Фарманов Р.Ф.
Оптимизация закупок материальных ресурсов в системе ресурсосбережения предприятий АПК
Центральное место в деятельности предприятия АПК занимают закупки, ибо любая человеческая деятельность и, прежде всего, производственно-коммерческая, для своего осуществления требует определенных материальных ресурсов. От правильно сделанных закупок в значительной мере зависит успех предпринимательства. В условиях рынка вследствие конкуренции весьма сложной проблемой является сбыт готовой продукции, но не менее сложным являются и закупки вследствие ограниченности у покупателя финансовых средств. Иными словами, речь идет о рациональном расходовании денежных средств, выделенных предприятием АПК для закупок материальных ресурсов.
С точки зрения экономической теории, нормально функционирующий поток характеризуется равенством спроса и предложения (закон Вальраса). Однако на практике предложение превышает спрос - в среднем на 10-20 процентов в зависимости от вида (наименования) товаров. Поэтому предприятие-покупатель при закупках материальных ресурсов стоит перед выбором: у какого предприятия-поставщика или оптового посредника приобретать необходимые для себя материальные ресурсы для нужд материально-технического снабжения.
Таким образом, сложности, возникающие при закупках, обусловлены следующими основными объективными причинами: ограниченностью финансовых средств, проблемой выбора.
Поскольку предложение превышает спрос, то появляется множество вариантов закупок - так называемое «поле решений». Отсюда возникает задача выбора наилучшего варианта, т.е. задача оптимизации закупок.
В экономической теории задача оптимизации формулируется как максимизация полезности закупаемых товаров при имеющихся денежных средствах. В качестве целевой функции используется уравнение Лагранжа.
Для оптимизации закупок уравнение Лагранжа может быть представлено в следующем виде:
I = и(Х|) - А (В - £РЖ),
где: и(х1) - функция полезности закупаемых товаров,
В - денежные средства для закупок (бюджетные ограничения),
Р1 - цены на закупаемые товары,
XI - количество закупаемых товаров,
1,2.. I ...т - наименование закупаемых товаров - материальных ресурсов.
А - множитель Лагранжа.
Уравнение Лагранжа в частных производных исследуется на вхктит, в результате чего определяются оптимальные значения XI.
Прямое использование уравнения Лагранжа для оптимизации закупок весьма затруднено из-за сложности определения функций полезности для закупаемых материальных ресурсов. Поэтому логистикой разработаны методы рационализации закупок до уровня, близкого к максимальному, и которые именуются как «правила логистики».
В дальнейшем изложении как равнозначные используются следующие понятия, относящиеся к оптимизации: оптимизация выбора поставщика
оптимизация хозяйственных связей
Оптимизация закупок
изло /
оптимизация поставок
оптимизация материально-технического снабжения оптимизация материальных затрат
При оптимизации закупок предприятие-покупатель должно четко установить для себя все составляющие оптимизации, а именно: возможные варианты, предлагаемые поставщиками, целевая функция и ограничения, критерии оптимальности. Оптимизация, по существу, есть не что иное, как перебор имеющихся вариантов до выявления наилучшего. Естественно, что чем больше исследуется вариантов, тем результат, т.е. выбор, ближе к оптимальному. Сама процедура выбора представляет собой решение - алгоритм - данной оптимизационной задачи. При оптимизации закупок таким алгоритмом является ведение деловых переговоров между предприятием-покупателем и предприятием-продавцом. Алгоритм оптимизации закупок может быть представлен в виде блок-схемы (рис. 1.).
Оптимум
Коммерческая сделка
Рис. 1. Оптимизация закупок [4]
Таким образом, деловые (коммерческие) переговоры представляют собой процесс оптимизации отношений с целью установления хозяйственной связи между двумя субъектами производственно-коммерческой деятельности. В данном аспекте деловые переговоры это есть не что иное, как алгоритм оптимизации.
Алгоритм оптимизации хозяйственных связей в форме деловых переговоров, кроме всего прочего, есть алгоритм преобразования информации - от начальной и до конечной. Начальная информация - это информация о полном интересе данного субъекта рынка, например, покупателя, а конечная информация - коммерческая сделка: договор, соглашение или контракт, которые фиксируют факт установления хозяйственной связи.
Блок «Оптимум» в представленной блок-схеме означает, что в результате деловых переговоров достигнуто соглашение, удовлетворяющее и предприятие-покупателя и предприятие-продавца и которое закрепляется юридически в виде коммерческой сделки в форме договора поставки.
Полученное решение является оптимальным по Парето (Вильфредо Парето - итальянский математик и экономист). Оптимум по Па-рето достигается при достижении взаимной выгоды сторон, при этом обеспечивается компромисс интересов потребителей и поставщиков материальных ресурсов. В данном случае деловые переговоры есть форма получения оптимального решения, ибо в процессе этих переговоров стороны оценивают все «за» и «против» относительно предлагаемых друг другу условий поставки - в конечном счете, достигается равновесие в локальной системе «поставщик-потребитель».
Другим важным свойством оптимальности по Парето является ее многокритериальный характер, т.е. во внимание принимается широкий круг характеристик и условий поставки. Так, при оптимизации выбора поставщика следует учитывать следующие параметры: цены на материальные ресурсы, транспортно-заготовительные расходы, скидки с цены, качество материальных ресурсов, надежность поставок по срокам, количеству и качеству материальных ресурсов, надежность поставщика как делового партнера, номенклатура соответствующих услуг, способ транспортировки и вид транспорта, тара и упаковка, риски и способы страхования поставок, гибкость поставок, способы финансовых расчетов за поставляемые материальные ресурсы, рециклинг - способ возврата или утилизации тары и отходов производства, восприимчивость поставщика и его продукции требованиям научно-технического прогресса, финансовое состояние поставщика, его положение на рынке.
Представленный перечень факторов оптимизации закупок является неполным, ибо зависит от вида материальных ресурсов и конъюнктуры рынка. Проведенное исследование показало, что предприятия АПК Республики Дагестан как потребители материальных ресурсов в недостаточной мере прорабатывают вопросы, связанные с закупкой материальных ресурсов. Как правило, предприятия АПК руководствуются, в первую очередь, ценой; далее, во внимание принимается качество и, в очевидных случаях, учитываются транспортно-заготовительные расходы, в частности, транспортные расходы при отдаленном местонахождении поставщика или расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей при импортных поставках. Тот факт, что в поле зрения предприятий АПКоказывается ограниченное число критериев оптимальности закупок, приводит к увеличению затрат на материальные ресурсы, тем самым снижается ресурсная составляющая конкурентоспособности.
В логистике работы, связанные с установлением хозяйственных связей, в том числе и по закупкам, именуются трансакционными, а соответствующие им издержки - трансакционными. Доказано, что трансакционные издержки являются полезными и с их ростом сокращаются общие издержки. На основании положений настоящего исследования можно утверждать, что с увеличением трансакционных работ по закупкам, прежде всего, сокращаются материальные затраты (рис. 2.).
Основные транзакционные операции по снабжению представлены в таблице 1.
В результате комплексного анализа товародвижения, с точки зрения оптимизации, оцениваются критерии Парето с целью их изменения и уточнения. Полученная аналитическая информация используется для нового цикла переговоров.
Рис. 2. Зависимость материальных затрат от объема транзакционных работ [4]
Таблица 1.
_Основные трансакционные операции_
Предприятие-потребитель: оптовый покупатель
№№ пп Снабжение (закупки)
1. Изучение рынка закупок
2. Изучение конкурентов на рынке закупок
3. Рассмотрение коммерческих предложений - оферт
4. Изучение рекламных сообщений
5. Определение норм расхода
6. Определение потребности в материальных ресурсах по номенклатурным группам
7. Формирование цены спроса на закупаемые материальные ресурсы
8. Выявление реальных и потенциальных поставщиков
9. Выбор поставщиков - установление деловых контактов
10. Расчет денежных сумм на закупку материальных ресурсов
11. Ведение деловых переговоров
12. Консультационное обслуживание
13. Информационное обслуживание
14. Правовое обслуживание
15. Представительства и презентации
16. Юридическое оформление результатов переговоров - установление хозяйственных связей
17. Комплексный анализ закупок
18. Анализ выполнения договорных обязательств перед поставщиком
19. Обобщение результатов совершившейся сделки
20. Оценка оптимальности
Комплексный анализ соответственно снабжения включает широкий круг осуществленного процесса товародвижения, а именно: анализ логистических издержек (издержек обращения), анализ транспортно-заготовительных расходов в составе цен потребления, анализ доходов, прибыли и рентабельности, анализ системы финансовых расчетов по поставкам продукции, анализ обеспеченности материальными ресурсами, анализ использования материальных ресурсов, анализ материальных затрат и материалоемкости, анализ запасов и запасоемкости,
анализ действия организационно-экономического механизма ресурсосбережения, анализ организационно-технологического уровня производственно-коммерческой деятельности, анализ конкурентоспособности и положения предприятия на рынке, анализ надежности и качества поставок,
анализ показателей исполнительного (фактического) межотраслевого баланса, анализ хозяйственных связей.
Таким образом, по отношению к переговорному процессу и реальному товародвижению трансакционные операции подразделяются на три группы:
❖ операции, выполняемые до начала переговоров в порядке предпереговорной подготовки - такие операции, безусловно, являются плановыми,
❖ операции, выполняемые во время переговорного процесса, а поэтому, носящие оперативный характер, оставаясь, по существу, плановыми,
❖ операции, выполняемые после завершения договорных отношений, т.е. после прекращения действия данной хозяйственной
связи.
Перечисленные трансакционные операции могут именоваться плановыми, оперативными и аналитическими (рис. 3).
Плановые Опреативные
трансакционные трансакционные операции операции
ч—
Коммерческая сделка
Деловые переговоры
[/////////////
Процесс товародвижения
Аналитические трансакционные операции
Рис. 3. Линейный график выполнения трансакционных операций и товародвижения [3]
Тщательная проработка трансакционных операций неизбежно связана с увеличением соответствующих затрат, которые, однако, окупаются достигнутым оптимумом - оптимальными решениями (оптимальным выбором поставщика, оптимальными хозяйственными связями и т.п.). Вследствие этого трансакционные издержки являются объектом управления. Последнее означает, что трансакционные издержки должны быть не минимальными, а оптимальными.
При оптимизации закупок предприятие-покупатель должно в максимальной степени использовать благоприятные для себя объективные обстоятельства: предложение материальных ресурсов превышает спрос, конкуренция продавцов на рынке материальных ресурсов.
Отмеченные обстоятельства дают предприятию-покупателю определенные стартовые преимущества - задача наиболее полно их реализовать с позиций ресурсосбережения. А для этого необходимо, чтобы предприятие-покупатель выходило на рынок с заранее проработанными условиями закупок, ибо до определенного предела предприятие-покупатель может диктовать свои условия предприятию-продавцу.
С точки зрения ресурсосбережения, покупатель должен требовать от продавца осуществлять поставки по логистическим системам «точно в срок», «в максимальной технологической готовности», «строго по потребности».
Постановка задачи оценки и выбора поставщиков материально-технических ресурсов осуществляется с учетом того, что поставщики являются субъектами общей системы создания товара (ценности) предприятия АПК. Это обстоятельство обусловливает сложный, многофакторный подход к ее решению [2, с. 311-315].
К числу основных факторов, характеризующих поставщика и определяющих решение задачи выбора, следует отнести: факторы материально-технических ресурсов; факторы хозяйственных связей и деловых отношений с поставщиком; факторы поставщика.
Факторы материально-технических ресурсов отражают функциональные (потребительские) свойства и ценовые характеристики ресурсов, а также организационные условия их поставки.
Функциональные свойства описываются следующим наиболее общим перечнем параметров, которые в совокупности характеризуют производственно-технологические (технические, конструктивные, технологические и др.) особенности материально-технических ресурсов: производительность; экономичность; уровень качества; степень применяемости (специализированность и уникальность, универсальность и общность применения); степень развитости; степень конструктивности и технологичности (степень унификации и уровень сложности конструкции, уровень сложности эксплуатации и ремонтного обслуживания); степень надежности; эргономичность (удобство и эффективность эксплуатации и др.); экологичность (экологическая чистота); срок службы и др.
В составе ценовых характеристик ресурсов учитываются: цена; издержки доставки, установки, обслуживания; ценовые скидки; условия (формы и сроки) платежа; условия кредита; льготы и привилегии и др.
Организационные факторы характеризуют условия поставки ресурсов: содержание и уровень пред- и послепродажного обслуживания; объемы, комплектность, сроки, ритмичность, надежность поставок и др.
В настоящее время наблюдается определенная тенденция увеличения значимости (в потребительской оценке) факторов этой группы, которые характеризуют обслуживание, причем сравнительно более высокими темпами, чем факторов функциональной группы.
Мультиатрибутивный характер материально-технических ресурсов проявляется в том, что: выбор ресурса определяется не столько им самим, сколько его возможностями (функциональными и др.) удовлетворять определенные потребности; одни и те же потребности могут быть удовлетворены разными ресурсами-заменителями; один и тот же ресурс может удовлетворять разные (как базовые, так и дополнительные) потребности.
Факторы хозяйственных связей и деловых отношений характеризуют экономические по содержанию и соответственно организационно-правовые и этические по форме взаимоотношения предприятия АПК и поставщика в процессе приобретения предприятием материально-технических ресурсов.
Факторы поставщика описываются множеством характеристик (технических, технологических, организационных, кадровых, финансовых, информационных, коммуникационных, управленческих, хозяйственных, деловых), отражающих его возможности и составляющих его интегральный (конкурентный) потенциал.
Одной из основных в менеджменте закупок материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых материальных ресурсов (или сабститьютов), но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его логистической стратегии.
Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения задачи выбора поставщиков. [1, с. 151-152]
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы: объявление конкурса; изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.; посещение выставок и ярмарок; переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков. Анализ поставщиков конкретного вида материальных ресурсов и их последующий выбор должен осуществляться в соответствии с определенным набором критериев. К числу важнейших критериев выбора поставщика относятся: качество поставляемых материальных ресурсов и сервиса, надежность поставок, финансовые условия, возможности (способности) удовлетворить требование фирмы-производителя, расположение, сопутствующий сервис и другие.
Среди наиболее важных критериев отбора находится качество. Качество поставляемых материальных ресурсов должно удовлетворять производственные подразделения фирмы по характеристикам спецификации, техническим и конструктивным параметрам, физическим и химическим свойствам и т.д., т.е., полностью удовлетворять требованиям соответствующих оговоренных заранее стандартов, отраженных, как правило, в сертификатах. Менеджеры предприятия, отвечающие за закупки, должны сравнивать фактические параметры поставляемых материальных ресурсов со стандартными. Это сравнение осуществляется на этапах входного контроля. При оценке качества материальных ресурсов могут дополнительно исследоваться жизненный цикл изделия, ремонтопригодность, требуемая техническая поддержка, легкость в использовании, сохраняемость и т.п. [3, с. 228-233]
Надежность поставщика также является одним из ключевых показателей, определяющих его способность удовлетворять на достаточно длительном промежутке времени требования фирмы-производителя к качеству материальных ресурсов, срокам и объемам поставок. Партнерство с надежными поставщиками - это один из главных принципов в современных микрологистических стратегиях типа «just-in-time», «Lean production» и других.
Большое значение при выборе поставщика имеют его возможности или способности удовлетворять определенным требованиям потребителей. Сюда относятся производственные мощности, используемое технологическое оборудование, складская система и дистрибутивная сеть поставщика, наличие возможностей доставки материальных ресурсов в больших количествах, уровень организации и контроля за поставками и т.п. Анализ этих показателей позволяет оценить потенциальные способности удовлетворять намеченной стратегической цели бизнеса и логистической стратегии предприятия. При этом важен не только настоящий уровень этих показателей, но и возможности к их быстрой адаптации в соответствии с меняющимися параметрами производственного расписания, изменениями в ассортименте и продуктовых атрибутах.
Следующую сферу параметров оценки поставщика составляют финансовые условия. Главное место здесь занимает цена поставляемых материальных ресурсов. Однако, в некоторых случаях, на первый план выступают и другие финансовые условия, например способность поставщика предоставлять рассрочку платежа, поставлять материальные ресурсы в кредит и т.п. Важную роль играют и ценовые скидки, например, за многократные заказы материальных ресурсов у одного и того же поставщика. Следует иметь в виду, что хотя цена материальных ресурсов иногда может составлять подавляющую часть стоимости готовой продукции, многие предприятия АПК отдают все же приоритет в современных условиях надежности поставок, качеству материальных ресурсов и сервиса. При выборе поставщика в анализ финансовых условий обязательно должна входить оценка его финансовой устойчивости.
Кроме определенных количественных критериев оценки поставщика, существует большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора, но трудно поддаются определению. К таким показателям относятся имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнерским отношениям и т.п. Важную роль в этом плане играют упаковка материальных ресурсов, сопутствующие сервисные услуги в виде соответствующих инструкций, обучения пользованию, возврата некондиционных материальных ресурсов, другим видам предпродажного и послепродажного сервиса.
Не последнюю роль в выборе поставщика играет его географическое расположение. Важность этого критерия определяется, прежде всего, транспортными расходами на доставку материальных ресурсов. Партнерство с близлежащими поставщиками обеспечивает, как правило, доставку материальных ресурсов с баз промежуточного хранения, более короткие производственные циклы, большую надежность поставок, лучшие условия для кооперации. Однако следует учитывать, что удаленные поставщики могут обеспечить поставку материальных ресурсов более высокого качества, по более низким ценам, с лучшим сервисом.
Как уже отмечалось ранее, расстановка приоритетов при выборе поставщика зависит от очень большого числа факторов и, прежде всего, от маркетинговой и логистической стратегий предприятия-производителя. Укрупнено их можно свести к трем основным: цена, качество, сервис (надежность) поставок материальных ресурсов.
Фактор цены как самих материальных ресурсов, так и затрат, связанных с управлением закупками, является преобладающим для большинства предприятий АПК, так как напрямую определяет прибыль. Поэтому прежде всего поставщики отбираются по ценовому критерию.
Учет ценового фактора в решениях по выбору поставщика означает выбор наилучшей цены материальных ресурсов, которая не всегда совпадает с минимальной.
Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. Тогда необходимо их ранжировать, используя непосредственные контакты с представителями поставщиков.
3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.
На первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, устанавливаемая так же, как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения.
Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Таким образом, выбор поставщика представляет собой многократную оптимизацию или оптимизацию по Парето.
Оптимум по Парето определяется из выражения
т
Хор1 = X а1ХУ' ¿=1
где: I, 2...1...т - наименование критериев для выбора оптимального варианта,
1, 2.. ].. .п - наименование вариантов,
х|] - значение 1-го критерия для ]-го варианта,
й] - вес или значимость 1-го критерия.
Передача материальных ценностей от поставщика к получателю представляется в последовательности этапов взаимодействия субъектов системы создания ценности - от поиска партнеров до исполнения договорных обязательств сторон и удовлетворения интересов каждой из них. В рыночных условиях формирование хозяйственных связей определяют экономические критерии, что соответствует правовым нормам развития деловой активности.
Обмен ценностями предполагает наличие двух взаимозаинтересованных сторон: поставщика (продавца) и получателя (покупателя). Обе стороны выступают как экономически обособленные, самостоятельные субъекты, взаимодействующие на условиях взаимной выгоды. Применительно к материально-техническому обеспечению предприятия АПК это означает приобретение таких ресурсов производства (с таким набором потребительских свойств и по такой цене), которые при их эффективном производственном потреблении позволяют создать определенный товар большей ценности, не только возместив соответствующие затраты на их приобретение и использование, но и принеся прибыль.
Эффективность менеджмента закупок определяется, прежде всего, наилучшим использованием финансовых, материальных и других видов ресурсов, что требует решения большого количества оптимизационных задач. Мы рассмотрели, что выбор поставщика, по сути, является задачей оптимизации, причем по многим критериям. Решение таких задач представляет значительную сложность, поэтому на практике прибегают к определенному набору рациональных методов управления закупками. [3, с. 234-240]
Одной из типичных задач является определение объемов закупаемых материальных ресурсов и времени их оплаты. Для этого требуется оценить составляющие транспортных расходов, затрат на содержание запасов и определиться по ценам закупаемых материальных ресурсов. Здесь возможны несколько стратегий.
Одна из стратегий заключается в покупке материальных ресурсов к моменту их непосредственного потребления и отвечает идеологии ]и$Ып-йте. Альтернативной ей стратегией является покупка вперед (форвардная сделка), типичная для операций с форвардными контрактами на товарных биржах. Покупая материальные ресурсы вперед (с отсрочкой поставки), фирма стремится застраховать себя от возможного повышения цен на материальные ресурсы в будущем. Для страхования ценовых рисков на биржевые товары многие фирмы работают с фьючерсными контрактами и опционами.
Типичной практикой западных фирм является применение смешанных стратегий оплаты, т.е. оплаты к моменту потребления и форвардной оплаты закупаемых материальных ресурсов. Эта стратегия применяется в тех случаях, когда модель цены имеет явный сезонный характер. Тогда на этапах спада цены применяют оплату по факту поставки, а на этапах подъема - форвардную оплату.
Еще одной распространенной ценовой стратегией закупок является стратегия осреднения цены. Эта стратегия похожа на стратегию форвардных сделок, однако здесь не накладываются ограничения на сезонные колебания цен, а предполагается, что цены в течение года возрастают случайным образом. В этой стратегии закупки осуществляются с фиксированными интервалами по цене средней за интервал. Осреднение осуществляется за счет количества закупаемых материальных ресурсов путем установления бюджета закупок по цене первого месяца фиксированного интервала. Опасность этой стратегии заключается в том, что, так как бюджет зафиксирован, закупаемого количества материальных ресурсов может не хватить для покрытия потребности производства в определенный интервал времени.
Среди других решений по оптимизации процедуры закупок можно отметить различные стратегии ценовых скидок. Основа этих стратегий заключается в том, что поставщики материальных ресурсов в большинстве случаев предлагают скидки, если товар закупается большими партиями. Однако в этом случае предприятие-производитель может нести большие затраты на хранение и управление запасами, что
может элиминировать выгоду, полученную за счет ценовой скидки. Поэтому перед логистическим менеджером встает задача нахождения оптимального размера партии поставки, аналогично тому, как это решается в классической теории управления запасами.
Важным компонентом управления закупками является установление так называемых трансакционных взаимоотношений между поставщиками и потребителями материальных ресурсов, т.е. оформление контрактов, проведение тендеров, аукционов и т.п. Сюда же относятся вопросы нормативно-правового характера.
Тактика оптимизации закупок предусматривает отслеживание конъюнктуры оптового рынка с целью поиска и выбора таких поставщиков, которые могли бы наилучшим образом удовлетворить требования предприятия-потребителя. Эти требования для данного предприятия обусловлены действием организационно-экономического механизма на этом предприятии. В ряде случаев рациональное использование материальных ресурсов достигается не на предприятии-производителе, а у предприятий-потребителей. Поэтому большую роль в информировании потребителей о новых видах продукции, экономичной продукции, об услугах при поставках играет реклама. Речь идет о рекламе, адресованной юридическим лицам-предприятиям. Такая реклама должна содержать точную и достоверную информацию о предлагаемой продукции в виде технических характеристик, технологических свойств, эксплуатационных данных - все это является предметом тщательного изучения.
Таким образом, отделы снабжения предприятий АПК становятся ведущим звеном ресурсосберегающего механизма, при этом основным содержанием их деятельности является выполнение трансакционных операций по оптимизации хозяйственных связей по поставкам продукции и, прежде всего, изучение рекламной информации и коммерческих предложений потенциальных поставщиков. Из этого следует, что организационно-экономический механизм ресурсосбережения предусматривает выполнение весьма обширного комплекса трансакционных операций, которые в целом направлены на оптимизацию закупок и использования материальных ресурсов. Иными словами, ресурсосбережение начинается вне предприятия, а на рынке при закупках. Данное обстоятельство объективно предопределяет необходимость и целесообразность применения инструментария коммерческой логистики для обеспечения требования ресурсосбережения в современной конкурентной среде.
Литература
1. Гаджинский A.M. Логистика - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2003. - 408 с.
2. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм): Учебник/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.А. Новикова, д-ра экон. наук, проф. В.В. Щербакова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. - 416 с.
3. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. - М.: Информационно-издательский дом "ФИЛИНЪ", 1997. - 772 с.
4. Чеботаев А.А. Логистика: Логистические технологии. - М.: Дашков, 2002. -172 с.