Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ГЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ'

АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ГЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / гендер / молодежная среда / профилактика девиаций / отрицательная девиация / deviant behavior / gender / youth environment / prevention of deviations / negative deviation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — С.В. Куликова, А.В. Вишневская

В данной статье рассматривается вопрос влияние гендерного признака на склонность к девиантному поведению в молодежной среде. Для выявления этого фактора было проведено исследование в виде опроса среди студентов ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень (ГАУ Северного Зауралья) направлений подготовки Агроинженерия и Земельный кадастр. В опросе приняло участие 50 девушек и 50 юношей. Одинаковое количество в двух группах обусловлено получением объективных данных результатов исследования. Проявление девиантности в молодежной среде стало одной из проблем воспитания, тем более на фоне усилившейся нестабильности в мире и обществе. Многие ученые занимаются этой проблемой, но с точки зрения гендерного признака данная проблема слабо изучена. Наше исследование позволяет сделать шаг к решению проблемы. По результатам исследования выяснилось, что юноши более склонны к проявлению девиантного поведения, чем девушки, хотя по вопросам, касающимся морали и менталитета, гендерных различий не обнаружено. Тем не менее при профилактике девиантного поведения молодых людей необходимо учитывать гендерный признак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS THE BASIS OF EDUCATION OF THE MODERN YOUNG GENERATION

The article examines the issue of the influence of gender on the tendency to deviant behavior among young people. To identify this factor, a survey is conducted in the form of a survey among students of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen (GAU of the Northern Trans-Urals) in the areas of Agroengineering and Land Cadastre. 50 girls and 50 boys took part in the survey. The same number in the two groups is due to obtaining objective data from the results of the study. The manifestation of deviance among young people has become one of the problems of education, especially against the background of increased instability in the world and society. Many scientists are dealing with this problem, but from the point of view of gender, this problem has been poorly studied. The research allows to take a step towards solving the problem. According to the results of the study, it turned out that boys are more prone to deviant behavior than girls, although no gender differences were found on issues related to morality and mentality. Nevertheless, when preventing deviant behavior of young people, it is necessary to take into account the gender trait.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ГЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ»

11. Andreeva I.N. 'Emocional'nyjintellekt kak fenomen sovremennojpsihologii. Novopolock: PGU, 2011.

12. Andreeva I.N. Integrativnaya model' 'emocional'nogo intellekta. Filosofiya. Psihologiya. 2019; № 1: 125-133.

13. Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereniya 'emocional'nogo intellekta: oprosnik 'EmIn. Psihologicheskaya diagnostika. 2006; № 4: 3-22.

14. Andreeva I.N. 'Emocional'nyj intellekt i 'emocional'naya kreativnost': specifika i vzaimodejstvie. Novopolock: PGU, 2020.

15. Test na 'emocional'nyj intellekt N. Holla. Available at: https://psychojournal.ru/tests_online/134-test-na-emocionalnyy-intellekt-n-holla.html

Статья поступила в редакцию 29.11.22

УДК 378

Kulikova S.V., senior teacher, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),

E-mail: s.culickova2010@yandex.ru

Vishnevskaya A.V., student, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: vishnevskaya.av@edu.gausz.ru

SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS THE BASIS OF EDUCATION OF THE MODERN YOUNG GENERATION. The article examines the issue of the influence of gender on the tendency to deviant behavior among young people. To identify this factor, a survey is conducted in the form of a survey among students of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen (GAU of the Northern Trans-Urals) in the areas of Agroengineering and Land Cadastre. 50 girls and 50 boys took part in the survey. The same number in the two groups is due to obtaining objective data from the results of the study. The manifestation of deviance among young people has become one of the problems of education, especially against the background of increased instability in the world and society. Many scientists are dealing with this problem, but from the point of view of gender, this problem has been poorly studied. The research allows to take a step towards solving the problem. According to the results of the study, it turned out that boys are more prone to deviant behavior than girls, although no gender differences were found on issues related to morality and mentality. Nevertheless, when preventing deviant behavior of young people, it is necessary to take into account the gender trait.

Key words: deviant behavior, gender, youth environment, prevention of deviations, negative deviation.

С.В. Куликова, ст. преп., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: s.culickova2010@yandex.ru

А.В. Вишневская, студентка, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: vishnevskaya.av@edu.gausz.ru

АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ГЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ

В данной статье рассматривается вопрос влияние тендерного признака на склонность к девиантному поведению в молодежной среде. Для выявления этого фактора было проведено исследование в виде опроса среди студентов ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г Тюмень (ГАУ Северного Зауралья) направлений подготовки Агроинженерия и Земельный кадастр. В опросе приняло участие 50 девушек и 50 юношей. Одинаковое количество в двух группах обусловлено получением объективных данных результатов исследования. Проявление девиантности в молодежной среде стало одной из проблем воспитания, тем более на фоне усилившейся нестабильности в мире и обществе. Многие ученые занимаются этой проблемой, но с точки зрения гендерного признака данная проблема слабо изучена. Наше исследование позволяет сделать шаг к решению проблемы. По результатам исследования выяснилось, что юноши более склонны к проявлению девиантного поведения, чем девушки, хотя по вопросам, касающимся морали и менталитета, гендерных различий не обнаружено. Тем не менее при профилактике девиантного поведения молодых людей необходимо учитывать гендерный признак.

Ключевые слова: девиантное поведение, гендер, молодежная среда, профилактика девиаций, отрицательная девиация.

Впервые понятие «девиантность», как считается, ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм в 1966 г, а само девиантологическое знание зародилось еще раньше - в начале ХХ века. Это знание пришло из криминалистики и было связано с вопросами преступности. Позже понятие перешло и закрепилось в психологии и медицине. Первым на территории СССР начал применять термин «девиантное поведение» ученый криминолог и социолог Я.И. Гилинский. Он определил его как социальное явление, которое выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в обществе нормам и ожиданиям [1]. Девиантное поведение, отклоняющееся от нормы, бывает, как положительным, так и отрицательным.

В фазе молодости завершается индивидуализация личности, оформление ее жизненных установок и целей. Благодаря этому происходит утверждение в сознании и поведении устойчивых ценностных ориентаций, в том числе социокультурных [2]. В условиях нестабильности современного мира, меняющейся экономической и политической обстановки современное общество испытывает определенного рода напряженность, в том числе и психологическую. Молодому поколению сложно ориентироваться в современном мире и информационном пространстве, который предлагает молодежи разный набор ценностей - от глубоко религиозных до крайне радикальных и античеловеческих [3]. Большой объем информации, часто противоречивой, хлынувшей на неокрепшие молодые умы из различных социальных сетей, провоцирует молодых людей на дивиант-ное поведение. Отсюда возросший показатель самоубийства среди подростков и молодых людей, проявление экстремизма и ксенофобии, буллинг в школах, социальное одиночество. Девиантное поведение является серьезной проблемой для современного общества. Актуальность данной работы состоит в том, что девиантное поведение в молодежной среде имеет тенденцию к увеличению, поэтому необходимо глубже изучить тенденции девиантного поведения студентов для дальнейшей его профилактики.

Цель данной работы - выявить отрицательное девиантное поведение в студенческой среде по гендерному признаку. Задачи исследования заключаются в выявлении отличий склонности к девиантному поведению у девушек и юношей на основе проведения опроса.

Девиантное поведение имеет широкое распространение среди молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Именно в этом возрасте люди попадают в

новую для них среду: университет, колледж, техникум, призыв в армию. Случаи отрицательной девиации, такие как насильственная преступность, алкоголизм, употребление запрещенных веществ, аморальность и ряд других форм, в настоящее время развиваются у студентов все чаще и чаще [4]. Некоторые из них увлекаются компьютерными играми настолько сильно, что больше присутствуют не в реальной жизни, а в «виртуальном» мире. Лудомания получила широкое распространение в обществе, особенно среди молодых мужчин.

Органы государственной власти, учреждения образования, молодежные организации пытаются осуществлять противодействие девиантному поведению студентов, предлагая им участвовать в различных молодежных проектах и мероприятиях, например, введение Пушкинской карты, которая позволяет посетить театр, музей, выставки и множество других культурных точек. От самих студентов власти ждут проявления инициативы по созданию проектов в разных направлениях: общественной жизни, науке, культуре и т. д. Однако ждать желаемых результатов и снижения уровня проявления девиантности в молодежной среде пока еще рано. Ответственные за внеучебную работу университета предлагают студентам множество мероприятий, которые способствуют снижению проявления отрицательных девиаций. Проведение литературных вечеров, концертов, совместный просмотр исторических фильмов, участие во всероссийских диктантах, посещение внутривузовских мероприятий и участие в них и многое другое помогает студентам социализироваться, адаптироваться к изменившимся условиям жизни и снизить риск проявления отрицательной девиации.

Все виды девиантного поведения, безусловно, порождаются психологическими факторами, среди которых присутствуют возрастные психологические изменения и потребность внимания. Несмотря на то, что проблема девиантного поведения достаточно давно анализируется учеными в научной литературе, с каждым годом возникают новые виды деструктивного поведения, которые не изучены достаточным образом [5].

Научная новизна заключается в том, что в рамках данной работы выдвигается предположение о влиянии гендерного признака на проявление девиантного поведения студентов, поскольку юноши и девушки проявляют разную психологическую реакцию на одну и ту же ситуацию.

Практическая значимость данной работы состоит в возможности проанализировать результаты исследования девиантного поведения среди студентов с

целью его профилактики, определить, как сильно тендерный признак влияет на показатель девиантности.

Гендер - социально-психологический пол человека, на который оказывают влияние как культурные нормы, так и информация об отличии женской модели поведения от мужской. К студенчеству многие подростки подходят уже с четкой тендерной идентификацией. Она происходит на последнем этапе подросткового возраста, примерно в 16-18 лет Студенты ко времени поступления в вуз уже отчетливо понимают свою ролевую модель и способны воспроизводить модель своего гендера.

Студенты менее подвержены влиянию общества, которое формирует деви-антное поведение, чем подростки, но более, чем люди, прошедшие обучение в высшем учебном заведении. Они испытывают ряд трудностей, так как вынуждены были сменить обстановку, учебное заведение, где подстраиваются под новые требования, методы обучения. Молодые люди становятся более самостоятельными и менее зависимы от родителей. Все это может повлиять на проявление девиантного поведения. Именно поэтому студенты не до конца психологически защищены.

В исследовании приняло участие 100 студентов ГАУ Северного Зауралья направлений подготовки Агроинженерия и Земельный кадастр: 50 девушек и 50 юношей примерно одного возраста. в обеих группах взято одинаковое количество участников для объективности исследования. Оно основано на результатах опроса, в основе которого лежит тест Э.В. Леуса «Склонность к девиантному поведению». Опрос состоял из 15 вопросов. Методы исследования: сравнительный и содержательный анализ ответов юношей и девушек, количественный и качественный анализ результатов опроса и их обобщение. Результаты подсчитыва-лись отдельно для девушек и юношей.

Первый вопрос звучал так: «Всегда ли вы сдерживаете свои обещания?». 80% опрошенных девушек (40 человек) ответили, что иногда нарушают свои обещания; 10% (5 человек) - всегда сдерживают обещания и 10% (5 человек) - нет. Среди юношей результаты иные. 78% (39 человек) из них всегда сдерживают свои обещания, 22% (11 человек) - иногда не сдерживают их.

Второй вопрос: «Бывает ли такое, что вы переходите улицу там, где удобно, а не там где положено?». 62% девушек (31 человек) часто переходят дорогу в неположенных местах. Ответы «редко» и «нет, не бывает» поделились почти поровну, 20% (10 человек) и 18% (9 человек) соответственно. 68% юношей (34 человека) часто переходят дорогу в неположенных местах, остальные - редко нарушают правила. Не оказалось ни одного юноши, который бы дал строгий отрицательный ответ. Большинство юношей редко бывают в роли пешехода, многие из них ездят на машинах. Получается, девушки более осторожны в этом вопросе и относятся ответственнее юношей.

В ответах на вопрос: «Всегда ли вы говорите правду?», очевидны гендер-ные различия. 40% девушек (20 человек) честно ответили: «нет», «иногда» - 32% (16 человек) и 28% девушек (14 человек) всегда говорят правду. Среди юношей правдолюбов оказалось гораздо больше - 64% (32 человек). Признались в слабости, что иногда говорят неправду, 28% юношей (14 человек) и только 8% (4 человека) ответили «нет». Но возникает вопрос: действительно ли юноши больше любят говорить правду, чем девушки или девушки оказались честнее в ответах на вопрос?

Следующий вопрос был сформулирован таким образом: «Завидуете ли вы кому-нибудь?». 62% девушек (31 человек) сказали, что они никому не завидуют, 32% (16 человек) - завидуют, и 6% (3 девушки) - только иногда завидуют. Также как и девушки, большинство юношей ответили, что никому не завидуют (74% - 37 человек), ответы «да» и «иногда» поделились почти поровну - 14% (7 человек) и 12% (6 человек) соответственно. Похоже, что чувство зависти больше присуще женской психологии.

Пятым шел вопрос с такой формулировкой: «Можете ли вы взять чужое, если это вам необходимо или сильно хочется?». Девушки практически однозначно ответили на данный вопрос «нет» (86% - 43 человека), остальные 14% (7 человек) ответили, что могли бы. Также отреагировали и юноши - 82% (41 человек) не могли бы взять что-то чужое, остальные 18% (9 человек) ответили «да» или «иногда». Радует, что нормы морали соблюдают большинство российских юношей и девушек.

Шестой вопрос: «Должны ли сильные и богатые люди соблюдать все правила и законы?». 66% (33 девушки) ответили утвердительно на вопрос; 10% (5 девушек) - «иногда могут и не соблюдать при определенных условиях»; 24% (12 девушек) считают, что с сильных и богатых людей это требовать необязательно. Юноши показали похожий результат: 56% юношей (28 человек) ответили строго «да»; 22% (11 человек) - «категорично нет», точно столько же юношей -«иногда могут».

Седьмой вопрос был задан про такую вредную привычку, как курение: «Курите ли вы?». 46% девушек (23 человека) признались, что курят; 28% (14 девушек) - иногда (если хорошая компания), 26% (13 девушек) не курят. Среди юношей 50% (25 человек) честно признались в пагубной привычке; 24% (12 человека) - иногда курят, 26% (13 юношей) - не имеют такой привычки. Получается, что молодое поколение подвержено пагубным привычкам, в частности курению. Часть курящих используют электронные сигареты и считают их не столь опасными, чем обычные. В какой-то степени это самообман.

Восьмой вопрос: «Преувеличивают ли действие алкоголя на человека?». Большинство из девушек, а это 88% (44 человека) ответили, что действие алкоголя на человека не преувеличивают, и только 12% (6 девушек) ответили «преувеличивают». Ответы юношей оказались более разнообразны: 40% (20 человек) согласились с большинством девушек; 34% (17 юношей) ответили «иногда», и 26% (13 человек), твердо уверены: «да, преувеличивают».

Девятый вопрос: «Считаете ли вы, что удовольствие - это главное, к чему надо стремиться в жизни?». 62% девушек (31 человек) считают, что иногда удовольствие - это главное, 28% девушек (14 человек) отрицают это, 10% девушек (5 человек) убеждены, что «да». Половина юношей (50% - 25 человек) не считают удовольствие главным в жизни, 32% (16 человек) считают это важным в некоторых случаях, 18% (9 человек) ответили «да, это главное».

Десятый вопрос: «Прощаете ли вы обиды?». 46% девушек (23 человека) безусловно прощают обиды; 40% (20 человек) - иногда прощают и 14% (7 человек) обиды прощать не умеют. 38% юношей (19 человек) всегда прощают обиды. Больше половины юношей - 52% (26 человек) - иногда прощают обиды, и только 10% (5 человек) - никогда.

Одиннадцатый вопрос: «Жалко ли вам людей или животных, попавших в трудную ситуацию?». Сочувствующих в трудной ситуации девушек оказалось 76% (38 человек), но 24% девушек (12 человек) только иногда жалеют людей или животных в трудной ситуации. У юношей ответы получились такие: 82% из них (41 человек) всегда сочувствуют, 10% (5 человек) иногда проявляют жалость, 8% юношей (4 человека) никогда не жалеют.

Двенадцатый вопрос: «Часто ли вы чувствуете раздражение, гнев, злость?» 42% девушек (21 человек) часто испытывают подобные чувства, 36% девушек (18 человек) приходится испытывать такие чувства, но редко, 22%, как правило, не подвержены таким чувствам. Результаты у юношей оказались такими: 34% (17 человек) иногда испытывают подобные чувства, 52% юношей (27 человек) часто их испытывают, и 12% юношей (6 человек) не подвержены чувствам раздражения, гнева и злости.

Следующий вопрос: «Чувствуете ли вы свою безнадежность в определенной ситуации?». Среди девушек 48% (24 человека) только иногда испытывают чувство безнадежности, 32% (16 человек) испытывают часто и 20% девушек (10 человек) считают, что такое чувство им не присуще. Юноши оказались более уверенными в себе: 78% из них (39 человек) не чувствуют себя безнадежными ни в какой ситуации, 16% юношей (8 человек) иногда подвергаются такому чувству, 6% юношей (3 человека) часто испытывают чувство безнадежности.

Четырнадцатый вопрос был сформулирован так: «Есть ли у вас желания или мечты, которые вы никак не можете воплотить в жизнь?». 52% девушек (26 человек) ответили, что у них нет желаний, которые они не могут воплотить в жизнь. У 30% девушек (15 человек) есть несбыточные желания и мечты; 18% девушек (9 человек) не определились - скорее они есть, чем их нет. Юноши оказались категоричнее: 62% из них (31 человек) имеют мечты, которые они не могут воплотить в жизнь, а у 38% (19 человек) их нет.

И заключительный, пятнадцатый вопрос звучал так: «Чувствуете ли вы потребность в теплых, доверительных отношениях?». Девушки были практически единодушны в данном вопросе: 90% из них (45 человек) чувствуют потребность в таких отношениях, только 10% девушек (5 человек) иногда чувствует потребность в теплых, доверительных отношениях. Юноши же менее нуждаются в теплых, доверительных отношениях: 52% из них ощущают потребность в таких отношениях, 32% юношей (16 человек) только иногда, 12% юношей (6 человек) не чувствуют такой потребности.

Обобщим результаты исследования. Юноши в силу мужских амбиций бывают слишком категоричны. По некоторым вопросам у них получились однозначно отрицательные ответы: они готовы нарушать правила (например, при переходе улицы), значит, более склоны к отрицательной девиации. При этом юноши чаще говорят правду, чем девушки, которые проявляют больше гибкости в различных ситуациях. Юношеская категоричность в любом ситуации может провоцировать конфликт.

Большинство юношей и девушек не подвержены чувству зависти и не возьмут чужого. Это вопрос менталитета и морали, но девушки оказались больше подвержены чувству зависти, чем юноши. Больше половины юношей и девушек считают, что сильные и богатые люди обязаны соблюдать законы. При этом почти четверть девушек и немного меньше юношей считают, что таким людям необязательно быть законопослушными. Похоже, это та часть опрошенных молодых людей, у которых проявляется склонность к девиантному поведению, готовых нарушать определенные правила и законы.

Интересны показатели ответов, касающихся вредных привычек. Половина юношей и чуть меньше девушек курят, но чуть больше четверти и тех, и других не обладают этой вредной привычкой, т. е. в этом случае нет гендерного различия. В вопросах отношения к алкоголю различие есть: 88% девушек и только 40% юношей убеждены во вреде алкоголя. Больше юношей, чем девушек не считают алкоголь вредным напитком.

Удовольствие как критерий жизни воспринимают больше девушки, чем юноши. Юноши ориентируются на другие жизненные критерии, а девушки склонны к слабостям. Подавляющее большинство девушек и юношей понимают, что обиды надо прощать. Жалость к попавшим в трудную ситуацию испытывают хотя бы иногда все девушки без исключения, а среди юношей нашлось 8% безжалостных

людей. Все же большинству чувство жалости знакомо. Получается, человеческое отношение к другим присуще молодому поколению. Это тоже вопрос воспитания и менталитета, поэтому резких гендерных различий здесь нет

Большая часть девушек и юношей хоть иногда, но подвержены отрицательным эмоциям, но среди юношей таких больше. Чувство безнадежности больше присуще девушкам, в то время как юноши более уверены в себе, и такое чувство большинству из них незнакомо. Интересно, что у основной части девушек нет несбыточных желаний, а половина юношей, наоборот, имеет такие желания и мечты. Резонанс желаний и возможностей может подталкивать юношей к девиантному поведению. Гендерное различие проявилось и в вопросе о теплых, доверительных отношениях: девушки в этом нуждаются гораздо больше, чем юноши.

В заключение можно сделать выводы:

Библиографический список

1. Результаты исследования показали, что опрошенные девушки менее склонны к отрицательной девиации, чем юноши. Поэтому гендерный признак нельзя отрицать при изучении вопроса девиантного поведения молодежи, хотя наблюдается по некоторым вопросам отсутствие таковых различий между девушками и юношами.

2. При большом потоке различной информации, возрастающем напряжении в обществе, воздействии деструктивных обществ современному молодому поколению сложно найти позитивный ориентир в жизни. От того увеличивается показатель девиации в молодежной среде. Поэтому в воспитательный процесс всех учебных заведений необходимо вводить профилактику девиантного поведения обучающихся. Для более эффективной работы следует учитывать влияние гендерного признака на девиацию.

1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. Санкт-Петербург: Юридический центр «Пресс», 2004.

2. Гончаренко О.Н. Факторы, влияющие на формирование ценностей сельской молодежи. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014: 197-201.

3. Малыукова Н.Н., Куликова С.В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания современного молодого поколения. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 27-30.

4. Позднякова М.Е. Особенности девиантного поведения современной российской молодежи: на пути криминализации и десоциализации. Россия реформирующаяся. 2017; № 15: 516-548. Available at: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-na-puti-kriminalizatsiii-desotsializatsii

5. Финько Е.В. Гендерные особенности девиантного поведения подростков. Меридиан. Научный электронный журнал. 2021; № 4 (57): 78-80.

References

1. Gilinskij Ya.I. Deviantologiya: sociologiya prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstv i drugih otklonenij. Sankt-Peterburg: Yuridicheskij centr «Press», 2004.

2. Goncharenko O.N. Faktory, vliyayuschie na formirovanie cennostej sel'skoj molodezhi. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 197-201.

3. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Duhovno-nravstvennye cennosti kak osnova vospitaniya sovremennogo molodogo pokoleniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 27-30.

4. Pozdnyakova M.E. Osobennosti deviantnogo povedeniya sovremennoj rossijskoj molodezhi: na puti kriminalizacii i desocializacii. Rossiya reformiruyuschayasya. 2017; № 15: 516-548. Available at: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-na-puti-kriminalizatsiii-desotsializatsii

5. Fin'ko E.V. Gendernye osobennosti deviantnogo povedeniya podrostkov. Meridian. Nauchnyj elektronnyj zhurnal. 2021; № 4 (57): 78-80.

Статья поступила в редакцию 30.11.22

УДК 376

Lyskova M.I., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

(Tyumen, Russia), E-mail: mlyskova@yandex.ru

TOPICAL ISSUES CONCERNING THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION ABROAD. Inclusive education is currently one of the priorities of the state social and educational policy of most countries and is implemented at all levels of education. Some issues concerning the foreign experience of implementing inclusive education in higher education are considered and analyzed. Basing on the study and summarizing the foreign experience, a number of problems related to the implementation of the inclusive educational process in higher education institutions are identified. The proposed solutions are considered. The current areas of foreign scientific research in the field of inclusive higher education, reflecting the future of inclusion from different perspectives, are presented. In the author's opinion, the study of the issues concerning effective models of supporting students with disabilities is a promising direction for further research.

Key words: inclusive education, higher education, student with disabilities, educational process.

М.И. Лыскова, канд. филос. наук, ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень,

E-mail: mlyskova@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Инклюзивное образование в настоящее время является одним из приоритетов государственной социальной и образовательной политики большинства стран и реализуется на всех уровнях образования. В статье рассматриваются и анализируются некоторые аспекты зарубежного опыта реализации инклюзивного образования в системе высшего образования. На основе изучения и обобщения зарубежной практики выделяется ряд проблем, связанных с реализацией инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования. Рассматриваются предлагаемые пути их решения. Представлены актуальные направления зарубежных исследований в области инклюзивного высшего образования. По мнению автора, изучение вопросов, связанных с эффективными моделями сопровождения и поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья, является перспективным направлением для дальнейших исследований.

Ключевые слова: инклюзивное образование, высшее образование, студент с ограниченными возможностями здоровья, образовательный процесс.

Согласно официальным данным отчетов Федеральной службы государственной статистики РФ, на 1 января 2022 года в Российской Федерации зарегистрировано 11,331 миллионов граждан, имеющих инвалидность, что составляет около восьми процентов от общей численности населения нашей страны. В соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения, в мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества лиц с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью. Инклюзивное образование является одним из приоритетов государственной социальной и образовательной политики большинства стран и реализуется в различной степени на всех уровнях образования.

Изучение научных источников по теме нашего исследования позволяет констатировать, что подготовлено достаточно много работ, посвященных реализации инклюзивного образования в отечественных общеобразовательных школах. Вместе с тем следует признать, что изучению вопросов, связанных с организацией, реализацией и развитием инклюзивного образования в системе высшего образования в России, уделяется гораздо меньше внимания. Еще меньше работ, посвященных зарубежному опыту в этой сфере. Вместе с тем процессы, связанные с изучением данных вопросов, заслуживают внимания и анализа, что и определяет актуальность нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.