Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ'

АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чубаев А. В.

В статье рассматривается текущее состояние автомобильной промышленности России. Изучается объем производства, продаж, а также экспорт и импорт автомобилей. Рассматриваются факторы, оказывающие наибольшее влияние на российское автомобилестроение. Производится анализ сильных и слабых сторон автомобильной промышленности, а также основных возможностей и угроз.This article examines the current status of the automotive industry in Russia. We study the size of production, sales, and export and import of cars. The factors with the greatest impact on the Russian automotive industry. We make analysis of the strengths and weaknesses of the automotive industry, as well as the main opportunities and threats.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ»

3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecogosdoklad.ru/2014/wwwQp1 1 106.aspx (Дата обращения: 6.11.2016)

УДК 338

Чубаев А.В. магистрант 2 курса факультет «Институт магистратуры» Санкт-Петербургский государственный экономический университет АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

В статье рассматривается текущее состояние автомобильной промышленности России. Изучается объем производства, продаж, а также экспорт и импорт автомобилей. Рассматриваются факторы, оказывающие наибольшее влияние на российское автомобилестроение. Производится анализ сильных и слабых сторон автомобильной промышленности, а также основных возможностей и угроз.

Ключевые слова: Российское автомобилестроение, автомобильный рынок России, государственная поддержка автомобильной промышленности, кризис.

ANALYSIS OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY IN RUSSIA.

This article examines the current status of the automotive industry in Russia. We study the size of production, sales, and export and import of cars. The factors with the greatest impact on the Russian automotive industry. We make analysis of the strengths and weaknesses of the automotive industry, as well as the main opportunities and threats.

Keywords: Russian automotive industry, the automotive market in Russia, state support for the auto industry, crisis.

Автомобильная промышленность - важнейшая составляющая национальной промышленности. Обеспечивая трудоустройством тысячи людей в непосредственном производстве, поддерживает спрос на продукцию черной и цветной металлургии, стекольной и химической промышленности, является одним из крупнейших генераторов и потребителей инноваций.

По данным аналитического агентства «Автостат» автомобильный рынок России за восемь месяцев 2016 года сократился в массовом сегменте на 16,3%, в премиальном - на 8,2%. Автомобили массового сегмента занимают 89,3% рынка, премиум-класс - 10,7% (см. Рис.1) [5]. Негативная динамика по данным за восемь месяцев 2016 года отражается не только в продажах, но и в производстве автомобилей, а также ряде факторов, оказывающих сильное влияние на отрасль.

Исходя из последних данных Росстата, отрасль автомобилестроения остается в кризисном состоянии, характеризуемая продолжающимся спадом производства. Начиная с 2013 года отрасль стабильно показывает негативные

результаты [15].

Рисунок 1. Автомобильный рынок России Так годовое производство легковых автомобилей приблизившись к двум миллионам единиц по итогам 2012 года, уже к 2015 году снизилось до 1,2 млн. автомобилей (см. Табл.1).

Таблица 1. Производство автотранспортных средств в России в годовых показателях (тыс. шт.)

2010 2012 2013 2014 2015 Автомобили легковые 1210 1964 1925 1695 1213

Автомобили грузовые 155 212 207 153 131

Месячные показатели производства автотранспортных средств представлены на рисунке 2.

•Производство легковых автомобилей

производство грузовых автомобилей (включая шасси)

200000 150000 100000 50000 0

гмгмгм гм гогогот

1Л 1Л 1Л 1Л ю ю

Рисунок 2. Месячные показатели производства автотранспортных

средств в России (шт.)

В целом, по данным за последние 6 лет, производство грузовых автомобилей менее подвержено спаду и показывает лучшие показатели в сравнении с производством легковых автомобилей. За исключением двух месяцев 2016 года общий объем автомобильного производства сохранил тенденцию к снижению. За 8 месяцев 2016 года наибольший показатель производства к соответствующему месяцу прошлого года показал май (101,8%) и август (139,3%). Абсолютным аутсайдером по данным Росстата стал январь с 66,1 % к соответствующему месяцу 2015 года. Данные по производству месяц к месяцу представлены в таблице 2 [9]. Индекс производства легковых транспортных средств в январе-августе 2016 года по отношению к уровню января-августа 2015 года составил 83%, в то время как

производство грузовых транспортных средств по итогам периода январь -август 2016 года возросло до 103% к аналогичному периоду 2015 года.

Таблица 2. Индекс производства автомобилей в Российской Федерации в 2016 году (в % к соответствующему месяцу прошлого года)

январ ь феврал ь мар т апрел ь май июн ь июл ь авгус т

Производство автомобилей 66,1 91,3 81,7 87 101, 8 96,6 93,4 139,3

По данным ассоциации европейской бизнеса ЛЕВ последние два года на рынке новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России происходит спад продаж. Результаты продаж в натуральном выражении представлены на рисунке 3 [7].

150000 100000 50000 0

-50000 -100000 -150000

Продажи (шт.)

Изменение продаж к аналогичному периоду предыдущего года (шт.)

Рисунок 3. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России Данные процентного соотношения продаж восьми месяцев 2016 года к аналогичному периоду прошлого года представлены в таблице 3 [7].

Таблица 3. Индекс продаж автомобилей в Российской Федерации в 2016 году (в % к соответствующему месяцу прошлого года)

январь февраль март апрел ь май июнь июл ь август

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей 70,9 86,6 90 91,5 85,5 87,5 83,4 82

На рынке легковых автомобилей в текущем году наиболее продаваемыми моделями являются Hyundai Solaris, LADA Granta, Kia Rio (см. Рис. 4) [11]. Из десяти моделей - лидеров продаж, девять производится внутри страны. Кроме того, по информации «АЕБ» на сентябрь 2016 года, рынок перестал проседать ниже исторического минимума 2009 года [4].

Характерной особенностью является рост продаж легковых автомобилей корпоративным клиентам при общем падении продаж. По данным исследования, проведенного аналитическим агентством «Автостат», за 8 месяцев продажи новых легковых автомобилей корпоративным клиентам вырос на 2,2% к аналогичному периоду предыдущего года.

январь август 2016 года ТОП JO МОДЕЛЕЙ

НАИЬОЛЪШИИ РОСТ МДК|Г.ПГ|>,|||ГР Map*» модель пропажи иш.,К>

« ПАДЕНИЕ Hyundai Solaris 60 104 -19,49b

* -15,4% LADA KIA LADA Granta Rio Vesta 55 807 54 264 33 OSO 31,79b 10,89b

NISSAN Qashqal ч-67,7% LADA Kalma

Volkswagen Polo 29 877 +8,S9b

2015 2016 16/15 Renault DuMCI 29 863 + 1 1,39b

в августе 138718 1 1 3 749 -18,09b Toyota RAV4 20 857 + S,09b

в мнплрг Август« 1 OS2 301 895 357 14.99b Chevrolet Nivd 19 853 +1,99b

Toyota Camry 18 716 -1l.S9fc

(Oil 10 ПРОИЗВОДИТЕЛЕН LADA Largu% 18 557 -28.09b

групп« продажи ДОЛИ,'». Ronault Logan 18 506 -33,29b

AVtOVA/ RfcNAULT NISSAN 297 666 14.6% 33.29b Renault Sendero 1 7 786 6,09b

HVUNDAI-KIA 180 348 -13.34b 20,19b LADA 4x4 17 161 -29,49b

VW Group 99 853 -5,69b 1 1,29b Skoda Rapid 16 845 + 7,59b

TOYOTA Group 74 978 -5 49b 8.49b LADA Skoda Kalma Octavia 14 428 14 322 -4S,49b -3,09b

IA3 (LCV) 32 633 + 1.89b 3,69b

MERCEOESBtN¿ 29 СШ8 -14,19b 3.29b

УАЗ 28 761 + 1,49b 3.29b УАЗ Патриот 12 1 74 + 4,69b

FORU 27 416 *26,29b 3,19b Nissan QaNliqai 12 130 + 67,79b

GM Group 20 070 57.99b 2.39b LADA Priora 1 1 597 -38,S9b

BMW Group 19 254 -2.99b 2,29b LADA XRAY 11 529

Рисунок 4. Лидеры и аутсайдеры авторынка России По тем же данным на продажи новых легковых автомобилей корпоративным клиентам приходится около 13% всех продаж в данном сегменте. Лидеры роста продаж корпоративным клиентам стали «Jaguar» и «Smart» (Рис.5) [6].

BMW <79.«Ab> Cadillac Audi <27.rtw : УАЗ (2S.54b> 25 i&4>

Intuitu ii3_i-v,i Skode PQncheill.<«0 MINI (JO.S-*) Volkwao*" |20„2«> Alle Romro iww 20 -

Volvo Гord l ie> le«p il№<<'< Lexu» Toyole I163%l | 5 20*H>

t ADA I KIA |7,S«b> : Мл/do IS.SWO | Honda IS.| C>f M IS*») : SjsnqYonq 159Ы Ь - 1 OOfe

Daliun (4y№Kl LKan 14,1%) Sutuki | Chery Getfly (v.r»> FAW Ctlangan 12.1 <o I Billllance (14'%) - 5%

Рисунок 5. Доля корпоративных продаж в структуре марок Наибольшую долю продаж корпоративным клиентов в общей структуре продаж имеют Jaguar (44,6%) и Smart (41,9%). Лидер по доле рынка легковых автомобилей в России Lada продает корпоративным клиентам 7,8% произведенных автомобилей.

Данные по импорту и экспорту легковых и грузовых автомобилей в России по имеющимся данным за период январь - июнь 2016 года представлены в таблице 4 [13].

Таблица 4. Импорт и экспорт легковых и грузовых автомобилей в

России по и итогам шести месяцев 2016 года (шт.)

январь февраль март апрель май июнь

Импорт

Легковые автомобили 11007 17657 24081 26754 23503 19727

Грузовые автомобили 516 1005 1835 1984 1533 1421

Экспорт

Легковые автомобили 1544 6049 6853 7556 5002 6474

Грузовые автомобили 237 1010 1297 1224 959 1059

Импорт автомобилей по данным Федеральной таможенной службы за период январь-июнь 2016 года в стоимостном выражении снизился на 8,9% -до 1,2 млрд. долларов. Экспорт снизился на 21,8% - до 0,4 млрд. долларов [17]. Более наглядно информация по производству, экспорту и импорту легковых автомобилей представлена на рисунке 6.

140000

120000 -

100000

80000 -

60000 -

40000 -

20000 0

янв.16 фев.16 мар.16 апр.16 май.16 июн.16

■ Производство ■ Экспорт ■ Импорт

Рисунок 6. Производство, экспорт и импорт легковых автомобилей в

России (шт.)

Аналогичная информация по грузовым автомобилям представлена на

рисунке 7.

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000

I

янв.16 фев.16 мар.16 апр.16 май.16 июн.16

■ Производство ■ Экспорт ■ Импорт

Рисунок 7. Производство, экспорт и импорт грузовых автомобилей в

России (шт.)

В сравнении с легковыми автомобилями грузовые имеют больший процент экспорта в общем объеме производства. В то же время, импорт легковых автомобилей в Россию в несколько раз превосходит экспорт.

Не смотря на замедление инфляции, цены на новые автомобили продолжают рост с её опережением. По данным аналитического агентства «Автостат» только во второй половине сентября о росте цен объявили 10 автопроизводителей. Неутешительные данные приводит компания «Секвойя кредит консолидейшн», отмечая рост цены ряда марок в среднем на 2-12% [3]. Наглядная сегментация рынка легковых автомобилей по данным «Автостата» представлена на рисунке 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

в • Средневзвешенная цена по каждой мерк« рассчитывалась с учетом средних

значений рекомендованных дистрибьютором цен и объемов продаж по каждой модели (без раэбипки на модификации).

^ • Предстаплемо 40 марок с объемом продаж спыше ЗОО автомобилей.

РЯЕМШМ МАББМАНКЕТ LOWCOST

Рисунок 8. Средневзвешенная цена автомобилей по маркам и

сегментам

Средневзвешенная цена нового автомобиля на российском рынке по состоянию на начало сентября 2016 года составляет 1363 тыс. рублей. Весьма ощутимым в данном случае является разрыв в средней цене российской и иностранной марки - практически в три раза [16].

На автомобильный рынок оказывает влияние множества факторов, один из них - автокредитование. Кроме кредитных программ на покупку автомобилей гражданами существуют программы кредитования для юридических лиц - например, лизинг. Кредит помогает приобрести автомобиль быстро и без необходимого периода накопления средств. Однако влечет за собой определенные риски. Во многом благодаря повышению ставок по кредитам произошло серьезное снижение продаж автомобилей за последние несколько лет. По данным газеты «Известия» на пике продаж в 2013 году доля покупок в кредит в общем количестве составляла 50%. Существенное снижение автокредитов произошло в 2014 году.

60 1 55 1 50 1 63 1 60 1 1 55 1 50

40 1 45 1 50 1 37 1 40 1 1 45 1 50

2011 2012 2013 2014 2015 2016 (янв. - 2016

■ В кредит ■ Без привлечения заемных средставг.) (прогноз)

Рисунок 8. Доля автомобилей, купленных в кредит в России (%) По показателям восьми месяцев 2016 года происходит увеличение количества приобретенных автомобилей в кредит в общем количестве продаваемых автомобилей. По данным «Секвойя Кредит Консолидейшн» к концу года доля купленных автомобилей в кредит достигнет 50% (см. Рис.9). Аналогичный показатель наблюдался в 2013 году. По мнению заместителя председателя «Локо-банка» Андрея Люшина рост продаж автомобилей в

кредит прекратится в диапазоне 55-60%. [3].

В тоже время необходимо отметить, что на настоящий момент времени, каждый второй купленный автомобиль в кредит куплен по государственной программе поддержки автокредитования. Данные за восемь месяцев текущего года представлены на рисунке 9.

Необходимо отметить чрезвычайную важность государственного субсидирования ставок по автокредитам. Начальник управления продуктовой политики департамента автокредитования «Русфинанс Банка» Алексей Бородавин считает программу поддержки российского автопрома главным драйвером роста автокредитования [12]. Всего программа поддержки российского автопрома на 2016 год содержит 12 мероприятий, основными результатами реализации которых должны стать:

• дополнительное производство 320 тыс. транспортных средств;

• реализация 32 тыс. транспортных средств в лизинг;

• реализация 270 тыс. транспортных средств по программе льготного кредитования;

• компенсация части затрат автопроизводителей.

Необходимо отметить, что реализация данных мероприятий в 2015 году

стимулировала дополнительное производство и реализацию около 450 тысяч автомобилей. Одним из плановых показателей программы на 2016 год является дополнительное производство и реализация 600 тысяч автомобилей всех типов [1].

Спрос на автомобильном рынке связан с ценами на новые автомобили. В свою очередь прослеживается четкая взаимосвязь цен на автомобили и валютных курсов (см. Рис.10).

По данным агентства «Автостат» рост курсов иностранных валют к рублю является главной причиной роста цен на автомобили. Кроме того, негативное воздействие оказывает инфляция, а также возрастающая себестоимость производства [8].

Одной из косвенных причин снижения продаж новых автомобилей является рост их стоимости владения и обслуживания, а также быстрое обесценивание. По данным ежегодного исследования «Р,№С» за 2016 год основной затратой российского автовладельца является потеря стоимости автомобиля, существенно возросшая в текущем году.

Без привлечения заемных средств; 55%

В кредит по государственной программе субсидирования ставок; 22,5%

В кредит на обычных условиях; 22,5%

Рисунок 9. Приобретение новых автомобилей в России за 8 месяцев

2016 года

Рисунок 10. Изменение цен на автомобили и валютных курсов к рублю Стоимость владения и обслуживания автомобиля в сравнении со средним доходом владельца в России гораздо выше аналогичного показателя в развитых странах. Для наглядности сравним стоимость владения автомобилем в доходе населения в США, Германии и России на рисунке 11 [10].

США

Германия

Россия

20% 23% 19%

48% 64%

1 осо/

103%

0% 50%

■ Среднее значение

100%

■ Класс Е

150% I Класс Б

192%

200% I Класс С

250%

Рисунок 11. Стоимость владение автомобилем в доходе населения (в

% от общего дохода) Высокая стоимость владения автомобилем объясняется также высокой ценой нового автомобиля и дорогой страховкой.

Помимо цен и ставок по кредитам спрос на новые автомобили связан с реальными денежными доходами населения, а также с потребительскими ожиданиями. По данным Росстата доходы населения с начала года снизились на 4,4% (Рис.12) [14]. Несмотря на падения дохода, потребительские ожидания населения во втором квартале текущего года характеризуются ростом в 4% (Рис.13) [14]. Рост потребительской уверенности будет способствовать совершению крупных покупок, в том числе автомобилей.

Рисунок 12. Реальные денежные доходы населения (в % к среднемесячному значению 2013 г.) Автомобильная промышленность - глубоко интегрированная отрасль в экономику, политику, продажи которой зависят от множества факторов, начиная с ставок автокредитования, заканчивая курсом иностранных валют.

Рисунок 13. Индекс потребительской уверенности

Для краткосрочного прогноза по отрасли, проведем SWOT анализ, результаты которого лягут в основу прогноза.

При детальном рассмотрении отрасли автомобилестроения просматриваются следующие негативные черты:

• низкая потребительская уверенность населения России;

• не до конца скорректированные цены на новые автомобили, в связи с падением курса рубля;

• высокая зависимость отрасли от государственных программ поддержки;

• продолжающееся падение объемов производства и реализации легковых автомобилей;

• возросшая стоимость владения автотранспортным средством;

• превышение предложения над спросом на вторичном рынке легковых автомобилей.

К положительным сторонам отрасли можно отнести:

• замедление спада производства и продаж легковых автомобилей;

• снижение ставок по программам автомобильного кредитования, а также лизинга;

• два из трех автомобилей, продаваемых на российском рынке, произведены в России;

• рост производства и реализации грузовых автомобилей;

• рост спроса на автомобили у коммерческих организаций;

• долгосрочный спрос остается на высоком уровне, в связи с откладыванием решения о покупке на более поздний срок.

Основными угрозами для отрасли являются:

• снижение расходов на государственную программу поддержки автомобильной промышленности либо полный отказ от ее реализации;

• продолжающийся рост цен на автомобили и комплектующие;

• рост рисков, связанных с изменением макроэкономических факторов;

• урбанистический тренд на отказ от личного транспорта в пользу общественного.

Основными возможностями отрасли могут стать:

• переход от спада производства к сдержанному росту, связанному с увеличением спроса;

• дальнейшая тенденция к снижению ставок по автокредитам, программам лизинга;

• рост реальных доходов, а также потребительских ожиданий населения.

На основании приведенной информации целесообразно заключить, что по итогам 2016 года на автомобильном рынке будет отмечено снижение объемов производства легковых автомобилей на 11% в сравнении с аналогичным показателем годом ранее. На рынке грузовых автомобилей будет наблюдаться сдержанный рост производства.

С высокой долей вероятности переломить тенденцию спада производства легковых автомобилей удастся уже в 2017 году.

Использованные источники:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 года № 71-р [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://government.ru/media/files/zrH59ckEbhuS9L4EeGKjqwh6ahXBDPtq.pdf

2. Автомобильная промышленность. Электронная энциклопедия. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/338162

3. В России повторится бум продаж автомобилей в кредит. Известия. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://izvestia.ru/news/631116

4. Данные по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей в России за август 2016 года. Ассоциация европейского бизнеса. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aebrus.ru/upload/iblock/c25/rus car-sales-in-august-2016.pdf

5. Динамика авторынка России в январе-августе 2016 года. Автостат. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/27319/

6. Доля корпоративных продаж легковых автомобилей в структуре марок. Автостат. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/27476/

7. Ежемесячные данные по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей в России. Ассоциация европейского бизнеса. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aebrus.ru/en/media/press-releases/sales-of-cars-and-light-commercial-vehicles.php

8. Изменение цен на автомобили и валютных курсов. Автостат. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/27490/

9. Индексы производства по Российской Федерации. Оперативная информация за 2016 год. Росстат. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/in dustrial/#

10.Легковой автомобиль в России обесценивается все быстрее. Ведомости. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2016/09/13/656621-stoimost-vladeniya-avtomobilem

11.Лидеры авторынка в России в январе-августе 2016 года. Автостат. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/27335/

12. Около половины автокредитов выдается по госпрограмме субсидирования ставок. Автостат. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/27537/

13.О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января-июля 2016 года. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// economy. gov.ru/

14. Потребительские ожидания в России во II квартале 2016 года. Росстат. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d01/136.htm

15.Россия в цифрах 2016. Краткий статистический сборник. Росстат. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/doc 2016/rusfig/rus16.pdf

16. Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе-августе 2016 года. Автостат. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/27506/

17.Экспорт, импорт в России за январь-июль 2016 года. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.customs.ru/index2.php?option=com content&view=article&id=23958 &Itemid=1978

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.