Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСФИЛЬМОФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСФИЛЬМОФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
180
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСФИЛЬМОФОНД / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОЦИФРОВКА / КИНОАРХИВ / КИНЕМАТОГРАФ / ФИЛЬМ / ФИЛЬМОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Косинова М. И., Гасилина А. А.

Объектом исследования является Госфильмофонд Российской Федерации, предметом - проект глобальной цифровизации киноархивов Госфильмофонда, стартовавший в конце 2018 г. и реализуемый в настоящее время. Цель исследования - анализ проекта цифровизации Госфильмофонда и выявление возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Задачи исследования: анализ проблемы кадрового дефицита, анализ социокультурной и экономической эффективности реализуемого проекта. В исследовании были применены: метод историко-генетического анализа, дескриптивный анализ литературы и материалов средств массовой информации, качественный контент-анализ документов, докладов и других материалов, сравнительный анализ, вторичный анализ статистических данных. Результаты исследования могут быть использованы в процессе оцифровки архивов Госфильмофонда с целью его оптимизации, устранения возможных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF THE STATE FILMS FUND OF RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF DIGITALISATION

The object of the study is the State Films Fund of Russian Federation, the subject is the project of global digitalisation of the film archives of the State Films Fund of Russian Federation, which started at the end of 2018 and is currently being implemented. The purpose of the study is to analyse the digitalization project and identify possible problems that may arise during its implementation. Research objectives: analysis of the problem of personnel shortage, analysis of the socio-cultural and economic efficiency of the project being implemented. The study used the method of historical and genetic analysis, descriptive analysis of literature and media materials, qualitative content analysis of documents, reports and other materials, comparative analysis, and secondary analysis of statistical data. The results of the study can be used in the implementation of the programme of digitilisation of the State Films Fund of Russian Federation archives in order to optimise this process and eliminate possible risks.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСФИЛЬМОФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 791.43/.45

JEL Z11

Косинова Марина Ивановна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3517-3484 e-mail: kosimarina@yandex.ru

Гасилина Анастасия Андреевна

студент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: miss.gasilina@mail.ru

Marina I. Kosinova

Cand. Sci. (Philos.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-3517-3484 e-mail: kosimarina@yandex.ru

Anastasia A. Gasilina

Student, State University of Management,

Moscow, Russia

e-mail: miss.gasilina@mail. ru

DOI 10.26425/1816-4277-2021-9-53-59

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСФИЛЬМОФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Объектом исследования является Госфильмофонд Российской Федерации, предметом - проект глобальной цифровизации киноархивов Госфильмофонда, стартовавший в конце 2018 г. и реализуемый в настоящее время. Цель исследования - анализ проекта цифровизации Госфильмофонда и выявление возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Задачи исследования: анализ проблемы кадрового дефицита, анализ социокультурной и экономической эффективности реализуемого проекта. В исследовании были применены: метод историко-генетическо-го анализа, дескриптивный анализ литературы и материалов средств массовой информации, качественный контент-анализ документов, докладов и других материалов, сравнительный анализ, вторичный анализ статистических данных. Результаты исследования могут быть использованы в процессе оцифровки архивов Госфильмофонда с целью его оптимизации, устранения возможных рисков.

Ключевые слова: Госфильмофонд, цифровизация, оцифровка, киноархив, кинематограф, фильм, фильмовые материалы, риски, экономическая эффективность, социокультурная эффективность

Для цитирования: Косинова М.И., Гасилина А.А. Анализ деятельности Госфильмофонда Российской Федерации в условиях цифровизации//Вестник университета. 2021. № 9. С. 53-59.

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF THE STATE FILMS FUND OF RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF DIGITALISATION

Abstract. The object of the study is the State Films Fund of Russian Federation, the subject is the project of global digitalisation of the film archives of the State Films Fund of Russian Federation, which started at the end of 2018 and is currently being implemented. The purpose of the study is to analyse the digitalization project and identify possible problems that may arise during its implementation. Research objectives: analysis of the problem of personnel shortage, analysis of the socio-cultural and economic efficiency of the project being implemented. The study used the method of historical and genetic analysis, descriptive analysis of literature and media materials, qualitative content analysis of documents, reports and other materials, comparative analysis, and secondary analysis of statistical data. The results of the study can be used in the implementation of the programme of digitilisa-tion of the State Films Fund of Russian Federation archives in order to optimise this process and eliminate possible risks.

Keywords: State Film Fund, digitalisation, film archive, cinema, film, film materials, risks, economic efficiency, socio-cultural efficiency

For citation: Kosinova M.I, Gasilina A.A. (2021) Analysis of the activities of the State Films Fund of Russian Federation in the context of digitalisation. Vestnik universiteta, no. 9, pp. 53-59. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-9-53-59

Введение

Вопросы, касающиеся работы Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации (далее -Госфильмофонд) в условиях глобальной цифровизации страны, являются очень актуальными в нынешнее время. В период активного развития цифровых технологий и постепенного перехода кинопроизводителей на цифровую съемку встает вопрос сохранения не только имеющихся шедевров отечественного кино

© Косинова М.И., Гасилина А.А., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Kosinova M.I, Gasilina A.A., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ранних лет, но и нынешних кинокартин. Огромное значение работы отечественного киноархива на протяжении всех этапов истории нашей страны сложно переоценить. Если бы не активная деятельность Гос-фильмофонда, до нашего времени не дошли бы многие шедевры отечественного и зарубежного кино, начиная с первых в истории человечества «живых картинок» и заканчивая современными фильмами разного художественного уровня. Без этого материала было бы сложно говорить о развитии киноискусства, так как не было бы наглядности предоставленной информации. Актуальность темы данного исследования также связана с проводимой в настоящее время цифровизацией архивов Госфильмофонда и заключается в необходимости разработки рекомендаций, а также рассмотрении организационно-экономических и социокультурных аспектов для успешной реализации глобального проекта цифровизации киноархивов.

Постановка проблемы

Все направления деятельности Госфильмофонда успешно реализовывались благодаря наличию высококвалифицированных кадров. В годы застоя и перестройки по своему техническому оснащению, развитию производственной инфраструктуры и условиям труда Госфильмофонд все больше отставал от мировых стандартов. Из-за большой удаленности киноархива от Москвы большинство работников были вынуждены проживать непосредственно в «Белых Столбах». Но не у всех была такая возможность, поэтому наблюдалась высокая текучка кадров. В 1990-е гг. Госфильмофонд столкнулся с большим количеством проблем. У сотрудников была мизерная заработная плата, многие покидали свои рабочие места [4]. Несмотря на это, в Госфильмофонде остались люди, посвятившие ему всю свою жизнь - рабочие, техники, инженеры и киноведы. Тогда стояла цель объединить этих людей в команду, которая сможет вывести работу Госфильмофонда на качественный уровень. В конце 1990-х гг. руководство Госфильмофонда задумалось о привлечении молодых кадров. Оно понимало, что предоставление качественного образования и квалифицированной подготовки - единственный способ сохранить на местах действующих работников и заинтересовать потенциальных. Непосредственно на территории Госфильмофонда стало возможно проводить обучение молодых сотрудников. Для реализации этой возможности приглашались преподаватели из московского филиала Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Другим важным событием в судьбе Госфильмофонда в 1990-х гг. стало появление фестиваля архивного кино «Белые столбы» [6].

Частая смена руководства, увольнения большого количества сотрудников как с руководящих должностей, так и рядовых, в последние годы негативно сказываются на работе киноархива в целом. Отсутствует единая стратегия работы Госфильмофонда, что снижает эффективность данной организации. У каждого начальника имеется собственная манера управления и общения с персоналом, а также свое понимание приоритетов организации в целом и ее дальнейших стратегических целей. Это приводит к постоянным изменениям в структуре работы и вызывает недоверие к высшему руководству, что провоцирует увольнение по собственному желанию высококвалифицированных сотрудников.

Еще одной причиной кадрового дефицита в Госфильмофонде является место его расположения, а именно серьезная, по нынешним меркам, удаленность от Москвы. Современный ритм жизни, устои и привычки людей не допускают возможности жить в подобной удаленности от Москвы, поэтому привлечь молодые кадры в Госфильмофонде достаточно трудно. Госфильмофонд испытывает дефицит по большей части узкопрофильных специалистов (специалисты информационных технологий, контроллеры по видеоконтролю, колористы (цветоустановщики), реставраторы фильмокопий, контролеры фильмовых материалов высшей квалификации и др.).

Обзор релевантных научных источников

В конце XX - начале XXI в. началась эпоха электронного изображения. Электронные носители стали неуклонно вытеснять фотографический образ реальности. Они позволили не только тиражировать новую кинопродукцию, но и подарили вторую жизнь архивным кинематографическим раритетам: шедевр немого кино представал в своем первозданном облике благодаря проведенной цифровой реставрации. Также бесспорным достоинством электронных носителей является удобство их хранения и показа. Это едва ли не решающее преимущество по сравнению с традиционной рулонной кинопленкой [3].

Появление новейших цифровых технологий породило рассуждения о возможном глобальном кризисе в работе киноархивов, в результате которых стали появляться предложения постепенно перевести архивные фонды на электронные носители и избавиться от устаревших пленочных оригиналов [5].

На сегодняшний день в работе Госфильмофонда задействованы цифровые носители. Такой цифровой архив был создан в Госфильмофонде еще в 2008 г. Создание цифрового архива Госфильмофонда дало возможность, во-первых, предоставлять разного рода материалы в электронном виде; во-вторых, сокращать время при поиске документов; в-третьих, выгружать оцифрованные материалы непосредственно на официальный сайт Госфильмофонда.

Пополнение цифрового архива ведется на протяжении нескольких последних лет. За эти годы система электронного архива была несколько раз модернизирована. Сейчас она удовлетворяет практически всем требованиям к организации хранения бумажных материалов в фонде. С электронным архивом работают практически все отделы и подразделения Госфильмофонда России, занимающиеся хранением и движением киноматериалов. На данный момент электронный архив документов является одним из главных модулей единой информационной системы Госфильмофонда.

Другим проявлением научно-технической революции в Госфильмофонде является оцифровка киноархивов, которая проводится в рамках национального проекта «Культура», паспорт которого был утвержден 24 декабря 2018 г. [1].

Причиной возникновения проекта цифровизации киноархивов Госфильмофонда служит не только неизбежное старение пленочных носителей, на которые были изначально записаны кинофильмы, но и дорогостоящее хранение пленочных материалов, часть которых, как было сказано, являются пожароопасными и требуют особых условий хранения. Постоянное развитие цифровых технологий также сделало неизбежным переход на использование цифровых носителей для хранения огромной коллекции главного киноархива страны. Существенным отличием цифрового носителя от пленочного является подход к хранению исходных материалов фильма, где на цифровом носителе осуществляется непосредственно хранение информации, а не носителя записи.

Переводу на цифровые носители подлежат киноматериалы, снятые на пленку шириной 16 мм, 35 мм, 65 мм и 70 мм. Перед оцифровкой пленка проходит большое количество стадий подготовки. Первым этапом является температурная адаптация пленочного материала, который хранится при определенных температурных условиях. Затем специалисты проводят оценку состояния кинопленки. В зависимости от результатов пленка отправляется либо на ультразвуковую чистку, либо на промывку или реставрацию в профессиональной лаборатории. После всех необходимых процедур пленка отправляется на оцифровку. Сканирование пленки - очень трудоемкий и кропотливый процесс. Оно происходит покадрово, то есть каждый кадр становится самостоятельным файлом статичного изображения. По этой причине требуется дополнительная обработка полученного материала, а именно - цветокоррекция, сбор в секвенцию (последовательность), сведение изображения с фонограммами, транскодирование (прямое цифровое преобразование одной кодировки в другую).

В качестве исходных материалов для осуществления процесса цифровизации служат:

- негатив изображения (негативная пленка, которая предназначена для получения негативного изображения, использующегося в дальнейшем для печати фильмокопий или контратипов);

- контратип-дубльнегатив (иначе - дубликат фильма, который обычно используется для последующего копирования на конечный позитив);

- промежуточный позитив (копия, которую получают в процессе контратипирования при оптической технологии кинопроизводства; предназначен для получения контратипа-дубльнегатива, с которого в свою очередь производится тиражирование фильмокопий);

- фильмокопия (отпечатанная на позитивной кинопленке с оригинального негатива копия фильма).

Полученные сведения о наличии на пленке дефектов вносятся в специальные акты технического состояния. В них также даются сведения о состоянии кинопленки в целом. Составляется заключение, в котором указывается, есть ли необходимость подвергнуть пленку реставрации либо профилактической обработке. Указывается, возможна ли печать копий данной кинопленки. Дается информации об использовании пленки для просмотров в кинозалах и на звукомонтажном столе, отображаются все результаты контроля.

В конце 2019 г. Госфильмофонд закупил и ввел в эксплуатацию профессиональное оборудование для оцифровки киноархивов. Это высокоскоростные сканеры (24-30 кадров в секунду). Ранее Госфильмофонд располагал низкоскоростными сканерами (4 и 12 кадров в секунду). Также в комплект оборудования входит

аппарат звуковой чистки, который необходим для очищения пленки перед ее сканированием, и рабочие столы, на которых специалисты просматривают пленку на наличие повреждений и дефектов. В 2020 г. было закуплено специальное профессиональное оборудование для оцифровки пожароопасной кинопленки (иначе - пленка на нитрооснове, или целлулоидная пленка). Важно отметить, что качество и характеристики оборудования позволяют получить цифровую копию в несжатом формате с разрешением 4К. Принятый в Госфильмофон-де процесс оцифровки кинопленки завершается записью цифрового потокового видео на ленточный накопитель с использованием картриджей ЦГО (стандарт записи на магнитную ленту).

Всего над процессом оцифровки трудится порядка 30 человек. Ранее работа была выстроена в одну смену, сейчас она перешла в трехсменный режим, что позволяет увеличить количество оцифрованного материала. До начала самостоятельной работы сотрудники стажируются в течение месяца.

Для цифрового архива предусмотрено резервное «облачное» хранение. Во-первых, это обеспечивает сохранность материала. Во-вторых, такой тип хранения помогает защитить материал от незаконного копирования.

Ключевым преимуществом цифрового носителя является отсутствие необходимости предварительной подготовки носителя, как в случае с кинопленкой. Также цифровой архив дает возможность провести процесс автоматизации всех производственных процессов. При перемещении пленки из лабораторий она подвергается перепадам температуры и влажности, которые могут привести к химическим реакциям и впоследствии разрушить пленочный материал. Поэтому для частых ознакомительных просмотров оптимальным вариантом является использование цифрового носителя. В то время как для обработки фонда и проведения научных работ используется только пленочный материал.

В конце 2019 г. Министерство культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) утвердило список золотой коллекции фильмов, которые будут оцифрованы в первую очередь. В будущем оцифрованные кинофильмы планируется показать в кинотеатрах, а также на телевидении. Также Госфильмофонд и портал «Культура.РФ» представили проект «Открытая коллекция», в рамках которого сотрудники киноархива ежемесячно будут публиковать на портале «Культура.РФ» 25 редких отечественных фильмов, а также уникальные и интересные материалы к ним. Данный проект даст возможность зрителю увидеть неизвестные или малоизвестные шедевры отечественного кино, которые ранее были на хранении в Госфильмофон-де и не были доступны для широкого просмотра.

В 2020 г. активно расширялись объемы библиотеки, была подготовлена специальная площадка для ее размещения, которая отвечает всем необходимым требованиям. В 2021 г. было запланировано создание так называемой единой цифровой среды, включающей в себя определенный ряд систем, а именно: единая база данных всех материалов, система управления правами, проектами и задачами. На стадии разработки находится решение об оцифровке внутреннего документального архива, так как на данный момент он содержит около 3 млн страниц, в которых подробно описывается состояние и движение всего пленочного фонда. Планируется как сканирование, так и перевод информации в текстовом или числовом виде в единую базу данных.

Помимо процессов цифровизации, на базе Госфильмофонда планируется совместно с Научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ) создать центр исследований, целью которого будет создание нормативной базы по хранению и оцифровке пленочного фонда.

Главный вопрос, который интересует многих профессионалов в области кинематографа, сохранится ли пленка после проведенного процесса цифровизации. Он не поднимался для обсуждения с руководством Госфильмофонда, но если опираться на ближайшие проекты Госфильмофонда, о которых упоминалось выше, то можно сделать вывод о том, что пленка все же продолжит храниться в стенах киноархива.

Методология

Представляется важным проанализировать социокультурную целесообразность проекта цифровизации архивов Госфильмофонда РФ. Цифровизация захватила практически все сферы жизни современного общества: политику, экономику, техническую и общественную деятельность, науку и, конечно, культуру. Цифровая реальность во многих странах уже является важным признаком отбора в социум. Этот процесс происходит также в России, причем ускоренными темпами. Цифровизация стала важным условием технологического прогресса современной цивилизации, включая многие страны и народы. Цифровизация культуры рассматривается многими исследователями как информационный процесс, начавшийся сравнительно недавно

и опирающийся на новые и современные технологии, доступные большей части населения нашей страны. Цифровизация культуры - процесс создания и функционирования общероссийской системы эффективного использования современных информационных платформ для распространения легальной, достоверной и профессиональной информации о количественном и качественном составе объектов культуры и культурных ценностей, осуществляемых путем сплошного непрерывного документального учета на федеральном, региональном и местном уровнях [2].

Цифровизация киноархивов выступает как одна из форм сохранения и использования культурного наследия нашей страны. Благодаря этому процессу, у населения появится возможность познакомиться с кинокартинами, которые так и не вышли на большие экраны.

Цифровизация способствует изучению культурных ценностей, которые в дальнейшем на себе испытывают новейшие технологии оцифровки и архивирования. Происходит создание культурных благ - в данном случае это цифровые образы книг, документов, предметов искусства (кино). Цифровизация также способствует распространению и потреблению культурных ценностей и культурных благ через онлайн-приобщение к ним (доступность оцифрованных фильмов на сайте Госфильмофонда, возможность проведения онлайн-об-учения). Она способствует учету организационно-экономических аспектов деятельности организации: различные социологические опросы, учет посетителей, независимая оценка качества предоставляемых услуг. Наконец, цифровизация дает возможность создавать информационные системы для государственного учета объектов культуры и культурных ценностей.

Важно подчеркнуть, что в России в ходе глобальной цифровизации культуры, а также в рамках национального проекта «Культура», внимание акцентируется в большей степени именно на применении цифровых технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям, независимо от места их проживания, то есть на процессах сохранения, распространения и потребления культурных благ.

Рассмотрим возможные риски, с которыми может столкнуться Госфильмофонд в ходе реализации проекта (табл. 1).

Таблица 1

Риски цифровизации архивов Госфильмофонда Российской Федерации

Классификация риска Наименование риска Приоритетность риска Пути минимизации

Экономические риски Отказ Минкультуры России в инвестировании дальнейшего развития проекта Высокий Подготовка презентации данного проекта со всеми его достоинствами

Политические риски Смена высшего руководства в Минкуль-туре России, которое не будет заинтересовано в финансировании данного проекта Средний Попытка заинтересовать новое руководство путем представления плана проекта, его преимуществ

Отсутствие возможности привлечения зарубежных специалистов из-за закрытия границ Низкий Наем российских специалистов, либо специалистов из стран с открытыми границами

Информацион-но-технологи-ческие риски Потеря оцифрованных данных из-за сбоя в работе техники Высокий Своевременное обновление серверов и применение функции резервного копирования; хранение фильмокопий на пленке

Закупка некачественного оборудования Высокий Проведение контроля ключевых характеристик оборудования на этапе закупки

Устаревание оборудования в течение долгого процесса цифровизации Средний Обновление оборудования после окончания гарантийного срока

Риск взлома облачного хранилища оцифрованных фильмов Средний Применение многофакторной аутентификации

Окончание табл. 1

Классификация риска Наименование риска Приоритетность риска Пути минимизации

Информационно-технологические риски Риск поломки оборудования Высокий Своевременное обслуживание и своевременный ремонт

Производственные риски Риск проведения некачественной оцифровки Высокий Проведение контроля специалистом всех стадий подготовки и оцифровки пленки

Риск халатности сотрудников в работе с пленкой, что может привести к ее порче или утрате Высокий Система штрафов для сотрудников за порчу/ утрату пленки

Риск воспламенения пленки из-за не соблюдений условий ее хранения Высокий Формирование внутренней службы технической безопасности, которая будет осуществлять ежедневный контроль за условиями хранения

Привлечение некомпетентных и профессионально не подготовленных сотрудников к работе Средний Проведение собеседований с сотрудниками на основе конкурсного отбора; организация обучающих курсов для новых сотрудников

Риск отклонения от производственного плана по причине различных сложностей в работе Средний Составить детальный производственный план по месяцам (неделям, дням) и четко ему следовать

Социальные риски Риск нарушения сотрудниками профессиональных требований (опоздания, невыход, прогул) из-за большой удаленности Госфильмофонда от Москвы Средний Введение системы штрафов и депремирования

Внутренние конфликты между сотрудниками Низкий Поддержание дружелюбной обстановки внутри коллектива посредством применения инструментов корпоративной культуры

Составлено авторами по материалам исследования

Анализ результатов

Для минимизации рисков необходимы следующие действия:

- отказ от найма персонала, чьи профессиональные навыки вызывают сомнения или не подкреплены портфолио;

- разработка внутренней программы по защите оцифрованного контента;

- страхование возможных рисков (страховка оборудования, зданий, хранящих пожароопасную пленку).

Основными рисками являются возможность потери оцифрованных данных из-за сбоя в работе техники

и связанный с ним риск взлома облачного хранилища оцифрованных фильмов. Одним из способов уклонения от данных рисков является использование так называемого блокчейна - выстроенной по определенным правилам непрерывной последовательной цепочки блоков, содержащих информацию. Все данные в блокчей-не накапливаются и создают непрерывно дополняемую базу данных. Из такой базы данных нельзя что-либо удалить или сделать замену/подмену блока. Также она фактически безгранична - туда есть возможность записать безграничное количество данных, что является одной из основных особенностей блокчейна. Для использования этой технологии Госфильмофонд подписал соглашение о партнерстве с ассоциацией 1РЗДа1п. Использование данной технологии позволит провести реставрацию и цифровизацию киноматериалов и обеспечить должную защиту всех объектов интеллектуальной собственности Госфильмофонда, которые будут размещены в реестре сети 1РЗДа1п.

Экономическая целесообразность данного проекта может быть выражена в следующих направлениях. Во-первых, повышается скорость и эффективность работы Госфильмофонда (в результате автоматизации

производственных процессов). Во-вторых, снижается риск повредить пленку, реставрация которой представляет собой дорогой и долгий процесс, за счет использования цифровых материалов. В-третьих, цифровой материал не требует особых затрат на его хранение.

Заключение

Итак, можно сделать выводы, что у цифровизации архивов Госфильмофонда высокий уровень как социокультурной, так и экономической целесообразности. Существуют некоторые риски, с которыми можно столкнуться в процессе реализации, но активно применяя на практике методы их минимизации, уклонения, страхования, цифровизация будет осуществлена с максимальной эффективностью и с оптимизированными затратами на реализацию.

Имеющаяся в данный момент проблема дефицита профессиональных кадров и часто сменяющегося аппарата управления не должна оставаться нерешенной. В случае игнорирования данной ситуации эффективность работы киноархива может быть снижена, что приведет к негативным последствиям (например, отклонение от намеченного графика работ в рамках национального проекта «Культура»). Проблему кадрового дефицита можно частично решить, повысив осведомленность населения о деятельности Госфильмофонда. Это может поспособствовать притоку в Госфильмофонд выпускников киновузов, которые станут сотрудниками данной организации. Введение дополнительных режимов работы (удаленный, вахтовый и др.) также позволит привлечь новых сотрудников.

Библиографический список

1. Паспорт национального проекта «Культура» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/87ae008a0813cfdaffa2724cf072893f76d7d57e (дата обращения: 12.07.2021).

2. Житенев, С. Ю. Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий. - М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, 2020. - 205 с.

3. Малышев, В. С. Госфильмофонд России как материальная и гуманитарная основа отечественного киноведения: дис. ... д-ра. искусствоведения: 17.00.03 - М., 2004. - 288 с.

4. Малышев, В. С. Госфильмофонд: земляничная поляна. - М.: Пашков дом, 2005. - 319 с.

5. Малышев, В. С. Социокультурные функции синематек и киноархивов // Вестник ВГИК. - 2012. - № 12-13. - С. 6-19. https://doi.org/10.17816/VGIK42-36-19

6. Малышев, В. С. Историко-культурные предпосылки создания фестиваля архивного кино «Белые столбы» // Вестник ВГИК. - 2012. - № 12-13. - С. 50-57. https://doi.org/10.17816/VGIK42-350-57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Passport of the National Project "Culture" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16, dated on December 24, 2018), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/87ae008a0813cfdaffa2724cf072893f76d7d57e (date of request: 12.07.2021).

2. Zhitenev S. Yu. Digitalization of culture and culture of digitalization: modern problems of information technologies, Moscow, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, 205 p. (In Russian).

3. Malyshev V. S. Gosfilmofond of Russia as a material and humanitarian basis of Russian film studies: Dissertation of Doctor of Art History: 17.00.03, Moscow, 2004. (In Russian).

4. Malyshev V. S. Gosfilmofond: strawberry glade, Moscow, Pashkov dom, 2005, 319 p. (In Russian).

5. Malyshev V S. Sociocultural functions of film libraries and archives, Vestnik VGIK. Journal of Film Arts and Film Studies, 2012, no. 12-13, pp. 6-19. (In Russian). https://doi.org/10.17816/VGIK42-36-19

6. Malyshev V. S. Historic and cultural background of the "Belye Stolby" of archive films, Vestnik VGIK. Journal of Film Arts and Film Studies, 2012, no. 12-13. pp. 50-57. (In Russian). https://doi.org/10.17816/VGIK42-350-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.