Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДАННЫХ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ'

АНАЛИЗ ДАННЫХ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железнодорожный транспорт / информационные системы / автоматизированные программы / railway transport / information systems / automated programs.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Фарафонова Екатерина Владимировна

в статье проведен анализ используемых информационных систем на разных станциях на всей сети железных дорог России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Фарафонова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DATA IN THE FIELD OF INFORMATION SYSTEMS ON VARIOUS RUSSIAN RAILWAYS

the article analyzes the information systems used at different stations on the entire railway network Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДАННЫХ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ»

АНАЛИЗ ДАННЫХ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ Фарафонова Е.В.

Фарафонова Екатерина Владимировна - студент, Российский университет транспорта (РУТ(МИИТ), г. Москва

Аннотация: в статье проведен анализ используемых информационных систем на разных станциях на всей сети железных дорог России.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, информационные системы, автоматизированные программы.

ANALYSIS OF DATA IN THE FIELD OF INFORMATION SYSTEMS ON VARIOUS

RUSSIAN RAILWAYS Farafonova E.V.

Farafonova Ekaterina Vladimirovna - student, RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (RUT(MIIT), MOSCOW

Abstract: the article analyzes the information systems used at different stations on the entire railway network Russia.

Keywords: railway transport, information systems, automated programs.

УДК 044:656.2. (075.8)

Информационные системы на железнодорожном транспорте предназначены для осуществления информационных и управляющих задач отрасли. Информационно - управляющие системы на железнодорожном транспорте являются видом автоматизированных программ и обеспечивают выполнение основных задач - осуществление информатизации, автоматизации технологических процессов, а также повышение эффективности деятельности [1].

Информационные технологии управления пассажирскими перевозками обеспечивают организацию обслуживания пассажиров, информационно-справочный сервис, планирование пассажирских перевозок в международном и внутридорожном сообщении, управление нормативами, тарифами внутренних и международных перевозок, организацию эксплуатации и почтовыми перевозками и др. [2].

На всей сети железных дорог России применяются множественные информационные и автоматизированные системы. Они используются для того, чтобы ускорить процессы и повысить эффективность работы сотрудников, участвующих в процессе перевозок.

На каждой железнодорожной станции, в независимости грузовая она или пассажирская, используются следующие системы:

1. АСУ СТ - система, обеспечивающая комплексную автоматизацию выполнения технологических операций, предусмотренных технологическим процессом работы района управления [3];

2. ГИД «Урал-ВНИИЖТ» - система, предназначенная для повышения уровня управления перевозочным процессом РЖД путем автоматизации рутинной части работы диспетчерского аппарата, а также включения в систему управления движением поездов новых функций, основанных на компьютерной технологии. Также данная система имеет функции составления планов, регулировки, прогноза, контроля и анализа графика [4];

3. АСУВОП-3 - автоматизированная система выдачи и отмены предупреждений об особых условиях следования поездов, обеспечивающая безопасность движения, повышает эффективность управления перевозками за счет учета оперативных данных о предупреждениях, получения полной и достоверной отчетности для выработки обоснованных управленческих решений на сети железных дорог.

На станциях данными системами пользуются в основном дежурные по железнодорожной станции (далее ДСП), а также другие работники ж/д, разница только заключается в объеме доступных действий.

Не на всей сети дорог имеются информационные системы. В ряде регионов до сих пор график исполненного движения чертят от руки, а значит есть пути развития для повышения уровня безопасности движения, что является главной задачей на сети железных дорог России.

Существуют ли различия на примерах нескольких железнодорожных станций? Какие именно отличия есть при работе ДСП в информационных системах?

На Московской ж/д дороге используется система КП ЭДО - это комплекс программных средств технологического электронного документооборота, где ДСП с помощью электронных ключей подписывают документы, а именно журнал ДУ-2, который в системе ГИД «Урал - ВНИИЖТ» ведется автоматически.

Если взять в расчет одну из станций Калининградской железной дороги, которая граничит с Польшей, сотрудникам приходилось вносить данные за зарубежную страну, так как некоторые системы, которые используются в России у них отсутствуют. Это делалось для того, чтобы данные появились в единой информационной системе. Также из-за небольшого объема работы станции на ней применяется система ЖУТБ, предназначенная для электронного ведения учета тормозных башмаков, применяемых для закрепления железнодорожного подвижного состава, бумажного журнала на данной станции нет.

Систему ЖУТБ пытались внедрить в эксплуатацию на многих дорогах. Однако из-за больших объемов работы на станции она оказалась нерелевантной. У работников станции уходило больше времени на заполнение электронной документации, чем ведения бумажного журнала.

Система ГИР, которая эффективно используется на Западно-Сибирской железной дороге. Данная система - это график исполненной работы (ГИР), который представляет собой графическое отображение технологических процессов работы станции в реальном масштабе времени. ГИР формируется в автоматизированном режиме согласно всем принятым условным обозначениям и правилам его составления с использованием мнемоники суточных планов-графиков. В графике находят отражение технологические процессы, выполняемые с поездами и вагонами на станционных и подъездных путях, а также грузовых фронтах. Помимо этого, в данной системе представлена вся топология станций и перегонов между ними. Также эта система позволяет проставлять пометки о неисправности или задержке поезда, локомотива, что автоматически переноситься в ГИД «Урал - ВНИИЖТ».

На Западно-Сибирской железной дороге применяется АС ЦУТР СП из-за повышения сложности управления парком локомотивов и для совершенствования информационного обеспечения диспетчерского аппарата, создания принципиально новой автоматической системы управления [5].

В железнодорожном процессе Красноярской железной дороги на грузовой станции ввели схожую систему, называемая АСУТ ВОСТОК, которая создана для автоматизации управления парком локомотивов и бригадами в соответствии с безопасностью перевозочного процесса [4]. Данная станция является крупнейшей сортировочной станцией данной дороги, и без использования такой системы можно «потерять» тепловоз.

По всей сети железных дорог России введено большое количество систем, которые позволяют оптимизировать информацию и делать её единой. Это удобно и позволяет передавать информацию как с поездом, так и с локомотивной бригадой с переходом с одной дороги на другую.

Данная система выстраивалась годами. Однако от специфики работы грузовых, в особенности сортировочных, или пассажирских внеклассных станций зависит и количество используемых информационных систем.

В последствии, которые оптимизируют работу сотрудников ж/д и делают их более эффективными и сосредоточенными на процессе перевозок.

Так каждая железная дорога России подстраивает общепринятые системы под определенные запросы и возможности конкретного региона, данных грузов и объема пассажирских перевозок

Исходя из проведенного нами анализа можно сделать вывод, что системы, которые используются по всей России универсальны, однако в каждом регионе используется индивидуальный подход под запросы каждой станции. Это связано с многочисленными факторами, одними из которых являются эффективность работы сотрудников конкретной станции и окупаемость технического обслуживания программ. Конечно, для всей системы железных дорог России оптимальным вариантов было бы применение всех систем, которые нами были перечислены. Это могло бы облегчить контроль за всеми регионами страны сразу. В последствии улучшить качество системы и оказываемых услуг в процессе перевозок. На данный момент времени, к сожалению не все системы применимы под конкретный запрос отдельных станций в регионах нашей страны. Работники ж/д могут одну и ту же информацию взять сразу в нескольких программах или вносить все данные в журналы от руки, так как из-за интенсивной работы станции данные могут меняться каждый час или чаще, по этой причине вносить всю информацию в компьютер для статистики не является оптимальным вариантов в процессе работы.

Совершенствование систем не прекращается и на сегодняшний день, по ряду причин будет введена новая информационная система, созданная российскими разработчиками. Эта система - ГИД НП, будет применяться вместо ГИД «Урал -ВНИИЖТ». ГИД НП будет распространена по всей России, но по сравнению с предыдущей версией не будет включать в себе ряд составляющих, к которым привыкли работники станции, поэтому потребуется подключить дополнительные программы, которые сотрудники ж/д станций будут использовать непосредственно на своих рабочих местах. Можно предположить, что нововведение окажется удачным и объединит все регионы нашей страны, что позволит улучшить качество всей системы в целом, но это покажет только время.

Список литературы /References

1. Информационные системы на железнодорожном транспорте // Универсальная Система Учета [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/398Tkh (дата обращения: 24.02.2024).

2. Информационные технологии на железнодорожном транспорте: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Ерофеев; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2012 - 616 с.

3. АСУ СТ // ЦИТ Транс М [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/398TUV (дата обращения: 24.02.2024).

4. Программные комплексы РЖД: АСУТ, ГИД «Урал-ВНИИЖТ», АСУ «Экспресс» // Научно-популярный портал о транспорте - Движение24 [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/398U2B (дата обращения: 24.02.2024).

5. Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте: технология и управление движением // Студенческие реферативные статьи и материалы [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/398Tgx (дата обращения: 24.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.