Научная статья на тему 'АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ АВТОМАТИЗАЦИИ'

АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ АВТОМАТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
547
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горда Максим Дмитриевич

Первый и самый важный этап автоматизации процессов в организации - это построение модели бизнес-процессов и их декомпозиция. Также важно понимать, как действует структурное подразделение организации, какие у него цель и задачи, а также функции. В данной статье приводится описание и анализ бизнес-процессов отдела информационных технологий типового образовательного учреждения, а также их декомпозиция и анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF BUSINESS PROCESSES OF THE INFORMATION TECHNOLOGY DEPARTMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR SUBSEQUENT AUTOMATION

The first and most important stage of process automation in an organization is the construction of a business process model and their decomposition. It is also important to understand how the structural unit of the organization operates, what its purpose and objectives are, as well as functions. This article describes and analyzes the business processes of the information technology department of a typical educational institution, as well as their decomposition and analysis.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ АВТОМАТИЗАЦИИ»

Столыпинский __ вестник

Научная статья Original article УДК 658.512

АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ АВТОМАТИЗАЦИИ

ANALYSIS OF BUSINESS PROCESSES OF THE INFORMATION TECHNOLOGY DEPARTMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

FOR SUBSEQUENT AUTOMATION

Горда Максим Дмитриевич, магистрант факультета математики и информатики, ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина», РФ, г. Санкт - Петербург, e-mail: m.gorda.lengu@ya.ru

Gorda Maxim Dmitrievich, Master's student, Faculty of Mathematics and Computer Science, GAOU VO LO "LSU named after A.S. Pushkin", Russian Federation, St. Petersburg, e-mail: m.gorda.lengu@ya.ru

АННОТАЦИЯ

Первый и самый важный этап автоматизации процессов в организации - это построение модели бизнес-процессов и их декомпозиция. Также важно понимать, как действует структурное подразделение организации, какие у него цель и задачи, а также функции. В данной статье приводится описание и анализ бизнес-процессов отдела информационных технологий типового образовательного учреждения, а также их декомпозиция и анализ.

2196

ABSTRACT

The first and most important stage of process automation in an organization is the construction of a business process model and their decomposition. It is also important to understand how the structural unit of the organization operates, what its purpose and objectives are, as well as functions. This article describes and analyzes the business processes of the information technology department of a typical educational institution, as well as their decomposition and analysis. Ключевые слова: автоматизация, бизнес-процессы, информационные технологии.

Keywords: automation, business processes, information technologies.

Организационная структура отдела информационных технологий

Модель организационной структуры подразделения представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель организационной структуры отдела информационных

технологий

2197

Цели, задачи и функции отдела информационных технологий университета

Типовой отдел информационных технологий является структурным подразделением образовательной организации, организует свою работу, исходя из положения об отделе информационных технологий, а также в соответствии с нормативными документами в области цифровизации государственных учреждений.

Целью деятельности отдела является решение задач по цифровизации государственного учреждения, а именно - внедрение, развитие и сопровождение информационных систем в организации; поддержка и обучение пользователей для поддержания уровня цифровой грамотности сотрудников университета.

Задачи отдела:

• организация работ по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту компьютерной техники;

•изучение, внедрение и поддержка новых информационных технологий, призванных повысить уровень функционирования корпоративной сети, ее безопасности и защищенности передаваемых данных;

•администрирование локальной сети университета;

•реализация единой политики обеспечения информационной безопасности университета, определение требований к системе защиты информации в университете и структурных подразделениях;

•аттестация сотрудников университета в целях поддержания цифровой грамотности;

•внедрение и сопровождение программного обеспечения;

•обеспечение технической поддержки учебного процесса в компьютерных и мультимедийных классах университета;

• профессиональная переподготовка сотрудников отдела в рамках их компетенций;

2198

• разработка автоматизированных систем в рамках проектов цифровизации.

Функции отдела:

• работы с производителями и поставщиками в части гарантийного обслуживания техники, вышедшей из строя:

• проведение анализа потребностей сотрудников университета в оборудовании;

• поддержка бесперебойной работы аппаратной и программной части серверного, коммутационного оборудования, локальной сети организации;

• обеспечение приема и передачи информации по каналам телекоммуникационной связи;

• локализация устранения сбоев и неисправностей в работе ЛВС, баз данных, программного обеспечения;

• организация работ по оказанию услуг в сфере информатизации, выполняемых сторонними организациями; подготовка, оценка проектной и сметной документации, контроль и прием выполненных работ;

•осуществление выполнения резервного копирования и архивирования баз данных и пользовательской информации;

•разработка и внедрение инструкций, регламентов и стандартов использования программного и аппаратного обеспечения;

•диагностика и устранение неполадок программного и аппаратного обеспечения;

•организация компьютерного обеспечения совещаний, видеоконференций и иных мероприятий, проводимых Университетом;

•разграничение доступа пользователей к сетевым информационным ресурсам, базам данных, периферийному оборудованию в соответствии с установленным регламентом;

•осуществление комплексной защиты цифровой информации на всех этапах технологических циклов ее создания, переноса на носитель, обработки

2199

и передачи в соответствии с единой политикой информационной безопасности;

•выполнение требований законодательства по защите несовершеннолетних обучающихся от информации, причиняющей вред здоровью и/или развитию детей в части технических и программно -аппаратных средств фильтрации трафика.

Описание и анализ бизнес-процессов отдела информационных технологий университета

Отдел информационных технологий является владельцем данных бизнес-процессов:

• обеспечение технической поддержки пользователей;

•разработка и сопровождение телекоммуникаций;

•настройка и сопровождение программного обеспечения;

• выдача электронных цифровых подписей в соответствии с бЗФЗ;

• создание учётных записей в информационных системах персональных данных (далее - ИСПДн).

Анализ и описание выделенных бизнес-процессов, владельцем которых является отдел ИТ представлен в таблице 1.

Таблица 1. Описание бизнес-процессов отдела ИТ

\ Бизнес-\процесс Обеспечение Разработка и сопровождени е Настройка и сопровожде Выдача ЭЦП Создание

Описание технической ние в учётных

\ поддержки программно соответствии записей в

\ пользователей телекоммуник го с 63 ФЗ ИСПДн

\ аций обеспечения

Ремонт и Проведение Установка и Выпуск Предоста

диагностика локальной настройка квалифициров вление

оргтехники сети. программно анных права

организации. Настройка го электронных доступа в

Словесное Поддержка сетевого обеспечения цифровых ИСПДн в

описание пользователей оборудования для нужд подписей на соответст

по вопросам университета. пользовател сотрудников вии с

цифровой Разработка ей. организации потребнос

грамотности. плана сетевого обеспечения. для работы на внешних порталах от тями сотрудни ков

2200

имени университ

организации. ета.

Телефонная Необходимос Документ об Служебная Служебна

заявка о ть оснащении записка на я записка

неисправност подключения ПО. выдачу ЭЦП. на

и к сети Заявка о Смена предостав

Первичные оборудования оборудования неисправнос руководителя ление

входы . Служебная записка диагностики оборудования ти компьютера по телефону. организации. доступа к ИСПДн.

Параметры Федеральное Отсутствие Возможность Необходи

компьютерног агентство по программно подписи мость

о надзору в го сотрудников сотрудни

оборудования сфере связи, обеспечения документов ков в

информацион в по работе с

Возможность ных бесплатном доверенности новым

ремонта и технологий, доступе. от имени функцион

апгрейда массовых Параметры организации. алом

оборудования коммуникаци й. компьютерн ого Изменения в 63, 152 ФЗ, а ИСПДн.

Вторичные входы Методические оборудовани также в

рекомендации я. регламентах

Минобрнауки России по разработке программы цифрового развития ОО ВО. Методическ ие рекомендаци и Минобрнаук и России по разработке программы цифрового развития ОО ВО. работы с порталами.

Работающая Настроенное Сотрудник, Полученная Созданна

оргтехника сетевое работающий сотрудником я учётная

университета. оборудование с исправным ЭЦП, запись.

Обученные . Безотказная программны возможность

Первичные сотрудники. работа м работы на

выходы локальной сети университета. Доступ в интернет. обеспечение м. порталах при помощи ЭЦП.

Исполненная План сетевого Исполненна Исполненная Ознакомл

служебная обеспечения. я служебная служебная ение с

Вторичные записка на Исполненная записка. записка. инструкц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выходы диагностику. служебная записка. иями и приказам и

2201

сотрудни ка.

Поставщик и Отдел ИТ, другие отделы. Отдел ИТ, другие отделы. Отдел ИТ, другие отделы. Отдел ИТ. Отдел ИТ.

Клиенты внешние - Федеральное агентство по надзору в сфере связи, информацион ных технологий, массовых коммуникаци й. - Удостоверяю щие центры, выдавшие ЭЦП. -

Клиенты внутренние Сотрудники с неисправной оргтехникой университета либо с вопросом сферы ИТ. Сотрудники университета, оборудование которых подключены к локальной сети. Сотрудники университет а, которым необходимо ПО для выполнения должностны х обязанносте й. Сотрудники университета, которые пользуются ЭЦП. Сотрудни ки университ ета с учётными записями в ИСПДн.

Владелец бизнес-процесса Инженер технической поддержки. Инженер технической поддержки. Инженер технической поддержки. Инженер информацион ной безопасности. Инженер техническ ой поддержк и.

Графическое представление бизнес-процесса «обеспечение технической поддержки пользователей» представлено на рис. 2.

Получение заявки на техническую поддержку Прове рка Диагностика Составление отчётной документации

неисправности оборудования

Рисунок 2. Графическое представление бизнес-процесса «обеспечение

технической поддержки пользователей» Графическое представление бизнес-процесса «разработка и сопровождение телекоммуникаций» представлено на рис. 3.

2202

Получение заявки Проверка возможности проведения сети Проведение сети Соста вление отчётной документации

о проведении сети

Рисунок 3. Графическое представление бизнес-процесса «разработка и сопровождение телекоммуникаций» Графическое представление бизнес-процесса «настройка и сопровождение программного обеспечения» представлено на рис. 4.

Получение заявки Проверка Составление

об необходимости технических Установка ПО отчётной

установки ПО требований документации

Рисунок 4. Графическое представление бизнес-процесса «настройка и

сопровождение программного обеспечения» Графическое представление бизнес-процесса «выдача электронных цифровых подписей в соответствии с 63ФЗ» представлено на рис. 5.

Получение заявки Сбор документов Получение ЭЦП Настройка

на выдачу ЭЦП рабочего места

Рисунок 5. Графическое представление бизнес-процесса «выдача электронных цифровых подписей в соответствии с 63ФЗ» Графическое представление бизнес-процесса «создание учётных записей в ИСПДн» представлено на рис. 6.

Получение заявки Проверка необходимости учётной записи Обучение Создание учётной

сотрудников записи

Рисунок 6. Графическое представление бизнес-процесса «создание учётных

записей в ИСПДн» Для более точного понимания структуры основных бизнес-процессов отдела информационных технологий была проведена декомпозиция каждого процесса.

2203

Графическое представление декомпозиции бизнес-процесса «обеспечение технической поддержки пользователей» представлено на рис. 7.

Рисунок 7. Графическое представление декомпозиции бизнес-процесса «обеспечение технической поддержки пользователей» Графическое представление декомпозиции бизнес-процесса «разработка и сопровождение телекоммуникаций» представлено на рис. 8.

Рисунок 8. Графическое представление декомпозиции бизнес-процесса «разработка и сопровождение телекоммуникаций» Графическое представление декомпозиции бизнес-процесса «настройка и сопровождение программного обеспечения» представлено на рис. 9.

2204

Рисунок 9. Графическое представление декомпозиции бизнес-процесса «настройка и сопровождение программного обеспечения» Графическое представление декомпозиции бизнес-процесса «выдача электронных цифровых подписей в соответствии с 63ФЗ» представлено на рис. 10.

Рисунок 10. Графическое представление декомпозиции бизнес-процесса «выдача электронных цифровых подписей в соответствии с 63ФЗ» Графическое представление декомпозиции бизнес-процесса «создание учётных записей в ИСПДн» представлено на рис. 11.

2205

Рисунок 11. Графическое представление декомпозиции бизнес-процесса «создание учётных записей в ИСПДн» Диаграммы потока данных для каждого бизнес-процесса отдела представлены на рисунках 12-16.

Рисунок 12. Диаграмма потока данных процесса «обеспечение технической

поддержки пользователей»

2206

Рисунок 13. Диаграмма потока данных процесса «разработка и сопровождение телекоммуникаций»

Рисунок 14. Диаграмма потока данных процесса «настройка и сопровождение программного обеспечения»

2207

Рисунок 15. Диаграмма потока данных процесса «выдача электронных цифровых подписей в соответствии с бЗФЗ»

Рисунок 16. Диаграмма потока данных процесса «создание учётных записей

в ИСПДн»

2208

Диаграммы потока работ для каждого бизнес-процесса отдела представлены на рисунках 17-21.

Рисунок 17. Диаграмма потока работ процесса «обеспечение технической

поддержки пользователей»

Рисунок 18. Диаграмма потока работ процесса «разработка и сопровождение

телекоммуникаций»

2209

Рисунок 19. Диаграмма потока работ процесса «настройка и сопровождение

программного обеспечения»

Рисунок 20. Диаграмма потока работ процесса «выдача электронных цифровых подписей в соответствии с бЗФЗ»

2210

Рисунок 21. Диаграмма потока работ процесса «создание учётных записей в

ИСПДн» Список литературы:

1. Официальный сайт ЛГУ им А.С. Пушкина [Электронный ресурс] URL: https://lengu.ru/ (дата обращения 02.08.2022).

2. Пащенко О.И. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: Учебно-методическое пособие— Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.

3. Вострецова, Е.В. Основы информационной безопасности : учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Вострецова.—Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019.— 204 с.

Literature

1. Official website of Leningrad State University named after A.S. Pushkin [Electronic resource] URL: https://lengu.ru/ (accessed 02.08.2022).

2211

2. Pashchenko O.I. INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION: Educational and methodological manual - Nizhnevartovsk: Nizhnevart Publishing House. state un-ta, 2013. - 227 p.

3. Vostretsova E.V. Fundamentals of information security: a textbook for university students / E.V. Vostretsova.—Ekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2019.— 204 p.

©Горда М. Д., 2022 // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», №4/2022.

Для цитирования: Горда М. Д. АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ АВТОМАТИЗАЦИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», №4/2022.

2212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.