УДК 331.45:669.1
Имангазин М. К.
к.т.н., профессор Казахско-Русский Международный Университет Актобе, Республика Казахстан Абдрашев Р. М. магистр,
Актюбинский Региональный государственный университет им.К.Жубанова,
г.Актобе, Республика Казахстан Ильмухин Н. Ю. магистрант,
Казахско-Русский Международный Университет г.Актобе, Республика Казахстан
АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТОО «АКТЮБИНСКИЙ КОМБИНАТ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Аннотация
В настоящей работе проведена оценка риска опасности на объекте ТОО «Актюбинский комбинат нерудных материалов», далее ТОО «АКНМ». Исследование проведено по методу количественной оценки опасности Киннея. Установлено, что риск опасности аварий и несчастных случаев на этом опасном производственном объекте является приемлемым. Описаны основные опасные вещества и их распределение в различных производственных блоках и оборудовании.
Ключевые слова
Авария, риск, оценка, опасность, чрезвычайная ситуация, безопасность, инцидент, охрана труда.
Опасные производственные факторы
В соответствии с классификацией опасных и вредных производственных факторов по ГОСТ 12.0.00374, на объекте ТОО «АКНМ» определены следующие опасные производственные факторы:
- Горные работы по добыче полезных ископаемых открытым способом;
- Взрывчатые вещества;
- Хранение горючих веществ;
- Использование электроустановок;
- Грузоподъемные машины и механизмы;
Во всем объекте ТОО «АКНМ» была проведена идентификация опасностей (таблица 1) и оценка рисков. На основании участковых перечней опасностей разработан перечень опасностей по объектам. Согласно проведенной оценке рисков во всех подразделениях установлены допустимые и недопустимые риски. Для управления рисками разрабатываются соответствующие мероприятия на текущий год. В целях улучшения работы в области охраны здоровья и безопасности труда, а также оценки деятельности в этой области, оценка рисков производится ежегодно. Предварительная оценка рисков и разработка мероприятий по снижению и не допущению рисков позволяет заблаговременно предупреждать инциденты, аварийность и травматизм. Это, одно из основных положительных требований спецификации OHSAS-18001:2007. Подобная оценка рисков и разработка предупреждающих мероприятий ранее на предприятиях не проводилась (стандартная система управления охраной труда на предприятии этого не требовала). Все корректирующие и предупреждающие действия проводились уже по свершенному факту - после аварии, несчастного случая, инцидента и т.п.
Таблица 1
Обоснование идентификации особо опасных производств
№ п/п Перечень идентифицированных опасных производств Наименование опасных веществ Кол-во опасного вещества Сведения о включении объекта в перечень опасных
1 2 3 4 5
1 Ведение горных работ по добыче полезных ископаемых открытым способом ВМ 37,5 тонн (единовременно в блоке при массовом взрыве) В соответствии с Законом Республики Казахстан от 3 апреля 2002 г. №314 «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах»
2 Использование взрывчатых веществ ВМ ВВ - 247,8 т/год ДША-16700 м/год
3 Использование и хранение горючих веществ Дизельное топливо, масла 40 м3 (2x20 м3) 0,8 м3
4 Эксплуатация электроустановок - -
5 Эксплуатируются грузоподъемные механизмы - -
Анализ опасностей и риска
В таблице 2 даются сведения об известных авариях на опасном объекте и аналогичных предприятиях горной отрасли.
Таблица 2
Сведения об известных авариях
п/п Перечень аварий и неполадок Дата Характеристика аварий и неполадок
1 2 3 4
1 На опасном объекте: нет нет
2 На других аналогичных объектах:
2.1 Возгорание ВВ с переходом во взрыв при транспортировке. Алтайский рудник ЛГОКа 18.05.01 г Грубейшее нарушение инструкций по ТБ и ТПБ при взрывных работах при транспортировке ВВ
2.2 Возгорание ВВ с переходом во взрыв при транспортировке ЗШСУ Малеевский рудник 08.2001 г Грубейшее нарушение инструкций по ТБ и ТПБ при взрывных работах при транспортировке
2.3 Качарский карьер Сползание экскаватора ЭШ-10/50 с откоса уступа по причине завышения рабочего угла откоса. Поперечный крен экскаватора составил 25-27 градусов 06.02.99 г Грубейшее нарушение инструкций по ТБ и ТПБ при разработке МПИ открытым способом
2.4 Обрушение северного борта Николаевского карьера ВК МХК 2002 г Причины: - завышение угла откоса борта карьера; - насыщение грунта влагой.
Анализ условий возникновения аварийных ситуаций
1) Возможные причины возникновения и развития аварийных ситуаций:
Возможными причинами возникновения аварийных ситуация могут являться: ошибочные действия персонала - несоблюдение требований безопасности (инструкций, ТПБ при взрывных работах, ПТЭ и ПТБ при эксплуатации эл. установок и т.д); неправильная оценка возникшей ситуации; неудовлетворительная организация эксплуатации оборудования; некачественный ремонт; дефекты монтажа; заводские дефекты; ошибки проектирования; несоблюдение проектных решений; не знание технических характеристик оборудования; несвоевременное проведение ремонтов, обслуживания и освидетельствования оборудования; внешние воздействия природного и техногенного характера.
(с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного и техногенного характера)
По каждой из перечисленных возможный аварий показано их возможное проявление и сценарий развития:
- обрушение борта карьера
Не соблюдение проектных решений и требований нормативных документов —> незначительные деформации борта своевременно не выявлены и не устранены причины деформации и не приняты меры по восстановлению борта —> значительные деформации борта карьера с последующим его обрушением —> остановка всех работ в карьере —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
- обрушение уступа карьера
Не соблюдение проектных решений и требований нормативных документов —> незначительные деформации уступа своевременно не выявлены и не устранены причины деформации и не приняты меры по восстановлению уступа —> значительные деформации уступа карьера с последующим его обрушением —> остановка всех работ в карьере —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
- падение техники с уступа карьера
Нахождение оборудования в пределах призмы обрушения —> обрушение призмы —> падение оборудования остановка всех работ в карьере —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
Нарушение правил дорожного движения —> выезд за пределы проезжей части —> падение транспортного средства с уступа —> остановка всех работ в карьере —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
Выезд за пределы проезжей части в результате плохой видимости —> падение транспортного средства с уступа —> остановка всех работ в карьере —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
- преждевременная детонация ВВ в блоке
Взрыв ВВ —> остановка всех работ в карьере —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации
ЧС.
- обрушение яруса отвала
Не соблюдение проектных решений и требований нормативных документов —> незначительные деформации яруса отвала своевременно не выявлены и не устранены причины деформации и не приняты меры по восстановлению яруса —> значительные деформации яруса с последующим его обрушением —> остановка всех работ на овале —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
- падение техники с яруса отвала
Нахождение оборудования в пределах призмы обрушения —> обрушение призмы —> падение оборудования —> остановка всех работ на отвале —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
Нарушение правил дорожного движения —> выезд за пределы ограничивающего вала —> падение транспортного средства с яруса —> остановка всех работ на отвале —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
Выезд за пределы ограничивающего вала в результате плохой видимости —> падение транспортного средства с яруса —> остановка всех работ на отвале —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
- возгорание или детонация ВМ вследствие ДТП при их транспортировке спецавтотранспортом
Дорожно-транспортное происшествие, приведшее к опрокидыванию автомобиля с ВМ —> возгорание и (или) детонация ВМ возгорание автомобиля с возможным его уничтожением, гибель либо увечия и ожоги людей, находящихся в непосредственной близости от места аварии, материальный ущерб —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
- затопление карьера
Остановка работы главных водоотливных установок -> повышение уровня воды в карьере —> затопление части карьера —> принятие мер по эвакуации людей и по ликвидации ЧС.
1) Возможные последствия аварий и чрезвычайных ситуаций: При дорожно-транспортном происшествии возможны:
- Вывод из строя автомобиля
- Гибель и травмы людей участвовавших в ДТП
- Материальный ущерб
- Вредное воздействие на окружающую среду. При сдвижении бортов и уступов карьера
- Разрушение бортов траншей, уступов, транспортных берм
- Разрушение машин и оборудования находящегося в зоне обрушения.
- Травмирование и гибель персонала карьера находящегося в зоне обрушения
- Оставление под завалом техники и оборудования
- Материальный ущерб
- Вредное воздействие на окружающую среду.
При внешних воздействий природного и техногенного характера:
- Разрушение объектов ТОО «Актюбинский комбинат нерудных материалов», травмирование и даже гибель людей находящихся в зоне действия поражающих факторов аварии
- Материальный ущерб
- Вредное воздействие на окружающую среду. При преждевременном взрыве ВВ
- Разрушение бортов траншей, уступов, транспортных берм
- Разрушение машин и оборудования находящегося взоне действия ударновоздушной волны, радиусе разлёта осколков горной массы и сейсмического воздействия
- Травмирование и гибель персонала карьера находящегося в зоне действия ударновоздушной волны, радиусе разлёта осколков горной массы и сейсмического воздействия
- Оставление под завалом техники и оборудования
- Материальный ущерб
- Вредное воздействие на окружающую среду. При возникновении оползней
- Разрушение бортов траншей, уступов, транспортных берм
- Разрушение машин и оборудования находящегося в зоне схождения оползня
- Травмирование и гибель персонала карьера находящегося в зоне оползня
- Оставление под грязевым потоком техники и оборудования
- Материальный ущерб
- Вредное воздействие на окружающую среду.
При падении груза и (или) грузоподъёмного механизма
- Выход из строя перемещаемого груза и (или) грузоподъёмного механизма травмирование и даже гибель людей находящихся в опасной зоне.
- Материальный ущерб
2) Зоны действия основных поражающих факторов:
- Борта траншей, уступов, откосов отвалов, транспортных берм
- Участок дорожно-транспортного происшествия
- Участок забоя в карьере
Территория объектов ТОО «Актюбинский комбинат нерудных материалов»
- Участок вокруг технологического оборудования
~ 34 ~
- Зона вокруг ГПМ
- Территория склада ГСМ.
Радиус опасной зоны принять:
а) для людей - 400 м,
б) для зданий и сооружений - 250 м,
в) для механизмов и оборудования - 200 м.
3) Число пострадавших:
При преждевременном взрыве заряжаемого блока может пострадать - 7 человек, в т.ч. со смертельным исходом - 4 человека.
При взрыве машины с ВМ могут пострадать лица находящиеся в карьере и водитель машины. Возможное число пострадавших до 6 человек, в том числе со смертельным исходом - 3 человека.
При обрушении борта или уступа карьера может пострадать - 2 чел., в т.ч. 1 со смертельным исходом.
При дорожно-транспортном происшествии до 2 человек
При аварии или ЧС на карьере до 5 человек
Безвозвратных потерь среди и населения не ожидается, так как население в зоне действия поражающих факторов отсутствует.
Количественная оценка риска аварий и чрезвычайных ситуаций
Степень риска аварий на объекте ТОО «АКНМ» рассчитывалась по методу Киннея, основанного на балльной оценке уровня опасности по трем показателям: Р - показатель вероятности свершения возможного опасного события, определяемый по таблице 3.
Таблица 3
Определение показателя вероятности свершения возможного опасного события Р
Балл Степень вероятности
10 Высокая
6 Средняя
3 Не всегда возможно
1 Низкая
0,5 Невероятная, но совсем исключить нельзя
0,2 Практически невозможно
0,1 Фактически невозможно
Е- показатель частоты подверженности риску, определяемый в баллах из таблицы 4.
Таблица 4
Определение показателя частоты подверженности риску Е
Балл Частота
10 Постоянно (не реже одного раза в час)
6 Часто (не реже одного раза в день)
3 Иногда (не реже одного раза в неделю)
2 Не постоянно (не реже одного раза в месяц)
1 Редко (несколько раз в год)
0,5 Очень редко (реже одного раза в год)
G - показатель серьёзности повреждений, явившихся последствиями опасного события, определяемый в баллах из таблицы 5.
Таблица 5
Определение показателя серьёзности повреждений, явившихся последствиями опасного события G
Балл Последствия
100 Катастрофические (смерть многих людей)
40 Трагические (смерть нескольких человек)
15 Очень серьёзные (смерть одного человека)
7 Тяжёлые (полная потеря трудоспособности)
3 Значительные (временная нетрудоспособность)
1 Лёгкие (ограничение вызовом скорой медицинской помощи)
Показатель степени риска Е определяется по формуле:
Е = Р • Е • G
Если показатель степени риска, рассчитанный по этой формуле не превышает 50, то риск считается приемлемым.
Основываясь на анализе возможных аварий на объекте ТОО «АКНМ» можно принять показатель степени вероятности Р = 1. Результаты анализа аварийности и травматизма позволяют принять показатель частоты подверженности риску Е = 0,5, а показатель серьёзности повреждений, явившихся последствиями опасного события, G =15. Таким образом, по методу Киннея, показатель степени риска:
Е = Р • Е • G= 1 • 0,5- 15 = 7,5 Выводы. Возникновение аварийной ситуации на объектах ТОО «АКНМ», в том числе с человеческими жертвами, является крайне редким событием. Риск опасности на объектах ТОО «АКНМ» является приемлемым.
Список использованной литературы:
1. Методическое руководство по оценки степени риска аварий на магистральных нефтепровода. Госгортехнадзор РФ, Москва, 2000г.
2. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. Штаб ГО СССР, Госкомитет СССР по гидрометеорологии, Ленинград. 1990г.
3. Методическое пособие по выявлению и оценки обстановки при разрушении (аварии) объектов, содержащие сильнодействующие ядовитые вещества. ПО «Казстройсистема», г.Алматы, 1990г.
4. Методика прогнозирования инженерной обстановки на территории городов и регионов при чрезвычайных ситуациях. М. в/ч 52609, 1991г.
5. Методическое пособие по прогнозированию и оценке химической обстановки в чрезвычайных ситуациях. ВНИИ ГОЧС, М. 1993г.
6. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в Российской службе по ЧС. МЧС России, М. 1994г.
7. Гражданская оборона. Г.Атаманюк и другие, «Высшая школа» М, 1986г.
8. Сборник методик «Аварии и катастрофы» 4 тома. МЧС России, Москва. 1998г.
© Имангазин М.К., Абдрашев Р.М., Ильмухин Н.Ю., 2019
УДК 620.9
И.Р. Калимуллин
магистр УГАТУ, гр.Э-210М, г.Уфа, РФ E-mail:79178075682@ya.ru С.М. Саляев магистр УГАТУ, гр.Э-210М, г.Уфа, РФ
E-mail: salyaevsergey@yandex.ru
АНАЛИЗ НЕОДНОРОДНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ КРАТКОСРОЧНОМ ПЛАНИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Аннотация
В статье рассмотрены методы, которые могут использоваться для определения поведения электроэнергетической системы (ЭЭС) при планировании электроэнергетического режима (ЭЭР).