Научная статья на тему 'Анализ бизнес-процессов интернет-магазинов общественного питания'

Анализ бизнес-процессов интернет-магазинов общественного питания Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1990
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Прокопова Н. С.

В статье приведен подробный анализ бизнес-процессов интернет-магазинов общественного питания. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за высокой занятости на работе люди не могут тратить много времени для обычной поездки за продуктами. Таким образом, возможность заказать интересующий продукт в Интернете является для них выходом из проблемной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ бизнес-процессов интернет-магазинов общественного питания»

УДК 004.032

АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

© 2017 Н.С. Прокопова

канд. пед. наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования, e-mail: Chernomordova@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье приведен подробный анализ бизнес-процессов интернет-магазинов общественного питания. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за высокой занятости на работе люди не могут тратить много времени для обычной поездки за продуктами. Таким образом, возможность заказать интересующий продукт в Интернете является для них выходом из проблемной ситуации.

Ключевые слова: информационная система, интернет-магазин, бизнес-процессы, контент.

Владелец каждого интернет-магазина стремится сделать свой сайт как можно проще для посетителей, улучшая систему заказов и реализуя простоту навигации между разделами сайта. Как и в обычном магазине, сайты для осуществления онлайн-торговли могут предлагать акции и скидки. Основное различие в данном случае состоит в том, что сайты для осуществления онлайн-торговли реализуют не только возможность купить что-то, не выходя из дома или офиса, но и возможность сэкономить. Именно по этой причине покупки в Интернете становятся предпочтительнее для большинства людей.

Для создания информационных систем для онлайн-торговли не нужно покупать или арендовать помещение для продаж, проводить ремонтные работы, привлекать дополнительных сотрудников, что уменьшает первоначальную прибыль, а вместе с тем цену за единицу товара. Теперь, даже при доставке товаров, затраты будут меньше, потому что клиент не должен платить ту часть цены, которой продавец пытается компенсировать затраты на ежемесячное содержание торговой площадки и персонала.

Информационные системы для осуществления онлайн-торговли имеют следующие преимущества:

- реализация быстрого пользовательского запроса при перемещении в диапазоне поиска нужного товара или услуги по производителю, названию, цене, классу;

- функция проведения сравнительного анализа выбранного товара по производителю, стоимости, просмотра других продуктов;

- отображение доступной и актуальной информации о скидках, призах и выгодных индивидуальных предложениях;

- наличие функции мгновенного отображения полной стоимости заказа с учетом дополнительных услуг;

- отлаженный алгоритм покупки, оформления заказа, выбора удобного способа доставки заказа.

Ни для кого не секрет, что услуги по разработке приложений не являются дешевыми, особенно если специалист опытный и имеет свою собственную уникальную разработку программного обеспечения. Но даже в этом случае стоимость создания сайта для осуществления онлайн-торговли будет намного меньше, чем фактические расходы на открытие физического магазина. Плюсом выступает отсутствие необходимости нанимать персонал для обслуживания, что по стоимости эквивалентно

оплате работы двух экспертов, которые будут периодически обновлять базу данных и обрабатывать поступающие заказы клиентов [Васильев 2014].

Несмотря на очевидную техническую сложность, процесс проектирования и реализации сайтов для осуществления онлайн-торговли стал проще и дешевле, выступает хорошим дополнением существующего реального бизнеса, а также рекламой осуществляемой деятельности.

Потенциальными клиентами будут те, кто по каким-либо причинам не имеет возможности или времени пойти в обычный магазин, делают покупки не выходя из дома, что значительно упрощает их жизнь, и количество таких покупателей в последнее время неустанно растет.

В широком смысле четыре основных типа пользователей обеспечивают эффективную работу с интернет-магазином:

• системный администратор, который обладает неограниченными правами при работе с системой;

• модератор сайта, который отвечает за сроки и качество исполнения заказов;

• оператор, который осуществляет обработку поступающих заказов, отслеживает обратную связь;

• клиент, который совершает покупку товара или услуги.

Порядок регистрации для предоставления услуг является основным автоматизированным действием при разработке приложения, что позволяет сохранить информацию о клиенте.

Работа системы в соответствии с этой моделью заключается в том, что системный администратор, используя соответствующие формы и номенклатуру, отвечает за заполнение информации о товарах и услугах, а также производителях и стоимости товаров. Системный администратор следит за своевременным обновлением статических веб-страниц, которые содержат базовую информацию о компании и руководителе, отслеживает изменение условий доставки товара и стоимости дополнительных услуг.

Схема взаимодействия пользователей системы, использующих сайт, показана на рисунке 1.

Рис. 1. Диаграмма вариантов использования системы пользователями сайта

Клиент при посещении магазина выбирает товары, читает отзывы других пользователей, имеет возможность оставить отзыв, выбирает дополнительные услуги или товары.

Диаграмма использования клиента представлена на рисунке 2.

При добавлении таблицы заказа товаров формируется корзина, в которой хранятся предварительные заказы, на основании которых клиент имеет возможность изменить состав целого заказа или отредактировать отдельные единицы заказа, контролирует предстоящие затраты. На основе этих данных формируется содержимое соответствующей таблицы базы данных. При оформлении заказа клиент указывает дополнительную информацию: адрес электронной почты, который служит логином для входа в систему и доступа к личной учетной записи клиента на сайте, и пароль, который сообщается клиенту после оформления заказа и требует обязательного подтверждения. Пока заказ просто располагается в корзине, но не подтвержден клиентом, его можно удалить в любое время, но после подтверждения необходимо связываться с оператором для отмены заказа.

Оператор изменяет содержимое таблиц, меняя статусы заказов. В то же время предусмотрены следующие статусы заказов:

1. Подтвержден.

2. Стадии сборки и отправки.

3. Заказ выполнен.

4. Заказ удален или отменен.

Диаграмма порядка формирования заказа в нотации ВРМК приведена на рисунке 3.

Просмотр каталога услуг

Контактные данные

Рис. 2. Диаграмма вариантов использования клиента

Стоимость не устраивает

Заказ подтвержден

Получить информацию о полученном заказа

Получить

Уточнить состав Уточнить адрес подтверждение заказа

заказа доставки

Заказ не подтвержден

Рис. 3. Диаграмма порядка оформления заказа в нотации BPMN

Для своего функционирования сайт должен иметь:

• сервер БД системы. На сервере запущена БД, в которой хранится информация о сайте. Сайт работает с информацией, взятой с БД;

• сервер с веб-сайтом. На сервере запущен Apache или другой веб-контейнер, он настроен на работу с PHP. У PHP должно быть активизировано расширение для работы с MySQL;

• ПК администратора. На этом компьютере запущен веб-браузер с панелью управления сайтом. Через нее происходит работа с сайтом. Опционально ПК может использоваться, как и рабочая станция пользователя;

• ПК оператора. На этом компьютере запущен веб-браузер с панелью управления сайтом. Через нее происходит работа с сайтом;

• ПК клиента. На этом компьютере запущен веб-браузер. Через него происходит работа с сайтом.

Характеристика программных модулей представлена в таблице.

Таблица 1

Наименование раздела Функции раздела

Раздел авторизации Содержит процедуры, позволяющие определить наличие пользователя при входе в систему, а также пересылку его при правильном вводе логина и пароля

Раздел вызова подменю «Справочники» Содержит предопределенные процедуры и формы, позволяющие получить подменю «Справочники»

Раздел справочника « Услуги» Содержит предопределенные процедуры формы списка и элемента справочника

Раздел справочника Содержит предопределенные процедуры формы списка и

Наименование раздела Функции раздела

«Категории» элемента справочника

Раздел справочника « Пользователи» Содержит предопределенные процедуры формы списка и элемента справочника

Раздел изменения статусов заказов Содержит процедуры изменения статуса заказа

Раздел формирования корзины и заказа Содержит процедуры добавления товаров в корзину, оформления и редактирования товаров

Онлайн система должна быть представлена следующими разделами: главной страницей, товарами, системами фильтрации и сортировки, информационными страницами, шаблонами идентификации, корзиной, формой отправки заказа.

Каталог товаров представляет собой список товаров в виде деревьев из нескольких ветвей. Поисковая система может позволить проводить сортировки в соответствии с определенными свойствами, такими как наименование производителя, тип продукта и др.

Информационная страница компании содержит её подробное описание, как адрес и маршрут до офиса, другую информацию, потому что такие компании создают электронные магазины, призванные рекламировать свое представительство по юридическому адресу.

Шаблоны идентификации содержат различные вопросы в зависимости от того, какие цели преследует процесс проектирования интернет-магазина. Это может быть вопрос, связанный с контактами пользователя, если магазин рассчитывает на мгновенную прибыль от продажи; иногда присутствуют дополнительные вопросы для изучения спроса и сбора информации о потенциальных покупателях.

Покупки могут представлять собой дальнейшее открывание дополнительных окон со списком товаров и полной информацией о них, о количестве товаров, цене и стоимости, после чего заполняется регистрационная форма - или проходить на главной странице с помощью дополнительного информационного дисплея.

Такой метод отображения информации о товарах, находящихся в корзине, удобен, когда, например, количество товаров и их стоимость постоянно отображается в небольших блоках и при нажатии на дополнительные ссылки предлагается подробная информация о добавленных позициях.

Отправка формы заказа происходит способом, зависящим от структуры сайта, туда могут быть включены все единицы корзины, существующие на домашней странице с отображением порядка связи товаров. Вся информация содержится или заполняется в регистрационной форме, при условии что регистрация не была выполнена или выбранный пункт меню включен в корзину. Промежуточные данные хранятся в соответствующих таблицах базы данных.

Рассмотрим деятельность обычного кафе. Функции сайта для кафе могут быть следующими:

• позиционирующая - на главной странице сайта посетитель должен понять без захода в меню, какого ценового уровня это кафе и на каких посетителей оно рассчитано (т. е. понять стиль заведения и его формат);

• информирующая - показывающая, доказывающая, что кафе «живое», позволяющая ознакомиться с меню, ценами, временем работы, забронировать столик или арендовать зал для проведения собственного мероприятия;

• выделение целевой аудитории и привлечение новых клиентов - это могут быть ценители кофе, любители русской кухни, изысканных блюд и т. п.;

• удержание клиентов - возможность регистрации на сайте, рассылка новостей кафе и анонса мероприятий;

• привязка клиента к сервису - возможность заказа, например, бизнес-ланчей с доставкой, запоминание последнего заказа, бронирование столиков и предзаказ блюд.

В настоящее время заказ любой услуги, в том числе и доставки еды, осуществляется путем телефонного звонка или личного общения с администратором кафе. Такой способ не всегда является удобным, так как клиенту необходимо либо совершить звонок в кафе, либо прибыть туда лично, на что тратится время как клиента, так и администратора кафе.

Характеристика процесса приема заказов на доставку готовых блюд приведена на рисунке 4.

Требования руководства компании

Данные клиента

Ассортимент готовых блюд

Правила приема заказа и доставки блюд

Прием и выполнение

заказов на доставку готовой еды

ор.

Администратор

Телефон

Принятый заказ

Лист доставки

Заказы на

ныпппнрнии

Отчет о выполнении доставки

А-0

Прием и выполнение заказов на доставку готовой еды

Рис. 4. Контекстная диаграмма учета заявок на доставку готовых блюд

Данный процесс имеет исключительно важное значение, так как кафе доставка еды приносит немалую часть прибыли, а на основе анализа ее выполнения принимаются решения в области управленческого учета компании, корректируется направление развития кафе, определяются бизнес-цели для их достижения [Голицына и соавт. 2009].

При оформлении заказов могут возникнуть следующие проблемы:

1) невысокая скорость и точность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) неэффективное использование рабочего времени;

3) слабый контроль работы персонала;

4) увеличивающийся «поток» бумажной работы;

5) усталость служащих - усиление негативного воздействия человеческого фактора;

6) недостаток оперативности в работе с учетом;

7) отсутствие информационного обмена с внешними системам;

8) неоптимальное использование специализированного оборудования;

9) сложности инвентаризации товарного запаса;

10) проблемы получения аналитической отчетности [Прокопова 2017].

Процесс проектирования и разработки любого приложения невозможен без первоначального определения цели и задач разработки, а также ожидаемых результатов. Определение ожидаемых результатов зависит от специфики осуществляемой деятельности и от уже имеющихся успехов, результатов, накопленного опыта, клиентской базы и хороших партнерских отношений.

В данном случае исследуется предприятие общественного питания, основная функция которого состоит в доставке клиентам готовых качественных продуктов питания на дом или в офис [Там же].

В разработанном приложении используется СУБД MySQL. ER-диаграмма используемой базы данных приведена на рисунке 5.

□ roll

idr WT(ll) т « namerol VARCHAR(255) т udalrd It.T( 1) ж / user Jdu INT(ll) ,„

□ glav

idzINT(lO) nn Щ zapts TEXT m

> zagindex VARCHAR(255) Tl >iduz INT(10) w

y datez TIMESTAMP nn

> userreg Jdu INT(U) m ¿userjdu INT(ll) t,

1

^ user

idu INT(11) w w nameuser VmCHAR(255) m datereg TIMESTAMP login VARCH AR(25) m password VARCHAR(25) status IMT(l) m udaluser INT(l) m iduserotd INT(l) w idpkuser INT(6) nn / newsjdn INT(ll) m

-1

userreg

idu INT(ll) NN Д1 fomam e VARCH AR(25) email TEXT nn telrab VARCHAR(15) nn date TIMESTAMP nn status INT(l) NN sirie VARCHAR(255) m nomzak INT(ll) nn v«nam VARCHAR(255) nn sumkol VARCH AR(255) nn sumprise VARCHAR(255) w sumusl VARCHAR(255) nn summazakaza VARCHAR(255) nn > porderjdporder INT(ll) nn

^ news

idn INT(11) NN AI

> daten TIMESTAMP nn Э idun INT(IO) nn

> zagn VARCHAR(255) nn

V bodyn TEXT w / udaln INT(l) nn

✓ newsrazdel VARCHAR(12) nn

> razdeljdr INT(IOO)

"ZJ razdel

^ porder

idporder INT (11) nn ai >idtov INT(11) m

idses TEXT nn ykdvo INT(ll) nn t nom order INT(ll) m , iduslpo INT(ll) nn > usl jdusl INT(ll) m ♦ imagejdi INT(IO) nn

I

□ usl

idusl INT(ll) ш a nameusl V«CHAR(25S) opisusl TEXT m stoimusl VARCHAR(255) nn proz INT(1) „., udalusl INT(l) .Pi linkusl TEXT Wi

idr INT(IOO) ш « namer VARCHAR(IOO) T logor V«CHAR(25S) •„ tpr INT(l) m podraz INT(IO) m udalr IMT(l) m

_I vendor

idv INT(IOO) 44 Д1 nameNendor VARCHAR(255) w udalvIMT(l) m

3 Tovar

idi INT(10) nn и namei TEXT m - linki TEXT m

data TIMESTAMP nn , idui INT(IO) nn udali IWT(l) nn tip INT(2) nam etov TEXT nn у artVAROtAR(255) nn

prise VAROH«(255) w ^ m et V ARCHAR(25 5) .„ pokaz VARCH AR(45) ves VAROHAR(2S5) •„

3 otz'tv

idotlNT(ll) m ai zagotziv VARCHAR(255) w > textotziv TEXT »J datajtziv TIMESTAMP nn nameotzîv V№CHAR(255) N statotziv INT(l) m idtovotziv INT(ll) m fatotlNT(ll) m

3 model

idmod INT(ll) .„ u nam em od VARCH №.(255) udalmod INT(1) ш linkim TEXT in opism TEXT ш kkk ШТ(1) nn fatINT(ll) nn

Рис. 5. БЯ-диаграмма базы данных

Разрабатываемый проект должен отвечать следующим требованиям: иметь хорошую репутацию, запоминающийся дизайн, содержать качественные продукты, использовать рекламу для продвижения сайта.

Сайт должен содержать полную, достоверную и достаточную информацию с ориентацией на разные группы пользователей.

Разрабатываемая информационная система должна быть интерактивной и простотой в использовании.

Важно сделать правильный выбор аппаратной и программной конфигурации веб-сервера, который будет обеспечивать надлежащее функционирование будущего информационного продукта. Выбор конфигурации должен быть сделан на основе числа будущих посетителей, а также средств разработки сайта [Васильев, Прокопова 2017].

Сайт должен иметь следующие функциональные возможности:

• наличие новостной ленты, которая позволит пользователям подписываться и получать актуальную информацию о скидках и распродажах;

• для зарегистрированных пользователей размещение дополнительной информации в рамках осуществляемой деятельности, после проверки ее на адекватность администратором;

• расширенный поиск товаров и услуг;

• проведение сравнительного анализа по одному или нескольким параметрам;

• отслеживание индивидуальных параметров продукта, (например, количество белков и углеводов).

Структура информационной системы должна быть ясной и простой в использовании, иметь меню и возможность поиска товара по определенным критериям, быстро обрабатывать запросы пользователей к системе.

Требования унификации представленной информации относятся к корректному отображению проекта во всех существующих браузерах с хорошим разрешением.

Важным моментом выступает обеспечение мобильной версии сайта, что исходит из активного использования смартфонов в качестве основных способов работы в сети.

Информационная система должна иметь систему контроля, которая должна позволять управлять сайтом, включая управление доступом пользователей к отдельным разделам [Васильев 2014].

Кроме того, необходимо рассмотреть вопросы надежности и управления безопасностью системы. Как правило, минимальные требования к безопасности подразумевают наличие механизмов защиты от несанкционированного доступа и типовых атак.

Библиографический список

Васильев Д.А. Использование системы наполнения контентом Joomla для организации школьного сайта. Уфа: Изд-во: Башкир. гос. ун-та, 2014. С. 56-58.

Васильев Д.А., Прокопова Н.С. Анализ подходов к повышению безопасности интернет-сайтов, развернутых с использованием систем наполнения контентом // Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2 (14). URL: http://auditorium.kursksu.ru/pdf/014-014.pdf (дата обращения: 13.08.2017)

Голицына О.Л., Попов И.И., Максимов Н.В., Партыка Т.Л. Информационные технологии. М.: Инфра-М, 2009. 608 с.

Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Проектирование информационных систем. М.: Форум, 2009. 432 с.

Прокопова Н. С. Анализ существующего инструментария для проектирования интернет-магазина // Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 1 (13). URL: http://auditorium.kursksu.ru/pdf/013-012.pdf (дата обращения: 13.08.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.