5.5(23.00.00) ПОЛИТОЛОГИЯ 5.5 СИЁСАТШИНОСЙ 5.5 POLITICS
5.5.2 (23.00.02) Политические интитуты, процессы, технологии 5.5.2 Них,одх,о, равандх,о ва технологиями сиёсй 5.5.2 Political Institutes, Processes, Technologies
УДК 323.22/.28
DOI 10.24412/2411-1945-2023-3-115-123
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Данкова Жанна Юрьевна, канд. социол. наук,
доцент кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России; Потапова Анастасия Вячеславовна, студент 3-го курса Академии гражданской защиты МЧС России (Химки, Россия)
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
ТАХЛИЛИ ФАЪОЛИЯТИ МАЪМУРИЯТИ ОКРУГИ ШАХРИИ СОЛНЕЧНОГОРСКИ ВИЛОЯТИ МОСКВА ДАР САМТИ ТАРХРЕЗИИ МУХДТИ ШАХРИ
Данкова Жанна Юрьевна, н.и. сотсиол., дотсенти кафедраи идоракунии давлатй ва мунитсипалии Академияи мудофиаи шаурвандии ВХф Русия; Потапова Анастасия Вячеславовна, донишцуи бахши 3-юми Академияи мудофиаи шаурвандии ВХф Русия (Химки, Русия)
ANALYSIS OF THE ACTIVITY OF THE ADMINISTRATION OF THE SOLNECHNOGORSK CITY DISTRICT OF THE MOSCOW REGION ON THE DESIGN OF THE URBAN ENVIRONMENT
Dankova Zhanna Yurievna, cand. sociol. Sci., Associate Professor of the Department of State and Municipal Management of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Russia; Potapova Anastasia Vyacheslavovna, 3rd year student Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia (Khimki, Russia) e-mail: [email protected]
Исследуется проблема достижения поставленных целевых ориентиров по реализации программных и проектных мероприятий по проектированию городской среды на муниципальной территории, в частности реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Исследование проводится на основании эмпирических данных, отражающих реализацию обозначенных выше задач в городском округе Солнечногорск Московской области. На основе результатов применения диагностических и социологических методов делается вывод о наличии комплекса проблемных аспектов в деятельности администрации названного городского округа, оценивается результативность исполнения полномочий и эффективность работы органов власти. Делается вывод об удовлетворительной оценке планирования и организации выполнения запланированных работ администрацией городского округа.
Ключевые слова: Солнечногорск Московской области, администрация городского округа, муниципальная программа, проектирование городской среды, результативность исполнения полномочий, федеральный проект, эффективность работы органов власти
Масъалаи ноил гардидан ба мацсадуои ба миён гузошта оид ба амалигардонии тадбируои барномави ва лощавй дар самти тарурезии мууити шаури дар уудуди мунитсипали, аз цумла лощаи федералии "Ташаккули мууити бароуати шаури" тауциц шудааст. Тауциц дар асоси додауои эмпирикие гузаронида шудааст, ки амалишавии вазифауои мазкурро дар округи шаурии Солнечногорски вилояти Москва инъикос менамояд. Дар заминаи натицауои татбици усулуои ташхиси ва сотсиологи оид ба мавцудияти мацмуи цанбауои муаммои дар фаъолияти маъмурияти округи шаурии мазкур хулоса бароварда, натицабахшии ицрои ваколатуо ва самарабахшии кори мацомоти уокимият арзёби гардидааст. Хулоса шудааст, ки фаъолияти маъмурияти округи шауриро дар самти нацшагири ва ташкили ицрои коруои ба нацша гирифта цаноатбахш арзёби кардан мумкин аст.
Калидвожах;о: Солнечногорски вилояти Москва, маъмурияти округи шаури, барномаи мунитсипали, тарурезии мууити шаур, натицабахшии ицрои ваколатуо, лоиуаи федерали, самарабахшии кори мацомоти уокимият
The article examines the problem of achieving the set targets for the implementation ofprogram and design measures for the design of the urban environment in the municipal territory, in particular the implementation of the federal project "Formation of a comfortable urban environment. " The study is conducted on the basis of empirical data reflecting the implementation of the above tasks in the urban district of Solnechnogorsk, Moscow region. Based on the results of the application of diagnostic and sociological methods, a conclusion is made about the presence of a set of problematic aspects in the activities of the administration of the named urban district, and the effectiveness of the execution ofpowers and the effectiveness of the work of government bodies is assessed. A conclusion is made about a satisfactory assessment of the planning and organization of the implementation ofplanned work by the city district administration.
Keywords. Solnechnogorsk, Moscow region, City district administration, municipal program, urban environment design, effectiveness of the exercise of authority, Federal project, working efficiency of government body
Актуальность исследования результатов выполнения задач по проектированию городской среды в муниципальных образованиях Российской Федерации и оценка их состояния согласно установленным показателям базовых программных документов [1; 2] в значительной мере сопряжена с наличием остро стоящих в муниципальных образованиях вопросов экологического и инфраструктурного характера, что, собственно, и актуализирует диагностику благоустройства населенных пунктов с точки зрения улучшения условий проживания человека.
Важное место в данном процессе принадлежит органам государственного и муниципального управления, в полномочия и функционал которых входит разработка и реализация комплекса мероприятий, проектов и программ, главной целью которых является улучшение экологических, культурных и социальных условий городской среды. Степень результативности и эффективности исполнения полномочий органами власти определяет динамику благоустройства муниципальной территории. Именно поэтому анализ результатов работы органов власти представляется важным и значимым моментом в решении многомасштабной задачи проектирования городской среды.
Таким образом, важность изучения заявленной темы исследования, по мнению авторов, обусловлена рядом обстоятельств объективного и субъективного характера, в частности:
1. Рост численности городского населения и формирование агломераций, границы которых сугубо условны, что определяет практический интерес к городу как неотъемлемой части окружающей среды.
2. Городское пространство в условиях современного общества фактически становится для населения основной окружающей средой, своего рода «второй природой», поэтому важно управлять развитием территории городского округа.
3. Наличие объективной потребности в решении задачи по повышению показателей качества жизни населения, в том числе и такого параметра, как благоустройство городской среды, что является одним из полномочий городских властей.
Представление об актуальности темы исследования позволяет говорить о недостаточной степени обоснованности при осуществлении выбора приемов и средств деятельности органов власти, которые позволяли бы оптимальным образом решить задачи и проблемы проектирования городской среды на конкретной муниципальной территории.
Проблематизация. Анализ научных публикаций по тематике настоящего исследования [3, с. 87; 4, с. 22 и др.] показал, что на сегодняшний день сложилось вполне обоснованное противоречие, когда, с одной стороны, имеются все организационные и правовые основания для успешного проектирования городской среды, а с другой, применяемые органами власти технологии для реализации этой задачи на конкретных муниципальных территориях не достигают поставленных целей. Сформулированное противоречие и определяет проблему исследования.
Поэтому целью настоящей статьи является анализ комплекса мер, реализуемых администрацией городского округа Солнечногорск Московской области (далее -администрация) по проектированию городской среды, и выработка приоритетных задач в данном направлении.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: традиционный анализ документов; SWOT-анализ; анкетирование; анализ статистических данных; сравнение; экспертная оценка.
В контексте исследования авторы считают, что изучение данной проблематики сопряжено с двумя взаимосвязанными вопросами: рассмотрение сущности понятия «проектирование городской среды» и изучение результатов реализации организационно -правовых основ данного процесса в пределах конкретного городского округа.
Анализ нормативных документов и научных публикаций, раскрывающих содержание и специфику деятельности по проектированию городской среды, показал в целом незначительные различия в исследуемом понятии. В частности, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года № 510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды» [5, с.1] разъясняет городскую среду как «совокупность природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду жизнедеятельности города на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории».
Для специалистов и ученых, непосредственно занимающихся разработкой проектов и строительством инфраструктуры территорий, городская среда представляется в целом как сложная система, включающая различные градостроительные и инфраструктурные объекты: жилые, инженерные и транспортные сооружения [6, с. 254]. Наряду с этим существует позиция, содержательно рассматривающая проектирование городской среды как совокупности разноаспектных элементов данного процесса, которые характеризуют пространственную организацию города и особую, непрерывно меняющуюся, социальную
среду территории, города.
Таким образом, обобщая полученные представления о предмете исследования в контексте заявленной проблематики, допустимо определить данный процесс как выполнение полномочным органом власти комплекса предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по распределению и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Решение задачи по проектированию городской среды органами власти осуществляется посредством технологий программно-целевого и проектного планирования. В частности, в ходе реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» [1] (далее - проект) и муниципальных программ «Формирование комфортной городской среды в Солнечногорском муниципальном районе Московской области в 2018-2022 гг.» [2] (далее - Программа 2018-2022 гг.).
Поэтому основное внимание в ходе исследования было уделено анализу названных программных документов. В частности установлено, что содержание проекта включает описание функций, мероприятий и планируемых целевых показателей состояния городской среды. По сути, проект представляет собой комплекс мероприятий по формированию комфортной городской среды и показал, что его основной целью является создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды.
Реализация проекта на территории городского округа Солнечногорск Московской области представлена в форме муниципальной Программы на 2018-2022 гг., и, как следует из описательной части, она разработана с целью повышения благоустройства и улучшения состояния дворовых и общественных территорий, развития парков культуры и отдыха на территории городского округа. За весь период реализации программы было исполнено пять различных подпрограмм.
Для определения проблемных вопросов в ходе реализации программы и разработки оптимальной стратегии решения обозначенной проблемы, был проведен SWOT-анализ с выделением сильных и слабых сторон практических усилий городских властей в благоустройстве муниципальной территории, а также с определением возможностей и угроз, отражающих факторы и причины, влияющие на данный процесс (см. таблицу 1).
Таблица 1
1-я матрица SWOT-анализа_
Сильные стороны - S Слабые стороны - W
1. приоритетное финансирование из федерального бюджета; 2. повышенный контроль от Президента РФ; 3. специальный раздел на официальных сайтах всех ОГВ и ОМСУ; 4. методическая поддержка; 5. обучение региональных проектных команд; 6. проведение форумов, семинаров; 7. библиотека лучших практик благоустройства 1. некачественная подготовка проектно-сметной документации; 2. слабый контроль над ходом реализации программы главой города; 3. не продуман механизм реализации программы на уровне МКД; 4. не продуман порядок формирования очередности дворовых территорий; 5. неэффективная работа местных органов власти по информированию граждан; 6. несоответствие муниципальной программы методическим указаниям Минстроя РФ
Возможности - О Угрозы - Т
1. достижение целевых индикаторов; 2. соблюдение сроков реализации 1. низкий процент выполнения работ по благоустройству общественных
программы; территорий, выполнение скрытых и
3. высокий уровень ответственности дополнительных работ;
4. субъектов реализации программы; 2. несоблюдение сроков проведения
соответствие муниципальных инвентаризации дворовых и
нормативно-правовых актов общественных территорий;
методическим рекомендациям 3. трудновыполнимые условия отбора
Минстроя РФ; дворовых территорий МКД;
5. профессионализм региональных 4. необоснованное применение балльной
6. проектных команд; системы при определении очередности
взаимодействие местных органов дворовых территорий;
власти с общественностью; 5. низкая информированность граждан о
7. ориентация на реальные программе;
(достижимые) результаты 6. несовершенство муниципальной программы
Далее, согласно логике проведения SWOT-анализа, нами были проведены попарные сравнения выделенных в таблице 1 положений, на основании которых в дальнейшем была составлена развернутая матрица, которая дает понимание, какие проблемы имеют место в проектировании комфортной городской среды.
Попарному сравнению были подвергнуты следующие пары параметров первой матрицы SWOT- анализа: S1-O5; S2-O2; S5-O5; S6-O7; S6-T5; S2-T1; S4-T3; W5-O6; W6-O4; W1-O2; W2-O; W2-T2; W5-T5; W2-T6; W4-T2. Более подробное и детальное описание второй матрицы проводимого анализа дано в выпускной квалификационной работе одного из автора настоящей статьи (Потаповой А. В.) [7, с. 37-40].
На основании проведенного сравнения на завершающем этапе SWOT-анализа были сформулированы проблемы, возникающие при реализации программы, каждая из которых получила поддержку группы экспертов в определённом количественном выражении (см. таблицу 2).
Таблица 2
Существующие проблемы в реализации программы
Пары S6-T5 Проблемы Низкая информированность граждан о программе (поддержано 3-мя экспертами)
S2-T1 Низкий процент выполнения работ скрытых и дополнительных работ (поддержано 2-мя экспертами)
S4-T3 Устранение формального подхода к организации проведению методической поддержки (разработке методических материалов и обучении методикам и технологиям) как условие оптимального отбора дворовых территорий МКД (поддержано 3-мя экспертами)
W2-T2 Проведение регулярной инвентаризации дворовых и общественных территорий (контроль) главой города (поддержано 2-мя экспертами)
W5-T5 Малое количество населения, участвующего в реализации и обсуждении мероприятий влечет конфликты между гражданами и властью, рост напряженности и недоверия населения (поддержано 4-мя экспертами)
W2-T6 Недостаточно строгий контроль над выполнением работ и качеством исполнения программы от главы города (поддержано 4-мя экспертами)
W4-T2 Выявление проблемных зон, определение потребностей в благоустройстве и в разработке плана мероприятий посредством инвентаризации в соответствии с установленными сроками (поддержано 3-мя экспертами)
Полученные данные SWOT-анализа были проверены посредством оценки выполнения на территории показателей-индексов городов (согласно методике проекта) и показателей муниципальной Программы на 2018-2022 гг. Индекс служит инструментом, который позволяет
оценить качество городской среды по шести индикаторам, достигнутые значения которых фиксируются на специальной, регулярно обновляемой информационной платформе [8].
Сравнительный анализ достигнутых значений в 2022 году по показателям группы малых городов, куда входит Солнечногорск Московской области, показал, что только по двум индикаторам городской округ незначительно превышает их среднее значение. В частности, по развитию общественно-деловой инфраструктуры и прилегающего пространства - 40 баллов против среднего значения в 33, и по состоянию общегородского пространства - 35 против 40 баллов. По остальным индикаторам - жилье и прилегающее пространство, улично-дорожная сеть, озелененное пространство, социально-досуговая инфраструктура и прилегающее пространство - зафиксированные значения средних баллов не достигают. В совокупности городской округ Солнечногорск набрал 223 балла из 360-ти возможных, поэтому входит в число городов с условно комфортным климатом.
Далее рассмотрим выполнение показателей Программы согласно установленным показателям достижения их индикаторов. Всего согласно положениям реализованной программы фиксируется достижение целевых значений по 13-ти показателям [2, приложение 3], где индикаторами определено их стопроцентное выполнение. Согласно анализу отчетных документов по реализации программных мероприятий по данным показателям, установлено их неполное выполнение. Степень достижения каждого показателя ниже показана на рисунке.
Рисунок
Результаты выполнения показателей Программы на 2018-2022 гг.
13. Наличие информационного Интернет-ресур| 12. Заполнение обязательств муниципалитетами (ГИС ЖКХ)
11. Заполнение обязательств субъектом (ГИС ЖКХ)
10. Количество неначатых объектов
1. Выполнение мероприятий Минстроя России
100%
2. Количество форм овлечения граждан в обсуждение
3. Наличие 60% софинансирования
программ
9. Завершение все: запланированных объектов 8. Контрактование ра благоустройству
4. Предоставление субъектом РФ лучших практик
5. Наличие должности главного архитектора
. Качество бюджетного планирования
формация по рискам незавершения работ
Как видно из данных рисунка, наиболее проблемными работами являются те, что обеспечивают достижение покателя по предоставлению субъектом РФ в библиотеку лучших практик, размещенных на сайте Минстроя России (около 20 %). На втором месте по проблемности стоят показатели, достижение которых составило 60 %. К ним относятся:
количество реализуемых форм вовлечения граждан (организаций) в обсуждение проектов по благоустройству муниципальной территории и объемы софинансирования муниципальных программ по созданию комфортной'городской среды.
Одинаковое индикативное значение (71,4 %) достигнуто по трем показателям: завершение работ по благоустройству всех запланированных объектов на территории субъекта РФ; работа в государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ (заполнение обязательств субъектом и муниципалитетами).
На следующем этапе исследования с целью уточнения полученных в ходе SWOT-анализа проблем была проведена качественная оценка достигнутых результатов реализации Программы на 2018-2022 гг. в форме опроса. Респондентами выступили жители городского округа Солнечногорск Московской области (n=31). В ходе проведенного опроса предполагалось выявить обобщенное мнение населения об успехах/неудачах реализации программы по формированию комфортной среды в городском округе.
Индикаторами исследования были: оценка изменений состояния городской среды; информированность о реализуемых программных мероприятиях и возможность участия в них; результативность достижения целевых ориентиров муниципальной программы; степень достижения показателей индекса качества комфортности среды муниципальной территории; качество реализации функций и полномочий органов власти в проектировании городской среды, в первую очередь обеспечение выполнения показателей муниципальной программы.
Дадим характеристику полученным в ходе исследования эмпирическим данным. Общепризнано, что результаты деятельности органов власти, в том числе по благоустройству муниципальной территории, лучше всего замечаются и оцениваются населением. Поэтому одним из первых вопросов по проблеме настоящего исследования был вопрос о произошедших изменениях в последние годы как реальный результат реализации Программы на 2018-2022 гг.
Полученные распределения ответов на этот вопрос показали, что больше половины опрошенных (51,1 %) не заметили существенных изменений в какую-нибудь сторону. Сюда же мы отнесли и 6,3 % воздержавшихся, так как отсутствие однозначного ответа, скорее всего, говорит об отсутствии фиксации в сознании людей произошедших изменений.
Немногим меньше трети респондентов говорят о положительных результатах работы. Примечательно, что, хоть и небольшой, процент негативных оценок (13,2 %) все же озвучивается в ходе опроса.
Вопрос анкеты, предполагавший выяснение осведомленности населения о реализуемых на территории городского округа целенаправленных мероприятий по благоустройству городской среды, обнаружил недостаточный уровень информированности в данной сфере. В частности, примерно равная доля населения муниципального образования не знает о таких мероприятиях (39,0 %) и затруднилась ответить на поставленный вопрос (32,5 %). Придерживаясь нашей позиции в отношении «неопределившихся» - затруднившихся дать ответ лиц, согласно которой сложность в формулировке ответа, скорее всего, свидетельствует о незнании/отсутствии опыта по данному вопросу, и поэтому в совокупности считаем, что количество неосведомленных граждан городского округа Солнечногорск Московской области составляет подавляющее большинство - 71,2 %.
Лиц, которые знают и участвуют (8,2 %), слышали (13,5 %), знают, хотят участвовать в решении задачи по благоустройству территории, на которой они проживают, но не понимают, как включиться в данный процесс (7,1 %), не так много - 28,8 %. При этом данные, полученные при опросе, наглядно показывают, что программные мероприятия в большей части выполняются. Однозначно утвердительно на поставленный вопрос ответили 43,5 % респондентов, а еще 29,8 % согласны с их мнением при наличии некоторых оговорок и условий. Доля тех, кто считает выполнение программы неуспешной, ничтожно мала. Так, 0,7 % высказываются крайне негативно о работе по решению задач программы, и еще 8,4 % думают об этом не столь категорично, выбирая вариант ответа
«скорее нет, чем да».
Исследование также показало, что только менее одного процента опрошенных (0,7 %) абсолютно негативно оценивают реализацию муниципальной программы по благоустройству территории. При этом подавляющее большинство дает прямо противоположный ответ (43,5 %) при небольших оговорках (29,8 %).
Считаем, что для сложившегося мнения по одному из направлений деятельности администрации городского округа слишком большое количество участников опроса воздерживается от собственных оценок (17,6 % респондентов затруднились с ответом). Думается, выяснение причин такого распределения не следует откладывать надолго. Поэтому далее мы постарались выяснить, как оцениваются результаты выполнения задач по благоустройству городской среды органами власти.
Участники опроса свидетельствуют, что больше половины (в совокупности положительных оценок) считают деятельность органов власти достаточной и эффективной, тогда как почти каждый десятый (9,8 %) категорично оценивает работу администрации городского округа отрицательно. Обращает на себя внимание факт, что практически пятая часть (19,7 %) затруднилась дать однозначный ответ. Это значение показателя существенно снижает процент части опрошенных, которые считают работу органов власти успешной.
Таким образом, проведенный анализ практики осуществления работы по проектированию городской среды администрацией позволил выявить следующие проблемы: низкий процент выполнения работ по благоустройству общественных территорий, скрытых и дополнительных работ; несоблюдение сроков проведения инвентаризации дворовых и общественных территорий; необоснованное применение балльной системы при определении очередности благоустройства дворовых территорий; низкая информированность граждан о программе; нарушение принципов программного планирования при разработке муниципальной программы.
Считаем вполне обоснованным признать деятельность администрации по реализации задач проектирования городской среды по выделенным параметрам удовлетворительной.
Список использованной литературы:
1. Паспорт федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» (от 21.12.2018 № 3) [Электр. ресурс] // Электронный правовой справочник [сайт]. URL: https://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_319514/?ysclid=liw2yn614324390599 (дата обращения: 14.09.2023).
2. Постановление администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 декабря 2017 года, № 3131 «Об утверждении муниципальной программы Солнечногорского муниципального района Московской области [Электр. ресурс] // Электронный фонд правовых и научно-технических документов [сайт]. -URL: https://docs.cntd.ru/document/548102959 (дата обращения: 19.09.2023 г.).
3. Максимов А.М., Ненашева М.В., Верещагин И.Ф., Шубина Т.Ф., Шубина П.В. Формирование комфортной городской среды: проблемы взаимодействия общества и власти при реализации приоритетных проектов на муниципальном уровне управления [Электр. ресурс] // Электронная научная библиотека «Cyberleninka» [сайт] / Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Том 14. - №1. -2020. - С.71-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-komfortnoy-gorodskoy-sredy-problemy-vzaimodeystviya-obschestva-i-vlasti-pri-realizatsii-prioritetnyh-proektov-na (дата обращения: 19.09.2023).
4. Нечаев Д.В., Брыкова С.С. Анализ действующих в России федеральных программ и проектов, направленных на формирование комфортной городской среды [Текст] / Д.В. Нечаев, С.С. Брыкова //Вопросы студенческой науки. - 2022. - Вып. 10 (74). - С. 18-23.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года, № 510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды»
[Электр. ресурс] // СПС «гарант» [сайт] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104984/ (дата обращения: 14.09.2023).
6. Крашенинников А.В. Сценарное проектирование городской среды [Электр. ресурс] / А.В. Крашенинников // Электронная научная библиотека «Cyberleninka» [сайт] / Architecture and Modern Information Technologies. - 2017. - №4(41). - С. 242-256. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnoe-proektirovanie-gorodskoy-sredy (дата обращения: 19.09.2023).
7. Потапова А.В. Совершенствование деятельности Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Солнечногорск Московской области по проектированию городской среды: магистерская диссертация по направлению подготовки 38.04.04 -Государственное и муниципальное управление [Текст] / А.В. Потапова. - Химки: АГЗ МЧС России, 2023. - 64 с.
8. Индекс качества городской среды [Электр. ресурс] / Интерактивная платформа [сайт]. - URL: https://индекс-городов.рф/#/ (дата обращения: 10.10.2023).
REFERENCES:
1. Passport of the federal project "Formation of a comfortable urban environment" (approved by the minutes of the meeting of the project committee on the national project "Housing and Urban Environment" (dated 21.12.2018 No. 3) [Electr. resource] // Electronic legal directory [website]. URL: https://www. consultant. ru/document/cons_doc_LA W_319514/?ysclid=liw2yn614324390599 (accessed 14.09.2023).
2. Resolution of the Administration of the Solnechnogorsk Municipal District of the Moscow Region dated December 26, 2017 No. 3131 "On Approval of the Municipal Program of the Solnechnogorsk Municipal District of the Moscow Region [Electr. resource] // Electronic fund of legal and scientific and technical documents [website]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/548102 (accessed: 09/19/2023).
3. Maksimov A.M., Nenasheva M.V., Vereshchagin I.F., Shubina T.F., Shubina P.V. Formation of a Comfortable Urban Environment: Problems of Interaction between Society and Government in the Implementation of Priority Projects at the Municipal Management Level [Electr. resource] // Cyberleninka Electronic Scientific Library [website] / Economic and social changes: facts, trends, forecast. - Tom 14. - №1. - 2020. - Pp.71-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-komfortnoy-gorodskoy-sredy-problemy-vzaimodeystviya-obschestva-i-vlasti-pri-realizatsii-prioritetnyh-proektov-na (accessed: 09/19/2023).
4. Nechaev D.V., Brykova S.S. Analysis of Federal Programs and Projects Operating in Russia Aimed at Creating a Comfortable Urban Environment [Text] // Questions of student science. -2022. - Issue 10 (74). -PP. 18-23.
5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 510-r dated March 23, 2019 "On Approval of the Methodology for the Formation of the Urban Environment Quality Index" [Electr. resource] // SPS "garant" [website] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104984 / (accessed: 14.09.2023).
6. Krasheninnikov A.V. Scenario Design of the Urban Environment [Electr. resource] // Cyberleninka Electronic Scientific Library [website] / Architecture and Modern Information Technologies. - 2017. - №4 (41). - PP. 242-256. - URL: https://cyberleninka.ru/articleM/stsenarnoe-proektirovanie-gorodskoy-sredy (accessed: 09/19/2023).
7. Potapova A.V. Improving the Activities of the Department of Architecture and Urban Planning of the Solnechnogorsk City District Administration of the Moscow region for the Design of the Urban Environment: master's thesis in the field ofpreparation 38.04.04 - State and Municipal Administration [Text]. - Khimki: AGZ EMERCOM of Russia, 2023. - 64 pp.
8. Urban Environment Quality Index. [Electr. resource] / Interactive platform [website]. - URL: https://индекс-городов .rf/#/ (accessed 10.10.2023).