Научная статья на тему 'Аналитическое моделирование тяговой системы электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой'

Аналитическое моделирование тяговой системы электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
250
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ / ELECTRIC VEHICLES / АВТОМОБИЛЬ С КОМБИНИРОВАННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ / MATHEMATICAL MODELING OF PROCESSES / HYBRID VEHICLES

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Строганов В. И., Козловский В. Н., Сорокин А. Г., Мифтахова Л. Н.

В работе представлены результаты аналитического моделирования тяговой системы электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of analytical modeling of electric traction systems and vehicles with a combined power plant.

Текст научной работы на тему «Аналитическое моделирование тяговой системы электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой»

УДК 629. 113

В. И. Строганов, В. Н. Козловский, А. Г. Сорокин, Л. Н. Мифтахова

АНАЛИТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЯГОВОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

И АВТОМОБИЛЕЙ С КОМБИНИРОВАННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ

Ключевые слова: электромобиль; автомобиль с комбинированной силовой установкой; математическое моделирование

процессов.

В работе представлены результаты аналитического моделирования тяговой системы электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой.

Keywords: electric vehicles; hybrid vehicles; mathematical modeling of processes.

The results of analytical modeling of electric traction systems and vehicles with a combined power plant.

Накопленный опыт разработок и исследований в электромобилестроении позволяет сформулировать требования к технико-эксплуатационным показателям (ТЭП) АТС с учетом характерных условий работы транспортного средства. Основные эксплуатационные показали, оказывающие влияние на выбор силовых агрегатов его тяговой системы, - это полный вес АТС - С(Н); мощность комбинированной энергоустановки (ГЭУ) - РГЭУ (Вт), количество ведущих колес - п; номинальная сила тяги - Рн (Н), обеспечивающая АТС движение с номинальной скоростью им по подъему ¡м; максимальная скорость имакс - (км/ч); максимальная сила тяги -рмакс (Н), обеспечивающая АТС преодоление предельного подъема ¡Пр при движении со скоростью имин (км/ч); перегрузочная сила тяги - Рпг (Н), обеспечивающая АТС движение по подъему ¡г со скоростью ин при допустимом

нагреве силовых агрегатов тяговой системы; производительность; удельно-приведенный расход энергии и эффективность тяговой системы.

Требуемые ТЭП обеспечиваются оптимизацией взаимосвязей в АТС, что наиболее рационально может быть выполнено при использовании методики исследования тяговых систем «от двигателя к энергоустановке». Эта методика учитывает назначение АТС и его заданных ТЭП. Развивая заложенный в ней подход к анализу согласованного функционирования совокупности элементов, узлов и агрегатов, составляющей транспортное средство в целом, силовые агрегаты тяговой системы в настоящей работе рассматривались в составе системы дорога - колеса -двигатель - преобразователи - ГЭУ [1].

Этот принцип дал возможность аналитически описать в едином координатном базисе взаимосвязи между дорожными условиями движения электромобиля и работой тяговой системы, на основании чего упорядочивается определение параметров и характеристик ее силовых агрегатов.

Большое влияние на формирование тяговой характеристики электромобиля F(и) оказывают

регулировочные свойства и показатели ТЭД, параметры и внешние характеристики бортовой энергоустановки (БЭУ). Известно, что сила тяги, развиваемая АТС, определяется отдаваемой БЭУ, в

нашем случае - ГЭУ, полезной мощностью Ргэу и КПД тяговой системы Г]тс АТС. Максимальная

требуемая полезная мощность Ргэумакс ГЭУ в стационарных режимах рассчитывается для заданной максимальной скорости имакс АТС при ровной дороге (i = 0) по формуле:

(1)

%

где f и Кт - соответственно коэффициенты сопротивления движения. Используя выражение (3.1), тяговую характеристику F (и) АТС представим выражением:

F (и) = РКЕумакС^ъ (2)

и

когда дана максимальная мощность Ргэумакс ГЭУ, или соотношением

Р _ G(f + К„ииакс )ушкс

КЭУмакс ~

F (и) _

РКЕУмаксП-£.

(3)

при заданных требованиях к основным эксплуатационным показателям. Тяговые свойства АТС можно выразить на графике тягового баланса (рис. 1) характеристикой в координатах (и, F).

Здесь представлены как сила тяги F, так и суммарные силы FE сопротивления движению,

рассчитываемые по уравнению тягового баланса транспортного средства для заданных в требованиях преодолеваемых подъемов дороги:

¡ = = ¡н; ¡ = ¡ пг; ¡ = ¡ пр.

Здесь представлены как сила тяги F, так и

суммарные силы ^ сопротивления движению,

рассчитываемые по уравнению тягового баланса транспортного средства для заданных в требованиях преодолеваемых подъемов дороги:

i = 0;i =iн;i =iш;i =iпр.

и

Проведем на графике тягового баланса прямые, параллельные осям координат, которые соответствуют максимальной силе тяги рис.1 (штриховая линия АВ):

^акс = G(f + >пр + ).

(4)

максимальной скорости Омакс (штриховая линия

ББ), определяемые как решение уравнений тягового баланса, выводимого из системы, характеризующей тяговые свойства АТС Р(и) и суммарную силу

сопротивления ГЕ при движении его по ровной дороге:

FC=G( + Кwv ;.

(5)

Рис. 1 - Предельные тяговые характеристики АТС

Тяговая характеристика Я" V)

представляется тремя характерными участками. Линия АВ ограничивает тяговое усилие на уровне ^маю. Точка В пересечения прямой Я" = Рмакс с зависимостью Я" V ^определяет диапазон изменения скорости от нуля до граничной скорости игр.

РГЭУмаксУ^

F„a«c = G(f + inp + Kwv ) =-

При известных РкЭУмакс -iпр

(6)

расчетной

формулой для граничной скорости v

гр ■

v =-АРкЭУмаксЛъ ,

юкш +

f + i„.

( РкЕУмаксУт, 1

"I HSKW J

уКЭУмажЛъ

(7)

f+in

J

2вКш Щ -/С J ^ 2вКл

Точка D пересечения характеристики F (v)

с прямой V = VMaKC (рис.1) определяет граничное

тяговое усилие F ' F = G(f + K v2 )

Участок гиперболы BCD характеризует полученную эффективность энергопреобразования в силовых агрегатах тяговой системы при выбранной мощности автономной энергоустановки. Точка С тяговой характеристики F (v) используется для

определения режима энергопреобразования, при котором выявляются перегрузочные (по температуре) свойства силовых агрегатов тяговой системы. Ее положение задается выбором номинальной скорости ин. Вторая координата точки С характеризует силу РПГ , затрачиваемую на преодоление суммарной силы

^сопротивления движению электромобиля по

подъему Iпг с номинальной скоростью ин.

Точкой N на прямой V = Рн задаётся

номинальная сила тяги Гн . Подъем, для которого характеристика суммарной силы сопротивления движению V проходит через данную точку,

принимается за номинальный (1н). Положение точки N как точки номинального тягового режима, выбирается из соображений придания электромобилю динамических свойств, требуемых при движении в городских условиях. Следует отметить, что по величине Рн определяются номинальный момент Мн ТЭД и возможность длительной работы силовых агрегатов тяговой системы по условиям нагрева.

Номинальная Рн и перегрузочная силы тяги РПГ определяется соотношениями:

FH = G( + iH +Kwv2H) ;

Fnr = G(f + iH + KWV2H ) =

PКЭУмаксVz

(8) (9)

Номинальная скорость VH при известном уклоне дороги iпг '

ÎP/QyMaœ11!, 2GK

f + ¡п,

+ ( РкЕУмажУъ 1

I HSKW J

+ -

РКЭУмаж11 z

(10)

f + /'„

{ РкЕУмажЛъ 1

J

(11)

2вКш Щ ЪКШ I { 2вКи

При известной величине I пг значение подъема находится из выражения

РКЭУмаксЛч. /г , ¡у 2\ 1 пг =-~--V + )■

Необходимо отметить, что выбор величины номинальной скорости Рн предопределяет энергетическую эффективность создаваемого транспортного средства, поскольку эта величина совместно со значением Гн формирует область работы силовых агрегатов тяговой системы с максимальным КПД. Поэтому при создании тяговых

систем АТС за номинальную скорость Рн выбирают такую, которая преобладает при заданных условиях эксплуатации и обеспечивает АТС наилучшие технико-эксплуатационные показатели.

Требуемые кратности максимальной скорости движения АТС:

К.,=р„

■sмакс ! VH -

Максимальная сила тяги:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

и

гр

+

к _ FMam _f + 'пр + Кwurp

FH f + iH +Kwu2H

(13)

Диапазоны изменения тяговых усилий и скоростей могут достигать соответственно значений ^ = 3...4 и Ки = 3...6.

Таким образом, учет заданных основных ТЭП АТС и параметров силовых агрегатов СТП и КЭУ в процессе создания тяговых систем АТС позволяет конкретизировать исследования, детерминировать расчеты и исключить ряд неопределенностей, затрудняющих обеспечение требуемых тяговых характеристик. При создании образцов АТС в качестве инженерной методики использовалась последовательность выше полученных зависимостей.

При создании городского ЭМБ или АКСУ первоочередной задачей является установление совокупности взаимосвязей и закономерностей между ТЭП и заданными тягово-динамическими характеристиками ЭМБ или АКСУ с учетом параметров и характеристик гибридной энергоустановки (ГЭУ) и тягового электродвигателя (ТЭД), составляющих основу силовой цепи преобразования и передачи энергии [1]. Одна из основных задач при этом состоит в обосновании рациональных методов их выбора и согласования, выявления путей оптимизации агрегатов для получения заданных (или желательных) энергетических и технико-эксплуатационных показателей как тяговой системы электромобиля, так и транспортного средства в целом.

Вращающий момент М, развиваемый ТЭД, для заданной тягово-динамической характеристики ЭМБ или АКСУ определяется выражением:

и^ (14)

M _

где ит и 7]т - соответственно передаточное число и КПД трансмиссии; Гт - радиус качения ведущего

колеса.

Для вращающего момента М:

M _ Мдин + Мс.

(15)

Здесь Мс _ a + bo2, Мс валу ТЭД, Нм;

■статическии момент на

a _

Gyrk. _ b _ 0,5cxPSrl3 .

j

utVT

u%

(16)

o - угловая скорость вращения вала ТЭД, равная ии

o _ -

4T

(17)

' k

М = Л - динамический момент,

дин 2 ^^

обуславливаемый приведенным к валу ТЭД моментом инерции ,УЕ частей, совершающих вращательное и поступательное движение,

п

. т (18)

"тЧт

uUt

Для определения механической

характеристики М ф ¡ТЭД необходимо

воспользоваться тяговой характеристикой и )АТС. Тогда при заданной максимальной

мощности

P,

ГЭУ .макс

ГЭУ

механическая

характеристика ТЭД представляется выражением

М _

РгЭУ.максЛк

ф ■ (19)

Для принятой методики исследования тяговой системы электромобиля (ТСЭ) «от дороги к ГЭУ» должны удовлетворяться технические требования к ТСЭ, при этом механическая характеристика ТЭД имеет вид:

М _

G ( + Кwu!^ai(C имаксгц.

(20)

o

Используя приведенные выше

соотношения, можно построить механическую характеристику ТЭД (рис. H) для некоторого постоянного передаточного числа трансмиссии (uT _ const).

На рис. 3 изображены механическая характеристика M(o) и зависимости, приведенных к валу ТЭД, статических моментов М c суммарных сил

сопротивления движению ЭМ для различных уклонов дороги.

По аналогии с тяговой характеристикой F(и) механическая - M(o) имеет три характерных участка: участок АВ - постоянного (максимального) момента Ммакс, развиваемого ТЭД; участок BCD -

постоянной мощности (М(o) = const), которая определяется предельными параметрами КЭУ и ТЭД; участок DE - максимальной скорости а)макс.

При этом справедливы следующие отношения:

Ки

М„

Frr

Мг,

■ _ К

(21)

Рис. 2 - Механическая и нагрузочные характеристики тягового электродвигателя

Пользуясь известными соотношениями, зависимость М ф ¡можно преобразовать в вольтамперную характеристику ТЭД и ( ) (и, / -напряжение и ток ТЭД) (рис. 3). Для двигателя

постоянного тока независимого возбуждения имеем соотношения:

и = Е + ¡Я; Е = ТфФ; I = М/(ТФ), (22)

где Т - конструктивный коэффициент двигателя; Ф - магнитный поток; Е - противо-ЭДС двигателя; Я -суммарное сопротивление цепи якоря, Ом (рис. 3).

Рис. 3 - Зависимость электродвигателя

и ( )

тягового

Величина тока I двигателя получается из выражения баланса мощности Ргэу1 = Мф решением квадратичного уравнения: /2 + ркэу7121р> = 0 в результате получим: / = (У_4и2_4/?/р5У11Е /2^)

(23)

(24)

Принимая координаты точки N в качестве номинальных значений напряжения и тока Уы=ин\/м=/н ), тогда режимы работы ТЭД, соответствующие точкам В и Б, описываются уравнениями:

дин

иБ = имин = ЕнфВ*ФВ* + КМ

ип = и макс = ЕнФП.ФП. + М„

Фб*

и

Ф:

п*

¡п ¡мин

= имин _ VиМиин _ + КиМакс )имакЛ ;

_2Я_;

имакс _ VиМакс _ + К„иМакс КаксЪ

(25)

(26)

где Фб * = фв/фн; фп * = фп1 фн; Фб* = ФБ/фн; Фп*=Фп/Фн;м3р. = МрМ; фви фв- угловая скорость и магнитный поток ТЭД для точки В зависимости М ф ) на рис. 3; ф0 и Ф0 - то же самое для точки Б; МГр - значение момента ТЭД в точке Б; дин = ¡НЯ - внутреннее падение напряжения ТЭД в номинальном режиме. Здесь и далее индекс (*) соответствует относительному значению параметра, т. е. отношению текущего значения к номинальному, отмеченному подстрочным индексом «н».

При известных параметрах двигателя и трансмиссии можно вывести из механической

характеристики по выражениям для момента в точках В и Б следующие расчетные формулы:

м0 =мгр = -

Сгк

ит1т Ог,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

( + ^ пр 1 '4 и/ ^гр

"тЛт

И, следовательно: £гк

( + К 1^и2!акс

+ к „и ) );

/

кФмшСиТ1т = вГ*

кФ

( + ¡пр + К„игр ) ;

( + ^ и/имакс ) >

(27)

(28)

~мигиТЛТ

где Фмакс,Фмин - максимальное и минимальное

макс мин

значения магнитного потока ТЭД.

Использование уравнений (28) позволяет определить кратность магнитного потока электродвигателя

/ + /'„„ +/С и,2

К Ф максимального

Ф

К _ макс ** а

' пр

^ш'-'гр !МИН

(29)

ф f + K и2 /

мин ' ш макс макс

Из уравнения мощностного баланса для точки Б на механической

характеристике М(ф) _ РЮумак1 = Мпфмакс ,

выводится расчетная формула для минимального магнитного потока:

ркэу^ъ

Ф,

^мин фмакс

(30)

На основе выражений (29, 30) можно рассчитать величину максимального магнитного потока Фмж по формуле:

Ф

{ + 'пр ИРКэУЛъ

макс , 2

' + Л ж и макс

(31)

мин ^ макс

а затем определить диапазон изменения магнитного потока:

ДФ = Ф _ Ф

макс мин

РКЭУЛ2

Т1 минфмакс

f + ¡пр + Кир _ 1 f + Км/имакс

(32)

Из уравнения мощностного баланса на механической характеристике ф решением

квадратного уравнения

и

кФ

^ лл

_ф + РРкЭУмакс1 = о

(33)

Ь^макс 2

находится выражение для расчета номинальной угловой скорости:

ф =

ин + Уи2 _ 4ЯРкэУмакс1и

2ТФмакс

(34)

Кратность максимальной угловой скорости можно рассчитать по выражению:

к,

2А-Ф

(35)

^Я +№ _ 4РРЮУИКСС1 ' Номинальный ток ТЭД ^ определяется через момент Л^ в точке N на предельной механической характеристике двигателя:

I =-

ТФнит1т

(/ + ¡н + Ки1).

(36)

¡Б ¡макс

Передаточное число трансмиссии играет важную роль в процессе энергопреобразования. С одной стороны, он определяет величину среднего КПД силовой цепи преобразования и передачи энергии от КЭУ к ведущим колесам, с другой -обеспечивает достижение максимальной скорости по предельной тяговой характеристике ЭМ. Используя соотношение (17) передаточное число трансмиссии Ыт определяется выражением:

ЛСн ____

"г = (37)

где сон определяется по (34).

Учитывая, что Ен = ин — Аин, получим:

и = ^ ман

ин и

// = макс = I 1 — и макс* ~ ц — I 1

ин

АЦ,

Ж,

1—+

(38)

Анализ выражений (38, 39), относительно параметров Кс и км дает возможность оценить

приемлемый способ управления ТЭД - способ двухзонного регулирования, для реализации закона регулирования Мс и, следовательно, тяговой

характеристики Гр.

Управление ТЭД в диапазоне угловых скоростей со <сн осуществляется за счет снижения напряжения, подводимого к его зажимам. Одновременно, как правило, увеличивают ток возбуждения, а значит, и магнитный поток, значение которого ограничивается в основном степенью насыщения ТЭД и не превышает Фв* = 1... 1,5. Получение максимальных скоростей достигается уменьшением потока и поддержанием постоянства напряжения и > ин, при этом значение Фо*, лимитируется, прежде всего, потенциально-коммутационными условиями на коллекторе ТЭД, при чрезмерном снижении магнитного потока. Выбираем величину минимально потока равной Фо* = 0,2...0,3. Если Кс = 4...6, то напряжение на зажимах ТЭД повышают до и . = 1,3... 1,5. В

^ ^ ^ макс* ' '

общем случае соотношение между параметрами Фо* и имакс* определяется заданной кратностью

максимальной угловой скорости, соображениями экономичности и требованиями минимизации массы и размеров ТЭД и ГЭУ.

Определив зависимость и(1), переходим к построению внешней вольтамперной

характеристики ГЭУ с регулятором, которая должна соответствовать заданной тяговой характеристике ЭМ:

и = ич = 1

игэу к ' 'ГЭУ к , пи п1

(40)

где ки, к, - соответственно передаточные

коэффициенты бортовых вентильных

преобразователей по напряжению и току.

Регулирование угловой скорости и напряжения в широком диапазоне вверх и вниз от номинальных значений обуславливает

соответствующий подход к выбору расчетной мощности тягового электрооборудования. Так расчетная мощность ТЭД определяется его номинальной мощностью рн согласно заданному длительному режиму работы силовых агрегатов тяговой системы ЭМБ или АКСУ, и кратностью максимальной угловой скорости Кс:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ррасч = КЮРИ » МнСмакс . В Процессе ^Кгар^аНИЯ (или выбора) ТЭД необходимо учитывать значение максимального тока нагрузки

1 макс* = 1 макс! 1 н = Км/ФВ* .

Расчетную

мощность

Рг

ГЭУрасч

комбинированной энергоустановки выбирают из условия реализации требуемой мощности в длительном режиме с учетом принятого закона регулирования напряжения на ее зажимах. При этом ГЭУ должна кратковременно выдержать токи

нагрузки Гэумакс

. Так как наибольшее длительное

значение тока имеет место в номинальном режиме, то расчетная мощность РГЭУрасч пропорциональна

максимальному напряжению игэУрасч. Выражения,

позволяющие рассчитать максимальные значения напряжения и тока ГЭУ:

и.

где

ик

и..

ик

к„

-- кио/ки

Л1Ю1 кин > к1В*

(41)

-кв/кн ;кио, к,в -

соответственно передаточные коэффициенты вентильных преобразователей по напряжению и току, определяемые его работой в точках Б и В зависимости и( ) . Тогда:

Р = Р и

ГЭУрасч г ГЭУн^ ГЭУмакс *

= РГЭУнимакс*/киО* . (42)

Таким образом, рассмотренные уравнения связи между основными параметрами ТЭД, БВП и ГЭУ позволяют определить величины

Ка,Км, и макс*, ,макс * , расчетные мощности агрегатов

силовой цепи и другие параметры, обусловленные режимами работы ТСЭ. Указанные величины существенно влияют на энергетические и технико-эксплуатационные показатели, а также на выбор конструктивного исполнения, номинальных данных и внутренних параметров ТЭД, БВП и КЭУ.

Литература

1. Машихлин А.Д., Мансурова А.З. Особенности решения задач тяговых расчетов автосамосвалов с электрическим приводом//ЭТП. Сер. Тяговое и подъемно-трансп. электрооборуд. -1975. -Вып. 4(37).

ио

I

I

КЭУмакс

I

макс

КЭУмакс

КЭУн

2. Строганов, В.И. Инновационные методы исследования качества и надежности электромобилей и автомобилей с гибридной силовой установкой: монография / В.И. Строганов, В.Н. Козловский. - М.: ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)». -2012. - 228 с.

3. Сорокин А.Г., Горбачевский Н.И., Мифтахова Л.Х. Методы моделированиея электромагнитных и

тепловых полей системы индукционного нагрева для технологических комплексов производства пластмассы. - Вестник КГТУ, 2014, т.17, №1 - с.111-114.

4. Козловский В.Н., Горбачевский Н.И., Сорокин А.Г., Кислинский В.Б., Мифтахова Л.Х. Аналитический комплекс прогнозирования надежности электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой. - Вестник КГТУ, 2014, т.17, №3 - с.227-230.

© В. И. Строганов - к.т.н., МАДГТУ «МАДИ», г. Москва; В. Н. Козловский - д.т.н., ПВГУС г.Тольятти; А. Г. Сорокин -канд. техн. наук, доцент кафедры электротехники и энергообеспечения предприятий НХТИ КНИТУ, [email protected], Л. Х. Мифтахова - аспирант каф. ТОТ КНИТУ, ст. препод. каф. ЭТЭОП НХТИ КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.