Научная статья на тему 'Анализ ассортимента алкогольной продукции на рынке Кузбасса'

Анализ ассортимента алкогольной продукции на рынке Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ ассортимента алкогольной продукции на рынке Кузбасса»

Анализ ассортимента алкогольной продукции на рынке Кузбасса

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Е.И. Мазанько, Н.Г. Черкасов

Администрация Кемеровской области В.М. Позняковский

Ассортиментная политика — одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении или сужении ассортимента продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

Однако общие правила и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основе анализа состояния и развития существующих сегментов рынка.

Водка и ликероводочные изделия. В течение анализируемого периода (9 мес 2004 г.) на рынок Кемеровской обл. поступали водки и ликероводочные изделия от 72 заводов-производителей, расположенных в 22 субъектах Российской Федерации.

Количество регионов — поставщиков водки и ликероводочных изделий непостоянно. В IV квартале 2003 г. количество регионов-поставщиков насчитывало 17. Из них производители таких регионов, как Республики Татарстан и Калмыкия, Орловская обл., Красноярский край, ушли с кузбасского рынка, их продукция не была востребована розничными покупателями. В 2004 г. на рынок пришли новые производители из 9 регионов России, но это не означает, что их продукция будет поставляться на внутриобластной рынок в 2005 г.

Многие оптовые операторы Кузбасского рынка осуществляют поставки новой

продукции пробными, небольшими партиями. Если после первичных продаж мотивированными новизной представленных брэндов не следуют вторичные заказы от розничных клиентов, поставки продукции данного поставщика прекращаются.

Всего за 9 мес 2004 г. в Кемеровскую обл. было ввезено 10 288 тыс. бут. водки и ликероводочных изделий. Наибольший объем, почти половина ввозимой водочной продукции (46 %), был поставлен из кавказских республик — Республики Северная Осетия—Алания и Кабардино-Балкарской Республики. На втором месте Москва и Московская обл. — 21 %. Третий крупный регион-поставщик — г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл. — 19 %. Далее идут Новосибирская обл. — 4 %, Омская обл. — 3 %, Алтайский край — 3 %. Другие 15 регионов-поставщиков в совокупном объеме поставок водок и ликероводочных изделий в Кемеровскую обл. занимают 4 %, от 1 % — Псковская обл. до тысячных долей процента — Иркутская обл.

Наибольшую долю, 1,5 млн бут., что в общем объеме составило 15 %, поставил на Кузбасский рынок производитель из Республики Северная Осетия—Алания ОАО «Исток»: водки и водки особые под маркой «Исток» и новые брэнды данной компании водки «Родня», «Ледокол» (рис. 1).

На втором месте по объемам поставок стоит производитель из Ленинградской

обл. — ЗАО «Веда», 1,3 млн бут. или 13 % от общего объема ввоза на территорию области водочной продукции, его ассортиментный портфель включает в себя такие марки водок, как «Адмиральский час», «Кузьмич на охоту», «Кузьмич на рыбалку», «Кузьмич в баню», «Матрица», «Вальс бостон».

Третье и четвертое места занимают производители из южных республик: ООО «Вымпел» (Республика Северная Осетия—Алания), 11 % от общего объема ввоза, водки и горькие настойки под маркой «Полтина»; ООО «Велес» (Кабардино-Балкарская Республика), 10 %, водки и горькие настойки «Велес».

Лидер алкогольного рынка России — Московский завод «Кристалл» в нашей области занимает пятое место, или 7 % от общего количества ввозимой на территорию области водки и ликероводочных изделий. Через оптовое звено в розничную торговлю и общественное питание было поставлено более 700 тыс. бут. продукции данного производителя — водки «Кристалл», «Гжелка», «Путинка». Далее идет еще один Московский производитель — ООО «Традиции качества». Это относительно молодое предприятие, динамично развивающееся и активно осваивающее региональные рынки; доля его водочного брэнда «Беленькая» прочно занимает на Кузбасском рынке 6 % в общем объеме ввозимой продукции.

Из близлежащих регионов наиболее успешно представляет свою продукцию Омский завод ООО «Ликероводочный завод «ОША» (Омская обл.) — 3 % рынка ввозимой водки. Это связано с тем, что в г. Новокузнецке функционирует оптовое представительство завода.

Вина виноградные, плодовые. В течение 9 мес 2004 г. винная продукция поступала на региональный алкогольный рынок Кемеровской обл. от 64 производителей из 18 регионов Российской Федерации.

Так же, как и на водочном сегменте внутриобластного алкогольного рынка,

Другие производители, 25%

ЗАО

«Столичный трест» (Московская обл. 2% ООО «ЛВЗ «ОША», (г.Омск), 3%

ЗАО «Ладога», (Санкт-Петербург), 3%

ООО «Минерал», (КБР), 5%

ООО «Традиции качества», (Москва), 6%

ОАО «Кристал», (Москва), 7%

ОАО «Исток», (РСО—Алания), 15%

ЗАО «Веда», (Ленинградская обл.),

13%

ООО «Вымпел», (РСО—Алания),

11%

ООО «Велес», (КБР), 10%

Рис. 1

ПИ]

ншитсиу 5.

2005

Другие производители, 31%

ООО «Россо-В», (РСО—Алания) 4%_

ООО «Винтрест-7», (РСО—Алания), 5%

ООО «Московский ООО «Эрик», винзавод»,

(Ставропольский край), (Ставропольский край) 7% 7%

Рис. 2

ООО «Марс», (РСО—Алания), 16%

ЗАО СП «Берд-

Лавера», (РСО—Алания), ~~12%

ЗАО «УММИ», (Республика Дагестан), 9%

ООО «Столица», (РСО—Алания), 9%

Другие производители 18%

ООО «Рисп», (Москва), 7%

ЗАО «Игристые вина», (Санкт-Петербург), 7% —

ОАО «Корнет», (Москва), 10%

Рис. 3

ГУП «Дербентский завод

игристых вин», (Республика Дагестан), 29%

ОАО «Исток», (РСО—Алания), 29%

Другие производители 23%

ОАО

«Орловский В/З», (Орел),-7%

ГУП «Кизлярский коньячный завод», (Республика Дагестан), 7%

Рис. 4

ЗАО «Ставропольский ВКЗ», (Ставрополь),

ОАО «МВКЗ КиН», (Москва), 19%

ГУП «Дербентский коньячный ОАО «ММВЗ», комбинат»,

(Москва), (Республика Дагестан),

9% 13%

лидерами поставок на винном сегменте являются кавказские республики — 73 % от общего объема поставок вина в Кемеровскую обл. Республика Северная Осетия—Алания занимает более половины ввозимого рынка российского вина — 58 %, Республика Дагестан — 9 %, Кабардино-Балкарская Республика — 6 %. На втором месте стоит Ставропольский край — 15 % от общего объема поставок вина в Кемеровскую обл. Несмотря на то, что Москва и Московская обл. представлены на нашем рынке 12 производителями, доля в поставках вина этого региона всего 3 %. Также 3 % занимает Челябинская обл. с одним производителем.

Всего за анализируемый период в Кемеровскую обл. было ввезено 10 млн бут. вина и винных напитков, произведенных в других регионах Российской Федерации. В общей сложности внутриобластной рынок винной продукции российского производства можно охарактеризовать как рынок портвейнов. Из 64 заводов — производителей вина, поставляющих в Кемеровскую обл. винную продукцию, почти половина — 27 заводов — являются производителями портвейнов. В общем объеме ввоза в Кузбасс винной продукции портвейны занимают 90 %, или 9 млн бут. Из восьми лидеров по ввозу вина в Кузбасс, в совокупности составляющих 70 % всего объема ввозимого российского вина, все восемь — заводы — производители портвейнов. Из них пять заводов-производителей располагаются в Республике Северная Осетия— Алания: ООО «Марс» — 16%, или 1,6 млн бут.; ЗАО СП «Берд-Лавера» — 12 %, или 1,2 млн бут.; ООО «Столица» — 9 %, или 880 тыс. бут.; ООО «Винтрест-7» — 5 %, или 460 тыс. бут.; ООО «Россо-В» — 4 %, или 400 тыс. бут. (рис. 2).

Вина шампанские, игристые. В течение 9 мес 2004 г. вина шампанские и игристые поступали на внутриобластной алкогольный рынок Кемеровской обл. от 15 производителей из 10 регионов Российской Федерации.

Почти 90 % рынка ввозимого шампанского приходится на три региона: Республика Дагестан — 34 %, Республика Северная Осетия—Алания — 30 %, Моск-

ва — 22 %. На остальные регионы приходится 14 % от общего объема ввоза на территорию области вин шампанских и игристых: от 7 % — Санкт-Петербург, до 1 % — Ростовская и Самарская области.

На данном сегменте алкогольного рынка Кемеровской области доминируют два производителя из кавказских республик, объемы их ввоза шампанских и игристых вин составляют более половины общего объема поставок. ГУП «Дербентский завод игристых вин» — 29 % от общего объема ввоза, или 268 тыс. бут. ОАО «Исток» — 29 % от общего объема ввоза, или 265 тыс. бут. (рис. 3).

С большим отрывом за ними идут производители из Москвы и Санкт-Петербурга: ОАО «Корнет» (Москва) — 10 % от общего объема ввоза, или 87 тыс. бут.; ОАО «Игристые вина» (Санкт-Петербург) — 7 % от общего объема ввоза, или 59 тыс. бут.; ООО «Рисп» (Москва) — 7 % от общего объема ввоза, или 59 тыс. бут.

Коньяки, коньячные напитки. В течение анализируемого периода на коньячный сегмент алкогольного рынка Кемеровской обл. свои поставки осуществляли 26 производителей коньячной продукции из 14 регионов Российской Федерации.

Наиболее представленным регионом является Москва и Московская обл. — 6 производителей коньяка и коньячных напитков. На рынке присутствуют по 3 производителя из Республики Дагестан, Краснодарского края и Санкт-Петербурга, Ленинградской обл. Республика Северная Осетия—Алания представлена двумя производителями. Остальные 9 регионов-поставщиков представляют в нашем регионе по одному своему производителю коньяков и коньячных напитков.

Всего за 9 мес 2004 г. в Кемеровскую обл. из других субъектов Российской Федерации было завезено более 300 тыс. бут. коньяка и коньячных напитков.

Лидером по поставкам коньячной продукции являются Москва и Московская обл. За данный период из этого региона завезено более 90 тыс. бут., и доля рынка ввозимого российского коньяка составила 30 %. На втором месте находятся Ставропольский край и Республика Дагестан,

объемы их поставок на региональный рынок Кемеровской обл. составили соответственно 66 тыс. бут., или 22 %, и 62 тыс. бут., или 21%. В итоге доля трех этих регионов в общем объеме поставок российской коньячной продукции составляет 73 %.

На коньячном сегменте рынка алкогольной продукции Кемеровской обл. нет четко выраженного лидера среди заводов-производителей различных регионов России.

В тройку заводов — поставщиков коньячной продукции, поставляющих в совокупности боле 160 тыс. бут. входят: ЗАО «Ставропольский ВКЗ» (Ставропольский край), объем поставок за 9 мес 2004 г. 66 тыс. бут., или 22 % рынка ввозимого российского коньяка. Ассортиментный портфель данного производителя базируется на брэндах «Кремлевский», «Консул». ОАО «Московский ВКЗ» (Москва) объем поставок коньячной продукции 56 тыс. бут. или 19 % рыночного предложения российского коньяка. Позиционирует на рынке брэнд «Московский». ГУП «Дербентский коньячный комбинат» (Республика Дагестан) занимает 13 % рынка, или 39 тыс. бут. ввезенной коньячной продукции. Продукция завода одна из самых узнаваемых покупателем на рынке. Ассортиментный портфель предприятия состоит из классических коньячных брэндов «Три звездочки», «Пять звездочек» (рис. 4).

Знания ассортимента продукции, предлагаемой на рынке, позволяет оптовым компаниям и заводам-производителям более рационально формировать свое товарное предложение. Известно, что чем рациональнее сформировано товарное предложение, тем полнее удовлетворяется потребительский спрос.

Ассортиментная политика — наиболее важный из всех инструментов, с помощью которого предприятие работает на рынке. Она определяет оптимальное соотношение набора продукции. Предприятия и организации, владеющие информацией о предлагаемой на рынке продукции, имеют возможность в полной мере оценить конкурентоспособность своей ассортиментной линейки.

5•2005

ПИВО " "ЛПИТКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.