Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ БИЗНЕС / ЛОГИСТИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меренков А.О.

В статье автор рассматривает текущую ситуация в сфере автомобильного бизнеса России. Анализируются проблемные вопросы, история создания отечественного автомобильного производства в последние годы. Акцент сделан на текущей обстановке, санкционном давлении, а также антикризисных мероприятиях, способствующих стабилизации рынка. Исследуется опыт зарубежных стран по развитию производства, приводятся перспективные сценарии развития автопрома в России. Автором делается вывод: при развитии национального рынка следует опираться преимущественно на отечественных производителей. Базой развития должна стать отечественная инженерная мысль и те технологии, которые будут разрабатываться, развиваться и будут доступны внутри государства. Для этого базой является развитие инжиниринговых центров при производствах, а также увеличение инженерного потенциала, технических кадров, которые позволят обеспечить возрастающие запросы индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY IN THE RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY: PROBLEMATIC ISSUES AND DEVELOPMENT SCENARIOS

In the article, the author considers the current situation in the automotive business in Russia. Problematic issues, the history of the creation of domestic automobile production in recent years are analyzed. The emphasis is on the current situation, sanctions pressure, as well as anti-crisis measures that contribute to market stabilization. The experience of foreign countries in the development of production is studied, promising scenarios for the development of the automotive industry in Russia are given. The author concludes that the development of the national market should rely mainly on domestic producers. The basis for development should be domestic engineering and those technologies that will be developed, developed and will be available within the state. For this, the basis is the development of engineering centers in production, as well as an increase in engineering potential, technical personnel, which will meet the growing demands of the industry.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ»

Обеспечение технологического суверенитета в автомобильной промышленности России: проблемные вопросы и сценарии развития

Меренков Артем Олегович

доцент, кафедра управления транспортными комплексами, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Artem-merenkov@yandex.ru

В статье автор рассматривает текущую ситуация в сфере автомобильного бизнеса России. Анализируются проблемные вопросы, история создания отечественного автомобильного производства в последние годы. Акцент сделан на текущей обстановке, санкционном давлении, а также антикризисных мероприятиях, способствующих стабилизации рынка. Исследуется опыт зарубежных стран по развитию производства, приводятся перспективные сценарии развития автопрома в России. Автором делается вывод: при развитии национального рынка следует опираться преимущественно на отечественных производителей. Базой развития должна стать отечественная инженерная мысль и те технологии, которые будут разрабатываться, развиваться и будут доступны внутри государства. Для этого базой является развитие инжиниринговых центров при производствах, а также увеличение инженерного потенциала, технических кадров, которые позволят обеспечить возрастающие запросы индустрии.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, технологический суверенитет, автомобильный бизнес, логистика, стратегия развития

Введение

Следует констатировать, что 2022 года ознаменовался шоковой терапией для автомобильного рынка. Если в предыдущие 30 лет объем рынка новых автомобилей в России колебался вокруг отметки 1.7 миллиона автомобилей, то по итогам 2022 года было реализовано лишь 626,3 тысяч единиц техники в сегменте легковых автотранспортных средств и чуть меньше 800 тысяч автомобилей по всем сегментам. Общая отрицательная динамика рынка составила -55% по всем сегментам. Фактически 2022 год стремительный переход к новой реальности автомобильного рынка. Из б0 автомобильных брендов на рынке остались лишь 14 автопроизводителей.

Постановка проблемы

В последние несколько лет мы всегда говорили, что в России для клиентов экономически обоснованным является приобретение техники, произведенной внутри страны. Государство в рамках СПИК активно стимулировала иностранные компании к локализации производства автомобилей, а также запасных частей. Это снижало не только стоимость продукции, но и затраты на дальнейшую эксплуатацию в рамках жизненного цикла продукции. В этой связи популярностью пользовались корейские, немецкие, японские и французские марки. Однако, в последнее время на фоне санкций ситуация изменилась коренным образом. Наполнение рынка новыми автомобилями происходит за счет собственного производства (отечественные марки), а также представители КНР (74% всего рынка). Однако, существующего объема производства недостаточно для отечественного рынка, что влечет за собой риски для существования дилерского бизнеса. При этом стоимость автомобиля (с учетом дефицита и проблем в логистике) вновь демонстрирует стремление к росту. По данным агентства Автостат средний чек составляет 2.33 миллиона рублей для новых автомобилей и 0,89 миллиона для автомобилей с пробегом. В настоящее время потребители пытаются всеми возможными способами удовлетворить свой спрос на приобретения транспортного средства. В частности, активно используется схема покупки нового автомобиля в рамках параллельного импорта. Много дискуссий является ли данный феномен панацеей. Отметим, что в 2022 году в Россию завезено 192, 1 (12% рынка) тысяча новых автомобилей и 259.7 тысяч автомобилей с пробегом. Основные импортеры - КНР Казахстан, Беларусь, Армения, Южная Корея, Киргизия и ОАЭ. Также существует возможность приобретения автомобили с пробегом , которые традиционно импортируют из Японии (62% импорта в категории «авто с пробегом»). Активно развивается и внутренний рынок бывших в употреблении автомобилей. Тренд

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

м см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

начался еще в эпоху коронавируса. Сегмент становится все более профессиональным, в него активно вовлекаются официальные дилеры. В 2022 году рынок вырос на 14% и составил 4.3 миллиона единиц. На рынок вышли официальные дилеры, которые готовы предоставить дилерскую гарантию.

Однако, решение вопроса возможно лишь при наличии актуальной стратегии развития автомобильной промышленности России, ведь насыщение внутреннего рынка новыми автомобилями в условиях санкционного давления возможно лишь при развитии собственного производства и инженерной базы.

Литературный обзор

При этом для России в настоящее время интересным является опыт КНР, которая находится на траектории устойчивого развития в рамках автомобильной промышленности. В настоящее же время китайская автомобильная промышленность стала конкурентоспособной на мировом рынке [1]. Фактически китайская модель развития ав-топрома развивается по принципу «копируй лучшее». Несмотря на заявленную протекционистскую политику, страна открыта для иностранных компаний, которые готовы делиться технологиями. Также как ранее в РФ, КНР движется по пути организации совместных предприятий. Автомобиль по китайскому законодательству считается иностранным, если «более 49% его стоимости приходится на компоненты, произведенные за рубежом; это стимулирует к ограничению импорта деталей и узлов и к организации их производства внутри страны по лицензионным иностранным технологиям, что несомненно позитивно сказывается на развитии отрасли» [1]. Таким образом, коллегам удалось благодаря совместным предприятиям наладить не отверточную сборку и строительство конвейеров, а осуществить трансферт технологий, провести ревизию собственных предприятий (отказавшись от малоэффективных), повысить конкурентоспособность собственного производства.

Кроме того, в рамках стратегии развития автомобильной промышленности следует учитывать и повышение эффективности производства, снижение издержек. Как показывает исследование, отечественные предприятия «существенно отстают от иностранных автопроизводителей по масштабу производства автомобилей на одной платформе. Этот показатель в отечественном автомобилестроении в 2015 году был в 4-7 раз меньше, чем в странах лидерах: США, Японии, Германии, Китае, и в 1,5-3 раза меньше, чем в развивающихся странах: Индии, Таиланде, Мексике» [3].

Теория и методы

В последние годы развитие производства автомобилей в России было организовано преимущественно вокруг совместных предприятий с иностранными партнерами [5]. С 2005 года реализуется стратегия постепенной локализации. Однако, данная стратегия хотя и позволила насытить внутренний рынок, а также создать необходимые рабочие места, не позволила создать базу производства автокомпонентов и развития инженерии. Фактически мы постепенно шли к ситуации, когда иностранные компании использовали метод «крючка и наживки». Продавая в России автомобиль, потребитель и система обслуживания была обречена на бесконечное потребление и поставки иностранных запасных частей и компонентов из-за рубежа. Кроме того, постепенно шел отказ от инженерных школ и центров. Хотя в 2010 году в

рамках обновленной стратегии автомобильной промышленности (до 2020 года) ситуация несколько улучшилась, особенно в для Рено и тд. Тем не менее апогеем работы компании Рено в России стала объявленная Президентом Автоваза Николя Мором стратегия компании, которая привела к закрытию инженерного центра в Тольятти. Были созданы предпосылки, когда система могла быть выключена из работы щелчком пальцев. Так и произошло весной 2022 года. В результате отечественный рынок остался с историческими брендами, а также рядом марок китайских производителей [7]. Возникла необходимость заново развивать, воссоздавать автомобильную промышленность в стране. Однако важно, чтобы инвестиции были направлены не только на стимулирование спроса, но на развитие инженерной базы. Если проанализировать предыдущую программу развития автомобильной промышленности, то уже к 2020 годы РФ должна была выйти на уровень 76% отечественных автомобилей в общем объеме потребления на внутреннем рынке. Кроме того, «Проведение структурного анализа использования субсидий показало, что большая часть бюджетных ассигнований в размере 75,69% была направлена на стимулирование спроса на внутреннем автомобильном рынке. На стимулирование инвестиционной активности, субсидирование НИР и ОКР и стимулирование экспорта были использованы соответственно 10,4%, 13,3% и 0,6%.» [3].

Основные результаты

Последние годы отечественная промышленность демонстрировала объем производства на уровне 1.3 миллиона единиц техники (при среднем уровне потребления новых автомобилей 1.7 миллиона штук). При этом в России функционировало 39 производителей. 2022 год ознаменовался не только санкциями, уходом автомобильных брендов, но и «изменением приоритетов» производителей, которые решили покинуть нашу страну. Фактически рынок пришел к состоянию, при котором выбор покупки нового автомобиля свелся к отечественным маркам или маркам из КНР (74% рынка). Параллельный импорт (12%) вряд ли решит проблему в долгосрочной перспективе [3,4]

Для оживления рынка Правительство РФ, Минпром-торг в краткосрочной перспективе приняли ряд своевременных решений. Прежде всего это разрешение параллельного импорта автомобилей и запасных частей, что позволило продлить срок службы и обеспечить технически исправное состояние действующего парка транспортных средств. Кроме того, сократить падение авторынка позволили программы субсидии при покупке первого автомобиля для семей и тд.

Однако, долгосрочная перспектива заключается в развитии собственного производства автомобилей [6]. Ряд автопроизводителей сделали ряд важных шагов в сложных санкционных условиях. В частности, сменился собственник и команда управления в компании Автоваз. Одним из перовых важных заявлений было воссоздание инжинирингового центра. За год санкционного давления компании удалось удержать коллектив, а также возобновить производство ряда моделей. Также компания заключила договор с компанией «Феско», что позволяет обеспечивать бесперебойные поставки комплектующих. Связь автомобильного производства со сферой транспорта и логистики-реалии сегодняшнего дня.

Производство легковых автомобилей

Z57A

PC

1 313,3 ТЫС. ШТ.

> 39 производителей

2021

448,3 тыс. шт. [-65,9%]

• 17 производителей

2022

»варь фегра~ь март апэель

июто август сентябрь о<тоб:ь ьоззрь десэбц, янзарь февраль wapi апрель

икль свгу;| сентябрь скгяСрь ноябрь дгмСрь

ТОП-Ю производителей в 2022 году.тыс.mi

АВТОВАЗ [LADA] АВТОТОР/ЭЛЛАДА [BMW HYUNDAI GENESIS KIA) ХЕНДЭММР[ HYUNDAI, KIA) ХЛВЕЙЛ MMP [I IAVAL] ФОЛЬКСВАГЕН ТРУП РУС [AUDI, SKODA VOLKSWAGEN] РЕНО РОССИЯ [RENAULT] БЕЛДЖИ [GEELY] УАЗ [UAZ] ТОЙОТА МОТОР fTOYOTA) прочие

Источник: ППК (АВТОСТАТ-ЭПТС)

1184,4

IM1

- www.autost3t.ru-

Рисунок 1 - объемы производства автомобилей в России [9]

Также активизировался, вернулся на орбиту бренд «Москвич», который принадлежит московскому правительству. Город сохранил 4000 рабочих мест, возобновил производства. На данный момент это отверточная сборка китайский автомобилей JAC. В дальнейшем компания также планирует развитие собственных инженерных разработок. Также Москва в рамках развития производственной базы города, в том числе Москвича формирует в городе крупный транспортно-логистический терминал, который позволит создать рабочие места, а также обеспечить промышленное производство необходимыми компонентами.

Министерством промышленности и торговли была разработана актуализированная концепция развития автомобильной промышленности России (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 4261-р Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 г.) [8]. Ключевыми положениями стали: развитие промышленной ипотеки; дальнейшее развитие производства автомобилей для внутреннего рынка и план по экспорту; развитие электромобилестроения; сотрудничество с иностранными марками на условиях передачи интеллектуальных прав российской стороне; продолжения программ льготного автокредитования и лизинга.

Заключение

Таким образом, вспоминая известную народную поговорку, для автомобильного рынка применима фраза «спасение утопающих-дело рук самих утопающих». Очевидно, что при развитии национального рынка следует опираться преимущественно на отечественных производителей. Безусловно, нет необходимости создавать искусственные барьеры, закрываться от возможной интеграции с иностранными партнерами. Однако, базой развития должна стать отечественная инженерная мысль и те технологии, которые будут разрабатываться, развиваться и будут доступны внутри государства. Для этого базой является развитие инжиниринго-

вых центров при производствах, а также увеличение инженерного потенциала, технических кадров, которые позволят обеспечить возрастающие запросы индустрии.

Литература

1. Хамицаева, А. Китайская автомобильная промышленность: параметры роста и обретение международной конкурентоспособности / А. Хамицаева // Российский экономический журнал. - 2007. - № 9-10. - С. 127-128. - EDN PZVBZH.

2. Шилов, А. С. Автомобильная промышленность России: назад в будущее (историко-статистический обзор) / А. С. Шилов // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2010. - № 2-3. - С. 369-377. - EDN RINPPB.

3. Калмыков, Ю. П. Автомобильная промышленность: эффективность использования бюджетных средств / Ю. П. Калмыков // Вестник АКСОР. - 2017. - № 3-4(43). - С. 142-146. - EDN ZRDNRT.

4. Брызгалин, Е. А. Автомобильная промышленность России в системе национальной экономики / Е. А. Брызгалин, О. В. Сальникова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2011. - № 1(1). - С. 32-37. - EDN RPCQGX.

5. Мухаметова, М. Автомобильная промышленность КНР на пороге перемен / М. Мухаметова // Логистика. - 2019. - № 3(148). - С. 36-41. - EDN ZBAXVB.

6. Автомобильная промышленность России / А. П. Биндюкова, С. О. Голованова, А. А. Власова [и др.] // Гуманитарные научные исследования. - 2019. - № 7(95). - С. 9. - EDN YVGOMN.

7. Черняев, М. В. Немецкие автомобильные корпорации в системе международного разделения труда / М. В. Черняев, М. М. Гафаров // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-4(85). - С. 169-176. - EDN ZSNUIZ.

8. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 4261-р Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 г

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405963861/ (дата обращения 25 января 2023 года)

9. Автостат инфографика

https://www.autostat.ru/infographics/ (дата обращения 25 января 2023 года)

Ensuring Technological Sovereignty in the Russian Automotive

Industry: Problematic Issues and Development Scenarios Merenkov A.O.

State University of Management

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

In the article, the author considers the current situation in the automotive business in Russia. Problematic issues, the history of the creation of domestic automobile production in recent years are analyzed. The emphasis is on the current situation, sanctions pressure, as well as anticrisis measures that contribute to market stabilization. The experience of foreign countries in the development of production is studied, promising scenarios for the development of the automotive industry in Russia are given.

The author concludes that the development of the national market should rely mainly on domestic producers. The basis for development should be domestic engineering and those technologies that will be developed, developed and will be available within the state. For this, the basis is the development of engineering centers in production, as well as an increase in engineering potential, technical personnel, which will meet the growing demands of the industry.

Keywords: automotive industry, technological sovereignty, automotive business, logistics, development strategy

References

1. Khamitsaeva, A. Chinese automotive industry: growth parameters and

gaining international competitiveness / A. Khamitsaeva // Russian Economic Journal. - 2007. - No. 9-10. - S. 127-128. - EDN PZVBZH.

2. Shilov, A. S. Automotive industry in Russia: back to the future (historical

and statistical review) / A. S. Shilov // Problems of the modern economy (Novosibirsk). - 2010. - No. 2-3. - S. 369-377. - EDN RINPPB.

3. Kalmykov, Yu. P. Automotive industry: the effectiveness of the use of

budgetary funds / Yu. P. Kalmykov // Vestnik AKSOR. - 2017. - No. 3-4 (43). - S. 142-146. - EDNZRDNRT.

4. Bryzgalin, E. A. Automotive industry in Russia in the system of the national

economy / E. A. Bryzgalin, O. V. Salnikova // Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. - 2011. - No. 1(1). - S. 3237. - EDN RPCQGX.

5. Mukhametova, M. Automotive industry of China on the verge of change /

M. Mukhametova // Logistics. - 2019. - No. 3 (148). - S. 36-41. - EDN ZBAXVB.

6. Automotive industry in Russia / A. P. Bindyukova, S. O. Golovanova, A. A.

Vlasova [et al.] // Humanitarian scientific research. - 2019. - No. 7 (95). -P. 9. - EDN YVGOMN.

7. Chernyaev, M. V. German automobile corporations in the system of

international division of labor / M. V. Chernyaev, M. M. Gafarov // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 8-4 (85). - S. 169-176. -EDN ZSNUIZ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of December 28,

2022 No. 4261-r On approval of the Strategy for the Development of the Automotive Industry of the Russian Federation until 2035 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405963861/ (accessed 25 January 2023)

9. Autostat infographics https://www.autostat.ru/infographics/ (Accessed

January 25, 2023)

CO CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.