цены сам платил немалые
аналитико-трансакционные работы
в управлении государственными
материальными резервами
Храмешкин Н.И.
канд. экон. наук, соискатель ученой степени доктора экономических наук, СПбГУЭФ
В условиях конкуренции и часто меняющейся рыночной ситуации определяющее значение приобретает трансакционная деятельность. На первый взгляд, она носит узкий характер, поскольку направлена на совершение деловой сделки-трансакции, что равносильно установлению хозяйственных связей между субъектами экономической системы. Однако, тщательная проработка трансакционных операций обеспечивает оптимальное функционирование логистических процессов -потоков и запасов. Поэтому трансакционную деятельность следует рассматривать в широком смысле как необходимое условие эффективной работы в любой сфере менеджмента. Трансакционный подход необходимо использовать и в управлении государственными материальными
резервами.
Практическая необходимсть госрезервов очевидна. Концептуально они отображаются в модели межотраслевого баланса, согласно которой произведенная продукция каждой отрасли распределяется на производственные нужды в виде межотраслевых поставок и на конечное потребление. Последнее, в свою очередь, подразделяется на три составляющие: личное потребление, экспорт и государственный резерв. Следовательно, госрезерв может рассматриваться и как интегрированный потребитель, и как оптовый покупатель на рынке материальных ресурсов. В связи с этим возникает проблема рационального использования финансовых средств, ассигнуе-
оссийское предпринимательство
мых бюджетом на закупку материальных ресурсов для нужд госрезерва. Решение данной проблемы должно осуществляться с помощью системы трансакционных операций. Закупки материальных ресурсов для создания и восполнения госрезерва могут осуществляться двумя способами: а) с помощью специальных торгов (тендеров); б) путем непосредственных контактов с предприятиями-поставщиками. И в том и в другом случае должно соблюдаться требование оптимизации закупок, что является предметом трансакционной деятельности. Для выполнения государственных закупок должны быть реализованы следующие трансак-ционные операции:
- определена номенклатура необходимых материальных ресурсов для нужд госрезерва в соответствии с его назначением и структурой;
- рассчитаны потребности в материальных ресурсах по номенклатурным группам на основе действующих или проектируемых норм и нормативов;
- обоснованы дислокации материальных запасов в составе госрезерва;
- изучены конъюнктуры рынка закупок;
- проведен ценовой анализ и сформированы цены закупок на соответствующие материальные ресурсы;
- рассчитаны денежные средства на закупку материальных ресурсов с учетом цен закупки при имеющихся бюджетных ограничениях;
- выявлены реальные и потенциальные поставщики;
- разработаны условия закупок, включая качество продукции и режим выполнения поставок;
- сформированы системы критериев для оптимизации выбора поставщиков;
- разработан регламент проведения торгов (тендеров);
- отобраны предприятия для участия в торгах (тендерах);
- организовано проведение деловых переговоров и заключение коммерческих сделок по поставкам продукции для нужд госрезерва.
Как следует из приведенного перечня, все транс-акционные операции выполняются на основе информации (преимущественно аналитичес-
трансакционный подход необходим и в управлении государственными материальными резервами
_для управления
запасами
_в госрезерве
целесообразно использовать АВС-анализ, когда
_объектом
исследования становятся номенклатура
_и стоимость
запасов
кой). Поэтому трансакционная деятельностъ включает в себя комплекс аналитических работ. Выполнение такого рода операций в целом базируется на анализе рынков соответствующих материальных ресурсов. Кроме того, необходимо анализировать расходование запасов из госрезерва за определенный период, включая контроль сроков «пролёживания» материальных ресурсов с целью их «разбронирования» и дальнейшей реализации на рынках средств производства и предметов потребления. Для управления запасами в госрезерве целесообразно использовать ЛВС-анализ, когда объектом исследования становятся номенклатура и стоимость запасов.
Группу «А» составят запасы ограниченной номенклатуры (порядка 5-10 % от общего количества позиций), на долю которых приходится основная стоимость хранимого запаса на данный момент (75-85 %). Группу «С» образуют материальные ресурсы весьма широкой номенклатуры (до 80 %), но в сумме относительно невысокой стоимости (до 10 %). Группа «В» занимает промежуточное положение. Исходя из такой классификации запасов в госрезерве материальные ресурсы группы «А» управляются в рамках специфицированной номенклатуры с помощью непрерывной системы контроля их состояния. Для групп «В» и «С» предусматривается групповая номенклатура с разной степенью укрупнения по соответствующим номенклатурным группам с дискретным контролем состояния. Кроме того, на основании распределения материальных ресурсов по группам «А», «В» и «С» производится деление складских помещений на зоны соответственно этому распределению. Особое место в трансакционной деятельности занимает анализ, так называемой, «поставко-способности» каждого реального и потенциального предприятия-поставщика. Информационной базой такого анализа являются данные об уже выполненных поставках не только для нужд госрезерва, но и другим предприятиям-потребителям. «Поставкоспособность» исследуется и оценивается с помощью известного в логистике Х^-анализа, согласно которому
российское предпринимательство
все предприятия-поставщики подразделяются на три группы - X, У, 2. В общем виде с помощью ХУ2-анализа оценивается качество и уровень параметров функционирования логистической системы товародвижения, в частности, «поставкоспособность».
К группе «Х» относятся предприятия-поставщики с безупречным качеством поставок, что выражается в полном и точном соблюдении всех условий договорных обязательств. Группу «У» составляют предприятия приемлемого уровня «поставкоспособности», но требуе определенная корректировка организац ставок, что вполне может быть достигнуто в процессе выполнения поставок. И, наконец, группа «2» включает в себя предприятия неприемлемого качества «поставкоспособности» По-существу, параметры группы «Х» обр так называемый, бенчмаркинг логистич системы, т.е. идеальную модель или эталон, к которому следует стремиться при организации материальных потоков, в том числе и при осуществлении закупок материальных ресурсов для нужд госрезерва. Иными словами, бенчмар-кинг есть цель трансакционной деятельности. Указанный вид деятельности порождает соответствующие затраты - трансакционные издержки. Такие издержки относятся к группе имплицитных (скрытных), но в то же время полезны, и как таковые являются объектом управления. Последнее означает, что не следует добиваться огульного сокращения трансакционных издержек - наоборот, они могут быть увеличены до определенного нормативного уровня, поскольку возрастание величины трансакцион-ных издержек вполне покрывается достигаемым эффектом. Следовательно, эффективность трансакционной деятельности в сфере государственного резерва должна оцениваться не столько экономией денежных средств, сколько достигаемым максимумом полезности закупаемых материальных ресурсов для нужд госрезерва при имеющихся финансовых ассигнованиях.
особое место в трансакционной деятельности
занимает анализ, так называемой, «поставкоспособ-ности»