Научная статья на тему 'Анализ деятельности частных медицинских организаций Челябинской области в системе обязательного медицинского страхования'

Анализ деятельности частных медицинских организаций Челябинской области в системе обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / COMPULSORY MEDICAL INSURANCE / ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRIVATE MEDICAL ORGANISATION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PRIVATE-STATE COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Москвичева Марина Геннадьевна, Кремлёв Сергей Леонидович, Бережков Дмитрий Владимирович

Представлен анализ деятельности частных медицинских организаций субъекта федерации, участвовавших в реализации Территориальной программы государственных гарантий в 2010-2016 гг. Показаны динамика объемов, видов и структуры медицинской помощи, предоставляемой населению Челябинской области частными медицинскими организациями, до и после принятия Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Отражена динамика частно-государственного взаимодействия и его влияние на здравоохранение региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Москвичева Марина Геннадьевна, Кремлёв Сергей Леонидович, Бережков Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CHELYABINSK REGION PRIVATE MEDICAL ORGANISATIONS ACTIVITY IN COMPULSORY INSURANCE SYSTEM

The article provides analysis of regional private medical organizations’ activity in the State Guarantees Territorial Program realisation in 2010-2016. We show dynamics of amounts, types and structures of medical help provided to the population of Chelyabinsk region before and after the federal law N 326 «On the compulsory medical insurance in the Russian federation» adoption on November 29 2010. Development of the private - state collaboration and its influence on the regional healthcare is presented.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности частных медицинских организаций Челябинской области в системе обязательного медицинского страхования»

Москвичева М.Г.1, Кремлёв С.Л.2, Бережков Д.В.1

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

1ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск 2Министерство здравоохранения Челябинской области

Moskvicheva M.G.1, KremlevS.L.2, Berezhkov D.V.1

ANALYSIS OF CHELYABINSK REGION PRIVATE MEDICAL ORGANISATIONS ACTIVITY IN COMPULSORY INSURANCE SYSTEM

''South Ural State Medical University, Chelyabinsk 2Ministry of Health of Chelyabinsk région

Москвичева Марина Геннадьевна - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой Общественного здоровья и здравоохранения ИДПО ФГБОУ ВО Южно-Уральского государственного медицинского университета Минздрава России

Кремлев Сергей Леонидович - Министр здравоохранения Челябинской области, д.м.н.

Бережков Дмитрий Владимирович - заочный аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения; руководитель диагностического центра ООО МЦ «Лотос; berezh_ds@mail.ru

Резюме. Представлен анализ деятельности частных медицинских организаций субъекта федерации, участвовавших в реализации Территориальной программы государственных гарантий в 2010-2016 гг. Показаны динамика объемов, видов и структуры медицинской помощи, предоставляемой населению Челябинской области частными медицинскими организациями, до и после принятия Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Отражена динамика частно-государственного взаимодействия и его влияние на здравоохранение региона.

52

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, частная медицинская организация, государственно-частное партнерство.

Abstract. The article provides analysis of regional private medical organizations' activity in the State Guarantees Territorial Program realisation in 2010-2016. We show dynamics of amounts, types and structures of medical help provided to the population of Chelyabinsk region before and after the federal law N 326 «On the compulsory medical insurance in the Russian federation» adoption on November 29 2010. Development of the private — state collaboration and its influence on the regional healthcare is presented.

Keywords: compulsory medical insurance, private medical organisation, private-state collaboration.

Введение. На современном этапе развития государственного регулирования к основным механизмам государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения относится бесплатное оказание гражданам медицинской помощи путем участия частных медицинских организаций (МО) в реализации программы государственных гарантий [1].

Со вступлением в силу Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ежегодно возрастает число частных МО, участвующих в реализации Территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ). C 2010 по 2013 г. число частных МО, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования (ТП ОМС), более чем удвоилось - с 600 до 1251, составив 14,7% от общего количества МО, участвующих в реализации ТП ОМС. В 2014 г. в РФ было зарегистрировано 1695 частных организаций, работающих в системе ОМС (16,1%). При этом расходы ОМС на медицинскую помощь, оказанную в негосударственных МО в 2014 г. увеличились на 30% и составили 38,1 млрд. руб. [3].

Развитие государственно-частного партнерства является приоритетным направлением реформирования здравоохранения в Челябинской области (ЧО). Мероприятия по его развитию ЧО предусмотрены подпрограммой «Развитие государственно-частного

партнерства» Концепции развития здравоохранения Челябинской области до 2020 г., утвержденной распоряжением правительства ЧО от 06.07.2015 г. № 350-рп. Подпрограмма предусматривает увеличение доли медицинской помощи, оказываемой частными МО в системе обязательного медицинского страхования, с 7,10% в 2014 г. до 10,45% в 2020 г. [2].

Цель исследования - анализ деятельности частных МО, участвовавших в реализации ТПГГ на территории региона в 2010-2016 гг., и выполнения ими государственного задания.

Динамика объемов и видов оказываемой частными МО бесплатной медицинской помощи гражданам в соответствии с условиями ТПГГ оценивалась по форме государственной статистической отчетности № 62 негосударственных медицинских организаций (НУЗ), официальной отчетной документации министерства здравоохранения ЧО и медико-экономическим данным Территориальной программы ОМС региона.

Результаты исследования. В Челябинской области частные МО принимают участие в оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС с 2006 г., когда государственное задание за счет средств ОМС получили 14 медицинских организаций, из них: 6 - НУЗ системы Российской железной дороги (РЖД), АНО «МСЧ администрации города Магнитогорска» и ОАО ММК (частные МО 1 группы), 5 - частные стоматологические поликлиники г. Челябинска, и две цеховые поликлиники промышленных предприятий. До 2011 г. количество частных МО, работающих в системе ОМС, оставалось стабильным. Со вступлением в силу федерального закона № 326-ФЗ отмечается увеличение числа частных МО, участвующих в реализации ТП ОМС Челябинской области, в два раза - с 20 в 2010 г. до 39 в 2016 г. Количество частных медицинских организаций, имеющих иные организационно - правовые формы (общество с ограниченной ответственностью - ООО, закрытое акционерное общество - ЗАО), работающих в системе ОМС, увеличилось с 13 в 2010 г. до 34 в 2016 г. Данные МО в работе объединены в отдельную группу (частные МО 2 группы).

На начало 2016 г. в системе ОМС Челябинской области медицинскую помощь оказывали 190 медицинских организаций, в т.ч.: 24 областных государственных учреждения здравоохранения, 11

федеральных, 116 муниципальных, 39 частных МО, из них 5 негосударственных учреждений здравоохранения^ 34 медицинских организации частной формы собственности.

Удельный вес частных среди всех МО, участвующих в реализации ТПГГ Челябинской области, вырос с 5,9% в 2006 г. до 15,3% в 2016 г. Частные медицинские организации составили в 2016 г. 17,9% МО, участвующих в реализации ТП ОМС.

Частные МО в рамках ТПГГ оказывают первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях и дневном стационаре, круглосуточную стационарную скорую медицинскую помощь.

За период наблюдения количество обращений в частные МО2 группы, вошедшие в систему ОМС с 2011 г., увеличилось с 18 911 в 2010 г. до 225 940 в 2016 г.

Отмечается колебание объемов и удельного веса медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, негосударственными МО. В 2010 г. в частные МО (в т. ч. негосударственные учреждения здравоохранения) в рамках ОМС обратились 1 487 258 пациентов, что составило 5,0% от общего объема амбулаторной помощи населению Челябинской области. За счет увеличения числа негосударственных МО в системе ОМС в 2015 г. объем амбулаторно-поликлинической помощи (АПП) населению частными МО достиг 1 574 051 обращение. В 2016 г. число обращений в частные МО снизилось на 76 202 случаев в результате выхода ряда частных МО из системы ОМС, в т.ч. из-за перехода на подушевой механизм финансирования медицинской помощи. Удельный вес вклада частных МО также снизился с 5,3% в 2015 г. до 5,0% в 2016 г.

Процесс перехода круглосуточных стационаров (КС) частных МО на работу в системе ОМС первоначально тормозился адаптацией к финансированию по клинико-статистическим группам. Количество больных, пролеченных в стационарных условиях во всех МО негосударственной формы собственности, уменьшилось на 5,4% с 36 426 в 2010 г. до 34 448 в 2016 г. Это происходило на фоне снижения числа пролеченных больных в соответствии с государственным заданием в целом по области на 18,2% с 743 387 в 2010 г. до 607 775 в 2016 г. Но количество больных, пролеченных в стационарах частных МО 2 группы, увеличилось с 461 в 2012 г. до 1 124 в 2016 г. Доля

больных, пролеченных в условиях КС в частных МО, за данный период возросла с 4,9 до 5,6%.

В структуре медицинской помощи, оказанной в условиях круглосуточного стационара частных МО 2 группы, преобладали следующие профили: гинекология, травматология - ортопедия, абдоминальная хирургия.

Число пациентов, получивших медицинскую помощь в условиях дневного стационара (ДС) в рамках ОМС, возросло в 9 раз с 10 431 законченных случая лечения в 2010 г. до 90 851 в 2016 г. В 2016 г. госзадание по ДС для частных МО 1 и 2 группы составило 9 712 и 81 139 законченных случаев лечения, соответственно. Наибольший удельный вес медицинской помощи, оказанной в условиях ДС, приходится на гемодиализ, вспомогательные репродуктивные технологии (ЭКО), химиотерапию. Доля медицинской помощи, оказываемой частными МО, в объеме государственного задания, установленного для всех ДС области, увеличилась с 5,1% в 2010 г. до 42,9% в 2016 г. в основном за счет предоставления услуг программного гемодиализа частными МО 2 группы.

Выводы:

1) Создание условий для участия частных МО различных организационно-правовых форм в ТП ОМС привело к увеличению видов и объема медицинской помощи, оказываемой негосударственными медицинскими организациями за счет ОМС.

2) Переход на подушевой механизм финансирования медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, явился сдерживающим фактором для развития частно-государственного взаимодействия.

3) Невысокий удельный вес частных МО Челябинской области, участвующих в ТПГГ, в 2016 г. (15,3% против 16,1% в среднем по РФ) и их вклад в общие объемы оказываемой медицинской помощи (4,4 против 5,1%) свидетельствуют о неиспользованных ресурсах и возможностях здравоохранения региона в государственно-частном взаимодействии.

Литература

1. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения (протокол от 10.03.2015). -http://www.medsovet.info/news/5572.

2. Об утверждении Концепции развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года. -http://www.docs.cntd.ru/document/424079225.

3. Флек В.О. Анализ финансового обеспечения здравоохранения по системе счетов. - М., 2015. - С. 60-62.

Кутумова О.Ю., Россиева Т.В.

ОПЫТ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ЗА ПЕРИОД 2010 - 2015ГГ

КГБУЗ, Красноярский краевой Центр профилактики, Красноярск,

Россия

Kutumova O.Yu., Rossieva T.V.

THE EXPERIENCE OF HEALTH CENTERS IN the REGIONS of the SIBERIAN FEDERAL DISTRICT FOR the PERIOD 2010-2015

KGBUZ, Krasnoyarsk regional Center for prevention, Krasnoyarsk, Russia

Кутумова О.Ю. - кандидат медицинских наук, доцент, главный врач Красноярского краевого Центра медицинской профилактики, E-mail: krascmp@yandex.ru Сотовый: 8 903 986 43 38, Факс: 8 (391) 227 66 55 Россиева Т.В. - кандидат медицинских наук, врач-методист Красноярского краевого Центра медицинской профилактики, E-mail: rossievatv@gmail.com

Резюме. Дана оценка профилактической работы Центров здоровья (ЦЗ) в Сибирском Федеральном округе (СФО) за пять лет (20010-2015гг.). Проанализированы годовые отчётные формы № 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.