Научная статья на тему 'Анализ датчиков вибрации для определения колебаний железнодорожного рельса'

Анализ датчиков вибрации для определения колебаний железнодорожного рельса Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
419
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ДАТЧИК / АКСЕЛЕРОМЕТР / ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН / ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДАТЧИК / ANALYSIS / SENSOR / AN ACCELEROMETER / FREQUENCY RANGE / PIEZOELECTRIC SENSOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Трунаев А.М., Юрченко Д.Р.

В статье проанализированы существующие датчики, которые позволят снимать информацию о реальных процессах, происходящих в системе взаимодействия колесных пар с рельсовым полотном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Трунаев А.М., Юрченко Д.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the vibration sensors for a railway rail vibrations

The article analyzes the existing sensors, which allow to remove the information about the real processes occurring in the system of interaction of wheel sets with rail web

Текст научной работы на тему «Анализ датчиков вибрации для определения колебаний железнодорожного рельса»

Список литературы:

1. Сацюк О. В. Анатлз залежносл електроспоживання компресорно! установки вщ кшькоси оброблених вагошв на сортувальнш прщ / О.В. Сацюк, В.Й. Поддубняк, М.М. Чепцов // Зб1рник наукових праць. - 2012. - № 29. - С.85-88.

2. Сацюк О.В. Прогнозне динашчне моделювання енергетичних витрат при розформуванш рухомого складу на сортувальнш прщ / О.В. Сацюк // Зб1рник наукових праць. -2012. - №31. - С.42-47.

3. Правдин Н.В. Проектирование железнодорожных станций и узлов. Часть 1/ Н.В. Правдин, Т.С. Банек, В.Я. Негрей. -Минск: «Вышэйшая школа», 1984. - 288с.

4. В.Ф. Шмелев, Планеровождение / В.Ф. Шмелев. - Москва: ордена «Знак почета», издательство ДОСААФ СССР, 1977. -34с.

5. Ю.Н. Сарайский, И.И. Алешков. Аэронавигация. Часть 1. Основы навигации и применение геотехнических средств / учебное пособие. - Санкт-Петербург, 2010. - 307с.

6. С.П. Хромов, М.А. Петросянц. Метеорология и климатология /

классический университетский учебник / С.П. Хромов, М.А. Петросянц. - Москва: Московский государственный университет им. Ломоносова, 2006. - 569с.

Аннотации:

В статье детально рассмотрено влияния воздушных масс на скатывания отцепа с горба горки при роспуске состава. Основу модели воздействия ветра на движущийся объект составляет принципы аэронавигации. На базе этого разработана математическая модель влияния направления и силы ветра на энергетические затраты сортировочной горки.

Ключевые слова: влияния ветра, сортировочная горка, сортировочная станция, компрессорная установка, энергозатраты, частотное управление

The article discussed in detail the influence of air masses in the rolling hills unhook a hump at the dissolution of the composition. The basis of the model of the wind effects on moving object is the principles of air navigation. On the basis of a mathematical model of the effect of wind direction and strength on energy costs hump.

Keywords: wind effect, hump yard, marshalling yard, the compressor installation, energy consumption, frequency control.

УДК 625.032.434

ТРУНАЕВ A.M., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного транспорта),

ЮРЧЕНКО Д.Р., студент 5-АТ (Донецкий институт железнодорожного транспорта)

Анализ датчиков вибрации для определения колебаний железнодорожного рельса

Trunaev A.M., Senior Lecturer (DIRT) Yurchenko D.R., student of 5-AT (DIRT)

Analysis of the vibration sensors for a railway rail vibrations

Введение является колесная пара, движущаяся по

неровностям пути или имеющая Источником многих динамических неровности на поверхности катания колес, возмущений в пути и подвижном составе Кроме того возмущения могут быть

вызваны в силу других конструктивных особенностей колесной пары и способов ее крепления к тележке вагона или локомотива.

Как правило, ходовые части вагонов скомпонованы в тележки, состоящие из элементов, опирающихся на раму кузова и ходовую часть. За счет упругости или свободы в связях кузов на тележках может совершать вертикальные и горизонтальные линейные и угловые перемещения, а рамы тележек - линейные и угловые перемещения по отношению к колесным парам. Колесные пары за счет неровностей пути или неровностей на них самих, а так же за счет зазоров между гребнями колес и рельсами могут совершать различные угловые и линейные перемещения в пространстве. Таким образом, вагон представляет собой единую механическую систему со многими степенями свободы. [1]

В работе [2] рассматривается возможные возмущения, возникающие в рельсе при движении поезда. В результате было установлено, что применение акселерометра в качестве датчика вибрации рельса позволяет контролировать наличие подвижной единицы в зоне его действия, а также определять количество вагонов в составе и скорость движения. При этом практически не рассматривался вопрос о частотах, возникающих в рельсах при движении поезда.

Анализ публикаций

Анализ литературы [3-7] показал, что возмущения в рельсах возникают в очень широком спектре частот (0 Гц - 500 кГц) при различной амплитуде колебаний. Детальное изучение материалов исследований показывает, что в них не рассматривались вопросы распространения вибрационных сигналов в зависимости от отдаленности поезда и датчика. Однако в рамках рассматриваемой темы

исследований данный вопрос занимает одну из ключевых позиций. Кроме того весьма актуальным является выбор датчика

контроля происходящих в рельсах возмущений, так как от него зависит полнота картины происходящих процессов.

Цель работы

На основании выше изложенного целью статьи является: анализ существующих датчиков, определяющих различные виды механических колебаний. Выбор наиболее подходящих для определения колебаний рельса при различных входных воздействиях.

Основная часть

Так как активным входным параметром является величина изменения массы рельса в пространстве (колебания), то перемещения можно фиксировать механическим, акустическим, оптическим и другими способами.

Рассмотрим различные виды датчиков, характеризующихся по различным принципам действия (механические, электрические,

акустические и др.).

Механические датчики изменения положения

В общем случае их принцип действия основан на явлении изменения сопротивления проволочного резистора в зависимости от длины провода. Существуют такие виды датчиков как: потенциометрические датчики, осевые акселерометры, маятниковые

акселерометры и т.д. Механические акселерометры применяются при низких частотах (до 10 Гц) колебаний деталей механизмов и больших значений ускорений. Электромеханические

акселерометры применяются при повышенных частотах. Элементом, преобразующим механическое

перемещение в электрический сигнал, выступает ползунок потенциометра. Им присущи следующие недостатки:

- выходной сигнал пропорционален напряжению возбуждения, которое, если не

является стабилизированным, может стать источником существенных погрешностей;

- ползунок, перемещаясь по проволочному резистору, может перемыкать два витка сразу, что приводит к значительным погрешностям. [8]

Акустические датчики

В качестве механизма обнаружения используется механическая или акустическая волна. Поскольку акустическая волна является механической волной, любой микрофон имеет структуру: диафрагма и преобразователь

перемещений, преобразующий отклонение диафрагмы в электрический сигнал. Наибольшей популярностью сейчас пользуются устройства на поверхностных акустических волнах (ПАВ),

реализованные на принципе

детектирования механических вибраций в твердых телах. Поскольку на распространение акустических волн оказывают влияние много внешних и внутренних факторов, полученные результаты измерений могут быть неоднозначными и обладать большими погрешностями. [8]

Оптические датчики

При проектировании оптической измерительной системы необходимо принимать во внимание следующие критерии:

- чувствительность на соответствующей длине волны,

- собственные шумы сенсора,

- линейность

- скорость отклика для желаемой полосы частот,

- стабильность,

- совместимость с системой в целом, особенно по геометрии оптики.

В состав оптического датчика перемещений, как правило, входят три компонента: источник света, фотодетектор и устройства, управляющие светом (линзы, зеркала, оптические волокна и т.д.). Есть несколько основных принципов построения оптических датчиков, которые измеряют давление или перемещение. К примеру, в оптоволоконных датчиках приближения

свет направляется на объект при помощи фокусирующих линз, а возвращается назад к детектору при помощи отражателей. Однако, в контексте рассматриваемого в этой статье вопроса, существуют сложности в использовании таких и подобных датчиков в полевых условиях, так как они обладают недостаточной избирательностью, невысокой

помехозащищенностью, низкой

надежностью оптических датчиков. Так же важную роль играет и сложность настройки оптического датчика, и его полевое обслуживание, так как неизбежное загрязнение ж/д полотна приведет к полной потере приема необходимой информации

[9]

Пьезоэлектрические датчики

Применение пьезоэлементов в выше изложенных датчиках увеличивает их измеряемые пределы. По виду физических эффектов пьезодатчики можно

классифицировать: термочувствительные, тензочувствительные, акусточувствительные, гирочувствительные, контактные

(использующие контактную жесткость и фактическую площадь контактов), доменно-диспативные. [10]

Пьезопреобразователи имеют

высокую разрешающую способность. Этот тезис можно проиллюстрировать таким примером. Так, если локомотив массой 100т поставить на пьезоэлектрические весы, то, вновь переводя стрелку на нулевую отметку и, соответственно, переключив диапазон измерения на панели зарядового усилителя, можно измерить дополнительный вес карандаша, положенного на подножку локомотива.

Пьезоэлектрические датчики

содержат кристаллы или текстуры, электризующиеся под действием механических напряжений и

деформирующиеся в электрическом поле (прямой и обратный пьезоэффект соответственно). Помимо этого, пьезоэффект обладает

знакочувствительностью, т.е. изменение знака заряда при замене сжатия

растяжением. Высокая собственная частота пьезоэлектрических акселерометров

позволяет измерять ускорения вибрации от 0,00^ до 3000§ при частоте от нескольких Гц до нескольких кГц. [10]

Выводы

Проведенный анализ показывает, что пьезоэлектрический акселерометр является одним из лучших датчиков для измерений вибраций и практически полностью вытеснил преобразователи, основанные на других физических принципах. Это вытекает из следующих свойств пьезоэлектрических акселерометров:

— широкий частотный диапазон (до 5гГц);

— высокая чувствительность;

— линейная характеристика в широком динамическом диапазоне;

— выходной электрический сигнал, пропорциональный ускорению механических колебаний, может быть преобразован в электрический сигнал, пропорциональный виброскоскорости или виброперемещению;

— высокая стойкость в отношении воздействий окружающей среды и сохранение высокой точности даже в неблагоприятных эксплуатационных условиях;

— не нуждается в применении источника питания;

— отсутствие движущихся частей, что гарантирует высокий срок службы;

— возможность построения малогабаритных преобразователей.

Рассмотренные достоинства данного вида акселерометров объясняют целесообразность их применения для контроля колебаний рельсовой линии с целью определения факта наличия движущегося поезда.

Натурные испытания

рассматриваемых датчиков позволят снимать информацию о реальных процессах, происходящих в системе взаимодействия колесных пар с рельсовым полотном. Обладая широким частотным

диапазоном, датчик позволит выявить спектральные характеристики подвижных единиц и тем самым отследить их местоположение.

Список литературы:

1. М.Ф. Вериго, Динамика вагонов, Конспект лекций. Москва - 1971.

2. Путевой вибрационный датчик контроля наличия и определения параметров подвижных единиц друк 36. наук. праць Донецького шституту зал1зничного транспорту. - Донецьк: Дон13Т. - Випуск 32. - 2012. - С. 73-78. Трунаев A.M., Радковский С.А., Чепцов М.Н., Бойник А.Б.

3. Коган А.Я. Колебания рельса при движении по нему переменной нагрузки // Вестник ВНИЖТ, 1968 №1 С. 7-11

4. Коган А.Я. Динамика пути и его взаимодействие с подвижным составом. -М.: Транспорт, 1997. 326с.

5. Гарг В.К., Дукипати Р.В. Динамика подвижного состава: Пер. анг. . Под ред. H.A. Панькина. - М.: Транспорт, 1988, 391 с.

6. Вериго М.Ф., Коган АЛ. Взаимодействие пути и подвижного состава./ Под ред. М.Ф. Вериго. - М.: Транспорт, 1986.-559с.

7. Мямлин C.B. Моделирование динамики рельсовых экипажей. - Д.: Новая идеология, 2002. - 240 с.

8. Дж. Фрайден. Современные датчики. Справочник. Москва: Техносфера, 2005. -592 с.

9. Джексон Р.Г. Новейшие датчики. Москва: техносфера, 2007.-384с.

10. Шарапов В.М., Мусиенко М.П., Шарапова Е.В. Пьезоэлектрические датчики / Под ред. В.М. Шарапова. Москва: Техносфера, 2006. - 632 с.

Анотации:

В статье проанализированы существующие датчики, которые позволят снимать информацию о реальных процессах, происходящих в системе взаимодействия колесных пар с рельсовым полотном.

Ключевые слова: анализ, датчик, акселерометр, частотный диапазон,

пьезоэлектрический датчик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article analyzes the existing sensors, which allow to remove the information about the real processes occurring in the system of interaction of wheel sets with rail web

Keywords: analysis, sensor, an accelerometer, a frequency range, the piezoelectric sensor.

УДК 527.624

СОРОКИН B.E., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного транспорта),

Применение аппарата нейронных сетей для решения первичной задачи адаптивной компенсации искажений GPS сигналов

Sorokin V.E. Senior Lecturer (DIRT)

Application apparatus neural networks for solving the primary objective of adaptive distortion compensation GPS signals

Введение

Способность приемной аппаратуры потребителя определять зашумленные сигналы, либо сигналы искусственной подстановки, а также восстанавливать искаженные сигналы, позволит создавать приемники GPS сигналов с высокой точностью определения вектора координат потребителя при наличии искажений искусственного или естественного характера. Метод адаптивной компенсации

преднамеренных и непреднамеренных искажений GPS сигналов основан на анализе соответствия характеристик принятых сигналов с их эталонными значениями, а также компенсации искажений GPS сигналов

искусственного или естественного характера.

Актуальность

Динамическое развитие систем позиционирования подвижных объектов

привели к активному внедрению этих систем на железнодорожном транспорте.

Применение технологии GPS (ГЛОНАСС) позволит максимально оперативно получать информацию о местоположении железнодорожных средств, скорости их передвижения, а также получать дополнительную информацию о состоянии

железнодорожных транспортных

средств.

Для обеспечения безопасности движения железнодорожных

транспортных средств особую роль в технологии GPS играет точность определения местоположения

подвижных объектов, а также скорость их передвижения.

Искажения GPS сигналов, как преднамеренные, так и

непреднамеренные, приводят к появлению погрешностей при позиционировании местоположения и скорости движения железнодорожных транспортных средств, а в наихудших условиях искажения могут приводить вплоть до полной потери связи с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.