Научная статья на тему 'Анализ антибиотического рынка и его основных конкурентов'

Анализ антибиотического рынка и его основных конкурентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИ / АНТИБИОТИКИ / РЫНОК АНТИБИОТИКОВ / АНАЛИЗ РЫНКА / РЫНОК РЕСПИРАТОРНЫХ АНТИБИОТИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аркуша Александра Александровна

В настоящее время фармацевтический рынок России активно развивается и вместе с ним развивается и фармацевтический маркетинг, так как данный рынок определяется как высококонкурентный и перед маркетологами постоянно ставятся вопросы, требующие всестороннего анализа рынка с целью проверки и разработки стратегий продвижения брендов. Особенно актуальным остается вопрос разработки действенной маркетинговой стратегии, которая позволит отстроиться от конкурентов и грамотно представить преимущества продукта опираясь на доказательную базу и соответствуя жесткой системе государственного регулирования. Данная работа представляет собой маркетинговое исследование рынка, с целью получения достоверной информации для анализа функционирования рынка пероральных антибиотиков России, анализ выписки основными категориями специалистов, анализ конкурентного окружения и, на основании вышеперечисленных данных, сравнение с конкурентами в соответствии с логикой назначения антибиотиков у врачей в респираторном сегменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ антибиотического рынка и его основных конкурентов»

Анализ антибиотического рынка и его основных конкурентов Analysis of the antibiotic market and its main competitors

Аркуша Александра Александровна

Магистрант, Российский технологический университет (МИРЭА), Институт инновационных технологий и государственного управления, Магистратура по направлению маркетинг.

Россия, Москва e-mail: Maalar.dmn@gmail.com

Arkusha Alexandra

Russian University of Technology (MIREA), Institute of Innovative Technologies and Public Administration,

Master in Marketing.

Russia, Moscow e-mail: Maalar.dmn@gmail.com

Аннотация.

В настоящее время фармацевтический рынок России активно развивается и вместе с ним развивается и фармацевтический маркетинг, так как данный рынок определяется как высококонкурентный и перед маркетологами постоянно ставятся вопросы, требующие всестороннего анализа рынка с целью проверки и разработки стратегий продвижения брендов. Особенно актуальным остается вопрос разработки действенной маркетинговой стратегии, которая позволит отстроиться от конкурентов и грамотно представить преимущества продукта опираясь на доказательную базу и соответствуя жесткой системе государственного регулирования. Данная работа представляет собой маркетинговое исследование рынка, с целью получения достоверной информации для анализа функционирования рынка пероральных антибиотиков России, анализ выписки основными категориями специалистов, анализ конкурентного окружения и, на основании вышеперечисленных данных, сравнение с конкурентами в соответствии с логикой назначения антибиотиков у врачей в респираторном сегменте.

Annotation.

Pharmaceutical market is defined as highly competitive and marketers are constantly answered questions that require comprehensive market analysis to test and develop brand promotion strategies. High focused question is about developing an effective marketing strategy that will allow to stand out from competitors and competently present the benefits of the product based on the evidence base and corresponding to government regulation system. This article is about marketing research of the antibiotic market, in order to obtain reliable information for analyzing the functioning of the Russian oral antibiotics market, the prescription analysis of the main categories of specialists, analysis of the competitive environment and, based on this data, comparison with competitors in accordance with the logic of prescribing antibiotics for respiratory segment.

Ключевые слова: фармацевтический рынок России, антибиотики, рынок антибиотиков, анализ рынка, рынок респираторных антибиотиков.

Key words: Russian pharmaceutical market, antibiotics, antibiotic market, market analysis, respiratory antibiotics market.

Стратегия продвижения фармацевтических товаров представляет собой разработку методов стимулирования реализации товара. Для того, чтобы продвижение было максимально эффективным и принесло для компании ощутимый результат, необходимо провести маркетинговые исследования фармацевтического рынка, а конкретнее, того сегмента в котором фармацевтический продукт будет продаваться, затем разработать маркетинговый план продвижения и предложить маркетинговые стратегии продвижения товара.

Фармацевтический рынок многокомпонентен, он включает в себя различные и сильно разнящиеся по механизмам своей деятельности сегменты, такие как рынок безрецептурных препаратов, рынок розничных рецептурных препаратов, рынок госпитальных препаратов и рынок ДЛО. В каждом из этих сегментов фигурируют лекарственные средства различного назначения, так сегмент розничного рынка антибиотиков, имеет свою специфику и отличается от рынка НПВС, или рынка препаратов для лечения астмы. Специфика эта заключается в объемах рынка, практике назначений специалистами или врачами общей практики, наличием или

отсутствием прямых конкурентов внутри одной молекулы (дженериков) или конкурирующих молекул (насколько сильна разница в терапевтическом эффекте) и т.д.

Но так как фармацевтический рынок имеет огромное количество сегментов, в данной работе мы остановимся на продвижении антибиотиков в розничном сегменте, по нескольким причинам. Во-первых, антибиотики относятся к лекарственным средствам и автоматически попадают под закон о рекламе лекарственных средств, во-вторых, антибиотики являются рецептурными препаратами, что делает механизм их продвижения специфическим и отличным от продвижения фармацевтических товаров, продающихся без рецепта, маркетинг которых схож с маркетингом в БМСв категории. В-третьих, на примере продвижения антибиотиков в розничном сегменте фармацевтического рынка можно показать наглядно, какие механизмы используются для продвижения лекарственных средств на фармацевтическом рынке.

Рынок антибиотиков является частью фармацевтического рынка, и имеет ряд особенностей, как и любой крупный сегмент на этом рынке. Особенностью фармацевтического рынка, которая в полной мере распространяется на розничный сегмент рынка антибиотиков, является то, что, наряду с институциональными и конечными потребителями, в его структуре имеется группа промежуточных потребителей. Еще одной важной особенностью антибиотического рынка (как практически любого сегмента фармацевтического рынка) является высокая доля присутствия на нем дженериков. Третьей важной особенностью является то, что работа и донесение информации до промежуточных потребителей (специалистов здравоохранения) осуществляется посредством медицинских или торговых представителей, которые и занимаются донесение информации о преимуществах и выгодах. Есть еще ряд особенностей рынка, таких как регулирование цен на особо важные медицинские препараты, невозможность контакта с конечными потребителями, и большое количество конкурентов, как внутри одной молекулы, так относящихся к другим классам (группам) сходным по активности, эффективности и основным диагнозам.

Несмотря на то, что, вместе с активно развивающейся отраслью, фармацевтический маркетинг в России также проходит стадию стремительного развития, и есть достаточно большое количество литературы по тематике фармацевтического маркетинга в частности, данная отрасль определяется как высококонкурентная и перед маркетологами постоянно ставятся вопросы, требующие всестороннего анализа рынка с целью проверки и разработки стратегий продвижения брендов. К тому же рынок антибиотиков в России начал активно регулироваться в течение последних 5 лет. Контроль за продажей рецептурных препаратов и за деятельностью медицинских представителей значительно возрос как на государственном уровне, так и на местах - в отдельных ЛПУ и аптеках. В данной ситуации особенно актуальным становится разработка действенной маркетинговой стратегии, которая позволит отстроиться от конкурентов и представить, как прямые (эффективность, безопасность), так и косвенные преимущества продукта (например, «комплайанс» - насколько легко пациент может поддерживать назначенный курс лечения; цена препарата за курс лечения и пр.).

Деятельность на фармацевтическом рынке нуждается в постоянном мониторинге действий конкурентов и отношения потребителей (или, в нашем случае, основных прескрайберов) к бренду.

Данная часть работы представляет собой маркетинговое исследование рынка, с целью получения достоверной информации для анализа функционирования рынка пероральных антибиотиков России, анализ выписки основными категориями специалистов, анализ конкурентного окружения и, на основании вышеперечисленных данных, сравнение с конкурентами в соответствии с логикой назначения антибиотиков у конкретного врача.

Основные методы маркетингового исследования включают в себя сбор первичной и вторичной информации по фармацевтическому рынку. А также сбор количественных данных, по средствам опросов

Вопросы студенческой науки

Выпуск №12 (28), декабрь 2018

специалистов здравоохранения, и аудита данных первичных и вторичных продаж, и данных выписки рецептов врачами общей практики и специалистами.

Российский рынок пероральных антибиотиков состоит из четырех основных сегментов, продажи которых осуществляются в основном в розничном сегменте, то есть доступны потребителю через аптеки. Эти сегменты представляют собой 4 класса антибиотиков со сходными показаниями к применению, участием в национальных рекомендациях, и своими апологетами среди врачей, как практикующих, так и представителей научного сообщества.

За последние четыре года на рынке наблюдается стагнация с небольшими падениями в объемах (рис. 13), однако в деньгах рынок демонстрирует прирост, что дополняет вышеуказанную информацию, о том, что на российском рынке последнее время растут товары самой низкой и самой высокой ценовых категорий.

Рынок делят между собой четыре основных сегмента, они же классы антибиотических препаратов -пенициллины (101С), цефалоспорины (.ГОШ), макролиды (ЖБ) и фторхинолоны (ТОЮ).

Units [ООО ООО]

70,0

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0

0,0

J

J

J

J

4>

2,4% -1,5% -1%

15,1 15.4 14.8 14,7

16,7 17,2 16,6 16,4

1,5 1,8 2,0 2,3

24,7 25,0 25,1 24,5

J?

V>

S [000 000]

250,0 ■

■ J01G -FLUOROQUINOLONES

JO IF - MACROLIDES AND SIMILAR TYPES

■ JO ID - CEPHALOSPORINS

1101С - BROAD SPECTRUM PENICILLINS

50,0

64.3

:::::: .4

20,5%

1,2%

ib,2

55,0

11,7

62.6

78 7

39,2

62,0

1S.0

81.4

4N 4 A

Рисунок 1. IMS: Объем и рост антибиотического рынка России по сегментам 2015-2018 гг.

Сегмент аминопенициллинов самый большой в количественном выражении (в упаковках) достигает 24,5 миллионов, однако демонстрирует падение, в связи как с внешними - врачебная выписка, так и внутренними -высокая конкуренция между классами - факторами. Сегменты макролидных антибиотиков и фторхинолонов -следующие по объемам, также стагнируют, что связано с повышающейся резистентностью бактерий в случае макролидов; и недавно опубликованными Рекомендациями Американской ассоциации по контролю за лек.средствами (FDA) с новыми данными относительно безопасности применения фторхинолонов в ежедневной практике. Сегмент цефалоспоринов, самый маленький на рынке, составляет 2,3 млн упаковок, однако это самый растущий сегмент, прирост примерно 14% относительно предыдущих периодов (Рис.13). И это единственный сегмент, который, за последние 5 лет демонстрирует стабильный рост.

Если рассматривать данные сегменты (классы антибиотиков), то они состоят из большого количества молекул, которые являясь производными одного класса, имеют сходные характеристики и лекарственное действие, хотя не всегда применяются по одним и тем же показаниям. Внутри класса молекулы могут делиться по поколениям (цефалоспорины), на защищенные и незащищенные (пенициллины). Некоторые классы насчитывают более 10 МНН - международных непатентованных наименований (молекул) антибиотиков

(например, макролиды и цефалоспорины). Как распределяется доля рынка между МНН в каждом классе показано на рисунке 15. Как можно наблюдать, рост МНН внутри классов неравномерен. Однако, растут на рынке в основном те молекулы, которые активно продвигаются фирмами-производителями: например, джозамицин (класс макролидов), демонстрирует прирост в 7% относительно 2017 года, хотя весь класс не растет, в основном из-за того, что молекула азитомицина, занимающая почти 70% сегмента, не растет из-за введенных на нее медицинским сообществом ограничений. В классе пенициллинов 60% рынка в объемах занимает амоксициллин, хотя если мы посмотрим на тот же сегмент в денежном выражении, то больше половины рынка будет занимать амоксициллин/клавуланат, из-за того, что соотношение цены между этими двумя молекулами примерно 1/3. То есть лекарственное средство, содержащее амоксициллин/клавуланат, в зависимости от бренда, может стоить от 2х до 5 раз больше, чем лек. средство, содержащее амоксициллин. Соответственно, бренды продуктов, в составе которых амоксициллин/клавуланат активно продвигаются на рынке и демонстрируют рост в 10%.

Рисунок 2. IMS: Объем и рост антибиотического рынка России по сегментам и молекулам, 2015-2018 гг.

Наиболее интересующий класс, это сегмент цефалоспоринов, который демонстрирует трехлетний среднегодовой прирост +14% и для которого, в силу специфики рынка и объективных факторов сейчас сложилась благоприятная ситуация для роста и расширения. 60% сегмента занимает молекула цефиксима, которая представлена на рынке уже более 10 лет и хорошо известна врачам и потребителям. Цефиксим является цефалоспорином третьего поколения - последнего среди пероральных цефалоспоринов. Молекула цефиксима на российском рынке представлена всего двумя брендами, каждый из которых активно продвигается, соответственно его годовой рост составил 23%, цефиксим является самой растущей молекулой на рынке. Его основными конкурентами являются цефуроксим-аксетил - цефалоспорин второго поколения, немного уступающий в антимикробной активности, однако также пользующийся спросом из-за приемлемой цены и пока удовлетворяющим врачей спектром действия. Говоря о популярности цефуроксим-аксетила, нельзя не упомянуть, что компания Глаксо Смит Кляйн, который принадлежит основной бренд данной молекулы, также вкладывает большое количество усилий в его продвижение. Третья молекула, широко представленная в классе,

10

это цефалексин - препарат первого поколения, который врачи активно использовали в своей практике 20 лет назад и продолжают использовать из-за его ценовой доступности для населения (цена цефалексина не превышает 100 руб. за упаковку). Несмотря на то, что цефалексин занимает 17% сегмента, его падение очевидно, а в денежном выражении его доля очень мала и не превышает 5%.

Хочется отметить, что еще две цефалоспориновые молекулы, которые зарегистрированы в России (цефподоксим проксетил и цефтибутен) ушли с рынка не выдержав конкуренции. Однако в 2015 году на этом высококонкурентном рынке появилась новая молекула - цефдиторен пивоксил, которая обладает объективными преимуществами перед предыдущими молекулами, и которая продолжает расти, занимая, к четвертому году продвижения около 2% сегмента в упаковках и 3% в денежном выражении (рис. 15). Данная молекула пока представлена на рынке единственным брендом.

Рисунок 3. Данные IMS: Объем и рост антибиотического рынка России сегмент цефалоспоринов, 2015-2018 гг.

Рассмотрим подробнее сегмент цефалоспоринов как отдельный рынок, с основными игроками -растущими цефалоспоринами 2 и 3 поколения, исключив из него цефалексин, как неконкурентную молекулу в связи с большой разницей в спектре действия, а также в ценовой категории.

За последние четыре года сегмент растет со средней скоростью 14% в упаковках и 18% в денежном выражении (рис. 16 и 17). Что касается нового игрока в сегменте, то его лонч произошел в 2015 году и его рост в 2018 году составил 65%, при росте основных конкурентов 19% (цефиксим) 13% (цефуроксим-аксетил). В среднем за первые три года лонча цефдиторен пивоксил показал рост продаж в 370%, к концу 2018 года занимая 1% сегмента в упаковках и 2,8% в денежном выражении.

YTD/2015/MTH09 YTD/2016/MTH09 YID/2017/MTH09 YTD/2018/MTH09

Рисунок 4. Данные IMS: Объем и рост сегмента цефалоспоринов, молекулы, 2015-2018 гг. Упаковки.

YTD/2 015 /МТН09 YTD/2016/MTH09 YTD/2017/MTH09 YTD/2018/MTH09 Рисунок 5. Рисунок 16. Данные IMS: Объем и рост сегмента цефалоспоринов, молекулы, 2015-2018 гг. Деньги.

Однако продажи рынка рецептурных лекарств, напрямую зависят от выписки основными врачебными аудиториями, так как купить антибиотик потребитель может только, если тот назначен врачом. По данным агентства Ipsos Сотсоп за последние периоды (с начала 2015 года) динамика выписки врачей выраженно снизилась и продолжает снижаться. В среднем падение составляет 5% ежегодно и на данный период времени выписка снизилась примерно на 25% от уровня 2014 года (Рис. 17).

Рп5рпп§'14 Рп АиШтп'М Рг1 Брг1п§"15 РпАи(:итп'15 РпБрппщЧб Рп Аи1итп'1б Рп5рпп§'17

Рисунок 6. Comcon: Динамика выписки антибиотиков врачами основных специальностей

Данный тренд повторяет и рынок, который также реагирует, хотя и не так выраженно, снижением продаж. Нельзя исключать из внимания, еще и то, что в России исторически велико количество самостоятельных покупок антибиотиков и самолечение, и, не смотря на противодействие этому процессу со стороны регуляторов, и попытки ужесточения контроля продаж рецептурных лекарств в точках продаж, доля самостоятельных покупок (антибиотиков без рецепта) по-прежнему велика.

Важно обратить внимание на структуру выписки, так как антибиотики используются врачами многих специальностей по широчайшему кругу показаний. Нам прежде всего интересен сегмент врачей, использующих в своей практике пенициллины и цефалоспорины II - III поколения. По данным исследования предпочтений врачей компании Ipsos Comcon, в структуре выписки в сегменте цефалоспоринов, основными прескрайберами являются оториноларингологи (ЛОРы), и второй наибольшей аудиторией выступают терапевты - это 31% и 30% соответственно (Рис. 18). Обращает на себя внимание и то, что эти же специальности являются основными в выписке для большинства классов антибиотиков (Рис.18 - all category), кроме класса фторхинолонов, для которого основными аудиториями являются также хирурги и урологи.

Рисунок 7: Comcon: Распределение выписки разных групп антибиотиков по специальностям врачей

Если заглянуть глубже в структуру выписки по отдельным молекулам у основных специальностей (ЛОРы и терапевты) (Рис.19 и 20), то мы найдем там некоторые расхождения в предпочтениях относительно классов. Так первое место в выписке у ЛОРов занимает класс бета-лактамных антибиотиков (пенициллинов) и, из молекул, лидирует амоксициллин/клавуланат, который значимо превосходит все остальные МНН, так как данная молекула является препаратом стартовой терапии бактериальных заболеваний. Также в ТОП-10 выписки у ЛОРов присутствуют цефалоспорины (цефиксим, цефуроксим аксетил и цефтриаксон, который является парентеральным антибиотиком, однако, вопреки предостережениям его используют в амбулаторной практике в связи с тем, что процедура инъекций может давать клиникам и частным мед.центрам дополнительный доход, которого они конечно же не хотят лишаться.

Если обратить внимание на предпочтения терапевтов (Рис.20), то на первом месте по выписке стоит группа макролидов, однако в ТОП-10 молекул первое место занимает все тот же амоксициллин/клавуланат. Это обусловлено, во-первых, долгим нахождением молекулы на рынке (первые бренды появились в продаже около 40 лет назад), во-вторых, включением молекулы в медицинские руководства, в качестве стартовой терапии респираторных заболеваний бактериального генеза. Вторым номером идет незащищенный амоксициллин, который по рекомендациям и стандартам лечения является стартовой терапией бактериальных заболеваний для терапевтов, однако, из-за ряда объективных и субъективных факторов (таких как повышение резистентности бактерий к незащищенным пенициллинам у взрослого населения; менее активное продвижение на рынке; большое количество небрендированных дженериков) уступает амоксициллин/клавуланату. На третьем месте молекула из группы макролидных антибиотиков (кларитромицин), что тоже обусловлено в основном предыдущим длительным опытом назначения.

Если рассматривать структуру выписки, то и ЛОРы, и терапевты склонны выписывать антибиотики по торговому наименованию, особенно это видно у ЛОРов, которые используют торговые наименования в большинстве случаев, исключая цефтриаксон, который выписывается по МНН. Терапевты тоже предпочитают выписывать торговые наименования, но бывают и исключения, в частности амоксициллин практически в половине случаев выписывается по МНН, то же самое можно сказать об азитромицине и кларитромицине, которые выписываются по международным непатентованным примерно в % случаев.

Рисунок 8. Данные Comcon: Распределение выписки антибиотиков по молекулам у ЛОРов.

Рисунок 9. Данные Comcon: Распределение выписки антибиотиков по молекулам у терапевтов.

В данный момент цефдиторен находится на 11 позиции в списке назначений у ЛОРов и на 13 позиции -у терапевтов. Так как на российском рынке данная молекула представлена единственным антибиотиком, препарат выписывается 100% случаев по торговому наименованию, и конкурирует он не внутри молекулы, а с рядом других молекул близких по активности и эффективности против возбудителей.

При анализе выписки по основным нозологиям, можно отметить, что у ЛОРов она идет только по группе диагнозов «инфекции верхних дыхательных путей», тогда как терапевты могут назначать антибиотики для лечения, не только респираторных инфекций (в основном нижних отделов дыхательных путей), но и при урологических и гастроэнтерологических патологиях.

Примерно треть выписки антибиотиков у ЛОРов приходится на бактериальные синуситы. Также данные врачи выписывают антибактериальные препараты при бактериальных отитах, хронических синуситах, а также тонзиллитах и ларингитах. (Рис.21).

Рисунок 10. Данные Comcon: Выписка антибиотиков по основным нозологиям (ЛОРы)

Что касается терапевтов, то данные по ним более развернуты (Рис.22 и 23). При этом практически 73% назначений антибиотиков у терапевтов происходит для лечения респираторных заболеваний, из которых на первом месте стоит острый бронхит, и далее - острый ларингит/трахеит и неуточненная острая инфекция верхних дыхательных путей. Однако, стоит обратить внимание что, 35% выписки цефалоспоринов II поколения и 18% выписки цефалоспоринов III поколения приходится на инфекции мочеполовой системы (Рис.22).

% of prescription

% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% ■ Respiratory diseases (X)

Comparison group

J01CA PENICILLINS WITH EXTENDED SPECTRUM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JO ICR COMB OF PENICILLINS, INCL. BETA-LACTAMASE INHIB.

J01DD SECOND-GENERATION CEPHALOSPORINS

J01DD THIRD-GENERATION CEPHALOSPORINS

JOIFAMACROLIDES

J01MA FLUOROQUINOLONS

73

69

92

65

79

75

50

14

f

29

35

■ » 4 M

■ Diseases of Hie digestive organs (XI)

3 Diseases of the genitourinary system (XIV)

■ Some infectious and parasitic diseases (I) Diseases of the ear and mastoid process (VIII)

3 Diseases of the circulatory system (IX)

■ Diseases of the skin and subcutaneous tissue (XII)

Diseases of the musculoskeletal system and connective tissue (XIII)

■ External causes of morbidity and mortality (XX)

■ Diseases of the nervous system (VI) Other Disease Classes

Рисунок 11. Данные Comcon: Выписка антибиотиков по основным группам диагнозов у терапевтов.

% of prescription

% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Comparison group Spectra cef

Amoxiclav Augmen tin Flemoclav Suprax Ziimat Pancef

■ Acme bronchitis (J20)

■ Acute laryngitis and tracheitis(J04)

Acute upper respiratory tract infection of multiple and unspecified localization(J06)

i Acute tonsillitis (J03) Chronic nephr itis (N11) Duodenal ulcer (K26)

■ Cystitis (N30)

Pneumonia without specifying the pathogen (J18)

■ Gastritis and duodenitis (K29)

■ Chronic bronchitis, unspecified (J42) Other diagnoses

Рисунок 12. Данные Comcon: Выписка антибиотиков по основным диагнозам у терапевтов.

-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,

22 12 ■ II НЕ В

...... II

22 15 0 18 2 12

27 12 \\ 12 IIB

!!!!!!!

30 10 8 9 2.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

27 14 5 ш

i i i i

29 9 1 5 1 10 °1

1 1 1 1 lililí

34 * 8 34 (' S

....... 1 1 1 1

21 3 12 ! 19 в а

При проведении данного анализа и составлении стратегии, необходимо помнить, что стратегия продвижения препарата на врачебную аудиторию сильно завязана на зарегистрированных показаниях для применения данного препарата. Так, например, лекарственное средство нельзя назначать для лечения заболеваний, которые находятся вне инструкции по его применению. В инструкции по применению цефдиторена зарегистрированы только следующие показания: гайморит (гнойное проявление синусита), тонзиллофарингит, бронхит, пневмония, инфекции кожи и мягких тканей. Следовательно, отиты и другие ЛОР заболевания, так же, как и заболевания мочеполовой системы не могут рассматриваться как возможности для продвижения препарата, по крайней мере до внесения изменений в инструкцию. Продвижение медицинских препаратов «off label» запрещено законодательством и является неэтичным с точки зрения ведения бизнеса.

На основании анализа рынка и анализа выписки у основных специальностей врачей, мы можем сделать вывод, что оториноларингологи назначают антибиотики при заболеваниях, вызванных бактериальными возбудителями, и основные пять из них следующие: синусит, острый средний отит, наружный отит, ларингит/трахеит, тонзиллофарингит. В большинстве случаев назначены будут амоксициллин/клавуланат (группа - аминопенициллины), далее кларитромицин (макролиды), левофлоксацин (фторхинолоны) и цефиксим (цефалоспорины), в порядке убывания значимости. Рисунок 24 отражает назначения ЛОР-врачей относительно основных молекул и нозологий, а также, из опроса, мы можем увидеть, какая основная аргументация влияет на выбор того или иного класса антибиотиков и конкретной молекулы.

Рисунок 13. Назначения ЛОР врача. На основании данных IMS и Comcon о назначениях и продажах за

период 2016-2017

Так выбор амоксициллин/клавуланата происходит в основном за счет того, что данный препарат рекомендован как стартовая терапия большим количеством лидеров мнений, кроме того, существуя на российском рынке более 40 лет препараты амоксициллин/клавуланата создали стойкую привычку к выписке за счет своей эффективности и безопасности. В дополнение, амоксициллин/клавуланат внесен во все клинические рекомендации, как в оториноларингологии, так и смежных заболеваний. Следующий препарат, кларитромицин широко продвигался у ЛОРов как инновационный антибиотик с широким спектром активности, и приобрел своих «последователей» в применении.

Так как все упомянутые на графике (рис. 24) антибиотики имеют разные МНН то, не смотря на примерно соотносимый спектр действия и активности, они будут отличаться по эффективности против конкретных возбудителей, кроме того, они будут отличаться своими параметрами безопасности. Также эти антибиотики не могут быть равны в рекомендациях по их применению. Так амоксициллин (№5 по количеству выписки) являясь одной из старейших молекул, к данному моменту не действует на большое количество возбудителей, которые приобрели механизмы резистентности. Амоксициллин, в настоящее время, является стартовым антибактериальным препаратом, для пациентов с неосложненным анамнезом или без анамнеза, по этой причине он не рассматривается нами как прямой конкурент.

Тем самым мы выделяем несколько групп антибиотиков, которые являются прямыми конкурентами за выписку и приоритет врачей: амоксициллин/клавуланат, цефалоспорины (цефиксим, цефуроксим аксетил) макролиды (кларитромицин, азитромицин, джозамицин), фторхинолоны (левофлоксацин, ципрофлоксацин).

Что касается сегмента цефалоспоринов, то он отличается от всех остальных сегментов тем, что в нем практически нет небрендированных дженериков и препаратов, продающихся по МНН (исключение составляет цефалексин, у которого не зарегистрировано ни одного брендированного ЛС). И на российском рынке от представлен следующими торговыми наименованиями (брендами): цефиксим - Супракс (Астеллас) 84% и

18

Панцеф (Алкалойд) 16%; цефуроксим аксетил - Зиннат (Глаксо Смит Кляйн) 99% и Аскоцеф (Нобел фарм) 1%; цефдиторен - Спектрацеф (Мейджи Сейка фарма) 100%.

Список используемой литературы:

1. База данных АйЭмЭс (IMS Health) - отчет по вторичным продажам, рынок пероральных антибиотиков России, 2015-2018 гг. / https://www.iqvia.com/ru-ru/locations/russia

2. Данные Ipsos Comcon - мониторинг назначений, восприятие и оценка брендов врачами. Системные антибактериальные препараты (J01) в практике врачей. По данным исследований: PrIndex «Мониторинг назначений ЛП», MEDI-Q «Мнение практикующих врачей». Осень, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.