УДК 330.3; 331.5; 311.312
С. Яковлевс, С. Густа
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АГЕНТСТВА ЗАНЯТОСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛАТВИИ
Анализируется деятельность государственного агентства занятости и работа самоуправления в Латвии (г. Риге) и реализуемые ими программы по понижению уровня безработицы. Также рассматриваются основные мероприятия (проекты) по социальной поддержке и помощи, их необходимость, эффективность, финансирование. В работе использован материал с портала-сайта Государственного Агентства занятости — www.nva.gov.lv, печатного материала Агентства, а также информация из личных бесед с работниками (инспекторами) Агентства занятости (г. Рига, Латвия).
Ключевые слова: безработица, занятость, переобучение, рабочие места, государственная статистика.
В кризисные 2009-2010-е годы в г. Риге в Латвии было огромное число безработного трудоспособного населения, по данным Агентства занятости, в пределах 15-18 % (см. рис. 1). Большинство из них имело высшее образование, профессиональную квалификацию, рабочие специальности. В условиях далеко не развитой экономики Латвии данные факты, по нашему мнению, являются противоречивыми и нелогичными. Имея огромное число специалистов, профессиональных работников и низкий уровень развития экономики, практически отсутствие производства и промышленности, правительство концентрирует внимание на учёте, статистике безработных, выплате пособий, переобучении кадров, а не на создании постоянных долговременных рабочих мест, что способствовало бы развитию экономики страны, повышало её конкурентноспособность на международном рынке и уменьшало число безработного трудоспособного населения.
1%ед1з1гё1а15 ЬегйагЬа ПтешБ уа1зП 2010.д. 31.ок1оЬгТ- 14,3%
Рис. 1. Зарегистрированный уровень безработицы в Латвии на 31 октября 2010 года
Рассмотрим деятельность государственного агентства занятости (далее — Агентства), его действующие «проекты», источники финансирования, а также социальные выплаты, пособия, стипендии, оплату обучения и переобучения (курсов переквалификации кадров), производимые Агентством.
Государственное агентство занятости — учреждение государственного управления, находящееся под наблюдением министра благосостояния, осуществляющее государственную политику по снижению безработицы и поддержке безработных, соискателей работы и лиц, подвергнутых риску безработицы. Структура администрирования услуг, предоставляемых агентством, включает в себя управление, 28 филиалов и 3 центра обслуживания клиентов по всей Латвии (см. рис. 2).
Зарегистрированный уровень безработицы в стране на конец июля 2010 года составлял 15,3 % от общей численности экономически активного населения. По сравнению с июнем 2010 года, безработица снизилась на 0,3 %. 5602 зарегистрированных в Агентстве занятости безработных в июле были трудоустроены, а в целом в активных мероприятиях Агентства занятости в июле участвовали 49465 безработных, в том числе:
• в профессиональном обучении, переквалификации или повышении квалификации — 1248 человек;
• в мероприятиях по повышению конкурентоспособности — 21651 человек;
• в комплексных мероприятиях поддержки безработных — 1716 человек;
• в трудовой практике в самоуправлениях — 23295 безработных.
По данным, представленным на официальном сайте Агентства, мы составили перечень наиболее невостребованных профессий на рынке Латвии 2010-го года. В него вошли: подсобный работник, продавец магазина мелкой торговли, обслуживающий персонал, водитель автомобиля, строитель, повар, дворник, охранник, кочегар и истопник, швея, грузчик, продавец-консультант, оператор деревообработки, тракторист, слесарь. При этом, на том же сайте представлен перечень свободных вакансий по профессиям на рынке Латвии 2010 года: страховой агент, портной, консультант по продажам, почтальон, слесарь ремонта кораблей, повар, подсобный работник, продавец магазина розничной торговли, торговый агент, представитель торговли, водитель грузовика, специалист по обслуживанию клиентов, специалист по обделочным работам, маляр транспортных средств, продавец-консультант.
Государственное агентство занятости является партнером работодателей и сотрудников, способствуя понижению безработицы и улучшению занятости в стране. В стратегии деятельности и развития Агентства на 2008-2010 годы были определены шесть главных заданий:
1. Обеспечить предоставление и развитие услуг Агентства соответственно государственной политике по снижению безработицы и в сфере безработных, соискателей работы и лиц подверженных риску безработицы.
2. Создать эффективную систему управления Агентства.
3. Развить и усовершенствовать инфраструктуру ИТ и удобные для пользования базы данных.
4. Создать эффективную коммуникацию с обществом и клиентами.
5. Обеспечить совершенствование и развитие услуг Агентства, ориентированных на работодателя.
6. Обеспечить эффективное администрирование ресурсов Европейского социального фонда на периоды планирования 2004-2006 и 2007-2013 гг.
Зам. директора по вопросам ЕСФ
Ру^оеодупвль С-ис™#ы упрлилемия хачветдом
Дспартлмиг Еврспснкню
ЬОЦ>Ч ЛЬНС О фсмда
Очил
финписирогыннч ПРММОВ
Ождоп щнфдпя проепов
?тп(П упр. излет« и нфктропн финансов
Ьтчвл I ПМ
фямлмьмчго пп.широп.1кия
Отдеп
шянсшннд!« ббклвчтця
Стдгл
28 Фипииль-
Зам. директора по вопросам политики
занятости
Отдел 1ир01*»"
N ЧМЛО«ОГО
Дсгиримснт рцинитим технологии
Ождсп мероприятии
МНЧЧС"
Очф л дотаю роо по ючу пка«
О-Доп и
ршиш _СИСТ+М__
№ип (ишспям
Т»ен-н1<кнлин огдап
Рис. 2. Организационная структура Государственного агентства занятости (Латвия)
Си
I
а: ¡е
РЧ &
§
Ой
О §
О
!\)
0
1
Ой (й а: а: о
о
г: Ой
о а
Работодателям предлагали подавать заявки на проведение мероприятий в тех профессиях, в которых безработные изъявляли желание работать. Списки профессий и подробную информацию о мероприятиях можно найти на интернет-сайте агентства.
В ходе проведения Мероприятий для определённых групп лиц в 2010 году Агентство вело сотрудничество более чем с 400 работодателями, которые нанимали безработных на различные профессии, например, операторов по вводу данных, администраторов, продавцов розничной торговли, уборщиков, рабочих по благоустройству, бухгалтеров и их помощников, и др.
В рамках мероприятий был трудоустроен 681 безработный из целевых групп.
Согласно данным от 9 августа 2010 года, в Трудовой практике в самоуправлениях со стипендией 100 лат (142 евро) с начала действия программы в целом было задействовано 51541 безработных, не получавших пособия по безработице или досрочную пенсию по старости. За время действия проекта самоуправления создали 39568 мест трудовой практики, из которых 22231 были актуальны.
На момент 2010 года в рамках мероприятий на общественно полезных работах в самоуправлениях были задействованы 21362 безработных. О желании принять участие в трудовой практике в самоуправлениях заявляли и ждали своей очереди 47488 безработных.
Участие в мероприятиях прекратили 9582 безработных: 1378 — были устроены на постоянную работу, 4633 — не участвовали в проекте из-за нарушений условий договора и 875 — по состоянию здоровья.
Следует отметить, что число устроившихся на постоянную работу безработных, вовлеченных в трудовую практику в самоуправлениях, увеличилось с 9 % с осени 2009 года до 14 % летом 2010 года.
Проект Европейского социального фонда «Обеспечение мероприятий трудовой практики самоуправлениями для приобретения и закрепления трудовых навыков» был создан в рамках Стратегии сети социальной защиты, чтобы в условиях экономического кризиса помочь безработным, оставшимся без средств к существованию. Мероприятия осуществлялись в 2010 и в 2011 годах.
Программа 100-латовыхстипендий многими считалась унизительной и мизерно оплачиваемой, поскольку сумма стипендии меньше минимальной заработной платы (поэтому ее и назвали не «заработная плата», а «стипендия»). Тем не менее, программа работала, и, по мнению авторов, была нужной обществу.
Что касается учёбы и повышения квалификации, то хотелось бы акцентировать внимание на следующем моменте. Агенство проводит множество курсов по переквалификации работников, например, бухгалтеров переучивают на продавцов и парикмахеров, а парикмахеров и продавцов — на бухгалтеров; водителей и охранников переучивают на токарей, сварщиков, сантехников, плотников и т. д., а токарей, сварщиков, сантехников, плотников соответственно переучивают на водителей и охранников. Так в чём здесь смысл? Да, у человека с «лишней» специальностью немного больше шансов найти работу, он будет более конкурентоспособен, но найдется ли для него рабочее место после окончания переобучения на свободном рынке, — вот вопрос. Получается, мы берём безработных, переобучаем их, и опять же безработными отправляем на рынок труда, абсолютно не дав никаких гарантий и не обеспечив рабочими местами [4; 6; 8; 9].
Переобучение оплачивается за бюджетный счёт, т. е. за счёт налогоплательщи-
ков. Кроме этого, помимо оплаты обучения, работнику платится ещё и стипендия. Правильно ли это, и есть ли необходимость в таких проектах? Человеку необходимо рабочее место, чтобы он мог работать и зарабатывать, обеспечивать себя и свою семью, а в результате они только учатся и переучиваются. Конечно, некоторые находят рабочее место, но в большинстве случаев от чего уходят, к тому и возвращаются. Следовательно, эффективность подобных проектов отрицательная: затраты намного больше, чем достигаемый эффект.
По мнению авторов, основные задачи Агентства занятости — это анализ ситуации на рынке, учёт вакантных мест, консультации, помощь в составлении документации, составлении СУ, помощь при поиске рабочего места, ведение статистики безработных, социальные проекты с финансированием из средств налогоплательщиков и фондов Европейского союза. Однако, Агентство занятости не создаёт рабочие места, это не входит в его функции.
Если взять цифры, то за 2008-2009 годы только выплата пособий составила 3,5-4 млн лат (5-5,7 млн евро) в год, а если учесть все расходы Агентства на заработную плату сотрудников (инспекторов), отопление, электричество, оплату коммунальных платежей, услуг связи, почтовых услуг, расходы на офисную технику и бумагу и т. д., то эту сумму можно смело умножать на 2,5-3. Итого получаем расходы государственного бюджета на безработных как минимум 10 млн латов (14,3 млн евро) в год. Возможно, было бы рациональнее на эти деньги ежегодно создавать рабочие места (производства, компании, предприятия, фермерские и крестьянские хозяйства, рыбные питомники и многое другое) и при содействии государства обеспечивать их заказами и оказывать помощь в реализации их продукции [12; 16; 19; 21].
Осенью 2010 года, за месяц перед выборами, Рижская Дума запустила «проект» по социальной поддержке малоимущего населения, «бесплатные обеды», для людей, доходы которых меньше прожиточного минимума и которые имеют статус малоимущих. На тот момент имелись две точки питания: в Московском районе и в Пардаугаве — районе Агенскалнс. С одной стороны, это хорошо, что у людей появилась возможность хоть один раз в день покушать горячую еду неплохого качества. С другой стороны, в это же время питание большинства больниц Латвии оставляет желать лучшего, причем за питание в больнице платит сам пациент.
В октябре 2016 года Рижское самоуправление выделило финансирование суповым кухням в общей сложности на 600 порций в день. Суповые кухни работают 5 дней в неделю, по рабочим дням. В октябре в целом выдано 18474 порций, из которых 12550 порций профинансировала Рижская дума. Увеличилось количество точек, где ежедневно по рабочим дням выдают бесплатный горячий обед. На сегодня их уже шесть. Это говорит о сохранившемся малоимущем состоянии жителей и граждан, оставшихся без крова, с малыми пенсиями, инвалидностью и мизерными доходами [24; 27; 28; 30].
Безработного населения в 2016 году стало на порядок меньше, по сравнению с 2010-2011 гг. По ситуации на начало октября 2016 года, количество безработного населения Латвии составляло 74357 человек, а на конец октября—74053 человека, т. е. за октябрь число безработных снизилось на 304 человека. Процентное соотношение числа безработных от общего трудоспособного населения государства, по данным на октябрь 2016 года, составляет 7,9 %, так же, как и в сентябре. Наименьший уровень безработицы регистрирован в Рижском регионе (5,1 %), наивысший — в Латгальском
регионе (17,3 %). В Курземском регионе уровень безработицы в октябре 2016 года составлял 9,5 %, в Видземском регионе — 8,6 %, в Земгальском — 7,4 %.
В октябре 2016 годасамостоятельноустроилисьнаработу4926регистрированных безработных. А на конец месяца в базе данных агентства число свободных вакантных мест составляло 5595. Возможно, на статистику по снижению безработицы влияют высокая смертность населения и иммиграция молодого трудоспособного населения, как правило, в западные страны Европейского союза.
По результатам проведенного анализа авторы рекомендуют государственному управлению сконцентрироваться больше на создании постоянных долгосрочных рабочих мест, а не на переобучении и переквалификации рабочих одних отраслей в другие. Также авторы рекомендуют государственному управлению улучшать платежеспособность малоимущих граждан и жителей не за счет трудящихся сограждан-налогоплательщиков, а искать другие компетентные решения по занятости и частичной занятости первых.
Литература
1. Закон о труде (закон об охране труда). Рига: AFS, 2009. 100 с.
2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983. 144 с.
3. Акофф Рассел Л., Магидсон Джейсон, Эдисон Герберт Дж. Идеализированное проектирование: Как предотвратить завтрашний кризис сегодня. Создание будущего организации / Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. 320 с.
4. Афоничкин А. И., Михаленко Д. Г. Управленческие решения в экономических системах. Автоматизация процедур принятия решений. Технологии. Экспертные системы, Учебник для ВУЗов; СПб.: Питер, 2009. 480 с.
5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.: ил. (Серия «Практическая психология»).
6. Грязнова А. Г. Антикризисный менеджмент / Под редакцией проф. А. Г. Грязновой. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. 368 с.
7. Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Ви-льямс», 2004. 432 с.: ил. Парал. тит. англ.
8. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М.: Флинта: МПСИ, 2000. 648 с.
9. Зуб А. Т., Стратегический менеджмент: Теория и практика; Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 415 с.
10. Иванова С. В., Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 160 с.
11. Кафидов В. В. Управление персоналом: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
12. Коротков Э. М., Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2001. 432 с.
13. Маклаков А. Г., Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 480 с.
14. Маркс К., КАПИТАЛ (перевод И. И. Степанова-Скворцова) Государственное издательство политической литературы, Ленинград, 1950, 794 стр., Т. I. С. 41. Отдел первый — отдел шестой стр. 567.
15. Никифоров В. Е. Методы принятия управленческих решений. Рига: БРИ, 2005. 124 с.
16. Никифоров В. Е. Анализ проблемных ситуаций и методы решения проблем. Курс-конспект лекций и контрольные задания для магистрантов, Рига: BSA, 2008. 126 с.
17. Никифоров O. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рига: ISMA, 2007. 368 с.
18. Пригожин А. И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление / А. И. Пригожин. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с.
19. Яковлева Т. Г. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда. СПб.: Питер, 2009. 240 с.: ил.
20. Esenvalde Inese, Personala praktiska vadiba, Riga: Merkurijs LAT, 2004. 308.
21. Gratone Linda, Cilvekresursu strategija, Biroja serija, SIA „J. L. V", Ogre, 2004. 284 lpp.
22. Voroncuka Inese, Personala vadiba / Monografija / Latvijas Universitate, Riga: Latvijas Universitate, 2009., 400 lpp.
23. Ackoff L. Russell, Magidson Jason, Addison J. Herbert, IDEALIZED DESIGN, How to dissolve Tomorrow"s crisis today, Creating an organization's future, Ideas. Action. Impact., Wharton School Publishing, New Jersey 07458, 2006. 320 lpp.
24. Deming Edwards W., OUT OF THE CRISIS, The MIT Press, Cambridge, Massachusetts, London, England 1982, 1986. 370 lpp.
25. Frank H., Knight Mx., RISK, UNCERTAINTY AND PROFIT, Houghton Miffun Company, The Riverside Press Cambridge, BOSTON AND NEWYORK, 2003. 360 lpp.
26. Jewell L. N., Contemporary industrial / organizational psychology, Third Edition, Brooks / Cole Publishing Company, An International Thomson Publishing Company 1998. 720 lpp.
27. Joseph O*Connor and Ian McDermott, The art of systems thinking, Essential Skills for Creativity and Problem Solving, Thorsons, Harper Collins Publishers Ltd., 1997. 254 lpp.
28. Neave R. Henry, THE DEMING DIMENSION, Printed in English in the USA by SPC Press, Knoxville, Tennessee, 1990. 370 lpp.
29. Newton Richard, PROJECT MANAGEMENT Step by Step, The proven, practical guide to running a successful project, every time, PEARSON BUSINESS, Harlow, England, 2006. 180 lpp.
30. Schultz D., Schultz S., PSYCHOLOGY AND WORK TODAY, An introduction to industrial and organizational psychology, Eighth Edition, Prentice Hall, Upper Saddle River, New Jersey 07458, 2002. 560 lpp.
Об авторах
Сергейс Яковлевс — профессиональный магистр по Управлению человеческими ресурсами, профессиональный магистр по системам тепло-, газо- и водоснабжения, сертифицированный строительный инженер, Латвийский сельскохозяйственный университет, факультет среды и строительных наук, кафедра архитектуры и строительства, Латвия.
E-mail: [email protected]
Сандра Густа — доктор экономических наук, профессор, руководитель кафедры архитектуры и строительства, Латвийский сельскохозяйственный университет, факультет среды и строительных наук, кафедра архитектуры и строительства, Латвия.
E-mail: [email protected]
S. Jakovlevs, S. Gusta
ANALYSIS OF STATE EMPLOYMENT AGENCIES AND SOCIAL PROGRAMS
OF GOVERNMENT IN LATVIA
The activity of the State Employment Agency and the work of government in Latvia (Riga) and implemented their programs to decrease unemployment are analysed in this article. It also discusses the major activities (projects) on social support and assistance they need, efficiency, financing. We used material from the portal-site of the State Employ-
ment Agency — www.nva.gov.lv, printed materials of the Agency, as well as information from personal interviews with employees (inspectors) Employment Agency (Riga, Latvia). Key words: unemployment, employment, retraining, jobs, government statistics.
About the authors
Sergejs Jakovlevs, Mgr.sc.ing., Department of Architecture and Building, Faculty of Environmental and Civil Engineering, Latvia University of Agriculture, Latvia. E-mail: [email protected]
Sandra Gusta, Associate Professor, Associate Professor Department of Architecture and Building, Faculty of Environmental and Civil Engineering, Latvia University of Agriculture, Latvia.
E-mail: [email protected]