Научная статья на тему 'Анализ деятельности образовательного учреждения как основа стратегического управления'

Анализ деятельности образовательного учреждения как основа стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизова М. Х., Богатырева М. М.

В статье раскрыты вопросы управленческого анализа, факторы внутренней среды МОУ СОШ №4 г. Баксана и их влияние на развитие стра­тегической генеральной линии общеобразовательного учреждения. Автор называет несколько факторов, необходимые для проведения управ­ленческого анализа: необходимость при разработке стратегии развития образовательного учреждения; необходимость для оценки привлекательности образовательных услуг со стороны социума; возможность выявления резервов школы. Представлен подробный SWOT-анализ школы, также анализ общеобразовательного учреждения по основным показателям: содержание образования, инновации и внедрение технологий, воспитательная работа и дополнительное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности образовательного учреждения как основа стратегического управления»

потенциального места жительства, с точки зрения респондентов - это наличие перспектив роста в профессиональной сфере, развитость городской инфраструктуры, уровень средней заработной платы.

Подводя итог, следует сказать, для большинства опрошенных преподавателей характерные такие черты как открытость и восприимчивость к новым знаниям; склонность к обмену знаниями между собой; высокая самооценка. Однако низкое материальное стимулирование, преобладание экстенсивной модели профессионального поведения, периферийная локализация зачастую ограничивают профессиональные интенции преподавателей, их стремление к самореализации в вузовской среде, формирует миграционные ориентации. Скорее можно говорить о противоречии между мотиваци-онными установками преподавателей, их желанием и стремлением к инно-вационности и объективными ограничениями со стороны внешней среды. В данном случае хотелось бы вспомнить слова американского исследователя Р. Флориды, который отмечал, что удачным оказывается опыт только тех городов и регионов, которые создают благоприятные условия для креативности в общественной и профессиональной жизни.

Список литературы:

1. Дубицкий В.В. О мотивации деятельности (труда) преподавателей вуза // Социс. - 2004. - № 1. - С. 119-124.

2. Крылов А. Креативный класс: новая роль интеллигенции в экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bkworld.ru.

3. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика XXI, 2005. - 421 с.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

© Мизова М.Х.*, Богатырева М.М.*

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Баксан

В статье раскрыты вопросы управленческого анализа, факторы внутренней среды МОУ СОШ №4 г. Баксана и их влияние на развитие стратегической генеральной линии общеобразовательного учреждения. Автор называет несколько факторов, необходимые для проведения управ-

* Заведующий кафедрой Управления образованием.

* Директор.

ленческого анализа: необходимость при разработке стратегии развития образовательного учреждения; необходимость для оценки привлекательности образовательных услуг со стороны социума; возможность выявления резервов школы. Представлен подробный SWOT-анализ школы, также анализ общеобразовательного учреждения по основным показателям: содержание образования, инновации и внедрение технологий, воспитательная работа и дополнительное образование.

Демократизация общественного устройства страны, гуманизация человеческих отношений, поддержка творчества учителей и педагогических коллективов, широкое общественно-педагогическое движение в поддержку школьных реформ на муниципальном и региональном уровне актуализировали необходимость нового типа управления, отвечающего потребностям саморазвивающейся образовательной системы в новых общественно-политических и социально-экономических условиях - стратегического управления.

В последнее время появляются работы, связанные с обоснованием необходимости стратегического планирования в управлении развитием педагогическими системами (К.А. Абульханова-Славская, Р. Акофф, И. Ансофф, И.В. Бестужев-Лада, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, Э.Д. Днепров, В.И. Заг-вязинский, О.Е. Лебедев, В.Ю. Кричевский и другие).

В этих исследованиях говорится о нарастании изменений в образовательных системах школы, принципиальной непредсказуемости детального прогнозирования их развития и в связи с этим важности управленческого анализа деятельности образовательного учреждения.

Целью управленческого анализа является изучение сильных и слабых сторон образовательного учреждения, оценка их важности и установление того, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.

Управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей учреждения, направленный на оценку состояния образовательных услуг, их сильных и слабых сторон и выявление стратегических проблем. Особенность управленческого анализа состоит в том, что он нацелен на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам.

Необходимость проведения управленческого анализа обусловлена несколькими факторами:

- он необходим при разработке стратегии развития образовательного учреждения и для реализации эффективного менеджмента в образовательном учреждении;

- он необходим для оценки привлекательности образовательных услуг со стороны социума;

- он позволяет выявить резервы и возможности школы и определить направления адаптации внутренних возможностей школы к изменениям во внешней среде.

Таблица 1

SWOT-анализ МОУ СОШ №4 г. Баксана

Сильные стороны Слабые стороны

- Мобильный педагогический коллектив, готовый к инновационной деятельности. - Положительный имидж и конкурентоспособность школы. - Высокий профессионализм педколлектива. - Компетентный административный и педагогический корпус. - Сформированная команда единомышленников. - Наличие и чёткая реализация программы развития школы. - Обновленная материально-техническая база; ИКТ-насыщенная среда. - Решение здоровьесберегающих задач. - Расширенная сфера дополнительного образования (кружки, секции, музыкальная школа и т.д.). - Равные возможности для всех участников учебного процесса для самореализации и саморазвития. - Привлечение родителей и детей, а также общественности к управлению школой (УС, ученический совет, родительская конференция). - Высокий процент поступления в вузы, ссузы страны. - Центральное месторасположение школы. - Социальный уровень семей учащихся. - Сохранение и приумножение школьных традиций. - Эстетическое оформление школы. - Недостаточная инициативность УС. - Невозможность приобретения учебников в школе (создание фонда подержанных учебников: обмен, частичная доплата). - Слабая преемственность учебных программ. - Несоответствие школьной мебели возрастным и физиологическим особенностям детей. - Отсутствие мест отдыха для педагогов и учащихся (комнат релаксации и игр - для учащихся ГПД). - Недостаточное количество форм поощрения для всех участников образовательного процесса. - Отсутствие программ здоровьесбережения учителей. - Недостаточный охват педколлектива участием в семинарах (группа участников составляет 25-30 %). - Недостаточное сетевое взаимодействие среди участников образовательного процесса республики, страны. - Неравномерное оснащение МТБ по различным предметам. - Противоречие концепции предпрофильной и профильной подготовки учащихся и базисного учебного плана. - Отсутствие системы доступного медицинского обследования и оздоровления.

Возможности Угрозы

- Самореализация через участие в конкурсах, олимпиадах, грантах и т.д. - Создание внутришкольной модели повышения квалификации учителей. - Привлечение преподавателей вузов и ссузов для работы в школе. - Возможность изучения различных иностранных языков, помимо изучаемых (факультативно, дополнительные платные услуги). - Увеличение доли участия родительской общественности в управлении школой. - Расширение связей с общественными организациями и СМИ. - Расширение проектно-грантовой деятельности. - Привлечение спонсорских средств. - Месторасположение школы (близость рынка, вокзалов, оживлённое движение). - Пассивность родительского сообщества. - Неготовность потенциальных спонсоров вкладывать деньги в образование. - Ухудшение социально-экономического положения в районе. - Отсутствие инициативы существующих общественных организаций в установлении партнерских отношений с образовательными учреждениями. - Непрестижность педагогических специальностей, затрудняющая привлечение в педагогические вузы сильных выпускников школ.

Рассмотрим подробнее и проанализируем факторы внутренней среды МОУ СОШ № 4 г. Баксана и их влияние на развитие стратегической генеральной линии общеобразовательного учреждения.

В основе управленческого анализа лежит анализ текущей деятельности образовательного учреждения. Сильные и слабые стороны - это результат сравнения образовательного учреждения с конкурентами.

Заключительный этап управленческого анализа состоит в оценке сильных и слабых сторон и оформляется как SWOT-анализ (табл. 1).

Итак, рассмотрим анализ внутренней среды общеобразовательного учреждения по основным показателям: содержание образования, инновации и внедрение технологий, воспитательная работа и дополнительное образование.

1. Содержание образования.

Мы будем рассматривать содержание образования с трёх позиций:

- как педагогическую модель социального заказа;

- как дидактическую модель учебного предмета (учебный план);

- как учебный материал (программы, учебники, пособия).

Модель социального заказа родителей и детей на образование описана в образовательной программе школы и реализована в учебном плане и научно-методическом обеспечении его выполнения через учебный материал.

Достигнутые успехи в образовательном процессе удовлетворяют учащихся, родителей и педагогический коллектив, соответствуют поставленным целям личностно-ориентированного образования.

В качестве основных достижений МОУ СОШ №4 за последние 3 года можно отметить следующее:

1. На протяжении ряда лет остается стабильным уровень успеваемости и качества знаний учащихся, а в отдельных случаях имеется и превышение средних показателей по городу.

2. Значительно улучшилась результативность участия учащихся в республиканских и Всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях, чтениях за период 2009-2012 г.г.

3. Ежегодно команды учащихся школы становятся победителями и призерами спортивных соревнований различного уровня.

2. Инновации и внедрение технологий.

Педагогический коллектив школы состоит из 59 человек. Из них: 80 % работающих в школе педагогов имеют высшее образование и 91 % - квалификационные категории. Средний возраст - 32 года. В среднем, загруженность педагогов - 1,1 ставки. Школа обеспечена кадрами, вакансий нет. Следует отметить, что 14 % учителей - выпускники школы. 4 педагога имеют звание «Отличник народного просвещения», а три - «Почетный работник образования», два педагога школы стали победителями Всероссийского конкурса «Учитель года».

Создание городского центра информационных технологий позволило не только обучить учителей современным информационным технологиям, но и открыло доступ к ресурсам глобальной сети Интернет. Информационные технологии, как особый ресурс системы образования, приобретают особую значимость и в учебном процессе, и в управленческой деятельности. Школа

имеет выход в Интернет через коммутируемую сеть (телефонный модем), собственный сайт.

Внедрение инноваций потребовало от педагогического коллектива пересмотра подходов к организации и содержанию учебного процесса: наука стала неотъемлемой частью педагогического труда, надежным инструментом в достижении более высокого качества работы. Это сложный процесс, требующий разрешения ряда противоречий:

- между профессиональным уровнем учителей и неудовлетворительностью результатами профессиональной деятельности.

- между целями обучения и воспитания ребенка в семье и школе;

- между требованиями современной жизни и уровнем образования выпускников;

- между педагогическими целями преподавателей начальной и средней школы;

- между высокой интеллектуальной, физической, эмоциональной нагрузкой учителей и недостаточным стимулированием их труда.

Названные противоречия рассматриваются педагогическим коллективом как объективные факторы развития. Требуется создание условий для быстрого реагирования на изменившиеся факторы внешней среды и внутренние факторы школы.

Предпосылки перевода школы из режима функционирования в режим развития связаны с пониманием, что школа - это, прежде всего:

1. Воспитатель нового сознания, менталитета.

2. Пространство творческого сотрудничества всех участников образовательного пространства и взаимодействия всех компонентов образования.

3. Источник мотивации образования и развития личности.

4. Система, обеспечивающая углубленное, гуманистическое, экологизированное образование.

5. Экспериментальная площадка по разработке и апробации новых образовательных технологий.

6. Звено в цепи непрерывного культурного развития и образования.

7. Элемент новой социально-экономической и социально-культурной среды.

На начальном этапе внедрения инноваций отсутствовала четкая система управления инновационными процессами, отслеживания их результатов. Сегодня в школе создана единая и многоплановая структура управления, призванная обеспечить реальное преобразование и развитие образовательной системы.

Поиск эффективных путей управления требует привлечения к этому процессу общественной составляющей, которая сегодня в известной степени проявляет социальную пассивность. Улучшение системы управления образовательным учреждением потребует внедрения следующих новшеств:

- Построения новой организационной структуры управляющей структуры управляющей системы.

- Развития общественной составляющей управления.

- Применения основных принципов менеджмента в управлении;

- Освоения и применения на практике современных управленческих технологий и методов.

3. Воспитательная работа.

К настоящему времени в школе создана целостная воспитательная система. Разработаны тематические программы: «Память», «Здоровье», «Каникулы», посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.

В 2012 году в творческих объединениях, секциях, кружках и клубах различной направленности, как в стенах школы, так и вне его занимается 85 % учеников школы. К организации ученического самоуправления привлечены 36 % обучающихся. В олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях учащиеся школы показывают высокие результаты, завоевывая звания победителей, призеров и дипломантов.

Однако анализ жизнедеятельности школы показал, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением. В настоящее время не обеспечивается в полной мере единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. В настоящее время на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних по отношению к школе факторов. Так, широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы) не является, как это было прежде, помощником школы в воспитании подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей. Кроме того, растущая разница материального обеспечения семей наших воспитанников, коммерциализация сферы культуры не позволяют многим учащимся в полной мере приобщиться к духовным ценностям.

4. Дополнительное образование.

В школе работает 11 кружков, реализующих программы дополнительного образования. Учащиеся школы постоянно занимают призовые места на конкурсах, проводимых Центром детского творчества.

Таким образом, управленческий анализ даёт возможность изучения окружающего социума, выявления уровня конкурентоспособности образовательного учреждения и определения стратегической линии развития школы.

Список литературы:

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - М.: Питер, 2007.

2. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. - М.: Экономика, 2008.

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ ГИМНАЗИЯ №4 Г. НАЛЬЧИК)

© Нагоева Р.А.*

Гимназия № 4, г. Нальчик

В статье автором описывается конкретные примеры реализации в школе проектов, направленных на повышение качества образования. Дается краткая характеристика проектов: «Информатизация Школы № 4», «Управление качеством образования в культурологической школе», «Создание системы повышения уровня профессиональной компетентности классных руководителей в МОУ «Гимназии № 4» г. Нальчика», «Школа компетентного учителя». В заключение автор пишет о влиянии проектов на организационную структуру инновационной школы.

МОУ Гимназия № 4 г. Нальчика, являющееся основной базовой площадкой проводимого исследования, с момента зарождения идеи рассматривалась автором как грандиозный инновационный проект.

За последние три года реализации расширилась инновационная составляющая школы:

- создание сквозного учебного плана, охватывающего базовый компонент, вариативный компонент и ресурсные возможности блока дополнительного образования, для единого образовательного пространства в рамках различных образовательных траекторий внутри общеобразовательной школы;

- создание спецкурсов, элективных программ, кружковых программ, расширяющих образовательные возможности школы;

- разработка единого расписания для учащихся всей школы, куда должны быть включены: базовый компонент образования, вариативный компонент, кружковой компонент из ресурсов блока дополнительного образования;

- развитие проектной деятельности, проектных способностей, освоение способов программирования;

- развитие нового типа повышения квалификации педагогов через Интернет.

За три года реализации Программы развития накоплен определенный опыт инновационной работы:

* Директор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.