территории. Однако активность населения на протяжении последних лет остаётся невысокой. Поэтому перечень соответствующих мер необходимо расширить. Так, А.И.Татаркин и В.С. Бочко [7, с. 139] предлагают использовать зарекомендовавшую себя в развитых странах систему так называемых малых дел, когда жителям помогают не только вникать в местные проблемы, но и демонстрируют эффективность их действий показом результатов в виде отремонтированной крыши, ухоженного газона, возведения детской площадки и т. д.

Муниципальным органам власти необходимо содействовать формированию различных объединений жителей, повышению их роли в управлении и социально-экономическом развитии муниципального образования. Перспективными формами таких объединений могут стать территориальные органы самоуправления (ТОСы). Их формирование способствует вовлечению населения в процесс улучшения условий жизни на той территории, где они живут. Кроме того, идёт постоянный поиск неиспользуемых резервов, ресурсов потенциала развития. При реализации проектов создаются рабочие места, решаются

социальные проблемы (организация летних школ, вопросы безработицы и т. д.). Экономический эффект при этом измеряется десятками миллионов рублей [3, с. 178]

Преобразования на локальном уровне во многом зависят и от активности взаимодействия органов местного самоуправления с профильными структурами федеральных органов власти и органами исполнительной власти субъекта Федерации. Связано это с тем, что на муниципальный уровень возложены обязанности по обеспечению таких стратегически важных и социально значимых функций государства, как организация здравоохранения, образования, осуществление социальной политики, произведение культурных мероприятий, развитие сельского хозяйства, обеспечение функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Проведённое исследование показало, что, несмотря на значительную роль местного самоуправления в социально-экономическом развитии территории, реализовать заложенный в нём потенциал пока не удалось. Этому препятствует ряд нерешённых проблем. Изменить ситуацию возможно путём повышения уровня взаимодействия органов власти, населения и бизнеса. Их совместная работа будет способствовать всестороннему развитию территорий, формированию более эффективной социально-экономической политики, позволит минимизировать роль факторов, сдерживающих рост показателей во многих важных секторах экономики, а в итоге приведёт к достижению главной цели местного самоуправления - повышению качества жизни населения.

Библиографический список

1. Гершанок, Г.А. Формирование стратегии устойчивого развития локальных территорий на основе оценки социально-экономической и экологической ёмкости [Текст] / Г.А. Гершанок. - М.: Экономика, 2006. - 418 с.

2. Гутникова, Е.А. Актуальные проблемы социально-экономического развития муниципалитетов [Текст] / Е.А. Гутникова // Проблемы развития территории. - 2011. - № 2. - С. 34-44.

3. Гутникова, Е.А. Местное самоуправление: итоги пятилетнего реформирования [Текст] / Е.А. Гутникова // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4. - С. 43-50.

ТЕКЕЕВА ЗАРИНА НАЗИРОВНА - студент, Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.