УДК 62
Ионов Д.А.
студент Высшей школы аэронавигации, профиль: управление летной работы, 2 курс обучения Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)
АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЗА 2023 ГОД И ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ТЕКУЩЕЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ
Аннотация: в работе представлен анализ безопасности полетов за 2023. Представлена корреляция между доступностью источников для анализа безопасности полетов и геополитической обстановкой в мире.
Ключевые слова: безопасность полетов, ИКАО, авиационный инцидент.
Согласно отчету по безопасности полетов, ИКАО считает, что 2023 год стал самым безопасным за последние пять лет по многим параметрам, таким как уровень аварийности, количество авиационных катастроф, общее количество погибших и коэффициент смертности.
Согласно данным ИКАО, глобальный пассажиропоток продолжил расти в 2023 году и по всему миру было перевезено около 4,2 миллиарда пассажиров (по сравнению с 3,2 миллиарда пассажиров в 2022 году), хотя все еще немного ниже до пандемического уровня (2019 г.), когда было перевезено 4,5 миллиарда пассажиров.
• Рейсы (млн): 35,25.
• Пассажиры(миллиард):4,169.
Во всем мире пассажиропоток в 2023 году увеличился на 30 процентов по сравнению с 2022 годом. Количество вылетов по регулярным коммерческим
рейсам продолжало увеличиваться, примерно на 13 процентов при более чем 35 миллионах вылетов в 2023 году по сравнению с примерно 31 миллионом в 2022 году.
• Уровень аварийности: 1,87 (авиационных происшествий на миллион вылетов).
• Авиационные катастрофы: 1.
• Погибших: 72.
• Аварии: 66.
Ежегодная статистика авиационных катастроф указывает на небольшое увеличение их общего числа и снижение уровня аварийности в 2023 году. С 2022 по 2023 год наблюдался рост на 3,1 процента.
Произошло одно происшествие со смертельным исходом, связанное с потерей управления в полете (LOC-I).
Два самолета были уничтожены: один в результате аварии с потерей управления на земле (LOC-G). Помимо аварии c потерей управления в полете LOC-I, восемь самолетов получили существенные повреждения в результате происшествий, связанных с нештатным касанием ВПП (ARC) и прочих происшествий, повлекших существенный ущерб воздушным судам, которые относились к следующим категориям происшествий:
• События, связанные с недостатками проектирования, обслуживания и функционирования аэродрома (ADRM),
• Столкновение с птицами (BIRD),
• Оголкновение с объектом на земле (GCOL),
• Потеря управления на земле (LOC-G),
• Потеря управления в полете (LOC-I),
• Наземное обслуживание (RAMP),
• Отказ или неисправность системы/компонента (кроме силовой установки) (SCF-NP),
• Сдвиг ветра (WSTRW).
На основе фактического числа погибших, высокого риска смертности на одно происшествие или количества происшествий, а также как результатов анализа данных по безопасности, собранных из проактивных и реактивных источников информации от ИКАО и других неправительственных организаций, ИКАО определила пять категорий, как глобальные приоритеты в редакции ГПБП на 2023-2025 гг.:
•Столкновение/угроза столкновения в полете с земной/водной поверхностью или препятствием без признаков потери управления (CFIT),
• Потеря управления в полете (LOC-I),
• Столкновение в воздухе (MAC),
• Выкатывание за пределы ВПП (RE), и
• Несанкционированный занятие ВПП (RI)
Анализируя отчеты по безопасности полетов ИКАО, приходим к выводам, что в большинстве случаев человеческий фактор является наиболее распространенной причиной как авиационных происшествий, так и катастроф. Авиационные события, связанные с столкновением/угрозой столкновения в полете с земной/водной поверхностью или препятствием без признаков потери управления (CFIT) и потерей управления (LOC-1), которые по определению связаны с человеческим фактором, составляют более половины всех катастроф.
1.3 Показатели безопасноти полетов в Российской Федерации.
Рисунок 1. Количество инцидентов согласно «доске» ИКАО.
Показатели по безопасности полетов в РФ сохраняются на низком уровне и имеют тенденцию на снижение (Рисунок 1).
Так, в 2022 в году была только 1 авария, в то время как в 2023 году они вообще отсутствовали несмотря на санкционное давление.
Рисунок 2. Авиационные происшествия по категориям.
В мире согласно данным ИКАО больше всего пришествий произошло в категориях (Рисунок 2):
• Попадание в полете в зону турбулентности -112 случаев (TURB),
• Нештатное касание ВПП -53 случая (ARC),
• Столкновения ВС при рулении на взлет или после посадки-36 случаев (GCOL).
Согласно данным ИКАО в РФ наибольшее количество авиационных пришествий произошло в категориях:
• Выкатывание за пределы ВПП-3 случая (RE)
• Столкновение/угроза столкновения в полете с земной/водной поверхностью или препятствием без признаков потери управления-2 случая (CFIT)
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 11 (80) Том 2. НОЯБРЬ 2024 г. • Нештатное касание ВПП-1 случай (ARC).
Также, анализируя происшествия за 2024 год, можно предположить, что в РФ тенденции связанные с выкатыванием за пределы ВПП (RE) также сохраняются.
Рисунок 3. Авиационные происшествия на различных этапах полета.
Но если отсортировать прошествия по фазе полета. То в мире, как и в РФ большинство происшествий происходит на этапе посадки.
В мире, как и в РФ большинство авиационных происшествий в 2023 году приходилось на этап посадки (Рисунок 3).
1.3. Анализ безопасности полетов по данным Международного авиационного комитета (МАК).
В 2023 году в гражданской авиации государств-участников межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства произошло 26 авиационных происшествий, в том числе 15 катастроф с гибелью 31 человека. В коммерческой авиации имели место 14 авиационных происшествий, в том числе 9 катастроф, погибли 22 человека. В
авиации общего назначения произошло 12 авиационных прошествий, в том числе 6 катастроф, погибли 9 человек.
В 2023 г. в авиакомпаниях государств-участников Соглашения с самолетами взлетной массой более 5700 кг происшествий не было.
В 2022 г. с самолетами взлетной массой более 5700 кг произошло 2 авиационных происшествия без человеческих жертв: при выполнении 1 регулярного пассажирского рейса и при выполнении 1 грузовой перевозки.
Относительные показатели уровня безопасности полетов на самолетах с максимальной взлетной массой более 5700 кг в 2023 г. приведены на рисунке 4.
Относительные показатели уровня безопасности полетов ( кол-во событий в расчете на 1 миллион вылетов)
7 6,2 6,2
2019 2020 2021 2022 2023
■ Авиационные происшествия ■ Катастрофы
Рисунок 4. Относительные показатели уровня безопасности полетов.
Относительные показатели безопасности полетов (авиационные происшествия, катастрофы) в 2023 г. лучшие за период 2019-2023 гг.
Согласно отчету, количество катастроф уже второй год находится на самом низком уровне. Анализируя источники данных как докладов ИКАО так называемой Accident Statistic Dashboard можно выделить, что информация по происшествиям в РФ поступает в неполной мере в базу данных ИКАО. ИКАО все еще птыается учитывать их в Safety Report, однако Accident Statistic
Dashboard показывал информацию по РФ только до 2022 года включительно. А сейчас этот ресурс и вовсе потерял статус открытого.
Открытость также потеряли отчеты по безопасности полетов ФАВТ, сейчас в открытом источнике можно лишь изредка найти отчеты о состоянии безопасности полетов за 2020 год.
Из текущей ситуации можно сделать вывод, что обмен данными о безопасности полетов между сообществами прекратился, и теперь нельзя составить полную картину о состоянии безопасности полетов из открытых источников.
Из открытых источников для пользователя РФ остались только отчеты
МАК.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Состояние безопасности полетов в гражданской авиации государств-участников соглашения в гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2023г.МАК 2024г. https://mak-iac.org/upload/iblock/fe1/nql0148yf2e01n0fmrbwogbeiyit82lj/bp-24-1.pdf;
2. Safety Report ICAO 2024 Edition 29 c. https://wicao.int/safety/Documents/ICAO_SR_2024.pdf
Ionov D.A.
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after A.A. Novikov (St. Petersburg, Russia)
FLIGHT SAFETY ANALYSIS FOR 2023 AND PROBLEMS OF FLIGHT SAFETY ANALYSIS IN CURRENT GEOPOLITICAL SITUATION
Abstract: the paper presents an analysis of flight safety in 2023. The correlation between the availability of sources for flight safety analysis and the geopolitical situation in the world is presented.
Keywords: flight safety, ICAO, aviation incident.