Научная статья на тему 'Аналитика средств автоматизации обработки бланков в контексте решения рабочих задач при проведении аттестации учащихся образовательных организаций'

Аналитика средств автоматизации обработки бланков в контексте решения рабочих задач при проведении аттестации учащихся образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / РАСПОЗНАВАНИЕ / БЛАНКИ / АНАЛИТИКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бахтенко Е.А., Баланин Е.О.

В работе произведена оценка современного состояния технических средств, используемых для автоматизации работы с бланками в рамках проведения государственной итоговой аттестации учащихся образовательных организаций. Рассмотрены основные средства обработки и анализа данных, определен принцип работы и специфика предметной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитика средств автоматизации обработки бланков в контексте решения рабочих задач при проведении аттестации учащихся образовательных организаций»

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

УДК: 004.912

Исследования выполняются по 1 этапу контракта № 875АГС1/17621 в рамках программы «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по теме: «Разработка программного продукта по комплексной автоматизации операций распознавания рукописных символов, верификации и документооборота при решении задач проведения аттестации учащихся образовательных организаций» (шифр заявки «С1-05607»).

Бахтенко Е. А.

аспирант

Кафедра Автоматики и вычислительной техники (АВТ) Вологодский государственный университет

Баланин Е. О.

аспирант

Кафедра Информационных систем и технологий (ИСиТ) Вологодский государственный университет

АНАЛИТИКА СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ ОБРАБОТКИ БЛАНКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ РАБОЧИХ ЗАДАЧ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В работе произведена оценка современного состояния технических средств, используемых для автоматизации работы с бланками в рамках проведения государственной итоговой аттестации учащихся образовательных организаций. Рассмотрены основные средства обработки и анализа данных, определен принцип работы и специфика предметной области.

Ключевые слова: аттестация, автоматизация, распознавание, бланки, аналитика.

В настоящее время при проведении аттестации учащихся образовательных организаций требуются программные продукты, обеспечивающие решение следующих задач: распознавание рукописных символов, распознавание штрих-кодов, определение структуры печатного документа, верификация, организация работы в многопользовательском режиме, формирование отчетности и экспорт данных. Входными данными при этом выступают скан-версии аттестационных бланков и листов, а также ведомостей и протоколов, в объемах, исчисляемых сотнями тысяч экземпляров.

Основными средствами для обработки и анализа подобной информации выступают распределенные программные комплексы, которые используют различные методы распознавания (сравнение с эталоном и т.п.) и различные архитектурные решения (работа через браузер, единое прикладное приложение и т.п.) [1]. Анализируя широко тиражируемые решения, можно утверждать, что конкретных конфигураций, которые бы не предлагали избыточного функционала, а имели бы готовые пакетные решения для исследуемой предметной области без привязки к платным операционным системам и библиотекам, на рынке не представлено.

В свою очередь это определяет необходимость реализации единого пакетного программного решения, которое смогло бы решить вышеперечисленные задачи, и не было бы привязано к платным внешним компонентам. Отдельной приоритетной подзадачей является разработка алгоритмической базы и реализация компонентов по распознаванию и верификации рукописных символов именно в контексте предметной области, что позволило бы повысит скорость работы, снизить общее число ошибок, избавить обслуживающий персонал от избыточных действий по настройке и подготовке к эксплуатации.

3

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Приведём пример некоторых технических моментов, требующих решения на примере ABBYY Recognition Server (в контексте предметной области).

Жесткая структура компонентов требует избыточное число машин (компьютеров), а именно «Менеджер сервера», «Станция сканирования», «Станция обработки», «Станция индексирования», «Станция верификации», «Консоль удалённого администрирования».

Привязка к платным операционным системам семейства Windows. Во-первых, это означает как минимум покупку и ежегодное продление одной или нескольких ОС Windows Server и множества ОС типа Windows 7 и Windows 8. Во-вторых, это означает завышенные системные требования и необходимость наличия отдельных компьютеров, т.к. основные сервера и рабочие станции работают на системах семейства Unix (например, Debian). В-третьих, это несет проблемы, связанные с использованием различных файловых систем. В-четвертых, это создает кадровые проблемы, т.к. возникает необходимость держать в штате специалистов по работе с различными операционными системами. В-пятых, это вызывает проблемы с масштабируемостью, т.к. при колебании объема обрабатываемых данных требуется закупка новых лицензий, что невозможно осуществлять в сжатые сроки, которые установлены регламентом проведения государственной аттестации учащихся.

Решение носит общий характер и не имеет готовой версии продукта для использования в задачах, связанных с автоматизацией аттестации с учетом всех требований регламента.

Конечно, не стоит забывать, что с технической точки зрения основные задачи — распознавание содержания и структуры документа, организация верификации и передачи данных, их хранение и обработка. Принцип работы — интеграция гетерогенных источников информации и унификация рабочих данных в среде единого программного комплекса в составе информационного пространства образовательной организации [2].

Специфика предметной области — требования к продукту регламентируются законодательством.

Основные регламентирующие документы:

1. Федеральный закон РФ «О персональных данных», N 152-ФЗ от 27.07.2006.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

3. Формат предоставления данных ГИА-9 для субъектов, не использующих АИС Г(И)А — Федеральная база данных государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

4. Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения ГИА.

5. Порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования.

6. Регламент проведения ГИА.

Создание типового решения повлечет качественное изменение продукции (услуг):

1. Появится пакетное решение, адаптированное для избранной предметной области. Наличие готовых конфигураций. Сокращение времени развертки.

2. Отпадает необходимость приобретения дополнительного оборудования (Windows-based рабочих станций) и сопутствующего платного программного обеспечения (Windows Server и т.п.).

3. Сопутствующее решение по резервированию данных, а значит снижение рисков потери информации.

4. Решение будет адаптировано к программно-аппаратной среде региональных центров обработки информации (РЦОИ).

Литература

Таврический научный обозреватель www.tavг.science

1. Бахтенко Е. А., Зайцев В. Н. Инструментальная среда автоматизированной разработки веб-интерфейсов. // Материалы всероссийской научной конференции «Молодые исследователи — регионам» — Вологда: ВоГТУ, 2010. — Т.1. — С. 29-30.

2. Бахтенко Е. А., Измайлов И. А. Проектирование базы данных системы оперативного прототипирования и обновления многокомпонентных информационных систем // Сборник статей по материалам XXXVII международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: инновации в современном мире» — М., Изд. «Интернаука», 2015. — С. 15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.